Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

тема подразделений связи ФПС МЧС России а также вид деятельности по обеспечению связи в ФПС МЧС России эффек

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Акция
Закажите работу сегодня со скидкой до 5%
Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

Введение

Служба связи – система подразделений связи ФПС МЧС России, а также вид деятельности по обеспечению связи в ФПС МЧС России, эффективному комплексному применению средств связи и квалифицированной технической эксплуатации этих средств в органах управления и подразделениях.

Гарнизон пожарной охраны - совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.

Многое в успешной деятельности службы пожарной охраны зависит от грамотности и своевременности службы связи гарнизона пожарной охраны и оперативности работников центра управления силами горнизона пожарной охраны.


1 Организация связи в гарнизонах пожарной охраны

1.1 Система связи и ее основные элементы

Служба связи обеспечивает комплексное применение средств и систем электросвязи, использующих различные физические принципы передачи сообщений.

Система связи является важнейшей составной частью инфраструктуры системы управления и совместно с автоматизированной системой управления составляет техническую базу информатизации и автоматизации управления гарнизона. Система связи должна охватывать все подразделения гарнизона и строиться на базе стационарных и подвижных узлов связи с учетом комплексного использования технических средств, обеспечивающих управление силами.

К средствам связи относятся:

  •  техника связи (радиостанции, радиопередатчики, радиоретрансляторы, радиорелейные станции, телеграфная, фототелеграфная, телефонная, телевизионная аппаратура, аппаратура телеуправления, телесигнализации, дистанционного управления, звукозаписи и громкоговорящей связи, оповещения и другая техника, предназначенная для передачи, приема и преобразования информации, а также для образования каналов и линий связи),
  •  измерительная аппаратура, зарядные и выпрямительные устройства, источники и агрегаты электропитания;
  •  проводные линейные средства (подземные и подводные кабели, легкие полевые кабели связи, полевые кабели дальней связи, вводно-соединительные и распределительные полевые кабели, арматура и материалы для постройки или прокладки линий связи);
  •  сигнальные средства связи (звуковые, светотехнические).

Средства связи являются основными элементами подвижных и стационарных объектов и сооружений связи.

К подвижным объектам связи относятся средства связи, смонтированные на транспортных средствах.

К стационарным объектам связи относятся стационарные узлы связи. усилительные и ретрансляционные пункты.

К сооружениям связи относятся стационарные антенно-мачтовые и фидерные устройства, постоянные кабельные и воздушные линии связи.

Стационарный узел связи представляет собой комплекс средств связи, линий и каналов связи, объединенных в определенном порядке и предназначенных для обеспечения управления повседневной деятельностью подразделений ФПС и решения других задач.

В состав стационарных объектов связи могут входить технические системы и системы электроснабжения.

К техническим системам стационарных объектов связи относятся системы воздухоснабжения, теплоснабжения и отопления, системы дистанционного и автоматического управления и контроля за техническими устройствами.

К системам электроснабжения стационарных объектов связи относятся: трансформаторные подстанции, установки резервного электропитания, кабельная электрическая сеть, распределительные устройства, системы освещения, заземляющие контуры.

Подвижной узел связи предназначен для организации оперативного управления подразделениями ФПС при тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, обеспечения информационной поддержки руководителя тушения пожара и взаимодействия с вышестоящими органами управления ФПС.

Стационарными и подвижными узлами (пунктами) связи гарнизона являются:

Центр управления силами, центральный пункт пожарной связи;

Пункт связи отряда;

Пункт связи части;

Подвижной узел связи.

Связь в гарнизоне строится на основе сетей проводной и радиосвязи путем создания разветвленной сети стационарных и подвижных узлов (пунктов) связи, оборудованных средствами связи, в соответствии со своим назначением.

1.2 Организация проводной связи

Сеть проводной связи гарнизона организуется на базе местных и междугородных линий связи Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, проводных каналов связи федеральных органов исполнительной власти и иных организаций с использованием их линейно-кабельных сооружений, а также сооружений и объектов связи ФПС МЧС России.

Сеть проводной связи гарнизона включает:

  •  линейные и кабельные сооружения;
  •  сеть междугородной телефонной связи;
  •  городскую телефонную сеть;
  •  сеть телефонной связи по спецлиниям "01";
  •  сеть некоммутируемых (выделенных) телефонных линий, предназначенных для связи ЦУС с ПСО и ПСЧ, со службами жизнеобеспечения и особо важными объектами;
  •  сеть телеграфной связи;
  •  сеть факсимильной связи;
  •  сеть передачи данных и сигналов дистанционного управления между ПСЧ, центральным пунктом радиосвязи, ПУС, пунктом централизованной охраны и ЦУС;
  •  сеть сельской телефонной связи.

1.3 Организация радиосвязи

Радиосвязь предназначена для: обеспечения оперативного управления силами гарнизона; связи с пожарными автомобилями и подразделениями ФПС; взаимного обмена сообщениями между подразделениями на месте пожара; дублирования (резервирования) проводных каналов связи.

Радиосвязь гарнизона включает радиосети и радионаправления, совокупность которых образует общую сеть радиосвязи. Радиосеть образуется при работе общими радиоданными трех и более радиостанций.

Радионаправление образуется при работе общими радиоданными только двух радиостанций и является частным случаем радиосети.

В каждом радионаправлении и в каждой радиосети одна из радиостанций является главной. Главная радиостанция определяется приказом начальника ЦУС ФПС МЧС России.

Схема радиосвязи организуется применительно к местным условиям с учетом тактико-технических возможностей применяемых радиостанций и электромагнитной обстановки в гарнизоне.

Радиостанции гарнизона подразделяются на стационарные, возимые и носимые. Стационарные станции устанавливаются на ЦУС, ЦПР, ПСО, ПСЧ и на отдельных постах, а возимые - на пожарных автомобилях в соответствии с табельной положенностью.

В зависимости от типов радиостанций, условий прохождения радиосигналов, наличия помех радиоприему и расстояний между радиостанциями схема радиосвязи может строиться по принципу радиосети (когда все радиостанции осуществляют радиообмен с ЦПР), или по принципу радионаправлений, или комбинированным способом, когда в схему радиосвязи входят радиосети и радионаправления.

С учетом существующей организационной структуры, характера выполняемых задач и необходимости взаимодействия подразделений ФПС как между собой, так и со службами других министерств и ведомств при тушении пожаров в территориальных гарнизонах необходимо развертывание следующих радиосетей:

  •  радиосети, работающей на частоте F1 (плюс F2 - резерв), для обеспечения связи ЦУС с ПСЧ (ПСО);
  •  радиосети, работающей на частоте FЗ, для обеспечения связи ЦУС с пожарными автомобилями, находящимися в пути следования и работающими на пожаре;
  •  радиосети, работающей на частоте F4, для управления силами и средствами, обеспечения их взаимодействия и обмена информацией на месте тушения пожара,
  •  радиосети, работающей на частоте F5, для обмена данными между ЦУС и ПСЧ (ПСО), а также подразделениями, работающими на пожарах (передача приказов, распоряжений в подразделения ГПС, информационная поддержка руководителя тушения пожара (РТП) при принятии решений по тушению пожаров);
  •  радиосети, работающей на частоте F6, для персонального вызова личного состава подразделений и органов управления ФПС, находящегося на отдыхе, а также при сборе всего личного состава;
  •  радиосети, работающей на частоте F7, для обеспечения административно-управленческой деятельности ФПС. Для решения задач в этой области деятельности возможно использование ресурсов транкинговых радиосетей, создаваемых в МЧС России, МЧС субъектов Российской Федерации.

Кроме этого, необходимо выделить радиочастоты для организации взаимодействия с медицинскими, обеспечения охраны общественного порядка, аварийными и иными службами жизнеобеспечения. Схема общей сети радиосвязи гарнизона приведена в приложении №4.

Необходимое количество радиосетей определяется схемой организации радиосвязи гарнизона.

1.4 Виды связи

Связь по функциональному назначению подразделяется на следующие виды:

  •  связь извещения, обеспечивающую передачу и прием сообщений о пожарах;
  •  оперативно-диспетчерскую связь, обеспечивающую передачу распоряжений подразделениям ГПС, своевременную высылку сил и средств для тушения пожаров, получение информации с мест пожаров, передачу информации о пожарах должностным лицам, организациям и городским службам, получение сообщений о выездах подразделений и связь с пожарными автомобилями, находящимися в пути, передачу приказов на передислокацию техники;
  •  связь на пожаре, обеспечивающую четкое и бесперебойное управление силами, их взаимодействие и передачу информации с места пожара;
  •  административно-управленческую связь, включающую все виды связи, не связанные с выполнением оперативно-тактических задач.
  •  связь извещения обеспечивает передачу сообщений о пожарах от заявителей и устройств автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации на ЦУС и ПСЧ.
  •   Связью извещения предусматривается:
  •  соединение ЦУС с городской телефонной станцией входящими соединительными линиями, предназначенными специально для приема извещений о пожарах. При наличии в городе АТС связь абонентов этой телефонной станции с пожарной охраной осуществляется по специальным соединительным линиям набором двузначного номера "01", а при ручной телефонной станции - передачей заявителем сообщения "Пожар";
  •  прием извещений с аппаратуры электрической пожарной сигнализации о наиболее важных объектах, расположенных в районе выезда части;
  •  соединение прямыми проводными линиями ЦУС, ПСО, ПСЧ с наиболее важными объектами города;
  •  соединение прямыми проводными линиями ЦУС с коммутаторами органов внутренних дел и подразделениями вневедомственной охраны для приема сообщений о пожарах;
  •  соединение заявителей (личного состава ГПС, оснащенного средствами радиосвязи) с ЦУС или ПСЧ по каналам радиосвязи.

Оперативно-диспетчерская связь обеспечивает:

  •  прямую телефонную и радиосвязь ЦУС с пунктами связи подразделений гарнизона;
  •  радиосвязь ЦПР или ЦУС с пожарными автомобилями, находящимися в пути следования;
  •  прямую телефонную связь со службами жизнеобеспечения.

Связь на пожаре предназначается для управления силами, обеспечения их взаимодействия и обмена информацией.

Для управления силами на пожаре устанавливается связь между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальниками боевых участков и при необходимости с пожарными автомобилями. Связь на пожаре обеспечивает управление работой подразделений пожарной охраны и получение от них сведений об обстановке на пожаре.

Для обеспечения управления используются радиостанции и громкоговорящие установки автомобилей связи и освещения, а также носимые радиостанции, телефонные аппараты полевые и АТС, радиотелефоны, переговорные устройства, электромегафоны.

Для взаимодействия между боевыми участками (подразделениями), работающими на пожаре, устанавливается связь между начальниками боевых участков (подразделений). При этом используются носимые радиостанции, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства и связные.

В случае невозможности применения средств связи используются сигналы управления.

Для обеспечения передачи информации с места пожара устанавливается связь между РТП, оперативным штабом и ЦУС (ПСЧ) с помощью городской телефонной сети или радиостанций пожарных автомобилей, автомобилей связи и освещения, оперативных автомобилей. При этом обеспечивается обмен информацией между ЦУС (ПСЧ) и подразделениями пожарной охраны, находящимися на пожаре и в пути следования, передача сообщений об обстановке и ходе тушения пожара; вызов дополнительных сил и средств; передача требований РТП к службам жизнеобеспечения.

При использовании средств радиосвязи на пожаре РТП обязан обеспечить соблюдение всеми абонентами правил радиообмена.

При использовании оперативным штабом абонентской телефонной сети необходимо переключить телефонную линию абонента на телефонный аппарат штаба.

Для обеспечения надежной связи на пожаре в подземных сооружениях в условиях экранирования радиоволн использовать телефонную связь объекта, установки громкоговорящего оповещения, в том числе и мегафоны, горноспасательную аппаратуру связи.

Административно-управленческая связь предназначается для обеспечения административно-управленческой деятельности ФПС.

Для административно-управленческой связи используются, как правило, городские, сельские и ведомственные телефонные сети связи и радиосети. В случае необходимости могут использоваться средства оперативной связи не в ущерб выполнению оперативно-тактических задач.

В зависимости от назначения средства связи подразделяются на оперативные и учебные.

К оперативным относятся средства связи, состоящие на вооружении в соответствии с табелями положенности и предназначенные для обеспечения повседневной оперативно-служебной деятельности подразделений ФПС.

К учебным относятся средства связи, предназначенные для обучения личного состава подразделений ФПС. На учебных средствах связи делается надпись "Учебное".


2 Организация центра управления силами гарнизона пожарной охраны

2.1 Структурная схема оперативно – диспетчерской связи,  связи извещения и административно– управленческой связи в гарнизоне пожарной охраны

Структура сети связи гарнизона – это упорядоченная совокупность различных видов проводной и беспроводной связи, учитывающей топологию размещения абонентов и обеспечивающая обмен текущей служебной информацией между подразделениями гарнизона пожарной охраны (ГПО) и абонентами города, а также обмен оперативной информацией между пожарными подразделениями с целью управления силами и средствами тушения пожаров.

Для анализа структурных свойств сети используется её модель в виде графов. На основе этой модели выбирается соответствующая структура связи. Различные структуры сети связи представлены на рис. 2.1 [1].

                      а)                  б)                   в)              г)

             

                  Рис. 2.1 Структура сети связи

На рис. 2.1а представлена полносвязная структура сети связи или «каждый с каждым». В этой структуре каждая пара узлов имеет непосредственную связь между собой и представляет собой способ соединения рассредоточенных источников и потребителей информации. При большом числе узлов затруднена реализация такой структуры, так как требует n(n1)/2  каналов ввода вывода, а каждый из n узлов должен иметь  n - 1 каналов. Наиболее рациональной является древовидная структура   радиально – узлового типа с соподчинением (рис. 2.1б), при которой число каналов также равно n – 1, а при подключении дополнительных узлов требуется    такое же число каналов. Однако, такая структура сети связи для повышения её устойчивости требует увеличения числа каналов за счёт введения дублирования. Сеточная структура сети связи обеспечивает связь каждого узла с определённым числом смежных узлов в единое сеточное формирование (рис. 2.1в). Частный случай этой структуры с числом n каналов (кольцевая структура) показан на рис. 2.1г. Сеточная структура образуется объединением кольцевых структур, в котором для соединения заданного числа узлов требуется на единицу больше, чем в древовидной структуре. Введение такого дополнительного канала повышает устойчивость всей сети связи за счёт увеличения числа обходных маршрутов для передачи сообщений.

Для повышения оперативности, устойчивости и живучести связи применяют несколько дублирующих друг друга линий связи различных видов. Например, сеть спецсвязи  ЦППС с ПЧ включает в себя прямые линии с ГАТС, спецсвязи 01 с высокочастотным уплотнением и радиолинии. Связь ЦППС с ССГ и ГА осуществляется по специальным прямым линиям и линиям ГАТС. ЦППС с ОВО по  прямым линиям, ГАТС, спецсвязи 01 и по высокочастотным каналам. В основе системы связи в пожарной охране лежит обмен речевой информацией. Высокочастотные каналы служат, как правило, для передачи дискретных сигналов от пожарных извещателей, установленных на охраняемых объектах.

Эффективность противопожарной службы характеризуется вероятностью того, что сообщение будет передано требуемому абоненту  в течение времени, не более заданного, которое устанавливается исходя из скорости старения информации.

Устойчивость одной линии (луча) связи без резервных определяется выражением [1]:

                                Р (t) = e-λ1t,                                                              (2.1)

где λ1 – интенсивность повреждения линии связи, t – текущее время.

Устойчивость связи или вероятность прохождения информации между ЦППС и ПЧ при наличии одного резервного луча определяется выражением [1]:

                               Р = e-λ1 t  + [ λ1 /(λ2λ1)] ∙ (e-λ1 t  - e-λ2 t ),                 (2.2)

где λ2 – интенсивность повреждения резервного луча.

В целом устойчивость всей структуры с k – кратным холодным резервированием определяется по формуле [1]:

                               

                                Р(k + h) (t) = Pkc (ti) +  P(k + 1) (ti τ) fkc (τ) ,           (2.3)

где   Pkc (ti)  - вероятность безотказной работы структуры, имеющий один основной  и    k  резервных лучей,   P(k + 1) (ti τ) – вероятность безотказной работы  (k + 1) – го резервного луча в течение времени наработки (ti τ) при условии, что до момента τ этот луч был работоспособный,   fkc (τ)  - плотность распределения наработки до первого отказа структуры, имеющий один основной и k резервных лучей для обмена информацией.

Необходимо отметить, что всякое резервирование требует дополнительных затрат, поэтому затраты на резервирование Ср не должны превышать получаемого выигрыша Св то есть  Ср ≤  Св  . Выигрыш включает в себя как материальный так и социальный эффект. Материальный эффект получается за счет сокращения убытков от пожаров, а социальный – за счёт снижения последствий пожаров на здоровье людей.  

2.2 Организация центра управления силами гарнизона пожарной охраны

Центр управления силами (ЦУС) создаётся в гарнизонах пожарной охраны краевого и областного центра, а также в городе или населённом пункте с числом пожарных частей не менее двух [1]. Он концентрирует все виды информации гарнизона пожарной охраны, является центром управления пожарными частями (подразделениями) при ликвидации пожаров.

На ЦУС возлагается выполнение функций приёма извещений о пожарах, своевременное направление подразделений на тушение пожаров, обеспечение оперативно – диспетчерской связи с подразделениями пожарной охраны, обеспечение оперативного учёта пожарной техники гарнизона, находящейся в боевом расчёте, в резерве, на выполнении задания. На ЦУС территориального гарнизона возлагается приём сообщений и высылка на крупные пожары подразделений пожарной охраны соседних городов, районов и отдельных объектов [2].

Для нормального функционирования  ЦУС располагает следующими помещениями [2] :

- диспетчерский зал где размещаются рабочие места диспетчеров с техническими средствами связи и отображения информации;

- аппаратную, где устанавливается кросс, стативы, испытательные приборы, звукозаписывающая аппаратура, зарядные и распределительные устройства, усилители оповещения и другая вспомогательная аппаратура;

- помещения центрального пункта радиосвязи, где располагается аппаратура радиосвязи;

- аккумуляторную;

- агрегатную, в которой устанавливается резервный агрегат электропитания ЦУС;

- комнату отдыха диспетчеров (при круглосуточном дежурстве).

Комплекс технических средств ЦУС показан на рис. 2.2 [2].

     

Рис. 2.2 Комплекс технических средств ЦУС

Центр управления силами оборудуется кабельным вводом городской телефонной сети связи, емкость которого определяется  необходимой емкостью оперативно – диспетчерской связи с учётом развития на дальнейшую перспективу. Для повышения надёжности связи ЦУС оборудуется двумя кабельными вводами. Основной  прокладывается непосредственно от кросса городской или районной АТС, а резервный от другой городской или районной АТС (или той же АТС, проложенной по другой трассе).

Основными документами учёта работы ЦУС являются: журнал ЦУС, журнал учёта неисправностей средств связи, журнал учёта магнитофонных записей, батарейный журнал.

Диспетчерский зал основное помещение ЦУС. В нём размещаются пульты управления приёмной и передающей аппаратуры связи, устройства нанесения и отображения оперативной обстановки, складывающейся на защищаемой территории.

В состав аппаратуры управления силами и средствами гарнизона, не имеющего АСОУПО, входит пульт оперативно – диспетчерской единой дежурно – диспетчерской службы (ПОДС ЕДДС). ПОДС ЕДДС «01» представляет собой комплексное рабочее место оперативного дежурного и является цифровой системой связи, имеющей широкие возможности по коммутации и регистрации голосовых и информационных каналов [3]. Принцип построения изделия подчинен решению основной задачи ЕДДС - обеспечению прямой оперативной диспетчерской связью со всеми территориальными дежурно-диспетчерскими службами постоянной готовности (пожарная охрана, дежурная часть милиции, скорая помощь, газовое хозяйство, энергообеспечение и др.).

Пульт состоит из следующего оборудования:

  1.  Мебельный конструктив рабочего места оперативного дежурного (от одного до трех) с установленными на нем панелями управления, на которых располагаются элементы управления, контроля и индикации аппаратуры связи и другого оборудования.

2.Аппаратура проводной связи, обеспечивающая организацию оперативно-диспетчерской связи по телефонным каналам, автоматическое определение номера на спецлиниях ГАТС, обмен цифровыми данными, оповещение личного состава по проводным линиям связи.

3.Аппаратура записи и архивирования переговоров по проводным линиям связи и радиоканалам с количеством каналов записи от 4 до 32.

Пульт обеспечивает реализацию следующих функций:

- прием вызова с 2-х проводной линии спецвызова «01» с функцией АОН и выдачу информации на пульт;

- переадресацию принятого вызова на профильного диспетчера с одновременным удержанием соединения;

- голосовое автоинформирование внешнего абонента фиксированным голосовым сообщением в соответствии с выбранной переадресацией;

- автоматическую запись и архивирование переговоров по входным линиям и радиоканалу (цифровая запись 4, 8, 16, 32 каналов);

- систему оповещения личного состава по заранее подготовленным спискам оповещения абонентов (по общему списку, по группе частных списков, по подготовленным ранее сценариям, а так же по отдельным абонентам из базы данных);

- подключение оператора к занятому каналу;

- подключение 2-х проводных удаленных (до 25 км) аналоговых абонентов (другие диспетчерские службы);

- управление системой громкоговорящего оповещения;

- максимальное количество коммутируемых линий – 192.

В базовый комплект пульта ПОДС ЕДДС «01» помимо мебельного конструктива входит система оперативно – диспетчерской связи НАБАТ. Пульт - является составной частью СОДС "НАБАТ" и представляет собой (рис. 2.3) [3]  многофункциональное абонентское телефонное устройство со встроенными коммутационными программируемыми кнопками и другими вспомогательными элементами, обеспечивающими управление электронными элементами системы при реализации её функций.

Рис. 2.3 Пульт для СОДС «Набат»

Пульт состоит из основного блока и дополнительных приставок прямой связи. Система является необслуживаемой, не требует настройки, адаптации и программирования при установке у потребителя.

Если ЦУС размещается в здании, где расположена одна из пожарных частей, пункт связи данной пожарной части должен быть независимым от ЦУС и размещаться на первом этаже.

Все входящие и исходящие сообщения, в том числе и распоряжения, автоматически регистрируются на магнитной ленте. Количество магнитофонов определяется числом специальных каналов связи, обеспечивающих обмен информацией между центральным пунктом и внешними абонентами. К каждому магнитофону подводиться центральная часовая сеть для синхронизации датчика сигналов времени, записываемых на одну из дорожек. Дорожки записи и магнитофоны нумеруются ( за каждым контролируемым каналом закрепляется дорожка с указанием номера и частоты).

Питание магнитофона производится по двум независимым сетям с обязательным резервированием. Записанная информация, если не имеется специальных указаний, храниться не менее 10 суток, после чего стирается. Прослушивание записей осуществляется    на воспроизводящих устройствах, входящих в комплект магнитофонов.

Для диспетчера ЦУС необходимо знать номер  телефона абонента, позвонившего на  ЦУС. Это связано с тем, что возможны подозрительные по содержанию сообщения или баловство детей. Зная номер телефона заявителя можно принять меры, мешающие службе звонков. При сообщения о фактических пожарах эта информация может быть использована при расследовании причин возникновения пожара и факторов, связанных с ними.

2.3 Должностные обязанности работников ЦУС

Начальник ЦУС.

Начальник ЦУС подчиняется начальнику УГПС (ОГПС).

Начальнику ЦУС в оперативном отношении подчинены ПСЧ гарнизона.

В области организации деятельности службы связи обязан:

знать дислокацию подразделений гарнизона, оперативно-тактические возможности дежурных караулов, расположение, назначение и технические возможности средств связи гарнизона, особо важные объекты, на которые по первому извещению о пожарах высылаются подразделения по повышенному номеру вызова;

обеспечивать поддержание высокой организованности и дисциплины и контролировать работу подчиненного личного состава, периодически прослушивать магнитофонные записи телефонных разговоров и радиообмена;

анализировать работу диспетчерской службы гарнизона и разрабатывать мероприятия по ее совершенствованию;

организовывать профессиональную подготовку личного состава ЦУС.

Заместитель начальника ЦУС по технической части -начальник технической части

Заместитель начальника ЦУС по технической части подчиняется начальнику ЦУС и несет ответственность за содержание и эксплуатацию средств связи ЦУС.

В области организации деятельности службы связи он обязан:

знать нормативные документы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту средств связи;

знать наличие и техническое состояние средств связи и правила их сбережения и хранения;

выполнять и требовать от подчиненных лиц соблюдения правил техники безопасности при работе на средствах связи;

контролировать работу лиц, ответственных за техническое обслуживание средств связи;

обеспечивать своевременную отправку средств связи для проведения ремонта, регламентных работ и получения их из ремонта;

контролировать ведение учетной и технической документации;

периодически проверять состояние и готовность средств связи.

Начальник (руководитель группы) отделения связи и телесигнализации ЦУС

Начальник (руководитель группы) отделения связи и телесигнализации ЦУС подчиняется начальнику службы связи гарнизона и заместителю начальника ЦУС (по технической части). Он непосредственно отвечает за организацию и всестороннее обеспечение квалифицированной технической эксплуатации средств связи и сигнализации центра, за их постоянную техническую готовность и в своей работе.

Он обязан:

знать требования руководящих документов по вопросам технического обеспечения средств связи, своевременно доводить их до своих подчиненных и требовать выполнения;

осуществлять непосредственное руководство эксплуатацией средств связи и сигнализации и проведением их технического обслуживания на ЦУС;

знать устройство, методики проверки и метрологического контроля средств связи и сигнализации, регулярно проверять их состояние и контролировать ведение учетной документации;

принимать активное участие в специальной подготовке руководства и всего личного состава ЦУС по вопросам организации и обеспечения связи в гарнизоне;

изучать и обобщать эксплуатационные свойства аппаратуры по опыту ее применения, руководить работами по выявлению причин отказов и неисправностей с целью их недопущения в будущем, вести учет неисправностей;

сообщать начальнику дежурной части и оперативному дежурному о возникновении отказа (неисправности) средства связи на ЦУС, обеспечивать немедленную замену отказавшего устройства и восстановление его работоспособности в кратчайшие сроки;

при невозможности восстановления аппаратуры связи ЦУС или в любом из подразделений ГПС их собственными силами и средствами вызывать и направлять для устранения неисправности выездную ремонтную бригаду из части связи (ремонтного подразделения);

при повреждениях (авариях) на линиях связи, используемых ЦУС, а также другими органами управления или подразделениями гарнизона и находящихся на эксплуатационном обслуживании предприятий связи, требовать немедленного устранения аварии, докладывать руководству ЦУС и начальнику службы связи гарнизона с последующим незамедлительным документальным оформлением требований и претензий к соответствующему предприятию;

осуществлять тесное взаимодействие с местными органами радиоконтроля с целью своевременного выявления и пресечения случаев использования посторонними организациями и лицами отведенных гарнизону радиочастот и радиохулиганства в эфире;

контролировать своевременность восстановления связи после повреждений и аварий во всех случаях;

обеспечивать непрерывность поддержания связи резервными средствами при проведении проверок или технического обслуживания аппаратуры;

осуществлять контроль за соблюдением подчиненными и всем личным составом ЦУС правил и мер безопасности при работе на средствах связи и их техническом обслуживании.

Инженер связи и телесигнализации ЦУС

Инженер связи и телесигнализации ЦУС подчиняется начальнику отделения (группы) связи и телесигнализации и несет личную ответственность за постоянную техническую готовность средств связи и сигнализации ЦУС. В отсутствие начальника отделения выполняет его обязанности.

Он обязан:

знать устройство аппаратуры связи и сигнализации ЦУС, нормативную и техническую документацию;

владеть методами проверки и электрических измерений всех вышеуказанных средств, регулярно лично проверять их техническое состояние, участвовать в проведении технического обслуживания и вести отчетные документы;

уметь быстро определять места и причины отказов аппаратуры связи и сигнализации, устранять возникающие неисправности в кратчайшие сроки и непосредственно участвовать в этой работе;

при возникновении отказа немедленно восстанавливать нарушенную связь резервными или дублирующими средствами с одновременным уведомлением об этом начальника дежурной смены и последующим докладом начальнику отделения (группы) связи, принимать меры к быстрейшему устранению повреждения (восстановлению отказавшего устройства);

при невозможности восстановления работоспособности аппаратуры связи (сигнализации) на ЦУС или в любом из подразделений ГПС гарнизона их собственными силами и средствами докладывать начальнику отделения (группы) связи, вызывать и направлять для устранения неисправности выездную ремонтную бригаду из части связи (ремонтного подразделения);

при повреждениях (авариях) на линиях связи, используемых ЦУС, другими органами управления или подразделениями гарнизона и находящихся на эксплуатационном обслуживании предприятий связи, немедленно включать дублирующие средства радиосвязи и докладывать начальнику отделения (группы) связи, уведомлять об аварии соответствующее предприятие связи и требовать от него быстрейшего устранения аварии;

контролировать своевременность восстановления связи после повреждений и аварий во всех случаях;

при проведении проверок или технического обслуживания аппаратуры обеспечивать непрерывность связи резервными средствами;

требовать от подчиненных и соблюдать лично правила и меры безопасности при работе на средствах связи и их техническом обслуживании.

Диспетчер гарнизона

Диспетчер гарнизона в оперативном отношении подчиняется оперативному дежурному, а по вопросам эксплуатации и технического обслуживания средств связи — начальнику службы связи.

Он несет ответственность за работу дежурной смены ЦУС по обеспечению: приема сообщений и своевременной высылки подразделений на пожары, места аварий и стихийных бедствий, постоянной связи со службами жизнеобеспечения города (объекта), четкого приема и передачи распоряжений начальника гарнизона, оперативного дежурного по гарнизону и РТП, оперативного учета сил и средств в гарнизоне.

Диспетчер гарнизона обязан:

знать оперативную обстановку в гарнизоне, дислокацию и районы выезда подразделений ГПС, опорных пунктов тушения крупных пожаров, особо важные объекты, на которые при первом сообщении о пожаре высылаются подразделения по повышенному номеру вызова, безводные районы (участки), техническое вооружение и тактические возможности караулов, местонахождение основных запасов огнетушащих веществ, а также местонахождение подразделений гарнизона;

контролировать работу средств связи, записывающей и информационной аппаратуры гарнизона и порядок их использования;

уметь пользоваться служебной документацией ЦУС;

обеспечивать быстрый прием сообщений о пожарах, использовать магнитофон для записи поступающих сообщений;

направлять на пожары подразделения ГПС согласно расписанию выезда подразделений гарнизона, распоряжению РТП, оперативного дежурного и начальника гарнизона;

в случае, если на объект предусмотрен повышенный номер вызова, или с учетом складывающейся обстановки на пожаре высылать дополнительные силы и средства;

поддерживать связь с дежурной частью органа внутренних дел, со службами города (объекта), взаимодействующими с ГПС, и при необходимости направлять силы и средства этих служб в район пожара (аварии, стихийного бедствия) согласно установленному порядку;

принимать все необходимые меры к своевременному получению информации об обстановке с места работы подразделений ГПС;

выяснять с помощью справочной документации, а также через соответствующие службы оперативно-тактические особенности, уровень загазованности, радиационную обстановку на объекте пожара и при получении дополнительных сведений немедленно докладывать их РТП;

информировать в установленном порядке должностных лиц гарнизона о выезде подразделений и обстановке на месте их работы; докладывать дежурному по гарнизону поступившие сведения об изменениях оперативной обстановки, а также информировать об этом дежурные караулы (смены) подразделений ГПС;

производить временную передислокацию подразделений ГПС при выездах караулов по повышенным номерам вызова в соответствии с установленным порядком в гарнизоне;

контролировать своевременность выезда подразделений ГПС на практические занятия (пожарно-тактические учения, занятия, тренировки в теплодымокамере и т. д.);

периодически проверять (не реже двух раз в сутки) телефонную и радиосвязь с пожарными подразделениями, службами города и объектами, а также производить сверку часов, находящихся в помещениях ЦУС и на ПСЧ;

строго соблюдать меры безопасности при работе со средствами связи, установленными на ЦУС и ЦПР

Старший мастер связи ЦУС

Старший мастер связи непосредственно подчиняется инженеру связи и телесигнализации ЦУС.

Старший мастер связи обязан:

осуществлять круглосуточный контроль за работой средств связи, телесигнализации и телемеханики в гарнизоне;

обеспечивать под руководством инженера связи правильную техническую эксплуатацию и бесперебойную работу средств связи, рациональное использование оборудования;

осуществлять подготовку средств связи к работе, технический осмотр отдельных устройств и узлов, проводить тестовые проверки с целью своевременного обнаружения неисправностей;

осуществлять техническое обслуживание и ремонт средств связи, установленных в центре и подразделениях ПО;

принимать участие в проверке технического состояния средств связи, приемке устройств из капитального ремонта, а также в приемке и освоении вновь вводимых в эксплуатацию устройств.


3 Автоматизированные системы связи и оперативного управления пожарной охраны

3.1 Задачи автоматизированных систем связи и  оперативного управления

При одновремённом (или с незначительным смещением во времени) возникновении более двух пожаров в городе, быстром усложнении оперативной обстановки  без наличия средств автоматизации диспетчеры не в состоянии оптимально управлять силами и средствами гарнизона пожарной охраны. Потери во времени образуются за счёт выбора имеющейся в наличии техники, установления связи, выдачу приказов, контроль за их исполнением. Теряется время на регистрацию основных управленческих   решений, приказов по использованию сил и средств, текущему учёту. В экстремальных условиях, создающихся при сложной оперативной обстановке, возрастает вероятность ошибки как диспетчера, так и руководителей, организующих тушение пожара.

Для управления силами и средствами тушения пожара создаётся автоматизированная система оперативного управления  в пожарной охране (АСОУПО), структура которой определяется сложностью решаемых задач, а эффективность – степенью автоматизации решения этих задач.

Основные задачи оперативного управления силами и средствами тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны, решаемые АСОУПО следующие [1]:

- машинное хранение информации о состоянии всех видов пожарной техники в гарнизоне;

- машинное хранение справочных данных об объектах;

- машинное хранение типовых программ тушения пожаров различных рангов (номеров);

- машинное хранение расписания выездов пожарных подразделений на тушение пожара;

- приём и автоматическая регистрация всех видов информации;

- автоматизация диалога <<диспетчерский пункт – заявитель>>;

- автоматизация селекции полезной информации;

- автоматизация анализа поступающей информации и выработки оптимального управленческого решения;

- автоматизация  передачи приказов пожарным частям;

- автоматизация контроля исполнения приказов;

- автоматизация восстановления сведений об изменении состава пожарной техники в пожарных частях, на пожарах;

- автоматизация выбора оптимального маршрута до места пожара;

- машинное хранение и автоматизация поиска оперативных планов тушения пожаров конкретных объектов;

- автоматизация отображения оперативной обстановки на светоплане;

- автоматизация отображения наличия пожарной техники в частях в реальном масштабе времени;

- автоматизация отображения на плане города маршрута движения к месту пожара пожарной техники в реальной топографии и масштабе времени;

- автоматизация контроля времени прибытия пожарной техники на пожар и пожарную часть;

- автоматизация прогнозирования развития пожаров для наиболее важных объектов;

- автоматизация выработки упреждающих управленческих решений;

- обеспечение круглосуточной  надёжной оперативной связи.

Решение этих задач возможно только с помощью средств автоматизации, объединённых  в общую систему оптимального управления силами и средствами тушения пожаров. В основу построения  АСОУПО закладываются типовые решения с учётом того, что у каждого конкретного гарнизона пожарной охраны есть свои особенности. Одной из них является фактическая интенсивность вызовов, поступающая в сеть связи гарнизона, так как интенсивность вызовов является основой для оптимизации пропускной способности отдельных  подсистем АСОУПО и системы в целом.

Кроме того, при внедрении типовой АСОУПО необходимо сделать привязку её технического комплекса к реальному размещению в конкретном помещении, обеспечит соответствующим электропитанием.

3.2 Структурная схема автоматизированной системы оперативного управления в пожарной охране

Структурная схема АСОУПО представлена на рис.3.1 [1]. Сообщения о пожаре поступает в подсистему приёма и автоматической регистрации информации (ПП и АРИ) и анализируется подсистемой анализа информации (ПАИ), которая с помощью имеющихся сведений в подсистеме информационно – справочного фонда (ИСФ) и типовых программ подсистемы расписаний (ППР) выдаёт соответствующие возникшей оперативной ситуации данные подсистеме управленческого решения (ПУР).

Управленческое решение – это приказ на выезд соответствующим пожарным подразделениям,  который передаётся автоматически подсистемой передачи приказов (ППП) по команде диспетчера пожарным частям. Исполнение приказа (выезд пожарных автомобилей) автоматически контролируется на диспетчерском пункте подсистемы контроля и исполнения приказов (ПКИП) при поступлении сигналов от датчиков, установленных в местах стоянок автомобилей в пожарных частях. При наличии подсистемы прогнозирования (ПП) развития пожара и выработки упреждающих решений, приказы формируются с учётом выданных указанной подсистемой прогнозов.

Рис. 3.1 Структурная схема АСОУПО

Подсистема оптимизации маршрута (ПОМ) на основании полученного адреса пожара выдаёт оптимальный маршрут следования каждой пожарной части с целью сокращения времени прибытия на место пожара. Подсистема слежения маршрута (ПСМ) обеспечивает автоматическое слежение за движением пожарных автомобилей по городу с выдачей подтверждающего сигнала на диспетчерский пункт о времени прибытия каждой машины на место пожара.

Вся информация о наличии техники в пожарных частях гарнизона, об убытии и прибытии её отображается на световом табло с указанием текущего времени. С помощью подсистемы отображения наличия техники (ПОНТ) диспетчер в любое время имеет сведения о наличии техники в боевой готовности в пожарных частях.


Заключение

В ходе курсовой работы была рассмотрена проблема организации центра управления силами гарнизона пожарной охраны. Были даны сведения о системе связи и ее основных компонентах, видах связи, организации проводной связи, организации радиосвязи, автоматизированных системах связи управления в пожарной охране.

На листе формата A1 была разработана « Структурная схема связи гарнизона пожарной охраны».


Список использованной литературы

  1.  Шаровар Ф.И. Автоматизированные системы управления и связь в пожарной охране [Текст] : учебн. пособие  / Шаровар Ф.И. – М.: радио и связь, 1987.
  2.  Наставление по службе связи Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации. . Приложение к приказу МВД России от 30 июня 2000 г. № 700.
  3.  Пульт оперативно – диспетчерской связи, http://www.vniipo.ru/orders/products/pult.htm.
  4.  Зыков В. И. Автоматизированные системы управления и связь. Методические указания по курсовому проектированию: Учебно-методическое пособие. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. – 70с.
  5.  http://www.rostov-gorod.ru/?ID=3235
  6.  ФЗ №69 О пожарной безопасности от 21.12.1994г

PAGE  4




1. Война в ираке
2. Модели туризма в ведущих туристских странах и регионах мира Восточная Европа
3. Основи правознавства
4. Курсовая работа- Организации и ведение бухгалтерского учета
5. Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе как средство формирования патриотического сознания подрастающего поколения
6. Я есмь путь и истина и жизнь
7. е годы во время испытаний самолетов с крылом прикрепленным к нижней части фюзеляжа тип низкоплан конструк
8. Менеджмент Конспект лекций
9. тематика. Группа- 12с1 Практическая работа ’ 8 Вычисление неопределенного интеграла различными мето.html
10. Инновационно-инвестиционный процесс в переходной экономике России
11. Лапифы
12. Лекция 7 ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ План 1
13. Когда младенец много плачет
14. Характеристика основных критериев внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс
15. МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГБОУ ВПО МГПУ
16. 2010 роки. Медсестринство в педіатрії 1 Медична сестра закінчує промивання шлунка дитині 2 місяців
17. Суперпозиція хвиль
18. Особенности ЭМО на энергетических и промышленных объектах
19. Поглощение света при прохождении через воду Поглощение светового потока тонким слоем воды п
20. тематичних наук Київ ~ 2005 Дисертацією є рукопис Робота виконана в Ін.html