Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Управление общественными расходами- направление и эффективность

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10


Тема 6. Управление общественными расходами: направление и эффективность

1. Основные направления общественных расходов.

2. Оценка эффективности общественных расходов. Показатели уровня и качества жизни населения.

3. Целевые программы и национальные проекты как инструменты повышения эффективности общественных расходов.

- 1 –

Общественные расходы представляют собой целевое использование ресурсов, аккумулируемых в общественном секторе и направленных на удовлетворение соответствующих потребностей в общественных благах, а также в реализации перераспределительной политики.

Существует три основных направления общественных расходов:

1) финансирование производства определенного набора общественных и социально значимых благ;

2) финансирование программ социальной помощи;

3) финансирование программ обязательного социального страхования в случае потери трудоспособности.

Структура общественных расходов может различаться в зависимости от приоритетов финансовой политики.

Существуют другие классификации общественных расходов.

По критерию ориентации расходов:

- расходы на обслуживание людей (личные расходы);

- расходы на обслуживание капитала (капитальные расходы):

 а) текущие капитальные расходы;

 б) инвестиции.

По влиянию на национальный доход (А.С. Пигу):

- нетрансфертные затраты – расходы по обслуживанию государством рынка факторов производства и товаров (госпредпринимательство, госзакупки и т.д.);

- трансфертные затраты – характеризуют передачу доходов от налогоплательщиков к получателям трансфертов:

 а) субвенции – обслуживание предпринимателей;

 б) социальные трансферты, социальные выплаты – обслуживание домашних хозяйств.

Современная финансовая политика предусматривает следующие основные статьи расходов бюджета:

1. Расходы на оборону.

2. Государственные закупки товаров и услуг.

Существует взаимосвязь между этими статьями: милитаризация экономики сопровождается ростом госзакупок товаров и услуг.

3. Социальные трансфертные платежи.

4. Финансирование развития человеческого капитала – расходы на образование, науку, культуру, здравоохранение.

5. Государственные инвестиции.

6. Расходы по обслуживанию государственного долга.

Проект расходной части государственного бюджета РФ на 2013-2015гг.

Статья расходов

Расходы-2013, млрд руб.

Расходы-2014, млрд руб.

Расходы-2015, млрд руб.

Социальная политика

3 963,2

4 116,8

4 563,4

Национальная оборона

2 141,2

2 501,4

3 078

Национальная безопасность

2 029,8

2 110,5

2 129,2

Национальная экономика

1 740,8

1 751,8

1 767,2

Общегосударственные вопросы

914,7

880,9

907,8

Обслуживание долга

425,3

476

508

Образование

627,1

569,3

591,9

Здравоохранение

506,5

457,4

373,1

Межбюджетные трансферты

634,1

624,3

598,8

ЖКХ

157,6

145,1

118

Культура, кинематография

97,4

95,6

99,3

СМИ

72,5

65,6

50,9

Физкультура и спорт

52,3

30,9

33

Охрана окружающей среды

24,9

26,2

26,4

- 2 –

В целях рационального использования общественных средств необходимо определить их отдачу, сопоставив с затратами и проведя сравнительный анализ различных вариантов программ.

Для оценки затрат и результатов при реализации программ общественных расходов необходимо:

1) определить компоненты затрат, а также последствия осуществления расходов;

2) разработать показатели, которые позволят измерить и оценить различные элементы затрат и результатов в едином масштабе;

3) рассчитать разницу между затратами и результатами в форме чистой отдачи или минимизации потерь.

При этом издержки и выгоды должны быть оценены с позиции всего общества. Кроме того, достигнутые результаты следует оценивать с учетом как положительных, так и отрицательных внешних эффектов.

К числу критериев оценки рациональности общественных расходов можно отнести:

1. Экономический – отражает ресурсную сторону эффективности, т.е. количество, качество и состав ресурсов, необходимых для производства соответствующих благ.

2. Производительность – показывает отношение количества продукции с величиной затрат, необходимых для ее производства.

3. Результативность – отражает соответствие между общественными расходами и достигнутыми с их помощью результатами.

Для сравнения вариантов общественных расходов с точки зрения их экономичности необходимо знать состав затрат и цены на них; для оценки производительности следует использовать качественные стандарты с учетом сравнительной ресурсоемкости каждого из них; оценка результативности предполагает разработку индикаторов достижения цели, в рамках которых могут быть выявлены оценка предпочтений потребителей и степень их удовлетворенности или неудовлетворенности состоянием общественного сектора.

В практике хозяйственной деятельности в общественном секторе применяют следующие методы анализа:

1. Анализ издержек и результативность – дает возможность определить размер расхода ресурсов, необходимых для достижения целей, и выбрать оптимальное решение.

2. Анализ издержек и полезностей – предполагает использование метода соизмерения близких по характеру результатов на основе применения системы весовых коэффициентов, разработанных экспертным путем.

3. Анализ издержек и выгод – позволяет соизмерить затраты и результаты проекта в денежной форме. Данный анализ выявит полезность соответствующих благ для потребителей, т.е. готовность налогоплательщиков платить за блага. Иными словами, надо выявить, какую денежную сумму готов был бы отдать налогоплательщик, чтобы не лишиться выгод от реализации проекта.

Оценить эффективность общественных расходов позволяет и динамика показателей уровня и качества жизни, среди которых можно выделить:

1) социально-демографические показатели: продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности;

2) социально-экономические показатели: размер реальных доходов населения, уровень потребления населением материальных благ и услуг, обеспеченность населения благоустроенным жильем, уровень занятости, безработицы, миграция населения и ее причины;

3) показатели социальной напряженности: участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика преступности;

4) показатели развития социальной сферы: доля расходов на образование, науку, здравоохранение и культуру в ВВП, количество учащихся и студентов, включая обучающихся бесплатно и платно, среднее число учащихся, приходящееся на одного преподавателя и пр.;

5) экологические показатели: содержание вредных веществ в атмосфере, почве, воде, продуктах питания, доля затрат на экологию в ВВП, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

- 3 -

С целью повышения эффективности общественных расходов правительством реализуются различные целевые программы и национальные проекты.

Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации.

Перечень федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2013 год.

млн руб.

№№

Наименования разделов, программ, подпрограмм

Общий объем финансирования

 

Развитие высоких технологий

323045,5692

1.

Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы 

128330,2452

2.

Программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы" 

22207,7855

3.

Программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" 

41929,2873

4.

Программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы" 

16575,6500

5.

Программа "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы" 

20803,5112

 

подпрограмма "Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" 

13000,0000

 

Расходы по программе "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы" 

7803,5112

6.

Программа "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы 

18911,6000

7.

Программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы 

18619,0000

8.

Программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы 

4098,1000

 

подпрограмма "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011 - 2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения" 

1406,0000

 

подпрограмма "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 -2016 годы 

2692,1000

 

подпрограмма "Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт" (проект) 

 

9.

Программа "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" 

14838,0200

10.

Программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" 

15176,8000

11.

Программа "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" 

21555,5700

 

Жилье

48345,0140

12.

Программа "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009 - 2015 годы)" 

6151,6000

13.

Программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы 

42193,4140

 

подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" 

3500,0000

 

подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" 

2741,8200

 

подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" 

976,7500

 

подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" 

23310,8640

 

Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан 

11562,3300

 

Расходы на управление Программой 

101,6500

 

Транспортная инфраструктура

364464,9255

14.

Программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" 

364464,9255

 

подпрограмма "Развитие экспорта транспортных услуг" 

11973,7569

 

подпрограмма "Железнодорожный транспорт" 

10860,8700

 

подпрограмма "Автомобильные дороги" 

261388,2745

 

подпрограмма "Морской транспорт" 

33757,9684

 

подпрограмма "Внутренний водный транспорт" 

9949,5245

 

подпрограмма "Гражданская авиация" 

35524,4775

 

Расходы общепрограммного характера по программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" 

942,0537

 

подпрограмма "Государственный контроль и надзор в сфере транспорта" 

68,0000

 

Дальний восток

47229,5666

15.

Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" 

47229,5666

 

подпрограмма "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" 

 

 

подпрограмма "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", за исключением подпрограммы "Развитие г.Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" 

47229,5666

 

Развитие села

16166,5700

16.

Программа "Социальное развитие села до 2013 года" ("Устойчивое развитие сельских территорий Российской Федерации на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", проект) 

9012,3000

17.

Программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года" 

7154,2700

 

Социальная инфраструктура

93686,4207

18.

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы 

16854,5890

19.

Программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" 

11836,0514

 

подпрограмма "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" 

1060,5000

 

Расходы общепрограммного характера по программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" 

10775,5514

20.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы 

15075,9605

21.

Программа "Русский язык" на 2011 - 2015 годы 

458,6600

22.

Программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012- 2020 годы" 

992,8800

23.

Программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" 

2487,0000

24.

Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы 

2238,1185

25.

Программа "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы 

3000,0000

26.

Программа "Культура России (2012-2018 годы)" 

21794,0618

27.

Программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" 

18949,0995

 

Безопасность

92787,0431

28.

Программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" 

20251,4855

29.

Программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" 

20324,6900

30.

Программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" 

5700,0000

31.

Программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" 

5560,6879

32.

Программа "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)" 

2325,8000

33.

Программа "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2014 годы)" 

7899,4410

34.

Программа "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005 - 2020 годах" 

9725,1600

35.

Программа "Мировой океан" 

655,0918

 

подпрограмма "Военно-стратегические интересы России в Мировом океане" 

173,1140

 

подпрограмма "Исследование природы Мирового океана" 

11,6898

 

подпрограмма "Освоение и использование Арктики" 

281,5420

 

подпрограмма "Изучение и исследование Антарктики" 

59,2650

 

подпрограмма "Создание единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане" 

96,3437

 

Мероприятия Государственного заказчика-координатора 

33,1373

36.

Программа "Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2015 годы)" 

750,0000

37.

Программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" 

2350,8220

38.

Программа "Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2011 - 2015 годах" 

2048,5500

39.

Программа "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года" 

4251,6449

40.

Программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" 

1811,1100

41.

Программа "Государственная граница Российской Федерации (2012 - 2020 годы)" (открытая часть ФБ) 

5132,5600

42.

Программа "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы" (проект) 

2000,0000

43.

Программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах" (проект) 

2000,0000

 

Развитие регионов

21387,5490

44.

Программа "Юг России (2008 - 2013 годы)" 

6602,1000

45.

Программа развития Калининградской области на период до 2015 года 

6320,0000

46.

Программа "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы" 

4501,1000

47.

Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 

3964,3490

 

Развитие государственных институтов

14192,2200

48.

Государственная программа "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" 

4192,2200

49.

Программа "Развитие судебной системы России" на 2013-2020 годы 

10000,0000

 

Всего

1021304,8781

 

Приоритетные национальные проекты — программа по повышению качества жизни граждан России, включающая 4 сферы: образование, здравоохранение,   жилье и сельское хозяйство. Именно эти сферы затрагивают каждого человека, формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества,  демографическое благополучие страны.

Приоритетные национальные проекты в России (реализуются с 2006г.): «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».




1. Культурное наследие княжеского рода Оболенских
2. .В. Міцай Ю.С. Митрофаненко С
3. Анкета качества урока ЕА Юниной и АИ Севрука как средство оценки качества преподавания
4. Характеристика асимметрии левого и правого полушария Асимметрия головного мозга от греч
5. Тема- Построение таблиц истинности
6. 18 мая 20 13 г
7. тема характеризующаяся верховенством права и закона во всех сферах жизни общества
8. вспахивание назад прибыли
9. Права добросовестного владельца на плоды
10. Железа Гормоны Место действия Физиоло
11. Нагноительные заболевания легких лечение и профилактика
12. Сестринское дело
13. Этнопсихологическое изучение культур
14. деловые возникают в сфере производств
15. Consilium Medicum В 2004 г.
16. Пояснительная записка1
17. промежность 2
18.  Сборка мебели стандартных столов полок 1
19. Лабораторная работа 8- Возможности базы данных в Excel.
20. А] 400 kПа 04 Н-мм 2.