Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Гигиена беременности Аборт и его последствия

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Акция
Закажите работу сегодня со скидкой до 5%
Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КАФЕДРА МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ

РЕФЕРАТ

“Гигиена беременности. Аборт и его последствия”

Научный руководитель:

Доцент, к.м.н. Кондратьев А.А.

Исполнитель: студентка

37 группы Эйберман В.М.

г.Владивосток

2001г.


Оглавление.

    Введение  …………………………………………….……………………..3

1.      Гигиена  беременности   ………………………………………….4-9

1.1 Питание   ……………………………………………………………4-6

1.2 Гигиена тела   ………………………………………………………6

1.3 Половая жизнь   …………………………………………..………...6

1.4 Физическая нагрузка  ………………………………………………6-7

1.5 Сон   …………………………………………………………………7-8

1.6 Лекарственные средства  …………………………………………..8

1.7 Алкоголь и никотин  ……………………………………………….8

1.8 Уход за зубами ……………………………………………………..8

1.9 Одежда и обувь …………………………………………………….8

Послесловие ………………………………………………………………..8-9

2.      Аборт и его последствия   ………………………………………….10-17

2.1 Кто и зачем это делает  ……………………………………………10

2.2 Виды абортов ………………………………………………………10-14

3.      Последствия  ………………………………………………………..15-16

4.      Не родившийся ребенок ……………………………………………17

Заключение …………………………………………………………………18

Список литературы  ………………………………………………………..19

Введение.

В  теме реферата присутствуют две крайности. Одна дарит жизнь, другая отнимает ее.  Много детей рождается , еще большему количеству так и не суждено будет появиться на свет. Новая жизнь прекрасна. Если мы получили дар- давать жизнь, мы должны использовать его.

Жизнь и смерть всегда были рядом. Люди приходят в этот мир и уходят в никуда, но существует грань, когда смерть становиться убийством . Перейти  через нее ли нет?  Можно ли оправдать смерть?

Цель раздела посвященного абортам состоит не в том, чтобы обсуждать возможность запрещения или разрешения данной манипуляции, а в том чтобы разъяснить начинающим половую жизнь или "стоящим" по ту сторону баррикад (мужчинам) насколько неприятна и вредна данная процедура и зачем подвергать свое здоровье или здоровье любимой риску, в то время, когда существуют другие более гуманные и безопасные средства контрацепции. Возможно ли  изменить способ мышления (менталитет) обывателя?  

Позиция состоит в том, чтобы высказать все за и против, а уж читателю самому решать, как жить дальше.

1. Гигиена беременности.

Условия жизни и режим беременной женщины — питание, труд, сон, отдых — имеют очень важное значение для правильного роста и развития ребенка.

1.1. Питание.

В настоящее время доказана ошибочность мнения о том, что как бы ни питалась беременная женщина, плод возьмет из ее организма все, что ему необходимо. Недостаточное, неполноценное питание будущей матери может привести к самопроизвольному аборту, рождению недоношенных детей, детей с малой массой и различными уродствами. Здоровье новорожденного в значительной мере зависит от питания беременной женщины, его разнообразия и регулярности. Последствия голодания матери могут отрицательно сказаться на детях и в более поздние сроки их жизни. Такие дети растут обычно слабыми и легко подвержены всевозможным заболеваниям.

Некоторые считают, что с наступлением беременности полезно избыточное питание. Это не так. Обильная еда и питье перегружают пищеварительный тракт, вызывают дополнительную нагрузку на сердце, печень, почки, которые и без того работают в этот период с повышенной нагрузкой.

Какую пищу и в каком количестве должна употреблять беременная женщина? Ее пища должна быть полноценной и состоять из разнообразных продуктов с достаточным содержанием белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей и витаминов. Особенно велика роль белка — основного строительного материала для растущего плода. Потребность в белках организма женщины во время беременности, особенно во второй ее половине, возрастает примерно на 50%.

Белки содержатся во многих продуктах животного и растительного происхождения. Наиболее богаты ими мясо, рыба, яйца, молоко, творог, горох, фасоль, хлебные и крупяные продукты (особенно овсяная крупа). Очень ценными являются молочные белки (молоко, творог, сыр), которые следует ежедневно включать в пищевой рацион беременной женщины.

Углеводы и жиры являются основными источниками энергии в организме человека. Углеводов много в различных овощах, хлебе, крупах, сахаре, меде, фруктах и ягодах. Они имеют большое значение для деятельности нервной системы, сердца, печени и других внутренних органов. Избыточное поступление углеводов в организм может привести к ожирению. Поэтому беременным женщинам, склонным к ожирению, надо ограничивать пищу, богатую углеводами.

Из жиров наиболее полезны жиры молочных продуктов (сливочное масло, сливки), которые легко усваиваются организмом. Из растительных жиров рекомендуется употреблять подсолнечное масло. Баранье, говяжье или свиное сало труднее переваривается, поэтому при беременности, особенно во второй ее половине, его употреблять не следует.

В период беременности значительно повышена потребность организма женщины в минеральных веществах, особенно в кальции и фосфоре. Эти соли необходимы для построения скелета плода и играют большую роль в обмене веществ матери. Увеличивается также потребность в солях железа, содержащихся в красных кровяных тельцах (эритроцитах) и играющих большую роль в усвоении организмом кислорода. Много минеральных солей содержится в овощах, фруктах, мясе, в хлебе из муки грубого помола, в гречневой крупе, молочных продуктах. Разнообразное питание обеспечивает организм женщины необходимым количеством минеральных веществ. Следует знать, что их недостаток в пище может способствовать заболеванию зубов

Особая роль в рационе беременной женщины принадлежит поваренной соли. Избыточное потребление соли приводит к задержке жидкости в организме и развитию отеков, поэтому во второй половине беременности употребление поваренной соли надо ограничить. Не следует также употреблять много жидкости. При нормальном течении беременности женщина может выпивать до 1 л жидкости в сутки, а при наклонности к отекам ее количество ограничивают.

Установлено, что во время беременности резко повышается потребность в витаминах. Они нужны для укрепления защитных сил матери и правильного формирования плода. При недостатке витаминов ухудшается общее состояние, появляются слабость, раздражительность, головная боль. В отдельных случаях выраженный дефицит некоторых витаминов в пище беременной женщины может нарушить развитие плода и привести к выкидышам и преждевременным родам.

Огромное значение для правильного развития беременности имеют витамины А, С,  Е и группы В. Недостаток витамина А неблагоприятно отражается на росте плода и даже может иногда вызвать его гибель. Витамином А богаты рыбий жир, печень, сливочное масло, яичный желток. В моркови, помидорах, шиповнике, абрикосах и других фруктах и овощах содержится особое вещество — каротин, обладающий способностью превращаться в организме человека в витамин А. Недостаток витаминов группы В (В1, В2) во время родов может явиться одной из причин слабости родовой деятельности. Витамины этой группы содержатся в черном хлебе, дрожжах, мясе, печени, овсяной и гречневой крупах. Витамин С (аскорбиновая кислота) повышает сопротивляемость организма к инфекциям; им богаты черная смородина, плоды шиповника, квашеная капуста, лимоны, кислые сорта яблок, апельсины, мандарины, крыжовник, клубника, малина. Недостаток витамина Е нарушает развитие плода. Витамина Е много в растительном масле, кукурузе, арахисе, горохе, салате, мясе, молочных продуктах.

Таким образом, многие вещества, употребляемые в пищу, содержат витамины, особенно в летнее время. Зимой и весной, когда снижается количество витаминов в овощах и фруктах, целесообразно принимать по назначению врача поливитаминные драже

Здоровая беременная женщина, обладающая хорошим аппетитом, в первую половину беременности может есть привычную для нее пищу. В этот период нередко возникает тяга к одним продуктам и отвращение к другим. В ранние сроки беременности не стоит ограничивать себя в еде. Надо при этом соблюдать лишь одно правило: питаться регулярно и разнообразно.

Если возникает тошнота в утренние часы, полезно первый завтрак принять в постели. Он может состоять из чашки не горячего кофе, бутерброда. При склонности к рвоте в первые месяцы беременности рекомендуется есть чаще и маленькими порциями. Облегчить или даже предотвратить рвоту по утрам иногда удается очень простым способом: проснувшись, еще в кровати выпить полстакана прохладной воды.

Во второй половине беременности, когда в связи с быстрым ростом плода возрастает нагрузка на печень и почки, режим питания следует изменить. Нужно исключить из рациона острые блюда — перец, горчицу, уксус. Супы должны быть преимущественно вегетарианские — овощные, молочные или фруктовые. Мясо или рыбу желательно включать в меню не чаще одного раза в день в отварном виде. Очень полезны в этот период молоко, простокваша, кефир,творог.

Принимать пищу беременной женщине надо не реже 4 раз в сутки, по возможности в одни и те же часы. Завтрак должен быть сытным и составлять 30 — 35% суточного рациона. В него необходимо включать горячее блюдо (каша, блинчики), салат из свежих или вареных овощей, а также чай, кофе или молоко, яйцо, сыр, масло. Обед состоит из 3 блюд и составляет около 40% суточного рациона. Первое блюдо — суп (овощной или молочный); второе — отварное мясо или рыба, паровые котлеты с овощным гарниром; третье — фрукты, ягоды, компот, кисель. Остальные 25% дневного рациона приходятся на ужин, который должен состоять из легких блюд (яичница, каша, творожные и овощные запеканки, салат). В 21—22 ч желательно дополнительно принимать простоквашу, однодневный кефир, компот и др.

В последние месяцы беременности часто возникают запоры. В этих случаях полезно есть натощак простоквашу, фрукты, салат из моркови, капусты, свеклы или выпивать стакан воды комнатной температуры. Без назначения врача нельзя принимать слабительные средства, так как они могут вызвать сокращения матки.

Правильное питание беременной женщины, соблюдение ею диеты предупреждает развитие так называемых токсикозов беременности — особых состояний, часто возникающих в этом периоде.

1.2. Гигиена тела.

В период беременности очень важно соблюдать ряд гигиенических правил. Основным требованием гигиены беременной женщины является чистота тела. Кожа наряду с легкими участвует в дыхании, выделяет с потом некоторые продукты обмена, что облегчает работу почек, защищает организм от проникновения болезнетворных микробов. Наконец, чистая кожа, свежее белье способствуют хорошему самочувствию и бодрому настроению. Полезно принимать теплый душ, ежедневно обтирать водой комнатной температуры все тело с последующим растиранием жестким полотенцем. Это укрепляет нервную систему, улучшает кровообращение и дыхание. Беременной женщине нельзя мыться в жарко натопленной бане, с 32-й недели беременности запрещается принимать ванну, в то время как душ до самых родов считается очень полезной процедурой. Постельное белье надо менять еженедельно, а нательное — еще чаще. Особое внимание следует уделять уходу за молочными железами. Их надо обмывать утром и вечером теплой водой с мылом, затем вытирать насухо жестким полотенцем, стараясь при этом не повредить нежную кожу соска. Также важен уход за наружными половыми органами. Беременной женщине рекомендуется подмываться дважды в день под струёй теплой воды с мылом.

В период беременности надо бывать на свежем воздухе не менее 3 ч в день. Чистый воздух улучшает кровообращение и дыхание, он необходим не только для здоровья женщины, но и для правильного развития ребенка. Очень полезны воздушные ванны в тени. Принимать солнечные ванны не рекомендуется.

Надо поддерживать чистоту в помещении, систематически проветривать его и делать влажную уборку. Температура воздуха в комнате должна быть не выше 18—20°С, в противном случае у беременной женщины затрудняется дыхание и кровообращение. Нельзя разрешать курить в комнате, где находится беременная

1.3. Половая жизнь.

Половая жизнь в первые месяцы беременности должна быть ограничена во избежание кровотечения и выкидыша. За 2 месÿöà до родов ее надо прекратить из опасения преждевременных родов и занесения в половые пути инфекции.

1.4. Физическая нагрузка.

Здоровая женщина при нормальном течении беременности может продолжать привычные для нее физические упражнения. Обязательной должна быть утренняя гимнастика, возможны также занятия легкими видами спорта. Однако при этом запрещаются упражнения, связанные с сотрясением тела, большим напряжением и задержкой дыхания (прыжки и др.). Не рекомендуются спортивные игры, при которых возможны толчки, удары и падения. Беременным нельзя участвовать в спортивных состязаниях, так как это сопровождается не только большой физической нагрузкой, но и нервным напряжением.

Целесообразно проводить физические упражнения по особому комплексу при беременности, которому обучают в женской консультации. В этот комплекс входят упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса и тазового дна, что важно для предстоящих родов. Количество упражнений должно соответствовать физическому развитию и тренированности женщины. Общая длительность занятий не должна превышать 10 мин.

Óïðàæíåíèÿ: 1.Äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ëåæà. Ðóêè ìåäëåííî çàïðîêèäûâàþòñÿ íàçàä(ãëóáîêèé âäîõ ÷åðåç íîñ), ðóêè ìåäëåííî âûòÿãèâàþòñÿ âäîëü òóëîâèùà(âûäîõ ÷åðåç ðîò)(ðèñ.1,1).  2. Äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñòîÿ íà êîëåíÿõ. Ðóêè, âûòÿíóòûå âïåðåä, ìåäëåííî îòâîäÿòñÿ â òîðîíû(âäîõ), ìåäëåííîâîçâðàùàþòñÿ â èõîäíîå ïîëîæåíèå (âûäîõ) (ðèñ.1,2). 3.Äûõàòåëüíîå óïðàæíåíèå ñòîÿ: руки медленно поднимаются до уровня плеч (вдох), руки медленно опускаются (выдох). 4.Упражнение для мышц тазового дна: сближение руками колен при сопротивлении последних (рис.1, 3). 5.Сближение колен при задерживании   руками   этого   движения (рис. 1, 4).  6.При подъеме — вдох, при опускании — выдох (рис.1, 5).   7. Сидя на коврике, ноги разводят в стороны (вдох) и сдвигают (выдох) (рис.1, 6). 8. Упражнение попеременно для каждой ноги, обязательно держась   рукой   за   спинку   стула (рис. 1, 7). 9. Из положения лежа на спине подъем на руках (вдох) (рис.1, 8) и затем медленное возвращение в исходное положение (выдох).  10. В положении стоя или стоя на коленях поворот туловища в сторону (вдох), возвращение   в   исходное   положение (рис.1,9)   (выдох).  11.Стоя с несколько расставленными ногами сгибание туловища (выдох) и разгибание (вдох). В последние месяцы беременности это упражнение не рекомендуется (рис.1,10).  12.Из того же положения проводятся наклоны туловища в стороны (рис.1,11).  13.Стоя у спинки стула, отведение ноги (вдох) и возвращение ноги в исходное положение (выдох). Обязательно держаться за спинку стула (рис.1, 12).  14. Сидя на коврике, попеременное сгибание  и  разгибание ног, приближая колено к животу.  15. Поднимание (вдох) и опускание ног (выдох) (рис. 1, 13).  16.Свободные легкие взмахи ногами  (попеременно) вперед (вдох) и назад (выдох) (рис. 1, 14).  17.Сгибание и разгибание спины в положении сидя. Все упражнения следует делать медленно, плавно, избегая быстрых и резких движений; после каждого упражнения следует полностью расслаблять мускулатуру.

 После гимнастики полезно обтереть тело теплой водой или принять душ. Все физические упражнения беременная женщина проводит с разрешения врача.

В большинстве случаев во время беременности женщина продолжает выполнять свою обычную работу. Однако, если эта работа связана с поднятием тяжестей, большим напряжением мышц или сотрясением тела (например, при работе на тракторе, кране и т. п.), женщина нуждается в переводе на более легкую работу. Умеренный физический и умственный труд влияет на женщину благотворно, и наоборот, бездействие и длительное лежание приводят к ожирению, вялости мускулатуры, раздражительности.

1.5. Сон.

Беременная женщина быстрее утомляется, у нее чаще возникает потребность во сне. Поэтому она должна спать ночью не менее 8 ч, кроме того, днем следует спать или отдыхать лежа в течение 1ч. Перед сном рекомендуется хорошо проветрить помещение. При появлении бессонницы надо, прежде всего, подумать о допущенных нарушениях режима: чрезмерная работа, недостаточное пребывание на воздухе, неправильное питание и др. При бессоннице нельзя без совета врача принимать снотворные средства. Надо знать о возможном неблагоприятном влиянии их на плод. Так, в ряде капиталистических стран Европы и Америки отмечены многочисленные случаи уродств конечностей у детей, возникших вследствие приема беременными женщинами снотворного препарата талидомида.

1.6. Лекарственные средства.

В период беременности вообще следует избегать необоснованного приема лекарств без назначения врача. А между тем беременные женщины нередко при недомогании, ангине, головной боли по своей инициативе принимают антибиотики, стрептоцид, пирамидон, люминал, анальгин и другие препараты. Делать этого не следует, так как плод очень чувствителен к вводимым в организм женщины лекарствам. При этом надо учесть, что многие лекарства, принятые беременной, проникают в организм плода быстро, а выводятся медленно и потому накапливаются в высоких концентрациях. Это может вызвать повреждение внутренних органов плода и заболевания в период новорожденности.

1.7. Алкоголь и никотин.

Врачу часто задают вопрос, можно ли во время беременности принимать алкогольные напитки? На этот вопрос надо ответить отрицательно. Наблюдения показали, что уже через 10— 15 мин, после того как беременная женщина выпьет рюмку вина, в крови плода появляются следы алкоголя. Для развивающегося плода это очень сильный яд, который может нарушить формирование его центральной нервной системы и отразиться в будущем на умственных способностях ребенка. Вредно действует .прием алкогольных напитков (вина, пива) и на женщину, у которой может наступить сокращение матки и самопроизвольный выкидыш. Не менее вредно и курение во время беременности. Никотин, попав из организма матери в кровь плода, может нарушить его правильное развитие.

1.8. Уход за зубами.

Очень важен тщательный уход за зубами. Утром и вечером следует чистить зубы щеткой с зубным порошком или пастой, а после еды полоскать рот водой, чтобы очистить его от остатков пищи. Беременная должна посетить зубного врача и вылечить, а при необходимости удалить больные зубы. Наличие испорченных зубов у беременной женщины может осложнить течение послеродового периода и вызвать заболевание плода. Для сохранения зубов при беременности надо употреблять достаточное количество овощей и фруктов, наиболее богатых минеральными солями.

1.9. Одежда и обувь.

Следует обращать внимание на одежду и обувь. Одежда должна быть свободной и не стягивать грудь и живот, особенно во второй половине беременности. Начиная с V — VI месяца беременности необходимо носить бандаж, который предохраняет мышцы брюшной стенки от перерастяжения, облегчает движения и способствует правильному положению плода. Бандаж надевают в положении лежа, на ночь его снимают. Обувь беременной женщины должна быть в меру свободной, на широком низком каблуке. Обувь на высоком каблуке во второй половине беременности создает затруднения для сохранения равновесия тела, вызывает напряжение мышц нижних конечностей и спины

Послесловие.

При появлении первых признаков беременности женщина должна обратиться в консультацию и в дальнейшем посещать ее регулярно. Это поможет врачу правильно определить срок беременности и своевременно выявить возможные нарушения в ее течении. В женской консультации беременная получает необходимые сведения о механизме родов и правилах поведения в это время. Знание этих правил значительно облегчает течение родов.

Беременная женщина должна всегда помнить, что от ее образа жизни и поведения во многом зависит здоровье будущего ребенка.

После родов женщина также должна соблюдать ряд гигиенических правил, главное из которых — тщательный уход за телом. Необходимо ежедневно обмываться до пояса теплой водой. Молочные железы следует обмывать дополнительно перед каждым кормлением ребенка. Для предупреждения и лечения трещин сосков надо применять воздушные ванны для молочных желез в течение 10 — 15 мин, в теплое время года эту процедуру можно проводить на открытом воздухе. Менять нательное и постельное белье следует не реже одного раза в неделю, а в первое время после родов еще чаще. Здоровым родильницам со 2-го дня после нормальных родов назначают гимнастические упражнения, которые способствуют более быстрому восстановлению сил, укрепляют тонус растянутых в период беременности мышц и кожи брюшной стенки и улучшают работу внутренних органов. Занятие гимнастикой не должно вызывать физического перенапряжения В течение всего периода кормления грудью так же, как и при беременности, врачи накладывают строгий запрет на курение и алкогольные напитки, в том числе легкое вино, пиво, домашние наливки.

ля кормящей женщины не менее важны, чем для беременной, достаточное пребывание на свежем воздухе, правильный распорядок дня с рациональным чередованием труда и отдыха, спокойный ночной сон.

Такова в основном система гигиенических правил и режима беременной женщины и кормящей матери. Соблюдение ее в большинстве случаев обеспечивает нормальные условия развития плода, рождение здорового ребенка и сохранение здоровья женщины-матери.

2.Аборт и его последствия.

 1920 ãîäó Ëåíèíûì áûë ïîäïèñàí äåêðåò, ðàçðåøàþùèé ïðîâåäåíèå àáîðòîâ â ìåäèöèíñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ ïî ñîöèàëüíûì ïîêàçàíèÿì, à òàêæå ïî æåëàíèþ æåíùèíû. Òàê Ðîññèÿ îêàçàëàñü ïåðâîé â ìèðå ñòðàíîé, ãäå ïðîâåäåíèå àáîðòîâ ñòàëî ðàçðåøåíî çàêîíîäàòåëüñòâîì.  äðóãèõ ñòðàíàõ ýòî ïðîèçîøëî çíà÷èòåëüíî ïîçæå, â 70-80-õ ãîäàõ XX ñòîëåòèÿ, è ÿâèëîñü ñëåäñòâèåì ñåêñóàëüíîé ðåâîëþöèè. Ñåãîäíÿ â íàøåé ñòðàíå ïðîèçâîäèòñÿ ïðèáëèçèòåëüíî 4 ìëí àáîðòîâ â ãîä, ÷òî ïîçâîëÿåò åé óâåðåííî çàíèìàòü ïåðâîå ìåñòî â ìèðå ïî ýòîìó ïîêàçàòåëþ. Ïðè ýòîì íà êàæäîãî íîâîðîæäåííîãî ìëàäåíöà ïðèõîäèòñÿ äâîå, íå ïîÿâèâøèõñÿ íà ñâåò â ðåçóëüòàòå àáîðòà, è ýòîò ïîêàçàòåëü ðàñòåò ãîä îò ãîäà. Ìíîãèå ñïåöèàëèñòû ñ÷èòàþò, ÷òî äëÿ îòðàæåíèÿ ðåàëüíîãî ïîëîæåíèÿ âåùåé ýòè ïîêàçàòåëè ñëåäóåò êàê ìèíèìóì óäâîèòü.

Ïðè ýòîì ãîâîðÿò è ïèøóò îá àáîðòàõ â Ðîññèè î÷åíü ìàëî - íàñòîëüêî ìàëî, ÷òî äàëåêî íå êàæäàÿ æåíùèíà âîîáùå çíàåò ÷òî-íèáóäü ïðî àáîðò - ïîìèìî òîãî, ÷òî îí ñóùåñòâóåò. Âîçìîæíî, ïðè÷èíà ýòîãî äîñòàòî÷íî ïðîñòà - òå, êòî ìîæåò è äîëæåí ãîâîðèòü è ïèñàòü îá àáîðòàõ, íå õîòÿò äåëàòü ýòîãî, ïîäñîçíàòåëüíî ÷óâñòâóÿ ñâîþ âèíó çà ïðè÷àñòíîñòü ê ýòîìó äåÿíèþ â òîì èëè èíîì âèäå. Íèêòî íå îòðèöàåò, ÷òî ïðîáëåìà ýòà "íåïðèÿòíàÿ", ïîýòîìó ñòîèò ãîâîðèòü î ÷åì-íèáóäü áîëåå ïðèÿòíîì. Íî åñëè ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ òàêèì ïîäõîäîì, òî íóæíî íà÷àòü óâåðÿòü áîëüíîãî ÷åëîâåêà â òîì, ÷òî îí çäîðîâ, âìåñòî òîãî, ÷òîáû íà÷àòü ëå÷èòü åãî. Ïîýòîìó ñëåäóåò ïîïðîáîâàòü ðàññêàçàòü îá àáîðòàõ, ïîêàçàâ ýòó ïðîáëåìó ñ ðàçíûõ òî÷åê çðåíèÿ è îñâåòèâ åå êàê ìîæíî îáúåêòèâíåå.

2.1. Êòî è çà÷åì ýòî äåëàåò.

Ìîæíî âûäåëèòü òðè ãðóïïû æåíùèí, èäóùèõ íà ýòó âàðâàðñêóþ, íî ïîðîþ íåîáõîäèìóþ ïðîöåäóðó:

1. Ñåêñóàëüíî áåñãðàìîòíûå ïîäðîñòêè- ìîëîäåíüêèå äåâî÷êè (15% îò âñåõ àáîðòèðóåìûõ), êîòîðûå íåäàâíî ïîçíàëè "âçðîñëóþ" æèçíü. Êàê ïðàâèëî, îíè ïîëíîñòüþ çàâèñèìû îò ðîäèòåëåé, ñîöèàëüíî íåñîñòîÿòåëüíû.  Ó äåâî÷åê - ïîäðîñòêîâ 15-17 ëåò 75% áåðåìåííîñòåé çàêàí÷èâàåòñÿ àáîðòîì, ò.å. íà 1 ðîäû ïðèõîäèòñÿ îêîëî 5 àáîðòîâ. Èç - çà òîãî, ÷òî äåâî÷êè áîÿòüñÿ íàêàçàíèÿ ñî ñòîðîíû ìàì. Êîòîðûå, â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ, óçíàþò î áåðåìåííîñòè ÷àäà ïîçäíî.

2. Æåíùèíû ñ “áåçâûõîäíîé” ñèòóàöèåé.  ýòó ãðóïïó âõîäÿò áîëåå ôèçè÷åñêè è íðàâñòâåííî çðåëûå æåíùèíû. Íà àáîðò èõ âûíóæäàåò ïîéòè íå ïëàíèðóåìàÿ áåðåìåííîñòü âîçíèêøàÿ â ðåçóëüòàòå, íåýôôåêòèâíîñòè òàáëåòîê èëè äðóãèõ ñðåäñòâ îò áåðåìåííîñòè, èçíàñèëîâàíèÿ èëè ïðè íåâîçìîæíîñòè ïðîäîëæàòü áåðåìåííîñòü â ñâÿçè ñ òÿæåëîé îñòðî âîçíèêøåé áîëåçíüþ, ñî ñìåðòüþ èëè ðàçâîäîì ñ ìóæåì, ïðè îòñóòñòâèè ñîöèàëüíûõ óñëîâèé äëÿ âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà.

3. Æåíùèíû, ñîçíàòåëüíî èñïîëüçóþùèå àáîðò, êàê ñðåäñòâî äëÿ "ïðåäîõðàíåíèÿ îò áåðåìåííîñòè". Ïîäîáíî íàøèì 60 -70 ëåòíèì áàáóøêàì, êîòîðûå íå çíàëè äðóãîãî ñðåäñòâà çàùèòû îò áåðåìåííîñòè, êàê àáîðò, èõ ñîâðåìåííèöû, â ñèëó ñâîåé íåïðîñâåùåííîñòè, íèçêîãî ñîöèàëüíîãî è îáðàçîâàòåëüíîãî óðîâíÿ, íèùåòû, èäóò íà àáîðò.

2.2. Âèäû àáîðòîâ .

Ñóùåñòâóþò ðàçëè÷íûå âèäû âûïîëíåíèÿ îïåðàöèè ïî ïðåðûâàíèþ áåðåìåííîñòè, ïðè ýòîì êàæäàÿ îïåðàöèÿ ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ âûïîëíåíèÿ ëèøü íà îïðåäåëåííîì ñðîêå áåðåìåííîñòè è îòëè÷àåòñÿ ñâîèìè îñîáåííîñòÿìè è îñëîæíåíèÿìè.

Ìèíè-àáîðò - ýòîò ìåòîä ïðèìåíÿåòñÿ äî ñðîêà 4 íåäåëü áåðåìåííîñòè.  õîäå òàêîé îïåðàöèè â øåéêó ìàòêè ïîñëåäîâàòåëüíî ââîäÿòñÿ ìåòàëëè÷åñêèå ðàñøèðèòåëè, ïðè ýòîì êàæäûé ñëåäóþùèé èíñòðóìåíò áîëüøå ïðåäûäóùåãî ïî äèàìåòðó. Ïîñëå ýòèõ ìàíèïóëÿöèé â ìàòêó ââîäèòñÿ òðóáêà îò âàêóóìíîãî àñïèðàòîðà. Ñîçäàâøååñÿ îòðèöàòåëüíîå äàâëåíèå ñïîñîáñòâóåò îòñàñûâàíèþ âíóòðåííåãî ñëîÿ ìàòêè (ýíäîìåòðèÿ) è îðãàíèçìà ðåáåíêà. Åñëè àáîðò âûïîëíÿåòñÿ ïðè ñðîêå áîëåå 4 íåäåëü, îðãàíèçì ðåáåíêà ïðè ýòîì ðàçðûâàåòñÿ íà ÷àñòè.

Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ìèíè-àáîðò áûë èçîáðåòåí åùå â 1927 ãîäó ðóññêèì ó÷åíûì.

 60-õ ãîäàõ íàøåãî ñòîëåòèÿ ñòàëè ïðîèçâîäèòü àáîðò ïóòåì îòñàñûâàíèÿ ñîäåðæèìîãî áåðåìåííîé ìàòêè ïðè ïîìîùè ìåòàëëè÷åñêèõ öèëèíäðè÷åñêèõ íàêîíå÷íèêîâ ñ áîêîâûìè îòâåðñòèÿìè è ýëåêòðîâàêóóìíûì íàñîñîì. Ýòîò ñïîñîá îêàçàëñÿ çíà÷èòåëüíî ëó÷øå, òàê êàê ïîçâîëèë ñîêðàòèòü ïðîäîëæèòåëüíîñòü îïåðàöèè è óìåíüøèë âîçìîæíîñòü îñëîæíåíèé: ïåðôîðàöèè ìàòêè, êðîâîòå÷åíèé, çàíåñåíèÿ èíôåêöèè. ×åì áîëüøå ñðîê áåðåìåííîñòè, òåì âåðîÿòíåå îñëîæíåíèÿ ïîñëå îïåðàöèè.

Ñ óâåëè÷åíèåì ñðîêà áåðåìåííîñòè â æåíñêîì îðãàíèçìå íà÷èíàåòñÿ ãîðìîíàëüíàÿ ïåðåñòðîéêà, êîòîðóþ àáîðò íàðóøàåò, ïðîèñõîäèò ñáîé, äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ òðåáóåòñÿ âðåìÿ. Ïîýòîìó ÷åì ìåíüøå ðàçìåð ïîëîñòè ìàòêè è ïëîäíîãî ÿéöà, òåì, åñòåñòâåííî, ìåíüøå ïîâðåæäàþòñÿ ñîñóäû, à çíà÷èò, ìåíåå äðàìàòè÷íî ïðîòåêàåò àáîðò.

Ëó÷øå âñåãî ïðîâîäèòü åãî ïðè 4-5-íåäåëüíîé áåðåìåííîñòè. Ïðè ìèíè-àáîðòå îò ìåòàëëè÷åñêèõ ðàñøèðèòåëåé îòêàçûâàþòñÿ, òî åñòü íå ïîäâåðãàþò ðèñêó òðàâìû ìûøå÷íûé àïïàðàò øåéêè ìàòêè, òîãäà ðåæå âîçíèêàþò îñëîæíåíèÿ, êîòîðûå â äàëüíåéøåì íåðåäêî ñòàíîâÿòñÿ ïðè÷èíîé íåâûíàøèâàíèÿ, åñëè æåíùèíà çàõî÷åò ðîäèòü. Ïðè àáîðòå íà ðàííåé ñòàäèè áåðåìåííîñòè íå òðåáóåòñÿ îáùèé íàðêîç, êîòîðûé ñàì ïî ñåáå - äîñòàòî÷íî ñåðüåçíîå âìåøàòåëüñòâî â îðãàíèçì æåíùèíû. Ìèíè-àáîðò æåíùèíàì ïðîâîäÿò ïîä ìåñòíîé àíåñòåçèåé.

Ïîñëå ìèíè-àáîðòà æåíùèíå íåîáõîäèìî ìèíóò 30-40 ïîëåæàòü, à ÷åðåç 2-3 ÷àñà îíà ìîæåò âåðíóòüñÿ ê ïîâñåäíåâíîé æèçíè.

Îñëîæíåíèé ïîñëå ìèíè-àáîðòîâ â 5-6 ðàç ìåíüøå, ÷åì ïîñëå àáîðòîâ, ïðîâåäåííûõ òðàäèöèîííûì ñïîñîáîì. Íî, ê ñîæàëåíèþ, è ïðè ìèíè-àáîðòå îñëîæíåíèÿ âñå-òàêè ñëó÷àþòñÿ.

Ïîýòîìó òðè-÷åòûðå äíÿ ïîñëå àáîðòà ñëåäóåò èçáåãàòü ïåðåîõëàæäåíèé, èñêëþ÷àòü ôèçè÷åñêèå ïåðåãðóçêè.  òå÷åíèå òðåõ íåäåëü çàïðåùàåòñÿ ïîëîâàÿ æèçíü. Äëÿ òîãî ÷òîáû ñîêðàùåíèå ìàòêè ïðîõîäèëî íîðìàëüíî, âàæíî ñëåäèòü çà ñâîåâðåìåííûì îïîðîæíåíèåì êèøå÷íèêà è ìî÷åâîãî ïóçûðÿ.

×åðåç äâå íåäåëè ïîñëå îïåðàöèè îáÿçàòåëüíî íóæíî ïîêàçàòüñÿ ãèíåêîëîãó, èáî ó îäíîãî ïðîöåíòà ïîñëå ìèíè-àáîðòà âñå-òàêè âîçìîæíî ïðîäîëæåíèå ðàçâèòèÿ áåðåìåííîñòè - ÷àùå â ìàòêå, ðåæå - âíå åå. Ïðè÷èíà â òîì, ÷òî àáîðò ïðîâîäèëñÿ ïðè ìàëîì ñðîêå è ïðåðâàòü áåðåìåííîñòü âñå-òàêè íå óäàëîñü èëè æå íå ðàñïîçíàëè âíåìàòî÷íóþ áåðåìåííîñòü.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè ê ïðîâåäåíèþ ìèíè-àáîðòà ìîãóò áûòü ãèíåêîëîãè÷åñêèå èëè îáùåâîñïàëèòåëüíûå è èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ.

Êëàññè÷åñêèé àáîðò.

Ê ñîæàëåíèþ äëÿ ìíîãèõ æåíùèí Ðîññèè ýòîò ìåòîä ÿâëÿåòñÿ ãëàâíûì ñðåäñòâîì ïðåäîõðàíåíèÿ îò áåðåìåííîñòè. Çà ãîä â ìèðå 60 000 000 ïðåäñòàâèòåëüíèö ïðåêðàñíîãî ïîëà ïðîõîäèò ÷åðåç àáîðòàðèé. Èç òðåõ áåðåìåííîñòåé ëèøü îäíà çàêàí÷èâàåòñÿ ðîäàìè, à äâå - àáîðòàìè.

Ïðîöåññ ïîäãîòîâêè áîëåå ñëîæåí:

 ñòàöèîíàðå âðà÷ - ãèíåêîëîã îñìàòðèâàåò æåíùèíó íà ãèíåêîëîãè÷åñêîì êðåñëå, óòî÷íÿåò ñðîê ïîñëåäíåé ìåíñòðóàöèè, óñòàíàâëèâàåò ïðåäïîëàãàåìûé ñðîê áåðåìåííîñòè. Çàâîäèòñÿ ñïåöèàëüíàÿ ìåäèöèíñêàÿ êàðòî÷êà. Îò æåíùèíû ïîëó÷àåòñÿ ïèñüìåííîå ïîäòâåðæäåíèå î ñîãëàñèè íà îïåðàöèþ è î òîì, ÷òî îíà ïðåäóïðåæäåíà î âîçìîæíûõ îñëîæíåíèÿõ.

Çàòåì æåíùèíó êîíñóëüòèðóåò âðà÷ - àíåñòåçèîëîã, èíòåðåñóåòñÿ àëëåðãèÿìè, ïåðåíîñèìîñòüþ íàðêîçà. Ïîëó÷àåò ïèñüìåííîå ñîãëàñèå íà ïðîâåäåíèå àíåñòåçèè.

Æåíùèíà ïðîõîäèò â ìàëóþ îïåðàöèîííóþ, îäåâàåò áàõèëû, ëîæèòñÿ íà êðåñëî. Ðÿäîì íàõîäèòñÿ âðà÷, ïðîèçâîäÿùèé àáîðò è àíåñòåçèñòêà. Âðà÷ â ïðèñóòñòâèè ñåñòðû â ïîñëåäíèé ðàç ïðåäëàãàåò æåíùèíå îòêàçàòüñÿ îò ïðîâåäåíèÿ èñêóññòâåííîãî ïðåðûâàíèÿ áåðåìåííîñòè. Åñëè æå æåíùèíà, íåñìîòðÿ íà óãîâîðû, âñå æå õî÷åò ñäåëàòü àáîðò, àíåñòåçèñòêà ââîäèò Êåòàìèí èëè Êàëèïñîë. ×åðåç 20-30 ñåêóíä æåíùèíà òåðÿåò ñîçíàíèå!

Ñóòü àáîðòà çàêëþ÷àåòñÿ â óäàëåíèè èç ìàòêè îïëîäîòâîðåííîé ÿéöåêëåòêè. Âíà÷àëå âëàãàëèùå îáåççàðàæèâàþò ñïèðòîì è éîäîì. Çàòåì ñïåöèàëüíûìè "ïóëåâûìè" ùèïöàìè çà âåðõíþþ ãóáó íàðóæó èç âëàãàëèùà âûòàñêèâàþò øåéêó ìàòêè.

×òîáû ïîïàñòü âíóòðü ìàòêè, ðàñòÿãèâàþò êàíàë øåéêè ìàòêè ñïåöèàëüíûìè ðàñøèðèòåëÿìè, ïî - íàó÷íîìó íàçûâàþùèìèñÿ ðàñøèðèòåëÿìè Ãåãàðà(ðèñ.2). Ââîäÿò ñíà÷àëà ñàìûé òîíêèé ðàñøèðèòåëü, çàòåì çàìåíÿÿ åãî íà áîëåå òîëñòûå.

 Íà Çàïàäå îêîëî 10 ëåò èñïîëüçóþòñÿ îäíîðàçîâûå ñòóïåí÷àòûå äèëÿòàòîðû. Ó íàñ â ñèëó ðîñòà ãåïàòèòà è ÂÈ× - èíôåêöèè òîëüêî íà÷àëè çàäóìûâàòüñÿ î ïðèìåíåíèè îäíîðàçîâîãî èíñòðóìåíòàðèÿ. Ê ñîæàëåíèþ îòíîñèòåëüíàÿ äîðîãîâèçíà îäíîðàçîâîãî ãèíåêîëîãè÷åñêîãî èíñòðóìåíòàðèÿ îãðàíè÷èâàåò åãî øèðîêîå ïðèìåíåíèå.

Ïîñëå ïðîíèêíîâåíèÿ â ìàòêó äîêòîð áåðåò â ðóêè êþðåòêó ( ðèñ.3). Íàäî çàìåòèòü, ÷òî âíóòðåííÿÿ ñòîðîíà êþðåòêè îñòðåå ëåçâèÿ áðèòâû. Èìåííî ýòîé îñòðîé ñòîðîíîé âðà÷ ñðåçàåò,  âíóòðåííèé ñëîé ìàòêè (ýíäîìåòðèé) âìåñòå ñ îïëîäîòâîðåííîé ÿéöåêëåòêîé (ïëîäíûì ÿéöîì). À åñëè êðóïíûå êóñêè âíóòðåííåãî ñëîÿ íå õîòÿò îòðåçàòüñÿ, òî ïðè ïîìîùè àáîðòíûõ ùèïöîâ /àáîðòöàíã/ èõ ïîïðîñòó îòêóñûâàþò. Î òîì, ÷òî àáîðò çàêîí÷åí, ñâèäåòåëüñòâóåò ñïåöèôè÷åñêèõ õðóñò, ñîçäàþùèéñÿ ïðè òðåíèè êþðåòêè î âíóòðåííþþ ïîâåðõíîñòü ìàòêè (êàìáèàëüíûé ñëîé ýíäîìåòðèÿ). Íà ïîñëåäíåì ýòàïå ââîäÿòñÿ ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, ñîêðàùàþùèå ìàòêó.

Ïîñëå âûñêàáëèâàíèÿ ïðîâîäÿò î÷èñòêó ïîëîñòè ìàòêè ïðè ïîìîùè âàêóóì - ýêñòðàêòîðà.  èäåàëå ïîñëå ïðîâåäåíèÿ àáîðòà íóæíî ïðîèçâåñòè ãèñòåðîñêîïèþ èëè êîíòðîëüíûé óëüòðàçâóê, ÷òîáû óáåäèòüñÿ, ÷òî àáîðò ïðîøåë õîðîøî.  Òàêæå íåîáõîäèì ìàññàæ ìàòêè, îñîáåííî ïðè ïåðâîì àáîðòå è íàçíà÷åíèå äèàäèíàìè÷åñêèõ òîêîâ. Äîïîëíèòåëüíûå èññëåäîâàíèÿ è ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ïðîöåäóðû ïîçâîëÿþò ïðåäóïðåäèòü îñëîæíåíèÿ àáîðòà.

Íàðêîòè÷åñêèå ñðåäñòâà, ïðåäíàçíà÷åííûå äëÿ àíåñòåçèîëîãè÷åñêîãî îáåñïå÷åíèÿ àáîðòà îáëàäàþò êîðîòêèì äåéñòâèåì (5-10 ìèíóò). Êîãäà îïåðàöèÿ çàêàí÷èâàåòñÿ, æåíùèíó ïðèâîäÿò â ÷óâñòâà. Çàòåì íà êàòàëêå èç ìàëîé îïåðàöèîííîé ïåðåâîäÿò â ïàëàòó. Íà æèâîò ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè êðîâîòå÷åíèÿ êëàäóò ïóçûðü ñî ëüäîì. 2-3 ÷àñà æåíùèíà íàõîäèòñÿ ïîä íàáëþäåíèåì. Çàòåì ïîñëå îáñëåäîâàíèÿ, âûïèñûâàåòñÿ äîìîé.

Èíûå âèäû àáîðòîâ.

Íà ñðîêå 18-27 íåäåëü ÷àñòî ïðèìåíÿåòñÿ ìåòîä èíòðààìíèàëüíîãî ââåäåíèÿ æèäêîñòåé. Ïîñëå ðàñøèðåíèÿ øåå÷íîãî êàíàëà â ìàòêó ââîäèòñÿ äëèííàÿ òîëñòàÿ èãëà, êîòîðàÿ ïðîêàëûâàåò ïëîäíûé ïóçûðü è îòñàñûâàåò íåêîòîðîå êîëè÷åñòâî ïëîäíûõ âîä. Ïîñëå ýòîãî ïî ýòîé èãëå â ìàòêó ââîäèòñÿ ðàâíûé îáúåì êîíöåíòðèðîâàííîãî ðàñòâîðà ïîâàðåííîé ñîëè è ãëþêîçû. Ñîãëàñíî íàó÷íûì äàííûì, íà ýòèõ ñðîêàõ ó ðåáåíêà óæå ïîÿâëÿåòñÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü, è ñìåðòü ïîäîáíûì îáðàçîì ÿâëÿåòñÿ äëÿ íåãî íàèáîëåå ìó÷èòåëüíîé. Òåëüöà ìëàäåíöåâ ÷åðíåþò è ñìîðùèâàþòñÿ îò îáåçâîæèâàíèÿ è îæîãà êîíöåíòðèðîâàííûì ðàñòâîðîì ñîëè. ×åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ ïîñëå ãèáåëè ðåáåíêà íà÷èíàåòñÿ ðîäîâàÿ äåÿòåëüíîñòü, è îðãàíèçì æåíùèíû èçáàâëÿåòñÿ îò ìåðòâîãî ïëîäà.

Ïðè ñðîêå áåðåìåííîñòè äî 27 íåäåëü ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ ìåòîä âíóòðèâåííîãî ââåäåíèÿ ïðîñòîãëàíäèíîâ, âûçûâàþùèõ ðîäîâóþ äåÿòåëüíîñòü. Íà òàêîì ñðîêå ìëàäåíöû íåðåäêî ïîÿâëÿþòñÿ íà ñâåò æèâûìè è æèçíåñïîñîáíûìè, íî äîêòîðà íå ïðèìåíÿþò íèêàêèõ òåðàïåâòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé ïî îòíîøåíèþ ê íèì, îñòàâëÿÿ ìëàäåíöåâ óìèðàòü. Ïðèìåíåíèå ïðîñòàãëàíäèíîâ â íóæíûõ äîçàõ ÷àñòî âûçûâàåò ðåçêèå íàðóøåíèÿ â îðãàíèçìå æåíùèíû.

Îïåðàöèÿ ìàëîãî êåñàðåâà ñå÷åíèÿ îáû÷íî ïðèìåíÿåòñÿ íà ñðîêå 18-27 íåäåëü, îäíàêî ïðè íåîáõîäèìîñòè ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàíà ïðè ñðîêå îò 13 íåäåëü äî ñàìûõ ïîñëåäíèõ äíåé áåðåìåííîñòè. Ïðè ýòîé îïåðàöèè âñêðûâàåòñÿ ïåðåäíÿÿ áðþøíàÿ ñòåíêà è ïåðåäíÿÿ ñòåíêà ìàòêè, ïîñëå ÷åãî èç ìàòêè óäàëÿåòñÿ ïëîä è âñå îêðóæàþùèå åãî òêàíè, à ñòåíêà ìàòêè âûñêàáëèâàåòñÿ. Ïðè ïðîâåäåíèè ýòîé îïåðàöèè íà ïîçäíèõ ñðîêàõ ïëîä îáû÷íî óæå áûâàåò æèçíåñïîñîáíûì.  ýòîì ñëó÷àå ðåáåíêà êëàäóò íà îêíà ìåæäó ðàìàìè èëè â õîëîäèëüíèê ñ òåì, ÷òîáû îí ïîãèá îò ïåðåîõëàæäåíèÿ. Òðóäíî ïîâåðèòü, ÷òî îïèñàííàÿ ñöåíà - ýòî íå ôðàãìåíò ôèëüìà óæàñîâ, à ðåàëüíûå áóäíè ìíîãèõ ãèíåêîëîãè÷åñêèõ êëèíèê è îòäåëåíèé ãîðîäñêèõ áîëüíèö.

Ìàëîðàñïðîñòðàíåííûå è ìàëîýôôåêòèâíûå ìåòîäû èñêóññòâåííîãî ïðåðûâàíèÿ áåðåìåííîñòè. Ê íèì îòíîñèòñÿ èãëîóêàëûâàíèå, ïðè êîòîðîì ñòèìóëèðóþòñÿ ðåôëåêñîãåííûå çîíû, êîòîðûå ìîãóò âûçâàòü íà÷àëî ðîäîâîé äåÿòåëüíîñòè, è ìåòîä èñïîëüçîâàíèÿ ìàãíèòîôîðíûõ êîëïà÷êîâ, êîòîðûå íàäåâàþòñÿ íà øåéêó ìàòêè è, ñîçäàâàÿ ñèëüíûå ìàãíèòíûå ïîëÿ, âûçûâàþò ðîäîâóþ äåÿòåëüíîñòü. Îáà ýòè ìåòîäà ïðèìåíÿþòñÿ íà ðàííèõ ñðîêàõ áåðåìåííîñòè (èãëîóêàëûâàíèå - äî 10 íåäåëü, ìàãíèòîôîðíûå êîëïà÷êè - äî 3 íåäåëü) è íå äàþò íèêàêîé ãàðàíòèè ðåçóëüòàòà.  ëþáîì ñëó÷àå ïîñëå ñïðîâîöèðîâàííîãî ýòèìè ìåòîäèêàìè âûêèäûøà íåîáõîäèìî õèðóðãè÷åñêîå âûñêàáëèâàíèå ñòåíîê ìàòêè.

Êðèìèíàëüíûé àáîðò.

Ñ òî÷êè çðåíèÿ ñîâðåìåííîãî ðîññèéñêîãî çàêîíîäàòåëüñòâà êðèìèíàëüíûì (íåçàêîííûì) ñ÷èòàåòñÿ èñêóññòâåííîå ïðåðûâàíèå áåðåìåííîñòè ïðîèçâåäåííîå ëèöîì, íå èìåþùåì ìåäèöèíñêîãî ñåðòèôèêàòà ïî ñïåöèàëüíîñòè "âðà÷ àêóøåð-ãèíåêîëîã". Ò.å. åñëè â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà, ìåäèöèíñêîãî öåíòðà èëè ñåëüñêîé áîëüíèöû áåðåìåííîñòü ïðåðâåò äèïëîìèðîâàííûé âðà÷- ñïåöèàëèñò, íå ÿâëÿþùèéñÿ ãèíåêîëîãîì, òî ýòî áóäåò êâàëèôèöèðîâàíî, êàê ïðåñòóïëåíèå. Íî ñ äðóãîé ñòîðîíû, åñëè àêóøåð ãèíåêîëîã ïðåäëîæèò ïðîèçâåñòè ïðåðûâàíèå áåðåìåííîñòèê ïðèìåðó â ñàðàå ñîáñòâåííîé äà÷è, òî íàðóøåíèåì çàêîíà ýòî ÿâëÿòüñÿ íå áóäåò.

  ÷àñòíîé ïåðåïèñêå íåêîòîðûõ àêóøåðîâ-ãèíåêîëîãîâ  íåðåäêî âñòðå÷àþòñÿ âîïðîñû î òîì, êàê ñàìîñòîÿòåëüíî ïðåðâàòü áåðåìåííîñòü íà ðàííèõ ñðîêàõ. Ïîýòîìó ìíîãèå âðà÷è ðàññêàçûâàþò î äîñòóïíûõ â áûòó ñïîñîáàõ ïðåðûâàíèÿ áåðåìåííîñòè è íåïîïðàâèìîì âðåäå çäîðîâüþ, êîòîðûé îíûå íàíîñÿò.

Ïåðâûé ïîïóëÿðíûé ñïîñîá ïîäðîáíî îïèñàííûé â ïîâåñòè À. Ïðèñòàâêèíà "Äåòè Àðáàòà" çàêëþ÷àåòñÿ â îáùåì âîçäåéñòâèè íà îðãàíèçì. ×òîáû âûçâàòü ïëîäîèçãíàíèå æåíùèíà ïðèíèìàåò ãîðÿ÷óþ âàííó èëè äóø, îáêëåèâàåò ñåáÿ ãîð÷è÷íèêàìè.  ðÿäå ñëó÷àåâ ìàíèïóëÿöèè âûçûâàþò ñîêðàùåíèÿ ìàòêè è âûêèäûø. Ê ýòîìó æå ñïîñîáó ìîæíî îòíåñòè ìûòüå íà ñðîêå 10 - 12 íåäåëü áåðåìåííîñòè ïîòîëêîâ, äëèòåëüíóþ òðÿñêóþ åçäó, óìûøëåííîå ïàäåíèå íà æèâîò, ê ïðèìåðó ñî øêàôà, ñäàâëåíèå ìàòêè ðóêàìè. Îïàñíîñòü çàêëþ÷àåòñÿ â ðàçâèòèè ìàòî÷íûõ êðîâîòå÷åíèé, êîòîðûå äîñòàòî÷íî òðóäíî îñòàíîâèòü.  çàâèñèìîñòè îò ìåòîäèêè ñàìîñòîÿòåëüíîãî àáîðòà ëåòàëüíîñòü (æåíñêàÿ ñìåðòíîñòü) êîëåáëåòñÿ îò 25 äî 40%.

Âòîðîé ìåòîä  - ââåäåíèå â ïîëîñòü ìàòêè òâåðäûõ ïðåäìåòîâ: øàðèêîâûõ ðó÷åê, êàðàíäàøåé, âÿçàëüíûõ ñïèö, äëèííûõ ïòè÷üèõ ïåðüåâ, äåðåâÿííûõ ïàëî÷åê, áóæåé (ìåòàëëè÷åñêèå øòûðè äëÿ ðàñøèðåíèÿ åñòåñòâåííûõ îòâåðñòèé), êàòåòåðîâ. Íàðÿäó ñ ââåäåíèåì òâåðäûõ ïðåäìåòîâ îñîáî ñîîáðàçèòåëüíûå îñîáû âïðûñêèâàþò èç øïðèöîâ, ñïðèíöîâîê è ïðî÷èõ ïîäðó÷íûõ ñðåäñòâ â ïîëîñòü ìàòêè ðàçëè÷íûå æèäêîñòè. Èñïîëüçóþòñÿ ñàìûå ðàçëè÷íûå âåùåñòâà: ñïèðòîâàÿ íàñòîéêà éîäà, ðàñòâîð ìàðãàíöîâêè, ñòîëîâûé óêñóñ, ìûëüíàÿ âîäà. Ðåçóëüòàò - çàðàæåíèå êðîâè, õèìè÷åñêèå îæîãè, ãíîéíîå âîñïàëåíèå âíóòðåííèõ ïîëîâûõ îðãàíîâ.  ëó÷øåì ñëó÷àå, óäàëèâ ìàòêó, æåíùèíå óäàåòñÿ ñïàñòè æèçíü, ïðàâäà îíà óæå íå ñìîæåò èìåòü ðåáåíêà.  30-60% ñëó÷àåâ ïðåäñòàâèòåëüíèöû ñëàáîãî ïîëà ïðîñòî óìèðàþò. Íåêîòîðûå ïðèíèìàþò ãîðìîíàëüíûå ëåêàðñòâà èëè ÿäû. Îòêóäà ïðîñòîìó ÷åëîâåêó çíàòü â êàêîé êîíöåíòðàöèè ëåêàðñòâî âûçîâåò âûêèäûø, ïîä÷àñ îïûòíûé ãèíåêîëîã çàòðóäíèòñÿ ñ îòâåòîì. Òàê è ðîæäàþòñÿ íà ñâåò äåòèøêè ñ ìíîãî÷èñëåííûìè âðîæäåííûìè óðîäñòâàìè, îáðå÷åííûå ìó÷èòüñÿ âñþ æèçíü.

3.  Ïîñëåäñòâèÿ.

Îñëîæíåíèÿ ñî ñòîðîíû ìàòêè - â ïåðâóþ î÷åðåäü ýòî ðàçðûâ øåéêè ìàòêè, êðîâîòå÷åíèå, ïåðôîðàöèÿ è ðàçðûâ ñòåíêè ìàòêè. Íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûå ìåòîäèêè ïðîâåäåíèÿ ïðåðûâàíèÿ áåðåìåííîñòè ïðåäïîëàãàþò ìàíèïóëÿöèè âíóòðè ìàòêè "âñëåïóþ", âñëåäñòâèå ÷åãî ðèñê ïîâðåæäåíèÿ øåéêè èëè ñòåíêè ìàòêè âåñüìà âûñîê.  çàâèñèìîñòè îò ðàçìåðîâ è ëîêàëèçàöèè òàêîãî ïîâðåæäåíèÿ ïðîèçâîäÿò èëè åãî óøèâàíèå, èëè ïîëíîå óäàëåíèå ìàòêè (ãèñòåðýêòîìèþ). Êðîìå òîãî, ïðè ìíîãîêðàòíûõ âûñêàáëèâàíèÿõ ñòåíêà ìàòêè ìîæåò èñòîí÷àòüñÿ íàñòîëüêî, ÷òî âûíàøèâàíèå áåðåìåííîñòè ñòàíîâèòñÿ íåâîçìîæíûì.  ýòîì ñëó÷àå æåíùèíå ðåêîìåíäóåòñÿ ñòåðèëèçàöèÿ.Âîñïàëèòåëüíûå ïðîöåññû â ìàòêå íåðåäêî âîçíèêàþò â ðåçóëüòàòå èíôèöèðîâàíèÿ òðàâìèðîâàííîé øåéêè èëè ñòåíêè ìàòêè âî âðåìÿ ïðîâåäåíèÿ èñêóññòâåííîãî ïðåðûâàíèÿ áåðåìåííîñòè. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî òàêîé âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ îòëè÷àåòñÿ ñòîéêèì ïðîäîëæèòåëüíûì òå÷åíèåì è ëå÷åíèå åãî êðàéíå çàòðóäíåíî. Ðåçóëüòàòîì ýòîãî ìîæåò ñòàòü ïðèâû÷íîå íåâûíàøèâàíèå áåðåìåííîñòè è áåñïëîäèå.

Âîñïàëèòåëüíûå ïðîöåññû â ìàëîì òàçó - ïàðàìåòðèò (âîñïàëåíèå îêîëîìàòî÷íîé êëåò÷àòêè), àäíåêñèò (âîñïàëåíèå ïðèäàòêîâ ìàòêè), ïåëüâèîïåðèòîíèò è ïåðèòîíèò (âîñïàëåíèå òàçîâîé áðþøèíû è âñåé áðþøèíû), - âñå ýòè çàáîëåâàíèÿ ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ â ðåçóëüòàòå èíôèöèðîâàíèÿ â õîäå îïåðàöèè ïî èñêóññòâåííîìó ïðåðûâàíèþ áåðåìåííîñòè. Èñõîäîì ýòèõ çàáîëåâàíèé ìîæåò ñòàòü áåñïëîäèå æåíùèíû, à â îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ äàæå åå ãèáåëü.

Îñëîæíåíèÿ ïîñëå àáîðòîâ ìîãóò ðàçâèòüñÿ ó æåíùèíû ñïóñòÿ íåêîòîðîå âðåìÿ (÷åðåç íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ è äàæå íåñêîëüêî ëåò). Ó 18% æåíùèí ÷åðåç äâà ìåñÿöà ïîñëå ñäåëàííîãî àáîðòà ðàçîâüåòñÿ õðîíè÷åñêîå âîñïàëåíèå ïðèäàòêîâ ìàòêè, ó 11% - ýðîçèÿ øåéêè ìàòêè, ó 7% - ýíäîöåðâèöèò, ó 4% - ðàçëè÷íûå íàðóøåíèÿ ìåíñòðóàëüíîãî öèêëà. Ñïóñòÿ äâà ãîäà ïîñëå ñäåëàííîãî àáîðòà ýòè ïîêàçàòåëè óâåëè÷èâàþòñÿ â íåñêîëüêî ðàç.

Îäíèì èç íàèáîëåå ãðîçíûõ îñëîæíåíèé àáîðòîâ ó íåðîæàâøèõ æåíùèí ÿâëÿåòñÿ ðåçêîå óâåëè÷åíèå ðèñêà ðàçâèòèÿ ðàêà ãðóäè. Êàê èçâåñòíî, ýòîò âèä ðàêà çàíèìàåò ïåðâîå ìåñòî ñðåäè ïðè÷èí ñìåðòíîñòè îò îíêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé âî âñåì ìèðå. Èññëåäîâàíèÿ ïîêàçûâàþò, ÷òî ó íåðîæàâøèõ æåíùèí, ñäåëàâøèõ àáîðò, âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ ðàêà ãðóäè óâåëè÷èâàåòñÿ íà 300%, à åñëè òàêàÿ æåíùèíà èìåëà íåñêîëüêî àáîðòîâ, è ïåðâûé ðåáåíîê ó íåå ðîäèëñÿ íå ðàíüøå 35 ëåò, òî ðèñê âîçðàñòàåò â 8 ðàç.Ïîíÿòü, ïî÷åìó òàê ïðîèñõîäèò, äîñòàòî÷íî ïðîñòî. Ïåðâàÿ áåðåìåííîñòü íà÷èíàåò îñîáûì îáðàçîì ïåðåôîðìèðîâûâàòü è ïåðåñòðàèâàòü êëåòêè ìîëî÷íûõ æåëåç, ïîäãîòàâëèâàÿ èõ ê äîñåëå íåèñïîëüçîâàííîé ôóíêöèè - âûðàáîòêå ãðóäíîãî ìîëîêà è êîðìëåíèþ ðåáåíêà. Ôîðìèðîâàíèå êëåòîê èäåò ïðàêòè÷åñêè íà ïðîòÿæåíèè âñåé áåðåìåííîñòè, è çàêàí÷èâàåòñÿ óæå ê ñàìûì ðîäàì. Åñëè æå æåíùèíà äåëàåò àáîðò è ïðåðûâàåò áåðåìåííîñòü òàêèì îáðàçîì (òî æå ñàìîå îòíîñèòñÿ, ê ñîæàëåíèþ, è ê ñàìîïðîèçâîëüíîìó ïðåðûâàíèþ áåðåìåííîñòè), òî êëåòêè ãðóäíûõ æåëåç îñòàþòñÿ íåñôîðìèðîâàííûìè, èõ ðàçâèòèå íå çàâåðøàåòñÿ. Òàêèå êëåòêè èìåþò çíà÷èòåëüíî áîëüøóþ ñïîñîáíîñòü ê ðàêîâîìó ïåðåðîæäåíèþ, íåæåëè ñôîðìèðîâàííûå îêîí÷àòåëüíî, ðàâíî êàê è åùå íå íà÷àâøèå ñâîå ôîðìèðîâàíèå. Ðèñê âîçðàñòàåò òåì áîëüøå, ÷åì áîëüøå âðåìåíè ïðîéäåò äî ìîìåíòà ñëåäóþùåé áåðåìåííîñòè è ðîäîâ, êîòîðûå ïîçâîëÿò çàâåðøèòü ïåðåñòðîåíèå êëåòîê ìîëî÷íûõ æåëåç.Îñîáîå ìåñòî ñðåäè âñåõ îñëîæíåíèé àáîðòîâ çàíèìàåò ïîñòàáîðòíûé ñèíäðîì. Ýòîò ñèíäðîì âêëþ÷àåò â ñåáÿ ðàçëè÷íûå ñèìïòîìû, êàê ôèçèîëîãè÷åñêèå, òàê è ïñèõîëîãè÷åñêèå. Ìíîãèå èç ýòèõ ñèìïòîìîâ æåíùèíà íèêàê íå ñâÿçûâàåò ñ ïðîøåäøèì àáîðòîì. Íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûìè ïðèçíàêàìè ïîñòàáîðòíîãî ñèíäðîìà ÿâëÿþòñÿ: áåñïëîäèå è ïðîáëåìû ñ çà÷àòèåì, ïðåæäåâðåìåííûå ðîäû, âûêèäûøè, âíåìàòî÷íàÿ áåðåìåííîñòü, ñåêñóàëüíûå ðàññòðîéñòâà, äåïðåññèè, ÷óâñòâî âèíû, ñóèöèäàëüíûå íàêëîííîñòè, çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì è íàðêîòèêàìè, îò÷àÿíèå, äîìèíèðóþùåå æåëàíèå åùå îäíîé áåðåìåííîñòè, àíîðåêñèÿ (îòñóòñòâèå àïïåòèòà è æåëàíèÿ åñòü), íî÷íûå êîøìàðû î äåòÿõ è ò.ä. Ê ñîæàëåíèþ, â Ðîññèè íåò ñòàòèñòèêè ïî ÷àñòîòå âîçíèêíîâåíèÿ ïîñòàáîðòíîãî ñèíäðîìà, íî ìîæíî ñ óâåðåííîñòüþ ñêàçàòü, ÷òî íàáåðåòñÿ î÷åíü íåìíîãî æåíùèí, êîòîðûå ñìîãëè èçáåæàòü åãî ïðîÿâëåíèé â òîì èëè èíîì âèäå.


4. Íåðîäèâøèéñÿ ðåáåíîê.

 íàøåé ñòðàíå íåò íè÷åãî ïðîùå, ÷åì ñäåëàòü æåíùèíå àáîðò. Äîõîäèò äî òîãî, ÷òî ãèíåêîëîãè çàïèñûâàþò íà àáîðò âñåõ ìîëîäûõ íåçàìóæíèõ äåâóøåê, òîëüêî ÷òî óçíàâøèõ, ÷òî îíè áåðåìåííû, äàæå íå ñïðàøèâàÿ íà òî èõ ñîãëàñèÿ. Äî ñðîêà 12 íåäåëü àáîðò ðàçðåøåí ïî æåëàíèþ ìàòåðè, äî ñðîêà 22 íåäåëü - ïî ñîöèàëüíûì ïîêàçàíèÿì, ñðåäè êîòîðûõ: îòñóòñòâèå ðàáîòû; æåíùèíà íå ñîñòîèò â áðàêå; ðàçâîä âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè; îòñóòñòâèå ñîáñòâåííîãî æèëüÿ; ìíîãîäåòíîñòü; äîõîä ìåíåå ïðîæèòî÷íîãî ìèíèìóìà. Ñëîâîì, ðåäêàÿ ñåìüÿ â Ðîññèè íå èìååò ñîöèàëüíûõ ïîêàçàíèé äëÿ èñêóññòâåííîãî ïðåðûâàíèÿ áåðåìåííîñòè.

Ïðàêòè÷åñêè äî äíÿ ðîäîâ ðàçðåøåí àáîðò ïî ìåäèöèíñêèì ïîêàçàíèÿì, êîòîðûå ñðåäè ïðî÷åãî âêëþ÷àþò â ñåáÿ ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðîáëåìû, òî åñòü äëÿ ïîëó÷åíèÿ ðàçðåøåíèÿ íà àáîðò ÷óòü ëè íå çà äåíü äî ðîäîâ æåíùèíå äîñòàòî÷íî çàÿâèòü î ñóèöèäàëüíûõ ìûñëÿõ, ñâÿçàííûõ ñ áåðåìåííîñòüþ. Âðà÷è óòâåðæäàþò, ÷òî ïî ñàìûì îïòèìèñòè÷íûì îöåíêàì ëèøü 25% âñåõ æåíùèí íå èìåþò ìåäèöèíñêèõ ïðîòèâîïîêàçàíèé äëÿ áåðåìåííîñòè è ðîäîâ. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî íàøå ãîñóäàðñòâî, î÷åíü ñïîêîéíî îòíîñÿùååñÿ ê ïðîáëåìàì ìîëîäûõ ñåìåé è ðîäèòåëåé, äåëàåò âñå âîçìîæíîå, ÷òîáû íå äàòü ïîÿâèòüñÿ íà ñâåò ñâîåìó íîâîìó ãðàæäàíèíó. Ê ñîæàëåíèþ, â ýòîì âîïðîñå ìû âñå åùå ïðîäîëæàåì èäòè ëåíèíñêèì ïóòåì.

Ëþáîé ÷åëîâåê, ìàëî-ìàëüñêè ñâåäóþùèé â âîïðîñàõ ãåíåòèêè, çíàåò, ÷òî æèçíü ÷åëîâåêà íà÷èíàåòñÿ â ìîìåíò ñëèÿíèÿ ìóæñêîé è æåíñêîé ïîëîâûõ êëåòîê. Íà÷èíàÿ ñ ýòîãî ìîìåíòà îáðàçîâàâøàÿñÿ çèãîòà íà÷èíàåò îáëàäàòü èíäèâèäóàëüíûì äëÿ êàæäîãî ñóùåñòâà íà ïëàíåòå íàáîðîì õðîìîñîì, êîòîðûé íå èçìåíèòñÿ äî ñàìîé åãî ñìåðòè. Ýòîò íàáîð îïðåäåëÿåò, êàêîãî ðîñòà áóäåò ÷åëîâåê, êàêîãî öâåòà ó íåãî áóäóò âîëîñû, ãëàçà, êàêîé ó íåãî áóäåò òåìáð ãîëîñà, ãðóïïà êðîâè, äàæå êàêèå ó íåãî áóäóò ñïîñîáíîñòè, òàëàíòû, æåëàíèÿ è ñòðåìëåíèÿ.

Ñåññèÿ Ñîâåòà Åâðîïû ïî áèîýòèêå â äåêàáðå 1996 ã. ïîñòàíîâèëà, ÷òî ýìáðèîí ÿâëÿåòñÿ ÷åëîâåêîì óæå íà 14 äåíü ïîñëå çà÷àòèÿ.  ýòî âðåìÿ åùå íå êàæäàÿ æåíùèíà çíàåò î òîì, ÷òî îíà áåðåìåííà. Òàêèì îáðàçîì, ñ ýòîãî ìîìåíòà îôèöèàëüíàÿ ìåäèöèíà ïðèçíàëà ñîâåðøåíèå àáîðòà ïðåðûâàíèåì ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè, òî åñòü ïðåäíàìåðåííûì óáèéñòâîì. Îäíàêî ïîêà åùå íå ïðåäïðèíÿòî íèêàêèõ ïîïûòîê îáåñïå÷èòü ýòîãî ìàëåíüêîãî ÷åëîâåêà åãî ñàìûìè ïðîñòåéøèìè ïðàâàìè, ñðåäè êîòîðûõ ïåðâîå - ýòî ïðàâî íà æèçíü, íà ñóùåñòâîâàíèå è íà ðîæäåíèå.

Заключение.

Испокон веков искусственное прерывание беременности было вне закона. Все религиозные конфессии запрещали верующим участвовать в этой процедуре. 20 век легализовал аборты и возвел их в  когорту методик планирования семьи. Появление во второй половине 20 века, альтернативных средств, регуляции рождаемости, изменение культурных традиций мирового сообщества заострило вопрос о нравственной оценке процедуры искусственного прерывания беременности.

Доктор Натансон как-то сказал, что если бы лоно матери было прозрачным, и мать могла бы видеть своего развивающегося ребенка, ни о каких абортах не могло бы быть и речи. Эксперимент, проведенный в его клинике, показал, что 9 из 10 женщин, решивших сделать аборт, отказываются от этого намерения, увидев своего ребенка на мониторе УЗИ.  Они начали понимать, ЧТО они собрались совершить. Но очень редко находится кто-то, кто поможет женщине разобраться в сути происходящего. Язык не поворачивается обвинять в этом врачей-гинекологов, специализирующихся на абортах, хотя это их самая прямая обязанность, ведь на беседу с каждой посетительницей клиники им отводится что-то около 5 минут.

Давайте вспомним о том, что беременность - это не грипп, и она не появляется ни с того, ни с сего. Половая жизнь предполагает не только море удовольствия и наслаждения, но также еще и ответственность за возможные последствия. Каждый человек, который любит вкусно поесть, рискует набрать лишний вес. Каждый человек, живущий регулярной половой жизнью, каждый день имеет шанс стать матерью или отцом. Поэтому если люди сочли себя достаточно взрослыми, чтобы начать половую жизнь, они уже вполне выросли и созрели, для того чтобы нести ответственность, думать о последствиях …

Несколько высказываний докторов и исследователей, так или иначе причастных к проблеме абортов.

"Каждая женщина спрашивает - это ребенок? Нет, отвечает врач, это лишь продукт развития зародыша, или сгусток крови, или кусок ткани. Несмотря на то, что эти врачи каждый день видят этих детей, сантиметр длиной, с руками, ногами и глазами, закрытыми, как у новорожденных щенков, они лгут женщинам. Сколько женщин решилось бы на аборт, если бы им сказали правду?"

"Я не знал ни одной женщины, которая, родив ребенка, не была бы вне себя от радости, что я не убил его..."

"Мы знаем, что это убийство. Но государство разрешает убийство в определенных условиях."

 

Список литературы:

1. Архангельский Б.А. , Сперанский Г.Н. Мать и дитя .-М. 1960

2. Лавренова Г.В. , Лавренова Ю. В. Мать и дитя Энциклопедия развития вашего ребенка .-М. 1999

3. Медицинская азбука // Под ред. Русова Л. А. , Ганчарова И.В.  – Владивосток, 1993

4. http://herpes.ru/abort/ (10.11.01)

5. http://psm.ortodoxy.ru/abortion/index.htm (15.11.01)




1. по темі я в пропонованих обставинах
2. тема вправ і завдань допоможе майбутнім фахівцям набути умінь і навичок професійного спілкування на грамати
3. тематики НН Бочанова Работа базами данных в Microsoft CCESS 2007- методические указания к лабораторным раб
4. История гидравлики в разрезе методологии анализа и методология оценки надежности водообеспечения систем водоснабжения
5. на тему- Творчий і життєвий шлях Тараса Мельничука Підготувала- Коломия 2
6. Лидер ученического самоуправления 2014 Глава 1
7. Анатомия слухового анализатора
8. Отчет по практике- Управление хозяйственной деятельностью фирмы
9. 1.Мотивация трудовых отношений
10. Василий Теркин Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины в кре
11. Понятие и особенности муниципального права как отрасли права Российской Федерации
12. Лабораторная работа 12 Тема- Исследование различных методов численного интегрирования в среде Mtlb.
13. При работе с большой группой людей вы не сможете контролировать позу и выражение лица каждого человека
14. сніжна гора це сучасне іспанське назву вулкана до іспанської колонізації Канар гуанчи називали вулкан Eche
15. Стратегический конкурентный исследование в системе управленческого исследованиеа
16. ЛекцияС9 Государственное регулирование предпринимательской деятельности Проблема взаимоотношений
17. Тема 5 Кристаллооптика
18. Тема- Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС Дисциплина- Обеспечение качества образования и
19. Мигово здесь каждый найдет занятие по душе- катание на лыжах каток сани баня сауна рынок сувениров пицце
20. Система проведения анализа инвестиционного проекта