Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Влияние природноклиматического геополитического и религиозного факторов на российский исторический проц.html

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-01-17


1.Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс.

В физико-географическом отношении наше Отечество представляет собой сложный комплекс. Страна занимает территорию двух частей света - восточную часть Европы и север Азии. Особенность рельефа - преобладание равнин на западе и северо-западе, а гор - на юге и востоке.

Важным географическим фактором, определяющим особенности территории страны, являются моря, озера, а также другие водоемы. Водные системы могли способствовать или противодействовать хозяйственному освоению земель, экономическим и политическим связям, в ряде случаев играли важную роль в исторической судьбе отдельных территорий. Россия – обширная, малозаселенная территория, граница России защищена естественными преградами. Также характерна оторванность от морей, густая речная сеть, промежуточное положение между Европой и Азией.

Огромное разнообразие почв влияло и влияет на хозяйственную деятельность человека.

Зарождение и становление российской государственности произошло на территории Восточно-европейской (или Русской) равнины. Ее характерными свойствами являются однообразные поверхности, сравнительная краткость береговой линии и отсутствие внутренних естественных границ в виде гор и горных хребтов.

Для России всегда были характерными длинная зима и короткое лето, вследствие чего объём совокупного прибавочного продукта был низок. А это обусловило появление крепостничества, деспотической власти.

Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства, в конечном счете, наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер, на первый взгляд противоречивый: способность к крайнему напряжению сил - отсутствие ярко выраженной привычки к тщательности, аккуратности в работе, извечная тяга к “подрайской землице”, необыкновенное чувство доброты, коллективизма, готовности к оказанию помощи, вплоть до самопожертвования и др.

2. Древние народы на территории России. Ранние башкиры.

Первые люди на территории России – 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7-5 вв. до н.э. В 5 веке до н.э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н.э.

Севернее греков жили скифы – кочевники.

На территории Азербайджана в 4 веке до н.э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым. Они были разгромлены готами (немецкими племенами).

С востока из-за Дона устремилась новая волна кочевников – сарматов. В 3-7 вв. н.э. в эпоху Великого Переселения народов на территории Северного Причерноморья, а позднее – между Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.

В 5 веке н.э. они дошли до пределов Северной Франции. После разгрома их галльскими племенами они возвращаются обратно, где полностью растворяются среди тюркских племен.

В 6 веке из пределов Монголии вновь появляются тюркские племена, которые в середине 6 века образовали Тюркский каганат, территории которого простиралась от Монголии до Волги.

Постепенно почти всё население Восточной Европы (степная часть) подверглась тюркизации. В лесостепной зоне утверждается славянский компонент и финно-угорский. На Центральном Кавказе проживает ираноязычный этнос – аланы. В Западном Предкавказье в 6 веке господствующее положение заняли булгары.

После распада Тюркского каганата в 80х годах 6 века здесь образовалось государство Великая Булгария, которое существовало до первой трети 7 века: распалось под ударами хазаров. После распада часть населения ушла на юго-запад (Балканский полуостров), где и было образовано государство Дунайская Болгария. Другая часть ушла на Северный Кавказ (современные балкарцы). Еще часть двинулась на северо-восток, в область Средней Волги и Камы, где образовалось государство Волжская Булгария. Булгары считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.

Башкирия занимала своеобразное географическое положение - между двумя разнородными очагами этнокультур и вообще мировой культуры, на стыке Азии и Европы, на Южном Урале и в его предгорьях. До появления башкир здесь попеременно жили различные племена: сарматы, аланы и др.

О более древних жителях Башкирии свидетельствуют рисунки Каповой пещеры в Бурзянском районе (около 20 тыс., лет до н.э.), находки городка Аркаим в 60 км от города Сибая (XVIH - XIV вв. до н.э.) и раскопки Филипповских курганов на границе Башкирии и Оренбургской области (II-IV вв. н.э.). Отдаленные предки башкир, монгольских и тунгусо-маньчжурских народов, составлявших когда-то этнолингвистическую общность, обитали на общей территории в Центральной Азии, в предгорьях Алтая.

После распада империи гуннов в I в до н.э. произошло разделение тюркского племени и языка на восточную и западную ветви. Из западной ветви выделилась огузо-карлуко-кыпчакская племенно-языковая общность, в составе которой впоследствии и выросли башкирские племена.

Появление в Приуралье тюрко-башкирских племен связано с движением в середине I тысячелетия н.э. печенегов (объединение тюркских и сарматских племен). Восточное крыло печенежского объединения в Приуралье и Прикаспии как раз и составляли племена под общим названием “башкорт”. В конце IX в. основная масса печенегов проследовала дальше на запад. А башкирские племена осели в предгорьях Южного Урала, на берегах реки Белой и стали решающей основой формирующейся башкирской народности.

3. Древнерусское государство (Киевская Русь): предпосылки образования, расцвет, причины распада.

Вопрос о происхождении древнерусского государства исходит из двух основных теорий: норманнской и антинорманнской (славянской).

Норманнская теория обоснована Миллером и Байером в 18 веке. Основанием для этой теории послужило сообщение в "Повести временных лет" о призвании славянами варягов со своими дружинами княжить на Руси.

Антинорманнская теория была выдвинута Ломоносовым в 18. По этой теории, происхождение Киевской Руси имеет южное начало. Доказательства: в районе Киевской Руси протекает река Рось, где проживали племена россоланы.

Предпосылки образования древнерусского государства:

  1.  Этническая общность древнерусской народности, говорящих на одном языке.
  2.  Стремление объединить силы в борьбе с кочевниками.
  3.  Экономические интересы древнерусских князей по речному пути из варяг в греки.

Образование древнерусского государства произошло в 862. 862-879 – правление князя Рюрика. 882-захват Олегом г.Киева.(889-912).  862-1598 – правление династии Рюриковичей.

В истории Древнерусского государства можно выделить три этапа:

  1.  Вторая половина IX - Х в. Основное содержание - объединение всей древнерусской народности в едином государстве, создание аппарата власти и военной организации;
  2.  конец Х - первая половина XI в. Его основу составлял новый значительный рост крупного феодального землевладения, увеличение городских центров, рост численности торгово-ремесленного населения;
  3.  вторая половина XI - начало XII в. Для него характерны наступление феодальной раздробленности и распад Киевской Руси.

В Киевской Руси верховным собственником земли являлось государство. С середины XII в., успешно развивается княжеское, боярское и монастырское землевладение. Параллельно этому шел рост феодальной зависимости многочисленных категорий непосредственных производителей: смердов, закупов, рядовичей, изгоев. В X-XI вв. происходил интенсивный рост городов, которые становились важнейшими центрами ремесла и торговли, политической и культурной жизни.

Феодальный уклад существовал вместе с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. При Ярославе Мудром (1019-1054 г.г.)  Киевская Русь достигла  наивысшего могущества. Ему удалось  обезопасить Русь от печенежских набегов, утвердить русские позиции в Прибалтике и овладеть землями  восточнее Днепра. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром Русь достигла международного признания.

С развитием феодальных отношений, укреплением местных политических центров падало значение Киевского общегосударственного политического центра, усиливались тенденции к обособлению княжеств. По инициативе Владимира Мономаха был созван Любечский съезд  князей 1097 г., на котором было решено прекратить усобицы и провозглашен принцип “Каждый да держит отчину свою”. Владимир Мономах и его старший сын Мстислав еще удерживали власть над всеми древнерусскими землями. Однако после смерти Мстислава феодальные усобицы усилились. В итоге единое Древнерусское государство распалось на ряд суверенных княжеств, и наступил период раздробленности, или удельный период.

4. Принятие христианства. Роль религии в становлении государственности и культуры.

В образовавшихся в конце I тысячелетия н.э. раннефеодальных государствах феодальная формация имела два важнейших слагаемых:

  1.  феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике;
  2.  государство, доминировавшее в сфере политики.

А третий существенный компонент феодальной формации - феодальная идеология - отсутствовал, и взгляды, соответствующие феодальным структурам, существовали на уровне социальной психологии. Перед правящими классами встала необходимость принятия религии, которая отвечала бы потребностям классового общества.

Поскольку попытка киевского князя Владимира в конце X - начале XI века реформировать язычество оказалось невозможной, оставалось принять религию у соседей. В Волжской Булгарии был распространен ислам, у хазар - иудаизм, в Византии и Западной Европе - христианство.

Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя остановился именно на христианстве. В качестве главной причины можно назвать потребность правящих слоев в новой идеологии: один Бог на Небе, один царь на Земле.

По летописному рассказу, официальное принятие Русью христианства относится к 988 г., когда Владимир совершил поход на греческий город Корсунь в Крыму, где крестился сам и привез в Киев митрополита Михаила, назначенного Константинополем главой новой церкви, а также священников из Корсуня и Константинополя. На местах порушенных и сожженных языческих богов были построены христианские церкви. Затем христианство было распространено на всю территорию Древнерусского государства.

Это имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни  утверждало равенство людей перед богом. Путь в рай открыт и богатому вельможе и простолюдину, если они честно исполняли свои обязанности на земле. “Божий слуга” - государь - был и справедливым судьей, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных  преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

5. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами.

Основные задачи внешней политики киевских князей:

  1.  Охрана границ, укрепление государства.
  2.  Развитие дипломатических, торговых, культурных связей с окружающим миром.
  3.  Расширение территории, получение дополнительных ресурсов для развития.

Важное место занимали отношения с Византией, которая являлась источником ресурсов для Руси.

Первоначально Византия выполняла роль дополнительных источников наживы. После крещения Руси Византия стала восприниматься как духовный центр христианства.

На юго-востоке и востоке Россия сталкивалась с хазарским каганатом и Волжской Булгарией.

Хазарский каганат образовался в 30е годы 7 века и просуществовал до 10 века. Занимал территорию Междуречья Волги и Дона. Хазары контролировали Волжский торговый путь и выступали в двойной роли: с одной стороны, препятствовали свободным торговым отношениям Руси; с другой – выступали буфером между Русью и кочевниками.

В 960 году Хазарский каганат был разгромлен Святославом.

После падения Хазарского каганата Волжская Булгария становится самостоятельным государством. Она возникла в среднем Поволжье в 9 веке. Волжская Булгария была интересна для русских князей как источник плодородных земель.

Одновременно юго-восточные территории занимали кочевники: иранцы, торки, печенеги, половцы (кипчаки).

Главный неписаный принцип взаимоотношений кочевников и Руси состоял в полном отказе от взаимных территориальных захватов, т.к. оседлый городской земледельческий быт Руси был несовместим с кочевой культурой.

В начале 11 века при Владимире I во внешней политике обозначилось западное направление – борьба за русско-польское пограничье, позволяющее контролировать торговые пути, ведущие в Польшу, Чехию и Германию.

6. Культура, общественная мысль и быт Киевской Руси.

Древняя Русь – это эпоха становления не только отечественной государственности, но и нашей национальной культуры. Решающее влияние на духовную жизнь Руси оказало принятие христианства в 988. Большое значение для культурного развития Др.Руси имело влияние византии. От ее культурных традиций русь восприняла основные каноны архитектуры, жанры и принципы изобр.искусства и литературы.

Письменность стала распространяться после принятия христианства. Алфавит, которым мы до сих пор пользуемся, создали в IX в. Греческие монахи Кирилл и Мефодий. Во времена правления Владимира I при монастырях были организованы первые школы.

Уже XI в. Датируется русское летописание. В начале XII в. киево-печерским монахом Нестором была создана знаменитая «Повесть временных лет». Большой интерес представляет «Слово о законе и благодати» , написанное Илларионом – первым киевским митрополитом.

Большой интерес представляет древнерусская архитектура. Русские мастера имели богатый опыт деревянного строительства. Ими были созданы разнообразные сооружения, крепости, замки, господские хоромы, жилые помещения. Ведущее место занимали храмовые постройки. Особенно славились своим искусством новгородские плотники, соорудившие в конце Х в. в Новгороде огромный рубленый собор св. Софии с тринадцатью верхами.

Приглашенные в Киев византийские зодчие способствовали быстрому развитию каменной архитектуры.

К середине XI в. в крупных политических центрах Руси выросли монументальные каменные храмы: Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Полоцке и Софийский собор в Новгороде.

Временем расцвета древнерусской архитектуры считают эпоху феодальной раздробленности. В XII- XIII вв. число храмов в стольных городах значительно возрастает. Выдающиеся произведения архитектуры появились во Владимиро-Суздальской земле (Успенский собор, Дмитриевский собор, храм Покрова-на-Нерли, Боголюбовский княжеский дворец), в Новгороде (церковь Спаса-Нередицы), Пскове (церковь Спаса в Мирожском монастыре).

Древнерусские зодчие создали типичные для византийского культового строительства храмы крестово-купольной системы.

Однако в русских храмах проявлялись и самобытные черты. Своеобразием отличалось и изобразительное искусство Древней Руси. Художники расписывали церковные стены, украшали цветными миниатюрами и затейливыми заглавными буквами богослужебные книги и летописи.

В XI в. развивается иконопись. В пределах твердо установившихся правил художники достигали огромной выразительности. Широкой известностью пользовались работы киевского мастера Алимпия. Древнерусскую икону по праву считают значительным вкладом в мировую художественную культуру.

Важнейшей областью художественного творчества Древней Руси было прикладное искусство. Мастера украшали тонко стилизованным растительным или «звериным» орнаментом детали одежды, утвари, оружие, создавали шедевры ювелирного искусства. Утонченные золотые и серебряные украшения, расцвеченные эмалью, драгоценными камнями, жемчугом вызывали изумление иностранцев своим техническим и художественным совершенством.

Динамическое развитие древнерусской культуры было прервано и приостановлено на полтора-два столетия татаро-монгольским нашествием.

7. Удельный период в истории России (XIIXV вв.).

Распад Киевской Руси начался после смерти Ярослава Мудрого в 1054. Владения были разделены между тремя его старшими сыновьями. Вскоре в роду Ярославичей нач-сь конфликты и военные усобицы. Единство государства удалось на время восстановить княжившему в Киеве внуку Ярослава Владимиру Мономаху. Его политику продолжил сын Мстислав Владимирович. Но после его смерти период временной централизации закончился. На долгие века страна вступила в эпоху политической раздробленности.

Владимиро-Суздальская земля располагалась в междуречье Оки и Волги (сев.-вост. Русь). Обособление от Киева в 30х XIIв.  Здесь были плодородные почвы. Возникали новые города и развивались старые. В 1221 г был основан Нижний Новгород. Основная отрасль хоз-ва земледелие. Во время уд. периода происходил постоянный приток населения в данный регион в поисках защиты от набегов кочевников и норм. Условий для ведения хоз-ва.

Были развиты торговые пути. Важнейшим был Волжский торговый путь, связывающий  северо-восточную Русь с странами Востока. Правил 6-й сын  Владимира Мономаха – Юрий Долгорукий Он в 1125 перенес столицу из Ростова в Суздаль. Считается основателем Москвы (1147). После его смерти сын Андрей Боголюбский стал самостоятельным князем Владимиро-Суздальской земли. Так же, как и отец, совершил поход на Киев и подчинил его своей власти. Но в отличие от отца в Киеве жить не остался. Своей столицей сделал г.Владимир. Преемникрм Андрея стал младший брат Всеволод Большое Гнездо, при котором происходил наивысший расцвет Вл.-Суз княжества.

Новгородская земля занимала сев-зап территорию бывшего Древнерусс.гос-ва, одна из первых стала выходить из-под власти киевского князя. Высшая власть в великом Новгороде принадлежала народному собранию-вече. Главную роль в решении важных вопросов играл боярский совет. Главой гос-ва считался посадник, он делил свои полномочия с князем. В отличие от других княжеств здесь князь не получал власть по наследству, а приглашался на княжение городом. Если князь не устраивал народ, его изгоняли и выбирали другого. Новгород был разделен на несколько районов и каждым из них управлял кончанский староста.

На юго-зап. в сер. XII выделяются Галицкий и Волынский княжества. В 1119 их объединил князь Роман Мстиславич. Так возникло крупное Галицко-Волынское княжество. Захватив в 1203 Киев, князь Роман стал правителем всего Юго-Запада Руси. В середине XII войска его сына Даниила Романовича  одержали победу над польскими и венгерскими рыцарями. Здесь происходила постоянная борьба между князем и местными боярами.

8. Борьба за независимость русских земель против агрессии с Востока и Запада (XIII век).

В период расцвета Древнерусского государства возросли его международная роль и внешние связи. Укреплялись связи с соседними странами, происходили обмены посольствами, устанавливались союзные отношения. Однако, нередко такие отношения сменялись войнами, взаимными набегами.

В 1206 г. ханом Монголии был провозглашен Темучин и образовалось монгольское военно-кочевое гос-во, ориентированное на захват чужих территорий. Первое столкновение русских дружин с монголами произошло на реке Калке в 1223 г., когда союзное русско-половецкое войско потерпело жестокое поражение. Но тогда монголы повернули на восток.

Первой жертвой нашествия на Русь стало Рязанское княжество. В декабре 1237 г. г. Рязань был взят штурмом, и на старом месте больше не возродился. Дальше были взяты Коломна, Москва, Владимир. 4 марта 1238 во время битвы на р. Сити было уничтожено русское войско.

В 1239 г. Батый предпринял новый поход на Русскую землю. Осенью после разгрома аланов и половцев на Черноморском побережье татаро-монголы захватили Чернигов.

Осенью 1240 г. возобновляется нашествие на Русь. В декабре монгольские войска взяли Киев, затем - Владимир-Волынский.

В результате походов 1236-1238 гг. и 1239-1242 гг. монголами были завоеваны Волжская Булгария, все русские земли за исключением Новгорода. Но и Новгород вскоре должен был признать власть завоевателей. Почти на два с половиной столетия над русскими землями установилось татаро-монгольское иго. Следствием этого явилось отставание России от Запада.

Одновременно с татаро-монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать тяжелую борьбу с западными завоевателями. Основной агрессивной силой стал Ливонский орден, объединившийся в 1237 г. с орденом тевтонов. Вслед за этим начались вторжения немецких рыцарей на Русь. 15 июля 1240 г. на берегах Невы русские войска под командованием князя Александра Невского разбили шведских захватчиков. 5 апреля 1242 г на берегах Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, остановившее германских феодалов в их “натиске на Восток”.

9. Культура Древнерусского государства.

Вследствие того, что Русь испытывала сильное влияние Византии, её культура складывалась как синтез культур и традиций двух государств. Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии. С принятием христианства, положение радикально изменилось – новая религия стремилась изменить представления людей о красоте, морали, творчестве и т.д. Достаточно продолжительное время на Руси сохранялось двоеверие.

Письмо на Руси появилось с принятием христианства. Но есть доказательства существования письменности задолго до этого: договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X века, имели копии на славянском языке. Христианизация Руси просто дала толчок развитию письменности. Появились переводы греческих богослужебных книг, исторических сочинений, жизнеописаний святых. При церквях открывались школы. С XI века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек.

Вторая летопись была составлена при Ярославе Мудром, когда он объединил Русь и заложил храм Софии. Эта летопись вобрала в себя первую. “Повесть временных лет” – по меньшей мере, пятая летопись (XII век). Вся летопись пронизана духом единства Русского государства, что связано с начавшимся политическим распадом Руси.

Литература развивалась параллельно с правописанием. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове. В начале 40-х годов XI века. Он создал “Слово о законе и благодати”. Оно посвящено обоснованию государственно-идеологической концепции Руси; показывало роль великокняжеской власти; объясняло смысл крещения Руси. Его основная тема – равноправие Руси среди остальных народов и государств.

В "Слове о полку Игореве" – сказитель-певец Боян рассказывает о подвигах русского народа, о главной проблеме – феодальной раздробленности. Песни, былины, сказания – фольклор. Былины – богатыри-защитники, Илья Муромец и т.д. Враги Руси – тугарин – половцы, жидовина – хазары.

В эпоху язычества живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготавливали ремесленники; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, развлекали племенных вождей и народ.

В эпоху христианства церковное искусство воспевало бога, подвиги апостолов и т.д. В Византии искусство создавалось по церковным канонам – аскетизм и строгость. Перенесение всего этого на русскую почву столкнулось с радостным культом Природы и т.д. Уже в XI веке аскетическая манера Византийской иконописи превращалась под кистью русских мастеров в портреты, близкие к натуре, хотя, иконы несли в себе все черты иконописного лика.

10 Башкортостан в IX-XV веках.

Начало завоевания Башкирии татаро-монгольскими войсками относится к 1229 году. После распада Золотой Орды на ряд улусов и мелких владений территория Башкирии оказалась под властью казанского и сибирского ханов, Ногайской орды.

Еще в X-XII вв. башкиры жили родовыми общинами. Роды в свою очередь объединялись в племена. В каждом племени было от 3 до 13 родов.

В XII - XIII вв. происходит постепенное разложение родовых отношений. Экономической основой разложения рода явилось неравенство во владении скотом. Родоплеменная знать постепенно отделялась от общины, окружала себя преданными людьми, вооружала их. Народное собрание потеряло свое значение.

Становление и развитие феодальных отношений у башкир происходило медленно. Это объясняется особенностями кочевого скотоводческого хозяйства. Долгое время сохраняются пережитки родоплеменных отношений.

В XII в. через Булгарское ханство в Башкирию проникает ислам и вытесняет язычество.

Таким образом, в XIII - середине XVI в. башкиры постепенно переходят от первобытнообщинных отношений к феодальным. Часть башкир начала заниматься земледелием, но основная часть продолжала заниматься кочевым скотоводством. Разные племена башкир еще не успели сложится в единую народность, Башкирия была лишена своей государственности беспрерывные междоусобных войн.

11. Возвышение Москвы и завершение формирования Российского централизованного государства (XIVXVI вв.).

В конце XIII - начале XIV века Русь начала оправляться от разорения. Росло земледелие. Феодальная раздробленность как система государственности начинала вступать в противоречия с социально-экономическим развитием страны. Внешняя угроза ускоряла процесс объединения русских земель.

Москва занимает географически важное положение:  с юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанские княжества, с севера-запада – Тверское княжество и Великий Новгород. Леса вокруг Москвы были непроходимы для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Москва стала центром развитого ремесла,  сельскохозяйственного  производства  и торговли. Она оказалась важным центром сухопутных и водных торговых путей. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону другие княжества и церковь.  Основателем династии московских князей  был младший  сын Александра Невского – Даниил.

Рост могущества Москвы начался в период княжения Ивана Калиты (1325-1340 гг.). Он добился от золотоордынского хана признания себя великим князем над всей русской землей. Усилению Москвы способствовало и перенесение в нее митрополичьей кафедры.

Однако к середине XIV века складывается и другой центр объединения русских земель - Великое Литовско-Русское княжество. Борьба за княжение после смерчи Витовта в 1430 г.- национальная и религиозная рознь ослабили это княжество, в то время как Московское княжество продолжало укрепляться при сыновьях Ивана Калиты Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване Красном (1353-135У гг.).

К концу 14 в. в состав Московского княжества вошли Муром, Нижний Новгород, земли на окраинах Руси. Территория увеличилась почти в 30 раз по сравнению с началом века. В 1480г. давившее почти 240 лет монголо-татарское иго было свергнуто.

К середине XV века Московское княжество выросло в могущественный массив. На заключительном этапе объединения русских земель наиболее острой была борьба с Новгородской олигархической республикой. Отстаивавшая свою обособленность местная знать изменила Руси и признала верховною власть литовского князя. В июле 1471 г на берегу реки Шелони войска новгородских феодалов были разбиты. В 1478 г земли великого Новгорода пошли в состав единого государства. В 1485 г. Москва присоединила Тверь. В 1510 г. была ликвидирована обособленность Пскова, а в 1520 г. - Рязани. Этим в основном завершилось политическое объединение русских земель.

В конце XV в. при поддержке украинского и белорусского народов Россия начала борьбу за возвращение охваченных литовскими феодалами русских земель на левом берегу Днепра, но Десне и на Оке.

Завершение окончательного объединения  русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III, который первым принял титул – государь всея Руси. В это время двуглавый орел стал гербом нашего государства, был возведен из красного кирпича  Кремль, был создан первый судебник (1497 г), стали формироваться органы управления, принимал зарубежных послов в Грановитой  палате. Иван III ввел  термин “РОССИЯ”.

При нем были приняты особые знаки великокняжеского достоинства: “шапка Мономаха”, которая стала символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Идеологическим обоснованием неограниченной власти великого князя была так называемая “теория третьего Рима”. Смысл ее заключался в признании великого князя наследником римского и византийского императоров. При Иване III были заложены основы сословно-представительной монархии.

При Иване III началось формирование центральных органов власти - приказов. Делопроизводство в приказах вели дьяки и подьячие. В начале XVI в. в России насчитывалось до десяти приказов. Так, дворцовый приказ ведал собственными владениями великого князя, посольский - внешними сношениями, разрядный - военными делами и т. д.

Преодоление феодальной раздробленности, образование и укрепление Российского государства привели к постепенному складыванию системы централизованного управления страной. Продолжала функционировать Боярская Дума, выросли центральные правительственные учреждения - приказы, возросла роль дворянства при ограничении прав феодальной аристократии. Но пережитки феодальной раздробленности сохранялись и влияли на внутреннюю политику России.

12. Эпоха Ивана Грозного.

Вторая половина XVI в. в истории России - это эпоха Ивана Грозного. Иван IV вступил на престол в 3-х летнем возрасте.  Фактически государством управляла его мать Елена Глинская(1533-1538). После нее не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских и Глинских.

В 1549 г. вокруг Молодого Ивана сложился круг близких людей, которые образовали “Избранную раду”.Они проводили реформы середины XVI в.

Во время царствования Ивана IV возник новый орган  власти – Земский собор, который занимался решением важнейших государственных дел, вопросами внешней политики, финансами. Они приняли решение составить новый Судебник. Судебник ограничивал и податные привилегии крупных светских и духовных феодалов и усиливал крепостническую зависимость крестьян.

Было впервые введено наказание за взяточничество  государственных служащих. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. Для пограничной службы привлекались казаки.

В 1555-1556 годах была окончательно ликвидирована система кормлений. Вместо наместников и волостелей на местах учреждается институт “земских старост”, выбираемых из наиболее зажиточных людей и крестьян. Общий же надзор за местным управлением был в руках губных старост.

По инициативе митрополита Макария была проведена церковная реформа. Был созван Стоглавый собор, в котором обсуждались церковная дисциплина, нравственность монахов, просвещение и духовное образование, внешний вид и поведение христианина. Важное значение имела унификация обрядов русской православной церкви.

В 50-х - начале 60-х годов 16 века возникают серьезные противоречия между Иваном Грозным и боярами, требовавшими себе участия во власти. В январе 1565 года Иван IV объявил свой гнев на бояр, духовенство, на служилых и приказных, то есть на всех, кроме простых людей, и грозился оставить царство. По молению москвичей он остается у власти при условии учреждения опричнины(1865-1872). Весь гос аппарат был разделен на 2 части:земский и опричный.  В опричнине действовала своя Боярская дума. были созданы свои особые войска, опричная часть была выделена и в Москве. Начались непрерывные опалы, ссылки и казни заподозренных лиц, насилия опричников над "изменниками". Кульминацией опричного террора стали конец 1569-лето 1570 гг., когда Иван I розный разгромил Великий Новгород.

В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил упоминать это слово.

Внешняя политика Ивана Грозного имеет 3 направления: южное, западное и вост. На южном необх. было защищать границы от набегов крымских татар. С этой целью быа построена Тульская засечная граница. Поход русс. войск на Крым 1599 ок-ся неудачей. В нач.1550-х к русс. гос-ву присоед-сь 2 крупных татарских гос-ва, образовавшиеся после распада Золотой Орды. В 1552 был взят Казань, а в 1556 Астраханское ханство, в начале 1580-х присоединено Поволжье. После этого гл.целью начавшейся Ливонской войны стало завоевание Россией выхода к балтийск. морю. В 1558-0 велись военные действия против Ливонского ордена, кот. принадлежала террит. Прибалтики. В1561 Ливонский орден распался. Однако вскоре России пришлось сражаться с Польшей, Данией и Швецией, к которым перешли бывшие владения Ордена. Одним из последних крупных успехов русских войск стало взятие г.Полоцка в 1563. Но они потерпели серьезные поражения. Выгодной оказалось ситуация в Речи Посполитой(образов.в рез-те объединения Польши и Литвы в 1569). В то время в 1572-75 в Речи Посполитой был период анархии. За эти годы России удалось одержать новые победы и занять некот.города Прибалтики. Но с приходом на польско-литовский престол нового короля Стефана Батория ситуация изм-сь. Били завоеваны русские города(Полоцк, Великие Луки и др). В 1582 было закл. Перемирие, по кот. м\у Россией и Польшей сохр-сь старая гос.граница, в 1983 было закл.перемирие со швецией. Россия приобрела выход к морю, но и уступила города Ям, Копрье Ивангород и юж. Побережье Финского залива.

13.Присоединение Башкортостана к Русскому государству.

После завоевания Казани в 1552 г. царь Иван IV послал воззвание народам, которые до этого платили дань Казанскому ханству. В воззвании сказано: “Все народы, находящиеся к востоку от поверженного Казанского ханства и в зависимости от последнего, если пожелают сохранить свои земли, скот и жизнь, то добровольно должны придти ко мне с условием уплаты ясака и повиновении. Прощаю ваши вины и обязуюсь защищать вас от ваших врагов”.

Постоянные опустошительные набеги ногайских феодалов. сибирских царевичей мешали объединению башкирских племен. В массах зрели недовольства постоянными набегами и мысль о необходимости найти более сильного покровителя.

Башкиры приняли подданство Русского государства не единым актом. В 1554-1555 гг. были приняты в русское подданство северные и западные башкиры. В 1556 г. послали своих послов основные племена башкир – тамьяны, Юрмалы, бурзяне, кипчаки.

Башкирские послы обещали сохранить верность России, платить ясак и направить свою делегацию в Москву. В 1557 г. посланцы башкир привезли в Москву, кроме подарков царю пушниной, первый ясак в царскую казну. Послы получили жалованные грамоты царя- где говорилось, что земли башкир являются их вотчинными владениями.

Присоединение к Русскому государству для Башкирии было прогрессивным явлением, общение башкир с русским крестьянством привело к развитию земледелия и торговых связей, к переходу значительной части населения к оседлости.

Однако, войдя в состав Российского многонационального государства, башкирский народ не освободился от угнетателей и эксплуатации. Башкирия сделалась колонией России. Все ужасы режима царской России вместе с другими народами испытал и башкирский народ.

Вторая половина XVI в, в истории России - это эпоха Ивана Грозного, это время, когда Россия, так же как и другие страны Европы, закономерно шла по пути к абсолютизму. Интеллектуальные способности Ивана IV были направлены не на процветание России, а на укрепление своей личной власти.

14. Культура и быт Руси второй половины XIV-XV вв.

После падения Константинополя  в 1453 году под ударами турецких войск, Византия как гос-во перестало существовать, и Москва назвала себя «третьим Римом». «Москва-третий Рим, а четвертому не бывать» гордо заявляли русские священнослужители.

В историко-культурном процессе XIII - XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется ослаблением во всех областях культуры (в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов). Второй период (2-я половина XIV - XV в.) характеризуется возрождением русской культуры.

В XIV - XV вв. на Руси развивалось книжное дело. Хотя большинство книг того времени погибло в огне пожаров, в кострах церковной цензуры и т.п.

С постепенным развитием в XIV - XV вв. торговли происходило расширение географического кругозора русских людей. Самым выдающимся памятником этого рода является "Хождение за три моря" Афанасия Никитина, совершившего в 1466 - 1472 гг. небывалое путешествие по Волге и Каспию в Персию, а затем в Индию.

Общественные идеи. связанные с осмыслением человека в мире и обществе в основном укладывались в рамки религиозного мировоззрения. На Руси взаимодействовали и противодействовали три течения философской мысли: православие в традиционном понимании, слабые ростки рационализма в виде ересей и исихазм 1(безмолвие, отрешенность).

Учение о неизбежности конца мира и божественного суда над человечеством (эсхатология) всегда занимало значительное место в христианском мировоззрении. Но в эпохи социальных потрясений эсхатологические идеи принимали форму реального ожидания "второго пришествия" Христа. Такой период переживала Русь в XIV - XV вв.

Ведущий жанр этого времени - воинская повесть, доминирующая тема монголе татарское нашествие.

После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей по существу были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце XIII в. во многом приходилось все начинать сначала. Строительство теперь сосредоточилось двух основных районах: на севере - западе (Новгород и Псков) и в древней Владимировской земле (Москва и Тверь).

С конца XIII в. в новгородском зодчестве происходили важные изменения.

Первые каменные постройки в Московском Кремле, не сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже XIII - XIV вв. (Кафедральный храм Успения Богородицы, 1326 г

Художественные центры переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков), где имелось много памятников старого искусства и сохранились живые носители культурных традиций.

В XIII в. произошла окончательная кристаллизация новгородской и ростовской школ живописи, а в XIV в. - тверской, псковской, московской и волгоградской.

XIV в. - время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек (30 годы XIV - после 1404 г.), приехавший на Русь в 70 годы XIV в. В 1378 г. он расписал церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично. Под руководством Феофана Грека проходили основные художественные работы в Москве: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др. Сохранился ряд великолепных икон, созданных в кругу Феофана. Лучшая из них - "Богоматерь Донская" из Успенского собора с "Успением Богородицы" на обороте.

Первые 7 икон праздничного ряда ("Благовещенье", "Преображение" и др.) из иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем величайшего художника Древней Руси Андрея Рублева (ок. 1360 - ок. 1430 гг.), достоверных сведений о жизни и творчестве которого сохранилось немного. Самое совершенное произведение Рублева - икона "Троица", происходящая из Троицкого собора Троице - Сергиева монастыря, куда попала лишь в середине XVI в. Стиль московского мастера глубоко национальный по своей сущности, отличающийся неповторимой индивидуальностью, надолго определил стилистику не только московской школы живописи, но н всей русской художественной культуры.

Рост народного самосознания, идея единства, тенденция к преодолению областнических тенденций в общественной мысли, литературе, искусстве - все это свидетельствовало о зарождении общерусской (великорусской) культуры.

15. «Смутное время» в России. Эволюция государственности в XVII в.

После смерти в 1584 царя Ивана Грозного на престол взошел средний сын Федор – добрый, но неспособный к управлению человек. Фактически управление государством целиком находилось в руках Бориса Годунова, на чьей сестре был женат Федор. В 1591 году в Угличе при неясных обстоятельствах погиб младший сын ванна Грозного Дмитрий, и со смертью бездетного Федора прекратилась старая династия. Москва присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от престола и постриглась в монашество. Был созван земской собор из представителей всяких чинов всех городов Московского государства, и собор единодушно избрал на царство Бориса Федоровича Годунова. На какое-то время государство оказалось "ничьим", и это привело к кризису, послужившему началом так называемого Смутного Времени.

В 1601г. случился в России неурожай, который повторялся следующие два года. В результате – голод и мор. Многие из богатых людей в это время отпускают на волю свою челядь, чтобы не кормить ее, и это увеличивает толпы бездомных и голодных. Из отпущенных или беглых образовывались шайки разбойников.

В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву. Московское правительство утверждало, что он был галичским боярским сыном Григорием Отрепьевым, которого назвали Лжедмитрием I. Некоторые польские паны согласились помогать ему и в октябре 1604 года Лжедмитрий вошел в Московские пределы.

В апреле 1605г. царь Борис умер, и тогда его войско перешло на сторону претендента, а затем и Москва (в июне 1605г.) с торжеством приняла своего государя царя Дмитрия Ивановича. Новый царь скоро стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей. Недовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая 1606г. к царю приехала его невеста, Марина Мнишек, и он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие. Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что настало время действовать.

В ночь на 17 мая 1606г бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили царя. Воцарение Шуйского послужило сигналом для всеобщей смуты и борьбы всех против всех. Против боярского царя повсюду вспыхнули восстания. Появился вождь восстания – бывший холоп Иван Болотников. Болотников с огромной толпой людей подошел к Москве, но был разбит. Однако участники восстания были готовы продолжать выступления, и вскоре встали под знамена Лжедмитрия II – выходца из Стародуба.

Собрав большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий подступил к Москве и расположился станом в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище: "Тушинский вор"). Его войска были разбиты с помощью шведов в 1609 г., и сам Лжедмитрий бежал в Калугу, откуда вскорости предпринял еще одну попытку захвата власти.

В это время польский король решил использовать смуту в России в интересах Польши и начал наступление на Москву. Царь Василий потерял всякое доверие и авторитет, 17 июля 1610г. он был свергнут с престола, а 19-го насильственно пострижен в монахи. После этого наступило "междуцарствие", власть находилась в руках нескольких бояр во главе с князем Мстиславским ("семибоярщина"). Приближение Тушинского вора пугало всех бояр и всех "лучших людей". Чтобы избавиться от вора и его притязаний, бояре решили избрать на московский престол польского королевича Владислава.

Лжедмитрий был прогнан от Москвы и снова бежал в Калугу с Мариной и казачьим атаманом Заруцким. Однако польский король Сигизмунд не соглашался на условия Москвы (принятие его сыном православия), переговоры затягивались, и правление поляков в России терпели только как меньшее зло. Но 10 декабря 1610 года Тушинский вор был убит в Калуге.  теперь у русского народа оставался один враг – Сигизмунд, угрожавший православию и национальному русскому государству. Уже в самом начале 1611 г. начинается широкое патриотическое движение в стране, поднятое патриархом Гермогеном.

Весною 1611 г. к Москве подступило земское ополчение и начало его осаду. 30 июня 1611 был составлен приговор о составе и работе нового земского правительства, однако он не устранил разногласия между дворянами и казаками.

Скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву, во главе которого встал земский староста Кузьма Минин. Начальником земского ополчения был приглашен "стольник и воевода" Дмитрий Михайлович Пожарский. Движение началось в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде, в августе 1612 ополчение подошло к Москве, присоединившись к казакам Трубецкого. 22-го октября казаки пошли на приступ и взяли Китай-город, а через несколько дней сдались, обессиленные голодом, поляки, сидевшие в Кремле, и оба ополчения вступили в освобожденную Москву.

7 февраля 1613 г. выборные люди согласились на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета, и, убедившись в согласии народа, Земский Собор 21-го февраля 1613 г. единодушно избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова. Перед ним стояла труднейшая задача – ликвидация последствий интервенции. Большую опасность представляли казаки, которые разбрелись по стране и не признавали нового царя. Другую опасность представляли шведы. В 1617 г. был заключен Столбовский мир, по которому России возвращались Новгородские земли. Но удерживалась за собой Балтийское побережье. В 1618 г. был заключен мир с Речью Посполитой, за которой оставались Смоленские и Черниговские земли. Таким образом,  в основном территориальное единство России было восстановлено.

Если первая половина века характеризуется резким повышением значения таких органов государственной власти, как Земские соборы и Боярская дума, без совета с которыми царь не мог принять ни одного крупного решения, то со второй половины XVII в. их влияние начинает быстро падать. С 1684 г., например, прекращают созываться Земские соборы. Еще раньше царь начинает игнорировать советы думы, перейдя к практике опоры на ближайших советников ("Ближняя дума", "комната").

16. Внешняя политика России XVIXVII веков.

Основными направлениями внешней политики России и задачами являлись:

  1.  на востоке - борьба за обладание волжским путём - снятие угрозы со стороны Казанского ханства;
  2.  на юге - обеспечение безопасности от набегов Крымского ханства; на западе - борьба за выход к Балтийскому морю.

Взятие Казани в1552 г. означало включение в состав России всего Среднего Поволжья. В1556 году русскими войсками была взята Астрахань, и к России присоединились нижневолжские земли. В 80-е годы XVI века на присоединённых землях возникают новые города: Самара, Саратов, Царицын, Уфа.

Для обеспечения безопасности государства от нападений с юга началось сооружение Засечной черты. В этом районе в 70-80-х годах было воздвигнуто свыше 20 новых городов (Курск, Воронеж, Орел, Елец, Белгород и др.).

Для решения другой важнейшей внешнеполитической задачи - выхода России к Балтийскому морю - в январе 1558 года Иван IV начал военные действия против Ливонии. Под ударами русских войск и начавшегося антинемецкого восстания эстонского крестьянства в 1561 г. Ливония как государство немецких рыцарей перестало существовать. Однако успехи Ивана IV встревожили многие государства в Европе, В открытую войну за “ливонское наследство” вступают Польско-Литовское государство, а затем Швеция и Дания.

Польские и литовские феодалы идут на окончательное объединение обоих государств. В 1569 г. образуется единое государство Речь Посполита. С другой стороны Турция и Крым, которые до конца 60-х годов занимали выжидательные позиции в отношении как России, так и Польши, решают открыто выступить в поддержку Польши. Новая международная обстановка заставила Ивана IV пересмотреть своё отношение к Ливонии. Он отказывается от прямого присоединения ливонских земель и выдвигает план создания в Ливонии особого государства, находящегося под протекторатом России. Начинается третий этап борьбы за Ливонию - 1570-1577 гг .

В 1576 Литва перешла в наступление. К этому времени вследствие глубокого кризиса внутри страны у Грозного иссякли средства ведения войны , и в 1582 году был заключен мир с Литвой, по которому Грозный уступил свои завоевания в Лифляндии и Литве, а в 1583 году он помирился и со Швецией на том, что уступил ей Эстляндию и сверх того свои земли от Нарвы до Ладожского озера по берегу Финского залива.

В эти же годы началось продвижение в Сибирь. Основание в конце XVI в. городов Сургута и Надыма, а в начале XVII в. Томска обеспечило присоединение к России всей Западной Сибири и   дальнейшее продвижение Ивана IV на Восток.

Во внешней политике Россия достигла многого: выиграла Казанскую войну, простерла свою власть за Урал, в Западную Сибирь, обезопасила себя Засечной чертой от крымчан. Однако главную задачу - выиграть Ливонскую войну - Россия выполнить не смогла.

Во второй половине XVII в. значительно расширились внешние связи России. В 1656 г. был заключён дружественный договор с Молдавией. Перед угрозой турецкой агрессии усилилось стремление Грузии к сближению с Россией. Россия играла все большую роль в судьбах южных славян. В 1686 г. Россия заключила союз с Венецией и Польшей для борьбы против султанской Турции. Велись переговоры о мире с крымским ханом.

17. Российское государство при первых Романовых.

Первым русским царем новой династии стал Михаил Федорович Романов (1613—1645). После смерти Михаила царем стал его сын Алексей Михайлович (1645—1676).

Уже при первых царях династии Романовых произошло значительное укрепление власти монарха.

Опорой для Михаила Федоровича стал Земский собор. На протяжении всего царствования Михаила Федоровича особенностью Земских соборов был значительный рост представительства низших сословий.

Постепенно утрачивала свою прежнюю роль и Боярская дума. Состав Думы был расширен Михаилом Федоровичем — так он отблагодарил тех, кто поддержал его воцарение (до ста человек). Причем в Думу входила теперь не только родовая аристократия, но и представители незнатных родов. Руководил ее работой царь либо назначенный им боярин.

Увеличение численного состава Думы сделало ее большой и царь создал более гибкий орган управления, состоявший из наиболее доверенных лиц — «ближнюю» Думу.

Рост территории страны, усложнение экономических задач привели к значительному увеличению числа приказов. В разное время в России их насчитывалось около ста. Вопросами внешней политики ведал Посольский приказ. Дворцовым хозяйством и имуществом царя занимался приказ Большого дворца. Казенный приказ отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи. Разрядный приказ распределял дворян и бояр на царскую службу. Земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин отвечал Поместный приказ. Ямской приказ отвечал за быструю и надежную почтовую связь. С ростом масштабов каменного строительства в столице и крупных городах возник Приказ каменных дел. Едва ли не центральное место занимал Челобитный приказ, рассматривавший прошения и жалобы царских подданных. При Алексее Михайловиче существовал также Приказ тайных дел, который контролировал деятельность всех государственных учреждений и ведал хозяйством царской семьи.

Однако численный рост приказов негативно отражался на системе управления в целом, запутывал обязанности служащих. Все это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, ее упрощения.

В XVII веке главной административной единицей оставался уезд (во главе воевод). К концу века их насчитывалось более 250. Уезды, в свою очередь, делились на станы и волости.

Для преодоления последствий Смуты необходимо было принять множество новых законов. Нужно было свести все в единый документ — свод законов. Составление такого свода было поручено приближенным царя Алексея Михайловича во главе с князем Н. И. Одоевским. При составлении Соборного уложения (принятого Земским собором в 1649 г.) использовались не только российские законы, но и зарубежные.

Уложение отразило возросшую роль царя в жизни страны. Оно утвердило полное право землевладельца на землю и зависимых (крепостных) крестьян. Был установлен бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов.

Таким образом, в течение XVII века нарастали тенденции усиления самодержавной власти царя, опиравшегося теперь не на сословное представительство, а на бюрократический аппарат и армию; произошло окончательное утверждение крепостничества; значительно возросли права и привилегии дворянства — социальной опоры царского самодержавия.

18.Культура России XVI-XVII вв.

Развитие культуры продолжалось, и в XVI веке были замечательные достижения.

Продолжал складываться фольклор, в котором ведущей темой оставалась борьба за независимость

Развивалась система просвещения, открывались новые школы, о чем заботилась церковь. Больше стали создавать рукописных книг, а с 1553 г. в Москве началось книгопечатание. В 1563 г. в Москве открывается первая государственная типография (Иван Федоров).

Формировалась политическая теория Российского государства («Москва — третий Рим»).

Приглашенные из Италии мастера  полностью перестроили Московский Кремль. Появились новые дворцы, и не только в Москве. Оформился стиль каменной шатровой архитектуры (храм Вознесения в селе Коломенском, храм Иоанна Предтечи в селе Дьякове). Настоящим символом Москвы стал Покровский собор (1555-1560) на Красной площади в Москве, больше известный как храм Василия Блаженного. Было построено множество крепостей (кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Серпухове и др., крепостные стены вокруг монастырей), крепостные стены Китай-города в Москве (зодчий Федор Конь) и т.д.

Новые соборы расписывали и оснащали иконами замечательные художники, создавшие самобытный стиль русской живописи, такие, как Дионисий, Феодосий. Следует отметить, что они продолжали традиции, заложенные еще в XIV-XV веках Феофаном Греком и Андреем Рублевым, создавшим знаменитую «Троицу».

XVII век для русской культуры несет приметы перехода от средневековья к Новому времени, правда, перехода весьма своеобразного, поскольку крепостное право не отменялось, а укреплялось еще больше (Соборное уложение 1649 г.). Однако началось развитие товарного производства, появились признаки всероссийского рынка. Соответственно в России появились зародыши буржуазии, начали формироваться буржуазные общественные отношения. Собственно, это означало начало формирования русской нации.

В то же время развитие культуры проходило в условиях чрезвычайно острых социальных противоречий, вылившихся в многочисленные восстания в городах, стрелецкие восстания, крестьянские войны, «медный бунт» 1662 г.

Народное творчество активно влияло на архитектуру, живопись. Все шире становились контакты России с западным миром, практически прекращавшиеся в период татаро-монгольского ига. В России появлялось все больше иностранных купцов, на государственную службу все чаще принимали иноземных специалистов, так что во многих городах появились целые иноземные слободы (в Москве, Вологде, Нижнем Новгороде, Туле, Астрахани, Архангельске и др.).

При всех противоречиях развитие культуры продолжалось. Быстро рос уровень грамотности в городах. Росла и грамотность дворянства. Громадными по тем временам тиражами (более 300 тысяч) печатались буквари. Выходили учебники грамматики, математики и проч. Повысился спрос на книги. Появлялись и школы; Симеон Полоцкий в 1665 году возглавил государственную школу, где готовили подьячих  для центральных правительственных учреждений. В 1687 году открылось первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (позднее — академия). Оно предназначалось для подготовки чиновников государственной службы и высшего духовенства.

Составляются карты и описания русского государства, изучается Сибирь, Китай, Азия.

Продолжается развитие архитектуры. В Московском Кремле строится Теремной дворец.

Развивалась и в живопись, где следует назвать С. Ушакова. Художники стали писать чисто светские портреты — «парсуны», в которых применялась техника иконописи. Были созданы портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра, дяди и матери Петра I. В конце столетия русские художники стали использовать масляные краски по холсту.

В 1672 году был организован придворный театр. На народных празднествах, на ярмарках и площадях давали представления и кукольные театры.

19. Экономическое и социальное развитие России при первых Романовых

Самым значительным последствием Смуты и интервенции стало экономическое разорение западных районов страны. Посевные площади здесь сократились почти в 30 раз. Половина всех деревень в стране опустела. Главной причиной разорения была нехватка рабочих рук: крестьяне бежали на север, за Волгу, уходили к казакам на юг. Многие из оставшихся крестьян не имели теперь ни скота, ни орудий труда, ни денег.

В этих условиях перед властью встала задача найти источники для экономического возрождения страны. Одним из таких главных источников стала раздача земель дворянам, что должно было привести к укреплению не только их собственных Хозяйств, но и крестьянских. Чтобы избежать конфликтов из-за передела земельной собственности, царь Михаил подтвердил права дворян на землю, дарованную им Василием Шуйским и Лжедмитрием II. Уже в 1612—1613 гг. «Совет всея земли», а затем и царь роздали боярам и дворянам более 90 тыс. гектаров дворцовых земель. В 1614—1625 гг. еще большее количество земель было роздано мелкой чиновной знати, провинциальному дворянству, отчасти — казакам.

Однако без крестьян земля не имела большой ценности. В 1637 г. царь Михаил увеличил срок розыска беглых крестьян до 9 лет, а в 1641 г. — до 10 лет для беглых и до 15 лет для вывезенных другими землевладельцами (чаще всего боярами). Были значительно сокращены крестьянские налоги (теперь главным налогоплательщиком стало посадское население). Постепенно натуральный оброк начинает приобретать меньшее значение, возрастает роль денежного оброка.

В прежние годы развитие ремесла в России было ограничено натуральным характером хозяйства: ремесленник производил продукцию лишь по индивидуальному заказу. В XVII в. ремесло превращается в мелкотоварное производство (то есть в производство для продажи на рынке). Конечно, при этом сохранялась и практика выполнения частных заказов.

Новые явления в ремесленном производстве создавали предпосылки для развития мануфактур. Они были основаны на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники. Первая из русских мануфактур (Пушечный двор) возникла еще в конце XV века. В XVII в. в Москве появились казенные пороховые мануфактуры, Оружейная, Золотая и Серебряная палаты, Хамовный (ткацкий) и Бархатный (шелковый) дворы. XVII век считается начальным этапом мануфактурного производства, в это время формировались первые династии промышленников-предпринимателей — Светешниковы, Шорины, Филатьевы, Строгановы, Демидовы.

Главной особенностью развития торговли в XVII в. стало усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями страны. Росту объемов торговли способствовало и увеличение денежного оброка с крестьян. Впервые появились крупные всероссийские ярмарки — Архангельская, Ирбитская, Свенская, к концу века — Макарьевская.

Активно развивалась внешняя торговля. До середины века иностранные купцы имели право самостоятельно торговать на внутреннем российском рынке. Однако это вело к многочисленным протестам русских купцов. После Английской революции 1649 г. Алексей Михайлович запретил англичанам вести внутреннюю торговлю и выслал их из России. В 1653 г. был принят Таможенный устав, ликвидировавший таможенные пошлины. Новоторговый устав 1667 г. еще более ограничил права иностранных купцов: теперь они могли продавать свои товары оптом и лишь в пограничных городах.

XVII век стал временем основания многих городов. В середине века была создана Белгородская черта (Ахтырка-Белгород-Воронеж-Тамбов), позже —- Симбирская (Тамбов-Саранск-Симбирск) и Заволжская линии. В XVII в. шло строительство многих острогов в Сибири. В общей сложности к концу XVII в. в России насчитывалось 250 городов (без Сибири и Украины).

Таким образом, экономическое развитие страны в XVII в. было отмечено многими новыми чертами: усилением барщины и оброка, превращением ремесла в мелкотоварное производство, развитием мануфактур, формированием всероссийского рынка, ростом городов.

20.Народные восстания XVII вв.

XVII в. ознаменован многочисленными социальными катаклизмами и народными восстаниями. Современники прозвали его «бунташным веком». Основными причинами восстаний были закрепощение крестьян и рост их повинностей; усиление налогового гнета; попытка ограничения казачьей вольности; церковный раскол и преследование старообрядцев.

В июне 1648 г. в Москве вспыхнул Соляной бунт. В это время большое влияние на молодого царя Алексея Михайловича оказывал его воспитатель и родственник боярин Б.И. Морозов. На важнейшие правительственные посты Морозов поставил своих людей. Ставленники Морозова всячески теснили московское население. В 1646 г. был повышен налог на соль. Цены на этот важнейший продукт резко выросли, что вызвало негодование. В феврале 1647 г. налог пришлось отменить. Однако стремясь увеличить доход казны, правительство объявило о взыскании недоимок за два года. После этого последовал взрыв социального возмущения. 1 июня 1648 г. жители Москвы пытались подать царю челобитную. Бояре, находившиеся в рядах царской свиты, вырвали подаваемую царю грамоту и изорвали ее. По приказу Морозова стрельцы арестовали 16 человек из числа просителей. Репрессии только обострили ситуацию. Следующие несколько дней восставшие москвичи громили дома ненавистных чиновников. Некоторые деятели правительственной администрации были убиты. Опасность для царского правительства приняла угрожающие размеры. Восстание удалось подавить только путем уступок московскому и провинциальному дворянству, верхушке купечества, потребовавшим созыва Земского собора.

Принятие Земским собором 1649 г. нового законодательства (Соборного уложения), направленного против трудящегося населения, еще больше обострило ситуацию. В 1650 г. вспыхнули городские восстания в Пскове и Новгороде. Их причиной стала спекуляция хлебом, происходившая по прямому предписанию правительства. Оно было заинтересованно в росте цен на хлеб, поскольку именно хлебом оно расплачивалось со Швецией за переселявшихся в Россию жителей территорий, отошедших к шведскому государству по Столбовскому миру. Инициаторы восстания были репрессированы.

В 1662 г. произошло новое восстание в Москве. Оно получило название Медный бунт. Огромные расходы на затянувшуюся с 1654 г. войну с Польшей сильно подорвали финансовое положение государства. В поисках необходимых средств для продолжения войны правительство стало выпускать медную монету, приравняв ее по цене к серебряной. Правительство стало чеканить новые деньги в слишком большом количестве, что привело к их обесцениванию. Снижалась и покупательная способность населения, так как большая часть служилых людей получала жалованье медью. При этом само правительство взимало с населения налоги только серебром. Росло количество фальшивых медных денег. Все это привело к народному недовольству и восстанию. Алексей Михайлович пошел на переговоры с восставшими, обещая во всем разобраться и покарать виновных. Царь обманул народ. Вызванные им стрелецкие полки напали на восставших. Вслед за разгромом восстания последовали аресты и репрессии. Однако подавленное народное выступление не осталось без последствий: медные деньги из обращения были изъяты.

В 1667 г. донской казак Степан Тимофеевич Разин возглавил поход казаков с Дона на Волгу и Каспийское море за добычей (1667–1669). Казаки разграбили торговые караваны русских и персидских купцов, напали на восточный берег Каспия, грабя персидские города и освобождая русских пленных. Казаки разбили флот персидского шаха и вернулись на Дон с богатой добычей. Удачливый и бесстрашный атаман стал признанным вождем казачества.

В 1670 г. начался новый этап движения Степана Разина, которое приняло антикрепостнический характер. Его целями были: захват Москвы, уничтожение бояр и дворян, ликвидация крепостного права и установление по всей стране вольного казацкого уклада жизни. Весной 1670 г. пятитысячное разинское войско начало военные действия на Волге. Оно овладело Царицыном, Камышином, Астраханью. Затем войско Разина двинулось вверх по Волге. Восстание распространилось на все Поволжье. В ряды разинцев вливались не только русские крестьяне, но и представители других народов: чуваши, мари, мордва, татары. Без боя Разин взял Саратов и Самару. Его войско осадило Симбирск. Под Симбирском и развернулись решающие сражения. Царские полки под командованием князя Д.А. Барятинского нанесли Разину поражение и сняли осаду с города. После этого Разин отплыл со своими казаками на Дон. Там зажиточные казаки схватили его и выдали царским властям. Арестованного Разина привезли в Москву, где допрашивали и пытали. В июне 1671 г. Степан Разин был казнен.

PAGE  10




1. І Виговський підписав ~ Гадяцький трактат Противники Директорії УНР Рад
2. обычной телефонии и радиовещании и обычные телевизионные сигналы
3. і На основі рішень СенЖерменського мирного договору 1919 р
4. 1 ЗПР как одна из форм дизонтогенеза
5. КРЭЛКОМ Крымские Электронные Коммуникации ~ первый интернет провайдер в Крыму
6. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата політичних наук2
7. 201 г. УТВЕРЖДАЮ Зам
8. Туризм в Болгарии
9. Доклад- Значение иксодовых клещей в возникновении заболеваний у домашних животных
10. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАКОННАЯ СИЛА СУДЕБНОГО РЕШЕНИ
11. 721 Олійник Владислав Станіславович Конституційне право людини на особисту н
12. Проблемы обучения детей-мигрантов и этнических меньшинств в современной петербургской школе
13. Введение в этническую психологию
14. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата сільськогосподарських наук.html
15. Ctedr IMT
16. ORG ЛИБЕРТАРНАЯ БИБЛИОТЕКА Вильгельм Райх Сексуальная революция Предисло.html
17. .История как наука- этапы становления предмет методы исследования функции исторического знания
18. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа
19. Характеристика с Петропавловка
20. Тема 1 вопрос 3 КЛАССИФИКАЦИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА 1