Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА»

ЧЕБОКСАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра менеджмента

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«УПРАВЛЕНИЕ  КАЧЕСТВОМ»

направление (специальность)

080200.62 «Менеджмент»

Чебоксары 2012

ББК

Рецензент:

к.э.н., д.филос.н., профессор, КАЛИНИНА Г.В.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление качеством» / Волков О.Г. – Чебоксары: ЧПИ (ф) МГОУ имени В.С. Черномырдина, 2011 – 24с.

ã Волков О.Г., 2011

ã ЧПИ (ф) МГОУ имени В.С. Черномырдина, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 51. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 71.1. Цели и задачи дисциплины 71.2. Место дисциплины в структуре ООП 71.3. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины 72. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ 82.1. Распределение объема учебной дисциплины по видам учебных занятий и формы контроля 82.2. Тематический план  83. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 93.1. Содержание разделов дисциплины 93.2. Лабораторный практикум 103.3. Практические (семинарские) занятия 103.4. Содержание самостоятельной работы студентов 113.5. Материально-техническое обеспечение дисциплины 113.6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 114. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ 134.1. Вопросы для подготовки к экзамену 134.2. Вопросы для подготовки к зачету 134.3. Вопросы для промежуточной аттестации 154.4. Темы для самостоятельной работы 154.5. Задания и методические указания для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения 174.6. Задания и методические указания для выполнения контрольной практической работы (проекта)  174.7. Тестовые задания 20


ВВЕДЕНИЕ

Управление качеством является одним из аспектов управления деятельностью предприятия в целом, и поэтому оно примыкает к изучению менеджмента. Поскольку задачи обеспечения качества решаются на всех этапах производственного процесса, то управление качеством связано с инженерно-технологическими дисциплинами отрасли. Одной из основных функций управления качеством продукции является контроль качества продукции на всех этапах ее создания и эксплуатации. Организация эффективного контроля качества требует знания конкретных методов контроля в разных областях и необходимых средств измерений, а следовательно, ознакомления с основами метрологии.

В связи с тем, что нормативной базой управления качеством являются в основном стандарты, изучение настоящей дисциплины предусматривает ознакомление с основами стандартизации. Изучение конкретных методов контроля качества, сбора и обработки информации по надежности включает изучение статистических методов и умение пользоваться вычислительной техникой. Ответственность производителей за качество и, в особенности, за безопасность и экологическую чистоту продукции требует знания действующего законодательства и нормативных документов в области качества.

Данный учебно-методический комплекс (УМК) предназначен для студентов направления «Менеджмент». Составлен на основе требований  Федерального государственного образовательного стандарта и рабочих учебных планов направления «Менеджмент».

Изучение курса предусматривает получение знаний по следующим направлениям: предмет и область менеджмента качества; методологические основы менеджмента качеством; содержание современных подходов к  качественному менеджменту; менеджмент качества в процессе проектирования и разработок;  менеджмент качества в процессе закупок; менеджмент качества в процессе производства и обслуживания, управление затратами на обеспечение качества, сертификация продукции и систем качества..

В УМК представлены: рабочая программа курса, краткий конспект лекций, тестовые материалы, вопросы для самостоятельной работы студентов, методические указания для выполнения контрольной работы по курсу, экзаменационные вопросы, список рекомендуемой литературы.       


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный открытый университет                        имени В.С. Черномырдина»

Чебоксарский политехнический институт (филиал)

Кафедра менеджмента

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                    Зам. директора по УР, доцент

                       Скворцов Н.А.

«___» _____________ 2011 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Управление качеством»

Шифр и название ООП – 080200.62 «Менеджмент»

Профиль ООП – Производственный менеджмент

Уровень подготовки – бакалавриат

Факультет – экономики и права

Курс - 4, семестр - 8

Шифр дисциплины по базовому учебному плану – Б3.В.ОД.10

Количество зачетных единиц  по учебному плану - 3

Всего часов по учебному плану - 108

Программу составил(и): профессор Волков Олег Гаврилович

Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании рабочих учебных планов:

направления 080200.62 «Менеджмент» очной  формы обучения, одобрен Ученым советом 22.02.2011 протокол № 6, утвержден ректором МГОУ 01.06.2011

направления 080200.62 «Менеджмент» заочной  формы обучения, одобрен Ученым советом 22.02.2011 протокол № 6, утвержден ректором МГОУ 01.06.2011

направления 080200.62 «Менеджмент» заочной  сокращенной формы обучения (на базе СПО), одобрен Ученым советом 22.02.2011 протокол № 6, утвержден ректором МГОУ 01.06.2011

Рабочая учебная  программа одобрена на заседании кафедры

Протокол №  10  от 25 июня 2011 г.

Визирование РУПД для исполнения в учебном процессе:

Согласовано:     

Заведующий кафедрой менеджмента Сидорова Н.А.

Декан факультета экономики и права Панихина А.В.

Начальник УМО Быкова Т.Н.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса — научить студентов подходам к разработке систем  качественного менеджмента сложных техногенных систем на стадии их проектирования, доводки и освоения экспериментального и серийного производства на базе комплекса знаний в области теоретических основ и современной практики обеспечения качества. Основной задачей дисциплины является понимание качества как фактора успеха предприятия в условиях глобальной рыночной экономики, овладение знаниями международных стандартов по обеспечению качества на предприятиях, о процедурах сертификации продукции и систем управления качеством, овладение практическими подходами к проектированию систем обеспечения качества.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

 В рабочем учебном плане дисциплина «Управление качеством» находится в вариативной части профессионального цикла. Для прохождения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате изучения следующих дисциплин учебного плана: «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Социология», «Управление персоналом», «Психология и педагогика», «Статистика». Дисциплина «Управление качеством» является основой для дальнейшего изучения следующих дисциплин: «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление общественными отношениями».

 

1.3. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Управление качеством» студент должен обладать:

- способностью участвовать в разработке стратегии менеджмента качества организации, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);

- способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-12);

- способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);

- знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);

- умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате выстраивания конкурентоспособного качественного менеджмента и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);

- умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48).

2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Распределение объема учебной дисциплины по видам учебных занятий и формы контроля

Форма обучения

Курс

Сем

Количество часов

Распределение по семестрам

Всего

Лк

ЛЗ

ПЗ

Зачет/

экзамен

КР, КП, к/раб.

СР

Экз.

Зач.

КР, КП, к/раб.

очная

4

8

3 ЗЕТ

108 час.

18

-

36

зачет

-

54

-

+

-

заочная

3

5

4

-

6

4

к/раб

94

-

+

к/раб

заочная сокращ.

3

5

4

-

6

4

к/раб

94

-

+

к/раб

2.2. Тематический план

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Предмет и область менеджмента качества

Конкурентная среда рыночной экономики как стимул развития менеджмента качества. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества. Комплексность понятия качества, характеризующего эффективность различных сторон деятельности предприятия. Современные подходы к определению содержания категории «качество». Модель потребностей и качества жизни Мослоу-Волкова. Методы управления качеством. Классификация методов управления качеством. Формирование и развитие научных школ управления качеством.

Тема 2. Методологические основы менеджмента качества

Системный подход к организации системы управления качеством на предприятии. Философия качественного менеджмента: модель руководства организацией «пирамиды-волчка». Методы моделирования систем управления качеством. 14 правил Эдвардса Деминга. Принятие управленческих решений в области качества. Формирование обобщенной оценки уровня качества при многокритериальной оценке. Принципы и функции управления качеством. Содержание современных подходов к управлению качеством.

Тема 3. Содержание современных подходов к качественному менеджменту

Тенденции, характеризующие основные подходы к управлению качеством в отечественной и зарубежной практике. TQM (всеобщее вовлечение в менеджмент качества) и основные принципы качественного менеджмента.  Краткая характеристика МС ИСО серии 9000:2008. Лидерство и вовлеченность персонала. Содержание процессного подхода к управлению качеством. Концепция постоянного улучшения. Проектирование системы управления качеством на предприятии.

Тема 4. Менеджмент качества в процессе проектирования и разработок

Влияние процесса проектирование и разработки на качество конечного продукта деятельности предприятия. Японский и американский подходы к проектированию качественного менеджмента. Основные элементы процесса проектирования и разработки. Методы управления качеством в процессе проектирования и разработки.

Тема 5. Менеджмент качества в процессе закупок

Элементы управления качеством в процессе закупок. Методы оценки возможностей поставщиков. Содержание и виды входного контроля качества. Формирование системы партнерских отношений с поставщиками: win-win.

Тема 6. Менеджмент качества в процессе производства и обслуживания

Функции управления качеством, реализуемые в процессе производства и обслуживания. Факторы, формирующие качество. Каору Исикава. Японские кружки качества. Классификация и содержание видов контроля качества. Семь простых статистических методов контроля качества. Система показателей качества продукции и методы их определения.

Тема 7. Управление затратами на обеспечение качества

Этапы формирования и виды затрат на качество продукции. Информационная база анализа затрат на качество продукции. Методы анализа затрат на качество продукции. «Ноль дефектов» Филипа Кросби. Анализ брака и потерь от брака. Экономическая эффективность новой продукции.

Тема 8. Сертификация продукции и систем менеджемента качества.

Понятие сертификации продукции. Преимущества сертификации продукции. Этапы проведения сертификации систем качества. Международная практика сертификации.

3.2. Лабораторный практикум

Тема

Содержание лабораторной работы

Компе-тенции

Кол-во час

о

з

зс

  1.  

  1.  

Всего

3.3. Практические (семинарские) занятия

Тема

Содержание практической работы

Компе-тенции

Кол-во час

о

з

зс

  1.  

Менеджмент качества в процессе проектирования и разработок

Метод развертывания функций качества

ПК-10

8

1

1

  1.  

Менеджмент качества в процессе закупок

Методы оценки возможностей поставщиков

ПК-48

8

1

1

  1.  

Менеджмент качества в процессе производства и обслуживания

Методы контроля качества выпускаемой продукции

ПК-30

10

2

2

  1.  

Управление затратами на обеспечение качества

Методы анализа затрат на качество продукции

ПК-10

ПК-26

ПК-48

4

  1.  

Сертификация продукции и систем качества

Этапы проведения сертификации продукции

6

Всего

36

4

4

3.4. Содержание самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов по курсу «Управление качеством» заключается в проработке и изучении учебной литературы, Интернет-изданий  и журналов «Стандарты и качество», «Деловое совершенство (Business Excellence)», «Методы менеджмента качества», «Мир измерений» в библиотеке института, выполнении домашних заданий по темам практических занятий, подготовке рефератов и докладов к занятиям и для участия студенческой научной конференции, подбор материала для выполнения практической контрольной работы.

3.5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий используются: специализированные лекционные аудитории, оснащенные проекционным оборудованием для демонстрации презентаций, средствами звуковоспроизведения и экраном, кабинеты для проведения практических занятий, оборудованные учебной мебелью, читальный зал и электронный читальный зал библиотеки, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и сети Интернет, компьютерные классы для проведения тестирования и выполнения практических работ.

3.6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

а) основная литература

  1.  Закон Российской Федерации «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. №5154-1.
  2.  Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5153-1 (в ред. ФЗ от 27.12.95 г. № 211-ФЗ, от 02.03.98 г. №30-ФЗ, от 31.07.98 г. № 154-ФЗ).
  3.  МС ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  4.  МС ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования.
  5.  ГОСТ Р 40.001-95. Правила по проведению сертификации системы качества в Российской Федерации.
  6.  Форд Г. Моя жизнь, мои достижения: Пер. с англ. Е.А. Бакушева. – 4-е изд. – Минск: «Попурри», 2011.
  7.  Имаи М. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний / Масааки Имаи; Пер. с англ – 3 -е изд. - М.: Альпина Букс, 2007.
  8.  Растимешин В.Е., Куприянова Т.М. Упорядочение. Путь к созданийю качественного рабочего места / Под ред. В.Н. Шлыкова. 3-е изд., – М.: РИА «Стандарты и качество», 2006.
  9.  Алешин Б.С., Александровская Л.Н., Круглов В.И., Шолом А.М. Философские и социальные аспекты качества: Учеб. Пособие. – М. Логос, 2004.
  10.  Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джефри Лайкер; Пер. С англ. - 6-изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2011

б) дополнительная литература

  1.  Капырин В.В., Коренев Г.Д. Системы управления качеством. – М. Фонд «Европейский центр по качеству», 2008.
  2.  Малинский В.Д. Метрология, стандартизация и сертификация. – М. Фонд «Европейский центр по качеству», 2007.
  3.  Строителев В.Н., Яницкий В.Е. Статистические методы в управлении качеством. – М. Фонд «Европейский центр по качеству», 2009.
  4.  Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцивс, Энни Макки; Пер. С англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005
  5.  Федюкин В.К. Управление качеством процессов. – Спб.: Питер, 2004.
  6.  Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: РИА «Стандарты и качество». 2004.
  7.  Левинсон У., Рерик Р. Бережливое производство: синергетический подход к сокращению потерь / пер. с англ. А.Л. Раскина; Под науч. ред. В.В. Брагина.  - М.: РИА «Стандарты и качество», 2007
  8.  Кобаяси И. 20 ключей к совершенствованию бизнеса. Практическая программа революционных преобразований на предприятиях / Пер. С япон. А.Н. Стерляжникова. 2-е изд. - М. РИА «Стандарты и качество», 2007.
  9.  Керимов В.Э., Петрище Ф.А., Селиванов П.В., Керимов Э.Э. Методы управления затратами и качеством продукции: Учебное пособие. М.: 2005
  10.  Лайкер Дж. Корпоративная культура Toyota: Уроки для других компаний / Джефри Лайкер, Майкл Хосеус; Сокр. пер. с англ. - 2-е изд. - Альпина Паблишер, 2011
  11.  Ежемесячный журнал «Стандарты и качество» с приложением «Деловое совершенство», М.: РИА «Стандарты и качество».
  12.  Ежемесячный журнал «Методы менеджмента качества», М.: РИА «Стандарты и качество».
  13.  Ежемесячный журнал «Деловое совершенство (Business Excellence)», М.: РИА «Стандарты и качество».
  14.  Ежемесячный журнал «Мир измерений», М.: РИА «Стандарты и качество».

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1.  Информационно-справочные правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант»
  2.  www.quality.eup.ru
  3.  www.iso9000.ru
  4.  www.eqc.org.ru
  5.  www.ecsocman.edu.ru
  6.  www.stq.ru
  7.  www.mirq.ru
  8.  www.roskachestvo.ru

4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

4.1. Вопросы для подготовки к экзамену

не предусмотрено рабочим учебным планом

4.2. Вопросы для подготовки к зачету

  1.  Перечислите основные потребности человека по А. Маслоу . Какие факторы вызывают удовлетворенность и неудовлетворенность по Ф. Герцбергу?
  2.  Какие основные категории продукции вы знаете? Приведите пример, когда организация предоставляет потребителям одновременно несколько категорий продукции.
  3.  Перечислите основные фазы становления современной философии качества. Дайте краткую характеристику каждой из фаз.
  4.  Назовите фамилии ученых, работавших по проблеме менеджмента качества и расскажите об их основном вкладе в каждую фазу.
  5.  В чем состоит сущность процессного подхода? Расскажите о процессах, образующих внутренний цикл процессов системы менеджмента качества в организации.
  6.  Перечислите четыре основных вопроса, задаваемых при оценке системы менеджмента качества в отношении каждого процесса?
  7.  Расскажите о выполнении четырех фаз цикла улучшения качества PDCA Деминга.
  8.  Какие виды аудитов (проверок) системы менеджмента качества вы знаете? Кто может проводить внутренние и внешние аудиты?
  9.  С чем ассоциируется понятие «качество» в повседневной жизни, в промышленности и бизнесе. Приведите основные формулировки качества.
  10.  Для чего высшее руководство организации должно анализировать систему менеджмента качества?
  11.  Какие факторы влияют на удовлетворенность потребителей качеством продукции?

  1.  Для чего могут быть использованы результаты анализа системы менеджмента качества со стороны руководства организации?
  2.  Какова практика оценки соответствия в Европейском Союзе (ЕС)? Что такое новый и глобальный подходы в ЕС?
  3.  Какие мотивы побуждают руководителей организации к созданию и сертификации систем менеджмента качества?
  4.  Сертификация: обязательная и добровольная. Какие проблемы сложились в практике сертификации?
  5.  Опишите роль высшего руководства организации в системе качесвтенного менеджмента.
  6.  Перечислите базовые концепции TQM и их основные характеристики.
  7.  Какую роль играют планы качества в системах менеджмента качества?
  8.  Опишите две основные стратегии улучшения работы организации. Что нового вносит TQM в отношения «руководитель – исполнитель»?
  9.  Чем предупреждающие действия отличаются от корректирующих?
  10.  История создания, основные этапы и роль международных стандартов ИСО 9000.
  11.  Какие три обязательных уровня входят в состав иерархии документации системы менеджмента качества?
  12.  Перечислите требования, которым должна удовлетворять Политика в области качества. Что такое «высшее руководство» и «цели в области качества»?
  13.  Какие виды документов применяются в системах менеджмента качества? Приведите примеры документов системы менеджмента качества.
  14.  Дайте определение терминов «система менеджмента качества», «руководство по качеству», «план качества» по ГОСТ Р ИСО 9000-2008
  15.  Расскажите об управлении процессом документирования. Опишите требования к порядку утверждения и выпуска документов системы качества.
  16.  Какова роль премий за качество в развитие систем качества организаций? Какие премии за качество вы знаете?
  17.  Поясните роль семи основных инструментов (статистических методов) качества.
  18.  Охарактеризуйте работу компаний, внедривших системы менеджмента качества и принципы TQM.
  19.  Что такое «статистические методы и инструменты»? Что такое контрольный листок и для чего он предназначен?
  20.  Что такое процесс согласно стандартам ИСО серии 9000 версии 2008 г.?
  21.  Что такое стратификация и когда она применяется? Расскажите о содержании и области применения метода расслаивания?
  22.  Перечислите основные группы процессов. Что такое цепочка процессов?
  23.  Кто первый предложил причинно-следственную диаграмму? Как графически изображается причинно-следственная диаграмма?
  24.  Дайте определения понятиям: владелец процесса, ресурсы, управляющие воздействия, входы и выходы процесса?
  25.  Что такое диаграмма Парето и почему она так называется? Опишите методику построения диаграммы разброса Парето.
  26.  Почему при внедрении систем менеджмента качества и принципов TQM важна хорошая система коммуникаций?
  27.  Какие числовые характеристики могут быть вычислены по диаграмме Парето?
  28.  Какие национальные стандарты и каких стран можно считать предшественниками стандартов ИСО серии 9000? Сколько редакций стандартов ИСО серии 9000 вы знаете?
  29.  Что такое контрольные карты и для чего они могут быть использованы?
  30.  Какие этапы входят в состав петли (спирали) качества? Опишите обязанности, и содержание деятельности предприятий на каждом этапе пели качества.
  31.  Перечислите и опишите основные «новые инструменты качества».
  32.  Расскажите о странах – лидерах в сертификации систем качества. Какова перспектива совершенствования стандартов серии 9000 версии 2008?
  33.  Как взаимосвязаны системы менеджмента качества с системами экологического менеджмента, с системами менеджмента безопасности труда и с моделями совершенства?
  34.  Основные концепции и понятия стандартов ИСО серии 9000.
  35.  Перечислите основные этапы подготовки системы менеджмента качества к сертификации.
  36.  Опишите модель системы менеджмента качества по стандарту ГОСТ Р ИСО 9000-2001, основанная на процессном подходе.
  37.  С чего начинается основная работа по подготовке системы менеджмента качества к сертификации?
  38.  Расскажите об основных предпосылках, создающих основы для применения восьми принципов менеджмента качества.
  39.  Опишите Модель делового совершенства Европейского фонда управления качеством.

4.3. Вопросы для промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация студентов проводится на 9-10 неделях семестра согласно графику учебного процесса института в форме тестовых заданий.

4.4. Темы для самостоятельной работы

Основы качественного менеджмента в проектной деятельности по направлениям Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия»:

  1.  Проекты, направленные на развитие и внедрение энергосберегающих технологий в российских регионах, муниципальных образованиях (в системе ЖКХ, в малом и среднем бизнесе и др.);
  2.  Проекты, направленные на подготовку молодежи к созданию семьи, укрепление института семьи, решение демографической проблемы и развитие ответственного родительства в российских регионах и муниципальных образованиях (в том числе проекты, содержащие предложения по созданию/развитию благоприятной для института семьи и детства инфраструктуры в российских городах и селах);
  3.  Проекты, направленные на создание сельских  молодежных жилищно-производственных комплексов, развитие сельских территорий (вопросы социального развития села, формирования сельских молодежных жилищно-производственных комплексов, развитие фермерских хозяйств, создания сельских социокультурных комплексов, развития индивидуального жилищного строительства и др.);
  4.  Проекты, направленные на развитие инновационной сферы, науки и образования в российских регионах и муниципальных образованиях (в т.ч. создание малых предприятий при вузах, бизнес-инкубаторови др.);
  5.  Проекты, направленные на развитие института местного самоуправления (в том числе развития ТОСов и ТСЖ), повышение эффективности механизмов участия населения в принятии решений и управлении на местном уровне, привлечение граждан к участию в выборах и референдумах;
  6.  Проекты, направленные на экономическое, научно-техническое и гуманитарное сотрудничество России или отдельных ее территорий со странами СНГ и Балтии, а также на создание совместных общественных программ, направленных на укрепление дружественных связей;
  7.  Проекты, направленные на обучение  граждан механизмам участия  в принятии решений на местном уровне (в рамках как основного, так и дополнительного образования);
  8.  Проекты, направленные на духовно-нравственное воспитание молодежи, укрепление духовного единства многонационального российского народа, развитие позитивных межнациональных, межкультурных и межконфессиональных коммуникаций;
  9.  Проекты, направленные на стратегическое социально-экономическое развитие российских городов и сел (увеличение инвестиционной привлекательности территории, развитие внутреннего туризма, создание механизмов пополнения бюджета за счет региональных/местных налогов и сборов, создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества жизни населения);
  10.  Проекты, направленные на развитие малого и среднего бизнеса (преимущественно в сельских территориях, городах с моноэкономикой);
  11.  Проекты, направленные на развитие транспортной инфраструктуры в российских регионах и муниципальных образованиях (строительство автомобильных дорог и внедрение новых технологий и др.)

4.5. Задания и методические указания для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения

не предусмотрено рабочим учебным планом

4.6. Задания и методические указания для выполнения контрольной практической работы (проекта)

Контрольная практическая работа выполняется студентами в соответствии с учебным планом специальности.

Цель работ - закрепление и углубление теоретических знаний, получение практической подготовки по специальности на основе самостоятельного изучения литературы по маркетингу; умение практически оценивать теоретические положения, делать объективные выводы и предложения.

Контрольная практическая работа должна составлять 14-16 страниц машинописного текста (Times New Roman 13, интервал - 1) и содержать:

титульный лист

содержание

введение

основная часть (два раздела – «теоретический» и «исследовательский»)

заключение

список использованных источников

приложения (не входят в объем работы)

Работа выполняется на листах белой бумаги (формат А4). Текст следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 20 мм, правое, верхнее и нижнее - не менее 10 мм.

Заголовки разделов и подразделов пишутся симметрично тексту. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Расстояние между заголовком и текстом должно быть 3-4 см. Подчеркивание заголовка не допускается. Каждый раздел начинается с новой страницы.

Нумерацию страниц производят арабскими цифрами в верхнем правом углу. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер не ставится.

Иллюстрации (таблицы, чертежи, фотографии, графики), которые расположены на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц. Иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами в пределах работы.

Цифровой материал целесообразно оформлять в виде таблицы. Каждая таблица должна иметь заголовок. Над заголовком справа пишется слово «Таблица» со сквозным порядковым номером. Заголовки таблиц должны начинаться с прописной буквы, подзаголовки - со строчной, если они составляют одно предложение. Таблицу с большим количеством строк можно переносить на другую страницу, при этом на другой странице повторяется название заголовка таблицы.

Содержание включает наименование всех разделов и подразделов, с указанием страницы, на которой размещено начало раздела.

В конце каждого раздела основной части необходимо делать анализ получаемых результатов и формулировать выводы.

Заключение должно состоять из выводов и предложений и отражать содержание материала. Их необходимо писать в виде четко сформулированных и пронумерованных отдельных пунктов.

При написании источников литературы, их располагают в алфавитном порядке, при этом Законы и различные правовые акты упоминаются в начале списка, а источники СМИ в конце списка с указанием номера и года выпуска журнала (газеты) и номеров страниц.

Приложения оформляются как продолжение работы на последующих страницах. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в верхнем правом углу слова «Приложение» с порядковым номером, приложение должно иметь содержательный заголовок.

Представленная курсовая работа проверяется преподавателем, и результаты проверки излагаются в рецензии. При положительном заключении работа допускается к защите. В случае получения отрицательной рецензии - работа возвращается студенту на переработку и должна быть представлена повторно на проверку.

Защита курсовой работы проводится в комиссии из 2-х преподавателей.

 Примерные темы практической-контрольной работы:

  1.  Основные показатели качества продукции на примере предприятия пищевой промышленности в Чувашской Республике, в России.
  2.  Исторические этапы и перспективы развития законодательной базы по созданию систем менеджмента качества в мире, в России и в Чувашии
  3.  Стратегия и тактика руководства предприятия среднего бизнеса г. Чебоксары по разработке и внедрению системы менеджмента качества
  4.  Отраслевые особенности организаций, предприятий и компаний при разработке и внедрении собственной системы менеджмента качества.
  5.  Системный и процессный методы в TQM и их функционирование в условиях российской действительности, на примере предприятий крупного бизнеса
  6.  Вовлечение персонала фирмы в тотальное управление качеством. Кружки качества как форма всеобщего управления качеством на предприятии.
  7.  Изучение и внедрение основных позиций гуру в области TQM (Деминг, Джуран, Исикава, Кросби) при создании СМК компании рыночной экономики в России.
  8.  Сравнение функций управления качеством продукции на примере двух российских предприятий
  9.  Роль государственной политики в разработке стратегии и тактики по созданию национальной и региональной систем сертификации
  10.  Особенности разработки, внедрения и сертификации систем менеджмента качества в образовательных учреждениях: «От качества образования – к качеству жизни».
  11.  Европейское законодательство в области качества для предприятий крупного и среднего бизнеса Чувашской Республики.
  12.  Практический подход к построению систем менеджмента качества (ИСО 9000) на примере одного из предприятий Чувашской Республики.
  13.  Причины отставания российских предприятий во внедрении систем менеджмента экологии (ИСО 14001) и промышленной безопасности (OHSAS 18001)
  14.  Портрет личностных качеств современного руководителя предприятия, решившего разработать и внедрить систему менеджмента качества
  15.  Роль процессного подхода в современном менеджменте, понятие владельца процесса и его команды в условиях разработки и внедрения системы менеджмента качества
  16.  Особенности программ обучения руководителей, специалистов и всего персонала предприятий и организаций в области менеджмента качества
  17.  Основные методики-приложения к  международному стандарту серии ИСО 9000:2000 (SPC, FMEA, MSA, APQP, PPAP, QSA)
  18.  Международные и российские аккредитованные организации по предоставлению услуг по сертификации систем менеджмента качества предприятий
  19.  Подготовка предприятия к сертификации в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000
  20.  Основы стандарта ИСО 14000. Разработка и внедрение системы менеджмента окружающей среды на предприятии
  21.  Экономика качества. Качество и прибыль. Взаимосвязь и противоречия. Надежды, разочарования и находки.
  22.  Сравнительный анализ единства и различий стандартов ИСО серии 9000 версии 1994 и 2000 года
  23.  Статистические методы как форма управления вариабельностью процессов. Семь основных методов и их значение в TQM на примере Вашей организации
  24.  Формирование и развитие “архитектуры” взаимоотношений “поставщик – организация - потребитель” в условиях деятельности образовательной организации
  25.  Затраты на качество конечного продукта и их классификация на примере изготовления изделий на Вашем предприятии
  26.  Общие принципы и основные отличия международных систем менеджмента качества: стандарта серии ИСО 9000:2000 и Модели делового совершенства (рекомендации к применению в конкретных условиях)
  27.  Возможно ли «японское чудо» в Чувашии и почему?
  28.  Отличительные особенности менеджмента качества у организаций – лауреатов Премии Президента Чувашской Республики по качеству с 2004 по 2009 год.
  29.  Документация системы качества. Разработка методологической инструкции (вид, содержание, оформление) на примере организации сертифицированной по ГОСТ Р ИСО 9001:2001
  30.  Принципы и развитие методологии системы менеджмента качества вуза: рекомендации и предложения.

Деятельность Чувашского центра стандартизации, метрологии и сертификации по вовлечению предприятий и организаций Чувашской Республики в разработку и внедрение систем менеджмента качества.

  1.  Роль Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики во внедрении организациями международных стандартов систем менеджмента качества.

4.7. Тестовые задания

1. Формами подтверждения соответствия качества продукции требованиям нормативных документов являются:

а) стандартизация;               

б) сертификация;

в) декларация о соответствии;     

г) технический контроль

2. Кто выдает сертификат соответствия?

а) вышестоящая организация;     

б) министерство (ведомство);

в) орган по сертификации;           

г) ЦСМ

3. Назовите виды сертификации продукции (работ, услуг):

а) принудительная;         

б) добровольная;

в) избирательная;            

г) обязательная

4. Стандарты ИСО серии 9000 - это стандарты на:

а) международную сертификацию;   -

б) международную стандартизацию;

в) системы качества;                           

г) испытания

5. Назовите признаки, по которым потребитель видит, что продукция прошла обязательную сертификацию:

а) заполнена декларация о соответствии;

б) имеется сертификат соответствия;

в) продукция маркируется знаком качества;

г) продукция маркируется знаком соответствия

6. Орган по сертификации отвечает требованию:

а) это коммерческая организация, аккредитованная в министерстве труда РФ, отвечающая принципу третьей стороны;

б) это некоммерческая организация, аккредитованная в министерстве труда РФ, отвечающая требованию третьей стороны;

в) а+б

7. Назовите объекты сертификации:

а) продукция (работы, услуги);

б) производство;

в) качество труда;

г) система качества

8. Требования международных стандартов обязательны для:

а) всех субъектов хозяйствования;

б) индивидуальных предпринимателей;

в) участников внешнеэкономической деятельности

9.Отрицательный результат сертификации можно оспорить в:

а) арбитражном суде;

б) Госстандарте РФ;

в) ЦСМ

10. Расходы организации по сертификации продукции относятся на:

а) себестоимость продукции;

б) внереализационные доходы;

в) внереализационные расходы;

г) чистую прибыль

11.Комплексный метод оценки уровня качества применяется если:

а) не все показатели оцениваемой продукции больше или равны единице;

б) различна весомость свойств, определяющих качество продукции;

в) а+б

г) часть показателей качества оцениваемой продукции меньше единицы

12. Верно/неверно следующее определение: «Брак - это любое отклонение от требований нормативных документо». 

а) да;

б) нет

13. Выбрать соответствие понятиям:

1. Дефект                           1. Продукция не подлежит отгрузке из-за  дефектов

2. Брак                             2. Все дефекты устранимы

3. Исправный брак         3. Хотя бы один из дефектов не устраним

4. Неисправный брак        4. Любое отклонение от требований норм. документов

14. В качестве знака соответствия при обязательной сертификации используется

а) знак качества;

б) клеймо;

в) эмблема Госстандарта (РСТ)

15. Диаграмма Парето применяется, если требуется:

а) ответить на вопрос: "Как часто случается определенное событие?"

б) исследовать и представить распределение данных о числе единиц в каждой категории с помощью столбикового графика;

в) исследовать и изобразить все возможные причины проблем или условий;

г) представить относительную важность всех проблем

16. Расшифруйте названия отечественных систем качества:

а) БИП;

б) СБТ;

в) КАНАРСПИ

17. Обязательными требования стандартов могут быть на основании:

а) директивы (в ЕС)

б) желания изготовителя

в) государственного законодательства

г) контракта (договора) купли-продажи

18. Технический регламент принимается:

а) национальной организацией по стандартам

б) органом по сертификации

в) правительственным органом

г) международной организацией

19. Технический регламент носит характер:

а) обязательный

б) рекомендательный

в) добровольный

20. Методы подтверждения соответствия продукции – это:

а) контроль качества

б) сертификация третьей стороной

в) премия за качество

г) заявление-декларация изготовителя

21.В системе ГОСТ Р сертифицируют:

а) продукцию

б) системы обеспечения качества

в) услуги

г) персонал

22. Кто предложил концепцию «ноль дефектов»

а) Джуран

б) Кросби

в) Исикава

г) Деминг

23. Родоначальником концепции TQM является

а) Шухарт

б) Джуран

в) Деминг

г) Исикава

24. Джуран полагал, что около 20% проблем, связанных с качеством, зависит от:

а) поставщиков

б) руководства

в) продукции

г) работников

Олег Гаврилович Волков

Управление качеством

Учебно-методический комплекс

Изготовлено в Редакционно-издательском отделе ЧПИ МГОУ имени В.С. Черномырдина

Подписано в печать  Формат 148х210

Гарнитура Times New Roman. Бумага KYM lux

Усл. печ. л.    Тираж 100 экз. Заказ №

Отпечатано в Редакционно-издательском отделе ЧПИ МГОУ имени В.С. Черномырдина

428000, г. Чебоксары, ул. П.Лумумбы, 8

Тел.: (8352) 63-60-85




1. Лекции по дисциплине Физические основы технологических процессов
2. САНКТПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТАЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ
3. Зимой грунт докапывают до проектной отметки и устраивают песчаную подушку непосредственно перед укладко
4. Анна Снегина справедливо считается одним из наиболее крупных по значению и масштабу творений Есенина произ
5. РЖД сообщает что продажа билетов на все пассажирские поезда дальнего следования прицепные и беспересадочн
6. . Определение культуры организации Концепция культуры имеет долгую и запутанную историю
7. Эндофитная Язвенная Блюдцеобразная Язвенно инфильтративная Раннее выявление рака желудка осно
8. Рост человека и его изменения в течение дня и жизни
9. ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Принят Палатой представителей 19 декабря 1996 года Одобрен Советом Ре
10. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Разбивка осей Область применения- Разбивка здан
11. Эволюция человеческих отношени
12. Показательным является выход украинскобелорусского товарооборота на докризисный уровень.html
13. Роль нетрадиционных уроков в формировании коммуникативных навыков в процессе изучения иностранного язык
14. Лекция 1 Кризисы в тенденциях макро~ и микроразвития 1
15. Современные информационные технологии в журналистики
16. Экологический анализ прудов Кикнурского района
17. докритический до 1770 и критический
18. Подсчет объемов каменных работ
19. Заработная плата
20. Методы НЛП