Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

тематике о моде тут говорить не приходится ~ походя эксплуатировать эту тему не позволяет ее сакральность

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10


страсти по Андрею

Библия настолько широко «проиллюстрирована» в мировом изобразительном искусстве, что, кажется,  трудно сказать здесь что-то новое. Но, безусловно,  словесный образ дает  возможность бесконечно воплощать его визуально, и каждый художник, насколько бы не проникал в беспредельные глубины библейского мотива, все же оставляет его открытым для своих последователей.

Когда художник обращается к библейской тематике, о моде тут говорить не приходится – походя эксплуатировать эту тему  не позволяет ее сакральность. Мотивы обращения могут быть различными.  Для Андрея Антонова это было, помимо творческой всеядности в хорошем понимании, интереса к культурным и духовным ценностям прошлого, возможно, еще и осознание скорого ухода, попытка заглянуть по ту сторону земного бытия...

Ценность представленных в экспозиции графических листов, помимо прочего, еще и в том, что они дают возможность проследить за ходом работы художника над сюжетами:  от лаконичных линеарных карандашных рисунков, через их штриховую насыщенность - к большим композициям, наполненным цветовыми и фактурными эффектами, присущими пастели.

На выставке есть и последние  графические автопортреты мастера, придающие ей характер исповедальности.

…Колеблется пламя свечи, освещая собравшихся на последнюю «Тайную вечерю» в одноименном графическом триптихе. Христос и Иуда -  лицом к лицу. Момент, когда, по земным меркам,  уже свершившееся духовное предательство еще может остаться нереализованным физически. Но только по земным, по небесному замыслу развязка предопределена…

Карандашные эскизы к триптиху демонстрируют поиски смысловой и композиционной выразительности центральной части,  разработку через жесты и позы образных характеристик апостолов. В окончательном варианте художник интервалами  отделяет Христа и Иуду от остальных персонажей, делает доминирующей по высоте фигуру Иисуса,  отступив для этого от традиционной прямоугольной формы листа,  убирает со стола все предметы, кроме свечи, повторяет  в боковых частях триптиха по-иному  интерпретированные образы апостолов.

В «Несении креста»,  обращенном одновременно и  к мотивам наших дней, - извечная  дилемма, проблема выбора  между добром и злом. Над Христом,  обессилевшее тело которого прижато к земле огромным крестом возле забора из полицейских щитов, занесены уже не орудия римских солдат, а дубинки современных стражей правопорядка. Их общая  забрально-масочная безликость, не дающая и намека на чувства и эмоции, резко контрастирует  с исполненным страдания ликом Спасителя.

Так евангельская тема получает продолжение и в знаковых элементах нашей эпохи… Будем откровенны, ведь это – и обо всех нас: сложно судить, что выбрал бы каждый из приходивших на грешную землю в течение почти двух тысячелетий, окажись он в толпе у дворца Понтия Пилата, на нескончаемой дороге на Голгофу или у креста, – камень и обидное слово или любовь и сострадание?

Разнообразны поиски  эмоциональной  и пластической выразительности в вариациях «Распятия» -  от лаконичных композиций, не предполагающих развития пространства, порой с непривычными для христианской изобразительной традиции образами (Христос в  виде мумии, наподобие антоновских «забинтованных» объемов), до торжественно-красивого космического «Распятия»,  на котором мощный крест с атлетической фигурой Христа, очерченной золотой линией сияния, завис в синем мерцающем пространстве над белой дугой земли.  В последний год жизни Антоновым выполнено «Распятие» с  предстоящими Богоматерью и Марией Магдалиной. Пространство здесь разбито на разворачивающиеся плоскости, что усиливает динамизм ракурса креста с фигурой распятого Христа. В этом листе Антонов, подчеркивая значимость библейской темы в своем творчестве, поместил и фигуру сидящего художника, стремящегося  запечатлеть торжественно-скорбную сцену на листе бумаги.

…Подножие столба со всеми покинутым Спасителем, брошенные  внизу одежды и лопата – и удаляющиеся от свершившегося мужчины с одинаковыми лысо-крутолобыми головами. Срезанность композиции «Свершилось» верхним и нижним краями листа, точка зрения сверху и голубоватое ирреальное свечение, пронзающее пространство, усиливают ощущение одиночества и одновременно ожидания грядущего зримого таинства.  Как у Пушкина: «Когда великое свершалось торжество и в муках на кресте кончалось Божество»...

А вот и оно, зримое таинство, - в листе «Не прикасайся ко мне!».  Законченность рисунка при всей его лапидарности, необозначенность Гефсиманского сада как места действия, полная сосредоточенность  на позах и жестах персонажей усиливают эмоциональное звучание сцены встречи Марии Магдалины и воскресшего Христа.  Воздетые в радости, благоговении и вере-неверии руки коленопреклоненной ученицы и отстраняющий жест Учителя, принадлежащего уже иному, тонкому, миру, куда закрыт вход непосвященному смертному, – это ли не воплощение христианской радости от свершившегося чуда и одновременно извечной скорби от невозможности нашей встречи с близкими, перешагнувшими границу невозврата….

И спасает тогда вера,  размышление о силе и истинности которой стало темой следующего листа – «Добрая самарянка».

В охристо-рыжей атмосфере знойного дня с синими тенями почти бесплотная, сильно вытянутая фигура Спасителя, присевшего на край колодца, и добрая самарянка с кувшином – это  визуальный образ сюжета. А за ним  - таинственность и глубина слов Иисуса, изреченных в этой беседе, -  о воде земной,  которую человек  не перестает жаждать снова и снова, и об утоляющей живой воде как источнике веры, о чистой духовной реке, текущей в жизнь вечную. «Кто жаждет, иди ко мне и пей…»

По-своему интерпретирует Андрей Антонов ветхозаветное «Изгнание из рая».  Адам и Ева, гонимые золотым ангелом с мечом, в прощальном повороте удаляются в черноту проема - в земную жизнь с добыванием хлеба насущного, с болью и страданиями. Нет здесь знакомых атрибутов традиционного райского сада – его заменил разноцветный  мир геометрических форм, напоминающих калейдоскопическую картинку или растровую сетку….

Выразительны рисунки «Христос перед народом», с лаконичной экспрессивной линией контура,  бегло формирующей внешне статичную, но полную внутреннего драматизма фигуру Христа и динамичный ракурс фигуры Понтия Пилата с головой-обрубком.

Здесь и варианты скорбного «Оплакивания» - с иконописными ликами, с обозначенными резкими контрастами света и тени жесткими складками одеяний выступающих из темноты персонажей. В варианте «Оплакивания» 2010 года, схожем по композиции с листом пятилетней давности, появилась не сразу бросающаяся в глаза, но выразительная деталь: плачущий юный Иоанн, держащий на коленях голову мертвого Иисуса, горестно закрыл ладонью лицо.

Обратился Андрей Антонов и к не столь распространенному в изобразительном  искусстве мотиву – битве ангелов. Битва ангелов – это может быть отнесено и ко времени первого сражения до появления человека, и ко времени духовной брани при жизни Христа, и к событиям конца времен, что описаны в «Откровении Иоанна Богослова».  Самым знаменитым воплощением апокалипсического сражения в мировом искусстве является гравюра Дюрера «Битва ангелов» из цикла «Апокалипсис». Визуальный ряд графических вариантов Антонова с изображением двух ангелов  не дает возможности отнести мотив к какой-либо эпохе библейской истории. Да суть и не в этом. Важнее, что мы можем отметить здесь две составляющие – внутреннюю и внешнюю.  Первая, смысловая,  заключается в том, что это -  о борьбе добра и зла, о сражении между ангелами Бога и ангелами Сатаны, ведущемся постоянно за человеческие души. Только кто-то догадывается об этой войне за своими плечами, а кто-то закрывает глаза на истоки и причины испытаний, скорбей или незримых посланий.  Внешняя составляющая – формообразующая: композиции с парными ангелами наиболее близки к  стилистике пластических композиций художника и вполне бы могли существовать в скульптурных объемах.

Состязание здесь ритмически напоминает борьбу-танец. Сильные динамичные фигуры с крепкими торсами, жесткими крыльями, крупными ступнями и кистями рук, иногда с деформированными крохотными головками  –  единственные в этой графической сюите, полностью сохранившие традиционную скульптурную мощь антоновских фигур.

Понятно, что Библия написана не столько для посвященных, сколько для большинства из нас, тех, кого можно назвать ленивыми в получении духовных знаний. Недаром древнегреческий философ Ориген писал, что «Святой Дух поставил своею… целью… завернуть и скрыть сокровенные тайны в обыкновенных словах, под предлогом какого-нибудь повествования и рассказа о видимых предметах», облек  великое духовное начало в телесные, всем понятные формы. Поэтому одни из самых волнующих мгновений в искусстве  те, когда мы замечаем, что знакомые образы и сюжеты вдруг являются в сиянии новизны. А чтоб это случилось, каждый художник должен пережить их на своем собственном опыте. Андрей Антонов успел это сделать, поэтому его библейские композиции индивидуальны, узнаваемы.

…Художник открыл для себя окно в духовный мир через вечные мотивы, воплотив их в небольшой библейской сюите. Наверное, это был момент максимальной духовной концентрации в его жизни и творчестве, время, проведенное, как того требовала душа, наедине с собой и священными образами.  Наша жизненная устремленность к вечности побуждает нас верить в существование некого высшего начала. И если бы душа ничего не помнила о том, что когда-то уже состоялось, разве могла бы она осознавать гнетущую пустоту и испытывать тягу к беспредельности…...

Маргарита Пашкова

искусствовед,

заведующая сектором НПР

«Музея уральского искусства»

Ирбит,

июнь, 2012




1. вариантов ответа Ответы Баллы Основоположниками теории общест
2. Методические рекомендации по изучению темы 1
3. деспотически капризной и неуловимой вещью
4. . Red nd trnslte the dilogues- 1
5. В них создавались не только архитектурные проекты но и планы с глубокой проработкой всего комплекса градоо1
6. Банковские дома Италии
7. тема рівнянь виду- або 1 Матриця називається матрицею системи її визначник називається визнач
8. НДФЛ для получения вычетов можно за 2011г 2012г и 2013г Получить СОЦИАЛЬНЫЙ вычет в размере 13 от фактических ра
9. Тобто розвиток психіки людини має періодичний і стадійний характер.
10. тематическая описательная нормальная анатомия человека Gross ntomy Изучает теорию строения
11. Основы психологического консультирования в организации
12. Тема- ldquo;Расчет силового трансформатора rdquo; Студент- Чубаков А
13. Основи роботи на ПК 1
14. марта 2014г Весовая категория- 93 кг
15. Житие Сергия Радонежского
16. Автомобильная промышленность в РФ
17. Острый панкреатит
18. Судовыу энергетические установки
19. а Мы равноправные граждане суверенного государства Советского Союза представляющие его многонациональ
20. 05.1998 й. 621Iсон Єонуни ЎзР 29.html