Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Средняя общеобразовательная школа 4 Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывани

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Лангепасское городское муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Калейдоскоп»

подготовили

учитель информатики

Панчик Любовь Алексеевна,

учитель обществознания

Попова Светлана Александровна

г. Лангепас

2012 г.

 

                                         

                                                 

Составители: Панчик Л.А.

Попова С.А.

                                                          

г. Лангепас

2011 год                                                         

Актуальность программы

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Лагерь с дневным пребыванием  учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.                                                                                                                           

Лето - время, когда ребенок 24 часа предоставлен себе и имеет возможность уделить внимание и время не только своему личностному росту, но и предпринять действия для преобразования окружающего его мира, то есть стать предпринимателем добрых дел. Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно же, придут дети и в школьный лагерь. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом.

Концепция программы

Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т. д.). Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому и родителей и педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.

Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги дополнительного образования единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью. Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда.

Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов,  как  двигательная  активность,  закаливание и другое. По результатам анкетирования все воспитанники образовательного учреждения считают, что здоровье важно для будущего поколения.

Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив школы ставит перед собой следующие цель и задачи:

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. В воспитательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Состояние здоровья ребенка может стать причиной его отставания в интеллектуальном развитии. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе, отражаются на состоянии всего общества. Нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости детей вызывают серьезные опасения. Так только 30 % детей поступивших в школу является практически здоровыми, а с возрастом и этот показатель уменьшается. В последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни. Данная программа призвана помочь семье восстановить здоровье каждого конкретного ребенка через комплекс оздоровительных мероприятий и организацию экскурсионно-туристической и досуговой деятельности. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Эстетическое направление Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях  между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей. В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством. 

Художественно – творческая деятельность. Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков. Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Детская игра - явление универсальное, и дети в играх копируют окружающую жизнь. Воспитательное значение игры многогранно. Нет таких человеческих качеств, которые бы игра, наряду с другими средствами воздействия или формами сотрудничества ни воспитывала в детях. В игре дети познают жизнь, самих себя, других людей, развиваются физически, нравственно, интеллектуально, формируют те качества, что необходимы для выбора будущем деятельности. Детские игры развивают - творческие и организаторские способности и задатки, находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. Становится  очевидным, что часы, потраченные на игры, - не потеря времени на глупости, а обретение важной человеческой способности  - самому принимать решения. Привлекательность игр и заключается и риске выбора решения, в «испытании судьбы». Игры важны для воспитания склонностей, способностей, привычек принимать решения сообразно обстановке, имеющейся информации. Игры детей -  самая свободная и естественная деятельность, в которой они сами осознают, изучают внешний мир, где они проверяют, подвергая анализу, накопленную информацию о жизни. Для ребят игра целый мир, причем мир собственный, суверенный, где они могут делить все, что захотят, все, что им запрещается во взрослой деятельности. Ребенок в игре производит в действии все то, что он черпает из окружающей его действительности, выражая в ней непосредственно своё отношение к жизни. Это отношение построено на реальных переживаниях и наполнено подлинными действиями, доступными возможностям детей. Лето возможность детей «с головой» погрузиться в мир игр, а мир игр разнообразен.

«В каждом нормальном подростке заключен огромный, поистине неисчерпаемый заряд энергии. Эта энергия, если не направить ее умело в нужную сторону, может найти самый неожиданный выход» - справедливо утверждает Б.Сарнов. В случае, если энергия младшего подростка будет направлена на личностное самосовершенствование, на преобразование и совершенствование окружающего его мира, получится именно то, что требуется нашему государству.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Основной состав лагеря - это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 6-14 лет.

Цель: Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, личностного саморазвития,  воспитания лучших черт гражданина через игровую деятельность.

Задачи:

  •  Создать условия для организованного отдыха детей.
  •  Укреплять здоровье детей, содействовать полноценному физическому и психическому развитию, укреплению навыков здорового образа жизни.                                                                                                              
  •  Приобщать ребят к творческим видам деятельности, миру разных профессий через мероприятия тематических дней,  развивать творческое мышление. 
  •  Формировать навыки культурного поведения и санитарно-гигиенической культуры. 
  •  Развивать потребность  ребёнка в проявлении своего творчества, самостоятельности и организаторских способностей в игровой деятельности.  
  •  Формировать у детей навыки общения и толерантности. 
  •  Расширить  эффективность общения детей разного возраста через организацию детского самоуправления.

Принципы

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

  1.   Принцип гуманизации отношений –  построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.                                                                                                              

  2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

  3.  Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

  4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

  5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

 6.  Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:

·       Безусловная безопасность всех мероприятий

·       Учет особенностей каждой личности

·       Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря

·       Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря

·       Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых

·       Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

                  

Основное содержание программы

№  п/п

Название блока

Краткое описание

1

Здоровым быть модно

Занятия с элементами тренинга, беседы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; проведение утренней зарядки, спортивные соревнования; С-витаминизация, йодизация продуктов.

2

Необычное в обычном

Занятия с элементами тренинга по развитию творческих способностей.

3

Радуга талантов

 Конкурсные мероприятия, посещение музеев, организация концертов, разработка, подготовка и участие в мероприятиях.

4

Игры

Игры на знакомство, игры – творческие дела, игры – состязания, игры – путешествия, ролевые игры,  подвижные игры,  настольные игры, спортивные игры, интеллектуальные игры.

    5

Эстетическое направление

Тематическое оформление отрядного места, беседы и практические занятия по этикету, посещение кинотеатров, музеев, художественной школы, музыкальной школы, разработка, подготовка и участие в тематических конкурсных программах  

Этапы  реализации программы

I этап.  Подготовительный –  апрель – май

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  •   проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе;
  •  работе по подготовке школы к летнему сезону;
  •   издание приказа по школе об открытии пришкольного оздоровительного лагеря;
  •   разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного  
  •  лагеря с дневным пребыванием детей
  •  подготовка методического материала для работников лагеря; 
  •  отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере; 
  •  составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап.  Организационный – июнь

  Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:

·       встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских   и творческих способностей;

·         запуск программы;

·         знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

  •   выявление и постановку целей развития коллектива и личности; 
  •   сплочение отряда; 
  •   формирование законов и условий совместной работы; 
  •   подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

III этап. Основной -  включает реализацию основных положений программы - июнь.

Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:

  •  познают, отдыхают, трудятся; 
  •  делают открытия в  себе, в окружающем мире; 
  •  помогают в проведении мероприятий; 
  •  учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации; 
  •   развивают способность доверять себе и другим; 
  •   укрепляют свое здоровье.

·         реализация основной идеи смены;

·         вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

·         работа творческих мастерских.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.

IV этап. Заключительный  – июль

 Основной идеей этого этапа является:

·         подведение итогов смены;

·         выработка перспектив деятельности организации;

·         анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Условия реализации программы.

1. Нормативно-правовые условия:

  •  Закон «Об образовании РФ» 
  •  Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г. 
  •  Законы Ханты – Мансийского автономного округа Югра об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей;
  •  Положение о лагере дневного пребывания. 
  •  Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания. 
  •  Правила по технике безопасности, пожарной безопасности. 
  •  Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере. 
  •  Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий. 
  •  Приказы Управления образования. 
  •  Должностные инструкции работников. 
  •  Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.4.2599-10
  •  Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра. 
  •  Заявления от родителей                                                                                                                              
  •  Акт приемки лагеря. 
  •  Планы работы.                     

2. Диагностика

Вводная

диагностика

Начало смены.

Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки администрации лагеря и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы на отрядных сборах.

Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв ( рисунок « Вместе мы отряд»)

Беседы в отрядах

Цветопись

3. Функциональные обязанности сотрудников лагеря.

Начальник лагеря:

  •  Организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря 
  •  Обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря                                                                                                                              
  •  Оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря 
  •  Руководит работой педагогического и вспомогательного персонала

Воспитатель:

  •  Обеспечивает реализацию плана работы 
  •  Обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий 
  •  Несёт материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь

Руководитель физической культуры:

  •  Проводит оздоровительную утреннюю зарядку
  •  Организовывает и проводит спортивно-массовые мероприятия
  •  Проводит отбор лучших спортсменов на районные и городские спортивные мероприятия.

Педагог - организатор:

  •  Организует текущее и перспективное планирование воспитательной работы и её осуществление
  •  Координирует работу воспитателей и органа самоуправления детей лагеря
  •  Устанавливает и поддерживает связь с учреждениями города для совместной деятельности в рамках воспитательной программы, как лагеря, так и города.

4. Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

  1.  Общее оздоровление воспитанников и укрепление их здоровья. 
  2.  Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств посредством самоуправления лагеря, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности, расширение кругозора о профессиях.
  3.  Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности. 
  4.  Развитие коммуникативных способностей и толерантности. 
  5.  Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность. 
  6.   Расширение кругозора детей,  приобретение новых умений в результате занятий по интересам.
  7.  Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм. 
  8.  Личностный рост участников смены. 
  9.  Укрепление связей между разновозрастными группами детей. 

         

План – сетка мероприятий

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Понедель-ник

6

ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ

РОССИИ

13

20

ДЕНЬ ОТВАЖНЫХ

Вторник

7

ДЕНЬ МЕЛИОРАТОРА

14

ДЕНЬ

ИГРЫ

21

ДЕНЬ

МУЗЫКИ

Среда

Среда

1

ДЕНЬ

ЗАЩИТЫ

ДЕТЕЙ

8

ДЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

15

ДЕНЬ САМОУПРАВЛЕ-НИЯ

22

ДЕНЬ

ПАМЯТИ И СКОРБИ

Четверг

Четверг

2

ДЕНЬ ЗНАКОМСТВ

9

ДЕНЬ

ЗДОРОВЬЯ

16

ДЕНЬ АНТИРЕКЛАМЫ

23

ДЕНЬ

ДОБРЫХ ДЕЛ

Пятница

3

ДЕНЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ

10

ДЕНЬ РАБОТНИКОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕН-

НОСТИ

17

ДЕНЬ СВЕТОФОРИКА

24

ДЕНЬ

ИГРУШКИ

Суббота

4

ДЕНЬ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

11

ДЕНЬ

РОССИИ

18

ДЕНЬ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

25

ДЕНЬ ДРУЖБЫ И ЕДИНЕНИЯ СЛАВЯН

(25 июня – ДЕНЬ ПРОЩАНИЯ – закрытие лагерной смены)

Список использованной литературы

1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

2.  Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград:

Учитель, 2007

3.  Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

4.  Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.

5. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь – М. ВАКО, 2004.

6. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007.

7. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС, 1999.

8. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008.  


1. тема- Обязательства по перевозке грузов Вопросы- Источники правового регулирования обязательс
2. 94.Механические способы разработки грунтоввиды землеройнотранспортных машин и области их применения
3. Кадмий
4. Потребности как движущая сила развития человека и общества
5. по теме Джамму и Кашмир
6.  Define the mening of the diminutive suffixes in the itlicized words 1
7. Оздоровление воздушной среды и нормализация параметров микроклимата
8. Шпора
9. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата ветеринарних наук Харків
10. Вариант 14 Описание применения вид документа писчая бумага вид носителя 3 колич
11. Здания и сооружения как объект собственности
12. фр. utoriireвластный лат.html
13. ~ 200 с ил 112 113 НЕОКЛАССИЦИЗМ ХХ ВЕКА Резкий отход от традиций Военные потрясения и послево
14. 112003 N 148ФЗ от 02
15. Основні тенденції банківського сектору в 2009 році
16. европейской философии характеризующийся утверждением новой специфической формы философствования строящ
17. Моделирование соревновательной деятельности высококвалифицированных футболистов
18. Курсовая работа- Влияние стиля педагогической деятельности на проявление дезадаптации школьников
19. тематическое планирование по изобразительному искусству во 2 классе УМК Планета знаний подготовила
20. это множество распределенных во времени выплат и поступлений