Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

90ые гг. ХХ века и в настоящее время

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05



МАРГИНАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Атаев Л. С.©

МАРГИНАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Проблемы маргинализации (ухода от активной общественной жизни, асоциального поведения) в той или иной степени существовали всегда. Однако особенно актуальными они стали в 50-90-ые гг. ХХ века и в настоящее время. Думается, это связано с такими объективными факторами, как урбанизация, ускорение темпов общественной жизни и научно-технического прогресса. Теперь приходится говорить не только о маргинализации социально неблагополучных слоев или традиционных социальных аутсайдеров (алкогольно-и наркозависимые, малоимущие, анархо-ориентированные и пр.), но и о достаточно высоком проценте маргинализации молодого поколения.

Понятие «маргинальная личность» было предложено Р. Парком в 1928 г. [Park R. E., 1928] для обозначения, в первую очередь, мигрантов, находящихся в ситуации необходимости адаптации к новым социокультурным реалиям, т.е. людей, находящихся в «пограничном» положении существования сразу в двух культурных контекстах: субъективном (внутреннем) и объективном (внешнем).

В настоящее время маргинальность стала пониматься не только как результат межкультурных или этнических конфликтов, но и как следствие социально-политических процессов [Осипов Г. В., 1998]. Возможно и более широкое понимание маргинальности как универсального и закономерного культурного феномена, детерминированного групповыми условиями существования человеческой общности. Главный признак маргинализации – разрыв социальных связей, погружение индивида на своеобразное дно, причем необязательно имеются в виду ярко выраженные поведенческие девиации.

Логично рассмотреть конкретные предпосылки формирования такого социального феномена, как маргинализация молодежи. Существует несколько групп факторов:

Постоянно ускоряющаяся смена доминантных социальных ориентиров и установок, что, во-первых, обусловлено быстрыми темпами научно-технического прогресса, во-вторых, объективными последствиями глобализации. В эту группу факторов входят быстрая смена модных тенденций, вариативность сферы искусства, развитие массовой культуры, отсутствие экономических стимулов активной трудовой деятельности, относительная доступность информации и пр. Закономерно возникают проблемы самоидентификации и самопрезентации молодого человека в социуме при формировании ложных установок по схеме: «все места заняты, свободных нет», проблемы отсутствия четких социальных перспектив, мобильности, размытость и непостоянство социальных статусов.

Социально-экономическая стратификация современной российской молодежи – расслоение на очень бедных и очень богатых порождает такое парадоксальное явление, как маргинализация: одних в силу бедности и недоступности актуальных социальных ресурсов, других – богатства и фактической бесполезности, ненужности тех же ресурсов. Отметим, что до недавнего времени причины маргинализации молодежи рассматривались как следствие дефицита экономической составляющей, сейчас же можно говорить о профиците, излишке материальных средств как негативном факторе социализации личности.

Социально-средовой фактор. Нейтрально-благосклонное отношение родителей и ближайшего окружения к маргинализации конкретной личности. В настоящее время дефицит воспитательной функции семьи как социального института стал закономерностью и ошибочная родительская установка «никого не убил – уже хорошо» – также стала объективной реальностью. Излишне говорить о возможных последствиях дефицита воспитания и контроля со стороны родителей, учителей, близких взрослых.

В эту группу факторов мы склонны отнести и морально-этическую составляющую. Падение морально-нравственного уровня современного общества, дефицит духовности, примат материальных ценностей («психология вещизма») не могут не сказаться на социализации молодежи самым негативным образом.

Проблемы коммуникации. В широком смысле это проблемы межличностного и межгруппового общения – от разнообразных форм вербального и невербального взаимодействия внутри группы до общения в масштабах крупных человеческих сообществ. Особой значимостью обладают проблемы современных средств массовой коммуникации (далее – СМК). Сегодня роль СМК в повседневной жизни человека трудно переоценить. Телевидение, радио, Интернет стали неотъемлемым элементом повседневной жизни каждого человека. Они массовы, общедоступны и в определенной степениМАРГИНАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Атаев Л. С.©

МАРГИНАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Проблемы маргинализации (ухода от активной общественной жизни, асоциального поведения) в той или иной степени существовали всегда. Однако особенно актуальными они стали в 50-90-ые гг. ХХ века и в настоящее время. Думается, это связано с такими объективными факторами, как урбанизация, ускорение темпов общественной жизни и научно-технического прогресса. Теперь приходится говорить не только о маргинализации социально неблагополучных слоев или традиционных социальных аутсайдеров (алкогольно-и наркозависимые, малоимущие, анархо-ориентированные и пр.), но и о достаточно высоком проценте маргинализации молодого поколения.

Понятие «маргинальная личность» было предложено Р. Парком в 1928 г. [Park R. E., 1928] для обозначения, в первую очередь, мигрантов, находящихся в ситуации необходимости адаптации к новым социокультурным реалиям, т.е. людей, находящихся в «пограничном» положении существования сразу в двух культурных контекстах: субъективном (внутреннем) и объективном (внешнем).

В настоящее время маргинальность стала пониматься не только как результат межкультурных или этнических конфликтов, но и как следствие социально-политических процессов [Осипов Г. В., 1998]. Возможно и более широкое понимание маргинальности как универсального и закономерного культурного феномена, детерминированного групповыми условиями существования человеческой общности. Главный признак маргинализации – разрыв социальных связей, погружение индивида на своеобразное дно, причем необязательно имеются в виду ярко выраженные поведенческие девиации.

Логично рассмотреть конкретные предпосылки формирования такого социального феномена, как маргинализация молодежи. Существует несколько групп факторов:

Постоянно ускоряющаяся смена доминантных социальных ориентиров и установок, что, во-первых, обусловлено быстрыми темпами научно-технического прогресса, во-вторых, объективными последствиями глобализации. В эту группу факторов входят быстрая смена модных тенденций, вариативность сферы искусства, развитие массовой культуры, отсутствие экономических стимулов активной трудовой деятельности, относительная доступность информации и пр. Закономерно возникают проблемы самоидентификации и самопрезентации молодого человека в социуме при формировании ложных установок по схеме: «все места заняты, свободных нет», проблемы отсутствия четких социальных перспектив, мобильности, размытость и непостоянство социальных статусов.

Социально-экономическая стратификация современной российской молодежи – расслоение на очень бедных и очень богатых порождает такое парадоксальное явление, как маргинализация: одних в силу бедности и недоступности актуальных социальных ресурсов, других – богатства и фактической бесполезности, ненужности тех же ресурсов. Отметим, что до недавнего времени причины маргинализации молодежи рассматривались как следствие дефицита экономической составляющей, сейчас же можно говорить о профиците, излишке материальных средств как негативном факторе социализации личности.

Социально-средовой фактор. Нейтрально-благосклонное отношение родителей и ближайшего окружения к маргинализации конкретной личности. В настоящее время дефицит воспитательной функции семьи как социального института стал закономерностью и ошибочная родительская установка «никого не убил – уже хорошо» – также стала объективной реальностью. Излишне говорить о возможных последствиях дефицита воспитания и контроля со стороны родителей, учителей, близких взрослых.

В эту группу факторов мы склонны отнести и морально-этическую составляющую. Падение морально-нравственного уровня современного общества, дефицит духовности, примат материальных ценностей («психология вещизма») не могут не сказаться на социализации молодежи самым негативным образом.

Проблемы коммуникации. В широком смысле это проблемы межличностного и межгруппового общения – от разнообразных форм вербального и невербального взаимодействия внутри группы до общения в масштабах крупных человеческих сообществ. Особой значимостью обладают проблемы современных средств массовой коммуникации (далее – СМК). Сегодня роль СМК в повседневной жизни человека трудно переоценить. Телевидение, радио, Интернет стали неотъемлемым элементом повседневной жизни каждого человека. Они массовы, общедоступны и в определенной степени способствуют насаждению массовой культуры, нивелированию и размыванию традиционных общечеловеческих ценностей, фактической пропаганде насилия. Практическая невозможность контроля потоков информации со стороны родителей и взрослых, доступность ресурсов разного рода, кроме того, даже сам объем поступающей информации является крайне серьезной проблемой. Особняком в группе СМК стоит Интернет. Глобальная сеть сегодня является огромным информационным ресурсом, объективно не поддающимся какому-либо контролю со стороны индивида, легко доступным даже для ребенка и содержащим в себе крайне дифференцированную информацию. Очевидность проблемы не вызывает никаких сомнений. Выделим лишь некоторые негативные стороны общедоступности Интернета:

Кибераддикция (зависимость от «сети»). Является признанным медициной заболеванием, при котором человек выпадает из системы общественных отношений, погружаясь в виртуальный мир и неспособен самостоятельно справиться с данной проблемой. По характеру протекания напоминает наркозависимость. Явление при всей его серьезности в настоящее время уже не вызывает ни шока, ни удивления. В большей степени кибераддикции подвержены именно молодые люди.

Невозможность фильтрации информации. Уровень научно-технического развития позволяет легко выходить «в сеть» с обычного мобильного телефона. Взрослый человек способен к критическому анализу той или иной информации, чего нельзя сказать о подростке. Излишне перечислять то, что ребенок или молодой человек может просмотреть или прослушать во всемирной сети. Возможность контроля над этим процессом со стороны взрослых, как упоминалось выше, в настоящее время фактически отсутствует.

«Суррогатное общение» – этим термином нами обозначается так называемое «сидение в «социальных сетях»». Тысячи молодых людей ежедневно посещают социальные сайты, чтобы общаться друг с другом. Само по себе это обстоятельство не кажется представляющим какую-либо опасность, но что происходит в реальности: молодая девушка легко может просидеть за монитором на протяжении всего вечера, а затем всей ночи, общаясь со знакомыми и друзьями, но зачастую люди, с которыми она общается, знакомы с ней лишь виртуально. Общение сводится к упрощенным и малосодержательным фразам, диверсифицируется (поддержание он-лайн контакта сразу с несколькими собеседниками) и в итоге полностью девальвируется, утрачивая изначальный смысл, а затем теряя смысл вообще. Происходит подмена целей: общение ради общения – фактически бессмысленное действие, когда обесценивается сначала процесс, а затем – субъект, что было бы полностью исключено при «живом» общении.

Таким образом, следует заметить, что современные высокотехнологичные СМК и СМИ не выполняют своих изначальных функций в полной мере из-за отсутствия регулирующих ценностей, причем для современного молодого человека нравственный выбор уже не просто затруднен – подвергается сомнению необходимость такого выбора.

Маргинальность – явление закономерное и, в известной степени, неизбежное. Эффективная работа с различными социальными патологиями возможна только при наличии исчерпывающей информации о факторах и предпосылках, которые их обусловливают. Именно поэтому задача социальной работы заключается в том, чтобы эффективно работать с уже «состоявшимися» маргиналами, и по мере возможностей – с причинами маргинализации молодежи, реализуя, таким образом, профилактический принцип социальной работы.

способствуют насаждению массовой культуры, нивелированию и размыванию традиционных общечеловеческих ценностей, фактической пропаганде насилия. Практическая невозможность контроля потоков информации со стороны родителей и взрослых, доступность ресурсов разного рода, кроме того, даже сам объем поступающей информации является крайне серьезной проблемой. Особняком в группе СМК стоит Интернет. Глобальная сеть сегодня является огромным информационным ресурсом, объективно не поддающимся какому-либо контролю со стороны индивида, легко доступным даже для ребенка и содержащим в себе крайне дифференцированную информацию. Очевидность проблемы не вызывает никаких сомнений. Выделим лишь некоторые негативные стороны общедоступности Интернета:

Кибераддикция (зависимость от «сети»). Является признанным медициной заболеванием, при котором человек выпадает из системы общественных отношений, погружаясь в виртуальный мир и неспособен самостоятельно справиться с данной проблемой. По характеру протекания напоминает наркозависимость. Явление при всей его серьезности в настоящее время уже не вызывает ни шока, ни удивления. В большей степени кибераддикции подвержены именно молодые люди.

Невозможность фильтрации информации. Уровень научно-технического развития позволяет легко выходить «в сеть» с обычного мобильного телефона. Взрослый человек способен к критическому анализу той или иной информации, чего нельзя сказать о подростке. Излишне перечислять то, что ребенок или молодой человек может просмотреть или прослушать во всемирной сети. Возможность контроля над этим процессом со стороны взрослых, как упоминалось выше, в настоящее время фактически отсутствует.

«Суррогатное общение» – этим термином нами обозначается так называемое «сидение в «социальных сетях»». Тысячи молодых людей ежедневно посещают социальные сайты, чтобы общаться друг с другом. Само по себе это обстоятельство не кажется представляющим какую-либо опасность, но что происходит в реальности: молодая девушка легко может просидеть за монитором на протяжении всего вечера, а затем всей ночи, общаясь со знакомыми и друзьями, но зачастую люди, с которыми она общается, знакомы с ней лишь виртуально. Общение сводится к упрощенным и малосодержательным фразам, диверсифицируется (поддержание он-лайн контакта сразу с несколькими собеседниками) и в итоге полностью девальвируется, утрачивая изначальный смысл, а затем теряя смысл вообще. Происходит подмена целей: общение ради общения – фактически бессмысленное действие, когда обесценивается сначала процесс, а затем – субъект, что было бы полностью исключено при «живом» общении.

Таким образом, следует заметить, что современные высокотехнологичные СМК и СМИ не выполняют своих изначальных функций в полной мере из-за отсутствия регулирующих ценностей, причем для современного молодого человека нравственный выбор уже не просто затруднен – подвергается сомнению необходимость такого выбора.

Маргинальность – явление закономерное и, в известной степени, неизбежное. Эффективная работа с различными социальными патологиями возможна только при наличии исчерпывающей информации о факторах и предпосылках, которые их обусловливают. Именно поэтому задача социальной работы заключается в том, чтобы эффективно работать с уже «состоявшимися» маргиналами, и по мере возможностей – с причинами маргинализации молодежи, реализуя, таким образом, профилактический принцип социальной работы.

Эксперт: Маргинализация казахстанской молодежи не приведет к росту радикального ислама

Политолог, редактор Казахстанской биографической энциклопедии Данияр Ашимбаев. Иллюстрация: kazbio.info

Абсолютное большинство казахстанских мусульман придерживается традиционного уклада, а те, кто считают себя очень религиозными - разрознены. При этом очень сложно понять, кто из них за какие цели борется, хотя некоторое нагнетание ситуации можно наблюдать, заявил порталу "Тотал.KZ" политолог, редактор Казахстанской биографической энциклопедии Данияр Ашимбаев.

Сегодня, по мнению политолога, можно говорить о маргинализации некоторой части общества - в частности, безработной молодежи. "Но при всем при этом, я не думаю, что сегодня или даже в среднесрочной перспективе они готовы к серьезной политической или вооруженной конфронтации с государством, - говорит он. - Вообще, по большому счету, у радикальных исламистских групп просто нет точек приложения сил, темы, к которым они могли бы "приложить руку", не настолько обострены. Например, государство не занимается жесткими репрессиями в отношении них".

Ситуация в республике слишком запутана, и те проблемы, которые влияют на развитие государства, они стоят как перед властью, так и перед оппозицией, считает Ашимбаев. По его мнению, радикальные исламисты, может быть, и хотели бы бороться, но сами не знают с кем. По большому счету, ситуация еще не вызрела, добавил он.

При этом Ашимбаев отметил, что еще больше запутывают восприятие многие высокопоставленные госчиновники, которые совершенно в открытую заявляют о своих религиозных "ориентациях" или возглавляют некие "чисто религиозные образования".





1. Учет и анализ основных фондов сельскохозяйственных организаций
2. Утверждаю-
3. Жизнь СС Уварова.html
4.  ВВЕДЕНИЕ 2 РЕЖИМ СНА 3
5. тематизована істина про суть господарської діяльності виникла лише в 1718 столітті в період становлення капіт
6. тема России и пути ее совершенствования студентки группы 111 Петровой Юлии Николаевны
7. Проблема подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности
8. Добролюбов НА
9. Запитання і завдання до екзамену з дисципліни «Етика професійного спілкування і професійна іміджелогія»
10. ТЕМА- Обслуживание вводавывода
11. 74 ССБТ даний стандарт поширюється на небезпечні та шкідливі виробничі фактори встановлює їх класифікацію і
12. Имеется в виду как опыт прошлого века так и опыт недавнего прошлого существование представительных орган
13. по 223 Пирамидка деревянн
14. Реферат- Теодор Жерико
15. Порядок виписування рецептів та замовлень вимог на л-з і вироби медичного призначення регламентує-
16.  Понятие и задачи уголовного права
17. Обращение как единица речи
18. Психодраматический подход к проблемам человека
19. Роль искусства в лечении умственно отсталых детей
20. й вопрос- Что такое коммунизм Ответ- Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата