Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Савинский детский сад Карагайского района Пермского края Конспект практического за

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10


Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Савинский детский сад»

Карагайского района Пермского края

Конспект практического занятия с родителями
«Особенности возраста. Кризис трех лет»

подготовила

педагог-психолог

Щипицина Марина Ивановна

д. Савино

2013

Практическое занятие

«Особенности возраста. Кризис трех лет»

(для родителей детей младшей группы)

Цель: познакомить родителей с особенностями возраста детей, особенностями проявления кризиса 3 лет, обсудить возможные пути выхода из трудных ситуаций, расширить представления участников о вариативности способов общения с ребенком.

  1.  Приветствие.

 «Игра клубочек». Каждый участник представляет себя и говорит комплимент своему соседу.

2. Основная часть

а) Информационный блок

Ведущий предоставляет информацию о возрастных особенностях детей, особенностях проявления кризиса 3 лет, методах развития и воспитания ребенка, общения с ним. Психолог раздает родителям индивидуальные памятки – «Возрастные особенности детей», «Что же это за кризис и как реагировать взрослым на его прояв-
ления?».

б) Практический блок

В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг пре-
вращается из розовощекого, очаровательного карапуза с пухлыми
ручками и ножками в самостоятельного и независимого человечка.
Как правило, такие изменения происходят в 3 года. Психологи
называют этот сложный период кризисом трех лет.

Если родители его заметили и поняли, что пора перестроиться
и изменить прежнее отношение к ребенку, этот период может
пройти достаточно гладко и безболезненно. В случае, когда между
родителями и ребенком теплые, дружеские отношения, в семье
царит доброжелательная атмосфера, родители даже удивятся, если
им кто-то скажет, что их ребенок находится на сложном этапе
развития.

Но если родители не осознали, что прежние методы общения
с ребенком уже неактуальны на новом возрастном этапе, тот может
превратиться в совершенно неуправляемого маленького упрямца,
который видит свою главную задачу в том, чтобы противоречить
окружающим и капризничать.

Упражнение «Словарь оценок»

Инструкция. Ведущий предлагает родителям подумать, какие слова и фразы они употребляют для положительной и отрицательной оценки детей. Все предложенные фразы и слова записываются.

Упражнение «Оцени товарища»

Цели: подвести участников к выводу об ограниченности споров, с помощью которых оценивается поведение ребенка.

Инструкция. В течение 40 с каждому участнику предлагается выполнить задания:

слепить корову;

выучить наизусть стихотворение;

сложить узор.

Далее участники с помощью «Словаря оценок» оценивают свои работы.

Проводится обсуждение, в ходе которого выявляется ограниченность выражений «Словаря оценок», родители приходят к пониманию невозможности с их помощью дать содержательную информацию о результатах работы.

Мини-лекция «Правила обратной связи "Ты-сообщение"»

Цель: познакомить участников с методом «Ты-сообщение», позволяющим оценить поведение ребенка.

Объяснение. Родителям предлагается схема оценки поведения ребенка (рис. 1).

Рис.1

Пример: «Ты хорошо нарисовал небо и облака, а здесь ты провел неровные линии и дом у тебя получился немного кривым. Зато вокруг у тебя вышла очень красивая трава».

Упражнение «Оцени товарища»

Цель: закрепить умение оценивать поведение ребенка по «правилам обратной связи».

Инструкция. Ведущий обращается к участникам: «Что делать, когда ребенок ведет себя неприемлемо, нарушает правила поведения? Как реагировать в этой ситуации?»

Родители приводят примеры таких ситуаций и дают оценку поведения ребенка, используя «Правила обратной связи. "Ты-сообщение".

Упражнение  «Ситуация»

Цели: воспроизвести предложенные ситуации и оценить поведение ребенка; поделиться своими ощущениями с участниками.

Инструкция. Ведущий предлагает родителям ситуации:

-  во время вашего разговора с подругой ребенок тянет вас за руку, ноет, перебивает, пытается привлечь ваше внимание;

- ребенок плюнул в бабушку;

падает на пол и кричит;

назвал маму «дурой».

Участники обсуждают актуальность ситуаций, рассказывают о
своих
чувствах и реакции.

Мини - лекция
«Правила обратной связи "Я-сообщение"'»

Цель: познакомить участников с методом «Я-сообщение», позволяющим оценить поведение ребенка.

Объяснение. Родителям предлагается схема оценки поведения ребенка (рис. 2).

Пример: «Я расстраиваюсь, когда разбрасывают игрушки, потому что на них можно наступить и сломать».

Рис.2

Упражнение «Ситуация»

См. упражнение ранее.

Упражнение «Зонтик»

Цель: дать участникам возможность поразмышлять над проблемой установления запретов, их целесообразностью и формой предъявления.

Инструкция. Участникам предлагается составить список необходимых, обоснованных и целесообразных для соблюдения детьми (в семье, детском саду) правил поведения. Список правил оформляется в виде «Зонтика правил».

После этого предлагается подумать над формой предъявления правила: заменить «нельзя» на «можно».

В заключение занятия подводятся итоги, участники обмениваются мнениями. Родителям раздаются памятки.


Приложение 1

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗРАСТА
Первая младшая группа
2  3 года

  •  До пяти лет все основные психические процессы ребенка -
    внимание, память, мышление  носят непроизвольный характер.

Это означает, что малыш не может управлять ими по собствен-
ному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить  обращает внимание на то, что само
повлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается.

  •  Ребенок 2  3 лет очень эмоционален, однако его эмоции не-
    постоянны. Малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая
     стимуляция — игры со взрослым, которые включают ритмичное
    покачивание, подбрасывание, поглаживание и т. п. Такими игра-
    ми изобилует народная традиция пестования детей.
  •  Для детей 2  3 лет характерны низкие пороги сенсорной чувствительности, у них еще недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма.

Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то
болит, его беспокоит давление обуви, теснота пояса колгот или
брюк, резинка слишком стянула волосы, раздражение кожи от
соприкосновения с шерстью и т. п.

  •  Общение у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание родителя или педагога, иметь индивидуальный контакт с ним. Обучение в этом возрасте происходит и на собственном
    практическом опыте, и на основе подражания приятному взрос-
    лому; При этом ребенок подражает всему, что делает взрослым,—
    и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному.
  •  Сверстник еще не представляет для такого малыша особого
    интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Дети
    играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок
    завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю, другой ребенок наступил мне на ногу, пролил компот на скатерть и т.п.  
  •  Малыш 2-3 лет может не понимать разницу между живым и неживым и разобрать на части  живую бабочку так же, как он это делает, с плассмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением
    взрослого к разным объектам.
  •  Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-
    действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно и ведущим типом игры является пред-
    метно-манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать
    интересную развивающую среду и предоставить детям время и 
    свободу деятельности в ней. Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конст-
    руирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобрази-
    тельное искусство.

Приложение 2

«Что же это за кризис и как реагировать взрослым на его прояв-
ления?»

Негативизм. Многие родители жалуются на своих детей, которые
вдруг стали делать все наперекор взрослому. Вот пример:

Дима сидит за столом и обедает. Он уронил ложку и слез со стула,
чтобы поднять ее. Он уже наклонился и дотянулся до ложки, но тут
мама говорит: «Дима, подними ложку!» Мальчик тут же опять
садится на стул и отвечает: «Не буду».

Дима здесь поступил против своего желания и наперекор взрос-
лому, его просьбе.

Проявление негативизма в поведении ребенка отличается от обычного непослушания. Бывает, что малыш отказывается выполнить просьбу мамы или папы только потому, что он занят в это время
чем-то другим. В данном случае мама не должна была спешить
с замечанием, а дать возможность сыну самому справиться с возникшей ситуацией.

А вот другой пример:

Мама зовет Гришу ужинать, а он все не идет за стол, так как в это
время строит гараж из кубиков для своей любимой машины.

В данном случае мы имеем дело не с негативизмом, а с непослушанием. Малыш противится не конкретно маме и ее просьбе,
а именно содержанию просьбы. Негативизм же адресован непосредственно какому-либо человеку.

Иногда взрослый, сам того не желая, может провоцировать
вспышки негативизма. Всякий раз, когда мама, папа или воспитатель отдают резкий приказ («Давай быстрее!», «Не ори!»), ребенок,
остро переживающий кризисный период, скорее всего, так же резко
ответит: «Не буду!», «Сам не ори!»

Упрямство. Эту особенность отмечают многие родители, причем
большинство из них не знает, как перебороть малыша в этом случае.

Если ребенок упрямится, он будет долго настаивать на чем-ни-
будь только потому, что он так сказал, он так потребовал, а вовсе
не потому, что ему очень этого хочется,

Взрослые, которые находятся рядом с ребенком в такой момент,
должны научить малыша, как надо поступить в этом случае,
а не загонять его в угол своими требованиями.

Строптивость. В отличие от негативизма она направлена не на чело-
века, а против прежнего образа жизни, против тех правил, которые
были в жизни ребенка до трех лет. Авторитарное воспитание в семье,
когда родители часто используют приказы и запреты, способствует
яркому проявлению строптивости.

Очень часто родители трехлетних детей жалуются на то, что ребе-
нок вдруг начинает проявлять свою самостоятельность. Он кричит, что сам завяжет шнурки, сам нальет в тарелку суп, сам
перейдет через дорогу. Родители в зависимости от ситуации, от индивидуальных особенностей ребенка, от семейных традиций могут решать проблему разными способами:
отвлечь его, уговорить, позволить действовать самостоятельно.
Но, если это действие опасно для жизни и здоровья малыша, взрослые могут твердо запретить ему делать самостоятельно что-либо:
переходить дорогу, включать газ и т.п.

Обесценивание. Бывает, что ребенок в период кризиса трех
лет часто ссорится со всеми в доме, находясь с окружающими
в состоянии войны. Именно в этом возрасте малышу свойствен-
но обесценивание: вдруг обесцениваются старые привязанности
к вещам, к людям, к игрушкам. Например, ребенок может забросить еще недавно обожаемую им игрушку. Кроме того, к ужасу
родителей, может начать употреблять бранные слова.

Родителям следует быть терпеливыми, стараться не замечать
внезапных изменений, своим примером показывать правильное
и сдержанное поведение и постараться найти новые интересные
занятия для малыша.

Список использованной литературы

  1.   Л.Н.Попова, М.Н.Гонтаревская, М.О.Киселева.  Детско-родительский клуб «веселая семейка». – М.: ТЦ Сфера
  2.  С.В.Терпигорьева. Практические семинары для педагогов. – Волгоград: Учитель.
  3.  Н.А.Рогалева. Психологический клуб для родителей в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003»




1. Андре Жид
2. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата сільськогосподарських наук2
3. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата мистецтвознавства Одес
4. ТАЛАНТ2014 25 января 2014 г г
5. Международные отношения после Второй мировой войны
6. либо промежуток времени или нужно определить уровень явления на будущее т
7. Право власності на землю в Запорозьській Січі
8. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Київ ~1
9. Особенности композиции рассказа Чехова
10. Нормативное выражение процессуального статуса следовател
11. на тему- О правилах этикета
12. Гендерные особенности рекламы на предприятиях сферы сервиса1
13. 40 реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук
14. ый билет Преимущества и недостатки рынка
15. Александр Солженицын в зазеркалье каратаевщины
16. е всегда поскольку это является установлением АЛЛАhа относительно ныне живущих и уже ушедших
17. Архитектура, орнаментальное и изобразительное искусство при саманидах в Мавераннахре
18. Человек Сколько раз мы убегали от самих себя чтобы раствориться в весенних дождях нашего бездонного город
19. Реферат по курсу современной экономической теории- ldquo;ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДАrdquo;
20. Владимир Галактионович Короленко (Доклад