Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

психе душа ~ др

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.1.2022

1.1. Психика и отражение.

Психология – наука о душе («психе» - душа – др. греч).

Предмет псих. - психика. я отражения. Психика - внешний продукт организованной материи, характерной особенностью которой является отражение реального бытия. Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или предмета.Формы отражения в живом и неживом мире.Психологиянаука о психике Теория отражения:1. мир материален, 2. отражение - всеобщее свойство материи, т.е. способность к воспроизведению, выделению свойств и отношений  окружающего мира, 3. уровень отражения зависит от уровня организации материи. Развитие материи – переход от низших форм к высшим.: Психич. явления рассматриваются как различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности. В живом и неживом мире отражение выступает в качественно различных формах.Основные формы отражения:

  1.  физическое -- это уровень, на который способны неживые объекты. Заключается в том, что объекты взаимно отражают дуг друга в своих свойствах, признаках, отношениях.2)химическое – взаимодействие предметов окружающего объекта, отражающее свойства, признаки на более глубоком уровне.3)биологическое – отражение живыми организмами биологически значимых свойств среды (раздражимость). Всякий живой организм избирательно относится ко всем внешним раздражителям, тем самым обнаруживая качественно новое свойство живой материи – саморегулирование.4)психич.  – высший уровень. Суть: в формировании у  человека – субъективного образа объективного мира. Мир воздействует на человека, а человек отражает это воздействие, и у него возникает идеальный образ мира. Т.о. Психология – наука о психике как субъективном образе объективного мира, на основе которой осуществляется регуляция человеком своего поведения и Д.Психич. отражение как субъективный образ объективного мира.

Вся материя обладает свойством отражения. Являясь свойством материи, функцией мозга, психика выступает как особая форма отражения, как предпосылка развития психики. Будучи специфической формой отражения, психика возникла в процессе развития материи, переходя от одних форм движения к другим. Благодаря отражению обеспечиваются более широкие многообразные связи организма со средой. Внутренняя психич. жизнь не существует без внешней, т.е. психика, сознание отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от нее, это осознанное бытие. Всякий психический акт – это отрезок реальной действительности. Своеобразие психического заключается в том, что оно является  реальной стороной бытия и его отражением.

Св-ва психич. отражения:1)субъективность – психич.образ приписывается субъекту – чел-ку.  2)вторично по происхождению и содержанию. Мир, окруж. нас – первичен.3)псих отражение - адекватное отражение человеком объект. мира в общих и сущест-х свойствах..4) активное, творческое отражение человеком мира. Активность психики проявляется в том, что психический образ возникает только тогда. когда человек активно взаимодействует с миром.5)носит опережающий характер. Психика может отражать свойства предмета не только здесь и теперь, но и в будущем. 6)носит системный хар-р

Отражение – всеобщее св-во материи, заключ. в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или предмета.

Функции психики:1. отражение свойств и связей действительности.2. регулирование поведения и Д. человека.. Сознание и бессознательное.Сознание – высший уровень психического отражения. Проблема сознания представлена в философии, нейрофизиологии, в теологических учениях.  Подходы: I. основан на представлении о классической психологической триаде (отражение, отношение, поведение). Структура сознания включает: 1. когнитивный компонентсовокупность знаний человека о мире. Познание мира возможно на 2 уровнях: а) чувственном  б) логическом Эти уровни взаимосвязаны, чувственное познание дает толчок к осмыслению. 2. отношенческий компонент (эмоции и чувства, за которыми стоит оценка познанного объекта и явления мира). Эмоции и чувства выражаются в отношении.3. поведенческий компонент (цель + волевое усилие). Поведение, в котором есть цель и волевое усилие, является осознанным, произвольным. Если компоненты отсутствуют – непроизвольное, импульсивное поведение. Осуществляется бессознательно. II. Леонтьев. В сознании следует различать 3 составляющие:

1. Чувственная ткань – чувственный состав конкр. образов реальности, актуально воспринимаемой или хранящейся в памяти..2. Значение – важнейшее образующее человеческого сознания, носителем которого является язык. 3.  Личностный смысл–понятие, обозначающее субъективность и пристрастность чел. сознания.

III. Зинченко выделяет в сознании 2 слоя:1). бытийное сознание (включает чувственные образы предметов и явлений действительности, сформировавшиеся у человека), ориентировано на внешний мир.2. «рефлексивное сознание» (более высокий уровень). Ориентировано на само себя–сознание для сознания.Фун-и сознания:1)отражения,2)регуляции, 3)креативности.Бессозн.область психич. явлений, неосознаваемых чел-ком. Сходство между сознанием и бессознательным – соц-ная обусловленность их феноменов. Стр-ра бессозн. (по  Гиппенрейтер) 1):действия неосознаваемые человеком (первичные автоматизмы человека – безусловные рефлексы: мигательный, цеплятельный и тд).2)неосознаваемые мотивы, побуждения к действию. Это установка психики человека, которая предполагает готовность человека действовать опред. образом (моторные установки, интеллект., перцептивные установки).3) надсознание - оговорки, описки, переживания чел-ка– сфера бессознат-ого,  связана с креативными пр-сами в психике чел-ка, рез-татом кот-ых явл-тся новый продукт, интуиция, инсайт).(по Симонову):1. подсознание – то, что вытеснено в сферу бессознательного, 2. надсознание – все процессы, связанные с творчеством.

Функции бессознательного1)функция отражения (человек сам не осознает образа отражения),2.регулятивная (бессознательное регулирует поведение человека), 3творческая функция, 4.защитная функция (защищает от информационной нагрузки).

1.2. Методы психологии Метод – способ получения информации о предмете науки. Ананьев - 4 группы методов:1.организационные методы.А) метод продольного среза – лонгитюдный метод. Объект исследования в течение длительного времени считается постоянным. Лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам, оно дает возможность более точно выразить величину изменения в развитии  между двумя периодами и определить индивидуальную структуру и динамику развития каждого ребенка. Б) метод поперечных срезов. Исследования организуются таким образом, что объект исследования не является постоянным. Преимущество по сравнению с лонгитюдным методом: более быстрое получение данных. Недостаток – искажение информации, и недостоверность.

   В) сравнительный метод (сравнительно-генетический) заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в процессе сравнения со сходными явлениями у других. Наибольшее распространение этот метод получил в зоопсихологии и в детской психологии.

  1.  комплексный метод. В исследовании участвуют представители различных наук. Один объект изучают разными средствами. Этот метод позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа (напр, между физич, психич и соц развитием личности).
  2.  эмпирические методы.

А) наблюдение выступает в психологии в 2 формах – самонаблюдение и объективное наблюдение.Интроспекция. Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней действительности. Как реальный процесс, самонаблюдение всегда является одной из сторон и присутствует в объективном наблюдении. В ходе психологического  исследования надо направлять испытуемого на то, чтобы он совершал соответствующее действие и обнаруживал неосознанные закономерности, согласно которым объективно протекают соответствующие процессы. Традиционная интроспективная психология считала самонаблюдение основным методом психологии, те психика превращалась в замкнутый в себе внутренний мир.

Наблюдение – целенаправленное восприятие исследователем изучаемого объекта с целью получения данных о нем для последующего анализа. Требования: наличие цели наблюдения, наличие программы, должны быть выделены единицы наблюдения. Единицы наблюдения – различные модификации изучаемого явления (напр,  тон общения), результаты наблюдения должны обязательно фиксировать (ведение дневников).

Способы организации наблюдения: узкое (один конкретный объект), широкое (несколько объектов), включенное (наблюдатель –один из участников), лабораторное (создается специальная условная ситуация), полевое (проходит в естественной обстановке). Недостатки: большие временные затраты, наблюдение трудно фиксировать, невозможно повторить, результаты наблюдений не поддаются матобработке.

Б) эксперимент – исследовательская деятельность в целях изучения причинно- следственных связей, которая предполагает следующее:

  •  исследователь сам вызывает изучаемое явление и активно воздействует на него,
  •  экспериментатор может изменять условия, при которых протекает явление,
  •  в эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов,
  •  эксперимент устанавливает допускающие мат обработку количественные закономерности.

Осн. задача психолог. эксперимента – сделать допустимыми для объективного наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.

Естественный эксперимент – экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельности, а сам деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Естественный эксперимент, который решает задачи психолого-педагогического исследования, называется психолого-педагогическим экспериментом. Его роль велика при изучении познавательных особенностей учащихся на различных возрастных этапах и при выяснении конкретных путей формирования личности школьника.

Лабораторный эксп-мент – протекает в спец. созданных для этого условиях.

В) диагностические тесты.

Англ.слово «тест» означает проба или испытание. Термин введен в конце19 века Кеттеллом. Тест – краткое стандартизированное испытание, не требующее сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и мат обработке. В настоящее время метод тестов применяют в психологии наряду с другими методами. С его помощью можно выявить степень пригодности для работы в той или иной области. Диагностическая ценность теста зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта. Недостаточно обоснованные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, способных причинить значительный ущерб в практике.

Г) беседа. Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа всегда должна быть планово организована в соответствии с задачами исследования. Вопросы могут представлять собой задания, направленные на выявления качественного своеобразия изучаемых процессов. Но при этом задания должны быть максимально естественны и нестандартны. Беседа не должна носить шаблонно –стандартного характера ,она должна быть максимально идеализированной и сочетаться с другими объективными методами.

Д) анализ продуктов деятельности. Этим методом широко  пользуются в исторической психологии для изучения человека в исторические времена, чтобы понять закономерности психологического развития человека, опираясь на закономерности его общественно исторического развития. Метод широко и плодотворно

используется в детской психологии – изучаются продукты детского творчества для психологического изучения ребенка (рисунки, лепка, аппликации, сочинения).

  1.  применение  мат методов. Мат методы – методы обработки полученных данных.

1. 7. развитие представлений об эмоциях в истории психологии.

Учение Спинозы об аффектах. Аффекты - это состояния, к-рые увеличивают или уменьшают способность к действию. Выделяет аффект удовольствия и неудовольствия. Удовольствие – такое пассивное состояние, через которое переходят к большему совершенству. Неудовольствие (печаль) – такое пассивное состояние, ч/з ко-рое переходят к меньшему совершенству..  Интеллектуалистическая теория эмоций.

Платон говорил о высших интел. эмоциях  - «умственные наслаждения» или «духовные радости», связанные с истинной и симметрией. Аристотель добавил «удивление». Декарт: на первом месте удивление и добавил сомнение. Спиноза – чувство уверенности.Титченер попытался классифицировать интел. чувства (связанные с актив. вниманием) и эмоции, связанные с пассивным вниманием. Джеймс рассм-вал классификацию интел. чувств, относит к ним элементы мышления, не являющиеся образными и отношение, которое выражается словами.. Выгодский обращал внимание на связь познания и эмоции, необходимо изучать интеллект и аффект.Ч. Дарвин о выражении эмоций.Его монография «Выражение эмоций чел-ка и животных» – поворотный пункт связи биолог-кого и психоло-кого компонентов. Вывод – общий механизм происхождения эмоций одинаков  у чел-ка и животных. У последних, эмоции – средство приспособления, адаптации к среде. Т.о. эмоции появились в ходе эволюции живых существ, как жизненно-важный приспособительный мех-м,Теория Джеймса – Ланге и её роль в развитии представлений об эмоциях.У. Джеймс и независимо от него Г. Ланге сформировали теорию: возникновение эмоций связано с изменениями, происходящими в произвольной сфере, и в сфере, не подчиняющейся сознанию.То, что мы ощущаем и есть эмоц..переживания. Джеймс связывал эмоции с широким кругом физиолог. изменений, Ланге – с изменениями сосудистой системы.). Теория Джеймса – Ланге правильно отмечала существ. роль, которую играют в эмоциях органические изменения периферического характера..Современные зарубежные теории эмоций. Бихевиоризм.. Уотсон: эмоции- специф. вид реакции, проявляющейся в 3х осн.формах: ярость, страх, любовь.(физиолог. подход). Становятся более популярными теории, к-рые изучают субъективную сторону.Психоанализ. Фрейд впервые связал эмоции с личностью. Источник эмоций – биолог. влечение. По ходу взаимодействия эмоции связываются с опред. предметами внешн. мира, к-рые приобретают ценность. Сначала ребёнок подчиняется полностью принципу удовольствия, потом принципу реальности. Особый класс эмоций порождается СВЕРХ–Я(стыд,вина). Когнитивизм.

Теория когнитивного диссонанса или когнитивного несоответствия ( Фестингер). При когнит. диссонансе тревога, дискомфорт–осн. мотивы соответ-ющих действий. Когнитивно – физиологическая концепция(Шехтер) На возникновение эмоций помимо воспринимаемой ситуации и порождающими ими телесными изменениями оказывает влияние прошл. опыт чел-ка и оценка им наличной ситуации с т. зр. актуальной потребности. Теория, Арнольд(1960): эмоция – функция разума, «эмоция – рез-т последовательности событий, описываемых в терминах восприятия и оценки» Теория. Плутчерк – социальнокогнитивная теория. Эм. – это адаптивный механизм выживания Когнитивно–аффективный подход или дифференциальная теория эмоций.( Изард).Осн положение: конкретные эмоции, как чувственно – мотивац. процессы, по разному влияют на познание и действия. Выделяют 10 таких эмоций: интерес-возбуждение, удовольствие-радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние..

Развитие представлений об эмоциях в отечественной психологии. Выгодский. Особенности изучения:у людей эмоции изолируются от царства инстинктов и переносятся в совершенно другую сферу(новую) психического. 2 основных принципа.1) эм., рассматриваются как специф. форма отражения значения объекта для субъекта( эм. – аспект отражения отношений). 2) эм. – фора активного отношения к миру. ,т. е. Чел-к воздействует на внешний мир, познаёт его и относится к нему. Рубинштейн. Эм. Выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Говорил о единстве познавательного и эмоционального процессов..Эм – это субъективная форма потребности) Выделил 3 уровня. 1.Органической аффективно-эмоциональной чувствительности. 2.Предметные чувства, соответ-ющие предметному восприятию и предметному действию( отношение к людям, родине и т.д.). 3. Мировоззр чувства. Леонтьев. «Потребности, мотивы и эмоции». Эмоции у чел-ка имеют своё развитие, могут быть поняты через Д.., выполняют роль внутренних сигналов: непосредственно отражают отношения между мотивами, имеют идеаторный характер, важная особенность эм. – они релевантны  или тождественны Д. Выделяет: 1. эмоц. процессы ( аффект), 2. собственно эм.( более длительные состояния события);3. чувства( выражен отчётливо предметный характер). Анохин. (биолог. теория эм..). Эмоции – физиолог. состояния организма, имеющие ярко выраженную субъект. окраску, охватывают все виды чувствования и переживаний чел-ка. Выделяет 2 стадии: 1) форм-ние потребностей и влечений; 2)ст. удовлетворения этих эмоций/ Симонов.  Эмоция  - есть отражение мозгом чел-ка и животных какой-либо потребности (её качества и величины) и вероятности удовлетворения. Структурная формула возникновения эмоций : - f( П(Ин – Ие)) . П – сила и качества актуальной потребности, ( Ин  - Ие) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врождённого и онтогенетического опыта, Ин – информация о средствах, необх для удовлетворения потребности, Ие -–информация о средствах, которыми располаг данный момент.

 Функции эм. : 1. Отражательно- оценочная; 2. Регуляторная     Вундт. непосредственный опыт состоит из 2х факторов – объективн содержания опыта  и испытующего субъекта. Элементы объективного содержания опыта – ощущения; субъективные элементы  - элементы чувства или простые чувства.. Всю систему чувств можно определить как многообразие трёх измерений: возбуждение – успокоение, удовольствие – неудовольствие, разрешение – напряжение. Простые чувства – такие самостоятельно существующие чувства, к-рые могут вступать в соединение с другими элементами сознания, но сами на самостоятельные более простые чувства неразложимы. Аффект есть же волевой процесс. Настроение –аффекты, отличающиеся сравнительно небольшой силой составляющих их чувств.

1.16 Стимуляция. Чувствительность.

Изменение чувствительности зависит не только от внешней стимуляции, но и от физиологических процессов организма.

Значение физиологических моментов сказывается, прежде всего, в моментах адаптации. Адаптация (или приспособление) – это изменение чувствительности органов чувств  под влиянием действия раздражителя. Различают два основных вида адаптации:

  1.  адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Эту адаптацию еще называют негативной (понижение чувствительности). Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться.
  2.  Адаптацией называют и другое явление, близкое к описанному, которое выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, когда мы из полутемной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала бываем, ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть – это световая адаптация. Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.
  3.  Адаптацией называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации можно определить как позитивную адаптацию. В зрительном анализаторе – это темновая адаптация. Адаптацию можно объяснить изменениями в рецепторах. При действии яркого света разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза – в результате наблюдаем негативную адаптацию. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Явление адаптации объясняется и процессами, протекающими в ЦНС. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, что способствует  повышению чувствительности в новых условиях (явление последовательной взаимной индукции).

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. К ним относятся: сенсибилизация и синестезия. Сенсибилизация – повышение чувствительности в   результате  взаимодействия анализаторов и упражнения. Возникает как компенсация сенсорных дефектов. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. (Например: зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы). Физиологический механизм взаимодействия по Павлову: процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга. Слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадиирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения  повышается чувствительность другого анализатора.

При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий наоборот тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних.

Пороги ощущений.

Порог ощущений – это стимул или величина раздражителя, который вызывает ощущения. Переход от не воспринимаемых стимулов к воспринимаемым происходит не постепенно, а скачкообразно. Эта зависимость отражена в виде психометрической кривой. Допороговый диапазон силы стимула – 2 плато. Допороговый диапазон – значительное изменение силы стимулов при котором не возникает никаких ощущений. Нижний абсолютный порог – минимальная сила  раздражителя  впервые начинающего вызывать ощущения. Абсолютный порог – та сила стимула, при которой в 50%  случаев возникает чувствительность. Верхний абсолютный порог – та сила раздражителя, при которой не происходит изменений в уже имеющихся ощущениях. Запороговая сила стимуляции – это значительные изменения силы сильных стимулов, при которых ощущения либо исчезают, либо косвенно меняются (превращаются в болевые). Между абсолютным нижним порогом и чувствительностью существует обратно пропорциональная зависимость.

E = 1 / р, где Е – чувствительность, р – нижний абсолютный порог. Чем меньше нижний абсолютный порог, тем выше чувствительность данного порога. Величина абсолютных порогов зависят от деятельности человека , его возраста и характера раздражителя.

Закон Бугера-Вебера и закон Вебера-Фехнера.

Дифференциальная чувствительность – способность замечать увеличение или уменьшение ощущений. Дифференциальной чувствительности соответствует дифференциальный порог (разностный порог). Разностный порог – это прибавка к силе действующего раздражителя, при котором возникает едва заметное различение в силе или качестве ощущений.

 «Дельта» I / I = const

где «дельта»I –прибавка, I – изначальная сила стимуляции. Данное отношение обозначается как закон Бугера-Вебера. Разностный порог имеет постоянную относительную величину и всегда выражается в виде дроби (отношения). Это отношение показывает, какую часть первоначальной величины раздражения надо прибавить к этому раздражению, чтобы получить едва заметное изменение ощущений.

На основании закона Бугера-Вебера, Фехнер вывел закон, согласно которому изменение силы ощущения пропорциональна десятичному логарифму изменения силы воздействующего раздражителя.

S = k lg I + C

Где S – изменение силы ощущений, I – изменение силы раздражителя, k и C – это постоянные.

Этот закон свидетельствует о том, что: если сила стимула увеличивается в геометрической прогрессии, сила ощущений изменяется в арифметической прогрессии. Закон Фехнера справедлив только к средней силе раздражителей. Это наиболее широкий диапазон раздражителей.

1.10.Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя вида Homo Sapiens. В понятии «индивид» отражается 2 признака: неделимость, или ценность объекта и наличие у него особенных (индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того же вида.Первичные индив. свойства1) возрастно-половые.Возраст (биологический) – измеряется кол-вом прожитых лет. пол человека (биологический). 2) индивидуально-типические: специфический человеческий тип метаболизма, особенности гуморальной системы, нейродинамики, ассиметрия полушарий мозга, тип соматотипа.

Вторичные индивидные свойства:1. тип н.  Наследуется генетически от род-лей, но выступает в онтогенез как органическое состояние форм-вания типа темперамента;2. задатки – организованные участки коры полушарий головного мозга, на базе которых формируются способности.

Индивидные свойства определяют формально-динамические, энергетические и содержательные особенности поведения человека.

Л.ь – общественный индивидуальный объект и субъект историч.о процесса. Формирование и развитие Л. определенно совок-тью условий социального существования в данную историческую эпоху. Л. – объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий на человека общества в данный момент его исторического развития, на данной стадии развитие данной общественно-экономической формации.В зависимости от социально-экономической формации в современных условиях складывается определенный целостный образ жизни – комплекс взаимодействующих обстоятельств (экономич., политич., правовых, идеологич., соц.-психол. и т.д.).Взаимодействие чел-ка с этими обстоятельствами жизни составляет ту или иную соц. ситуацию развития личности. Л. не только продукт истории, но и участник ее движения, объект и субъект современности. Наиболее чувствительный индикатор социальных связей – связь личности с современностью, с главными социальными движениями своего времени. Первичные свойства личности:

  1.  статус Л. – положение чел-ка в с-ме его отношений с другими людьми; . Понятие  статуса Л. м.б. дополнено понятием позиции Л., хар-ризующим субъективную, деятельностную сторону положения личности в этой структуре. Статус Л.объективен и осознается ею частично или целостно, неадекватно или адекватно, пассивно или активно (чел-к приспосабливается к нему, сопротивляясь и борясь со сложившейся положением или  защищает его и свои права).Осознание статуса невозможно "вне" и "без" деятельности человека,.
  2.  статусы человек осваивает в своем поведении. Такое поведение называется соц. роль – поведенческая разверстка статуса.Роли бывают:приняты сознательно или несознательно; устойчивые и эпизодические;с тереотипные и оригинальные; реальные и воображаемые.
  3.  ценностные ориентации – совокупность наиб. значимых для чел-ка объектов и явлений окр.действительности. С-ма ЦО индивидуальна. В пр-сах признания соц. действительности ЦО выполняют роль своеобразной «мерой»,  используя которую человек определяет отношение к действительности.
  4.   мотивы – это то, что, отражаясь в сознании человека, побуждает его кД., направляя ее на удовлетворение опред. потребности. Тот или иной мотив, возникающий у Л. и побуждающий ее к опред. Д., не всегда в этой Д. исчерпывается, тогда, завершив ее Л. начинает другую. В пр-се Д. мотив может измениться, а при сохранности мотива может измениться выполняемая Д..

Вторичные свойства личности.

  1.  характер – совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования, совокупность устойчивых индив. особенностей Л., складывающихся и проявляющихся в Д. и общении.. Хар-р определяется и формируется в течение всей жизни человека. Однако непосредственно формирование хар-ра происходит в зависимости от того, какая группа является для Л. референтной (семья, дружеская компания, класс и пр.)
  2.  способности определяются как индив.-псих. особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами Д. и к их успешному  осуществлению;.Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение Д., достижение в ней большей эффективности. Формирование личности может быть понятно лишь в рамках ее социализации, т.е. усвоение продуктов накопленного людьми соц. опыта.Следует также учитывать и биологические особенности организма. Не существует ни одной врожденной особенности организма, которая была бы полностью нейтральной для психич. развития, (ребенок рождается красивым или нет, сказывается на формировании его личности).Условия жизни сами по себе не способны определить психич. развитие, в одних и тех же условиях могут формироваться разные индив. особенности личности, и это зависит от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам человек.. . Расширение контактов ребенка с соц. миром приводит к формированию «соц.» слоя Л. Наконец, когда на опред. этапе своего развития Л. вступает в контакт с  более высоким слоем человеческой культуры – идеалами и духовными ценностями – формируется духовный центр личности, ее нравственное самосознание. При  благоприятном развитии Л. эта духовная инстанция встает над предыдущими структурами, подчиняя их себе. Идеальный слой человеческой культуры не имеет границ и пределов; соответственно его интериоризация процесс, все более конституирующий «центр» Л. – никогда не завершается. Индивидуальность не есть что-то над - или сверхличностное. Индивид-стьсочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индив-сть проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле Д. Личн. и индив-сть образуют единство, но не тождество,. Индив. особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе меж-х отн-й S-м к-рых выступит данный человек как Л.. Итак, индивидуальность – лишь одна из сторон личности человека. Индив-сть хар-ет Личн., конкретнее, детальнее и тем самым полнее. S обозначает человека как носителя активности, формой проявления которой является осуществляемая им Д.. Человек как субъект – деятель. Хар-ки: интеллект, волевые хар-ки, общие способности, умения, знания и навыки.

13.Характер. Подходы к изучению индивидуального характера.

Хар-р – это совокупность устойчивых индив-х особ-стей Л., складывающаяся и проявляющаяся в Д. и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Индив. особ-сти образующие хар-р человека относятся: к воле (решительность или неуверенность, боязливость) и к  чувствам (угнетенность или жизнерадостность), к уму (легкомыслие или вдумчивость). Проявления хар-ра является комплексным образованием и в ряде случаев практически не поддаются разъяснению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных процессов (к примеру, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность) Опыт хронологии К. Юнга: понятие экстраверсии и интроверсии. Широкое распространение получила классификация  хар-ров в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу, предложенная К. Юнгом. Экстраверсия – интроверсия рассматриваются соврем. психологами, как проявление темп-та. Первый тип хар-ся обращенностью Л. на окружающий мир,.Экстравертам св-венны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для интровертов хар-ны фиксация интересов Л. на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.  В пр-ссе построения разнообразных псих. концепций хар-р нередко связывают с темп-том, а в некоторых случаях смешивают эти понятия. В соврем. науке можно выделить 4 основных подхода:1) отождествление хар-ра и темп-та.2) противопоставление хар-ра и темп-та..3)темп-т является элементом хар-ра, его ядром, неизменной частью (Рубинштейн С.Л.)4) темп-т-  природная основа хар-ра (Выготский Л.С., Ананьев Б.Г.)

Классификация характера Л. Леонгарда:

  1.  Гипертимный тип: чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Положит. черты: привлекательны для партнеров по общению, их хар-зует энергичность, жажда Д., оптимизм, инициативность. Отталк. черты: легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерство Дистимный тип: низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. 3)Циклоидный тип:  частые периодические смены настроения 4)Возбудимый тип: низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций.5)Застревающий типт: умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. 6)Педантичный тип: редко вступает в конфликты, вступая в них скорее пассивной стороной.7)Тревожный ти: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение.8) Эмотивный тип. Предпочитают общение в узком кругу избранных, 9) Демонстративный тип:  легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. 10)Экзальтированный тип: высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость, часто спорят, 11) Экстравертированный тип: высокая контактностью, у них масса друзей, знакомых, 12)Интровертированный тип: очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности,                                                                                         Классификация акцентуаций характеров подростков А.Е. Личко:
  2.  Гипертимный тип.2)Циклоидный тип. 3)Лабильный тип.4) Астеноневротический тип5)Сензитивный тип..6)Психостенический тип.7) Шизоидный тип.8)Эпилептоидный тип.9) Истероидный тип. 10)Неустойчивый тип..11)Конформный тип.                                                                                                                                                          Типология характера в работах П. Б. Ганнушкина

Группа циклоидов(.1)Конституционально-депрессивныеПреобладает плохое настроение, пессимисты, 2)Конституционально-возбужденные. Возбужденные, веселые, при близком знакомстве – чрезмерная болтливость,  

3) Циклотимики.Волнообразная смена состояний и депрессий. 4) Эмотивно-лабильные.Эмоционально неустойчивые,

  1.  Астеники.1)Невростеники (психостеники).Чрезмерно нервно-псих. возбудимость, раздраж-сть,.2)Трудоголики. Легко  усваивают новое. Быстрое падение продуктивности, чрезвычайная чувствительность к помехам. Плохо  привыкают к новым условиям. До полной работоспос-ти не доходят.  3)Психостеники нерешительность, боязливость, чрезмерно впечатлительны..
  2.  Шизоиды.1)Эмоционально-тупые. Вялые, отсутствует интерес к челов. обществу. Л..2)Мечтатели. Легко ранимые, свойственна слабая воля, трудно переносят удары судьбы3). Параноики. склонность к образованию сверхценных идей, свойс-н эгоизм, чрезмерное самодовольство, завышенная ценность Л., Фанатики. Предварение их идей в жизнь. Очень холодны в отношениях. Главная черта – несокрушимая воля – для достижения своих целей.
  3.  Эпилептоиды. Крайняя раздражительность, приступы расстройства настроения, тоска, моральные дефекты. Очень.
  4.  Истероид. Стремление обратить на себя внимание окруж., отсутствует объективизация правды. Театральность и лживость. Как можно больше поклонников. Эмоц. жизнь неустойчива,iНеустойчивые психопаты. Душевнобольные, легко попадают под влияние окруж. среды. Спиваются, дел-ся картежниками. Антисоциальные психопаты. Резко выражают моральные дефекты.Конституционально-глупые                                                                                                                                                                                                  Характер и темп-т.От природы человек получает лишь возможности развития в опред. направлении. Темп-т - устойчивые индив. особенности Л., к-рые выр-ся в динамике псих. проц-в и действий.К чертам темп-та относятся сила или  слабость переживания чувств и желаний, их глубина или поверхность, устойчивость или изменчивость настроения, ускоренный или замедленный темп выделения действий и протекания псих. процессов, легкость или затрудненность переходов от побуждений к поступкам, большая активность или пассивность, проявляемая человеком при столкновении с препятствиями.Учение о различиях темп-та возникло еще в глубокой древности, в античном мире. Уже тогда различали 4 типа темп-тов: холерический, меланхолический, флегматический, сангвинистический.

Хар-р, как и темп-т, обнаруживает зависимость от физиол. особенностей человека.. В конечном счете, черты темп-та и характера образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий общий облик человека, интегральную хар-ку его индив-сти.

1.14. Спос-ти .Общие и специальные спос-ти. Развитие способностей.

Задатки, как природные предпосылки спос-й

Сп.– псих. особ-ности чел-ка, от которых зависит успешность приобретения ЗУН, но к-рые сами к наличию этих ЗУН не сводятся и выступают как некоторая возможность их приобретения.Различия между людьми заключаются не в готовых С., а в задатках. С. не являются врожденными. Врожденными могут быть лишь задатки – анатомо-физиологические особенностей строения мозга, органов чувств и движения, к-рые могут оказаться условиями успешного выполнения 1 или неск. видов Д. – природные предпосылки развития способностей.  С. – это всегда результат развития задатковЗадатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные спос-ти в зависимости от хар-ра требований, предъявляемых ДТяжелые врожденные или приобретенные в раннем возрасте аномалий мозга (олигофрения) – необратимый дефект задатков, тормозящий развития способностей.Гипотезы, касающихся сущности природных предпосылок развития способностей:локализация психич. функции в коре мозга:.связь задатков с микроструктурой мозга и органов чувств ка. связь задатков с некотор. дифференц. особенностями нервных проц-в (Связь задатков со своеобразием типологических свойств,.

Спос-ти – псих. особенности чел-ка, от которых зависит успешность приобретения ЗУН, но к-рые сами к наличию этих ЗУН не сводятся и выступают как некоторая возможность их приобретения

Кач. хар-ка способностей.С. – сложный комплекс псих. свойств чел-ка, обеспеч-й успех Д. и позвол-й идти к цели разными путями. В основе одинак. или в чем-то сходных достижений при выполнении какой-либо Д. могут лежать сочетания различных С. – широкие возможности компенсации одних свойств другими, к-рые чел-к развивает у себя, трудясь упорно и настойчиво. Кач. хар-ка С, позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой Д. (конструкторской, пед., экономич., спортивной и др.) чел-ку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения..

Количественная характеристика способностей – в какой мере выполняются требования, предъявляемые к Д., насколько быстрее, легче, основательнее 1 овладевает ЗУН по сравнению с другими.Тесты IQ – ряд вопр. или задач, успешн. Решен. к-рых (с учетом затрач. времени) исчисл. в сумме баллов или очков.Тесты сводятся в батарею тестов, нарастающих по сложности, среди тестов могут быть не только словесные (вербальные) испытания, но и всевозможные «лабиринты», «головоломки».Подсчитываются количество очков, которое набрал каждый испытуемый и определяется т.н. коэффициент умственной одаренности IQ = ( Умственный возраст х 100) /  фактический возраст.Считается, что коэфф. IQ выявляет колич. хар-ку спос-тей, как некую неизменную, всестороннюю умств. одар-сть, или общий интеллект. Однако, он выявляет не интелл. С. чел-ка, а наличие у него тех или иных сведений, умений и навыков, с которыми не следует смешивать С..Л.С.Выготский предложил не ограничиваться простым однократным исследованием, а производить исследования дважды. Первый раз выясняя, как ребенок решает задачу самостоятельно, а второй как решает с помощью взрослого. Не оценка самого решения, а расхождение между результатами самостоятельного решения и решения с помощью взрослого. Тогда есть основания говорить о недостаточно высоком уровне его способностей. Описанный выше  путь выявления уровня способностей был обозначен Л.С.Выготским как  метод определения  зоны ближайшего развития. Знания, навыки, умения и спос-ти.Следует отличать ЗУН от способностей. Неумения отличать их нередко приводит к ошибочным выводам в пед. практике (художник В.И.Суриков имел незаурядные спос-ти к рисованию, но достаточными ЗУН, т. н. техникой рисования, при поступлении в Академию художеств он не обладал): слабую успеваемость ученика объясняют отсутствием нужных способностей, тогда как у него пробелы в знаниях, он не владеет соответствующими ЗУН.  Вместе с тем между ЗУН, с одной стороны, и С.– с другой, существует самая тесная взаимосвязь.ЗУН отражают опыт человечества, т.е. то, что человечество накопило, обобщило относительно той или иной Д.. Овладевая Д.ю, ребенок, пусть даже с самыми выдающимися спос-тями, должен овладеть определенными ЗУН этой Д. Классификации сп.:

  1.  1. природные (естественные), биологич. обусловленные – восприятие, память, мышление, спос-ть к коммуникации, непосредственно связанны с задатками.
    1.  специфические, человеческие – обеспечивают жизнь в социуме:
  2.  общие – опред. успехи в большинстве основных видов Д.: интеллектуальные спос-ти (сообразительность, находчивость, распределенность внимания, быстрое запоминание материала, критичность ума, совершенная речь)
  3.  Спец. – опред. успехи в определ. видах Д., для осуществления к-рой нужны спец. задатки и их развитие: математические, литературные, художественно-творческие и др.

Общие и спец. взаимо дополняют друг друга.

II. 1. теоретические – предопределяют склонность к абстрактно-логическому мышлению.2. практические – к конкретным действиям.Обычно не сочетаются.

Развитие способностей. Задатки определяют область возможностей для развития способностей. Они проявляются в Д., осваивающей что-то. Развитие способностей во времени: задаток чувствителен ко времени развития чел-ка. Наличие сенситивных периодов – оптимальные временные условия для развития способностей. С. – это продукт человеческой истории. Их формирование – результат развития Л. через овладение общественно-историческим опытом в процессе Д. Проявление С. находится в прямой зависимости от используемых приемов формирования соответствующих ЗУН. Необходимо учитывать устойчивые специф. интересы, к-рые служат индикаторами соотв-х С.

С. развиваются на основе различных психо-физилог. функций и процессов, тесно связаны с умениями. Освоение ЗУН предполагает наличие С. ,а формирование С. к опред.Д. – освоение связанных с ней ЗУН. По мере освоения навыки из внешних превращаются во внутреннее личное достояние, перестают быть только умениями и ведут к развитию С.

1.15 Ощ-е, как отражение реальности.

Понятие образа в псих. познания. В псих. познания образ трактуется:

1 в широком понятии - психика, сознание.

2) чувственный образ,.  Чувств. образ является отпечатками, снимками, независимо существующей реальности. Ощ-е и восприятие – это чувственные образы Основн. хар-ки чувственного образа 1 предметность, т.к. передает цвет, форму, основные характеристики предмета.2Чувственные образы порождаются в деятельности.3 Чувственный образ является идеальным4 .Чувственный образ субъективен.

Классификация образных явлений. Занимались Титчнер, Фехнер, Пиаже, Ломов. Изучение психических образов предполагает классификацию психических образов(Гостев А.А.). Психический браз:1)Перцептивные2)Репрезентативные3)Перцептивные иллюзии.

На грани перцептивного и репрезентативного образа возникли перцептивные иллюзии – это класс образов, получаемых в результате нарушения взаимодействия перцепции и репрезентации. Сюда относятся образы, схема тела чел-ка и индивидуальное (личностное) пространство.

II. Репрезентативные образы подразделяются: 1. Образы социальных явлений2.Образы физических объектов:

Основные свойства ощущений

  1.  качество –(слуховые ощущ. отлич-ся по высоте, тембру, громкости; зрит-ные – по насыщенности, цветовому тону и т.п.).
    1.  интенсивность ощ-я явл. его колич. хар-кой и определяется силой действующего раздражителя и функц.-м состояние органа чувств, но главным образом времени действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощ-е возникает ни сразу, а спустя некоторый отрезок времени, который носит название латентного (скрытого) периода ощущ.. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений он составляет 130 миллисекунд, для болевых – 370 милисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя.

Классификация ощущений. По характеру отражения и месту расположения рецепторов  делят на 3 группы:

  •  1) экстероцептивные, отражающие св-ва предметов и явл-ий внешн. среды и имеющие рецепторы на поверхности тела: а).контактные:осязательный.,.вкусовой.б. дистантные:зрительные,слуховые,обонятельные
  1.  2) интероцептивные, имеющ. рецеп-ры, располож. во внутр. орг-х и тканях тела и отражающ. сос-е внутер. органов:
  2.  3) проприоцептивные, рецеп. к-рые распол. в мышцах и связках, дают информ. о движ-и и положении нашего тела.
  3.  Зрительные ощущ.:  1.светоощущ. , 2. цветоощущ.. 3. различные формы объектов

. После прекращ. действия S.а иногда возникает послеобраз – это зрительное ощ-е, сохр-ся в течении нек-го времени после прекращ. действия оптических раздраж-ей. Выделяют:

  •  положительный послеобраз –окрашен также как и раздражитель. Характерна кратковременность.
    •  отрицательный  послеобраз окрашен в дополнительный цвет. Характерно более дилительное время.

Качество зрительных ощущений:

Цветовой тон –.2)Светлота – это степень отличия данного цвета от черного3)Насыщенность – это степень отличия данного цвета от серого, одинакового с ним по светлоте.

Классические теории цветовых ощущений (существует 2 теории):

  1.  Трехкомпонентная теория. Детально разработана Юнгом и Гельмгольцем, основ. на предположении, что число различных рецепторов цвета в сетчатке должно быть невелико. Если бы для каждого из восприн. нами оттенков сущ-ет спец. рецептор, то в условиях монохроматического освещения работало бы меньше 1% рецепторов и зрение должно было бы резко ухудшаться, но этого не происходит,  т.к. все цвета могут быть получены с помощью смешения 3-х основных,  было  сделано предположение, что в сетчатке существуют 3 типа рецепторов, чувствительных к синему (фиолетовому), зеленому и красному цветам.
    1.  Теория противоцветов. Альтернативную теорию выдвинул Геринг: в сетчатке находятся 3 цветочувствит. субстанций. Их распол-е приводит к воспр. бел., зел. и жел. цветов, а восстан-е – к воспр. черн., красн. и син. цветов. Орбели считал, что обе теории справедливы. Однако каждая из них описывает закон-ти переработки информ. о цвете на различных уровнях зрит. сис-мы.

Отражательной способностью (альбедо) назыв-ся отношение отраженного поверхностью и падающего на нее света.

Спектр отражения – это отношен. распределений поглощ-го к падающему свету по всему видимому спектру частот.

Психофизическое действие цвета. Каждый цвет влияет на чел-ка двояко:

  1.  Влияет через те ассоциации, к-рые он вызывает (небо – голубой, синий; трава- зеленый).
  2.  Физиологическое влияние на органы чел-ка.

Гете первый выделил 3 группы, воздействующие на чел-ка:

  1.  Возбуждающие, оживляющие, бодрствующие (красно-желтые)
    1.  Печально-беспокойные (сине-зеленые)
    2.  Умиротворение, спокойствие (оттенки зеленого).

Влияние цвета изучали физиологи: Ч. Фере – при кратковременном выполнении определ. работы, работоспос-ть увелич.-ся при синем, при длительной работе – увеличивается работостпособность при зеленом цвете, снижается при синем и фиолетовом. Стеванес – Гоанг все цвета раздел. на 2 гр.:

  1.  Возбуждающая: пурпурный, красный, оранжевый, желтый. При их воздействии учащается пульс и дыхание.
    1.  Успокаивающая: зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Имеют обратное влияние на чел-ка. В отеч.псих. влияние цвета на чел-ка изучали в институте Бехтерева. Они изучали цвет, его воздействие и применение для терапии душевнобольных. Каждый цвет имеет свое значение.

1.18.ВОСПР. ПРОСТ-ВА, ВРЕМЕНИ, ДВИЖЕНИЯ.

1. Воспр. прост-ва – отражение объективно-существующего прост-ва, включающее воспр. формы, величины, направления и глубины.В основе Д. прост-венного анализатора лежит Д. комплекса анализаторов. Ни одному из анализаторов не присуща монопольная роль в анализе прост-венных хар-к внешней среды. В прост-венный анализатор включены:Двигательный анализатор. Его функция: установление, взаимодействие между различными анализаторами, которые входят в прост-венный анализатор;Зрительный анализатор с глазодвигательными мышцами;Тактильно-кинестетический аппарат;Вестибулярный аппарат. Воспр. формы: Одна и та же форма может приводить к воспр. различных объектовРетинальное изображение в общем виде, представляет собой мозаику – набор цветных пятен. И прежде чем ретинальное изображение приведет к изображению формы, мозаика должна быть определенным образом организованна. Воспр. формы определяется:1) Стимулом;2) Тем выбором, который осуществляет перцептивная система. Этот выбор  не осознается. Типы (принципы):Принцип хорошего продолжения: 2Принцип близости: 3)Принцип сходства: 4)Принцип замкнутости: 5)Тип общей судьбы:6)Принцип фигуры и фона:.

Принципы, позволяющие  выделять фигуру из фона:Цвет (контрастный цвет: белый, черный)Особый характер вертикальной и горизонтальной ориентации;Размер;Окружность;Симметрия (эти принципы выделили гештальтисты)Воспр. величины:. Приспособление глаза к четкому выделению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенцииАккомодация – это изменение преломляющей способности хрусталика путем  изменением его кривизны.Конвергенция – сведение зрительных осей на фиксируемом предмете.Воспр. глубины. Определяется бинокулярностью зрения. Стереозрение – объединение монокулярных направлений в единое бинокулярное направление воспр.. Оно осуществляется с помощью специального механизма – стереопсиса (процесс, в результате которого мозг сравнивает изображение одной и той же картины на двух сетчатках и с большой точностью оценивает относительную глубину..Корреспондирующие точки – это точки сетчатки, которые совпали бы, если бы при наложении одной сетчатки на другую вертикальные и горизонтальные оси совместились. Гароптер – поверхность, которая проходит через равноудаленные от чел-ка точки. Ее форма зависит от плоскости и от сферы и зависит от индивидуальной способности оценить удаленность предмета. Диспарентные точки – это проекция от точки, которая находится на неодинаковом расстоянии с той точки,  на которое мы смотрим. Воспр.  направления определяется следующим: Местом ретинального изображения объекта на сетчаткеПоложением тела.Положением головы.Положением глаз по отношению к окружающим предметам. Вертикальное положение тела относительно горизонтальной плоскости Земли является исходным моментом для определения направления, в котором находятся окружающие предметы Зрительное поле –  представляет собой, все видимое в данный момент и простирающиеся во всех направлениях, насколько можно это увидеть.Положение ретинального изображения всегда соотв-ет опред. полож-ю в зрит-м поле. Положение на сетчатке переносится в центральную «карту» коры головного мозга. Воспр. времени.. Воспр. времени у чел-ка является более сложным и состоит из 2-х частей.1)Ощущение длительности, которое является чувствительной основой воспр. времени и обусловлено висцеральной чувствительностью.2)Собственно воспр. времени (воспр. временной длительности + воспр. временной последовательности) (при потере зрения приобретает особое значение); зрительный анализатор;кинестетический (, особенно нижних конечностей);Анализаторы воспр. времени:Слуховой анализатор; осязательный анализатор» времени (по Сеченову) – соизмеряемость с ходьбой. анализатор  от движения От чего зависит субъективность воспр. времени?возраст(2)установка3)индивидуальные особенности воспр. времени Законы субъективности воспр. времени:

  1.  Закон заполненного временного отрезка –.2)Закон переживания настоящего – чем беднее настоящее событиями, и чем однообразнее его течение, тем более длительным, тягучим оно является в переживании;.3)Закон эмоционально-детерминированной оценки времени: время, заполненное событиями с положительными эмоциями,  сокращается в переживании и наоборот.

Воспр. движения.Принципы воспр. движения. Смещение ретинального изображения не всегда ведет к воспр. движениядвижение относится к впечатлительности «все или ничего». Объект кажется либо движущимся, либо нет. Если объект движется слишком медленно. Он воспринимается как неподвижный. Таким образом, мы воспринимает движение не само по себе, а результат движения.Параметрами движения объекта являются направление, ускорение и скорость движения.

  1.  Ассоциативные теории (Вундт).. . Воспр. движения выводится из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение. Таким образом, воспр. движения является следствием суммации слияния зрительных ощущений от тех точек, через которые проходит объект.

II. Когнитивные теории:  придают значение осмыслению ситуации на основании прошлого опыта. В восприятии движения, видят не только прошлый опыт, но и отдается роль бессознательным умозаключениям.

III. Гештальттеория (Вертхаймер) воспр. движения не сводится к сумме элементарных зрительных ощущений. Воспр. движения - это специфическое переживание. Физический субстрат– это «краткое замыкание» воли возбуждения.

Теории стабильности мира:Афферентная теория Шеррингтона. Информация о движении изображения тормозится инф-цией о движении наблюдателя.2) 2) Эфферентная теория Гельмгольца. Инф-ция от обеих систем сравнивается с эфферентными командами, поступающими к мышцам. 3)3) Теория Гибсона. Движение изображения по сетчатке не имеет значения для воспр. движения.

 Иллюзии. 1) Феномен «летающей комнаты» 2) Стробоскопическое движение (фи-феномен3) Автокинетическое движение 4) Индуцированное движение (движение фона воспринимается как движение фигуры). Разновидность - эффект «водопада»    

1.3. БихевиоризмОсновной механизм функц-я мотивации – стремление организма снять, снизить напряжение, вызванное нуждой – т.е.. Поведение формируется под влиянием факторов среды, структуры подкреплений, а инициируется возникновением физиологической нужды типа жажды, голода, сексуальной деприваци и.т.п К.Спенс Spense, 1960 Ответ организма на S включает эмоц.ответ, к-рый может зависеть не только от хар-к Sа, но и от ситуативных и индивидуальных особенностей. Не подкрепление вызывает не просто угасание реакции, а особое эмоц. сост-е – фрустрацию, эмоц. ответ. Э.Толман Tolman,1950в объяснении поведения использовал понятие цели и целенаправленности. Т.о., поведение не только целенаправленно, но и телеологично (устремлено в будущее).Психоанализ любое поведение чел-ка пусть частично обусловлено  бессозн. импульсами. Основа мотивации – стремление удовлетворить врожденные инстинкты – соматические требования организма, т.е. снизить напряжение до минимального уровня. Карл Юнг считал, что разрядка напряжения – осн. механизм мотивации, но организм стремиться к самореализации. Цели, притязания и даже предназначения индивида являются такими же важными мотивирующими факторами, Альфред Адлер. чел-к рождается слабым и беспомощным, переживая базовое чувство неполноценности. Для преодоления стремится к превосходству и совершенству. Стремление к совершенству явл-ся осн. принципом мотивации чел-ка.Карен Хорни. мотивирующим фактором явл-ся поиск безопасности в потенциально опасном и враждебном мире. преодоление.Эрих Фромм. Свобода приводит к одиночеству, а оно порождает стремление уйти от свободы – в конформизм, в зависимость.Теория поля: Курт Левин. осн. механизмом – уравновешивание, распределив напряжение. два основных типа уравновешивания: ч/з действие (исполнение) и посредством замещения другим действием или действием в идеальном плане. квазипотребности, - намерение или цель, подчеркивал наличие у чел-ка соц. (не врожденных и не биологических) устремлений поведение есть функция двух переменных: личности и окружения. Важным конструктом теории поля явл-ся понятие результирующей мотивационной тенденции,  опр-ся 2 осн. факторами: валентностью (привлекательностью цели, исхода действия) и ожиданием или психол. удаленностью, степенью достижимости цели. Чем больше валентность и меньше достижимость цели, тем сильнее мотивация.Гуманистическая психология Г.Олпорт норм. взр. чел-к функционально автономен, независим от нужд тела, в основном сознателен, высокоиндивидуален и не находится во власти вечных инстинктов и бессознательного. К.Роджерс. Осн. мотив. силой чел-го поведения явл-ся реализация индивидом своего потенц. и возможностей, т.е. стремление к самореализации, стремление приблизить Я реальное к Я-идеальному.К.Маслоу мотивы инстинктоподобны, имеют врожденный хар-р. Актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня, т.к. их удовлетворение явл-ся необходимым условием перехода на следующий уровень. иерархия мотивов («пирамида Маслоу»), два вида мотивов: мотивы нужды и мотивы роста. Вторые занимают относительно более высокое положение в иерархии. Удовлетворение мотивов нужды приводит к лишению мотивации (по принципу снятия напряжения), а удовлетворение мотивов роста – к усилению мотивации.

Когнитивные теории:представление чел-ка о мире – когнитивная репрезентация реальной ситуации инициирует и направляет поведение индивида. программируют, проектируют будущее поведение.Лион Фентингер. Теория когни.о диссонанса.  когнит. диссонан- противоречие между двумя и более когнициями, что переживается как сост-е дискомфорта. Когниция – любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собств. поведения. чел-к стремится к состоянию внутр. непротиворечивости. Ф.Хайдер. Теория когнитивного баланса. Соц. ситуация – сов-сть элементов (объектов и людей) и связей между ними. У людей наблюдается стремление к сбалансированным, гармоничным, непротиворечивым ситуациям. Р.Шенк Р.Абельсон. Теория скриптов и контрфактов. Здесь мышление оказывает влияние на Д.  и эмоц. сост-е, что открывает возможности для регуляции поведения посредством самоинструкции. Скрипт (сценарий) понимается как организованная единица стереотипной информации, отражающая обычную, привычную последовательность событий. При этом чел-к не только усваивает сценарии в готовом виде, но и создает их сам, представляя будущий ход событий. Что касается контрфакта мышления, то это «мышление в сослагательном наклонении». Контрфактами называются представления об исходе события, альтернативной реальности «если бы… то…». Представляя альтернативный ход событий, чел-к мысленно проигрывает сценарий, к-рый подразумевает определенную линию поведения в прошлом, что побуждает в будущем корректировать свое поведение.В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы чел-ка рассматривается в рамках теории деятельности, предложенной А.Н.Леонтьевым. Вопрос о динамики мотивационой сферы явл-ся одним из самых сложных и, на сегодняшний день, изученным не до конца. В отеч. псих. формирование мотивац. сферы в процессе  онтогенеза чел-ка традиционно рассм-ся в рамках формирования сис-мы интересов или познав-х потребностей как условий развития той или иной Д., причем уровневая стр-ра Д.-и коррелирует с уровневым строением мотивац. сферы субъекта включенного в эту Д. Поэтому в отеч. псих. развитие мотивац. сферы рассм-ся в единстве с развитием психики, а именно, с развитием познавательной сферы Л.




1. На тему- Компьютерные методы проектирования и исполнения рекламной печатной продукции
2. Маяковського
3. Безопасность движения
4. Контрольная работа долна соответствовать теме и содержать не менее 12 страниц машинописного текста
5. Основные закономерности ВНД детей
6. тематизировать и конкретизировать знания приобретенные в процессе изучения этой дисциплины.html
7. Горе от ума это тонкая умная изящная и страстная комедия
8. 2012 Класс6аШкола18 Предмет русский язык Учител
9. Способы управления многоквартирными домами1
10. ЛЕКЦІЯ ’ 1 СУТНІСТЬ ВИДИ І ФУНКЦІЇ ЦІН У РИНКОВІЙ ЕКОНОМІЦІ Мета лекції- ознайомити з метою завданн.html
11. Курсовая работа на тему- Ассимиляция в немецком и русском языках
12. 9889986111 zdorovbe.
13. Маса тіла Вивчення нового матеріалу 30 хв 1
14. тема управления базами данных СУБД.html
15. Экономика России в период НЭПа
16. Конституционно-правовое регулирование политической системы
17. Преобразование управления персоналом в управлении человеческими ресурсами
18. тематики ББК 32975 Б 91 Сборник упражнений по текстовому редактору MS Word Электронное учебное пособие
19. БИП ~ ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ Контролируемая самостоятельная работа Т
20. Расчет прибыли предприятий