Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Б.Н. Ельцина доктор исторических наук г.html

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-01-17

Дом Учителя Уральского федерального округа

X Международная Олимпиада по основам наук

Первый этап

Научный руководитель проекта по предмету: Мосин Алексей Геннадьевич, профессор кафедры истории России исторического факультета Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, доктор исторических наук, г. Екатеринбург, Свердловская область

Автор заданий: Соколов Сергей Васильевич, ассистент кафедры истории России Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, кандидат исторических наук, г. Екатеринбург, Свердловская область

Рецензент: Огоновская Изабелла Станиславовна, доцент СУНЦ УрФУ, кандидат исторических наук, г. Екатеринбург, Свердловская область

История 5 класс

Посвящается 290-летию Российской Академии наук

Проводится в честь академика Николая Андреевича Макарова,
доктора исторических наук, директора Института археологии РАН

Время выполнения работы 1 час 15 минут

_______________________

_______________________

______________________

Фамилия

Имя

Отчество

_______________________

_______________________

______________________

_______________

Нас. пункт

Область

ОУ №

Код участника

Таблица ответов

Задания

1

2

3

4

5

Задание

6

Задание

7

Задание

8

Задание

9

Задание

10

Задание

11

1

2

3

4

5

Задание

12

1

2

3

4

5

Задание

13

1

2

3

4

5

Задание

14

1

2

3

4

5

Задание

15

1

2

3

4

5

Задание

16

Задание

17

Задание

18

Задание

19

Задание

20

Задание

21

Задание

22

Задание

23

Задание

24

Задание

25

Инструкция по выполнению работы

На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.

Часть 1 состоит из 5 заданий (1–5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.

Часть 2 состоит из 5 заданий (6–10), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях (6–10) необходимо выбрать три правильных ответа из нескольких предложенных.

Часть 3 состоит из 10 заданий (11–20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11–15) – на установление соответствия и 5 заданий (16–20) – на последовательность. В заданиях 11–15 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 16–20 – нужно установить правильную последовательность.

Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21–25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

В случае выполнения заданий на бумажном носителе, заносите ответы в специальную таблицу ответов. В заданиях на соответствие ответы нужно вписывать таким образом, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца. В заданиях на последовательность и хронологию ответ нужно записывать в виде правильной последовательности цифр (без пробелов и других символов). В заданиях открытого типа ответ записывается в таблицу ответов печатными буквами, начиная с первой клеточки. Каждую букву необходимо писать в отдельной клеточке. Рекомендации внесения ответов даются к каждому заданию открытого типа.

Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл. 

В заданиях 1–5 выберите один правильный ответ из четырех предложенных и укажите его номер в таблице ответов.

1. Укажите столетие, в котором произошли такие события российской истории, как Отечественная война, восстание декабристов и отмена крепостного права:

1) XV в.

2) XVIII в.

3) XIX в.

4) XX в.

2. Укажите ученого, о котором были сказаны следующие слова: «Этот человек знал все, что знали в его веке об истории, грамматике, химии, физике, металлургии, навигации, живописи… в каждой отрасли он сделал новое открытие, может, именно потому, что все обнимал своим духом»:

1) Г. Галилей

2) М.В. Ломоносов

3) И. Ньютон

4) Д.И. Менделеев

3. Укажите причину, по которой, как считают современные ученые, древние люди начали изображать животных и сцены охоты на стенах пещер:

1) украшение стен своих жилищ

2) удовлетворение эстетических потребностей

3) стремление «заколдовать» животных и таким образом добиться успеха на охоте

4) использование изображений в обучении молодых охотников методам и приемам охоты

4. Укажите название державы Древнего мира, правитель которой во время пира, согласно легенде, получил послание: «Исчислено царство твое, взвешено и отдано персам»:

1) Китай

2) Ассирия

3) Македония

4) Вавилон

5. Укажите императора, издавшего указ об основании Санкт-Петербургской Императорской академии наук:

1) Петр I

2) Александр I

3) Александр III

4) Николай II

Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.

В заданиях 6–10 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов.

6. Выберите из предложенного списка трех божеств Древнего мира, которые являются солнечными божествами:

1) Шамаш

3) Тот

5) Яхве

2) Иштар

4) Амон-Ра

6) Гелиос

7. Укажите три события, которые относятся к истории Персидской державы:

1) битва на р. Граник

2) осада Иерихона

3) изобретение первого алфавита

4) строительство города мертвых, где погребали правителей

5) поход в Скифию

6) строительство «царской дороги», соединявшей крупнейшие города

8. Выберите из предложенного списка три исторических источника, из которых можно почерпнуть информацию об истории цивилизаций Древней Месопотамии:

1) каменные орудия труда 10 тыс. до н.э. с территории полуострова Малая Азия

2) описание похода фараона Тутмоса на город Мегиддо

3) медные и бронзовые изделия 3 тыс. до н. э. из долины р. Евфрат

4) коринфские серебряные монеты IV в. до н.э.

5) Ветхий Завет

6) клинописные таблички из библиотеки Ашшурбанипала

9. Укажите три фактора, которые способствовали эволюционному развитию человека:

1) возникновение искусства

3) проживание в коллективах

5) изобретение каменных орудий

2) труд

4) развитие скотоводства

6) естественный отбор

10. Рассмотрите изображение и укажите три верных утверждения, которые к нему относятся:

1) впервые подобные изображения появляются в Древней Месопотамии

2) учение, связанное с этим изображением, декларировало равенство людей

3) изображение относится к древнекитайской цивилизации

4) религиозное учение, связанное с этим изображением, возникло в VI в. до н.э.

5) одно из важных понятий, связанных с этим изображением, – «нирвана»

6) важным элементом религиозного учения, связанного с этим изображением, является почтение к старшим

Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

В заданиях 11–15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца. В заданиях 16–20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу буквы (цифры) выбранных ответов (без пробелов и других символов).

11. Установите соответствие между событиями в истории человечества и их датами.

Событие

Дата

1) начало древнекаменного века (палеолита)

А) 500 тыс. лет назад

2) появление человека на юге современной России

B) 7 тыс. лет до н.э.

3) переход от присваивающего к производящему хозяйству

C) 2,5 млн. лет назад

4) возникновение первых городских поселений

D) 40 тыс. лет назад

5) появление первых наскальных рисунков

E) 8 тыс. лет до н.э.

12. Установите соответствие между событиями и их участниками.

Событие

Участник

1) битва на Куликовом поле

А) Батый

2) крещение Руси

B) Владимир I Святой

3) призвание варягов

C) Александр Невский

4) монголо-татарское нашествие

D) Дмитрий Донской

5) разгром рыцарей Тевтонского ордена на Чудском озере

E) Рюрик

13. Установите соответствие между определениями и понятиями.

Определение

Понятие

1) профессиональные воины, которые получили особые привилегии при занятии торговлей и ремеслом

А) казаки

2) тяжелая кавалерия в русской армии XVIII–XIX вв.

B) стрельцы

3) воспитанники военно-морских учебных заведений

C) потешные

4) воины, призванные защищать границы России от нападений недружественных народов

D) гардемарины

5) участники военных игр Петра I в годы его юности

E) драгуны

14. Установите соответствие между крылатыми выражениями и странами, с которыми они связаны.

Крылатое выражение

Страна

1) Не может быть двух солнц на небе и двух владык на земле

А) Лидийское царство

2) Слава Герострата

B) Древнееврейское царство

3) Богатый, как Крез

C) Греция

4) Иерихонская труба

D) Римская республика

5) Карфаген должен быть разрушен

E) Македонское царство

15. Установите соответствие между определениями и понятиями.

Определение

Понятие

1) тип гробниц, распространенный в Древнем Египте

А) сфинкс

2) специальный материал для письма

B) жрец

3) знак в знаковой системе, эквивалентный одному понятию

C) саркофаг

4) мифологическое существо с головой женщины, телом льва, крыльями орла и хвостом быка

D) папирус

5) служитель, отправляющий религиозные ритуалы

E) иероглиф

16. Расположите в хронологической последовательности правителей России:

1) Екатерина II

4) Михаил Федорович

2) Иван IV Грозный

5) Александр II

3) Борис Годунов

17. Расположите города в хронологическом порядке их основания:

1) Киев

4) Вавилон

2) Рим

5) Санкт-Петербург

3) Москва

18. Расположите материалы в хронологической последовательности изготовления из них орудий труда:

1) медь

4) камень

2) кость

5) бронза

3) железо

19. Расположите религии в хронологическом порядке их появления:

1) христианство

4) буддизм

2) иудаизм

5) шумерское язычество

3) ислам

20. Расположите древние государства в том порядке, в котором они достигали господства в Палестине:

1) Римская империя

4) Египетское царство

2) Персидское царство

5) Македонское царство

3) Нововавилонское царство

Четвертая часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.

В заданиях 21–25 ответ записывается в таблицу ответов, начиная с первой клеточки. Каждую букву, цифру или символ пишите в отдельной клеточке, буквы должны быть печатными. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. При записи ответов пробелы не используются. Фамилии указываются без инициалов в именительном падеже. Пропущенное(ые) слово(а) записываются в именительном падеже, единственном числе, в алфавитном порядке или ставится число.

21. Прочитайте отрывок из исторического источника и укажите столетие, в котором происходили описанные события. Порядковый номер столетия впишите арабскими цифрами в таблицу ответов.

«Положение в Петрограде становится весьма серьёзным. Военный мятеж немногими, оставшимися верными долгу частями, погасить пока не удаётся. Напротив того, многие части постепенно присоединяются к мятежникам. Начались пожары, бороться с ними нет средств. Необходимо спешное прибытие действительно надёжных частей, притом в достаточном количестве, для одновременных действий в различных частях города».

22. Рассмотрите изображение и укажите название знаковой системы, отдельные элементы которой на него нанесены. Ответ, состоящий из одного существительного в именительном падеже, внесите в таблицу ответов.

23. Укажите фамилию французского ученого, которому удалось расшифровать древнеегипетскую письменность.

24. Укажите имя богини египетского пантеона, которая, согласно мифологии, смогла оживить своего погибшего мужа.

25. Прочитайте текст, содержащий шесть пронумерованных предложений. Определите, о каком понятии или явлении в нем идет речь, и внесите его в таблицу ответов в именительном падеже единственного числа.

(1) Это понятие обозначается латинским по происхождению словом. (2) Его синонимом в современном русском языке является понятие «основной закон». (3) В 1787 г. в США был составлен документ, в названии которого использовалось это понятие. (4) В XVIII–XIX вв. борьба за это понятие означала борьбу за свободу и гражданские права. (5) Обычно документ, обозначаемый этим понятием, действует на территории только той страны, в которой он был принят. (6) В современной России документ, обозначаемый этим понятием, был принят в 1993 г.


1.  20 р
2. національнокультурного відродження кінець 18го ~ початок 20го ст
3. і Стебло пряме або малогілчасте у верхній частині опушене короткими волосками
4. Регистрация в верхнем правом углу
5. Разработка системы автоматизированного электронного документооборота для предприятия
6. тема установлена в Англии в графстве Девоншир Стратотипы ярусов находятся в Арденнах Рейнских Сланцевых го
7. Основные типы стратегий бизнеса
8. тема Франции ldquo; Выполнил- сту
9. Туристический маршрут
10. Я режиссерсценарист а ещё веду семинары по творчеству
11. Понятие и предмет гражданского права
12. срезов измерений
13. на тему- Деформация рынка в условиях командноадминистративной системы Выполнил
14. ЗАДАНИЕ на дипломный проект по специальности 080504
15.  Социальное общение- роль и функции
16. Загрязнение пресных вод
17. Курсовая работа- Кожухотрубный одноходовой теплообменный аппарат с линзовым компенсатором на корпусе
18. Государственный музей-Заповедник коломенское
19. Белогрудый, или гималайский, медведь
20. технического прогресса развитии экономики.