Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Детская школа искусств 46 г

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05


Муниципальное автономное дополнительное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 46»

г. Кемерово Кемеровской области

Методическая разработка

«Ансамблевое музицирование.

Основные принципы работы

с детским инструментальным ансамблем малых форм»

подготовила

преподаватель по классу баяна, ансамбля

Еременко Юлия Александровна

г. Кемерово

2014

Введение

Современное дополнительное музыкально-художественное  образование приобретает большое значение в деле выполнения задач эстетического воспитания учащихся, что предъявляет современные требования к качеству обучения и личности преподавателя.

Последние изменения в современном законодательстве о дополнительном образовании поставили образовательным учреждениям дополнительного образования детей немного разные цели.  Деятельность школ искусств, реализующих  предпрофессиональные образовательные программы, при поступлении в которые утвержден творческий отбор, направлена на профессиональную подготовку учащихся. Дома  творчества, работающие в общеразвивающем направлении, доступные детям любого возраста, с различными музыкальными данными, просто выразивших желание заниматься творчеством, основываются на общеэстетическое развитие детей. Но миссия этих образовательных учреждений остается общей: эстетическое воспитание и формирование личности посредством творчества, развитие одаренности детей и формирование их духовного мира. 

Одной из обучающих форм, наиболее полно отвечающих современным педагогическим требованиям в данном процессе имеет ансамблевое музицирование.

Актуальность данной работы заключается в доступности формы детского ансамблевого музицирования и возможности  творческого самовыражения большему количеству детей.

Автор  предлагает рассмотреть ансамблевое музицирование в виде малых форм. Дуэты и трио наиболее доступны в любых образовательных условиях. Форма малого ансамбля позволяет наиболее ярко раскрыться юным исполнителям,  получить желаемый и всегда положительный результат, совместить выполнение поставленных педагогических задач в процессе урока.

Целью  и задачами работы являются: определение основных исполнительских принципов игры в детском малом ансамбле, практических способов достижения успешной исполнительской практики концертного детского инструментального коллектива.

Основой методической работы является педагогический опыт автора, руководителя   детского трио баянистов «Кадриль» МАОУДОД «Детская школа искусств № 46» г. Кемерово.

Данная методическая разработка рекомендована как практическое руководство для начинающего преподавателя или преподавателя, ограниченного в условиях преподавания предмета. Методика может быть реализована в образовательных учреждениях дополнительного образования детей любой категории.

Если понятие «музицирование» относится сугубо к сфере музыки, то понятие «ансамбль» (от французского ensemble, буквально - вместе, сразу) употребляется в самых разных областях знания. Ансамбль в теории и практике музыки, в свою очередь, имеет несколько значений и содержит много частных определений (интонационный, ритмический, хоровой ансамбль и т.д.). Но основными являются следующие: камерное произведение для небольшого состава исполнителей-инструменталистов или вокалистов и согласованность совместного исполнения. Ансамблевое музицирование как обучающая форма в дополнительном образовании использовалась всегда, но занимала не значительное место. Для наиболее одаренных детей – это важнейшая форма занятий, в значительной мере способствующая повышению качества их профессиональной подготовки для продолжения обучения и получения профессии музыканта. Для детей со средними музыкальными данными и не планирующими продолжение обучения музыке профессионально – это возможность самореализации через творчество.

Педагогическая ценность ансамблевого музицирования недостаточно познана. Этот вид работы не получил практического освещения в методической литературе. Вместе с тем ансамблевое музицирование обладает большими способностями,  рассмотрение которых позволило выдвинуть следующую гипотезу, – ансамблевое музицирование способно повысить развивающий эффект музыкального обучения, что позволит реализовать идеи коллективной деятельности, формирование коммуникабельности учащихся, активизации педагогики сотрудничества.

Воспитанием навыков игры в ансамбле необходимо заниматься на протяжении всего периода обучения игре на инструменте. Определим три категории ансамбля, приемлемых  к применению в любых условиях:

  •  «Учитель-ученик».
  •  Учебный  ансамбль-дуэт.
  •  Концертный детский инструментальный ансамбль (дуэт, трио, квартет).

Рассмотрим подробнее каждую из представленных категорий детского инструментального ансамбля.

«Учитель-ученик». Роль  ансамблевой игры на начальном этапе является лучшим средством заинтересовать ребенка, помогает эмоционально окрасить обычно малоинтересный первоначальный этап обучения. Категория ансамбля «Учитель-ученик» должна стать основным способом музицирования учащегося первого года обучения. Ансамбль «Учитель-ученик» именно на начальном этапе на решает самую сложную и необходимую для ученика  психофизическую задачу: развитие и активизацию всех видов восприятия: зрительного (читка с листа), сенсорного (способы взятия звука), слухового (звуковоспроизведение), мышечного (позиционная игра).

Для работы преподаватель может использовать наипростейшие мелодии и детские песенки, уже знакомые ученику и выученные на уроке специальности. Партию преподавателя рекомендуется усложнить гармонически и мелодически, чтобы ученик слышал более ярко краски исполняемой им простой мелодии. В таком выражении игра в ансамбле является внутриклассной формой работы, но может существовать в концертном варианте (исполнение на родительском собрании или концерте класса).

Сотрудничество учителя и ученика в музыкальной педагогике понимается как сотворчество. В сотворческом процессе работы над художественным образом пьесы, пусть даже самой простой, возникают условия для осуществления основных идей педагогике сотрудничества: изменения отношений между учителем и учеником, изменения цели, творческое  воспитание.

Игра ученика в ансамбле с педагогом заключает в себе возможность передачи музыкального и жизненного опыта, исполнительского кредо и эстетических взглядов учителя ученику непосредственно в процессе исполнения музыкального произведения.

Для установления взаимного творческого контакта между преподавателем  и учеником данная ансамблевая форма – идеальное средство. 

При данной форме работы меняется принцип оценивания деятельности учащегося. Снимается риск негативной оценки выступления и возникает возможность других форм оценивания, направленных на развитие чувства уверенности, защищенности.

Учебный ансамбль-дуэт. Формируя такой состав ансамбля, преподавателю необходимо основываться на важном принципе. Участники ансамбля должны иметь одинаковый уровень наученности и музыкальных способностей, желательно, одного возраста (или близкого). Почему именно такие условия?

Исследование  психологических особенностей подростков позволяет говорить об особой актуальности этого вида работы именно в подростковом возрасте в связи с определенными изменениями в структуре психики подростка. К таковым следует отнести потребность в общении (прежде всего со сверстниками), способность к абстрактному мышлению, повышенную эмоциональность. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми к ансамблевому музицированию как виду совместной деятельности.

Игра в ансамбле сверстников, особенно, подростков, ставит немного другие педагогические задачи. Слыша игру сверстника и видя его работу, ребенок сравнивает свои успехи с успехами товарища. Важно, чтобы исполнительские навыки ансамблистов не превалировали друг над другом. Это условие позволит преподавателю избежать замкнутости учащихся, нежелания учеников играть перед публикой, гордиться собственными достижениями. Принцип подбора репертуар для такого ансамбля должен основываться на доступности исполнения. Сначала необходимо учитывать образное понимание учащимися исполняемой пьесы, только потом ее техническую сложность. Партии в таком ансамбле должны быть равнозначными, не делиться на первую и вторую и основываться на принципе «вопрос-ответ».

Ученический ансамбль в виде дуэта облегчит детям задачи обучения. Именно в дуэте наиболее ярко прослеживается  прозрачность фактур, возможность интонационных перекличек, облегченное восприятие партии товарища, не теряя контроля над собственным исполнением.

Концертный детский инструментальный ансамбль.

На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально - интеллектуальных действий. Из этого следует, что игра в концертном ансамбле важна не только как способ расширения репертуарного кругозора или накопления музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений – эти занятия способствуют качественному улучшению процессов музыкального мышления. Развитие профессионального музыкального интеллекта получает полный просмотр только в том случае, если оно основывается на способности учиться активно, самостоятельно добывать необходимые знания и умения,  без посторонней помощи ориентироваться во всем многообразии явлений музыкального искусства.

Именно вид самостоятельной работы должен стать основным в таком коллективе. Разучивание партий, работа над технически сложными моментами, выучивание пьесы наизусть участник ансамбля должен выполнять самостоятельно во время домашней подготовки. Основное время репетиции коллектива преподаватель должен отводить моменту сыгрывания участников.

Под термином «сыгрывание» понимается высокая профессиональная оценка игры концертного ансамбля. Главный принцип этой оценки заключается в исполнении тремя (двумя) юными музыкантами одной пьесы. Это значит, что участники ансамбля должны одинаково думать,  одинаково дышать, одинаково чувствовать, одинаково понимать сценическую реакцию товарища во время игры. Для зрителя должно сложиться ощущение нахождения на сцене не нескольких, а одного исполнителя.

Репертуар   концертного ансамбля составляют пьесы концертной категории (эстрадные, виртуозные, полифонического склада и т.д.), содержащие яркие исполнительские приемы, виртуозные пассажи. Поэтому данный  вид ансамбля доступен учащимся уже подготовленным профессионально: уверенно владеющим исполнительскими техническими возможностями, имеющим опыт игры на сцене, умеющим работать в коллективе, владеющим (на начальном этапе) психологическими способами сценической реакции (умением быстро и точно принимать решение в момент исполнения на сцене).

Высокий профессионализм концертного коллектива имеет два составляющих: исполнительское и психологическое. Если первое содержит аспект технической подготовки, то второе основано на  уровне стрессоустойчивости ансамблистов и ощущение личностного комфорта. Рассмотрим подробнее каждое из составляющих детского ансамбля.

Формирование ансамблевого унисона.

Ансамблевый унисон является основой исполнительского ансамблевого мастерства и имеет ряд аспектов: одновременное взятие и снятие звука, одинаковые туше и штрих, общее чувство фразировки и ощущение динамических и агогических изменений.

Формирование этих навыков необходимо начинать с овладения приемом «единого дыхания» (авт.).

Упражнение «Воздушный шар». Учащиеся по команде набирают через нос как можно больше воздуха. В определенной точке по команде учащиеся одновременно задерживают дыхание. Затем дети медленно выпускают воздух, имитируя сдувающийся воздушный шар. Задача учащихся одновременно выпустить весь воздух и поднять руки вверх. Упражнение способствует развитию быстроты реакции, одновременного контроля над своими действиями и действиями товарища.

Упражнение «Дорожка». Упражнение заключается в простейших приемах игры технических упражнений по хроматической гамме (ступеньки, опевание, гаммы, аккорды и т.д.). В упражнении можно использовать как игру одной  и двумя руками вместе.

Упражнение «Зеркало». Учащиеся по очереди исполняют мелодические обороты, попевки, простейшие одноголосные пьески и т.д. Задача ансамблистов очень точно со всеми нюансами повторить игру товарища, «отразиться в зеркале». Преподаватель может варьировать задание. Этот прием можно использовать в работе над концертными пьесами.

Формирование стабильности концертного выступления.

Стабильность и успешность концертного выступления играет огромную роль в существовании коллектива, его сплоченности и профессиональном росте. Поэтому  участники ансамбля должны  обладать «чувством локтя», уметь при необходимости во время исполнения взять на себя лидирующую роль, чтобы «спасти» ситуацию на сцене. Другими словами, каждый из ансамблистов должен быть стрессоустойчив и иметь психологическую подготовку к публичному выступлению. 

Существует множество психологических методов  и техник по формированию навыка стабильности концертного выступления. Основные, которые мы можем использовать в работе с юными музыкантами,  метод  мультиплицирования (преумножения) и метод метафоры.

Основной целью метода преумножения является пробуждение скрытых возможностей юных музыкантов через осознание творческого подъема, преувеличение этого состояния.

Упражнение. Учащиеся по просьбе педагога закрывают глаза и концентрируются на внутренних ощущениях. Дети могут описывать ощущения в мышцах, внутренних органах и т.д. Затем открывают глаза и фокусируют внимание на внешних признаках обстановки (свет, звук, запахи и т.д.), рассказывая о них. Далее учащиеся переключаются на свой мир фантазии и чувств, рассказывают об ощущениях. Это упражнение дает существенный результат через определенное время и позволяет детям без особого напряжения работать со своими ощущениями.

Упражнение «Якорь». Педагог акцентирует внимание учащихся во время исполнения на некоторых физических состояниях и технических моментах, прикосновением к игровому аппарату, регулируя положение музыкального инструмента. Ученики  должны осознать взаимосвязь ощущения физического состояния тела (поза корпуса, плеча, запястья, положения ног.), постановки инструмента и момент творческого подъема, провести внутреннюю психологическую горизонталь, определив для себя «точки пресечения» этих составляющих и «заякорить» их взаимосвязь в собственном сознании.

Высокие результаты в применении данной техники дает использование в процессе занятий метронома.

Метод метафоры (от греч.- перенесение, образ) очень эффективен в условиях критических психологических ситуаций (концертов, конкурсов, экзаменов), когда юным исполнителям необходимо быстро и точно сконцентрироваться на собственном внутреннем состоянии. Задача педагога- «перепрограммировать» главную цель публичного выступления детей – получения высокой оценки зрителей.

Упражнение (выполняется коллективно или индивидуально).  

  1.  Ребенок боится трудностей (выражается в страхе перед исполнением сложного нотного текста). Педагог предлагает ученику представить восхождение на гору. Метафора символизирует прохождение трудного пути вверх, преодоление трудностей, «прохождение пути» небольшими отрезками.
  2.  Ребенок эмоционально закрыт (выражается в чувственной и эмоциональной зажатости во время выступления). Педагог в работе с учеником использует символ «реки». Спокойное внутреннее «созерцание воды» помогает ученику успокоиться и выразить свое эмоциональное состояние, имитируя образный рисунок «течения реки».

После выполнения упражнения необходимо проговорить с учеником описание образа и личные ощущения состояния.

Заключение

Таким образом, ансамблевое музицирование можно определить как совместное исполнение музыкального произведения несколькими музыкантами, требующее специфических навыков. Профессионально определить эти навыки - непосредственная и главная задача преподавателя.

Форма  малого ансамбля наиболее целесообразна в работе над тем материалом, который необходим каждому учащемуся для полноценного музыкального развития. Развивающий эффект ансамблевого музицирования проявляется только тогда, когда оно базируется на рациональной методической основе. Сюда входят и репертуарная политика, и соответствующая организации работы над произведением, и продуманные способы педагогического руководства.

Литература:

  1.  Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя //Вопросы психологии. – 1975. – № 1. – С. 68 – 79.
  2.  Дудина А.В. Ансамбль в музыкальной школе (из опыта работы с дуэтами баянистов в младших классах ДМХШ). Москва, 2010 г.
  3.  Дудина А.В. Ансамблевое музицирование в классе баяна (аккордеона) детской музыкальной школы. Москва, 2006 г.
  4.  Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону, 2002 г.
  5.  Тараканова Н. Э. Развитие мотивации у юных музыкантов// Музыкальная психология и психотерапия. 2008. №6.
  6.  Рапецкая Л.В. Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними данными. С-Петербург, 2000 г.
  7.  Ушенин В.В. Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов). Воронеж, 2001 г.
  8.  Фридман Л.М. Пушкина Т.А. Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. Москва, 1988 г.




1. Кубанский государственный технологический университет КубГТУ Факультет экономики управления и би
2. ПРАВО ЄВРОПЕЙСЬКОГО СОЮЗУ
3. Определения идеи виды функции принципы концепции
4. Аврора6. Юбилейная Монета 1967 50 копеек СССР В.html
5. 26 основных понятий политического анализа
6. бутылки шампанского стаканчики или бокалы к
7. Проблемы развития малого бизнеса в аграрной сфер
8. Контрольная работа- Разработка карт производственного процесса и мероприятий по его совершенствованию
9. Курсовая работа- Классификация и виды бухгалтерских балансов
10. принцип происходит от латинского principium начало основа
11. Варіанти індивідуальних завдань
12. Сущность и виды корпоративных конфликтов
13. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора економічних наук Київ ~ 2000
14.  Объяснить пациенту суть и ход предстоящей процедуры и получить его согласие
15. . Уголовное право это- наука о преступлении и наказании их истории современном состоянии и перспектива
16. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук спеціальність 14
17. Город костей Кассандра КлэрГород костей Серия- Сумеречные охотники ~ 1 Пере
18. Work of computers spnning this plnet nd is now strted to bring in the surrounding re like spce
19. а и при добавлении ксилола который облегчает удаление выделяющейся при поликонденсации воды в виде азеотро
20. Структурные и функциональные характеристики пословиц и афоризмов