Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Кириченко ИМЭМО СТРАТЕГИЯ США В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОТРЯСЕНИЙ Соединенные Штаты в осно

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05


Э.Кириченко (ИМЭМО)

СТРАТЕГИЯ США В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОТРЯСЕНИЙ

Соединенные Штаты в основу своей стратегии XXI века осознанно положили курс на глобализацию. В этом плане интересно посмотреть, как США оценивают события на международных финансовых рынках, проанализировать, повлияли ли они на внешнеэкономическую стратегию этой страны.

В 1997 г. товарооборот США достигал 1,6 триллионов долларов. Активы США за границей превышали 4,2 трлн. долл., из них на прямые инвестиции приходилось всего 1 трлн. Иностранные активы в США достигали 5,5 трлн. долларов, без прямых инвестиций - 4,7 трлн. Ни США, ни остальные страны не заинтересованы в резкой переориентации этих инвестиционных, финансовых или торговых потоков. Можно согласиться с обозревателем журнала «Экономист»: «Лучшее, что может сделать Америка для мировой экономики - это сохранить экономическую стабильность дома».

По оценкам специалистов ВТО, темпы роста мировой торговли снизятся до 4% в 1998 г. (более ранний прогноз предсказывал 7-процентный рост) и до 3% в 1999 г., в то время как в 1997 г. этот показатель составил 9,5%. Это объективно ве-

дет к усилению дисбаланса во внешней торговле США. В первой половине 1998 г. американский импорт из Азии увеличился на 5,5%, а из пяти стран, в наибольшей степени затронутых кризисом, - на 7,5%. За тот же период соответствующий экспорт США сократился на 14% и 30%. Есть все признаки того, что в 1998 г. экспорт США в Азию упадет на 15-20%, в то время как американский импорт из этого региона увеличится на 5%.

Финансовые потрясения в Азии неравномерно затронули экономические интересы отдельных американских штатов. Например, 51% товарного экспорта Калифорнии приходится на азиатские страны. Этот штат в наибольшей степени почувствовал удары финансового кризиса, особенно на таких рынках, как аэротехника, компьютеры, полупроводники, электроника, машиностроение, химикаты. Одновременно усилилась конкурентоспособность азиатского текстиля вследствие девальвации валют этих государств.

Меньше студентов из Азии могут позволить себе учиться в американских университетах. Между тем, это немаловажный факт. Преимущества в сфере высшего образования привлекают в страну огромное число иностранных студентов (до 500 тыс. в год). США рассматривают это как свой вклад в дело укрепления демократии и своего влияния в мире.

Отрицательное сальдо торгового баланса достигло, по предварительным данным, в 1998 г. рекордной суммы в 240 млрд. долл., а в 1999 г. этот показатель, по прогнозам, вырастет до 300 млрд. долл. Хотя США, в современных условиях бюджетного профицита, более спокойно относятся к проблеме дефицита торгового баланса, чем десять лет назад, тем не менее можно ожидать активизации протекционистских настроений.

Вряд ли США сделают резкий поворот к протекционизму и изоляционизму. США научены горьким опытом 30-х годов, когда был принят закон Хоули-Смута, позволивший воздвигнуть торговые барьеры и толкнувший мир к гибельной политике «спасайся, кто как может», практически к изоляционизму. США умеют делать выводы из отрицательного опыта. Тем не менее давление протекционистов будет возрастать, особенно в ходе выборной кампании 2000 г. Уже сейчас американская администрация усилила нажим на руководство ЕС, чтобы переориентировать часть потока дешевых азиатских товаров с американского на западноевропейский рынок. В частности, США требуют от Западной Европы увеличить импорт стали из Азии и России.

Вместе с тем необходимо учесть и другую сторону роста ввоза дешевых товаров и услуг: он снижает инфляционное давление на экономику США.

Кроме того, по разным оценкам, 20-25% всех ввозимых в США товаров приходится на американские заграничные филиалы, причем на подконтрольные предприятия падает более 80% американского импорта из Сингапура и более 50% - из Гонконга.

В первом полугодии 1998 г. иностранные инвестиции обеспечивали 10% внутренних капиталовложений. Однако темпы роста прямых иностранных инвестиций в США упали. Например, японские корпорации вследствие финансовых трудностей в значительной степени отказались от новых приобретений, но продолжали расширять вложения в уже существующие филиалы в США.

Требует особого изучения влияние финансового кризиса на соотношение динамики прямых и портфельных инвестиций, банковских кредитов. Соотношение различных форм ликвидных вложений весьма непостоянно, и между ними происходили и будут происходить определенные переливы капитала. Пока что аналитики не считают, что колебания соответствующих показателей в среднегодовом исчислении представляют угрозу.

40

Многие американские эксперты основной вызов видят со стороны евро. Новая валюта, несомненно, ослабит доминирование доллара в качестве резервной валюты. Можно ожидать определенного перелива долларовых депозитов в евро.

США занимают особое место в процессах глобализации. Многие эксперты указывают на "американоцентричность" этих процессов. Естественно, ведутся дискуссии вокруг самого термина "глобализация", а также вокруг проблемы формирования определенной модели глобализации, которая в настоящее время отождествляется с неолиберальной моделью. Нельзя не видеть, что США «примеряют» свою модель социально-экономического развития к остальному миру, ставя в перспективе задачу интернационализировать американские приоритеты. В этом заключается и сила, и слабость этой стратегии. Потрясения на международных финансовых рынках с новой силой выдвигают вопрос, возможен ли "американоцентричный" вариант глобализации. Сейчас США явно играют роль "локомотива" мировой экономики. Тем не менее современные финансовые потрясения подрывают доверие к США как "гуру", несущему миру свои заповеди, хотя роль США в процессах глобализации остается огромной

Финансовый кризис в Азии вызвал бурную дискуссию в США по широкому кругу проблем: что лежит в основе финансовых потрясений, какова должна быть на него реакция мирового сообщества, нуждаются ли бреттон-вудские институты в реорганизации, требуется ли усилить контроль над международными финансовыми потоками и изменить отношение к оффшорным зонам.

Международный финансовый кризис укрепил убежденность американской администрации в необходимости еще большей открытости финансовых рынков. Это нашло отражение в Декларации "семерки" по поводу азиатского кризиса и в заявлениях высших официальных лиц США. С другой стороны, мировое сообщество широко обсуждает необходимость усиления контроля над потоками "горячих денег" как мер предотвращения подобных потрясений. В США также ведутся дискуссии по этому вопросу. Однако официальный Вашингтон трактует термин "контроль" скорее как мониторинг, расширение обмена информацией, внедрение более совершенных систем финансового, бухгалтерского учета и аудита.

О том, что администрация США очень осторожно формулирует возможность усиления контроля над денежно-финансовыми потоками, свидетельствует следующий эпизод. Перед поездкой в страны АТЭС в ноябре 1998 г. президент Б.Клинтон в одном из своих выступлений поднял вопрос, как избежать огромного влияния, которое может иметь финансовый коллапс в условиях, когда деньги перемещаются свободно. Представителю пресс-службы Белого дома пришлось разъяснять, что он не знает ни о каком обсуждении вопроса об ужесточении регулирования международных рынков обмена валютой.

В американских законах "Об инвестиционных компаниях" (1940 г.) и "О ценных бумагах" (1930 г.) имеются положения, предусматривающие правила работы с иностранными ценными бумагами, в частности, жесткие лимкггы для государственных пенсионных и страховых фондов на инвестиции в иностранные ценные бумаги. Однако хеджевые фонды не подпадают под действие этих законов. Финансовые неурядицы на мировых рынках заставили серьезно заговорить о необходимости регулирования деятельности хеджевых фондов.

Вероятно, фирмы, имеющие бизнес с оффшорными зонами, окажутся под более пристальным вниманием соответствующих государственных органов США. Этот вопрос поднял прокурор графства Нью-Йорк Р.Моргентау. По его данным, банковские депозиты только на Каймановых островах достигают 500 млрд. долл. ( 14 млн. долл. на каждого жителя архипелага). Здесь зарегистрировано 575 банков и трастовых компаний, более 20 тыс. корпораций.

США будут интенсифицировать усилия по созданию и укреплению глобальных институциональных структур и международного права (прежде всего в рамках ВТО) с тем, чтобы позволить включиться в новую структуру международных экономических отношений как можно более широкому числу стран, а также защитить и развить уже достигнутые соглашения и договоренности.

Конгресс США, выделив 18 млрд. долл. новых ассигнований для МВФ, выдвинул ряд условий перестройки деятельности этого международного института. Однако, если проанализировать требования конгресса, то видно, что они сводятся фактически к двум моментам: публикация релизов и отчетов Исполнительного совета и т.п. для обеспечения большей открытости Фонда; выделение специальных кредитов на срок 1-2,5 года с учетом высокого риска для стран, столкнувшихся с проблемами дефицита платежного баланса. Остальные требования касаются большей увязки предоставления кредитов Фондом с внешнеэкономическими интересами США: либерализации сельскохозяйственных рынков, защиты прав работников и окружающей среды. США уже давно ведут консультации о включении сферы трудовых стандартов в повестку дня ВТО. Теперь они пытаются использовать новый канал - МВФ - как инструмент давления на контрагентов.

Финансовые потрясения в Юго-Восточной Азии и Бразилии усиливают сомнения мирового сообщества в правильности рекомендаций бреттон-вудских институтов странам с переходными экономиками. Косвенно эта критика направлена и на США, так как Западная Европа всегда более критично относилась к деятельности МВФ. Судя по всему, США под нажимом общественного мнения будут активизировать усилия по реформированию деятельности МВФ, приоритетным направлением которой станет, в частности, учет социальных последствий рекомендуемых программ. Курс МВФ и в самих США подвергается резкой критике со стороны видных аналитиков (например, М.Фридмена и Д. Сакса).

Возможности США определять стратегию и тактику международных экономических организаций впредь будут неизбежно сокращаться, что заставит их искать новые подходы к выработке универсальных стандартов поведения под лозунгом разделения международной ответственности.

Потрясения на мировых финансовых рынках внесли новые акценты в региональную внешнеэкономическую политику США. Разработаны программы двусторонней и многосторонней помощи странам Юго-Восточной Азии. Как уже отмечалось, США увеличили свой взнос в МВФ, что позволило Фонду предоставить пакет помощи странам Юго-Восточной Азии. Американская инициатива под названием "Ускорение экономического возрождения в Азии" в основном ориентирована на помощь в решении социальных последствий финансового кризиса.

США считают, что Япония, будучи одной из крупнейших промышленных держав и кредиторов, должна предпринять более энергичные шаги для восстановления своей экономики и реорганизации банковской системы, взяв на себя роль локомотива, который поможет вытащить из кризиса остальные азиатские страны. США используют все рычаги нажима на Японию, чтобы побудить ее действовать в этом духе.

Однако основную озабоченность США вызывает экономическая ситуация в Латинской Америке. Финансовый кризис в Бразилии может распространиться на соседние страны. Между тем, на Западное полушарие (исключая Канаду) приходится до 20% американского товарного экспорта; это единственный регион, где США имеют актив торгового баланса. Азиатский кризис уже рикошетом ударил по Мексике, американскому партнеру по НАФТА. Распространение финансового кризиса на все полушарие может подорвать формирование общеамериканской зоны свободной торговли к 2005 г.

Вряд ли современный международный финансовый кризис пройдет бесследно для США. США не раз демонстрировали высокую адаптивность к изменениям. В основе стратегии США лежит обычно сплав концепций, назревающих в обществе. Сейчас дискуссии вокруг проблем глобализации обостряются. Со стороны США можно ожидать новых инициатив, направленных на смягчение отрицательных последствий современных процессов глобализации.




1. Волшебная печка 21 Содержание [0
2. Сущность финансов
3. Разработка прогноза для структуры доходов населения Тюменской области и обоснование его точности
4. Тема 8 Украина- противоречивые процессы развития 19451991годы1
5. Методика построения системы менеджмента качества коммерческого банка по стандартам серии ISO 9000 и ее практическое применение
6. Провинциальная Россия 1
7. Башня Стражи Первоначально секта имела название
8. Полимеризация капролактама
9. фонды которые участвуют в производственном процессе многократно не изменяя свою натуральную форму а стоим
10. ТЕМА 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
11. образуются от глаголов с приставкой кроме НЕ рассеяННые семена 1 нет приставки или приста
12.  Домашняя работа 1
13. ТЕМА курсовой работы- Интернетконсультирование в качестве новой технологии психологического консультиров
14. Л
15. Концепт моди в таблоїдах і в якісної преси і в якісній преси
16. процессы и аппараты- закон сохранения массы и энергии уравнение материального и энергетического анализа
17. а 565 Кировского района СанктПетербурга ГСКОУ школа 565
18. Методика преподавания английского языка в средней школе
19. Возможности пакета MultiVision v45 на уроках химии
20. . Жилищное право ~ это совокупность норм регулирующих жилищные отношения Жилищные отношения ~ это имуще