Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Тема 7- Социальная философия 1.html

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-01-17

Тема 7: Социальная философия

1. Предмет социальной философии. Соотношение социальной философии и социологии

Предметом социальной философии является общество. Социальная философия взаимодействует со многими нефилософскими дисциплинами, которые также изучают общество.

Отдельный источник – комплекс наук о природе, которые помогают философии развивать свои понятия.

Общество является системой открытой, которая подвержена взаимодействию с более масштабными природными системами.

Франк ставит теоретические вопросы, связанные с пониманием предмета философии. Главные вопросы:

→ что такое общественная жизнь?

→ какова роль общественной жизни в жизни человека?

→ какое место занимает общественная жизнь человека в мировом космическом бытие?

Социальная философия, основываясь на принципе антропоцентризма, исследует соотношение общества, как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования, его взаимосвязь с природной средой в окружающим миром в целом.

В дискуссиях о соотношении социальной философии и социологии выявилось 3 точки зрения:

1) социальная философия = всей социологии, тезис направлен против прикладной социологии;

2) социальная философия вне социологии;

3) социальная философия есть верхний методологический этаж социологии.

2. Анализ различных подходов к пониманию общества (натурализм, идеализм, материализм)

Различают 3 основных подхода к объяснению связей и закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое:

1) натуралистический;

2) идеалистический;

3) материалистический.

Суть 1-го подхода в том, что человеческое общество рассматривается как единственное продолжение закономерностей природы, мира животных и, в конечном итоге, космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется:

1) ритмами солнечной активности и космических излучений (Чижевский, Гумилев);

2) особенностями географической и природно-климатической среды (Монтескье);

3) спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Уинсон);

Общество предстает как своеобразный феномен природы, ее высшее, но далеко не самое удачное и устойчивое образование.

Идеалистический подход. Сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологии, которая выполняла роль скелета общественного устройства. Рупором этих идей выступал какой-либо религиозный лидер, а те или иные исторические действия зависели от воли этого человека. Эта модель общества переносит решения всех проблем либо в потусторонний мир, либо в отдаленное будущее.

Материалистический подход. Объяснение общественного устройства связано с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях или при наличии тех или иных верований, но имеют определяющий характер. Карлом Марксом была разработана концепция материалистического понимания общества, суть которой составляет положение о способе производства, которое складывается объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей. Связывает людей социальный организм, не общая идея или бог, а производительные силы и производственные отношения, видоизменение которых составляет основу общественно-экономических формаций. Системообразующие факторы зависят от природно-климатических условий, от языка, культуры, но главным является бытие людей.

3. Эволюция взаимоотношения общества и природы. Биосфера и Ноосфера

Природа земли подразделяется на живую и неживую составляющие. Еще в древнегреческой философии появилось учение об универсальной одушевленности материального мира. Это учение, исходящее из признания одушевленности всей природы, всех материальных объектов, космоса, получило название гилозоизм, и тем самым в Древней Греции в античности не было принципиального различия между живой и неживой природы.

Сравнение живой и неживой природы позволяет назвать средства жизни:

1) питание;

2) дыхание;

3) раздражимость;

4) активность;

5) раздражение;

6) рост.

Особенность Земли состоит в том, что в ней в процессе взаимодействия неограниченной геосферы с энергией космического пространства возникла особая оболочка – биосфера. Биосфера представляет собой совокупность живых организмов, растений, бактерий, которые существуют в 3-х системах неорганической природы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Биосфера представляет собой открытую систему, которая получает от Солнца необходимую энергию для протекания всех жизненных процессов.

В ходе длительной эволюции живой природы на Земле возникает качественно новое образование – человеческое общество.

Природные условия издавна влияли на расселение людей. По мере исторического развития общества менялась и степень влияния на него природной среды.

Маркс разделил факторы, которые влияют на жизнедеятельность общества на 3 большие группы:

1) естественное богатство средствами жизни;

2) естественное богатство средствами труда;

3) естественное богатство предметами труда.

В древних земледельческих цивилизациях (Вавилон, Египет, Китай) имела огромное значение борьба с природными явлениями (засуха, наводнения), в древней Греции ценность природы определялась ее включенностью в человеческую деятельность и прагматический подход получил широкое распространение.

Рабовладельческий строй характеризовался более глубоким и негативным воздействием общества на природу. Средневековый феодализм видоизменил систему эксплуатации людей, и крестьянин уже был заинтересован в результатах своего хозяйствования и бережном отношении к природе. В период средневековья возникли 2 различных подхода к пониманию и оцениванию природы:

1)природа считалась результатом Божественного творения, но ставилась ниже человека, и     природа считалась источником зла, т.к. душа боролась с греховным началом

2)подход понимания природы, стимулирующий процесс познания. Природу надо изучать, познавать и раскрыть заключенный в ней Божественный план. Этот подход дал толчок к развитию естествознания.

Развитие капиталистического производства ещё больше подняло значимость 2-го фактора – естественного богатства предметами труда. Воздействия на природу возросли настолько, что стали оказывать решающее влияние на судьбу всей биосферы. Человек становится могучей геологической силой.

Вернадский в первой половине 20в. назвал период в развитии биосферы, когда усиливающим фактором развития становится разумная человеческая деятельность – ноосфера – сфера разума.

Условия, необходимые для становления и существования ноосферы:

заселение человеком всей планеты

резкое преобразование средств связи и обмена между странами

усиление связей, в том числе и политических, между всеми странами

начало преобладания геологической роли человека над геологическими процессами в биосфере

расширение границ биосферы и выход в космос

открытие новых источников энергии

равенство людей всех рас и религий

увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики

свобода научной мысли от давления религиозных, философский и политических построений

продуманная система народного образования

разумное преобразование первичной природы Земли

исключение волн из жизни общества

Вопрос 4

Общество – выделившееся из природы системное образование, представляющее из себя совокупность исторически изменяющихся форм жизнедеятельности людей, которое проявляется в развитии и функционировании соц. институтов, организаций, общностей и отдельных индивидов.

Человеческое общество представляет собой социальную макроструктуру, включающую в себя подсистемы. Подсистемы, образующие общество, особенно изменчивы, различаются степенью саморегулирования и включают в себя процессы самоуправления и саморазвития.

Важнейший специфический признак общества как системы наличие присущих ему особых соц. отношений между его компонентами. В зависимости от среды реализаций эти отношения подразделяются:

на уровне соц. общностей:

- групповые

- классовые

-национальные

- семейные и т.д.

2) на уровне занятий той или иной деятельностью групп (спортивные, учебные, производственные)

3) на уровне взаимодействия между представителями той или иной соц. группы:

    - межличностные

    - психологические

    - различные установки субъектов по отношению к себе

Различают 2 основных уровня структурной организации общества:

макроструктура – характеризует присущий для данного общества состав классов, слоев, этнических групп, показывает совокупность устойчивых отношений между ними, а также особенности их внутренней организации;

микроструктура – отражает устойчивые связи в малых соц. группах

Чаще всего из макроструктуры выделяют 5 основных аспектов:

этнический

демографический

поселенческий – характерна пространственная форма организации

классовый

профессионально-образовательный

В экономически развитых странах общество чаще всего подразделяется на 3 подгруппы:

1. высший (правящий) класс

2. класс производственных и непроизводственных работников, объединяющий лиц наемного труда, не имеющих собственности на средства производства или располагающих ею в ограниченных масштабах

3. средний класс – занимает промежуточное положение между 1 и 2 группой – мелкие предприниматели, интеллигенция и т.д.

Многие исследователи социальной стороны общества начали применять в своем анализе понятие страты, т.е. слои меньшего масштаба, чем классы.

5 основных критериев стратификации современного общества:

1) доход

2) богатство

3) власть

4) образование

5) профессия

Одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности был Питирим Сорокин.

Социальная мобильность – процесс любого перехода индивида/социального объекта из одной социальной позиции в другую.

Существует два основных типа мобильности:

горизонтальная – переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном уровне

вертикальная – имеется ввиду и отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует 2 типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая.

5.1. Формационный подход к развитию и формированию общества

Основоположники – Маркс, Энгельс, в дальнейшем был развит Ленином.

Общественная экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается, как закономерный процесс смены общественно экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает её и затем уже сама отрицается более новой формацией.

Любая ОЭФ характеризуется господствующим способом производства.

Способ производства – историческое единство производительных сил данного общества и производственных отношений, сложившихся в этом обществе.

Производительные силы включают в себя людей с их умениями и навыками, предметы и средства труда. Предметы труда – все то, на что направлен труд человека.

Средства труда – комплекс вещей между человеком и предметом труда (орудия труда, вспомогательные технические средства).

Производственные отношения – это экономические отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Главным этапом выступают производственные отношения в виде элемента собственности.

Механизм перехода от одной формации к другой.

В ОЭФ есть 2 главных компонента:

-- базис

-- надстройки

Базис – это экономика общества;

Надстройка – государство, политические и общественные институты.

Изменения в экономическом базисе приводят к переходу от одной ОЭФ к другой.

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними→ возникает конфликт. Противоречия между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями рано или поздно, насильственным или мирным путем, происходит изменение в экономическом базисе.

ОЭФ – общество на определенной ступени исторического развития, которое характеризуется специфическим экономическим базисом и соответствующим ему политическим и духовными надстройками, а также историческими формами общности людей и типом и формой семьи.

Маркс выделяет 5 ОЭФ:

первобытно-общинную

рабовладельческую

феодальная

капиталистическая

коммунистическая

Достоинства формационного подхода:

История понимается как закономерный объективный процесс, идет глубокая разработка механизмов развития.

Недостатки:

-- не учет многих других факторов (культурных, национальных)

-- неполное подтверждение практикой.

5.2. Теория стадий экономического роста (индустриализм)

Ростоу – американский экономист.

Разрабатывалась во второй половине 19 века. «Стадии экономического роста» (Ростоу).

Исходя из идеи о решающей роли технико-экономических показателей развития общества, Ростоу делит историю человека на 5 стадий:

традиционное общество – аграрное общество с примитивным развитием с/х и доньютоновским уровнем развития науки и техники. Три формации Маркса + колониальные страны, слаборазвитые в первой половине 20 века.

Переходное общество – общество, как период создания предварительных условий для следующего промышленного сдвига. Возникают предпосылки для перехода общества на более высокую ступень развития: рождаются новые научные идеи, появляются предприимчивые люди, которые готовы использовать новшества для получения прибыли.

Стадия сдвига (промышленная революция) – повышение доли накопления капитала, быстрое развитие ведущих отраслей промышленности.

Стадия зрелости – возрастает уровень капиталовложений, повышается национальный доход, бурно развивается промышленность, появляются новые отрасли производства, доля городского населения повышается до 60-90%, повышается доля квалифицированного труда

Эра высокого массового потребления – в центре внимания общества стоят проблемы потребления и благосостояния населения, на базе достигнутой технической зрелости возникает общество, которое характеризуется  массовым потреблением товаров длительного пользования.

Тоффлер – 80-е гг. 20 века – работа «Третья волна» (1980г.) По мнению Тоффлера, развитие науки и техники осуществляется рывками (волнами). Сначала была 1-я волна – «с/х цивилизация» - от Китая и Индии до Мексики, и от Греции до Рима, возникали и приходили в упадок цивилизации, у которых были общие черты, несмотря на внешние различия. Везде земля – основа экономики, везде господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов, власть – авторитарная; 300 лет назад произошел «взрыв», ударные волны от которых обошли всю землю, разрушили древние цивилизации и породили новые. Таким взрывом он считал промышленную революцию.

К середине 20 века силы первой волны угасли и на Земле воцарилась индустриальная цивилизация: создались сталелитейные и автомобильные заводы, железные дороги, текстильные фабрики, начали извлекать энергию из угля, газа, нефти, возникли крупные промышленные города. Вторая волна изменила техносферу→изменилась и социосфера: изменилась форма семьи, возникла специальная подготовка людей, усилилась роль профсоюзов, развилась связь, возник новый тип власти.

Тоффлер сопоставляет вторую и третью волны на различных уровнях: экологическом, научно-техническом, экономическом, политическом, культурном. Вторую волну характеризует как борьбу с природой. Тоффлер считал, что в обществе будущего борьба с природой заменится сотрудничеством, ведущими областями науки в третьей волне станут квантовая электроника, информатика, молекулярная биология, науки о космосе. В обществе 3-ей волны производство в его традиционном понимании занимает все меньше количества в рабочего времени в пределах заводских цехов – производство распространяется за пределы предприятий благодаря созданию условий для домашней работы. Происходит перестройка деятельности в сфере образования и культуры, общество приносит новый стиль семейной жизни. Тоффлер указывает на такие важные характеристики 3-ей волны как аудиокоммуникация.

Тоффлер отказывается применять термин «информационное общество» (3-я волна).

5.3. 

Термин цивилизация от латинского означает гражданский или государственный. Был введен в 18 веке Мирабо. Одним из широко распространенных понимания термина цивилизация стало отождествление его с пониманием «культура» и по мере изучения разнообразных культур сложился локально-исторический подход, представители которого рассматривают цивилизации как качественно различные локальные исторические образования, как особые социокультурные феномены, которые ограничены пространственно-временными рамками.

Данилевский в книге «Россия и Европа» ввел свое понимание исторического процесса и места в нем славян вообще. Картина истории представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а множество расходящихся вееров и перекрещивающихся линий развития, т.е. история не есть развитие единого человечества, а это есть развитие существующих и сменяющих друг друга культур. Каждая культура живет своей жизнью, имеет свою судьбу, ценность, свою историю. Каждая культура представляет собой автономные самообразования, равноценные по своей исторической значимости. Культура имеет завершающийся цикл развития (рождается, достигает рассвета и гибнет).

Ядром культурно-историчекого типа является национальное начало, которое обладает определенным запасом энергии и способностью к саморазвитию. По теории Данилевского, как и в природе, так и в истории царит временно-пространственная упорядоченность, т.е. Данилевский выступил с идеей обоснования естественной системы истории, предложив считать главным ее основанием периодизации - деление ее на обособленные, замкнутые, национально-государственные образования или культурно-исторические типы. Они обладают специфическими чертами:

1)художественно-эстетической;

2)нравственной

3)религиозной

4)экономической

5)социально-экономической  сферами

Он выделил 10 цивилизаций, считая что существуют отдельно мексиканский и перуанский типы, которые не завершили цикл. В истории существуют кометы: монголы, турки и гунны, а звезды-племена без всякой роли, отдельно называя финские племена (деление - планеты, кометы, звезды). Данилевский признает, что завершивший свой цикл развития и разложившиеся культурно-исторические типы могут вновь возродиться.

Тойнби(к.19-н.20 в )- труд «Исследование истории». В отличие от Данилевского выделил 21 цивилизацию, а затем 5:

-западнохристианская

-православнохристианская

-исламская

-дальневосточая

-индуистская

В формировании цивилизаций по Тойнби главную роль играют географический, этнический и религиозный факторы. Между этими цивилизациями существуют родственные связи. Цивилизации взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга. Каждая цивилизация проходит следующие стадии:

-стадия зарождения - генезис. Цивилизация может возникнуть либо в результате мутации примитивного общества или на развалинах материнской цивилизации

-стадия роста. Цивилизация из зародыша развивается в  полноценную социальную структуру. Цивилизация подвергается опасностям.

-стадия перелома. Как правило, сменяется стадией распада.

-стадия распада. Причем цивилизация либо вообще исчезает, либо дает жизнь новым цивилизациям.

Причем Тойнби отвергает понятие судьбы в развитии цивилизации и считал, что последнее слово за человеком.

Движущими силами истории явл.:

  1.  вызов, брошенный цивилизации извне
  2.  ответ цивилизации на вызов
  3.  деятельность талантливых богоизбранных личностей, великих людей.

Развитие всей истории строится по схеме: вызов-ответ. Для успешного ответа на вызов необходим наличие следующих факторов:

  1.  в обществе должны присутствовать люди, способные понять вызов  и дать  на него ответ ( творческое меньшинство)
  2.  большинство должно быть готово к принятию данного ответа, т.е. созреть для ответа

На стадии генезиса Тойнби выделил 5 стимулов, которые могут положительным образом повлиять на успешный генез  цивилизации:

  1.  стимул природной среды:

а) стимул бесплодной земли

б)стимул новой земли

       2)стимул окружения:

А) стимул удара(реакция на нападение)

Б) стимул давления

В) стимул ущемления(рабство, дискриминация, бедность и т.д.)

Тойнби говорил, что территориальная экспансия свидетельствует не о росте цивилизации, а  ее регресс. Также отвергает в качестве признака роста - принимать рост власти над природой.

Шпенглер(к.19-н.20 в )

Противопоставил понятия цивилизации и культуры. Центральное понятие – культура. Культура – совокупность религий, традиций, материальной и духовной жизни. Это обособленная, автономная, замкнутая реальность. Также культура зарождается, растет и умирает. Цивилизация – высший уровень развития культуры, завершающий ее развитие и предшествующее ее смерти. Главный труд «Закат Европы». Он обосновывает мысль завершания цикла развития Европы. Культура – живой организм. Общей человеческой культуры нет и быть не может. Шпенглер выделяет 8 основных культур и говорит о том, что ожидается возникновение еще одной – русскосибирской. Культуры. Каждому культурному организму отводит свой жизненный срок, приблизительно 1000 лет., т.е. умирая культура превращается в цивилизацию. С наступлением цивилизации художественное и культурное творчество вырождается и поэтому общество отрекается от культурных претензий и придается полному техницизму.


1. Математическое моделирование в управлении
2. ЗВІТ З ЛАБОРАТОРНОЇ РОБОТИ 1 з дисципліни Логічне програмуванняrdquo; студента першого курсу денн
3. Предварительный перспективный экономический анализ
4. Первые завоеватели воздуха
5. тема общеобязательных формально определенных установленных и гарантированных государством правил поведен
6. тема нужд та потреб на задоволення яких працює фірма10 Товари та товарний асортимент13 Характеристика
7. Сопоставительный анализ public reltions и родственных сфер деятельности
8. Провалы государства- понятие причины
9. ТЕМА10 Инновационная деятельность предприятия качество и конкурентоспособность продукции
10. Детская школа искусств им
11. Чему учат телевизионные игры Люди гибнут за металл
12. тема в лирике А. Т
13. Реферат- Организация труда персонала
14. Контрольная работа пишется от руки в 18листовой тетради возможно печатное оформление на листах формата А4
15. РАНХиГС Факультет Государственного и Муниципального Управления Кафедра Менеджмента
16. на тему-
17. Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у школьников
18. Значение радиобиологических эффектов для судьбы облученного организма
19. Специфика бухгалтерского учета и внутреннего аудита в компьютерной среде
20. Российский государственный профессиональнопедагогический университет Институт электроэнергетики и ин.