Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Тема- Философия природы 2 часа Понятие природы в философии и науке Природа как саморазвивающаяся

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10


Тема: Философия природы (2 часа)

  1.  Понятие природы в философии и науке
  2.  Природа как саморазвивающаяся система: физико-космологическая и биогеохимическая стратегии научного исследования природы
  3.  Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания
  4.  Биосфера и закономерности ее существования
  5.  Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. Проблема устойчивого развития системы "общество-природа"

В широком смысле  понятие природы обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений.

В своем содержании оно совпадает с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.

В философии истоки понятия природы связывают с древнегреческим термином "фюсис", имеющим целый спектр значений:

  •  органическое произрастание;
  •  рост и выросшее в процессе этого роста;
  •  процесс, рассматриваемый в целом.

Анализ Аристотелем понятия фюсис привел его к набору определений природы – от понимания ее как возникновения того, что растет, до всякой сущности вообще, включая и сущность искусственных вещей. В результате природа понимается как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им определенность.

В Новое время природа обозначается латинским термином natura (натура), который используется в таких смыслах, как мир, миропорядок, Вселенная и др.

С этого периода преобладающим смыслом понятия природы становится ее статус как объекта естествознания.

Современное понятие природы содержит в снятом виде все первоначальные многочисленные смыслы и оттенки.

Образ природы задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о природной среде и способах ее освоения.

Греческая философская традиция была ориентирована на умозрительное познание природы как целостности. Физика вплоть до И. Ньютона называлась натуральной философией. В естественнонаучных работах излагались фундаментальные принципы физического познания природы.

Именно в эту эпоху под усиливающимся влиянием естествознания достигает вершин философия природы (натурфилософия), ориентирующаяся на фундаментальную науку как свой  эталон.

Динамика образов природы в классической и неклассической науке: 

  •  в классической науке научная картина природы строилась на принципах объективности, мир виделся как совокупность объектов; как закрытый, линейный и конечный, преобладал дискурсивный, логический, линейный тип мышления;
  •  во второй половине ХХ в. оформляется синергетическая парадигма (Г. Хакен, В. Эбелинг, И. Пригожин, С.П. Курдюмов), формируется особый стиль мышления, базирующийся на принципах системности (целостности) мира и общности закономерностей развития объектов всех уровней организации.

Ключевые идеи синергетики:

  •  самоорганизация;
  •  открытые системы (обменивающиеся с окружающей средой энергией, веществом и информацией);
  •  нелинейность.

Классическая наука (Ньютон, Лаплас) мировые процессы представляла как обратимые во времени, предсказуемые и однолинейные, исключающие любые отклонения.

Синергетическое видение мира основано на идее многовариантности, альтернативности и необратимости путей эволюции.  Синергетика исследует общие механизмы самоорганизации природных и социальных процессов, переход от хаоса к порядку и обратно, указывает на творческую, конструктивную роль случайности в процессах самоорганизации.

Вселенная предстает как иерархически организованное сложное динамическое единство, что позволяет рассматривать любые типы объектов как исторически развивающиеся; обнаруживает нелинейный тип детерминизма.

Ведущей идеей становится принцип процессуальности, когда природный мир видится в череде событий как многомерный, открытый, бесконечный. Востребован новый тип мышления – вероятностный, статистический, открытый для вненаучного знания. Синергетическое мировидение соединяет в себе два способа постижения мира – восточное образно-интуитивное и западное логико-вербальное.

Общим основанием естественнонаучного изучения природы на современном этапе становится принцип глобального (универсального) эволюционизма, объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни.

Основной вклад в реализацию этого проекта вносят физико-космологические, биогеохимические и социально-экологические научные дисциплины.

В формировании образа природы как саморазвивающейся системы определяющую роль играют три важнейших направления в современном научном познании:

  •  теория нестационарной Вселенной;
  •  синергетика;
  •  теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.

Теория нестационарной Вселенной возникла в результате революции в астрономии в начале ХХ в. Первой версией этой теории стала концепция расширяющейся Вселенной, благодаря которой в научный обиход вошли представления о космической эволюции, начавшейся примерно 15-20 млрд. лет назад.

В середине ХХ в. появляется теория раздувающейся Вселенной, которая установила взаимосвязь между эволюционными процессами в мега- и микромире.

Дальнейшее развитие космологических исследований привело к становлению в 80-е гг. ХХ в. космомикрофизики, синтезирующей космологию и физику высоких энергий. Эта отрасль современного знания ведет поиск единого подхода к описанию процессов, происходящих на разных уровнях организации материи  (от ядер атомов до звезд и планет) и тем самым способствует созданию непротиворечивой модели самоорганизации Универсума.

Синергетика является современной теорией самоорганизации. Подходы синергетики могут быть распространены на рассмотрение любых самоорганизующихся систем, включающих в себя многие подсистемы (электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, органы, сложные многоклеточные организмы, люди, сообщества людей и т.д.). Благодаря синергетике, самоорганизация, включающая все процессы самоструктурирования, саморегуляции, самовоспроизведения, начинает рассматриваться как одно из основных свойств Универсума.

Огромную роль в разработке эволюционных идей сыграл концептуальный аппарат биологии.

В 20-е гг. ХХ в. в биологии формируется новое направление эволюционного учения – учение об эволюции биосферы  и ноосферы. Его становление связано с именем ученого-естествоиспытателя В.И. Вернадского, заложившего основы нового научного направления – биогеохимии.  

По В.И. Вернадскому, биосфера представляет собой особое геологическое тело, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и космоса. Она является результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями.

Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу, а возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил.

Жизнь предстает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в качестве особой составляющей в космическую эволюцию.

 

На рубеже ХIХ-ХХ вв., благодаря развитию естествознания, возникает общенаучная картина природы как саморазвивающейся системы. Она становится фундаментальной исследовательской программой науки на этапе интенсивного междисциплинарного синтеза знаний.

Природа как среда обитания подразделяются на естественную и искусственную. 

Аристотель отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. Естественное ассоциируется с природой (гео- и биосферой), а искусственное – с различными сферами деятельности человека и социальной организацией его жизни (социо-, антропо-, техносферой).

В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял: 

  •  естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т.д.);  
  •  естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергию ветра, пара и т.д.).

Согласно К. Марксу, искусственная среда обитания человека ("вторая природа", "неорганическое тело цивилизации") создается в результате материально-преобразующей деятельности.  

В объем данного понятия включается все, что произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведенные путем селекции, генной инженерии и т.п.

Термин "биосфера" впервые употреблен в 1904 г. французским ученым Ж. Ламарком для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. 

В конце ХIХ в. его использовали австрийский геолог Э. Зюсс и немецкий ученый И. Вальтер практически в том же значении, что и Ламарк.

Современное толкование понятия:

  •  совокупность всех организмов;
  •  область современной жизни;
  •  особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания;
  •  результат исторического взаимодействия живого и неживого.

Современные представления о биосфере и закономерностях ее развития основываются на классических представлениях В. Вернадского и его последователей, а также позднейших исследователей (Н. Моисеев и др.).

Уровни организации биосферы:  

  •  молекулярный;
  •  клеточный;
  •  тканевой;
  •  организменный;
  •  популяционный;  
  •  биогеоценотический.

Природная динамика биосферы:

  •  морфологические изменения усложняют ее структурную организацию;
  •  увеличивается видовое разнообразие живых существ;
  •  при сохранении прогрессивной направленности ее развития нарастает устойчивость биосферы;
  •  наблюдается общая миниатюризация форм жизни.

Философский смысл понятие биосферы получило у В. Вернадского, который ввел термин "живое вещество" (совокупность населяющих Землю организмов), а биосферой стал называть всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере существует пленка жизни с максимальной концентрацией живого вещества.

Между неживыми природными телами и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванном живым веществом.

Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее.

Неживое вещество доминирует в структуре биосферы.

Появление человеческой жизни в биосфере вносит изменения в ее динамику:

  •  живые организмы взаимодействуют пищевыми цепями и в результате изменяют живое вещество в энергию биосферы;
  •  человек включается в связи с ней на основе трудовой деятельности.

Вначале человек осуществил биосферную "технологию" (находил в природе готовые жизненные средства), а затем производство привело к новой форме отношений человека с биосферой – он начал создавать культурную биогеохимическую энергию (земледелие, скотоводство).

Деятельность человека по изменению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы, который должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние – ноосферу. 

Понятие ноосферы (греч. noos – разум, sphaira – шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г.

Данный термин встречается и в концепции "христианского эволюционизма" французского естествоиспытателя и мистика П. Тейяра де Шардена и обозначает часть природы, представляющую собой чисто духовное явление, т.е. "мыслящий пласт", разворачивающийся над миром растений и животных – вне биосферы и над ней.

Ноосфера у В. Вернадского – качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом.

В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии.     

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, которая должна была выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. Н. Тимофеев-Ресовский. С тех пор эта тема становится ключевой в понимании природы  человека и в определении судеб человечества (Н. Моисеев).

Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы.

Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете.

В начале ХХ в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как индивидуума, так и общества.

Развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере.

Этосфера – область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

Цель стратегии устойчивого развития системы "общество-природа" – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного социоприродного развития.

Ее реализация состоит в согласовании задач социально-экономического развития, сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений.

Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития. В Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический императив, обеспечивающий переход от принципа "реагирования и исправления" к принципу "активной профилактики", что призвано способствовать положительной динамике изменения важнейших взаимосвязанных показателей в триаде "человек-хозяйство-природа".

На современном этапе общественного развития характер отношений в системе "человек-природа-общество" актуализирует экологическую проблему. Сегодня она воплощается в проблему будущего всего человечества и входит в число "глобальных проблем".

Характер отношения человека к природе в разные исторические эпохи складывался по-разному:

  •  для архаического общества была характерна высокая степень включенности человека в мир природы, субъект-объектная неразделенность с ней, наличие как прагматического, так и ярко выраженного непрагматического интереса к природному окружению;
  •  в античности начинает складываться противостояние человека природе;
  •  становление техногенной (западной) цивилизации в Новое время делает такой тип отношений основополагающим.

Конец ХХ – начало ХХI в. характеризуется поиском новых ориентиров в отношении человека к природе, они представлены в концепциях:

  •  универсальной этики (природа наиболее совершенное и наделенное духовными качествами сущее, в котором воплощены принципы жизнедеятельности всего живого и разумного, в этическом плане нет принципиальной разницы между человеком и другими живыми существами;
  •  инвайронментального (англ. environment – окружающая среда) консерватизма (принцип коэволюции человека и природы, отвергается господство человека над природой, подчеркивается ответственность человека за происходящее в окружающем его мире, необходимость диалога с природой).




1. Менеджмент. Курс лекций
2. Реферат- Источники гражданского права
3. либо Ничто Воображаемое путешествие в начало времени к началу мироздания и к вопросу разумного замысла
4. соцпакета Выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами Дополнительное ежемесячное материально
5.  СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО [0
6. Асн жанры і стылі арыгін старабел літры
7. Описание технологического процесса изготовления печатной платы Разработка конструкции печатного узла
8. проекция предмета на плоскость экрана
9. 1Научное знание представляет собой сложную систему в которую включена разнообразная научная информация
10. Иностранные товарне знаки
11. Розробка многоконтурной системи автоматичного керування шахтними котельними установками
12. тематизировать свои знания
13. прежнему боятся спада
14. Джордж Оруэлл
15. Вот здесь гостинная вот здесь столовая вот здесь сигарная.
16. Любая бентфункция имеет четное число переменных и Доказательство
17. 040102 Біологія Факультет природничий Кафедра ботаніки Укладач- кандидати біологічних наук доцент Гар
18. ТЕМА 10 УЧЕНИК КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ 10
19. Соотношение церкви и государства
20. БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НИУ БелГУ