познавательной деятельности
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10
Тест 9.
Продуктами субъективного творчества в учебной деятельности учащихся являются такие личностные новообразования, как:
- способность открытия нового знания;
- появление новых мотивов, целей учебной деятельности;
- владение новыми (для личности) способами деятельности;
- импровизационность как способность внезапно принять решение;
- расширение поля интеллектуальной активности;
- креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.
В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:
- выражает активно-преобразовательное отношение к миру;
- интегрирует личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;
- выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;
- объективирует собственную индивидуальность для Другого;
- реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;
- защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.
Творчески направленной личности присущи такие качества, как:
- активно-преобразовательное отношение к миру;
- чувствительность к проблеме;
- чувство новизны;
- жажда познания;
- способность разрешать противоречия по принципу целесообразности и оптимальности.
К тормозящим формирование и проявление творческой личности факторам относят:
позицию маститых представителей сферы творчества, которые противятся идеям молодых;
соперничающие школы (группы), отрицающие у своих противников все достоинства, в том числе и новые идеи;
штампы, стандарты, запрещающие выход за пределы нормы;
информационную перегрузку людей;
механизацию труда, которая сводит его к повторяющимся, типичным действиям.
Задание 4.
Компоненты учебно-творческой деятельности учащихся: 1,4,8,11,14,16.
эвристики: прием завышения оценки удачного способа решения задачи, брейнсторминг («мозговой штурм»), проблемно-диалоговое, индивидуализированное обучение, прием «остранения» (выявление странного, необычного в ранее общепринятом и понятном).
эвристические методы: «мозговая атака», «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики.
Основными составляющими опыта учебно-творческой деятельности, формирующегося в процессе образования и направленного на развитие нестандартного мышления учащегося, являются:
- Самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию.
- Обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации.
- Установление целостной структуры объекта.
- Видение новой функции объекта.
- Разработка и учет альтернатив при решении проблемы.
- Комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы.