Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

тематике о моде тут говорить не приходится ~ походя эксплуатировать эту тему не позволяет ее сакральность

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10


страсти по Андрею

Библия настолько широко «проиллюстрирована» в мировом изобразительном искусстве, что, кажется,  трудно сказать здесь что-то новое. Но, безусловно,  словесный образ дает  возможность бесконечно воплощать его визуально, и каждый художник, насколько бы не проникал в беспредельные глубины библейского мотива, все же оставляет его открытым для своих последователей.

Когда художник обращается к библейской тематике, о моде тут говорить не приходится – походя эксплуатировать эту тему  не позволяет ее сакральность. Мотивы обращения могут быть различными.  Для Андрея Антонова это было, помимо творческой всеядности в хорошем понимании, интереса к культурным и духовным ценностям прошлого, возможно, еще и осознание скорого ухода, попытка заглянуть по ту сторону земного бытия...

Ценность представленных в экспозиции графических листов, помимо прочего, еще и в том, что они дают возможность проследить за ходом работы художника над сюжетами:  от лаконичных линеарных карандашных рисунков, через их штриховую насыщенность - к большим композициям, наполненным цветовыми и фактурными эффектами, присущими пастели.

На выставке есть и последние  графические автопортреты мастера, придающие ей характер исповедальности.

…Колеблется пламя свечи, освещая собравшихся на последнюю «Тайную вечерю» в одноименном графическом триптихе. Христос и Иуда -  лицом к лицу. Момент, когда, по земным меркам,  уже свершившееся духовное предательство еще может остаться нереализованным физически. Но только по земным, по небесному замыслу развязка предопределена…

Карандашные эскизы к триптиху демонстрируют поиски смысловой и композиционной выразительности центральной части,  разработку через жесты и позы образных характеристик апостолов. В окончательном варианте художник интервалами  отделяет Христа и Иуду от остальных персонажей, делает доминирующей по высоте фигуру Иисуса,  отступив для этого от традиционной прямоугольной формы листа,  убирает со стола все предметы, кроме свечи, повторяет  в боковых частях триптиха по-иному  интерпретированные образы апостолов.

В «Несении креста»,  обращенном одновременно и  к мотивам наших дней, - извечная  дилемма, проблема выбора  между добром и злом. Над Христом,  обессилевшее тело которого прижато к земле огромным крестом возле забора из полицейских щитов, занесены уже не орудия римских солдат, а дубинки современных стражей правопорядка. Их общая  забрально-масочная безликость, не дающая и намека на чувства и эмоции, резко контрастирует  с исполненным страдания ликом Спасителя.

Так евангельская тема получает продолжение и в знаковых элементах нашей эпохи… Будем откровенны, ведь это – и обо всех нас: сложно судить, что выбрал бы каждый из приходивших на грешную землю в течение почти двух тысячелетий, окажись он в толпе у дворца Понтия Пилата, на нескончаемой дороге на Голгофу или у креста, – камень и обидное слово или любовь и сострадание?

Разнообразны поиски  эмоциональной  и пластической выразительности в вариациях «Распятия» -  от лаконичных композиций, не предполагающих развития пространства, порой с непривычными для христианской изобразительной традиции образами (Христос в  виде мумии, наподобие антоновских «забинтованных» объемов), до торжественно-красивого космического «Распятия»,  на котором мощный крест с атлетической фигурой Христа, очерченной золотой линией сияния, завис в синем мерцающем пространстве над белой дугой земли.  В последний год жизни Антоновым выполнено «Распятие» с  предстоящими Богоматерью и Марией Магдалиной. Пространство здесь разбито на разворачивающиеся плоскости, что усиливает динамизм ракурса креста с фигурой распятого Христа. В этом листе Антонов, подчеркивая значимость библейской темы в своем творчестве, поместил и фигуру сидящего художника, стремящегося  запечатлеть торжественно-скорбную сцену на листе бумаги.

…Подножие столба со всеми покинутым Спасителем, брошенные  внизу одежды и лопата – и удаляющиеся от свершившегося мужчины с одинаковыми лысо-крутолобыми головами. Срезанность композиции «Свершилось» верхним и нижним краями листа, точка зрения сверху и голубоватое ирреальное свечение, пронзающее пространство, усиливают ощущение одиночества и одновременно ожидания грядущего зримого таинства.  Как у Пушкина: «Когда великое свершалось торжество и в муках на кресте кончалось Божество»...

А вот и оно, зримое таинство, - в листе «Не прикасайся ко мне!».  Законченность рисунка при всей его лапидарности, необозначенность Гефсиманского сада как места действия, полная сосредоточенность  на позах и жестах персонажей усиливают эмоциональное звучание сцены встречи Марии Магдалины и воскресшего Христа.  Воздетые в радости, благоговении и вере-неверии руки коленопреклоненной ученицы и отстраняющий жест Учителя, принадлежащего уже иному, тонкому, миру, куда закрыт вход непосвященному смертному, – это ли не воплощение христианской радости от свершившегося чуда и одновременно извечной скорби от невозможности нашей встречи с близкими, перешагнувшими границу невозврата….

И спасает тогда вера,  размышление о силе и истинности которой стало темой следующего листа – «Добрая самарянка».

В охристо-рыжей атмосфере знойного дня с синими тенями почти бесплотная, сильно вытянутая фигура Спасителя, присевшего на край колодца, и добрая самарянка с кувшином – это  визуальный образ сюжета. А за ним  - таинственность и глубина слов Иисуса, изреченных в этой беседе, -  о воде земной,  которую человек  не перестает жаждать снова и снова, и об утоляющей живой воде как источнике веры, о чистой духовной реке, текущей в жизнь вечную. «Кто жаждет, иди ко мне и пей…»

По-своему интерпретирует Андрей Антонов ветхозаветное «Изгнание из рая».  Адам и Ева, гонимые золотым ангелом с мечом, в прощальном повороте удаляются в черноту проема - в земную жизнь с добыванием хлеба насущного, с болью и страданиями. Нет здесь знакомых атрибутов традиционного райского сада – его заменил разноцветный  мир геометрических форм, напоминающих калейдоскопическую картинку или растровую сетку….

Выразительны рисунки «Христос перед народом», с лаконичной экспрессивной линией контура,  бегло формирующей внешне статичную, но полную внутреннего драматизма фигуру Христа и динамичный ракурс фигуры Понтия Пилата с головой-обрубком.

Здесь и варианты скорбного «Оплакивания» - с иконописными ликами, с обозначенными резкими контрастами света и тени жесткими складками одеяний выступающих из темноты персонажей. В варианте «Оплакивания» 2010 года, схожем по композиции с листом пятилетней давности, появилась не сразу бросающаяся в глаза, но выразительная деталь: плачущий юный Иоанн, держащий на коленях голову мертвого Иисуса, горестно закрыл ладонью лицо.

Обратился Андрей Антонов и к не столь распространенному в изобразительном  искусстве мотиву – битве ангелов. Битва ангелов – это может быть отнесено и ко времени первого сражения до появления человека, и ко времени духовной брани при жизни Христа, и к событиям конца времен, что описаны в «Откровении Иоанна Богослова».  Самым знаменитым воплощением апокалипсического сражения в мировом искусстве является гравюра Дюрера «Битва ангелов» из цикла «Апокалипсис». Визуальный ряд графических вариантов Антонова с изображением двух ангелов  не дает возможности отнести мотив к какой-либо эпохе библейской истории. Да суть и не в этом. Важнее, что мы можем отметить здесь две составляющие – внутреннюю и внешнюю.  Первая, смысловая,  заключается в том, что это -  о борьбе добра и зла, о сражении между ангелами Бога и ангелами Сатаны, ведущемся постоянно за человеческие души. Только кто-то догадывается об этой войне за своими плечами, а кто-то закрывает глаза на истоки и причины испытаний, скорбей или незримых посланий.  Внешняя составляющая – формообразующая: композиции с парными ангелами наиболее близки к  стилистике пластических композиций художника и вполне бы могли существовать в скульптурных объемах.

Состязание здесь ритмически напоминает борьбу-танец. Сильные динамичные фигуры с крепкими торсами, жесткими крыльями, крупными ступнями и кистями рук, иногда с деформированными крохотными головками  –  единственные в этой графической сюите, полностью сохранившие традиционную скульптурную мощь антоновских фигур.

Понятно, что Библия написана не столько для посвященных, сколько для большинства из нас, тех, кого можно назвать ленивыми в получении духовных знаний. Недаром древнегреческий философ Ориген писал, что «Святой Дух поставил своею… целью… завернуть и скрыть сокровенные тайны в обыкновенных словах, под предлогом какого-нибудь повествования и рассказа о видимых предметах», облек  великое духовное начало в телесные, всем понятные формы. Поэтому одни из самых волнующих мгновений в искусстве  те, когда мы замечаем, что знакомые образы и сюжеты вдруг являются в сиянии новизны. А чтоб это случилось, каждый художник должен пережить их на своем собственном опыте. Андрей Антонов успел это сделать, поэтому его библейские композиции индивидуальны, узнаваемы.

…Художник открыл для себя окно в духовный мир через вечные мотивы, воплотив их в небольшой библейской сюите. Наверное, это был момент максимальной духовной концентрации в его жизни и творчестве, время, проведенное, как того требовала душа, наедине с собой и священными образами.  Наша жизненная устремленность к вечности побуждает нас верить в существование некого высшего начала. И если бы душа ничего не помнила о том, что когда-то уже состоялось, разве могла бы она осознавать гнетущую пустоту и испытывать тягу к беспредельности…...

Маргарита Пашкова

искусствовед,

заведующая сектором НПР

«Музея уральского искусства»

Ирбит,

июнь, 2012




1. 1 Кр 1 Ср1 Мод1 Кол
2. а Стебли собирают в период цветения с недозрелыми плодами срезают и сушат в тени на стеллажах
3. Задание 1 Исправьте лексические ошибки
4. р р
5. Астрология и причины ее популярност
6. Її північна мережа звивиста але добре простежується за суцільним поширенням північнолісостепових ландшаф
7. Лабораторная работа Расчет газопромывателей Вентуре прямоточных высоконапорных типа ГВПВ Опрос с
8. Курсовой проект Проектирование и расчет железобетонных мостов с предварительно напряженной арма
9. Курсовая работа- Забывание как процесс памят
10. Лабораторна робота 1 Сировинні матеріали мартенівського виробни
11. дипломная работа основана на безопасной перевозке наливных на судах типа танкерхимовоз я хочу рассказать б
12.  Правила построения деловой беседы 1
13. го курса лечфак ВПО ХМГМА Сущность лучевой диагностики
14. Контрактная система найма и стимулирование труда работников
15. Точнее двадцать ему исполнилось незадолго до конца путешествия
16. Лабораторная работа по орфоэпии
17. Noted in 2007 tht it hd sold more thn 700000 copies
18. нормативной базе СРО
19. Робота з документами, що містять комерційну таємницю
20. Расчёт технологического процесса производства древесностружечных плит