Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Тема- Философия природы 2 часа Понятие природы в философии и науке Природа как саморазвивающаяся

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10


Тема: Философия природы (2 часа)

  1.  Понятие природы в философии и науке
  2.  Природа как саморазвивающаяся система: физико-космологическая и биогеохимическая стратегии научного исследования природы
  3.  Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания
  4.  Биосфера и закономерности ее существования
  5.  Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. Проблема устойчивого развития системы "общество-природа"

В широком смысле  понятие природы обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений.

В своем содержании оно совпадает с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.

В философии истоки понятия природы связывают с древнегреческим термином "фюсис", имеющим целый спектр значений:

  •  органическое произрастание;
  •  рост и выросшее в процессе этого роста;
  •  процесс, рассматриваемый в целом.

Анализ Аристотелем понятия фюсис привел его к набору определений природы – от понимания ее как возникновения того, что растет, до всякой сущности вообще, включая и сущность искусственных вещей. В результате природа понимается как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им определенность.

В Новое время природа обозначается латинским термином natura (натура), который используется в таких смыслах, как мир, миропорядок, Вселенная и др.

С этого периода преобладающим смыслом понятия природы становится ее статус как объекта естествознания.

Современное понятие природы содержит в снятом виде все первоначальные многочисленные смыслы и оттенки.

Образ природы задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о природной среде и способах ее освоения.

Греческая философская традиция была ориентирована на умозрительное познание природы как целостности. Физика вплоть до И. Ньютона называлась натуральной философией. В естественнонаучных работах излагались фундаментальные принципы физического познания природы.

Именно в эту эпоху под усиливающимся влиянием естествознания достигает вершин философия природы (натурфилософия), ориентирующаяся на фундаментальную науку как свой  эталон.

Динамика образов природы в классической и неклассической науке: 

  •  в классической науке научная картина природы строилась на принципах объективности, мир виделся как совокупность объектов; как закрытый, линейный и конечный, преобладал дискурсивный, логический, линейный тип мышления;
  •  во второй половине ХХ в. оформляется синергетическая парадигма (Г. Хакен, В. Эбелинг, И. Пригожин, С.П. Курдюмов), формируется особый стиль мышления, базирующийся на принципах системности (целостности) мира и общности закономерностей развития объектов всех уровней организации.

Ключевые идеи синергетики:

  •  самоорганизация;
  •  открытые системы (обменивающиеся с окружающей средой энергией, веществом и информацией);
  •  нелинейность.

Классическая наука (Ньютон, Лаплас) мировые процессы представляла как обратимые во времени, предсказуемые и однолинейные, исключающие любые отклонения.

Синергетическое видение мира основано на идее многовариантности, альтернативности и необратимости путей эволюции.  Синергетика исследует общие механизмы самоорганизации природных и социальных процессов, переход от хаоса к порядку и обратно, указывает на творческую, конструктивную роль случайности в процессах самоорганизации.

Вселенная предстает как иерархически организованное сложное динамическое единство, что позволяет рассматривать любые типы объектов как исторически развивающиеся; обнаруживает нелинейный тип детерминизма.

Ведущей идеей становится принцип процессуальности, когда природный мир видится в череде событий как многомерный, открытый, бесконечный. Востребован новый тип мышления – вероятностный, статистический, открытый для вненаучного знания. Синергетическое мировидение соединяет в себе два способа постижения мира – восточное образно-интуитивное и западное логико-вербальное.

Общим основанием естественнонаучного изучения природы на современном этапе становится принцип глобального (универсального) эволюционизма, объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни.

Основной вклад в реализацию этого проекта вносят физико-космологические, биогеохимические и социально-экологические научные дисциплины.

В формировании образа природы как саморазвивающейся системы определяющую роль играют три важнейших направления в современном научном познании:

  •  теория нестационарной Вселенной;
  •  синергетика;
  •  теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.

Теория нестационарной Вселенной возникла в результате революции в астрономии в начале ХХ в. Первой версией этой теории стала концепция расширяющейся Вселенной, благодаря которой в научный обиход вошли представления о космической эволюции, начавшейся примерно 15-20 млрд. лет назад.

В середине ХХ в. появляется теория раздувающейся Вселенной, которая установила взаимосвязь между эволюционными процессами в мега- и микромире.

Дальнейшее развитие космологических исследований привело к становлению в 80-е гг. ХХ в. космомикрофизики, синтезирующей космологию и физику высоких энергий. Эта отрасль современного знания ведет поиск единого подхода к описанию процессов, происходящих на разных уровнях организации материи  (от ядер атомов до звезд и планет) и тем самым способствует созданию непротиворечивой модели самоорганизации Универсума.

Синергетика является современной теорией самоорганизации. Подходы синергетики могут быть распространены на рассмотрение любых самоорганизующихся систем, включающих в себя многие подсистемы (электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, органы, сложные многоклеточные организмы, люди, сообщества людей и т.д.). Благодаря синергетике, самоорганизация, включающая все процессы самоструктурирования, саморегуляции, самовоспроизведения, начинает рассматриваться как одно из основных свойств Универсума.

Огромную роль в разработке эволюционных идей сыграл концептуальный аппарат биологии.

В 20-е гг. ХХ в. в биологии формируется новое направление эволюционного учения – учение об эволюции биосферы  и ноосферы. Его становление связано с именем ученого-естествоиспытателя В.И. Вернадского, заложившего основы нового научного направления – биогеохимии.  

По В.И. Вернадскому, биосфера представляет собой особое геологическое тело, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и космоса. Она является результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями.

Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу, а возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил.

Жизнь предстает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в качестве особой составляющей в космическую эволюцию.

 

На рубеже ХIХ-ХХ вв., благодаря развитию естествознания, возникает общенаучная картина природы как саморазвивающейся системы. Она становится фундаментальной исследовательской программой науки на этапе интенсивного междисциплинарного синтеза знаний.

Природа как среда обитания подразделяются на естественную и искусственную. 

Аристотель отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. Естественное ассоциируется с природой (гео- и биосферой), а искусственное – с различными сферами деятельности человека и социальной организацией его жизни (социо-, антропо-, техносферой).

В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял: 

  •  естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т.д.);  
  •  естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергию ветра, пара и т.д.).

Согласно К. Марксу, искусственная среда обитания человека ("вторая природа", "неорганическое тело цивилизации") создается в результате материально-преобразующей деятельности.  

В объем данного понятия включается все, что произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведенные путем селекции, генной инженерии и т.п.

Термин "биосфера" впервые употреблен в 1904 г. французским ученым Ж. Ламарком для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. 

В конце ХIХ в. его использовали австрийский геолог Э. Зюсс и немецкий ученый И. Вальтер практически в том же значении, что и Ламарк.

Современное толкование понятия:

  •  совокупность всех организмов;
  •  область современной жизни;
  •  особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания;
  •  результат исторического взаимодействия живого и неживого.

Современные представления о биосфере и закономерностях ее развития основываются на классических представлениях В. Вернадского и его последователей, а также позднейших исследователей (Н. Моисеев и др.).

Уровни организации биосферы:  

  •  молекулярный;
  •  клеточный;
  •  тканевой;
  •  организменный;
  •  популяционный;  
  •  биогеоценотический.

Природная динамика биосферы:

  •  морфологические изменения усложняют ее структурную организацию;
  •  увеличивается видовое разнообразие живых существ;
  •  при сохранении прогрессивной направленности ее развития нарастает устойчивость биосферы;
  •  наблюдается общая миниатюризация форм жизни.

Философский смысл понятие биосферы получило у В. Вернадского, который ввел термин "живое вещество" (совокупность населяющих Землю организмов), а биосферой стал называть всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере существует пленка жизни с максимальной концентрацией живого вещества.

Между неживыми природными телами и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванном живым веществом.

Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее.

Неживое вещество доминирует в структуре биосферы.

Появление человеческой жизни в биосфере вносит изменения в ее динамику:

  •  живые организмы взаимодействуют пищевыми цепями и в результате изменяют живое вещество в энергию биосферы;
  •  человек включается в связи с ней на основе трудовой деятельности.

Вначале человек осуществил биосферную "технологию" (находил в природе готовые жизненные средства), а затем производство привело к новой форме отношений человека с биосферой – он начал создавать культурную биогеохимическую энергию (земледелие, скотоводство).

Деятельность человека по изменению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы, который должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние – ноосферу. 

Понятие ноосферы (греч. noos – разум, sphaira – шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г.

Данный термин встречается и в концепции "христианского эволюционизма" французского естествоиспытателя и мистика П. Тейяра де Шардена и обозначает часть природы, представляющую собой чисто духовное явление, т.е. "мыслящий пласт", разворачивающийся над миром растений и животных – вне биосферы и над ней.

Ноосфера у В. Вернадского – качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом.

В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии.     

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, которая должна была выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. Н. Тимофеев-Ресовский. С тех пор эта тема становится ключевой в понимании природы  человека и в определении судеб человечества (Н. Моисеев).

Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы.

Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете.

В начале ХХ в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как индивидуума, так и общества.

Развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере.

Этосфера – область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

Цель стратегии устойчивого развития системы "общество-природа" – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного социоприродного развития.

Ее реализация состоит в согласовании задач социально-экономического развития, сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений.

Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития. В Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический императив, обеспечивающий переход от принципа "реагирования и исправления" к принципу "активной профилактики", что призвано способствовать положительной динамике изменения важнейших взаимосвязанных показателей в триаде "человек-хозяйство-природа".

На современном этапе общественного развития характер отношений в системе "человек-природа-общество" актуализирует экологическую проблему. Сегодня она воплощается в проблему будущего всего человечества и входит в число "глобальных проблем".

Характер отношения человека к природе в разные исторические эпохи складывался по-разному:

  •  для архаического общества была характерна высокая степень включенности человека в мир природы, субъект-объектная неразделенность с ней, наличие как прагматического, так и ярко выраженного непрагматического интереса к природному окружению;
  •  в античности начинает складываться противостояние человека природе;
  •  становление техногенной (западной) цивилизации в Новое время делает такой тип отношений основополагающим.

Конец ХХ – начало ХХI в. характеризуется поиском новых ориентиров в отношении человека к природе, они представлены в концепциях:

  •  универсальной этики (природа наиболее совершенное и наделенное духовными качествами сущее, в котором воплощены принципы жизнедеятельности всего живого и разумного, в этическом плане нет принципиальной разницы между человеком и другими живыми существами;
  •  инвайронментального (англ. environment – окружающая среда) консерватизма (принцип коэволюции человека и природы, отвергается господство человека над природой, подчеркивается ответственность человека за происходящее в окружающем его мире, необходимость диалога с природой).




1.  Общие сведения Отрицание- Я не был там
2. рефератов для студентов
3. I love you Подумаю мельком
4. Волны, фотоны, кванты
5. Государственный университет управления Институт информационных систем управления Кафедра информац
6. Таможенное право для специальности 030501 юриспруденция 9 семестр ОФО ЗФО Сущность и содержани
7. под влиянием художественной культуры Ближнего Востока
8. Информационные системы в экономике
9. технологии это - совокупность методов анализа проектирования разработки и сопровождения АИС с максимал
10. . Тип турбины по ГОСТ 361876 К1000603000I Мощность номинальнаямаксимальная ~ 10001062 МВт Отметка обслуживания ~ 15
11. модуль Напрям підготовки 6
12. Реферат- Растения 21 века
13. единою судьбой Мы связаны навек друг мой
14. Введение в теорию социальной самоорганизации
15. Процессы в паровых машинах и паровых турбинах Поршневые паровые машины являются как известно старейшими
16. Политология 1 В каком году была создана Международная ассоциация политической науки 1949 1945 1946
17. конспект лекций для студентов по дисциплине Налоги и налогообложение
18. Бухгалтерский финансовый учет
19. Лингво-концептуальные особенности проявления импликации
20. у тій частині світу яку ми вважаємо найбільш розвинутою і на яку сьогодні орієнтуємося було розгортання