Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

тема человека состоит из пассивного скелет и его соединения и активного мышцы отделов

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Акция
Закажите работу сегодня со скидкой до 5%
Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

Скелет

Значение опорно-двигательной системы

   Опорно-двигательная система человека состоит из пассивного (скелет и его соединения) и активного (мышцы) отделов.

Скелет — совокупность костей тела, соединенных между собой. 

Функции скелета

Скелет выполняет две функции: механическую и биологическую.

Механическая функция включает в себя:


 — опорную функцию  —  кости вместе с их соединениями составляют опору тела, к которой прикрепляются мягкие ткани и органы;

 — функцию передвижения (хотя и косвенно, так как скелет служит для прикрепления скелетных мышц);

 — рессорную функцию  —  за счет суставных хрящей и других конструкций скелета (свод стопы, изгибы позвоночника), смягчающих толчки и сотрясения;

 — защитную функцию  —  формирование костных образований для защиты важных органов: головного и спинного мозга; сердца, легких. В полости таза располагаются половые органы. В самих костях находится красный костный мозг.

Под биологической функцией понимают:

 — кроветворную функцию  —  красный костный мозг, находящийся в костях, является источником клеток крови;

 — запасающую функцию — кости служат депо для многих неорганических соединений: фосфора, кальция, железа, магния и поэтому участвуют в поддержании постоянного минерального состава внутренней среды организма.

 

В скелете человека более 200 костей. Они образованы костной тканью, в состав которой входят органические вещества (оссеин, оссеомукоид и др.) и неорганические соединения (преимущественно карбонат и фосфат кальция). Органические вещества придают кости гибкость и упругость, неорганические — твердость. Доля органических веществ от массы кости составляет около 30%, остальные 70% приходятся на неорганические соединения. С возрастом доля неорганических веществ возрастает, а органических снижается, что делает кости более хрупкими и трудно сражаемыми после переломов.

Строение кости.

На продольном распиле трубчатой кости (рис. 12.4) хорошо выделяются два вида костного вещества: снаружи — плотное компактное и внутри — губчатое. Оба вида вещества состоят из рыхло расположенных костных клеток и выделяемого ими межклеточного вещества с погруженными в него белковыми волокнами. В совокупности эти элементы формируют костные пластинки, а они, в свою очередь, — более крупные костные перекладины, или балки. В губчатом веществе перекладины располагаются рыхло, образуя между собой ячейки наподобие губки. Если же перекладины плотно прилегают друг к другу в виде концентрических кругов вокруг каналов, в которых проходят нервы и кровеносные сосуды, питающие кость, то образуется компактное вещество кости. Компактное вещество, находясь снаружи, придает кости прочность, а губчатое уменьшает массу кости. Соотношение плотного и компактного костного вещества различно для разных костей и зависит от их формы, функции и расположения.

Снаружи кость, за исключением суставных поверхностей, покрыта надкостницей. Она представляет собой плотный соединительнотканный чехол, который посредством коллагеновых волокон сращен с костью. В надкостнице содержится много кровеносных сосудов, проникающих в толщу кости и питающих ее. Во внутреннем слое надкостницы имеются клетки (остеобласты), способные образовывать новые костные клетки. Поэтому надкостница обеспечивает рост костей в толщину, а также заживление переломов костей.

Кость содержит костный мозг двух видов. Ячейки между перекладинами губчатого вещества кости заполнены красным костным мозгом. В нем много кровеносных сосудов, питающих кость изнутри, а также кроветворных клеток. В полости трубчатых костей содержится желтый костный мозг, представленный главным образом жировыми клетками, придающими ему желтый цвет.

Форма костей. По форме кости скелета подразделяют на трубчатые, плоские и смешанные.

Трубчатые кости подразделяются на длинные и короткие. Длинные трубчатые кости, образующие основу конечностей, выполняют функцию рычагов, приводимых в движение мышцами (кости плеча, предплечья, бедра, голени). Эти кости имеют утолщенные концы —- головки, или эпифизы, и полую (в виде трубки) среднюю часть — тело, или диафиз, стенки которого образованы компактным веществом. Будучи легкими, такие кости способны оказывать большое сопротивление сжатию и растяжению. В период роста кости между телом и головками расположены хрящевые прослойки. Клетки хряща делятся в сторону концов кости, а на противоположной стороне прослойки хрящ замещается костью, в результате чего длина кости увеличивается. Полное окостенение скелета человека происходит к 20—25 годам. Короткие трубчатые кости располагаются в местах, где большая подвижность сочетается с сопротивлением сдавливающим силам (кости предплюсны, запястья).

Плоские кости формируют защитные полости для внутренних органов (кости черепа, тазовые кости, ребра, лопатки и др.).

К смешанным принадлежат кости, образованные из нескольких частей, имеющих различное строение и функции (височная, клиновидная кости).

Соединение костей

Существует три типа соединения костей: неподвижное, полуподвижное и подвижное, или сустав

Неподвижные соединения осуществляются сращением костей (крестцовые позвонки), а также швами (кости черепа). Они обеспечивают надежность соединения и способность выдерживать большие нагрузки.

Полуподвижныии называются соединения костей с помощью хряща (соединение позвонков в позвоночнике, ребер с грудиной).

Сустав — наиболее распространенная и сложная форма соединения костей, обеспечивающая подвижное соединение. Суставы независимо от различий в подвижности состоят из трех обязательных элементов: суставных поверхностей, суставной сумки и суставной полости (см. рис. 12.5). Суставные поверхности сочленяющихся костей идеально пригнаны по форме и плотно прилегают друг к другу. Они покрыты особым (гиалиновым) хрящом. Их гладкая поверхность облегчает движение в суставе, а эластичность хряща смягчает толчки и сотрясения, испытываемые суставом. Соединительнотканная суставная сумка натянута между сочленяющимися концами костей и прикреплена к краю суставных поверхностей, где она переходит в надкостницу. В большинстве суставов сумка снаружи укреплена связками. Суставная полость герметична и окружена суставными хрящами и суставной сумкой. В ней находится небольшое количество вязкой жидкости, которая смазывает суставные хрящи, что уменьшает трение в суставах при движении. Благодаря отрицательному давлению в суставной полости поверхности сочленяющихся костей тесно прилегают друг к другу.

По форме суставных поверхностей различают четыре типа суставов: плоские (между костями запястья и пясти), цилиндрические(сочленение между локтевой и лучевой костями), эллиптические (сочленение между костями предплечья и кисти) и шаровидные(плечевой и тазобедренный суставы). Наименьшую подвижность обеспечивают плоские суставы, наибольшую — шаровидные.

Строение скелета человека и его особенности.

В скелете выделяют три отдела: скелет туловища, верхних и нижних конечностей и головы — череп

Скелет туловища состоит из позвоночного столба и грудной клетки. Позвоночный столб —опора туловища. Он образован 33-34 позвонками и имеет 5 отделов: шейный — 7 позвонков, грудной —12, поясничный — 5, крестцовый — 5 и копчиковый — 4-5 позвонков.

Каждый позвонок состоит из тела и дуги. От позвонка отходят семь отростков: два поперечных, непарный остистый и по два верхних и нижних суставных отростка. При помощи последних позвонки сочленяются друг с другом. Между телом и дугой позвонка имеется позвоночное отверстие. Совокупность расположенных друг над другом отверстий позвонков образуетпозвоночный канал, в котором располагается спинной мозг. Размеры тел позвонков увеличиваются от шейного отдела к поясничному в связи с возрастающей нагрузкой на нижние позвонки. Тела позвонков соединены между собой хрящевыми межпозвоночными дисками, обеспечивающими его подвижность и гибкость. Крестцовые и копчиковые позвонки сращены между собой и образуют крестцовую и копчиковую кости.

В связи с прямохождением человека его позвоночник имеет четыре изгиба. В шейном и поясничном отделах изгибы обращены выпуклостью вперед (лордоз), в грудном и крестцовом — выпуклостью назад (кифоз). Благодаря S-образной форме позвоночника смягчаются толчки при ходьбе, прыжках и беге, облегчается сохранение равновесия тела и увеличивается объем полости грудной клетки и таза.

Грудные позвонки, 12 пар ребер и грудина в совокупности образуют грудную клетку. Плоские, дугообразно изогнутые ребра сочленены с поперечными отростками тел грудных позвонков. Верхние ребра — 7 пар — непосредственно соединены с грудиной — плоской костью, лежащей по средней линии груди. Расположенные под ними 8— 10-я пары ребер соединены друг с другом хрящами и присоединены к 7-й паре ребер. 11-я и 12-я пары ребер не соединяются с грудиной и размещаются свободно в мягких тканях. Грудная клетка защищает расположенные в ней сердце, легкие, трахею, пищевод и крупные кровеносные сосуды. За счет ритмического приподнимания и опускания ребер изменяется объем грудной клетки. В связи с прямохождением человека ее форма плоская и широкая.

Скелет верхних конечностей включает плечевой пояс и скелет свободных верхних конечностей (рук). Плечевой пояс представляют две парные кости —лопатки и ключицы. Лопатка — плоская треугольная кость, наружный угол которой образует суставную впадину для сочленения с головкой плечевой кости. Ключицы одним концом соединены с грудиной, а другим — с лопаткой, благодаря чему рука человека получает возможность совершать разнообразные движения в трех плоскостях. Скелет свободной верхней конечности образован плечевой костью, предплечьем, состоящим из локтевой и лучевой костей, а такжекистью. В кисти различают восемь коротких трубчатых костей запястья, расположенных в два ряда по четыре кости, пять длинных костей пясти, каждая из которых имеет по три фаланги пальцев (за исключением большого пальца с двумя фалангами).

Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса и свободных нижних конечностей (ног). Тазовый пояс образован парой массивных тазовых костей, которые сзади сращены с крестцом, а спереди соединены между собой с помощью хряща (лонное сращение). В растущем организме тазовая кость состоит из трех костей, соединенных хрящевой тканью: подвздошной, седалищной и лонной. На месте их сращения имеется углубление — вертлужная впадина, служащая для соединения с головкой бедренной кости. В связи с прямохождением таз человека широкий и чашеобразный. Женский таз по форме более широкий и короткий, мужской — более длинный и узкий.

Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, костей голени (большой и малой берцовой) и костей стопы(семь костей предплюсны, пять плюсны и фаланги пальцев). В стопе имеется свод, образуемый опорой на выступ пяточной кости и переднюю часть костей пясти. Сводчатая стопа смягчает толчки тела при ходьбе.

Скелет головы (череп) состоит из двух отделов: мозгового и лицевого. Мозговой отдел по объему в четыре раза превосходит лицевой (у обезьян они равны). Мозговой череп образован двумя парными костями (теменными и височными) и четырьмя непарными (лобной, затылочной, решетчатой и клиновидной). В состав лицевого отдела черепа, формирующего костный остов лица, входят три непарные кости (нижняя челюсть, сошник и подъязычная) и шесть парных костей (верхнечелюстные, небные, скуловые, носовые, слезные и нижние носовые раковины). В костях верхней и нижней челюстей имеется по 16 ячеек для шеек и корней зубов. Все кости черепа, за исключением нижней челюсти, соединены неподвижно. Нижняя челюсть соединена суставом с отростками височных костей




Кости черепа

Повреждения скелета

Неправильное положение тела длительное время (например, сидение за столом с постоянно наклонённой головой, неправильная поза и т.п.), а также некоторые наследственные причины приводят (особенно в сочетании с плохим питанием и слабым физическим развитием) к нарушению осанки. Нарушение осанки можно предотвратить, выработав правильную посадку за столом, а также занимаясь спортом (плаванием, специальными гимнастическими комплексами). Другим распространённым нарушением скелета является плоскостопие – деформация стопы, возникающая под действием болезней, переломов или длительной перегрузки стопы в период роста организма. При плоскостопии стопа касается пола всей площадью подошвы. В качестве профилактических мер рекомендуется более внимательно подбирать обувь, применять специальный комплекс упражнений для мышц голени и стопы.

В результате действия слишком сильной физической нагрузки на кость может произойти её
перелом. Переломы разделяются на открытые (то есть с наличием раны) и закрытые. Три четверти всех переломов возникают на руках и ногах. Признаками перелома являются сильная боль в области травмы, деформация конечности в области перелома и нарушение её функции. При подозрении на перелом травмированному человеку нужно оказать первую помощь: остановить кровотечение, прикрыть место перелома стерильным бинтом (в случае открытого перелома), обеспечить неподвижность травмированного места, наложив шину (какой-либо жёсткий предмет, который привязывают к конечности выше и ниже места перелома так, чтобы обездвижить и повреждённую кость, и оба сустава) и доставить больного в медицинское учреждение. Там методами рентгенодиагностики локализуется место перелома и определяется, смещены ли обломки. Затем обломки кости совмещают (ни в коем случае не стоит это делать самостоятельно) и накладывают гипсовую повязку, обеспечивая сращивание кости. Менее тяжёлой травмой является ушиб (повреждение мышц при ударе, часто сопровождающееся подкожным кровоизлиянием). Местное применение холода (повязка со льдом, струя холодной воды) позволяет уменьшить боль при небольших ушибах.

Вывихом называется стойкое смещение суставных концов костей, что вызывает нарушение функции сустава. Не пытайтесь вправить вывих самостоятельно; это может вызвать дополнительную травму. Необходимо обездвижить повреждённый сустав и приложить к нему холод; согревающие компрессы в этом случае противопоказаны. Затем пострадавшего необходимо срочно передать врачу.

Растяжение связок. Для того, чтобы кости не выскакивали из суставов и могли совершать многообразные, точные движения, они соединены связками. Связки похожи на гибкие и упругие ремешки. Но иногда при подвертывании стопы, голени или запястья, при большом давлении на суставы руки или ноги, а также, если в суставе было совершено резкое движение, может возникнуть травма связок или растяжение. Это серьезная травма, проявляет себя болью, иногда вокруг сустава появляется синюшный отек. В первую очередь необходимо наложить тугую повязку и приложить холод.

Чтобы избежать растяжения нужно уметь двигаться, но и уметь падать.

Вспомните, главное правило. При падении не выставляй в стороны руки или ноги, не пытайся опереться на них. Наоборот, постарайся стать “колобком”: подбородок прижимай к груди, ноги и руки к животу. Можно руками обхватить голову. И ни в коем случае не напрягайся, тело должно быть расслаблено.

Вывих. При вывихе происходит стойкое смещение суставных поверхностей. Обычно оно сопровождается и разрывом капсулы сустава. Для вывиха характерны укорочение или удлинение конечности, сильная боль в суставе, ограничение подвижности. Изменение сустава, вывихнутая кость выступает на новом необычном месте. При вывихе могут быть повреждены связки, сосуды и нервы. Вправлять вывих может только медицинский работник. Самим это делать ни в коем случае нельзя, так как неумелыми действиями можно еще больше травмировать связки, сосуды и нервы. Первая помощь заключается, прежде всего, в том, чтобы создать поврежденной конечности неподвижность. Для этого накладывается тугая повязка, чтобы уменьшить боль и отек прикладывается холод. Пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.

 Переломы грудины и ребер часто бывают при сдавлении грудной клетки, резкий удар при падении. Чаще страдают средние ребра 4, 5, 6, 7. Распознать перелом ребра нетрудно. При глубоком дыхании пострадавший ощущает боль. Особенно при кашле и чихании. В месте перелома можно увидеть небольшой отек. Пострадавшему необходимо сделать глубокий выдох и в таком положении наложить тугую давящую повязку, для этого грудь обернуть полотенцем или простыней и закрепить ткань булавками. В травмпункте сделают снимки и окажут квалифицированную помощь.

Перелом ключицы может быть следствием удара по ней или падение. Распознать перелом несложно. При любой попытке движения рукой пострадавший ощущает резкую боль, в области ключицы наблюдается отек, рука повисает, костные отломки отчетливо проступают под кожей.

Ни в коем случае не пытайтесь вправлять выступающие под кожей отломки! Первое, необходимо поврежденной конечности пострадавшего придать неподвижность. Для этого необходимо отвести руки назад, заложить за спину любую палку, так чтобы он удерживал ее в локтевых сгибах. В таком положении пострадавшего доставляют в медицинское учреждение. Или поврежденную руку повесить на косыночной повязке под прямым углом.

 Часто могут возникать травмы костей голени при падении в результате дорожно-транспортного проишествия.

В области перелома быстро нарастает отек, возникает острая боль. Поэтому поврежденной ноге необходимо придать правильное положение, сразу снять обувь. Необходимо наложить шины. Можно использовать подручные средства, прутья, досточки, их нужно обернуть мягкой тканью. Зафиксировать необходимо два сустава: коленный и голеностопный. В крайнем случае, поврежденную ногу можно прибинтовать к здоровой. Если нет бинтов, закрепите шину с помощью шарфа, рубашки, полотенца. Пострадавшего необходимо как можно быстрее доставить в медицинское учреждение на носилках.

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ УШИБАХ, РАСТЯЖЕНИЯХ И РАЗРЫВАХ СВЯЗОК И МЫШЦ Наложить холод на поврежденное место Наложить на поврежденное место тугую повязку Дать пострадавшему обезболивающее средство Обеспечить поврежденной конечности покой и придать ей возвышенное положение Доставить пострадавшего в медицинское учреждение

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ВЫВИХАХ Обеспечить поврежденной конечности покой Наложить на поврежденное место тугую повязку Дать пострадавшему обезболивающее средство Доставить пострадавшего в медицинское учреждение

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОТКРЫТЫХ ПЕРЕЛОМАХ Остановить кровотечение и обработать края раны антисептиком На рану в области перелома наложить стерильную повязку Дать пострадавшему обезболивающее средство Провести иммобилизацию (обездвиживание) конечности в том положении, в котором она оказалась в момент повреждения Доставить пострадавшего в медицинское учреждение

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАКРЫТЫХ ПЕРЕЛОМАХ Провести иммобилизацию (обездвижить место перелома) Дать пострадавшему обезболивающее средство и положить на место травмы холод Доставить пострадавшего в медицинское учреждение

Травма позвоночника, спины — одно из наиболее тяжелых повреждений, лишающих организм опоры, а при вовлечении в травматический процесс спинного мозга — функции внутренних органов и конечностей. Повреждения спинного мозга и нервов могут вызвать паралич, потерю чувствительности или двигательной активности Травмы позвоночника, спины подразделяются на ушибы и переломы с вовлечением или без вовлечения в травматический процесс спинного мозга. Травма может быть закрытой и открытой (ранения). Первая медицинская помощь: дать обезболивающее средство; уложить больного на спину; закрыть раны асептическими повязками.

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТРАВМАХ ГОЛОВЫ ИЛИ ПОЗВОНОЧНИКА По возможности держите голову и позвоночник пострадавшего в неподвижном состоянии, зафиксируйте руками голову пострадавшего с обеих сторон в том положении, в котором вы его обнаружили Поддерживайте проходимость дыхательных путей. В случае открывшейся рвоты переверните пострадавшего на бок для предотвращения закупорки дыхательных путей рвотными массами Следите за уровнем сознания и дыхания пострадавшего. Остановите наружное кровотечение Поддерживайте температуру тела пострадавшего

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПЕРЕЛОМЕ РЕБЕР Дать пострадавшему обезболивающее средство Наложить тугую бинтовую повязку на грудную клетку, делая первые ходы бинта в состоянии выдоха. При отсутствии бинта можно использовать полотенце, кусок ткани или простыню Придать пострадавшему возвышенное положение в положении сидя (полулежа)

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПЕРЕЛОМЕ КОСТЕЙ ТАЗА Уложить пострадавшего на спину, на твердый щит (доски, фанеру) Под колени положить скатанное одеяло или пальто так, чтобы нижние конечности были согнуты в коленях Дать пострадавшему обезболивающее средство Срочно вызвать скорую помощь

Пасивный двигательный аппарат

Эта часть двигательного аппарата представлена скелетом. Скелет (от греч. skeleton -высушенный) - это совокупность костей и их соединений. Скелет человека состоит примерно 205 - 210 костей. Масса скелета взрослого человека составляет 1/7 - 1/5 массы тела.

Функции скелета

Скелет выполняет ряд важных функций:

Механическая функция

  •  опорная (опора для внутренних органов, мышц и тела в целом);
  •  защитная (предохранение внутренних органов от внешних механических воздействий);
  •  двигательная (благодаря подвижности соединений между костями);
  •  амортизационная (смягчение резких движений, толчков, ударов);
  •  поддержание формы тела

Биологическая функция

  •  кроветворная (в костях находится орган кроветворения – красный костный мозг);
  •  депо минеральных солей (при недостатке минеральных солей в других органах и крови они поступают из костей)

[В начало страницы]

Химический состав и физические свойства костей

Костное вещество состоит из минеральных солей (около 70%) и органических веществ (около 30%). Больше половины всех минеральных веществ - это фосфорнокислый кальций. Главными органическими веществами кости являются белки коллаген и оссеин. Минеральные вещества придают костям твердость и хрупкость, органические - гибкость, упругость, эластичность. В целом сочетание органических и неорганических веществ придают костям большую прочность. Твердость и прочность костей сравнима с чугуном и кирпичом, поэтому кости могут выносить большие нагрузки. Например, большая берцовая кость выносит, не ломаясь нагрузку около 3 тонн. Соотношение органического и неорганического вещества с возрастом изменяется. У детей немного выше количество органических веществ, поэтому их кости более упруги, эластичны и гибки и реже ломаются. У пожилых и старых людей несколько возрастает количество неорганических веществ, их кости менее эластичны и более хрупки, поэтому чаще ломаются даже при небольших травмах.

Классификация костей

Все разнообразие костей скелета можно классифицировать на группы по разным принципам:

  1.  По внешней форме, размерам:

Рис. 6. Виды костей

  1.  длинная трубчатая кость (плечевая)
    1.  плоская кость (лопатка)
    2.  короткие губчатые кости (кости предплюсны)
    3.  смешанная кость (позвонок).

длинные;

короткие;

широкие;

  1.  По внутреннему строению:

трубчатые (кости конечностей);

губчатые (ребра, и др.);

плоские (кости черепа, лопатка и др.);

воздухоносные (некоторые кости черепа, например, решетчатая, клиновидная);

смешанные (позвонки, ключица и др.);

По местоположению:

кости головы;

кости туловища;

кости свободных конечностей и их поясов.

Строение костей

(на примере трубчатой кости)

Во внешнем строении трубчатой кости выделяют удлиненную среднюю часть - тело, или диафиз, имеющий цилиндрическую или близкую к трехгранной форму.Расширенные концевые участки называются эпифизами. Между эпифизом и диафизом располагается участок, называемый метафизом. Эпифизарный участок кости участвует в образовании сустава, его поверхность покрыта гиалиновым хрящом. Вся остальная поверхность кости покрыта надкостницей. Надкостница образована двумя тканевыми слоями: наружный - плотная соединительная ткань, внутренний - эпителиальная ткань. Надкостница имеет розоватый цвет, в ней расположено много мелких кровеносных сосудов и болевых рецепторов. Функции надкостницы:

  1.  защитная
  2.  трофическая
  3.  обменная (питание кости за счет развитости кровеносных сосудов)
  4.  костеобразующая (клетки внутреннего слоя надкостницы постоянно делятся, образуя костные клетки -остеобласты, за счет которых кость нарастает в толщину)
  5.  обеспечивает образование костной мозоли при срастании костей.

Рис.7. Строение трубчатой кости.

1,2, 3 – суставные поверхности; 4 - эпифиз (губчатое костное вещество); 5, 9 – диафиз; 6 – компактное костное вещество; 7 – полость в области диафиза.

В молодых, растущих костях в области метафиза имеется сплошная хрящевая прослойка -метафизарный хрящ. За счет деления его клеток кость растет в длину. В области диафизов имеются костные возвышения - апофизы, к которым прикрепляются скелетные мышцы. В области диафиза внутри кости имеется полость, костная стенка которой ограничена компактным костным веществом.Диафизы образованы губчатым костным веществом, которое содержит многочисленные мелкие ячейки. С поверхности диафизы покрыты тонким слоем компактного костного вещества. Полость внутри диафиза и все ячейки в губчатом веществе эпифизов заполнены костным мозгом. Во внутриутробный период и в раннем детском возрасте в костях находится только красный костный мозг. Он является органом кроветворения и иммунной защиты. Постепенно с возрастом красный костный мозг в полостях диафизов трубчатых костей заменяется желтым костным мозгом, который образован жировой тканью и выполняет запасающую функцию. На форму, размеры, внешнее и внутренне строение костей большое влияние оказывает интенсивность и характер физической нагрузки.

Соединения костей

Благодарясоединениям кости образуют единую систему - скелет. Выделяют три вида соединений костей:

  1.  непрерывные (неподвижные)
  2.  полупрерывные (полуподвижные)
  3.  прерывные (подвижные).

Непрерывные соединения образованы сплошным тканевым слоем соединительной ткани (костной, хрящевой и др.), который соединяет две или более костей. Такие соединения, особенно образованные с помощью костной ткани, являются неподвижными. Они имеются в тех частях скелета, где необходимо обеспечить надежную опору, защиту для внутренних органов и неподвижность костей. Примеры: срастание костей, образующих тазовую кость, швы между костями черепа и др.

Полупрерывные соединения : кости соединяются сплошным тканевым слоем, но в глубине его имеется небольшой промежуток, не занятый тканью. Эти соединения обладают большой прочностью и очень ограниченной подвижностью. Примеры: лонное сращение (соединение двух тазовых костей спереди), соединения тел позвонков.

Прерывные соединения (суставы) - это подвижные соединения. Степень подвижности зависит от особенностей строения конкретного сустава.

Сустав состоит из следующих элементов:

Рис. 8. Схема строения сустава.

  1.  надкостница
  2.  суставной участок сочленяющейся кости
  3.  суставная сумка (суставная капсула)
  4.  суставной гиалиновый хрящ
  5.  суставная полость.
  •  суставные участки сочленяющихся костей; суставные поверхности покрыты суставным гиалиновым хрящом, который имеет очень гладкую, блестящую поверхность; этот хрящ твердый, упругий, очень прочный;
  •  суставная сумка - это капсула, заключающая суставные участки костей;
  •  суставная полость - это пространство внутри суставной сумки; она герметична, заполнена синовильной (суставной) жидкостью, в ней давление несколько ниже атмосферного;
  •  внесуставные и внутрисуставные связки образованы плотной волокнистой соединительной тканью и придают прочность суставу;
  •  диски и мениски находятся внутри сустава, увеличивают соответствие суставных поверхностей и обеспечивают амортизацию.

 

Суставы в скелете очень многообразны. Выделяют простые и сложные суставы. В образовании простых суставов участвуют две кости, а сложных - более двух костей. По форме суставных поверхностей бывают плоские, эллипсоидные, седловидные, шаровидные суставы, по количеству осей вращения -одноосные, двухосные, трехосные.

Комплексный сустав включает несколько простых или сложных суставов.

 Гигиена позвоночника

Анатомическое строение позвоночника человека

Позвоночный столб, или позвоночник является частью осевого скелета человека. На него приходится основная нагрузка при вертикальном положении тела, при различных движениях. Он образован последовательно накладывающимися друг на друга позвонками, которые соединены между собой при помощи межпозвонковых связок и малоподвижных суставов. Формируя осевой скелет, позвоночник выполняет опорную функцию, служит гибкой осью туловища, участвует в образовании задней стенки грудной и брюшной полостей и полости таза. Сила тяжести, воспринимаемая позвоночным столбом, увеличивается сверху вниз, поэтому размер образующих его позвонков в нижнем отделе столба больше, чем в верхних. В позвоночнике выделяют пять отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12 позвонков), поясничный (5 позвонков), крестцовый (5 позвонков), копчиковый (1 - 5 позвонков). Длина позвоночника у взрослого человека составляет 2/5 длины тела, это в среднем 60 - 65 см. В норме позвоночник имеет четыре изгиба: два направлены вперед - лордозы шейный и поясничный, и два направлены назад - кифозы грудной и крестцовый. Изгибы придают позвоночнику форму вертикальной пружины, что обеспечивает его амортизационные свойства при ходьбе, беге и других движениях. Изгибы постепенно формируются: сначала шейный, затем - грудной, затем поясничный и самым последним формируется крестцовый. Окончательно изгибы формируются к 18 - 20 годам.

В позвоночном столбе возможны движения вокруг поперечной, переднезадней и вертикальной оси, также круговые движения. Наиболее подвижные отделы позвоночника - шейный и поясничный.

Формирование осанки

Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении, формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, воспитания и развития. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая.

Осанка - одно из важнейших понятий для определения положения тела ребенка в пространстве, обнаружении признаков ортопедических заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника. Представления о нормальной осанке необходимо для оценки лечебных и реабилитационных мероприятий. Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Благодаря наличию физиологических изгибов позвоночный столб имеет рессорные свойства, предохраняющие головной и спинной мозг от сотрясений. Физиологические изгибы позвоночника формируются в процессе развития двигательных навыков ребенка под влиянием мышечной тяги, а их выраженность зависит от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, изгибается, и для сохранения вертикального положения тела соответственно увеличиваются поясничный лордоз и расположенные выше изгибы. В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка имеет еще неустойчивый характер. В период вторичного вытягивания, когда резко усиливается рост тела ребенка в длину, характерно неравномерное усиленное развитие костей, суставов, связок и мышц ребенка (диссоциация). Эта диссоциация уменьшается по мере снижения темпов роста ребенка, так как к его окончанию осанка человека стабилизируется.

Нормальная осанка

Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. При осмотре человека, имеющего нормальную осанку, определяется вертикальное положение головы, когда подбородок слегка приподнят, а линия, соединяющая нижний край орбиты и козелок уха горизонтальна. Линия надплечий тоже горизонтальна. Грудная клетка при осмотре спереди и сзади не имеет западений и выпячиваний и симметрична относительно средней линии. Точно также при нормальной осанке симметричен живот, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на средней линии, лопатки прижаты к туловищу.

При осмотре сбоку нормальная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, наличием умеренно выраженных физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза в пределах 35 - 55 градусов.

Дефекты осанки

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата. Условия окружающей среды, а также функциональное состояние мускулатуры могут повлиять на осанку ребенка. Порочное положение тела при различных позах принимает характер нового динамического стереотипа, и таким образом неправильная осанка закрепляется.

Рис. 14. Форма позвоночника в норме и при искривлениях.

А - нормальное положение (вид сзади); Б - сколиоз; В - нормальное положение (вид сбоку); Г - поясничный лордоз; Д - грудной кифоз.

  •  Различают следующие нарушения осанки:
  •  сутуловатость - увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза
  •  круглая спина - увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза (как правило, ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами)
  •  кругло-вогнутая спина - все изгибы позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза, колени максимально разогнуты
  •  плоская спина - уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен, лопатки - крыловидны
  •  плоско-вогнутая спина - уменьшение спинного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе

Нарушение осанки во фронтальной плоскости называется асимметричной осанкой. При этом имеется выраженная асимметрия между правой и левой половиной туловища.

Рис. 15. Факторы, способствующие нарушению осанки и значение тренировки мышц для ее сохранения.

Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов, быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями.

Коррекция осанки

Для исправления дефектов осанки необходимо принятие мер, способствующих улучшению физического развития, а также целенаправленное использование средств физического воспитания. К задачам такого воспитания относят следующие:

  1.  улучшение и нормализация нервных процессов, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма
  2.  активизация общих и местных обменных процессов
  3.  выработка достаточной силовой и общей выносливости мышц туловища
  4.  исправление имеющегося дефекта осанки
  5.  формирование и закрепление правильной осанки

Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условий рефлексов требует особенно строгого подхода к организации занятий по физвоспитанию.

Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Их применение дает возможность изменить и нормализовать угол наклона таза, нормализовать нарушенные физиологические изгибы позвоночника, а также положение головы, укрепить мышцы брюшного пресса.

Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее выгодным из них являются такие, при которых возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и исключается влияние на тонус мышц угла наклона таза. К таковым относятся положение лежа на спине, животе, стоя в упоре на коленях и на четвереньках.

При асимметричной осанке основную роль играют симметричные упражнения. Для сохранения срединного положения тела, более ослабленные мышцы тела на стороне отклонения позвоночника во время выполнения упражнения работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы.

При дефектах осанки в сагиттальной плоскости используются следующие специальные упражнения: при увеличении угла наклона таза упражнение, способствующее укреплению мышц задней поверхности бедер, межпоперечных мышц поясницы.

Крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены при помощи упражнений с динамической и статической нагрузкой на трапецевидные и ромбовидные мышцы, а также на растягивание грудных мышц.

Рис. 16 . Определение правильности осанки.

Выстояние живота устраняется упражнениями для мышц брюшного пресса, осуществляемыми преимущественно из исходного положения лежа на спине.

Одновременно с упражнениями для мышц формируется навык правильной осанки. Он вырабатывается на базе мышечно-суставного чувства, позволяющего создать нужное положение определенных частей тела. После объяснений, необходимых для представления о правильной осанке, и показа ее приступают к выработке соответствующих такой осанке мышечно-суставных ощущений. Для этого используют тренировки перед зеркалом, взаимоконтроль, осуществляемый занимающимися друг за другом, принятие правильной санки с исправлением ее дефектов у стены, когда мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные, исправление дефектов осанки по указанию инструктора лечебной физкультуры. Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходят также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение таза, а также упражнений в равновесии и на координацию. Широко используются игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки.




1. Мефодіївського товариства арешту й заслання Шевченка Руданський прокладав у ній нові стежки.html
2. счетной палаты Москвы Необходимо звено государственного финансового контроля независимое и равноуд
3. Схематическое моделирование при обучении решению задач на движение (младшие школьники)
4. Курсовая работа- Брак - основа семьи
5. Курсовая работа- Администрирование ОС Windows
6. Культура речи
7. МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫСШИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНЫХ
8. Обзор и теоретические вопросы МР наночастиц оксида железа 1
9. Расчёт трёхкорпусной прямоточной выпарной установки
10. ТЕМА Філософія Середньовіччя та Відродження
11. варианту указанному преподавателем в период установочной сессии или выбранному по последней цифре шифра ст
12. Модели Социальных процессов Выполнила- студентка Группы Соцб 101 Петрова И
13. Тема- Моя чудова рідна мова Мета- Розширити знання учнів про рідну мову формувати розуміння того що мова
14.  Ответ- 2
15. Тема человека для традиционной философии является неустранимой проблемой
16. тематики Модуль 2 Семестр VІ Кількість годин 2 ЛЕКЦІЯ 9 6364 Т
17. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ВКЛАДЫ ГЕНОТИПИЧЕСКИХ И СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ В МЕТАМЕРНУЮ ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЛИСТА ВИНОГРАДА
18. Это относится и к Республике Беларусь
19. Задачи Установление готовности учащихся к восприятию и усвоению новых знаний
20. Кваркенская средняя общеобразовательная школа Кваркенского района Оренбургской области