Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Данная функция связана с другими функциями менеджмента- планированием; организацией; конт

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10


Значение управленческих решений для обеспечения успеха деятельности фирм

Главной функцией менеджмента и менеджера согласно их предназначению является разработка и принятие управленческих решений. Данная функция связана с другими функциями менеджмента:

•   планированием;

•   организацией;

•   контролем;

•   мотивацией.

Менеджер должен принимать обоснованные, взвешенные решения, представляющие собой звенья цепочки от поставленной цели до конкретного результата, и добиваться их исполнения. Принять решение — означает сделать выбор одной из альтернатив. Успешное принятие решения зависит от уровня профессиональных знаний менеджера.

Управленческие решения обладают рядом особенностей, отличающих их от других видов решений, принимаемых в организации (например, технических, организационных, сугубо профессиональных и т. д.), — в первую очередь:

•   масштабностью (охватывают более широкий круг людей);

•   психологической спецификой;

•   финансовыми последствиями;

•   экономическими аспектами.

При принятии многих управленческих решений можно столкнуться с непредсказуемостью, вероятностным результативным исходом, на который оказывает влияние очень большое количество различных факторов, в том числе внутреннего и внешнего характера. И тем выше непредсказуемость, чем ниже уровень профессионализма управленца (недостаточные знания в сфере кадрового менеджмента, методов социально-психологического воздействия, отсутствие навыков и знаний технологии разработки управленческих решений).

Особенности управленческих решений многоаспектны (рис. 1).

Рисунок 1 - Спектр особенностей управленческих решений

Из всего многообразия выделяют следующие аспекты:

экономический:

•   эффективность использования всех видов ресурсов;

•   материальная заинтересованность персонала;

•   правильность управленческих решений;

•   максимизация экономического эффекта;

социальный:

•   неформальная структура рабочих групп;

•   качество трудовой деятельности;

•   развитие системы участия в управлении;

•   внепроизводственная деятельность неформальных групп;

организационный:

•  делегирование полномочий;

•  локализация и устранение конфликтов;

•   разделение труда;

•   структуризация функций управления;

правовой:

•  соблюдение правовых норм при подготовке, принятии и реализации управленческих решений;

•   придание управленческому решению формы нормативного акта;

•   соблюдение и соответствие компетенции персонала по принятию решения;

•   распределение ответственности за выполнение принятого решения;

психологический:

•   учет инновационной готовности персонала;

•   оценка социально-психологического климата;

•   профессиональные качества руководителя;

•  деловые качества руководителя и психологический склад личности подчиненных;

педагогический:

•   воспитательный характер управленческих решений;

•   квалификационный рост персонала;

•   формирование позитивных моральных установок (формирование корпоративной культуры).

Отличие управленческих решений от производственных заключатся в объекте (разработчик принимает решения о механизмах, деталях, менеджер - об организации производства этих деталей). Особая роль отводится менеджеру не только в ходе разработки решения и его принятия, но и при реализации и контроле исполнения, поскольку на л ином этапе осуществляется обратная связь, и менеджер может оказывать корректирующие управляющие воздействия, совершенствуя при этом свой профессиональный уровень.

Принципы принятия управленческих решений

Единоначалие:

•  управленческие решения принимаются руководителем лично;

•   зачастую 90% таких решений подвергается критике;

•   как правило, такой принцип проявляется у авторитарных руководителей;

•   однако все шире распространяется система вовлечения исполнителей в процесс принятия решений.

Единогласие:

•   безоговорочная поддержка принимаемого решения;

• упор на этот принцип делается в экстремальных ситуациях и при отсутствии противоборствующих групп и коалиций.

Большинство:

•   используется в ситуациях с явно выраженными коалициями и/ или разными взглядами;

•   используется система голосования;

•   нет гарантии принятия качественного решения! Консенсус:

•   согласование по всем спорным вопросам и различным мнениям в процессе выработки решений;

•   использование этого принципа обусловлено влиянием следующих факторов:

а)  углублением демократизации, возможностью выразить свое мнение;

б) ростом информационных потоков и усложнением технико-экономических условий принятия управленческих решений.

Компромисс:

•   соглашение, достигаемое путем взаимных уступок;

•   уступки должны быть разумными!

Требования, предъявляемые к управленческим решениям

Чтобы принимаемое управленческое решение было эффективным, менеджер должен соблюдать все требования, предъявляемые к управленческим решениям:

Единство целей. Для удовлетворения этому требованию при разработке и принятии решения должно обеспечиваться условие его непротиворечивости ранее принятым целям.

Научная обоснованность и правомочность. Заключаются в обеспечении соответствия прав и обязанностей органов принятия решения. Научная обоснованность состоит в том, что каждое управленческое решение должно быть обязательно аргументировано и обосновано. Аргументы должны по возможности носить формализованный характер (статистические, экономические и другие данные).

Ясность формулировок — ориентация на конкретного исполнителя.

Краткость формулировок принятого решения. Выполнение этого требования повышает конкретность, действенность решений и способствует лучшему усвоению задачи исполнителем.

Своевременность и оперативность принятия решений, повышающие ценность принятого решения.

Объективность. Менеджеры не должны игнорировать фактические условия или фактическое положение дел при разработке вариантов решений.

Факторы, влияющие на принятие управленческих решений

Принятие управленческих решений осуществляется под воздействием ряда факторов.

Личностные оценки руководителя. Каждый руководитель как человек обладает системой ценностей, которая определяет его действия и 1ияет на процесс принятия им решений. Например, в процессе принятия управленческого решения руководитель, располагая информацией, может дать ее полностью или придержать (финансовые успехи, прибыль и т. д.).

Среда принятия решения, которая характеризуется условиями определенности или неопределенности.

В условиях определенности, например, руководитель, имея избыточную наличность, может принять решение о вложении ее в 5—10-процентные депозитные сертификаты или в другие банковские системы, при этом он уверен, что организация получит именно это (5-10%) количество процентов на вложенные средства. В условиях определенности руководитель, например, может точно установить затраты на производство, оказание услуг и т. д.

В условиях неопределенности, характеризующихся, как правило, финансовой, политической, экономической, социальной и т. п. нестабильностью, невозможно точно оценить вероятность потенциальных результатов, которая будет варьироваться от 0 до 1. Поэтому каждое важное решение формируется с учетом принципа компромисса.

Культурные различия, заключающиеся в том, каким рычагам отдается предпочтение в процессе управления, например, в данной стране или регионе, то есть используется «мягкий» или более «жесткий» подход к выработке и реализации управленческих решений, применяются подходы, имеющие крен в сторону индивидуализма (США) или, наоборот, в сторону национального коллективизма (Япония).

Информационные ограничения. Для принятия решения необходимо располагать достаточным, оптимальным или полным объемом информации. Любая информация стоит денег, даже в том случае, если она собирается именно на данной фирме, а уж тем более если ее необходимо получить из других источников. Поэтому требуется проведение предварительной оценки затрат на получение информации и выгоды от принятого решения.

В этих условиях возможны три варианта:

а) выгоды от исполнения принятого решения превышают либо практически сопоставимы с затратами на информацию. В этом случае имеет смысл вкладывать средства в получение информации;

б) до определенного момента расходы выгодны;

в) выгоды превосходят затраты.

Поведенческие ограничения. Руководители по-разному воспринимают значимость проблемы ограничения, по-разному оценивают альтернативы (рассматривают варианты), из-за чего возникают конфликты и несогласия в процессе принятия решения (то есть должны учитываться психологические и личностные особенности, которые могут существенно сказываться на окончательном выборе варианта решения) — например: антипатия, симпатия к работнику при увольнении.

Взаимосвязь решений. Данный фактор характеризуется тем, что выигрыш от принятия управленческого решения в одной сфере может повлечь за собой существенный проигрыш в другой. Например, решение руководителя об автоматизации производства, в частности внедрении автоматических линий, как правило, предполагает освобождение рабочих мест, а следовательно, и увольнение рабочих. При этом руководитель должен выбирать те решения, которые дают больший выигрыш.

Фактор сложности. Сложность исполнения (реализации) принятого решения зависит от того, какова степень охвата различных сфер деятельности фирмы при реализации решения. Чем сложнее решение, тем, как правило, шире круг охвата сфер (материально-техническая, кадровая, организационно-экономическая, маркетинговая, финансовая и т. д.). Чем больше направлений работ и чем больше людей (персонала) вовлечено в сферу реализации, тем сложнее и дороже реализация решений.

Перспективность действия решения. Поскольку любой вариант решения не исключает наряду с позитивными и негативных последствий, то необходимо, чтобы позитивные преобладали и способствовали развитию фирмы, выходу ее на более высокий уровень.

Фактор финансовых вложений и анализа финансовых вложений. При выборе решений, связанных с радикальными нововведениями, как правило, требуются значительные финансовые вложения, средства. Они могут быть собственными и/или заемными. Важно отслеживать и анализировать соотношение собственных и кредитных средств с тем, чтобы не оказаться в сильной зависимости от внешних источников финансирования и не обанкротиться.

Экономическая целесообразность принятия решения. Данный фактор связан с оценкой затрат и экономического эффекта, экономической выгоды и предполагает анализ соотношения выгоды и затрат.

Учет не только экономической выгоды, но и других видов эффекта, а именно: социального, нравственно-этического, технического.

Степень риска, связанного с последствиями от реализации решения. Данный фактор требует применения различных методик оценки рисков (финансовых, экономических и т. д.); соответственно, руководитель должен обладать навыками выполнения такого анализа.




1. Реферат- Внешняя политика Германии
2. А мы с вами наденем на чашки крохотные пряничные домики
3. Зображення плакатів у MSVisio та будування блок-схем алгоритмів
4.  Походження українського народу
5. на тему Методы психологической защиты Выполнил- студент группы ВЭД ~ 95
6. Вариант
7. культурной и административнополитической сферами
8. Дмитрий Валентинович Качество прод товаров
9. Внутренние болезни
10. побочную. Определитель равен произведению элементов главной диагонали минус произведение элементов поб
11. Программа 2 Парафин маска
12. план Дауэса был заменен планом Юнга1 значительно облегчившем Германии условия выплаты репараций
13. Темп поставило закрытому ак ционерному обществу Метизный завод партию металлических труб
14. тема маркетинга маркетинговое мышление
15.  По мнению И. Нонака Х
16. ТЕМА 59. ТВОИМ ОГНЕМ ДУША ПАЛИМА
17. Центр Электрон П
18. Х ГОДОВ БОЙКО Ольга Викторовна ~ кандидат социологических наук ассистент кафедры социальной антропологии
19. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Луган
20. Кекусинкай каратэ Г