Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

веду беседу рассуждаю это учение о всеобщих связях

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10


БИЛЕТ 2

Диалектика (греч. - веду беседу, рассуждаю) - это учение о всеобщих связях. Выделяют три исторических формы Д-ки: 
Диалектика античных философов; 
основная Диалектика философии; 
материалестическая Диалектика. 

Само понятие Диалектика возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит). К подобным исследованиям еще не применялся термин "Диалектика". Первоначально этим термином обозначались: Способность вести спор посредством вопросов и ответов, искусство классификации понятий, подразделение вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает Диалектику как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон определяет истинное бытие как тождественное и неизменное. Бытие заключает в себе противоречие: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является по Платону искусством Диалектики. В философии феодального общества Диалектикой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения Диалектические идеи о "совпадении противоположностей" выдвигают Н.Кузанский и Дж.Бруно, в новое время, несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза (первый в своей космологии, второй - в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы Диалектического мышления. В 18 в. во Франции богатством Диалектических идей выделяют Руссо и Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того, -противоречия в общественном сознании. 

Важейшим до Маркса этапом в развитии Диалектики стал немецкий классический идеализм, который рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Диалектика разума, по Канту, -это иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием только явлений. Позднее в теории познания Фихте развил "антитетический" метод выведения категорий, содержащий важные Диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивал Диалектическое понимание процессов природы. Научное понимание Диалектики было создано Марксом и Энгельсом. Они построили Диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. 

Материалистическая Диалектика - это глубокое, свободное от односторонности учение о развитии. Это также учение об отношении человека к природному и социальному миру, о разносторонности человеческой практической деятельности, общества и культуры.

БИЛЕТ 1

Философия, ее предмет и функции

Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон.

Формируются относительно самостоятельные разделы философии: онтология – учение о бытии и его сущности, гносеология – учение о познании, логика – учение о мышлении, его законах и формах, этика – учение о морали, эстетика – учение о прекрасном, социальная философия – учение о человеческом обществе, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

Предмет философии – всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предмет философии следует отличать от философских проблем, составляющих содержание философии. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи существовали и тогда, когда никакой философии еще не было. Содержание философии – проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, они не существуют и не могут существовать независимо от философского учения.

Философия выступает как: 1) информация о мире в целом и отношении человека к миру (мировоззренческие функции); 2) комплекс принципов познания как всеобщий метод познавательной деятельности (методологические).

Мировоззренческие функции:

1) гуманистическая (вопросы жизни и смерти, проблемы отчуждения);

2) социально-аксиологическая (создание ценностей, интерпретация и критика социальной действительности);

3) культурно-воспитательная;

4) объяснительно-информационная (разработка мировоззрения соответствующего современным требованиям).

Методологические функции:

1) эвристическая (содействие приросту научных знаний);

2) координирующая (координирует методы в процессе научного исследования);

3) интегрирующая: философия, опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, объединяет их на основе своих функций, категориального аппарата и методов познания. Выполняя таким образом интегрирующую функцию, она распространяет ее не только на науку, но и на другие области духовной культуры, включая все формы общественного сознания: политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное (или атеистическое);

4) логико-гносеологическая (разработка самого философского метода).  

БИЛЕТ 4 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

Принципы, законы и категории диалектики.

ДИАЛЕКТИКА (греч.- искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений. Платон называл Д. логическим методом, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего. В ф. Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, достоверность которых неизвестна. В ф. Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. По Гегелю, Д.— своеобразный и единственно правильный метод познания. Принципы: Конкретность истины (адекватная, подтверждена практикой отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом) означает, что истина связана определенными условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем  познании объекта. Диалектика абстрактного и конкретного – это типичный случай диалектического единства, взаимоперехода противоположностей. Абстрактное рассмотрение предмета выступает как ступень, как момент конкретного рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному. Принципы развития объективного мира должны рассматриваться в том их виде,  в котором они протекали в действительности.  Любой предмет, любое явление могут быть поняты и правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях, в исторических логических связях с другими явлениями и предметами. Критерий истинности не может быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни в познаваемом объекте. Законы: Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей. Означает, что всем вещам, системам и процессам в мире свойственно раздвоение единого на противоположные взаимодействующие части, их столкновение и борьба обуславливает всякое изменение и развитие вещей, процессов и систем. Закон именуется как основной закон диалектики. Данный закон выражает источник самодвижения и развития явлений природы и общества. Закон перехода количественных изменений в качественные. Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к

более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового. Закон отрицания отрицания. Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Категории (наиболее общее понятие, выражающее существенные связи и отношения в мире). Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики. Сущность и явление. Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное выражение предмета, внешние формы его существования. Сущность и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Содержание и форма. Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Случайность и необходимость. Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей. Причина и следствие. Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Ничто в мире не существует само по себе, а появляется в силу ряда причин. Возможность и действительность. Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность – объективно существующая тенденция развития предмета. Действительность - объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

Теории истины. Критерии истины. Истина, ложь, заблуждение

Аристотель: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом признаков. Научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания.

Истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может, он зависит от условий.

Заблуждение - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Заблуждение – следствие ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем.

Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным.

Обратимся к вопросу - что является критерием истины?

1) Так Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Критерий этот субъективен, а потому и ненадежен: ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение.

2) Другой критерий: истинно то, что признается таковым большинством. Так мы часто пытаемся решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голосованию?

3) Прагматический подход - истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной.

4) Практика, как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут.

1)       Теории истины. Критерии истины. Истина, ложь, заблуждение

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом

Заблуждение –иллюзорное восприятие действительности

Ложь - искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман

Критерии истины

·         Ясность

·         Общезначимость

·         Реализуемость

·         Практика

Теории истины:

Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени, Гегель); способы установления соответствия мысли и действительности:

Ø  Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие)

Ø  Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф.Брентано, Э. Гуссерль)

Ø  Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк, М. Шлик)

Ø  Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А. Тарский)

Неклассические концепции:

Ø  Конвенциональная теория: истина — это результат соглашения (А. Пуанкаре, Т.Кун)

Ø  Когерентная теория: истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.Авенариус, Э.Мах)

Ø  Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс)

10. Теоцентризм, провиденциализм, креационизм как основания всей средневековой философии. Философия Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

В средневековой европейской философии выделяют два основных этапа — патристику (от II в. до VIII в.) и схоластику (от IX в. до начала XV в.). Апологетика – ранняя патристика. Время средневековой философии заканчивается к XV в., когда философия освобождается от власти церковных канонов.

Истоки философии Средневековья находятся в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства.

Характерные черты средневековой философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, принцип откровения.

Охарактеризуем их:

Теоцентризм — это принцип, согласно которому в центре мироздания находится Бог — духовный абсолют, вневременной и внепространственный. Бог олицетворяет всю полноту как божественной природы, так и человеческой.

Креационизм означает следующее: Бог — творец, он создал мир из ничего, в начале творения были божественная воля и божественное слово — Логос. Божественное творение изначально гармонично, мир создан благим, и это являлось основой средневекового этического оптимизма и философского объективизма.

Третий принцип, провиденциализм, гласит: Бог управляет миром, история — это исполнение истинного предначертания, события земной жизни имеют высший смысл.

Суть четвертого принципа, откровения: Бог открывает человеку свою волю и истину бытия через священные книги. Библия — книга книг, в ней ключи ко всем смыслам мира, к тайнам спасения.

•  Философия этого периода занималась формально-логическими комментариями к священным текстам, особенно в период схоластики. Было развито искусство толкования священных текстов — экзегетика. Уже первые христианские мыслители обращались к символической трактовке Священного Писания. Такой подход распространялся и на все явления в мире. В связи с этим разрабатывались герменевтика — искусство толкования, семиотика — учение о знаках языка и знаках вообще.

Основные идеи средневековой философии:

1. Идея монотеизма (единобожия) и идея потустороннего мира. Мера воздаяния за жизнь на земле. Человек обретает горизонт надежды, у него появляются прошлое и будущее.

2. Тесная связь с Библией как источником знания о Боге, мире, человеке и его истории.

3. Дуализм божественного и человеческого, сакрального и греховного.

4. Теодицея как богооправдание и эсхатология как учение о судьбах мира и человека.

К главным проблемам, которые обсуждались в средневековой философии, относятся проблема веры и разума, доказательство бытия Бога, проблема универсалий.

Проблема соотношения веры и разума решалась авторами по-разному:

Аврелий Августин: верую, чтобы понимать. Здесь догмат веры становится фундаментом для рациональных выводов.

Пьер Абеляр: понимаю, чтобы верить. Здесь истины веры должны получать рациональное обоснование и философское истолкование. Эта позиция ведет к поглощению теологии философией.

Тертуллиан: верую, ибо нелепо. Этот вариант предполагает расхождение разума и веры, ведет к концепции двух истин. Такая позиция приводит к разрыву философии и теологии.

Вторая проблема — доказательство бытия Бога — это рациональные доводы, приводимые философами в поддержку веры, в существование Бога. Основными доводами были: онтологический довод, космологический довод, телеологический довод.

Суть онтологического довода состоит в том, что из идеи Бога как высшего существа и совершенной реальности вытекает его бытие, поскольку бытие — составная часть высшего совершенства. Для разработки онтологического доказательства бытия Бога много аргументов приводили Августин и Ансельм Кентерберийский.

Космологический довод предполагает наличие абсолютного начала мира, творца.

Телеологический довод сводится к тому, что целесообразность и порядок в мире свидетельствуют о наличии мудрого устроителя.

Космологическое и телеологическое доказательства были разработаны Фомой Аквинским.

Третья проблема средневековой философии, особенно в период поздней схоластики, — проблема универсалий. Она состоит в определении онтологического статуса общих понятий — универсалий. Основными вариантами решения этой проблемы были номинализм, реализм и концептуализм.

С точки зрения реализма (Августин, Ансельм, Фома Аквинский), общие понятия существуют реально, самостоятельно, и вне вещей, и в вещах — как их сущности.

Согласно номинализму, универсалии возникают лишь в человеческом уме и вне его не существуют. Так считали французский философ-схоласт И. Росцелин (1050-1123/5) и английский философ У. Оккам (1285-1349).

Концептуализм считает, что общим понятиям соответствует нечто в самих вещах, но это нечто не обладает самостоятельным существованием, а выявляется в результате действия человеческого ума, в результате абстракции. Концептуализм, таким образом, — это средняя позиция между крайностями номинализма и реализма. К нему склонялись французский теолог-схоласт П. Абеляр (1079-1142) и шотландский теолог-схоласт И. Дуне Скот (1266/70-1308).

Уверенно выделяют два этапа средневековой философии: патристику (от «патер» — отец) от II в. до VIII в. и схоластику (от «схола» — школа) от IX в. до начала XV в.

В период патристики богословы, Отцы Церкви отстаивали христианские догматы против ереси гностицизма и язычества, утверждали несовместимость античной мудрости с христианской верой. Основными темами патристики были: происхождение зла в мире, теодицея — оправдание Бога, проблемы существования Бога, проблема свободы воли человека, божественного предопределения истории, возможности спасения души.

Единство веры требует совершенной согласованности в постулатах веры, эти постулаты она должна сделать понятными и общими, т. е. символическими. Христианская вера должна оставаться чуждой всем произвольным представлениям, всем противоречиям. Люди, закладывающие фундамент церкви, с полным правом называются отцами церкви. Они превращают веру в положения веры или догмы.

Патристика (от лат. pater– отец)— совокупность учений «отцов церкви», христианских мыслителей II – III вв., один из двух основных периодов средневековой христианской философии. Различают греческую (восточную) и латинскую (западную) патристику, а также раннюю, зрелую и позднюю.

В ранней патристике (II—III вв.), в условиях гонений на христианство и неустоявшейся догматики, выдвигаются философские аргументы в защиту христианства, определяются подходы к его философскому осмыслению. Наиболее значительным философом ранней греческой патристики был Ориген (185—263/4), латинской — Квинт Септимий "Тертуллиан (ок. 160 — после 220).

Зрелая патристика (IV—V вв.) — время, когда христианство занимает ведущее положение в духовной жизни, утверждается догматика, в напряженной творческой атмосфере создаются основы христианской философии. В греческой патристике в этом отношении выделяются Григорий Нисский (335—394) и неизвестный автор (Псевдо-Дионисий) «Ареопагитик» (кон. V в.). Зрелую латинскую патристику венчает творчество Аврелия Августина.

В поздней патристике (VI—VIII вв.) на первый план выходят размышления над наработанным в предыдущий период и воспринимаемым как канонический философским материалом. Выдающимися философами поздней греческой патристики были Максим Исповедник (ок. 580—662) и Иоанн Дамаскин (ок. 675—753). Крупным мыслителем поздней латинской патристики, подготовившим переход философии к схоластике, был Северин Боэций (480—525).

Специфика познавательного отношения человека к миру. Понятия познания и знания.

Определение познания.

Познание – творческая деятельность человека направленная на получение достоверных знаний о мире. Оно понимается как процесс, деятельность, а знание – как продукт этой деятельности.

Чел. выступает как деятельностное существо, способное изменять мир. Для того, чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах. => Ценность знания велика в техногенном обществе. Познание – это ценность человеческой цивилизации.

Специфика познания

Познание – специфическое человеческое отношение к миру. В процессе познания происходит распредмечивание объекта, перевод его в идеально-знаковую форму. Далее, работая с этими символами, человек получает возможность предвидеть результаты своей деятельности и развития природных явлений.

Познание социально обусловлено, т.е. пропущено сквозь призму социальности.

Познание – это ценность культуры. Поскольку человек в мире действует (преобразует, трансформирует, подгоняет под себя), он нуждается в притоке информации о мире. Преобразовательная деятельность человека сегодня не может осуществляться без опоры не только на обыденное знание, но и на научное знание. Без познания об-во не может функционировать. Человек в познании не столько отражает мир, он творит (деятельностная парадигма). Познание – это творческая деятельность. В познании человек ставит цели, конструирует будущее е открывает таким образом для себя возможность творить. Познание, в отличие от других живых существ, – это деятельность творческая, поскольку обеспечивает не адаптацию, а возможность творить. Стимулы и мотивация познания поставляются и генерируются обществом. Для постклассического понимания познания характерен плюрализм. На первый план выдвигается понимание познания как конструирования образов с помощью языка (например, описание модели атома Резерфордом – кто-его знает, как оно там на самом деле есть, что там где крутится вокруг чего и как, а для нас удобно, наглядно).

Определение и характеристики знания. Знание является результатом процесса познания. Знание – это некая информация о мире, которая: носит селективный, избирательный характер является упорядоченным опосредованно методами, способами его получения оформлено в виде символических понятий всегда имеет социальное значение (т.е. общезначимо, значимо для всего общества) признаётся определенной группой людей (например оккультное знание или паранаучное знание) или обществом в целом Знание содержит в себе культурные программы направляющие человеческую деятельность.

Структура знания

Можно структурировать различными способами:

1

Обыденное

(его носителем является каждый человек)

Специализированное

(носителем его явл определённая группа; это наука, религия, фил, иск-во, мифология)

2

Теоретическое

(характеризуется большой степенью общности)

Практическое

(прикладное, инженерное)

3

Личностное, знание-умение

(знание-умение, знание того как: пример - велосипедист)

Интерсубъективное, знание-информация

(знание того что)

4

Явное (вербализированное), выраженное

Латентное (невербализированное), в подсознании (растворённое в фигурах опыта, частично пересекается с знанием-умением)

5

Знание о предмете

Знание о том как получить новое знание (знание о знание) – метазнание. В науке эту роль играет методология различного уровня.

Тенденции функционирования знания в культуре.

- Рост ценности знания и соответствующих практик (сист образования, науки)

- Рост тенденции к интеграции во всех областях

- Проблематизация знания (т.е. важным является сформулировать проблему, поставить задачу;. многие законы и эффекты названы именами тех, кто поставил задачу, а не тех кто её решил). Попер: “в развитии знания большую роль играет не только положительный но и отрицательных результат” (т.е. переход к новой проблеме).

27. Материя и движение как философские категории

Мате́рия - философская категория, используемая для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.

Термин «материя» использовался ещё Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой.

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

Энгельс выделил 5 форм движения материи:

физическая;

химическая;

биологическая;

социальная;

механическая.

Современное определение материи дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Атрибуты и свойства материи

Виды материи: Вещество (масса покоя), Поле (отсутствие массы покоя)

Атрибуты материи: Пространство и Время

Фундаментальные взаимодействия: слабое, сильное, электромагнитное, гравитационное.

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Универсальными свойствами материи являются:

несотворимость м неуничтожимость

вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие

детерминированность всех явлений

причинность - зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий

отражение - проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления

Универсальные законы существования и развития материи:

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон перехода количественных изменений в качественные

закон причинности

Формы движения материи

Формы движения материи - основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:

в неорганической природе,

пространственное перемещение;

движение элементарных частиц и полей - электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;

движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;

изменения в структуре макроскопических тел - тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и др.;

геологические процессы;

изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;

в живой природе,

обмен веществ,

саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;

взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;

внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;

надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;

в обществе,

многообразные проявления сознательной деятельности людей;

все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

Европейская философия Нового времени охватывает XVII - XIX века. 

Это время превращения в самостоятельные научные отрасли физики, химии, биологии, математики, механики, других поисково-исследовательских практик.

Основу адекватной методологической ориентации новоевропейская философия ищет или в чувственном опыте, эмпирическом индуктивном знании (Бэкон, Гоббс, Локк), или в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание (Декарт, Лейбниц, Спиноза).

Новое время - это также вера в прогресс, обеспечиваемый разумом, наукой и техникой. Прогресс мыслится как неизбежный закон поступательного развития.

У истоков методологии опытной науки Нового времени стоял английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). Он был страстным сторонником научного прогресса и непримиримым врагом схоластики. Стержень бэконовской методологии - постепенное индуктивное обобщение фактов, наблюдаемых в опыте. Однако философ был далек от упрощенного понимания этого обобщения и подчеркивал необходимость опоры на разум в анализе фактов. Разум позволяет так организовать, спланировать наблюдение и эксперимент, чтобы услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею правильным образом. Свою позицию Бэкон иллюстрирует сравнением деятельности пчел, собирающих нектар со многих цветков и перерабатывающих его в мед с деятельностью паука, ткущего паутину из самого себя (односторонний рационализм) и муравьев, собирающих в одну кучу самые разные предметы (односторонний эмпиризм). Бэкон различал два вида опыта: плодоносный и светоносный. Плодоносным он называл опыт, цель которого - непосредственная польза; светоносным же - опыт, который имеет целью познание законов явлений и свойств вещей.

В исследовании природы, по мнению Бэкона, мы часто руководствуемся ложными идеями и понятиями, названными им идолами. Он выделял четыре их основных вида: идолы рода, пещеры, площади и театра.

Идолы рода - это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей. Человек склонен судить о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возникают телеологические (целевые - зачем? для чего?) представления о мире, другие ошибки, проистекающие из несовершенства человеческого ума и человеческих чувств и их подверженности влиянию различных желаний и влечений.

Идолы пещеры - заблуждения, вытекающие из индивидуальных особенностей каждого человека (его воспитания, круга чтения, авторитета тех, кем он восхищается, симпатий, антипатий и т. д.).

Идолы площади или рынка вытекают из смысловой многозначности и неправильного употребления слов. Идолы, проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов: это или имена несуществующих вещей («судьба», «вечный двигатель» и т. д.), или это имена вещей существующих, но путанные и неопределенные, неподобающим образом абстрагированные.

Идолы театра - они вселяются «в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательства» в силу их пышного, прямо-таки театрального представления. Бэкон называет некоторые философские системы баснями и сказками, «предназначенными быть разыгранными на сцене, пригодными для создания выдуманных театральных миров».

Искоренение всех этих идолов возможно только на пути опыта и его научно-индуктивного понимания. Идеалом для Бэкона был беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, открытый и внимающий опыту. Истолковав опыт как конечный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма - одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии. Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650). С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он и разработал свой метод. В нем четыре правила.

Первое правило - правило очевидности. Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность, есть интуитивное действие, интеллектуальная интуиция.

Второе правило - это правило анализа. Расчленяя сложное на простое, «на элементарные части до пределов возможного», анализ светом разума изгоняет двусмысленность, способствует освобождению истинного от плевел лжи.

Третье правило - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу».

Правило четвертое - правило контроля. На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.

Очерченные таким образом правила метода Декарт применяет к собственно философскому познанию, призванному обнаружить очевидные истины, составляющие фундамент здания всей науки. С этой целью Декарт подвергает методическому сомнению все традиционные способы обоснования знания. Он, в частности, отказывается признать основой знания чувственный опыт. Сомнение - акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю. Существование моего сомнения доказывает реальность или существование моего мышления, а через это и меня самого.

Все смутные идеи суть продукты человеческой субъективности, и они ложны. Напротив, все ясные идеи идут от Бога, и потому они объективно-истинны.

Как рационалист, Декарт настаивал на исключительной роли дедукции в процессе познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью.

Французский материализм XVIII в. новая историческая ступень в развитии материалистической философии. Он существенно отличался от ближайших предшествующих материалистических учений. Если английские материалисты XVIII в. ориентировали свою философию на аристократию, т.е. их учение предназначалось для избранных, а Б. Спиноза писал свои сочинения на латинском языке, недоступном для широких масс, то французские (Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах) несли свои идеи в широкие круги городского общества. В отличие от своих предшественников французские материалисты излагали свои философские взгляды не в форме ученых трактатов и специальных статей, а преимущественно в широко доступных изданиях — в словарях, энциклопедиях, памфлетах, полемических статьях. Во всех этих изданиях к мастерству изложения присоединяется сила нравственного убеждения и публицистического негодования.

Кроме того, французские философы имели возможность использовать достижения английских просветителей. Теоретическим источником французского материализма был не только материализм англичан Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Толанда, ной механистический материализм физики Р.Декарта и материалистические идеи Б. Спинозы.

Для материалистов XVIII в. главной научной опорой были не только механика и астрономия, но и медицина, физиология и биология. Философия французского материализма слагается из материалистического учения о природе и учения о человеке и обществе.

Зачинатель французского материализма XVIII в. Жюльен Офре де Ламетри (1709— 1751) в общей форме высказал, почтя все идеи, которые впоследствии были развиты, обогащены, конкретизированы К. А. Гельвецием, Д. Дидро, П. Гольбахом. Каковы же эти идеи?

Ж.Ламетри доказывал, что всякая форма неотделима от материи и всякая материя связана с движением. По его мнению, субстанция, в конечном счете, сводится к материи, которая находится в движении и обладает способностью к чувственности и ощущению. Вопреки мнению Р. Декарта, Ж. Ламетри не ограничился доказательством одушевленности животных, но вместе с тем указывал на материальный характер самой их одушевленности. Все наши ощущения, считал он, обусловлены связью чувства - с помощью нервов — с материальным веществом мозга.

ЖЛаметри лишь наметил ряд основных материалистических идей, но не дал их обстоятельного систематического развития. Основные труды Ж. Ламетри: "Трактат о душе", "Человек-машина'', "Человек-растение" и др.

Наиболее систематическим пропагандистом философских идей французского материализма стал Поль Анри Гольбах (1723-1789). Самым крупным из его сочинений является трактат "Система природы" (1770). Главная его идея — мысль о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц. Излагая свои материалистические взгляды на природу, П.Гольбах последовательно опровергает все богословские и идеалистические предрассудки о характере действующих в природе сил и об их причинах.

По Гольбаху, основу всех процессов природы составляет материя. Материя вечно движется. Движение — способ существования материи. При этом движение он понимал, подобно Толанду, как самодвижение, т.е. движение под воздействием внутренних причин. Абсолютного покоя нет, он относителен. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать. Над всеми связями причин и действий в природе господствует строжайшая необходимость. Положение о необходимости П. Гольбах распространяет и на человека, и на возникновение всех его ощущений и представлений. Однако его учение о необходимости и причинности основано на механическом материализме. О существовании особой закономерности и необходимости, порождаемой возникновением общества, французские материалисты и не подозревали.

Так как в природе все необходимо, то из этого тезиса П. Гольбах выводит отрицание случайности и приходит к фатализму. Из теории всеобщего детерминизма Гольбаха вытекает и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи порядка и беспорядка субъективны и представляют собой лишь нашу оценку необходимой и объективной ситуации.

Учение о природе, изложенное в "Системе природы" П. Гольбаха, получило свое дальнейшее развитие в работах самого выдающегося представителя французского материализма Дени Дидро (1713—1784).

Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Доминирующим производственным ресурсом является информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП. Сейчас к постиндустриальным странам относят США (на сферу услуг приходится 80 % ВВП США, 2002 год), страны Евросоюза (сфера услуг — 69,4 % ВВП, 2004 год), Японию (67,7 % ВВП, 2001 год), Грузию (65% ВВП, 2007) и Россию (58-61% ВВП 2007-2008гг.

Близкими к постиндустриальной теории являются концепции информационного общества, постэкономического общества, постмодернизма, «третьей волны», «общества четвёртой формации», «научно-информационного этапа принципа производства». Некоторые футурологи считают, что постиндустриализм — это лишь пролог перехода к «постчеловеческой» фазе развития земной цивилизации.

Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество».

Постиндустриальная теория, во многом, была подтверждена практикой. Как и было предсказано её создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства.

подробнееподробнее

Индустриа́льное о́бщество (нем. Industriegesellschaft) — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка позаимствованных у природы ресурсов, а так же промышленность. Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. В результате научно-технической революции трансформируется в постиндустриальное общество.




1. Судьбы реализма в реакционной литературе 60’80-х гг прозаической.html
2. х гг. Решение сентябрьского 1989 г
3. ТЕМА- Теория поведения потребителя
4. І. за квітень 2012 року а також утримання та нарахування встановлених законодавством податків та обов~язкових.html
5. тема России Анализ становления и тенденции развития
6. Побеждаем деспотизм в мышлении www
7. Разработка СУБД
8. от дверей до дверей
9. Оптимизация этапа начальной подготовки юных тайбоксёров
10. Тематика курсовых проектов по дисциплине Статистика Статистическое наблюдение в туризме Стати
11. Введение Ценообразование ~ процесс формирования цен на товары и услуги
12. Трансформацiя образу Фауста у творчостi Й.В. Гете та О.С. Пушкiна
13. 00 Регистрация участников ШГТ СибГАУ пр
14. Шпаргалки по бюджетированию
15. Музыка перевода Имена лучших авторов художественного перевода V Международного конкурса Музыка перевод
16. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
17. Записки охотника через картины деревенского быта и многочисленные образы крестьян мысль о том что закреп
18. Взаимосвязь показателей надежностей и качества восстановления деталей плакат 2 Важнейшими мероприяти
19. Машины и агрегаты металлургических заводов
20. Социально-психологические методы управления предприятием