Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

1 Сущность понятия монологическая речи

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

PAGE  14

Оглавление

Введение……

……………………………………………………………

3

Глава I

Теоретические основы монологического высказывания как вида речевой деятельности…..……

5

Глава II

1.1

Сущность понятия монологическая речи …………….

5

1.2

Методические особенности обучения монологическому общению с помощью учебных текстов……………………………………………………

10

2.1.

2.2.

Методические рекомендации к формированию устно-речевых умений………………………………………….

Факторы, определяющие успешность обучения монологической речи, разновидности монолога, его характеристики, пути обучения монологу…………….

Разработка системы упражнений по обучению монологическому высказыванию………………………

15

15

23

Заключение…

……………………………………………………………

31

Список использованной литературы

Приложение № 1

…………………………………………………………….

…………………………………………………………….

32

34

Введение

В последнее время большое распространение получило обучение английскому языку, так как современное общество немыслимо без широких интернациональных контактов. Знание иностранного языка, английского особенно, стало признаком образованности, успешности. Изучение иностранного языка обеспечивает интеллектуальное, речевое и  эмоциональное развитие, оказывает благотворное влияние на формирование речедвигательного аппарата, развивает фонематический слух, чувство языка. Иностранный язык расширяет представления школьников  об окружающем их мире, вырабатывает такие важные и необходимые умения, как делать правильные  наблюдения, сравнения, устанавливать взаимосвязь между явлениями. Также изучение иностранного языка формирует теоретическое мышление, тренирует все виды памяти, развивает воображение, творческие способности, удовлетворяет познавательные потребности личности. Кроме того, иностранный язык способствует развитию общественных умений.

Проблема обучения монологической речи на начальном этапе изучения иностранного языка является одной из самых актуальных проблем в методике обучения иностранному языку. Обучение монологической речи - чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня - парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому - то адресовано, даже если этот адресат - сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношений его виды весьма специфичны.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последнее время в теории и методике обучения иностранному языку все больше внимания уделяется проблеме обучения монологическому  иноязычному высказыванию. Владение иностранным языком дает возможность правильно выражать мысли  на этом языке, оно является средством живого контакта, которое обеспечивает достижение взаимопонимания между людьми.

Цель исследования – разработать систему упражнений, используемых  в процессе обучения иноязычному монологическому высказыванию на младшей ступени обучения в общеобразовательной школе (6-7 классы).

Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:

- проанализировать имеющуюся методическую литературу по проблеме формирования монологической речи;

- определить научные основы и методы процесса обучения устной речи, умений и навыков, а также проанализировать наиболее оптимальные пути проведения тренировочных упражнений в изучении иностранного языка посредством монологов;

- составить наиболее эффективную систему речевых упражнений для проверки уровня навыков и умений учащихся.

Предмет исследования: процесс формирования навыков монологической речи на уроках английского языка на младшей ступени обучения.

Объект исследования: навыки и умения монологической речи, сформированные в процессе обучения иностранному языку на младшей ступени обучения.

В ходе нашей работы мы использовали такие методы, как наблюдение, изучение методологической литературы, описание.

Вопросами разработки методов и приемов в обучении иностранному языку занимались такие ученые, как  Н.Д. Гальскова, Е.И. Пассов, Е.А. Маслыко, Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович и др.

Структура исследования:  работа состоит из введения, двух глав,  заключения, списка использованных источников и приложения.

 

Глава 1. Теоретические основы монологического высказывания как вида речевой деятельности

1.1. Сущность понятия монологическая речи

Монологическая речь - это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Одной из задач, которую выдвигает программа средней школы обучения иностранному языку на начальном этапе, является обучение монологической речи.

Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно - мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. В настоящее время в массовой средней школе обучению монологическому высказыванию не всегда уделяется достаточно внимания. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.

Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства. Монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивная речь не является коммуникативной. Перед школой ставится задача развития неподготовленной продуктивной речи учащихся. Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативно обусловленной и, как утверждают психологи, мотивированной [11, Леонтьев А. А.] т.е. у учащегося должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим на иностранном языке.          Ситуация является для монолога отправным моментом, потом он как бы отрывается от нее, образуя свою среду - контекст. Поэтому о монологе принято говорить, что он контекстен, в отличие от диалога, который находятся в теснейшей зависимости от ситуации.

В силу контекстности монологической речи к ней предъявляются особые требования: она должна быть понятной «из самой себя», т.е. без помощи неязыковых средств, которые часто играют большую роль в ситуативной диалогической речи.   Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

- информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);

- воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);

- эмоционально-оценочная.

   Для начального этапа обучения иностранному языку наиболее актуальной является информативная функция монологической речи. Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы. Так, А. А. Леонтьев отмечает, что по сравнению с диалогической речью монологическая речь является более сложной и трудной. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме [11, Леонтьев А. А.]. При овладении монологической речью на иностранном языке эти трудности значительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли. С лингвистической точки зрения монологическая речь характеризуется полносоставностью предложений, в отличие от эллиптичности предложений в диалогической речи и, как правило, развернутым изложением мыслей [4 Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И.].

По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания:

монолог - сообщение; монолог - описание; монолог - рассуждение; монолог - повествование; монолог - убеждение. Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющимся, в частности, во владении связующими элементами предложений - наречиями времени, причинно – следственными, наречиями, выражающими последовательность, а также комбинированием известных учащимся речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях, союзов и союзных слов.

Воздейственная функция монологической речи проявляется особенно ярко в монологе - побуждении. Имея в виду невысокий, но коммуникативно-достаточный уровень владения монологическими умениями в школе, наибольшую актуальность имеют монологические высказывания: описание и сообщение учащихся о себе, о своих интересах, о школе, о родном городе, о своей семье, обо всем том, что может быть интересным для воображаемого (или реального) сверстника - носителя языка. Что же касается обучения монологической речи, то планомерное и систематическое обучение начинается уже в начальных классах классе и продолжается на протяжении всех учебных лет.

Учебный монолог на начальном этапе обучения представляет собой простое и очень краткое логически построенное высказывание, содержащее один или несколько речевых образцов. Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, предавать своими словами основное содержание прослушанного или прочитанного в пределах языкового материала. От учащихся требуется умение не только сообщать о фактах, но и выразить свое отношение к изложенному. Объем высказывания - не менее 15 фраз, правильно оформленных в языковом отношении. При определении видов монологических упражнений необходимо учитывать следующие критерии:

1. вид монолога (сообщение, повествование, описание, рассуждение);

2. связность и логичность изложения мысли и структурно - композиционная завершенность высказывания;

3. объем (полнота) высказывания - степень раскрытия темы и количество предложения;

4. степень комбинированности языковых (лексических и грамматических) средств (т.е. характер речевого творчества);

5. лексико-грамматическая (в том числе и синтаксическая) правильность.

Методически важными являются, характер опор, с помощью которых выполняются упражнения при обучении монологической речи, и цель высказывания.

Такими опорами могу быть: 1) наглядность, 2) текст, 3) ситуация, 4) тема (фрагмент темы), проблема. Эта последовательность соблюдается в основном лишь на начальном этапе, затем порядок использования опор меняется; на среднем этапе он может быть следующим: 1)ситуация, 2)наглядность, 3) текст, 4) тема; на старшем этапе: 1) текст, 2) речевые ситуации, 3) наглядность (серия картин, кинофильм), 4) тема, проблема.   При формировании контекстной речи главной опорой является письменный или устный текст. Для развития композиционно - структурных компонентов монологических умений может быть использован образцовый, «эталонный» текст с ясной структурой, состоящий из трех частей - вступления (зачина), основной части и заключения [5 Гомелева О.В.]. При этом возможно использование специальной схемы - образца построения монолога. К особым трудностям овладения связной монологической речью относятся выбор порядка слов в предложении в связном монологическом высказывании, постановка правильного логического ударения во фразах. Как установлено в лингвистической литературе, монологическом тексте первый член нового предложения часто играет роль связующего звена с предыдущим контекстом. В функции связующего элемента в предложении, как это уже упоминалось, могут выступать фактически все члены предложения, особенно часто эту функцию выполняют все второстепенные члены предложения - обстоятельство времени, причины и др.

   В обучении монологической речи в методике приняты два пути: «путь сверху»- исходной единицей обучения является законченный текст; «путь снизу», где в основе обучения - предложение, отражающее элементарное высказывание.

   «Путь сверху». Максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи.

· знакомство учащихся с текстом (упражнения: прочитать текст, ответить на вопросы; план, порядок предложений; краткий пересказ)

· передача содержания текста (от лица одно из персонажей)

· изменение ситуации

«Путь снизу»  предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу.

· высказывания школьников на определенную тему (высказывания выстраиваются в логическом порядке, учащиеся при помощи учителя разворачивают свои высказывания)

· этап установления текстовых и логических связей между высказываниями

· учащиеся продуцируют свой монолог по заданной теме, включая в него мнение и оценку.

Контроль:

1. соответствие видам монолога, конкретной ситуации

2. логичность, связанность высказываний

3. объем высказываний

4. лингвистическая правильность.

Таким образом, большое значение для успешности обучения монологическому высказыванию будет, иметь правильно организованная групповая/коллективная работа и коммуникативно-ориентированное построение учебного процесса в целом.

  1.  2. Методические особенности обучения монологическому общению с помощью учебных текстов

Монологическая речь - это особый вид вербального общения людей, предполагающий процесс формирования и формулирования своих мыслей посредством звуковой системы языка. Продуктом монологического общения является монологическое высказывание, особое и сложное умение, которое нужно специально формировать [4].

Проблема обучения монологической речи до настоящего времени является одной из малоизученных. Споры идут даже по вопросу единого определения (определения, данные Н.Ю. Шведовой, В.В. Виноградовым, И.А. Зимней и другими).

По мнению Н.И. Гез, монолог – это организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенное к аудитории [4].

Далее мы рассмотрим монологическую речь как объект обучения. Заметим, что монологическим высказыванием (MB) мы будем называть такой отрезок речи, который находится между двумя соседними высказываниями и обладает определенными параметрами. Это означает, что MB рассматривается как процесс общения любого уровня - парного, группового, массового. Это означает, что любое MB диалогично по своей природе, всегда кому-то адресовано, даже если этот адресат - сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношениях его виды весьма специфичны.

MB может быть разного уровня:

1) слово (словоформа),

2) слово-сочетание,

3) фраза,

4) сверхфразовое единство,

5) текст.

На любом из уровней MB выступает в процессе общения в качестве речевой единицы, будь то реплика, утверждение (словосочетание), вопрос (фраза), убеждение (сверхфразовое единство) или доклад, рассказ и т. п.

Речевая единица любого уровня обладает присущими ей трудностями овладения: для уровня слов и словосочетаний - это морфологические трудности (хотя и разного плана), для уровня фраз - синтаксические, для уровней сверхфразового единства и текста - логико-синтаксические.

У каждого из уровней есть свои модели. Для слов - это типы словообразований, для словосочетаний - их типы, для всех других уровней - их основные структурные характеристики. Любая модель может быть вербально наполнена, и тогда она служит речевым образцом.

Высказывание любого уровня характеризуется определенными пара-метрами, среди которых есть и общие, и специфические для каждого из уровней. Первые три уровня высказываний в плане обучения относятся к овладению лексической и грамматической сторонами говорения, что и было рассмотрено выше; к этапу развития речевого умения относятся лишь уровни сверхфразового единства и текста. Далее, говоря об обучении MB, мы будем иметь в виду лишь уровень сверхфразового единства. Именно данный уровень составляет всю сложность обучения на этапе развития речевого умения, характерен для MB и является ключом к овладению им [13 Рогова Г.В., Верещагина И.Н.].

MB на уровне сверхфразового единства можно рассматривать как деятельность (процесс) и как продукт. И в том и в другом случае MB характеризуется разными параметрами. Как деятельность оно всегда целенаправленно, связано с коммуникативным мышлением, с общей деятельностью человека, с личностью говорящего. Как продукт MB всегда информативно, продуктивно, выразительно, логично, целостно.

Даже одно перечисление параметров MB показывает, что обучение ему - сложное дело, а вопросно-ответные упражнения не самое адекватное средство обучения.

Поэтому из всех параметров MB вычленим лишь три, которые и отражают его сущность, и составляют главную трудность, требуют особых средств обучения:

1. Относительно непрерывный характер высказывания. Процесс его порождения длится определенное время, не будучи прерванным кем-либо (чем-либо). Данное качество MB определяет, прежде всего, весьма специфическую психологическую настроенность говорящего, а также организацию его высказывания. Главный механизм здесь -- это механизм сверхфразового упреждения. Вот почему MB не есть сумма ответов на ряд вопросов.

2. Последовательность, логичность. Это качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих (других). „Развитие идеи" не следует понимать буквально. Имеется в виду ее уточнение, пояснение, обоснование, дополнение, подходы к ней. Поэтому ключевая фраза может находиться в любом месте MB. Для обучения очень важно знать, как разворачивается высказывание, какие в этом есть закономерности, какие модели лежат в основе разных видов MB.

3. Относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность. „Монологическими" высказывания вида Я хочу написать письмо. Я иду на почту. Я покупаю конверт, марку и бумагу. Я пишу письмо, заклеиваю конверт и опускаю письмо в ящик, являются всего лишь перечислением действий. Логичность действий в них - временная, а не смысловая, что делается лишь для формального употребления слов, временных форм и т. п. в процессе обучения. Но в процессе общения такие высказывания оправдать трудно.

Этапы работы над монологическим высказыванием

На первом вырабатывается умение высказать одну законченную мысль, одно утверждение по теме на уровне одной фразы. Учитель называет тему, учащиеся по очереди произносят по одной любой фразе (точнее, предложению, ибо это не говорение). Если ученик и произносит два предложения, то они могут представлять собой два самостоятельных высказывания, обязательной связи между ними нет.

Второй этап начинается тогда, когда от учащихся требуется обратить внимание на логическую связь сказанных фраз. На этом этапе нужно преодолеть полученное противоречие, т. е. отучить учащихся произносить бессодержательный набор предложений и учить высказываться логически.

Третий этап характеризуется новыми логическими задачами и обязательным увеличением объема высказывания. Здесь учащийся должен включать элементы рассуждения аргументации.

На этапе совершенствования навыков следует добиваться высказывания со всеми присущими ему качествами на уровне двух-трех фраз, такое высказывание можно назвать микровысказыванием (микромонологом). На этапе развития умения следует развивать высказывание большего объема и, соответственно, лучшего качества.

Опоры, используемые при обучении монологическому высказыванию:

Назначение опор одно - непосредственно или опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся, как уже упоминалось в первой главе.

Поскольку необходимые ассоциации можно вызвать, во-первых, посредством слов, а во-вторых, посредством изображения реальной действительности, правомерно прежде всего различать словесные и изобразительные опоры. Такое деление открывает возможность параллельного использования и тех и других опор в одном упражнении, так как они взаимодополняют друг друга.

Любая опора - это, по сути дела, способ управления высказыванием, но в зависимости от той или иной опоры характер управления будет разным. Чем же управляют опоры? Либо содержанием высказывания, либо его смыслом. Отсюда и другое деление опор - на содержательные и смысловые, которые учитывают два уровня высказывания: уровень значений (кто? что? где? когда? и т. п.) и уровень смысла (зачем? почему?). Если оба критерия свести воедино, то получим следующую классификацию опор (В. Б. Царькова):

Содержательные

словесные (вербальные)

изобразительные

· Текст (зрительно)

· Текст (аудитивно)

· Микротекст (зрительно)

· Микротекст (аудитивно)

· План

· Логикосинтаксическая схема

· Кинофильм

· Диафильм

· Картина

· Серия рисунков

· Фотография

Смысловые

· Слова как смысловые вехи

· Лозунг

· Афоризм, поговорка

· Подпись

· Диаграмма, схема, таблица

· Цифры, даты

· Символика

· Плакат

· Карикатура

Опоры всегда информативны. В одних случаях информация развернута (содержательные опоры), в других - сжата (смысловые опоры), но в любом случае она - лишь толчок к размышлению. В связи с этим у учащихся возникают определенные ассоциации, которые могут быть направлены в нужное русло установками речевых упражнений. Каждая из указанных опор специфична по характеру и обладает собственной потен-цией, используемой для управления процессом обучения MB.

Монологическая речь имеет свои специфические лингвистические характеристики.

Лингвистические характеристики монологической речи включают в себя:

  1.  Полносоставность предложений, развернутость изложения мыслей.

2.  Приближенность к книжно-письменной речи по сложности синтаксиса, словаря.

3. Наличие связующих элементов.

Монологическая речь - связная речь, поэтому необходимо наличие временных наречий, прономинальных замен, союзов и прочего.

4. Монотемность монологической речи [20].

Глава II. Методические рекомендации к формированию устно-речевых умений

2.1. Факторы, определяющие успешность обучения монологической речи разновидность монолога, его характеристики, пути обучения монологу

Основной целью обучения монологическому высказыванию является развитие у детей способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально детерминированных ситуациях. Детерминизм (лат. determinare — определять, ограничивать) — учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности. 

В качестве лингвистического компонента содержания обучения монологической речи ученые называют речевые образцы разного уровня от простого предложения до связного монологического высказывания - текста.

В методической литературе нет единого мнения по поводу уровневого характера монологических высказываний. Исследователи говорят о трех уровнях монологической речи - одного предложения, связного высказывания и свободной речи. Предложенная классификация базируется на количественных принципах (объем высказывания, лексико-грамматическое разнообразие) и качественных характеристиках (глубина раскрытия, логичность, завершенность, оценочность суждений).

Исследователи предлагают следующие уровни монологического высказывания (в основу классификации положены критерии - количество и качество иллюстративных опор, количество и качество смысловых вех - главных мыслей в монологическом высказывании, количество и качество производного языкового материала):

  •  уровень одного предложения, конечным продуктом которого является элементарное монологическое высказывание

Предложение может  считаться, монологом, если оно содержит законченную мысль. Смысловые вехи элементарного монологического высказывания заключены в словах, главных членах предложения.

  •  уровень минимального монологического высказывания, конечный продукт которого составляет монологическое высказывание определенного функционально-смыслового типа - описание, повествование (рассказ), рассуждение (одна смысловая веха в объеме предложения и производный языковой материал, необходимый и достаточный для уточнения идеи, заложенной в главном предложении).
  •  уровень развернутого монологического высказывания,  сообщение текстового уровня (несколько смысловых вех и производный языковой материал).[20]

Брандес М.П. говорил, что в реальном общении человек пользуется так называемой контаминированной речью, являющейся не тематическим соединением разных речевых форм, а их внутренним скрещиванием, но в учебных условиях представляется целесообразным говорить об учебном описании, повествовании и рассуждении.

По мнению Е.И. Мотиной, описание есть способ изложения, который представляет собой характеристику предметов, явлений или частей в статическом состоянии.

Для него характерно простое нанизывание предложений в порядке их логической последовательности. Обычно описание является объективным, лишенным эмоциональности. Описание имеет свою структуру (зачин, центральная часть, концовка).

По мнению О.А. Нечаевой, повествование - это функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях или состояниях и располагающий для реализации этой функции специфическими смысловыми средствами.

Повествование имеет свою структуру (введение, основная часть, заключение), В повествовании наблюдается смена временного плана, используются экспрессивно-эмоциональные средства.

О.А. Нечаева считает, что рассуждение - тип речи, который характеризуется особыми отношениями между входящими в его состав суждениями, образцами умозаключения, и специфической языковой структурой, зависящей не только от логической основы рассуждения, но и от смыслового значения вводного суждения.

Рассуждение – самый трудный тип монологического высказывания, в его структуру входят три части - исходный тезис (информация, ложность или истинность которой требуется доказать), аргументирующая часть и вывод. В рассуждении необходимо использование синонимических языковых средств, развивающих мысль по-новому [20].

Под связным монологическим называнием понимается связная речь, состоящая из ряда логически, последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием (Г.В. Рогова, Ш.М. Рожкова).

В  психологический компонент содержания обучения монологической устной речи входят речевые навыки и умения в ее составе. Под монологическими умениями, по мнению С.Ш. Шатилова, понимаются умения:

1) правильно в языковом отношении,

2) логически последовательно (связно),

3) достаточно полно,

4) достаточно коммуникативно-мотивированно (в зависимости от целей коммуникации) и творчески пользоваться языковыми средствами иностранного языка.

Данные умения с учетом их специфики в различных типах монологических высказываний являются целью обучения и содержанием, на котором она реализуется.

В целом все обучение монологической речи должно быть направлено на овладение умением логически раскрыть мысль, выделить главное, сделать выводы или заключения. Этому необходимо обучать с самого начала изучения иностранного языка.

Устное высказывание монологического характера может иметь две формы – краткую и развернутую. Краткая форма используется при одобрении, возражении, удивлении, реакции в виде реплик. Таким образом, краткое монологическое высказывание почти всегда органически включается в диалогическую речь и поэтому может рассматриваться и самостоятельно, внутри диалогической речи.

Развернутое монологическое высказывание – это  сообщение, рассказ, доклад, изложение, реферирование. В данном случае монологическая речь характеризуется завершенностью содержания и формы. С логической точки зрения  монолог является  развернутой цепью суждений. Предложения имеют полную грамматическую форму, обычно они следуют в своем построении моделям. Для первоначального этапа обучения характерны монолог-рассказ и пересказ, монолог-описание, монолог-высказывание [5].

Для обучения монологической речи могут использоваться языковые и речевые упражнения. В данном исследовании мы попытаемся их охарактеризовать и определить их назначение в процессе  обучения монологу.

Языковые упражнения должны быть нацелены на формирование навыков употребления языковых явлений, которые изучаются на данном этапе и типичны для монологической речи. Эти упражнения должны быть связаны с такими операциями, которые будучи доведенными до определенного уровня совершенства, обеспечивают механизм построения и реализации речевого акта. К языковым упражнениям мы относим такие типы, как упражнения в имитации, в трансформации, в конструировании, в комбинировании [1].

К речевым упражнениям для развития монологической речи относятся упражнения для развития подготовленной речи и упражнения для развития неподготовленной речи, о которых будет сказано в дальнейшем. К упражнениям для развития подготовленной монологической речи относятся упражнения для обучения различным видам монологических высказываний: пересказ текста, рассказ, сообщение, описание, характеристика, оценка определенных поступков, действий, комментирование. Для развития неподготовленной монологической речи служат упражнения для обучения вышеназванным видам монологических высказываний, кроме пересказа текста. Совпадение большинства видов подготовленных и неподготовленных высказываний является одной из предпосылок развития обоих типов речи в их тесной связи.

Основное отличие между упражнениями для развития подготовленной и неподготовленной монологической речи состоит в том, что в упражнениях для подготовленной речи даются вербальные и невербальные опоры, а также время на подготовку. В упражнениях для развития неподготовленной речи вербальные опоры и время на подготовку отсутствуют.

Вышеизложенные характеристики языковых и речевых упражнений учитываются при выдвижении определенных требований к ним.

Ко всем упражнениям для развития монологической речи, как считает А.К. Артыкбаева, предъявляются следующие общие требования [1]:

  •  серия упражнений должна разрабатываться с учетом психологических и лингвистических особенностей монологической речи, а также языкового материала и тематики изучаемого материала;
  •  она должна обеспечить поэтапное формирование навыков и умений, необходимых для формирования монологической речи на определенном этапе обучения;
  •  серия упражнений должна быть направлена на решение не только практических, но и образовательных и воспитательных задач;
  •  разрабатываемая серия упражнений должна служить развитию подготовленной и неподготовленной монологической речи с учетом их связи.

 Разработанная в соответствии с вышеназванными требованиями серия упражнений должна представить собой совокупность связанных между собой типов и видов упражнений, предназначенных для достижения поставленных задач в области развития монологической речи.

Поскольку для младшей ступени обучения ведущим является обучение самостоятельному высказыванию на основе текста, то возникает проблема определения наиболее рациональных приемов обучения. Одним из них является пересказ. Как известно, существуют разные виды пересказа: пересказ, близкий к тексту, реферирующий пересказ и, наконец, комментирующий пересказ. Последний требует умения обобщать.

Мотивом пересказа является кульминационное событие, привлекающее внимание говорящего. Задача состоит в том, чтобы отразить экспозиционные факты, к которым относятся время, место, положение действующих лиц, обстоятельства, обстановка.

С.В. Калинина утверждает, для того, чтобы передать содержание текста, необходимо овладеть следующими умениями [6]:

  •  выделить цепь фактов и событий, ведущих к кульминационному событию (если таковые есть), и выделить экспозиционные факты;
  •  опустить несущественные факты, не нарушая логику повествования, не способствующие раскрытию основной идеи;
  •  завершить рассказ.

Как правило, в процессе реализации замысла высказывания говорящему необходимо овладеть также умениями:

  •  удержать, фиксировать план высказывания в оперативной памяти;
  •  антиципировать последующее изложение содержания;
  •  учитывать личность собеседника, степень его информированности о событиях, его возможную реакцию;
  •  обобщать и кратко передавать содержание рассказа с помощью перифраза.

В процессе овладения вышеперечисленными умениями необходимо учитывать творческий характер речи, позволяющий использовать в обучении способности к воображению, фантазии, которые, безусловно, отражают индивидуальность личности ученика. Поэтому ситуации для развития этих умений должны отбираться таким образом, чтобы они давали учащимся возможность реализовать их способности к воображению.

Выбор того или иного задания зависит от уровня владения языком учащихся и от их интересов. Учащиеся используют тот словарный запас и грамматические явления, которыми они владеют, что позволяет организовать более эффективную работу в процессе обучения говорению.

Ведь монолог, как продукт коммуникативной деятельности, представляет собой в первую очередь текст, реализующий коммуникативное намерение автора. Та или иная форма сообщения (или логика изложения) зависит от того, в какой сфере происходит общение, так как оно по-разному реализуется в художественных, научно-популярных, общественно-политических текстах. Следовательно, учебные тексты, предназначенные для обучения монологической речи как форме иноязычного общения, не могут не учитывать параметры оригинальных текстов.

Тексты, предназначенные для обучения монологической речи, очевидно, должны предъявлять значимую для говорения информацию в максимально доступной языковой и логической форме, как утверждает О.В. Гомелева в своей статье, посвященной типологическим особенностям текста для обучения монологической речи [5]. Среди всех жанров наиболее отвечающим этим требованиям являются научно-популярные тексты, так как они сочетают доступность для понимания с информативной ценностью. Доступность для понимания в научно-популярных текстах обеспечивается за счет снятия лингвистических и экстралингвистических трудностей. Ценная в познавательном отношении информация дается в научно-популярных текстах эксплицитно, излагается простым языком. Адаптация таких текстов с учебными целями (например, наполнение их нужной лексикой и грамматикой) не уничтожает таких значимых критериев этого жанра, как информативность, простота и занимательность изложения.

Необходимо помнить, что для стимулирования учащихся желательно время от времени подводить итоги работы, иллюстрируя им результаты в умении выступать по прочитанному, а также принимать участие в беседе. Убежденность в пользе овладения языками возникает у учащихся в их реальном общении со сверстниками, как в процессе учебной деятельности, так и в бытовой сфере.

Итак, монологическая речь характеризуется ясностью, логичностью, информативностью, а также способностью передавать собственное отношение или оценку предмету. Трудность овладения этим видом речевой деятельности заключается в одновременном осуществлении смысловой и языковой программы.

Выводы по второй главе:

Таким образом мы выяснили, что монологическая речь характеризуется ясностью, логичностью, информативностью, а также способностью передавать собственное отношение или оценку предмету. Трудность овладения этим видом речевой деятельности заключается в одновременном осуществлении смысловой и языковой программы.

Разработка специальных упражнений, использование научно-популярных текстов в обучении монологическому высказыванию в средней школе создает дополнительные условия для повышения интереса к изучению иностранного языка и для переноса умений из родного языка в иностранный.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме совершенствования обучения монологическому высказыванию в общеобразовательной школе на начальном этапе обучения иностранному языку показал, что монологическая речь является одной из основных практических целей обучения иностранному языку, служит основным источником получения информации, обеспечивает при этом сохранность и пополнение запаса знаний и возможность использовать их в любых обстоятельствах. От того, как будут сформированы умения и навыки монологической речи на среднем этапе обучения иностранному языку, будет зависеть то, как человек в дальнейшем будет пользоваться этим видом речевой деятельности.

В ходе осуществления опытно-педагогической работы был проведён анализ разработки систем  упражнений по обучению монологическому высказыванию учащихся 6-7 классов, в результате чего был сделан вывод о том, что системы таких упражнений способствуют  сформированности навыков монологической речи у учащихся 6-7 классов, повышают  уровень устной речи.

Чтобы правильно обучить говорению, нужно знать структуру говорения, владеть средствами обучения иноязычной речи, учитывать последовательность овладения формами говорения (диалог и  монолог) и владеть способами их обучения в зависимости от их особенностей.

Немаловажной в устной коммуникации является организация самого акта общения. Владение всеми его элементами позволяет учащимся вступать в контакты и осуществлять общение и обмен информацией в форме принятой данным языковым коллективом и закрепленной в традициях народа – носителя изучаемого языка.

Список использованной литературы

  1.  Артыкбаева А.К. Требования к упражнениям для развития монологической речи на младших курсах языкового вуза/ А.К.Артыкбаева// Интенсификация обучения речевой деятельности в языковом вузе.- Алма-Ата, 1988.- С.63-67.
  2.  Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие, – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
  3.  Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методическое письмо «Об использовании результатов Единого Государственного экзамена 2006 года в преподавании иностранных языков в средней школе» // Первое сентября English. - 2007. - Вып. 7 - с. 4-7.
  4.  Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
  5.  Гомелева О.В. Типологические особенности текста для обучения монологической речи/ О.В.Гомелева// Интенсификация обучения речевой деятельности в языковом вузе.- Алма-Ата, 1988.- С.68-71.
  6.  Калинина С.В. К концепции обучения монологическому высказыванию/ С.В.Калинина// Иностранные языки в школе.-1991. № 1. С.22-26.
  7.  Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. – Киев, 1988. с. 125-150.
  8.  Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык: Счастливый английский.ру / Happy English.ru для 6 кл. общеобразовательных учреждений.-М.-2011. С. 123-140.
  9.  Методика как теория и практика обучения иностранным языкам. – Нижний Новгород, 1994.
  10.   Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие, 4-е издание, стереотипное. Минск «Вышейшая школа», 1998, с. 70-82.
  11.  Общая методика обучения иностранным языкам. / Сост. Леонтьев А.А – М.: Русский Язык, 1991 (Методика и психология обучения иностранным языкам).- 360 с.
  12.  Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях. / Под ред. А.А. Миролюбова, А.В. Парахиной. – М.: Высшая школа, 1984. – 240 с.

13.  Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М., 1988.

14. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М., 1989.

15. Рогова Г.В. «Методика обучения английскому», Л., 1995.

16. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - М., 1988.

17. Скалкин В.Л. Английский язык для общения. - М., 1995.

18. Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей. - Киев, 1983.

  1.   Фарадян Н.К. Развитие навыков неподготовленно-экспрессивной речи/ Ереван: Луйс, 1972.- 84 с
    1.   Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Учебное пособие для студентов. Ростов-на-Дону «Феникс» 2004, с. 268-274.
    2.  Царькова В.Б. Речевые упражнения в английском языке. М.: Просвещение, 1980-с.135.
  •  Dictionary of English Language and Culture, London, 1999.
  •   The USA: Geography, History, Education, Painting. - Москва.: «Лист», 2003.
  •   Vlasova E.L., Kostenko S.L. Focus on the USA. Sankt-Petersburg. - Санкт-Петербург «Наука», Санкт-Петербургское литературное отделение, 1992.


1. Тема курса МДК0301 Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции Тема само
2. . Глава I. 1. Понятие флага
3. варианты и впишите свои ответы на свободные строчки
4. Нефтегазоразведочный техникум г
5. 131 Эб132 Эб133 Эб134 ПН 830 Иностранны
6. Неврологическое обследование
7. . Выберите правильную форму из слов данных в скобках- 1
8. . Нервная регуляция висцеральных функций эффекты с висцерорецепторов классификация висцерорецепторов вис
9. тематика и механика
10. знакомства именных стипендиатов правительства Москвы с учащимися 10х классов в рамках реализации программ
11. ТАЛАНТ2014 25 января 2014 г г.
12. ЭКСМО 2002 ~ 638 с
13. Учёт затрат, формирование и методы калькулирования себестоимости
14. а Документ с изменениями внесенными- M12291 901819901постановлением Гл
15. Емельянов Е.Н. Поварницына С.
16. проголосовали сердце и душу ^ к родной земле
17. Обитель на реке Лух
18. Тема- Единицы измерения информации
19. Образ головного персонажу роману Панаса Мирного Хіба ревуть воли, як ясла повні Чіпка Варениченко
20. Окупаемость затрат на качество