Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ ДОКУМЕНТА. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ.html

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-01-17

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

   


Министерство культуры Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Башкортостан

Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций

РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ ДОКУМЕНТА. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ

ДОКЛАД

по дисциплине «Редактирование служебных документов»

Выполнила: А.Э. Корнилова

студентка группы Д-41

Проверила: преподаватель

Р.Р. Насырова

2014

Содержание

Введение

1. Требования к композиции документа. Рубрикация

2. Логические основы редактирования

2.1 Основные законы логики

2.2 Логические ошибки в доказательствах и определениях

2.3 Виды и техника правки текстов

2.4 Правка текста. Виды

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Термин композиция имеет различные толкования. При этом к основному, родовому термину композиция могут присоединяться различные определители: реквизитная композиция, смысловая композиция, информационная композиция и пр. Но введение подобных терминов не снимает неопределенности, даже для документов официально-делового стиля, в отношение которых действуют ограничения или даже строгие предписания, обусловленные требованиями стандартизации, устоявшиеся закрепленные или незакрепленные правила. Чем выше степень закрепленности внутридокументной позиции словесных формулировок и чем жестче ограничения их лексико-фразеологического состава, тем ближе документ к тому, что называется бланком.

В узком смысле композиционная (логическая) структура текста документа - последовательность логически взаимосвязанных смысловых частей, объединенных единством темы или предмета.

Тексты конкретных документов составляются по устойчивым, выработанным практикой документирования композиционным схемам, определяющим состав смысловых частей текста документа, индивидуальным для каждого вида документа или его разновидностей.

Тексты писем обычно состоят из 3-х частей: введения, в котором излагаются цели, задачи, причины составления документа или дается ссылка на какой-либо другой документ; изложения, где приводятся цифры, факты и доводы; заключения, содержащего суть вопроса, т.е. предложения, распоряжения или просьбы.

Первые две части или одна из них могут отсутствовать, но заключение - обязательная часть любого текста документа.

Особенности содержания документа, цели его издания могут в определенной степени влиять на композиционную структуру текста, вызывая необходимость отступления от заданных схем. Например, возможны распорядительные документы (приказы, распоряжения) без обоснования, письма - без введения и изложения и др. Структура и оформление текста документа зависят от вида документа и его принадлежности к той или иной системе документации.

1.Требования к композиции документа. Рубрикация

Композиция – в известной степени пространственная характеристика текста. Расположение долей информации, отвечающее требованиям коммуникативной задачи и определенным формальным требованиям, делает эту характеристику многозначной. Мы должны решить две, по крайней мере, задачи: что нужно и можно сказать в этом документе (определение смысла документа), и как это можно сказать, чтобы документ имел соответствующий статус. Обе задачи связаны с определением единиц, формирующими заданный текст. В число единиц, безусловно, войдут предложения, специфика которых в официально-деловом стиле – наличие большого количества устойчивых словосочетаний как опорных конструкций. Эти устойчивые словосочетания определяют композиционный каркас текста, его модальность и тональность.

В составе деловых документов отчетливо определяются границы между группами предложений, выполняющими определенную законченную функционально-смысловую роль. Микроконтекст с завершенной мыслью и направленностью, как компонент смысловой структуры документа, имеет различные наименования: «Сложное синтаксическое целое, сверхфразовое единство, компонент, прозаическая строфа» и др. Используя далее термин «сверхфразовое единство», заметим, что в текстах официально-делового стиля сложность предложений в коммуникативном отношении делает их эквивалентными сверхфразовым единствам. Прежде всего, в связи с рассмотрением сверхфразовых единств возникает проблема рубрикации – выделения в тексте документа составных частей.

Кроме точки – знака окончания предложения, очевидным способом внешнего выражения композиционной структуры текста будет использование абзаца. Так как сплошной текст тяжело воспринимается, его обычно разделяют на абзацы.  Абзац – это простейшая рубрика, отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Словом «абзац» также обозначают часть текста между двумя такими отступами. Абзац служит показателем перехода от одной мысли к другой. Разделение текста на абзацы позволяет читателю делать небольшие остановки перед дальнейшим чтением, мысленно возвращаться к прочитанному.

Абзац позволяет зрительно выделять тематически и логически тесно взаимосвязанную совокупность предложений. Абзацы играют роль ступеней, по которым развивается мысль исследователя, поэтому в рамках одного параграфа или главы (при отсутствии параграфов) они должны быть последовательно связаны друг с другом по смыслу. Количество предложений в абзаце может широко варьироваться в зависимости от сложности раскрываемой мысли.

Абзац может состоять из одного предложения, если ему придается особенная важность, а может и из нескольких, если они последовательно раскрывают одну и ту же сложную мысль. Однако абзац является внутренне замкнутой смысловой единицей.

Логическому структурированию работы в большей степени способствует деление ее на главы, параграфы и другие части. Главы должны соотноситься с темой работы как часть и целое и, как правило, соответствуют поставленным исследователем задачам. Параграфы каждой главы также должны соотноситься с ней как часть и целое.

При разбивке текста на главы и параграфы необходимо соблюдать следующие правила:

1.  Делимое должно быть равно сумме его частей. В этом случае по своему смысловому содержанию тема исследования кажется шире общего объема составляющих ее частей – глав. Возможна и другая ошибка, когда тема уже общего объема составных элементов.

2.  Принцип деления должен быть един для всех частей. В этом случае члены деления будут частично совпадать друг с другом из-за смешения принципов классификации.

3.  Члены деления не должны соотноситься между собой как часть и целое.

4.  Непрерывность деления. В процессе деления нельзя перескакивать через ближайшие виды деления.

Эти более крупные по сравнению с абзацами рубрики (часть, раздел, глава, параграф) обозначаются римскими или арабскими цифрами и именуются.

Например:

1. Общие положения.

2. Обязанности.

3. Права.

При разделении текста на рубрики каждая составная часть, соответствующая понятиям пункта и подпункта, получает свой номер (допускается арабская нумерация или буквенная), после которого ставится точка. Номер каждой составной части включает все номера соответствующих составных частей более высоких ступеней деления (1.1.;2.1.;3.1. и т.д.).

При дальнейшем дроблении текста на подпункты количество знаков, обозначающих нумерацию, будет увеличиваться (1.1.1.; 1.1.2.; 2.1.1.; 2.1.2. и т.д.). Нумерация подчеркивает необходимость самостоятельного рассмотрения каждого из нумеруемых элементов перечисления. Выбор того или иного варианта нумерации зависит от содержания текста, его объема, состава и т.д. В простейших случаях используются только однотипные знаки – обычно арабские цифры или строчные буквы. Тексты сложного состава нередко требуют и абзацного членения, и нумерации.

Важным средством рубрикации являются также заголовки и подзаголовки. Заглавие всегда является структурной частью текста. Разделы должны иметь заголовки. Подразделы могут иметь их при необходимости.

В заголовках не допускается переноса слов, применения римских цифр, математических знаков и греческих букв. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой.

Заголовки глав и параграфов должны точно соответствовать содержащейся в них смысловой информации. В связи с этим, в заголовках нежелательными являются:

- слова, не проясняющие смысл заголовка;

- узкоспециальные термины;

- слова местного характера без разъяснения;

- сокращенные слова и аббревиатуры.

Заголовок должен отражать информацию, содержащуюся в тексте, поэтому нежелательны слишком короткие заголовки. Другой крайностью являются слишком объемные заголовки, затрудняющие смысловое восприятие. Наконец, заголовок должен соответствовать содержанию, быть кратким, недвузначным и непротиворечивым.

1.1 Композиционная структура текста документа

Слово композиция восходит к латинскому composition, которое означает «составление, сочинение». То есть, под композицией понимается построение документа, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему тексту как единому целому. Когда говорится о композиции документа, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части текста, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему документу.

   Организация материала, расположение всех частей документа определяются замыслом автора, содержанием документа. Если соотношение частей документа нарушается, то эффективность текста снижается, а иногда сводится к нулю. Следовательно, приступая к работе над композицией документа, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план.

    Для деловых документов вообще установить единую структуру композиционных составляющих вряд ли возможно. Конечно и для текста, относящегося к официально-деловому стилю, справедливо утверждение о том, что «правильно построенный текст – это такое единство предложений, которое направлено на выполнение определенных стратегических и тактических задач общения», но текст официально-делового стиля «обрастает» таким множеством условных решений, связанных с текстовой позицией того или иного составляющего, что говорить о «правильном» построении можно лишь как о проявлении логики в вербализации той части документа, которая предполагает не составление, а сочинение текста.

Скажем, при подготовке такого документа, как заявление, заданы позиции адресата, адресанта, названия документа, завершающих реквизитов, а суть просьбы и обоснования в их речевом изложении потребуют при переходе от замысла к тексту координации соответствующих фрагментов относительно друг друга. По мнению лингвистов, большинство текстов в композиционном отношении состоит из трех частей: вступления (зачина), основной части и концовки.

Вступление (зачин) обычно выражает ключевую мысль высказывания. В системе текста это наиболее самостоятельное, наиболее значимое предложение или предложения. Функция введения новой мысли не позволяет зачину иметь в своем составе слова-заменители (местоимения или местоименные наречия) или представлять собой неполные предложения. Все его члены, как правило, выражены лексически полнозначными словами. Поскольку зачин выражает новую мысль, он как бы синтаксически открыт, незамкнут, он как бы приглашает продолжить чтение и посмотреть, как развернется, раскроется та мысль, которая подана в нем в сконцентрированном виде. Зачин группирует вокруг себя все остальные предложения, которые в какой-то степени зависят от него. Однако самостоятельность зачина относительна: он не только формирует текст, подчиняя себе все последующие предложения, но и сам зависит от них, поскольку они опираются на него и развивают его мысль.

Далее идет основная часть, которая состоит из законченных предложений, связанных между собой и с зачином цепной или параллельной связью. Композиция этой части должна быть продуманной.

Существуют различные конструктивные приёмы организации текста в основной его части. Изложение может быть ступенчатым (автор последовательно переходит от одного аспекта темы к другому) и концентрическим (на протяжении всего текста автор несколько раз возвращается к сказанному, но на новом уровне).

Замыкает текст концовка. Она выражает вывод, подводит итог тому, что было сказано ранее. Часто концовка представляет собой обобщающее предложение с обобщающим словом. Здесь могут быть и вводные слова, указывающие на законченность, завершенность, полную исчерпанность мысли (наконец, итак, следовательно, таким образом, одним словом и т. д.). Существуют и другие грамматические средства оформления концовки, например союз и, который может открывать последнее предложение текста или замыкать в нем ряд однородных членов.

2. Логические основы редактирования

       2.1 Основные законы логики

Закон тождества – предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным.

Закон противоречия – не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых – что либо утверждает о предмете, а другое отрицает то же самое, о том же предмете, в то же самое время.

Закон исключенного третьего – если имеются два противоречащих одно другому суждения о предмете, то одно из них обязательно истинно, другое ложно, а третьего не дано.

Закон достаточного основания – для того, чтобы признать суждение о предмете истинным, должны быть указаны достаточные основания.

        2.2 Логические ошибки в доказательствах и определениях

Доказательство – логическое действие, в процессе которого истинность какого-либо утверждения обосновывается суждения, безусловно истинными или представляющимися бесспорными.

В доказательстве можно выделить тезис, т.е. положение, которое доказывается, и аргументы, те суждения, которые должны подтвердить выдвигаемое положение.

      Требования к доказательствам:

тезис и аргументы должны быть суждениями ясными, точно сформулированными;

в ходе доказательства тезис должен оставаться неизменным;

тезис и аргументы не должны быть суждениями, внутренние противоречивыми

в качестве аргументов следует использовать положения, истинность которых не вызывает сомнения

доказательства должно быть полным, достаточным.

        2.3 Виды и техника правки текстов

Этапы работы над текстом

Первое чтение

Проверка фактического материала

Проверка текста

Перепечатка текста

Виды правки текстов:

правка-вычитка – сличение перепечатанного или набранного на компьютере текста с отредактированным, встроенным выверенным вариантом

правка-сокращение – устранение из текста длинного, малосущественного материала

правка-переделка – применяются в тех случаях, когда автор текста плохо владеет литературной речью и неумело выражает свои мысли

правка-обработка – комплексный вид правки включает

а) отбор и анализ фактического материала

б) улучшение композиции рукописи

в) языковая правка

г) проверка правильности внешнего оформления рукописи

    2.4 Правка текста. Виды

    Правка
 — один из способов и основных средств реализации творческой деятельности редактора. Основные задачи правки — устранить ошибки, сохранившиеся после авторской доработки, неточности языка и стиля, почетности в использовании фактического материала; добиться четкости и ясности композиционного построения рукописи; провести ее редакционно-техническую обработку.
Практика показала, что существуют некоторые правила исправления текста редактором. Они заключаются в следующем;

1.поправка будет верной лишь тогда, когда ее необходимость можно доказать аргументировано на профессиональном уровне. Недопустимо требовать от автора исправления рукописи на основании только того, что редактору что-то «не нравится»;

2.правка должна быть по возможности «одноступенчатой», то есть, исправляя рукопись, надо стремиться устранять все, даже самые мелкие, из замеченных недостатков (или хотя бы выносить их на поля). Существует и другая точка зрения по этому вопросу — правка может быть многоступенчатой, поэтапной, но при такой организации исправления рукописи затруднительно соблюдать единство требований к разным частям рукописи, труднее бороться с противоречиями, повторами, другими недочетами в тексте;

3.все поправки в рукописи необходимо делать самым тщательным образом, они должны легко читаться и занимать на странице как можно меньше места, облегчая труд корректору и машинистке.

Правка-сокращение. При правке-сокращении основной задачей редактора является сокращение текста без ущерба для его содержания. Правка-сокращение представляет собой прямое вмешательство редактора в текст, поэтому, проводя ее, редактор обязан учитывать все особенности смысловой и синтаксической структуры текста.

В редакторской практике используются два способа сокращения текста. Первый — сокращение текста частями, при котором исключаются части текста, представляющие собой определенные смысловые звенья, — примеры, факты, частные подробности, которые зачастую загромождают и усложняют текст, занимая при этом целые абзацы. Применяя такой прием, редактор обязан после сокращения обработать те части, которые оказались рядом, проверить, чтобы опущенные эпизоды и факты не упоминались в предыдущем и дальнейшем тексте.

Приемы правки-сокращения:

1) извлечение — из текста извлекаются только опорные смысловые моменты, необходимые для его понимания (напр, в хрестоматии по литературе целиком печатаются только монологи главного героя пьесы, так как они важны для понимания позиции главного героя);

2) изложение — автор или редактор излагают своими словами сокращенные в тексте места для того, чтобы текст в целом не утратил связности;

3) отсылка — прием, который помогает читателю ознакомиться с данным понятием по другой словарной статье или части текста (чаще всего применяется в учебниках и энциклопедических изданиях);

После проведения правки-сокращения рукописи все основные положения надо согласовать с автором.

Правка-обработка. Это наиболее распространенный вид правки рукописи, представляющий собой такое исправление рукописи, которое позволяет подготовить вариант для издательского оригинала. Правке-обработке подвергаются практически все тексты.

В задачи редактора при правке-обработке входит осуществление всего комплекса редакторских операций, а именно: уточнение фактических данных, исправление композиционных недочетов, устранение логических погрешностей, совершенствование языково-стилистических средств рукописи.

При правке-обработке следует придерживаться первоначального хода мысли автора, сохранять аргументацию, индивидуальные особенности, манеру изложения материала. Все изменения, сделанные в рукописи, необходимо согласовать с автором, если же этого сделать нельзя (особенно в условиях работы в газете), тогда исправить только то, что противоречит нормам русского литературного языка.
Правка-переделка. Является специфической формой редактирования, применяется при подготовке к печати рукописей авторов, которые слабо владеют литературными навыками и литературным языком. Особенно широкое распространение данный вид правки получил в СССР в 1930-1940-е годы, когда уровень грамотности был в стране недостаточно высок. В настоящее время правка—переделка чаще всего применяется в отделах писем при подготовке к печати писем в редакцию.
Как и во всех остальных видах правки, в правке-переделке существует требование сохранения авторского стиля и творческой манеры изложения, хотя этого труднее добиться, переписывая текст заново.

В практике редактирования существуют специальные знаки правки. Они используются, иногда несколько измененные, во всем мире, за исключением стран арабской письменности, при обработке рукописи автора вручную. При компьютерной обработке текста эти знаки не используются, так как часть из требований к рукописи выполняется автоматически, а часть исправлений предусмотрена программами «Word», «Текст-редактор» и «Орфо». Образцы этих знаков можно найти на страницах практикума, обучение их использованию предусмотрено на практических занятиях.

Литературная запись представляет собой разновидность правки-переделки, при которой опытный редактор записывает вариант рассказа человека, не имеющего литературных навыков, но, обладающего интересной информацией. В результате такой работы появляются публикации, написанные как бы в содружестве редактора и автора.


В данной ситуации перед редактором по-прежнему стоит задача сохранения особенностей языка, стиля, манеры изложения автора, а также при подготовке литературной записи по какой-либо проблеме редактор должен быть еще хорошо знаком с тем ее аспектом, которого касается рукопись.

В заключение раздела, посвященного правке рукописи, следует отметить, что в повседневной практике редактор чаще имеет дело с синтетической правкой, которая включает в себя элементы всех видов правки. Грамотный редактор умеет сочетать различные приемы правки, использовать различные ее виды для исправления разных частей рукописи, помня свою главную задачу — как можно меньше изменять или травмировать рукопись.

Заключение

Композиция документа - это совокупность элементов его оформления и содержания, оцениваемых с точки зрения их состава, объема, последовательности расположения и взаимной связи, т.е. построение текста и соотношение его частей. К элементам оформления документа относятся: наименования, различные адреса, даты, регистрационные номера и т.д.

Практически любой довольно длинный документ должен включать три части: введение, основную часть и заключение.

Список использованной литературы:

1. Валгина Н.С. Теория текста / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2004. – 279 с.

2. Добсон Э. Как писать деловые письма: Практич. руководство для всех / Э. Добсон. Челябинск: Урал ЛТД, 2005. – 291 с.

3. Кайда Л.Г. Стилистика текста: От теории композиции – к декодированию: Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта, 2004. – 208 с.

    4.http://www.knacits.ru/Metod_komplex/main/Schustova_RSD.htm


Диплом на заказ


1. Отопление вентиляция кондиционирование воздуха в качестве расчетных параметров наружного воздуха прин
2. социальному минимуму
3. тематики и поэзии; подготовка к исполнению песен и стихотворений; оформление зала по теме; приглаше
4. Тема- Гражданское право ГП Понятие предмет метод принципы Источники и системы гражданского права
5. Дифференциальные уравнения Лапласа и Фурье
6. Тема - Артур Конан Доль 18591930 Собака Баскервілів
7. Статья- Бюджетный менеджмент в условиях формирования системы бюджетирования, ориентированного на результат
8. Тема 1 Теория государства и права ТГиП ~ фундаментальная правовая наука и учебная дисциплина
9. Надежность функционирования систем
10. тема теоретических воззрений на мир и место в нем человека совокупность нравственных учений и норм
11. Тема- Изучение методов оценки качества вологодского масла Выполнила-
12. Тема- Дослідження конструкції електродів для визначення водневого показника рН
13. Когнитивные механизмы процесса совершенствования психомоторной деятельности в спорте
14. To mke you mine Но ты будешь моей
15. Деловая оценка качества персонала организации
16. во человек Факультет институт Ответственные Куратор
17. гносеологія був уведений і активно застосовувався у німецькій філософії XVIII ст.
18. БЭльконину учебная деятельность ~ это деятельность направленная имеющая своим содержанием овладение обоб
19. Введение Геотермальная энергия вырабатывается за счет использования тепла скрытого под поверхностью зем
20. Географически наше Отечество на протяжении всего своего существования находилось на перекрестке Западн