Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

знать что такое юридическая ответственность и в каких случаях она наступает; характеризовать состав пра

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10


Юридическая ответственность

Цель занятия: Разъяснить обучающимся виды юридической ответственности, показать, в каких случаях может наступать ответственность и как действует принцип презумпции невиновности.

После изучения темы обучающиеся  должны:

- знать, что такое юридическая ответственность и в каких случаях она наступает;

- характеризовать состав правонарушения, уметь различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения;

- знать основные виды наказаний, предусмотренные российским законодательством;

- объяснять ситуации и обстоятельства, исключающие уголовную ответственность;

- разъяснять сущность принципа «презумпция невиновности».

План урока:

  1.  Деятельность  человека в правовой сфере. Какие поступки людей мы называем правонарушением?
  2.  Юридическая ответственность и ее виды.
  3.  О некоторых обстоятельствах, исключающих юридическую ответственность и преступность деяния.

  1.  Поведение человека регулируется разными социальными нормами. Пусть ребята вспомнят об этих социальных регуляторах. Одни обучающиеся могут называть любой поступок человека, а другие определять, какими общественными нормами человек руководствовался в своем поведении или какие нарушил.

Напомним, что важным признаком человечества является способность регулировать свое поведение.

Обратим внимание на то, что большинство поступков, совершаемых человеком в обществе, носит правовой характер. Это объяснятся тем, что право регулирует порядка 70% всех наших общественных отношений. Надо полагать что остальное регулируется моралью?

Попытайтесь выяснить у ребят, почему они следуют в своем поведении определенным предписаниям права? Быть может, кто-то из них боится наказания, кто-то понимает, что это важно для стабильности в обществе, а кто-то не задумываясь поступает в силу того, что так поступают другие. Варианты правомерного поведения могут быть самыми различными.

Итак, ребята самостоятельно приходят к выводу о том, что правонарушениями мы называем такие поступки человека, которые противоречат праву. На доске вывешивается известная ребятам схема:

  правонарушения

проступки

преступления

Чем отличаются преступления от проступков? (первые указаны в Уголовном кодексе страны, они более опасны.)

Какими признаками должно обладать деяние, чтобы отнести его в разряд преступлений? Ребята вспоминают о таких понятиях, как субъект преступления, объект, субъективная и объективная сторона. При необходимости можно обратиться к материалу учебника.

Для систематизации знаний по данному вопросу можно предложить отдельным группам ребят решить некоторые задачи из юридической практики.

Группа 1

У Поликарпова  кто-то по ночам воровал дрова. Чтобы пресечь действия похитителей, Поликарпов изготовил самодельную мину и спрятал её в дровах. Ночью раздался взрыв, в результате которого был убит несовершеннолетний Скрипкин, а его брат, а его брат получил серьезное ранение, приведшее к ампутации руки. При решении данной задачи необходимо ответить на следующие вопросы:

А)относится ли это деяние к преступлению?

Б) Выделите субъект, объект, субъективную и объективную сторону содеянного.

Решение.

Совершенное Поликарповым общественно опасное деяние подпадает под признаки убийства, то есть преступления, посягающего на  жизнь человека. Его объектом выступает жизнь несовершеннолетнего Скрипкина. В соответствии с ч. 1 ст. 105 УКРФ убийство с объективной стороны выражается в противоправном лишении жизни другого человека. Поликарпов с помощью мины  лишил жизни подростка, при этом действовал противоправно, так как установка  взрывного устройства с целью пресечения возможного хищения принадлежащего ему имущества по смыслу ст.37 УК не образует правомерной необходимой обороны. Действия  Поликарпова представляют собой акт мести, самочинной расправы. Судя по условиям задачи, действия Поликарпова охватываются признаками преступления, Содержащегося в ст. 105 УК. В ней предусмотрена ответственность  за убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств (ч.1) и убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах (ч.2)

Группа 2

Дубов предложил Воронову принять участие в ограблении магазина , от чего последний категорически отказался. Во время ссоры, вызванной этим отказом, Дубов позвал своего брата Анатолия и с его помощью  сбросил труп  Воронова в реку.

А) Можно ли говорить о том, что Дубов совершил преступление?

Б) Выделите субъект, объект, субъективную и объективную сторону поступка противоправного характера.

Группа 3

Оператор отделения почтовой связи Вагина за вознаграждение, полученное от бизнесмена Ковалева, систематически вскрывала корреспонденцию, поступающую на имя Волкова, знакомилась с ее содержанием, которое затем пересказывала Ковалеву. Последний использовал полученные сведения в целях недобросовестной конкуренции.

а) Можно ли говорить о преступлении в данном случае?

б) Выделите признаки преступления.

Группа 4

Чулков обратился с просьбой к Ивановой сдать ему квартиру. Иванова не согласилась из-за разногласий в цене. Через несколько дней Чулков подложил под дверь квартиры взрывное устройство, которое привело к сильному пожару в этой квартире.

а) Можно ли говорить о преступлении в данном случае?

б) Выделите признаки преступного деяния.

Группа 5

Предприниматель Галактионов создал и зарегистрировал предприятие по изготовлению железобетонных изделий. Используя поддельные документы, он получил большой кредит в коммерческом банке и объявил о ликвидации своего предприятия. Галактионов скрылся.

а) Можно ли говорить о преступлении в данном случае?

б) Определите состав преступления.

Группа 6

Директор предприятия Бобков дал указание вывезти на городскую свалку около 20 тонн забракованной продукции и вредных отходов, упакованных в бумажные мешки. В это время начались длительные обильные дожди, вследствие чего вредные химические соединения проникли на близлежащую к свалке территорию, и произошло заражение земли площадью 50 га на глубину 0,5 м.

а) Можно ли говорить о преступлении в данном случае?

б) Определите состав преступления.

Решая данные задачи, учащиеся обращают внимание на то, что они различны по объекту посягательства. Действительно, в науке и уголовном законе выделяют различные  виды преступлений. На с. 24 учебника указаны некоторые из них. Пусть ребята пояснят, о каких преступлениях шла речь в их задачах (преступления против жизни и здоровья, преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступления против собственности, преступления в сфере экономической деятельности, экологические преступления). На данном этапе урока ребятам целесообразно познакомиться с УК РФ и при решении задач пользоваться им. Признаки преступления можно показать по схеме (см. с. 40).

  1.  Рассмотрение вопроса о юридической ответственности можно начать с известного принципа юриспруденции «неотвратимости ответственности». Пусть учащиеся подумают, что означает этот принцип? Существует очень много определений юридической ответственности, но следует договориться, что мы будем рассматривать ее в ретроспективном плане (как ответственность за содеянное) в виде неблагоприятных последствий, которые претерпевает нарушитель права.

В основе юридической ответственности лежат важные принципы. Например, принцип законности предполагает, что к ответственности могут привлекаться субъекты только на основании закона уполномоченными на то органами. В соответствии с принципом справедливости нельзя назначать уголовные наказания за проступки, а за одно нарушение следует лишь одно наказание. Никто не сможет нести наказание за мысли; вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения. Ответственность виновный несет самостоятельно. Этот принцип не всегда соблюдался в истории нашей страны. Так, по ранее действующему закону к ответственности могли привлекать на основе связи с виновным.

Учитель может поставить перед ребятами проблемную задачу: может ли наступить ответственность без вины? С одной стороны, ребята должны усвоить, что, если лицо невиновно, его нельзя привлекать к ответственности. Однако исключение есть в области гражданского права. Так, в ст. 1079 ГК РФ отмечается, что владелец источника повышенной опасности обязан в любом случае возместить ущерб, причиненный этим источником, даже если лицо не виновно в причинении ущерба.

Ученики должны обратить внимание на известные презумпции (предположения). Так, в соответствии с презумпцией невиновности лицо предполагается невиновным, пока не будет доказано обратное. Его вину доказывает государственный орган. В гражданском праве действует другая презумпция – виновности, в соответствии с которой лицо предполагается виновным, пока не будет доказано обратное.

Пользуясь материалом параграфа, ученики заполняют таблицу:

Основные виды юридической ответственности.

Вид ответственности

За что наступает

Кто возлагает

В каких формах реализуется

Уголовная

За преступления

Суд

Меры наказания указаны в ст. 44 УК РФ (лишение свободы, исправительные работа, конфискация имущества и т.д.)

Административная

За административные проступки

Административные комиссии суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т.д.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест.

Гражданско-правовая

За нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение имущественного внедоговорного вреда

Суд, административный орган

Полное возмещение вреда, штраф.

Дисциплинарная

За дисциплинарные проступки

Уполномочен-ое на то лицо

Выговор, увольнение.

Для закрепления темы ребятам предлагается подумать над высказыванием К. Маркса:

«Помимо своих действий я совершенно не существую для закона» (ПСС. Т. 1. С. 14).

Перечисленные виды юридической ответственности не исчерпывают их видовое разнообразие (так, юристы выделяют процессуальную ответственность, конституционную, налоговую и проч.). Социальная значимость объектов, охраняемых уголовным законом, адекватно осознается с 16 лет, а в некоторых случаях в связи с их ценностью с 14 лет.

Гражданское законодательство устанавливает ответственность с 18 лет, частично с 14 лет, административное – с 16 лет.

Рассматривая юридическую ответственность, необходимо заострить внимание детей на основных видах наказания, которые применяются в нашей стране за совершение тех или иных преступлений. Все они перечислены в ст. 44 УК РФ. По-прежнему острые споры вызывает проблемы смертной казни. В этой связи можно провести небольшую дискуссию в классе по проблеме «Смертная казнь: за и против». Целесообразно разделить класс а две большие группы. Первая готовит несколько сильных аргументов в защиту этой высшей меры наказания, а вторая, напротив, сильные контраргументы о необходимости ее отмены.

К схеме можно добавить, что течение сроков исковой давности приостанавливается, если лицо уклоняется от следствия и суда. Если совершены преступления против мира, безопасности человечества, сроки вообще не применяются.

Причинение вреда при задержании лица

Обоснованный риск

Физическое или психическое принуждение

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ

Исполнение приказа

Крайняя необходимость

Необходимая сторона

Целесообразно при рассмотрении схем приводить конкретные примеры (некоторые из них даны в учебнике).

Итоги. (Юридическая ответственность – это претерпевание неблагоприятных последствий содеянного, она наступает за совершение человеком определенных противоправных поступков.)

Д/з: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ (могут быть предложены различные задачи из сборника Т.В. Кашаниной, А.В. Кашанина "Задачи по праву 10-11 класс.)

Рассмотрение последнего вопроса темы можно организовать с использованием наглядных материалов. На доске вычерчиваются схемы.

Истекли сроки (2 года – после преступления небольшой тяжести, 6 лет – средней тяжести, 10 лет – после тяжкого, 15 лет – особо тяжкого)

Изменилась обстановка, лицо и деяние перестали быть опасными

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Если лицо примирилось с потерпевшим, совершило впервые преступление, загладило причиненный вред

Если лицо явилось с повинной добровольно, возместило ущерб, способствовало раскрытию преступления, совершило впервые преступление небольшой тяжести

 




1. ЗАТВЕРДЖУЮ Матвєєв В.
2. интегрирует индивида в общество а также в различные типысоциальных общностей через усвоение им элем
3. История развития письменности
4. Капнометрия
5. темах хранят одно и тоже значение но не равны между собой как const
6. пособие по написанию курсовых работ Саратов- СГСЭУ 2008
7. Петербург 1999 год Цель работы- изучение дифракции света на цели и дифракционной решетке определени
8. Тема нашего урока- Становление парламентаризма в России
9. Правове регулювання екологічних відносин в Україні
10. тема сбыта товара ~ одна из важнейших в маркетинговой политике предприятия
11. Аналіз затрат робочого часу
12. тематика Период становления греческой европейской науки VIIVI вв
13. Вариант 1 стом. Выбрать один правильный ответ и выписать его в рецепте I
14. тема Биржа труда
15. ГЕОТРЭВЕЛ 88795150006 89289834593 88795150006 geotrvel26@bk
16. Нравственное помешательство
17. Курсовая работа- Менеджмент проектных команд
18. СанктПетербургский государственный технологический институт технический университет УГС 080000
19. темах отсчета Неинерциальность заключается в том что K~ движется поступательно v0 const относитель
20. опера Історія розвитку