Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

софист вначале понималось в буквальном смысле ~ как мудрец затем стало обозначать платного учителя мудрос

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10


Вопрос 7

В самом раннем периоде развития греческой философии интерес мыслителей был направлен во вне, на объективный мир. Появление новых общественных потребностей обусловило интерес к познанию человека и его внутреннего мира. Начало в исследовании проблемы человека положили так называемые софисты  а также Сократ. Слово «софист» вначале понималось в буквальном смысле – как мудрец, затем стало обозначать платного учителя мудрости и красноречия. Такой новый тип философов появляется в период расцвета рабовладельческой демократии, когда образованность, опыт и мастерство в публичных выступлениях, на судах очень высоко ценятся. Софисты как раз и предлагали свои услуги тем, кто стремился участвовать в политической жизни. Они обучали грамматике, стилистике, риторике, умению вести дискуссию. Главным их искусством было искусство слова, и именно они выработали нормы литературного греческого языка.

Исходный принцип софистов был сформулирован Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Это означает, что всё содержание мышления, представления о добре, о прекрасном, справедливом зависят только от мыслящего человека и не зависят от объективной действительности.  Софисты отождествляли мудрость со знанием, умением доказывать всё, что они считали необходимым, выгодным данному человеку. Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий. Логическая доказуемость (а не соответствие действительности) считалась у них главным свойством истины. Большинство софистов считало, что доказать можно всё, что угодно, необходимы только ум, знания и красноречие.

Софисты преувеличивали и даже абсолютизировали относительность знания, его зависимость от человека и конкретных условий, не учитывали наличия в любом знании объективных (правильных, соответствующих объекту) моментов. Поэтому их учение можно квалифицировать как гносеологический релятивизм. Последний служил им для обоснования и нравственного релятивизма. Софисты подчёркивали условность любых правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Что считать справедливым, добром или злом, хорошим или плохим, - всё это зависит только от интересов человека или государства и соответственно от их позиции. На самом же деле нравственные нормы общезначимы для данной социальной группы, и в её пределах добро является добром для всех её членов, а есть нормы, общезначимые и для всего человечества

Прогрессивное значение деятельности софистов состояло в том, что они поставили на обсуждение проблему человека и его субъективного мира, зависимости форм культуры от человека, показали огромные возможности мышления, активно распространяли знания и просвещали людей. Однако в 4 в. до н.э. произошло вырождение деятельности софистов: они стали прибегать в споре к различным уловкам, приёмам, получивших название софизмов, - неверных доводов, замаскированных внешней правильностью.

Учеником софистов в начальный период своего творчества, а затем их непримиримым оппонентом, был Сократ. Он выступил против релятивизма истины софистов. Мерилом всех вещей для него является не субъективно произвольный человек, а человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят своё выражение общие законы. «Познай самого себя» – любимое изречение Сократа. Основополагающая способность человека, по Сократу, - это мышление, разум. Разум способен дать не просто индивидуальное мнение, - на чём останавливались софисты, - а всеобщее, общеобязательное знание. Но знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Знание должно родиться. Отсюда вытекает метод Сократа – майевтика (от греч. «повивальное искусство»). Сократ полагал, что, помогая рождению истины в других людях, он продолжает в духовной области дело своей матери, повитухи Фенареты.

Началом метода Сократа служит ирония, благодаря которой он побуждал у людей сомнения в общепринятых истинах. «Так ли это? – всегда вопрошал Сократ, - давайте подумаем вместе». О самом же себе он говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Тем самым он приглашал людей к рассуждению, к самому глубокому и непредвзятому анализу любого положения.

Основное содержание сократовских рассуждений посвящено проблемам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость, в чём заключается долг человека и др. Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Знание отождествлялось им с добром. Сократ верил, что если человек знает, что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Зло идёт от незнания, значит, приобретение знания – источник нравственного совершенствования. Поскольку всё знание тогда было сосредоточено в философии, то философия, по Сократу, - средство формирования добродетельного человека и справедливого государства. Позиция Сократа по вопросам морали именуется этическим рационализмом (от лат. «рационалис» – разумный), поскольку решающая роль в формировании нравственных норм отводится им разуму и знаниям.




1. Октябрьский Ванинского района Хабаровского края Формирование рефлексии в процессе учебно
2. Чтобы избавиться от этого чувства необходимо глубоко осознать его сущность и причины а для этого в первую о
3. естественными организациями для коллективной самозащиты трудящихся в случаях неправомерных действий со ст
4. Вариант 1 ЧАСТЬ А А1
5. зафіксовану на матеріальному носії основною функцією якого є зберігати та передавати ЇЇ в часі та просторі
6. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата сільськогосподарських наук4
7. Реферат- История развития операционных систем Windows
8. Процесс разработки ПО и ЯП
9. тематичних наук Київ ~ Дисертацією є рукопис
10. прагматическое отношение к природе психологическая противопоставленность человека другим существам субъ
11. Реферат- Стандартизация и сертификация в туризме
12. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук Київ ~ Д1
13. Курсовая работа- Психологические особенности и психосоматические расстройства у подростков.html
14. Основные свойства цитоплазмы
15. Биология Задачи с ответами
16. трудность при засыпании раннее пробуждение поверхностный сон не приносящий чувства отдыха или кошмарные
17. . Типы и модели экономических систем Элементы экономической системы
18. естественного человека поддающегося диктату психофизиологических потребностей
19. Стилистические фигуры речи
20. Стратегия фирмы в области управления человеческими ресурсам