Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Социология ~ это- А наука о наиболее общих законах развития природы общества и мышления; В наука об общи

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10


                                                                            

Для всех специальностей

Социология

2 рус.

Социология как наука

1. Социология – это:

А) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления;

В) наука об общих специфических закономерностях функционирования и развития общества;

С) наука, изучающая совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии;

D) общественная наука о закономерностях, путях, формах, возникновении и развитии политических явлений;

Е) наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятия, чувств

*****

2. Кто является основателем социологии как науки:

А) Кант;

В) Спенсер;

С) Конт;

D) Аристотель;

Е) Платон

*****

3. Социология как самостоятельная наука возникла:

А) в 15 веке;

В) в 16 веке;

С) в 17 веке;

D) в 18 веке;

Е) в 19 веке

*****

4. Кто первым применил термин «социология»?

А) О.Конт;

В) Аристотель;

С) Н.Макиавелли;

D) И.Кант;

Е) К.Маркс

*****

5. Первая работа по социологии – это:

А) «Государь» Н.Макиавелли;

В) «Капитал» К.Маркса;

С) «Политика» Аристотеля;

D) «Курс позитивной философии» О.Конта;

Е) «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельса

*****

6. Что изучает микросоциология?

А) поведение людей в повседневной жизни, их взаимодействия, поступки и мотивы;

В) общество как целостный организм;

С) социальную структуру общества;

D) группы людей в обществе;

Е) коллективные привычки и правила

*****

7. Что изучает макросоциология?

А) поведение людей в обществе;

В) государство и государственное устройство;

С) общество как целостную систему, его социальную структуру и социальные институты;

D) моральные нормы, обычаи и традиции;

Е) взаимодействие людей в обществе

*****

8. В чем состоит своеобразие социологии в отличие от других наук об обществе?

А) в историческом подходе изучения общества;

В) в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие во взаимосвязи и взаимодействии составляющих его элементов;

С) в том, что в ней отражаются понятия «социальное» и «общественное»;

D) сложностью ее объекта исследования;

Е) в том, что она имеет специальную методику и методологию

*****

9. Объектом социологии являются:

А) экономические процессы, происходящие в обществе;

В) социальные общности и группы людей;

С) деятельность и поведение людей в обществе;

D) общество как целостная система с присущими ему социальными связями и отношениями между людьми, его социальная структура, а также процессы, происходящие в нем;

Е) объективная реальность, данная нам в ощущениях

*****

10. Чем можно объяснить несколько запоздалое возникновение социологии?

А) тем, что естественные и точные науки считались более важными, чем социальные;

В) не было особой необходимости в ее создании;

С) социальные, экономические и политические кризиса отвлекали от научного исследования общества;

D) общим недостаточным уровнем развития знания к моменту ее возникновения;

Е) сложностью ее объекта исследования

*****

11. Подход, который изучает вопросы рождаемости, смертности и миграции, связанной с деятельностью людей, называется:

А) психологический;

В) культурологический;

С) демографический;

D) коллективистский;

Е) интеракционистский

*****

12. Подход, который изучает причины образования различных групп в обществе, называется:

А)  интеракционистский;

В) культурологический;

С) демографический;

D) коллективистский;

Е) психологический

*****

13. Подход, помогающий анализировать поведение и поступки людей на основе таких элементов культуры, как общественные правила и ценности, называется:

А) коллективистский;

В) культурологический;

С) психологический;

D) интеракционистский;

Е) демографический

*****

14. Подход, изучающий общественную жизнь как систему человеческих взаимоотношений, называется:

А) психологический;

В) культурологический;

С) демографический;

D) коллективистский;

Е) интеракционистский

*****

15. Уровень социологии, представляющий множество школ, теорий и направлений, объясняющих специфику развития общества со своих позиций, называется:

А) микросоциология;

В) теоретическая социология;

С) макросоциология;

D) прикладная социология;

Е) эмпирическая

*****

16. Уровень социологии, связанный с конкретными социологическими исследованиями, называется:

А) социальная инженерия;

В) теоретическая социология;

С) макросоциология;

D) прикладная социология;

Е) микросоциология

*****

17. Функция социологии, улучшающая и совершенствующая общественные отношения, называется:

А) прогностическая;

В) социального контроля;

С) гуманистическая;

D) информационная;

Е) мировоззренческая

*****

18.Функция социологии, осуществляющая сбор, систематизацию и накопление информации, называется:

А) информационная;

В) социального контроля;

С) гуманистическая;

D) прогностическая;

Е) мировоззренческая

*****

19. Функция, дающая возможность органам исполнительной власти, различным политическим партиям и движениям использовать данные социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общества:

А) преобразовательная;

В) социального контроля;

С) гуманистическая;

D) информационная;

Е) прогностическая

*****

История социологии (классический период)

20. Ученый, который первым ввел в науку термин «общественно-экономическая формация»:

А) О.Конт;

В) М.Вебер;

С) К.Маркс;

D) Ж-Ж.Руссо;

Е) Ш.Фурье

*****

21. Авторами концепции «понимающей социологии» являются:

А) Г.Зиммель, М.Вебер;

В) Т.Гоббс, Дж.Локк;

С) Э.Гидденс, Р.Дарендорф;

D) Т.Парсонс, Р.Мертон;

Е) К.Маркс, Ф.Энгельс

*****

22. Автор работы «Курс позитивной философии»:

А) Т.Гоббс;

В) О.Конт;

С) Г.Спенсер;

D) П.Сорокин;

Е) Ю.Хабермас

*****

23. Основателем направления позитивизма является:

А) Платон;

В) Спиноза;

С) Г.Гегель;

D) О.Конт;

Е) К.Маркс

*****

24. Ученый, который выделил типы социального поведения человека в обществе:

А) М.Вебер;

В) Э.Дюркгейм;

С) О.Конт;

D) К.Маркс;

Е) П.Сорокин

*****

25. Автором теории коллективного сознания, одним из первых изучивший девиантное поведение человека в обществе, является:

А) О.Конт;

В) Г.Спенсер;

С) М.Вебер;

D) П.Сорокин;

Е) Э.Дюркгейм

*****

26. Кто создал теорию общественного договора?

А) Т.Парсонс, Р.Мертон;

В) Т.Гоббс, Ж-Ж.Руссо;

С) А.Смит, Д.Рикардо;

D) О.Конт, Г.Спенсер;

Е) К.Маркс, Ф.Энгельс

*****

27. Какое направление было первым в социологии?

А) материализм;

В) идеализм;

С) позитивизм;

D) субъективизм;

Е) марксизм

*****

28. За революционный путь общества выступал:

А) П.Сорокин;

В) М.Вебер;

С) А.Смит;

D) Д.Рикардо;

Е) К.Маркс

*****

29. Основателем направления «социал-дарвинизм» являлся:

А) Э.Дюркгейм;

В) П.Сорокин;

С) Ж-Ж.Руссо;.

D) Г.Спенсер;

Е) Ш.Фурье

*****

30. Согласно учению этого мыслителя человеческое сознание проходит три стадии развития – теологическую, метафизическую и позитивную:

А) О.Конта;

В) Т.Гоббса;

С) Г.Спенсера;

D) П.Сорокина;

Е) Ю.Хабермаса

*****

31.  Автором концепции «идеальных типов» является:

А) Т.Парсонс;

В) Р.Мертон;

С) М.Вебер;

D) Э.Дюркгейм;

Е) Э.Гидденс

*****

32. Автор работы «Система синтетической философии»:

А) О.Конт;

В) Г.Спенсер;

С) М.Вебер;

D) Э.Дюркгейм;

Е) К.Маркс

*****

33. Древнегреческий ученый, считавший, что опорой порядка в обществе выступает средний класс:

А) Платон;

В) Аристотель;

С) Конфуций;

D) Спиноза;

Е) Мо-цзы

*****

34. Древнегреческий ученый, одним из первых проанализировавший социальную структуру общества:

А) Спиноза;

В) Аристотель;

С) Конфуций;

D) Платон;

Е) Мо-цзы

*****

35. Мыслитель нового времени, создавший теорию общества и государства:

А) Фома Аквинский;

В) Николо Макиавелли;

С) Томас Мор;

D) Мартин Лютер;

Е) Жан Кальвин

*****

36. Ученый, первым применивший понятия «структуры» и «функции»:

А) О.Конт;

В) Г.Спенсер;

С) Э.Дюркгейм;

D) М.Вебер;

Е) Г.Зиммель

*****

37. Понятие «базиса и надстройки» введено в социологию:

А) В.Лениным;

В) Ф.Энгельсом;

С) К.Марксом;

D) Ф.Теннисом;

Е) М.Вебером

*****

38. Назовите авторов концепции утопического социализма:

А) Ш.Фурье и А.де Сен-Симон;

В) М.Вебер и Г.Зиммель;

С) К.Маркс и Ф.Энгельс;

D)  О.Конт и Г.Спенсер;

Е) Дж. Локк и Т.Гоббс

*****

Российская социология

39. Чем определяются особенности российской социологии?

А) общим отставанием развития России от стран Западной Европы;

В) особенностями социально-политического развития России в 19 веке;

С) особенностями культурного развития России;

D) некомпетентностью российских ученых;

Е) наличием множества школ и направлений

*****

40. О том, что человеческий фактор оказывает сильное воздействие на развитие общества, считали представители:

А) марксистского направления;

В) географического направления;

С) направления неопозитивизма;

D) психологического направления;

Е) анархического направления

*****

41. Основоположником анархического направления являлся:

А) А.Бакунин;

В) Г.Плеханов;

С) В.Ленин;

D) Н.Михайловский;

Е) М.Ковалевский

*****

42. Основополагающие идеи субъективного идеализма в российской социологии были изложены в трудах:

А) «Материализм и эмпириокритицизм» В.Ленина;

В) «К вопросу о роли личности в истории» Г.Плеханова;

С) «Исторические письма» П.Лаврова;

D) «О задачах школы общественных наук» М.Ковалевского;

Е) «Система социологии» П.Сорокина

*****

43. Основоположником географического направления, автором книги «Цивилизация и великие исторические реки» является:

А) П.Лавров;

В) М.Кропоткин;

С) Е.де-Роберти;

D) Н.Данилевский;

Е) Л.Мечников

*****

44. Основоположник субъективной социологии в России:

А) Н.Данилевский;

В) П.Сорокин;

С) Н.Михайловский;

D) Н.Бердяев;

Е) М.Ковалевский

*****

45. Американским социологом русского происхождения был:

А) Н.Бердяев;

В) С.Соловьев;

С) П.Сорокин;

D) В.Розанов;

Е) С.Трубецкой

*****

46. В какой работе П.Сорокин раскрывает свою концепцию социального расслоения общества:

А) «Социальная мобильность»;

В) «Социокультурная динамика»;

С) «Стратификация и классовая структура»;

D) «Современное общество»;

Е) «Социальные проблемы социальной регуляции поведения

*****

47. П.А.Сорокин являлся автором следующей концепции:

А) диалектического материализма;

В) исторического материализма;

С) культурно-исторических типов общества;

D) социальной стратификации;

Е) субъективного идеализма

*****

48. Ученый, считавший, что предметом социологического исследования являются социальные изменения:

А) М.Ковалевский;

В) П.Сорокин;

С) де-Роберти;

D) Н.Михайловский;

Е) Н.Мечников

*****

49. Автором труда «Происхождение современной демократии» является:

А) Г.Плеханов;

В) де-Роберти;

С) П.Сорокин;

D) М.Ковалевский;

Е) П.Лавров

*****

50. Одним из создателей в 1908 году первой в России кафедры социологии в Психоневрологическом университете являлся:

А) Н.Михайловский;

В) В.Ленин;

С) Н.Мечников;

D) П.Лавров;

Е) де-Роберти

*****

51. Автор неопозитивизма в России:

А) де Роберти;

В) М.Ковалевский;

С) П.Сорокин;

D) П.Лавров;

Е) Н.Кареев

*****

52. Назовите российского ученого, который утверждал, что социология должна базироваться на научном подходе к исследованию общественных явлений:

А)  де Роберти;

В) М.Ковалевский;

С) П.Сорокин;

D) П.Лавров;

Е) Н.Кареев

*****

53. Начало марксизма в России было связано с этим ученым:

А) Н.Кареев

В) Н.Зибер;

С) П.Сорокин;

D) П.Лавров;

Е) Г.Плеханов

*****

54. Одной из наиболее обсуждаемых проблем социологии в России на рубеже столетий была:

А) войны и мира;

В) социальный прогресс;

С) предмет социологии;

D) бюрократия;

Е) политические идеалы

*****

55. Начальный этап зарождения социологии в России был основан на двух направлениях, перенесенных с Запада:

А) марксизм и анархизм;

В) анархизм и позитивизм;

С) позитивизм и марксизм;

D) субъективизм и марксизм;

Е) субъективизм и анархизм

*****

56. Авторы органицизма в России:

А) Г.Плеханов и В.Ленин;

В) П.Лавров и Н.Михайловский;

С) А.Щапов и Л.Мечников;

D) П.Лилиенфельд и А.Стронин;

Е) Н.Кареев и М.Ковалевский

*****

57. Назовите фундаментальный труд де Роберти по социологии:

А) «Социология»;

В) «Метод социологии»;

С) «Общие основы социологии»;

D) «Основы социологического метода»;

Е) «Социология как наука»

*****

Казахстанская социология

58. Как определил Ч.Валиханов сущность казахского общества этого периода?

А) традиционное;

В)  патриархально-феодальное;

С) индустриальное;

D) аграрное;

Е) постиндустриальное

*****

59. Идеалом политической системы управления казахским обществом Ч.Валиханов считал:

А) управление ханами;

В) управление ханской чиновничьей администрацией;

С) самоуправление народа;

D) управление странами Запада;

Е) управление казахскими батырами

*****

60. Ч.Валиханов о реформе общества:

А) реформы, основанные на отвлеченных теориях должны навязываться извне;

В) реформы эффективней, чем революция;

С) реформы, взятые из жизни одного народа, переносимы на жизнь другого;

D) вопросы о реформах требуют гораздо больше осторожности и более глубоких соображений, ибо от них зависит благосостояние народа;

Е) проведение реформы необязательно, общество должно развиваться естественно-историческим путем

*****

61. Ч.Валиханов о социальном положении народа:

А) интересы знатных и богатых людей большей частью враждебны интересам большинства народа;

В) относительно стабильное;

С) рост численности скота повышает благосостояние народа;

D) сохранение сословий способствует улучшению социального положения народа;

Е) угнетение простого народа – историческая неизбеждность

*****

62. Ы.Алтынсарин видел причины отставания казахского общества от передовой цивилизации:

А) в рутинности скотоводческого хозяйства;

В) в отсутствии иностранных инвестиций;

С) в отсутствии развитой промышленности;

D) в сохранении патриархально-феодального общества;

Е) в отставании дела просвещения среди казахов

*****

63. Ы.Алтынсарин о главных направлениях развития казахского кочевого общества:

А) развитие сети промышленных предприятий;

В) становление рабочего класса;

С) развитие рыночной экономики;

D) эволюционное развитие общества путем распространения просвещения, промыслов и перехода к земледелию и оседлости;

Е) развитие аула

*****

64. Ы.Алтынсарин о социально-классовой структуре казахского общества:

А) буржуазия, феодалы, бедняки;

В) крестьянство, кулачество, помещики;

С) бедняки, середняки, помещики;

D) рабочие, капиталисты, батраки;

Е) баи-феодалы, середняки, бедные-жатаки

*****

65. Чем объяснял Абай причину социальной несправедливости в обществе?

А) гололедицей (джутом), барымтой;

В) родоплеменными распрями;

С) разделением общества на богатых и бедных и противоречием их интересов;

D) бездействием принятых законов, обычаями и традициями;

Е) отставанием науки, образования и культуры

*****

66. Какой вклад внес Абай в совершенствование обычного права казахов?

А) совершенствование брачно-семейных отношений;

В) составление свода обычных прав, включающих более 100 статей;

С) обычай по аменгерству;

D) составление законов для укрепления межродовых отношений;

Е) составление свода обычных прав, включающего 35 статей

*****

67. Назовите данное Абаем определение социальной роли науки:

А) наука дает человеку свет, показывает путь выхода из невежества;

В) наука – вещь наживная, ее можно добиться трудом, желанием;

С) практика без науки может дать все;

D) наука дает возможность раскрыть тайны вселенной;

Е) наука способствует научно-техническому прогрессу

*****

68. Абай о социальной роли труда:

А) барымта – один из путей обогащения;

В) все виды труда полезны, в том числе и наемный труд;

С) труд способствует всестороннему развитию человека;

D) источником богатства может быть спекуляция, рынок, воровство;

Е) трудиться должны и богатые, и бедные

*****

69. Укажите названные Абаем факторы, влияющие на социализацию личности:

А) ответственность, благородство;

В) политика, религия;

С) трудолюбие, вдумчивость;

D) развитие экономики;

Е) обеспеченность, богатство

*****

70. Взгляды А.Байтурсынова о путях развития общества:

А) развитие общества путем революции;

В) развитие общества путем эволюции и реформ;

С) развитие общества путем создания политических партий, отстаивающих интересы народа;

D) развитие общества путем борьбы с колониализмом;

Е) развитие общества путем реформ

*****

71. Причины выхода А.Букейханова из кадетской партии:

А) проведение царской администрацией колониальной политики;

В) в связи с назначением комиссаром Тургайской области;

С) кадетская партия не признавала право на автономию всех народов России, в том числе и казахов;

D) неправильное использование земель в уездах Семипалатинской и Акмолинской областях;

Е) желание изучать процесс формирования казахского этноса

*****

Современная западная социология

72. Ученый, проводивший социологические исследования на промышленных предприятиях США:

А) Т.Парсонс;

В) Р,мертон;

С) Э.Мейо;

D) П.Сорокин;

Е) Р.Парк

*****

73. Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология стала в:

А) СССР;

В) Германии;

С) Англии;

D) Франции;

Е) США

*****

74. Автор теории о стилях управления обществом:

А) А.Маслоу;

В) Д. Макгрегор;

С) Д.Дэвис;

D) А.Слоу;

Е) Г.Эмерсон

*****

75. Назовите работу Э.Берджеса и Р.Парка по эмпирической социологии:

А) «Польские крестьяне в Европе и Америке»;

В) «Основания социологии»;

С) «Социология и современность»;

D) «Социология и проблемы социального развития»;

Е) «Введение в науку социологию»

*****

76.Ученый, заложивший основы метода, который называется структурным функционализмом:

А) Ф.Знанецкий;

В) У.Томас;

С) А.Смолл;

D) Т.Парсонс;

Е) Р.Мертон

*****

77. Автором теории социальной интеракции (взаимодействия) является:

А) Дж.Э.Ландберг;

В) Дж.Мид;

С) Д.Белл;

D) Р.Марш;

Е) Р.Парк

*****

78. Теория аномии – социологическая теория причин преступности в современном мире, получила свое развитие в работах:

А) Р.Мертона;

В) Р.Парка;

С) У.Томаса;

D) Ф.Тейлора;

Е) Г.Саймона

*****

79. Согласно концепции американского социолога Л.Козера основой общественной жизни является:

А) необходимость социального контроля;

В) взаимодействие и согласие;

С) структурный конфликт;

D) принуждение;

Е) неустойчивость

*****

80. Создателем иерархической теории потребностей, является:

А) Ф.Херцберг;

В) Д.Белл;

С) К.Шмидт;

D) А.Маслоу;

Е) Э.Бернштейн

*****

81. В каком городе США в 1892 году возник первый в мире социологический университет, ставший крупнейшим научным центром мира:

А) Чикаго;

В) Нью-Йорк;

С) Сиэтл;

D) Вашингтон;

Е) Бостон

*****

82. Автор драматургической социологии, в основе которой лежит сравнение повседневного мира с театральным действием:

А) Э.Гоффман;

В) А.Шюц;

С) Г.Гарфинкель;

D) У.Томас;

Е) Р.Парк

*****

83. Автор этнометодологии:

А) Э.Гоффман;

В) Т.Парсонс;

С) У.Парк;

D) Л.Томпсон;

Е) Г.Гарфинкель

*****

84. Назовите автора феноменологической социологии:

А) Дж.Мид;

В) А.Шюц;

С) Э.Гофман;

D) Г.Гарфинкель;

Е) Т.Парсонс

*****

85. Назовите теорию, раскрывающую не поверхностные, а внутренние механизмы поведения:

А) драматургическая социология;

В) символический интеракционизм;

С) теория конфликта;

D) этнометодология;

Е) теория потребностей

*****

86. Назовите одного из основателей и классиков американской социологии:

А) Дж.Мид;

В) А.Шюц;

С) Э.Гофман;

D) Г.Гарфинкель;

Е) Л.Уорд

*****

87. Согласно типологии этого немецкого ученого общественные отношения делятся по типу господства  на товарищеские и смешанные:

А) Э.Дюркгейм;

В) А.Шюц;

С) Ф.Теннис

D) Г.Гарфинкель;

Е) Дж.Хоманс

*****

88. Назовите автора произведения «Капитал», считавшего, что суть исторического процесса – это борьба за контроль над собственностью и богатством:

А) В.Ленин;

В) Ф.Энгельс;

С) В.Плеханов;

D) Ф.Теннис;

Е) К.Маркс

*****

89. Немецкий ученый, разрабатывающий вслед за К.Марксом теорию социального конфликта и считавшим, что основной причиной социальной нестабильности является не капитал, а власть:

А) Э.Дюркгейм;

В) А.Шюц;

С) Р.Дарендорф;

D) Р.Мертон;

Е) Ч.Миллс

*****

90. Назовите ученого, который считал, что центральной задачей социологии должно стать изучение властвующей элиты, которая во многом определяет лицо современного общества:

А) Э.Дюркгейм;

В) А.Шюц;

С) Р.Дарендорф;

D) Р.Мертон;

Е) Ч.Миллс

*****

Общество как целостная система

91. Общество в социологическом аспекте – это:

А) большая группа людей, находящихся на одной территории и говорящих на одном языке;

В) совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей;

С) совокупность людей, работающих в одной стране;

D) совокупность людей, объединенных общими интересами;

Е) группа людей, объединенных общей целью в жизни

*****

92. Назовите ученых определивших условия, существования и развития общества:

А) Р.Марш, Э.Шилз

В) Д.Уайт, Д.Белл

С) М.Боултон, Р.Фултон

D) Ф.Тейлор, А.Смолл

Е) Т.Парсонс, Р.Мертон

*****

93. Основные пути развития общества:

А) революционный;

В) эволюционный;

С) реформистский;

D) сочетание эволюционного и революционного;

Е) скачкообразный

*****

94. Революция – это:

А) частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя;

В) смена политического режима;

С) переворот, совершенный группой лиц, объединенных в какую-либо партию;

D) переход от одной общественно-экономической формации к другой;

Е) полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающих основы существующего социального строя

*****

95. Постепенный процесс замены устаревшего поколения техники и технологии новым, более совершенным за счет внедрения достижений науки, называется:

А) научно-техническим прогрессом;

В) промышленной революцией;

С) информационной революцией;

D) социальным прогрессом;

Е) процессом научных открытий

*****

96. Системный подход в исследовании общества означает изучение его:

А) в экономическом аспекте;

В) в политическом аспекте;

С) в структурном аспекте;

D) в функциональном аспекте;

Е) в структурном, функциональном и динамическом аспектах

*****

97. Этот ученый считал, что на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую можно разделить на три части: ядро, полуферия и периферия:

А) К.Маркс

В) Э.Дюркгейм

С) П.Сорокин

D) И.Валлерштайн

Е) М.Маклуэн

*****

98. Частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя, называется:

А) революцией;

В) контрреволюцией;

С) реформой;

D) соглашением;

Е) сотрудничеством

*****

99. Одну из первых и плодотворных теорий развития общества в мировой социологии в работе «О разделении общественного труда» создал:

А) М.Вебер

В) Э.Дюркгейм

С) Г.Зиммель

D) Ш.Фурье

Е) Р.Дарендорф

*****

100. То, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распоряжении ресурсы и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные потребности людей, называется:

А) социальной сферой;

В) экономической сферой;

С) политической сферой;

D) духовной сферой;

Е) культурной сферой

*****

101. Задача этой сферы в обеспечении социального порядка в обществе, улаживание конфликтов, защита власти и т.д.:

А) социальная сфера;

В) экономическая сфера;

С) политическая сфера;

D) духовная сфера;

Е) культурная сфера

*****

102. Открытие новых знаний во всех областях, передача этих знаний последующим поколениям, создание художественных ценностей является задачей:

А) социальной сферы;

В) экономической сферы;

С) политической сферы;

D) духовной сферы;

Е) культурной сферы

*****

103. Сфера, отвечающая за благосостояние человека в обществе – это:

А) социальная сфера;

В) экономическая сфера;

С) политическая сфера;

D) духовная сфера;

Е) культурная сфера

*****

104. Бродячие охотники, вождества, скотоводство и земледелие, неолитная революция, ранние государства, аграрные общества, современное общество – это:

А) пути развития общества;

В) ступени развития общества;

С) этапы развития общества;

D) формы развития общества;

Е) типы развития общества

*****

105. Сходные признаки развития различных общественных объединений:

А) пути развития общества;

В) ступени развития общества;

С) этапы развития общества;

D) формы развития общества;

Е) типы развития общества

*****

106. Этот закон гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую:

А) закон закономерности;

В) закон перехода количественных изменений в качественные;

С) закон ускорения исторического времени;

D) закон отрицания отрицания;

Е) закон единства и борьбы противоположностей

*****

107. Согласно этому закону народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью:

А) закон закономерности;

В) закон перехода количественных изменений в качественные;

С) закон ускорения исторического времени;

D) закон отрицания отрицания;

Е) закон единства и борьбы противоположностей

*****

108. Общество возникло:

А) 30 тысяч лет назад;

В) 40 тысяч лет назад;

С) 50 тысяч лет назад;

D) 20 тысяч лет назад;

Е) 10 тысяч лет назад

*****

109. Главный признак самодостаточности общества:

А) политический;

В) духовный;

С)  экономический;

D) культурный;

Е) социальный

*****

Социальные институты и социальные процессы

110. Главные преимущества социального института:

А) предсказуемость, надежность, регулярность;

В) спорадичность (нерегулярность), непредсказуемость;

С) возможность эксперимента;

D) случайность, спонтанность;

Е) хаотичность, нестабильность

*****

111. Социальные институты дают основания для предположения, что:

А) определенная потребность будет удовлетворена в любом случае;

В) потребность будет удовлетворена в определенном случае;

С) потребность будет удовлетворена на качественном уровне;

D) не имеет смысла стремиться к удовлетворению потребности;

Е) потребность может быть не удовлетворена

*****

112. Социальный институт основывается прежде всего на:

А) взаимном интересе;

В) едином уровне потребностей;

С) социальном регулировании обязанностей;

D) обмене опытом;

Е) социальном регулировании взаимоотношений

*****  

113. Высокой эффективности социальных институтов способствует:

А) высокий уровень личной ответственности;

В) разделение труда и профессионализация;

С) материальная заинтересованность;

D) моральная заинтересованность;

Е) санкции

*****

114. Из перечисленных ниже социальных институциализированных связей выделите неформальные:

А) дружба

В) хозяйственная деятельность

С) научный поиск

D) образование

Е) рынок

*****

115. Одним из первых дал определение социального института  в книге «Теория праздного класса» американский социолог и экономист:

А) Т.Веблен

В) Р.Миллс

С) П.Бергер

D) А.Гелен

Е) Л.Томпсон

*****

116. Организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества – это:

А) социальная организация;

В) социальная группа;

С) социальный институт;

D) социальная система;

Е) социальное управление

*****

117. Процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности, называется:

А) адаптацией;

В) интериоризацией;

С) самосознанием;

D) институционализацией;

Е) саморегуляцией

*****

118. В этой работе Торстейн Веблер рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов:

А) «Основные социологические понятия»;

В) «Структура социального действия»;

С) «Теория праздного класса»;

D) «Общность и общество»;

Е) «Система социологии»

*****

119. Обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института, называется:

А) институциональный кризис;

В) институциональный регресс;

С) институциональный прогресс;

D) институциональный спад;

Е) институциональная рецессия

*****

120. Назовите автора, который выделил институциональные признаки:        

А) Р.Арон;

В) С.Фролов;

С) Н.Смелзер;

D) А.Кравченко;

Е) Ж.Тощенко

*****

121. Функция социальных институтов, регулирующая взаимоотношения между членами общества путем выработки шаблонов поведения, называется:

А) интегративная;

В) транслирующая;

С) коммуникативная;

D) регулятивная;

Е) закрепления и воспроизводства общественных отношений

*****

122. Функция, обеспечивающая сплочение, взаимозависимость и взаимоответственность членов социальных групп на основе норм, правил и ролей, называется:

А) интегративная;

В) закрепления и воспроизводства общественных отношений;

С) коммуникативная;

D) регулятивная;

Е) транслирующая

*****

123. Функция, передающая социальный опыт последующим поколениям, называется:

А) интегративная;

В) транслирующая;

С) коммуникативная;

D) регулятивная;

Е) закрепления и воспроизводства общественных отношений

*****

124. Функция, закрепляющая, стандартизирующая поведение членов общества и делающая это поведение предсказуемым, называется:

А) интегративная;

В) транслирующая;

С) коммуникативная;

D) регулятивная;

Е) закрепления и воспроизводства общественных отношений

*****

125. Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется:

А) социальными переменами;

В) социальным воздействием;

С) социальным процессом;

D) социальным изменением;

Е) социальным действием

*****

126. Борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены, называется:

А) кооперацией;

В) конкуренцией;

С) приспособлением;

D) компромиссом;

Е) соглашением

*****

127. Принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, называется:

А) кооперацией;

В) терпимостью;

С) приспособлением;

D) компромиссом;

Е) соглашением

*****

128. Форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения, называется:

А)компромиссом;

В)  терпимостью;

С) приспособлением;

D) подчинением;

Е) соглашением

*****

129. Процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре, называется:

А) амальгамизацией;

В) приспособлением;

С) терпимостью;

D) ассимиляцией;

Е) подчинением

*****

Социальная структура и социальная стратификация

130. Социальная структура – это:

А) набор элементов;

В) совокупность явлений и процессов в обществе;

С) совокупность индивидов в обществе;

D) социальные связи и отношения;

Е) устойчивая связь элементов в социальной системе

*****

131. Ядром социальной структуры согласно теории марксизма являются:

А) классы

В) социальные общности

С) социальные слои

D) социальные групп

Е) социальные институты

*****

132. Концепции о классовой структуре противостоит теория:

А) социальной интеграции

В) социальной диспозиции

С) социальной стратификации

D) социальной ориентации

Е) социальных интересов

*****

133. Согласно теории П.Сорокина существует три вида социальной стратификации:

А) профессия, доход, этническое происхождение;

В) образование, власть, доход;

С) положение родственников, образование, этническая принадлежность;

D) экономическая, политическая, профессиональная;

Е) богатство, престиж, власть

*****

134. Понятие «страта» означает:

А) диспозицию

В) слой

С) группу

D) класс

Е) ориентацию

*****

135. В основе теории социальной стратификации П.Сорокина лежит объединение людей:

А) в группы

В) в классы

С) в институты

D) в общности

Е) в социальные слои

*****

136. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году:

А) Г.Зиммелем

В) П.Сорокиным

С) М.Вебером

D) А.Туреном

Е) Р.Дарендорфом

*****

137. Большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода называется:

А) слоем;

В) общностью;

С) классом;

D) институтом;

Е) организацией

*****

138. Согласно теории П.Сорокина социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице:

А) вверх и вниз (вертикальное направление);

В) на одном социальном уровне (горизонтальное направление);

С) только вверх;

D) в вертикальном и горизонтальном;

Е) только вниз

*****

139. Что приобретает индивид от рождения или благодаря личным качествам, позволяющее ему занять определенное место в социальной иерархии:

А) статус;

В) позицию;

С) положение;

D) уровень;

Е) престиж

*****

140. Рабство, касты, сословия, классы – это:

А) виды стратификации;

В) формы стратификации;

С) понятия стратификации;

D) разновидности стратификации;

Е) типы стратификации

*****

141. Понятие «страта» пришло в социологию из:

А) химии;

В) геологии;

С) биологии;

D) истории;

Е) археологии

*****

142. Назовите работу В.Ленина, в которой он дает определение классов:

А) «Философские тетради»;

В) «Материализм и эмпириокритицизм»;

С) «Великий почин»;

D) «О государстве»;

Е) «О диктатуре пролетариата»

*****

143. В противовес К.Марксу свои представления о социальном неравенстве высказал английский ученый:

А) Э.Дюркгейм;

В) Г.Спенсер;

С) О.Конт;

D) М.Вебер;

Е) Г.Зиммель

*****

144. Социальные группы или страты, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением, называются:

А) касты;

В) сословия;

С) классы;

D) нации;

Е) народности

*****

145. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычаях или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями, называется:

А) касты;

В) сословия;

С) классы;

D) нации;

Е) народности

*****

146. Назовите автора наиболее известной модели стратификации в западной социологии, появившейся в 30-е годы 20 века в США:

А) Л.Уорнер;

В) Б.Барбер;

С)  У.Уотсон;

D) А,Турэн;

Е) Р.Дарендорф

*****

147. Группа родственников, связанная хозяйственными и общественными узами, называется:

А) кастой;

В) сословием;

С) классом;

D) кланом;

Е) народностью

*****

148. Социальная, экономическая и юридическая форма закрепощения людей, называется:

А) рабством;

В) сословием;

С) классом;

D) кланом;

Е) народностью

*****

Социологическая характеристика личности

149. Для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей применяется понятие:

А) личность;

В) человек;

С) эгоист;

D) индивид;

Е) альтруист

*****

150. Единичным представителем человеческого рода, группы или социальной общности является:

А) человек;

В) эгоист;

С) личность;

D) индивидуалист;

Е) индивид

*****

151. Для характеристики свойств и качеств, которые реализуются в социальных связях, социальных институтах, культуре, т.е. общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми используется термин:

А) индивид;

В) индивидуальность;

С) выдающаяся личность;

D) личность;

Е) человек

*****

152. Ролевая теория личности была впервые сформулирована:

А) Дж.Мидом

В) З.Фрэйдом

С) И.Коном

D) В.Ядовым

Е) Ч.Кули

*****

153. Социологический подход к изучению личности выделяет:

А) темперамент;

В) характер;

С) социальные качества;

D) морально-волевые качества;

Е) способности

*****

154. Процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется:

А) социализацией;

В) десоциализацией;

С) постсоциализацией;

D) несоциализацией;

Е) ресоциализацией

*****  

155. У истоков диспозиционной теории саморегуляции социального поведения стояли:

А) Ф.Знанецкий, У.Томас

В) Ч.Кули, Дж.Мид

С) Р.Минтон, Р.Мертон

D) Ф.Знанецкий, Ч.Кули

Е) Р.Минтон, Р.Дарендорф

*****

156. Автор теории зеркального «Я» является:

А) Дж.Мид

В) Л.Выгодский

С) З.Фрейд

D) Ч.Кули

Е) А.Петровский

*****

157. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе называется:

А) ресоциализацией;

В) постсоциализацией;

С) социализацией;

D) несоциализацией;

Е) десоциализацией

*****

158. Автором поведенческой концепции является:

А) З.Фрейд

В) Т.Парсонс

С) Ж.Пиаже

D) Р.Гарольд

Е) Дж.Хоманс

*****

159. Процесс социализации этот ученый рассматривал при помощи психологических механизмов: имитации, идентификации, чувства стыда и вины:

А) Ж.Пиаже

В) З.Фрейд

С) Д.Смелзер

D) Р.Минтон

Е) Р.Дарендорф

*****

160. Особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий – это:

А) социальный контроль;

В) мораль;

С) социальные нормы;

D) социальные предписания;

Е) социальные указания

*****

161. Автор концепции социального контроля:

А) Э.Мэйо

В) Э.Гоффман

С) У.Томас

D) П.Бергер

Е) Г.Гарфинкель

*****

162. Процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, называется:

А) образованием;

В) приспособлением;

С) воспитания;

D) интериоризации;

Е) адаптации

*****

163. Приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, называется:

А) образованием;

В) приспособлением;

С) воспитанием;

D) интериоризацией;

Е) адаптацией

*****

164. Автор культурно-исторической школы:

А) Ч.Кули;

В) Дж.Мид;

С) Л.Выгодский;

D) З.Фрейд;

Е) Ж.Пиаже

*****

165. Автор теории инстинктивизма:

А) Ч.Кули;

В) Дж.Мид;

С) Л.Выгодский;

D) З.Фрейд;

Е) Ж.Пиаже

*****

166. Назовите ученого, выделившего социальные типы личности: традиционалисты, идеалисты, реалисты, фрустрированный тип, гедонистические материалисты:

А) Ч.Кули;

В) Э.Фромм;

С) Л.Выгодский;

D) З.Фрейд;

Е) Ж.Пиаже

*****

167. Совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе, называется:

А) социальной ролью;

В) социальным положением;

С) социальным действием;

D) социальным исполнением;

Е) социальной позицией

*****

Девиантное поведение

168. Девиантное поведение представляет собой:

А) противоречие общественного развития;

В) противоречие между физическим и умственным трудом;

С) массовые формы деятельности, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся нормам;

D) неполную адаптацию развивающейся системы к внешним и внутренним условиям ее существования;

Е) цепь случайных событий

*****

169. Главная причина девиантного поведения:

А) в экономических отношениях;

В) в политических отношениях;

С) в социальных отношениях;

D) в семейных отношениях;

Е) в ненормальных отношениях

*****

170. По данным криминологических исследований между содержанием труда и преступным поведением:

А) не существует связи;

В) связь незначительная;

С) тесная взаимосвязь;

D) непосредственных взаимосвязей нет;

Е) связь случайная

*****

171. Связь между антиобщественным поведением опосредована психологическим и моральным состоянием, отражающим противоречие между:

А) физическим и умственным трудом;

В) потребностями работника и обстоятельствами его производственных ситуаций;

С) городом и деревней;

D) человеком  и обществом;

Е) желаемым и действительным

*****

172. Источником возникающих антиобщественных отклонений является:

А) отсутствие эффективного правового законодательства;

В) отсутствие правового государства;

С) несовпадение интересов развития социальных групп;

D) несовпадение реального процесса развития общества и осуществления людьми права на поиск и риск;

Е) несовпадение желаемого и действительного

*****

173. Внутренние конфликты определяются:

А) расхождением ценностных ориентаций;

В) столкновением различных моральных систем;

С) противоречивостью индивидуального морального сознания;

D) различием в нравственных позициях людей;

Е) несовпадением уровней личной культуры людей

*****

174. Какие негативные явления в сознании и поведении людей, как равнодушие, грубость, высокомерие, жестокость, цинизм и т.д. относятся к типологической группе отклоняющегося поведения:

А) нарушения гуманистических принципов в отношениях между людьми;

В) нарушения принципов морали:

С) нарушения формирования общественного сознания;

D) великодержавного шовинизма;

Е) религиозного фанатизма

*****

175. Крайней степенью отклоняющегося поведения, когда интересы личности, социальных институтов оказываются под угрозой, является:

А) наркомания

В) бродяжничество

С) алкоголизм

D) токсикомания

Е) преступность

*****

176. Самопроизвольностью возникновения, большим эмоциональным притяжением и конформизмом отличаются:

А) формальные группы

В) стихийные группы

С) неформальные группы

D) преступные группы

Е) группы по интересам

*****

177. В отличие от группы коллективов и иных социальных общностей, стихийные группы наиболее подвержены восприятию деформированных черт сознания и поведения. Это объясняется, прежде всего:

А) интенсивным процессом политизации общественной жизни;

В) психологической неустойчивостью членов группы;

С) отсутствием общественно-полезных целей у группы;

D) неэффективным влиянием на индивидов коллективов с низкой сплоченностью;

Е) низким качеством членов группы

*****

178. Делинквентное – это поведение, которое не одобряется:

А) организацией

В) правилами

С) группой

D) законом

Е) институтом

*****

179. Формирование социологии девиантного поведения за рубежом началось с работы:

А) Ф.Тенниса «Общность и общество»

В) Т.Парсонса «Структура социального действия»

С) Э.Дюркгейма «Самоубийства: социологический этюд»

D) М.Вебера «Основные социологические понятия»

Е) Т.Гоббса «Левиафан»

*****

Социология образования

180. В науке теоретические основы понимания учения как «усвоения знаний» заложены психологом:

А) Д.Лихачевым

В) С.Рубенштейном

С) Д.Карнеги

D) А.Леонтьевым

Е) Л.Выготским

*****

181. Ассимиляция и аккомодация по мысли Ж.Пиаже – это форма усвоения:

А) знаний

В) умений

С) навыков

D) опыта в учении

Е) жизненных установок

*****

182. Приспособление исходных схем к новым объектам путем изменения структуры последних называется:

А) аккомодацией

В) ассимиляцией

С) обучением

D) абстрагированием

Е) обобщением

*****

183. В процессе восприятия информации знания приобретают личностную форму, развивая саму личность. Эти идеи лежат в основе подхода к учению как:

А) усвоению знаний

В) познанию

С) усвоению опыта

D) труду

Е) деятельному усвоению культуры

*****

184. Основу концепции деятельного усвоения культуры заложил:

А) А.Леонтьев

В) Ж.Пиаже

С) Л.Выготский

D) К.Бернар

Е) В.Ленин

*****

185. Соотношение части и целого образования проявляется в том, что:

А) образование не может возникнуть и функционировать иначе как в лоне социализации и воспитания;

В) в процессе образования происходит самореализация человека;

С) потребность «продолжить себя в другом» является главным фактором деятельности воспитателя;

D) в человеке заложено стремление продолжить себя в другом;

Е) возникает необходимость социального выживания в совместной общественной деятельности

*****

186. Решающим в появлении школы было возникновение и развитие:

А) искусства

В) литературы

С) техники

D) институтов образования

Е) науки

*****

187. В систему институтов образования входят:

А) семья, наука, производственное предприятие;

В) семья, вуз, рынок;

С) профтехучилище, наука;

D) семья, учебные заведения, учреждения культуры, СМИ;

Е) школа, семья, завод

*****

188. Престиж образования определяет:

А) уровень материального вознаграждения;

В) признание значимости знаний обществом;

С) уровень морального удовлетворения;

D) материальное обеспечение образования;

Е) бесплатность, всеобщность образования

*****  

189. Образование, опираясь на возможность селективности, отбора и предрасположенности человека к тем или иным формам профессиональных знаний, осуществляет функцию:

А) социальной защищенности

В) генератора культурного достояния общества

С) социальной мобильности

D) хранителя культурного достояния общества

Е) карьерный рост человека

*****

Политическая социология

190. Наука, исследующая явления политики, политической власти и методы ее организации, функционирования и распределения через призму анализа общества во всей сложности его социальной структуры и процессов называется:

А) политологией

В) социологией

С) политической социологией

D) антропологией

Е) психологией

*****

191. Сфера политической жизни на всех ее структурно-функциональных уровнях, все социальные общности и формирования, являются:

А) предметом политической социологии;

В) субъектом политической социологии;

С) структурой политической социологии;

D) категорией политической социологии;

Е) объектом политической социологии

*****

192. Метод политической социологии, который анализирует индивидуальное поведение людей, называется:

А) конкретно-историческим;

В) бихевиористским;

С) антропологическим;

D) структурным;

Е) функциональным

*****

193. Серцевиной политической системы, ее центральным элементом является:

А) государство;

В) общество;

С) общность;

D) класс;

Е) нация

*****

194. Достижение субъектом власти своей цели вопреки неповиновению объекта властного воздействия, называется:

А) властью;

В) политикой;

С) господством;

D) принуждением;

Е) неравенством

*****

195. Функция политической социологии, направленная на решение практической задачи поиска и определения оптимальной модели социально-политического устройства общества, называется:

А) мировоззренческой;

В) познавательной;

С) воспитательной;

D) прогностической;

Е) практически-политической

*****

196. Сложное образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, совокупность политических институтов, ролей, отношений, процессов, называется:

А) государством;

В) политической системой;

С) политической организацией;

D) политическим институтом;

Е) политической общностью

*****

197. Основателем теории политической системы считают:

А) К.Маркс

В) Н.Макиавелли

С) Истона

D) М.Вебера

Е) Токвиля

*****

198. Автор первого проекта разделения властей:

А) Ж.Ж.Руссо

В) Т.Гооббс

С) Аристотель

D) Дж.Локк

Е) Н.Макиавелли

*****

199. Власть имеет основные ветви:

А) законодательную, исполнительную, производственную

В) исполнительную, судебную, идеологическую

С) законодательную, судебную, общественную

D) законодательную, общественную, исполнительную

Е) исполнительную, законодательную, судебную

*****

200. Субъектам властных отношений являются:

А) люди, группы людей, общество

В) общность, нация

С) этнические группы

D) социальные группы

Е) общество

*****

201. Функции власти, обеспечивающая ее значение для сохранения порядка в обществе:

А) организационная;

В) принудительная;

С) управленческая;

D) идеологическая;

Е) согласительная

*****

202. Способ функционирования политической системы, условия деятельности, определенная степень и формы политического участия – это:

А) порядок;

В) режим;

С) система;

D) структура;

Е) форма

*****

203. Законы, раскрывающие связи и взаимодействие различных элементов, субъектов и объектов социально-политической жизни, называются:

А) законы развития;

В) законы функционирования;

С) законы качественных изменений;

D) законы перехода;

Е) закон реализации общих интересов

*****

204. Политические организации и институты, политические принципы и нормы, политические отношения, политическая культура и сознание – это:

А) элементы политической системы;

В) разновидности политической системы;

С) компоненты политической системы;

D) структура политической системы;

Е) черты политической системы

*****

205. Специфическая форма общественных отношений, характеризующаяся возможностью одного субъекта навязывать свою волю другому субъекту, называется:

А) властью;

В) политикой;

С) принуждением;

D) господством;

Е) давлением

*****

206. Назовите ученого, выделившего три основные типа легитимной власти: рациональный, традиционный и харизматический:

А) Н.Макиавелли;

В) Дж.Миль;

С)  Ш.Монтескье;

D) М.Вебер

Е) Дж.Локк;

*****

207. Задачей этой функции политической системы является приобщение индивидов к политическим ценностям, лояльному отношению к институтам власти:

А) функция адаптации;

В) функция социализации;

С) функция реагирования;

D) функция регуляции;

Е) функция дистрибутивная

*****

208. Подготовка и отбор субъектов власти способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу – задача:

А) функция адаптации;

В) функция социализации;

С) функция реагирования;

D) функция регуляции;

Е) функция дистрибутивная

*****

Экономическая социология

209. Закон «гармоничного разнообразия» был первым установлен:

А) А.Смитом

В) Аристотелем

С) Платоном

D) Ф.Аквинским

Е) Э.Дюркгеймом

*****

210. Термин «экономика» ввели в оборот:

А) римляне

В) греки

С) египтяне

D) китайцы

Е) индийцы

*****

211. Впервые предложил систематическое учение о разделении труда:

А) М.Вебер

В) Д.Рикардо

С) Э.Дюркгейм

D) А.Смит

Е) К.Маркс

*****

212. Социалист-утопист, который ввел в научный оборот термин «индустриальное общество»:

А) Анри де Сен-Симон

В) Шарль Фурье

С) Роберт Оуэн

D) Томазо Кампанелла

Е) Томас Мор

*****

213. «Теория социального конфликта» была создана:

А) Ю.Хабермасом

В) Г.Зиммелем

С) М.Шелером

D) Э.Фроммом

Е) К.Марксом

*****

214. В противовес марксизму создается и обосновывается «шкала видов труда», которая лежит сегодня в основе развития постиндустриальной цивилизации:

А) М.Шелером

В) М.Вебером

С) Г.Зиммелем

D) В.Зомбартом

Е) Г.Шмолером

*****

215. Процесс рационализации, т.е. нацеливание всех стран мира на построение у себя высшей формы товарно-денежных отношений рассматривался в книге «Протестантская этика и дух капитализма» автором которой являлся:

А) П.Лаплас

В) Г.Зиммель

С) Ф.Теннис

D) М.Вебер

Е) А.Мюллер

*****

216. В труде «Экономика и общество» М.Вебер рассматривает теорию социальной стратификации, согласно которой в основе деления общества на слои и классы лежат три фактора:

А) экономический статус или богатство, политический статус или власть, престиж;

В) экономический, политический, профессиональный;

С) этническое происхождение, власть, образование;

D) положение родственников, власть, доход;

Е) этническое происхождение, экономический статус, власть

*****

217. Класс, который является стабилизатором общества, сохраняя его равновесие и устойчивость – это:

А) рабочий класс;

В) высший класс;

С) низший класс;

D) класс фермерства;

Е) средний класс

*****

218. Явление социальной клаузели или социальной замкнутости, которая означает ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе рассматривал:

А) К.Маркс

В) П.Сорокин

С) М.Вебер

D) А.Смит

Е) Д.Рикардо

*****

219. «Социальная экономия» являлась первой книгой по экономической социологии, автором которой являлся:

А) У.Тейлор;

В) Т.Веблен;

С) Г.Грееф;

D) М.Шелер;

Е) А.Маслоу

*****

220. В обществе можно выделить два типа ведения хозяйства: натуральное, нетоварное (ойкономия) и денежное – хрематистика, считал:

А) Платон;

В) Демокрит;

С) Эпикур;

D) Аристотель;

Е) Лукреций

*****

221. Автором системы научной организации труда являлся:

А) Э.Мэйо;

В) Д.Макгрегор;

С) А.Маслоу;

D) Т.Веблен;

Е) Ф.Тейлор

*****

222. Назовите автора теории «X» и «Y» стилей управления:

А) А.Маслоу;

В)Д.Макгрегор;

С) Э.Мэйо;

D) Р.Мертон;

Е) Т.Парсонс

*****

223. Изучение особенностей социальных аспектов экономических процессов на той или иной ступени развития общества является задачей:

А) познавательной функции;

В) объяснительной функции;

С) оценочной функции;

D) управленческой функции;

Е) образовательной функции

*****

224. Анализ развивающихся в обществе экономических и социальных процессов, и действующих в нем социальных институтов с  точки зрения соответствия их интересам и потребностям людей является задачей:

А) познавательной функции;

В) объяснительной функции;

С) оценочной функции;

D) управленческой функции;

Е) образовательной функции

*****

225. Исследование причин, порождающих те или иные социально-экономические явления и процессы, является задачей:

А) познавательной функции;

В) объяснительной функции;

С) оценочной функции;

D) управленческой функции;

Е) образовательной функции

*****

226. Объектом экономической социологии является:

А) сложная динамическая система социально-экономических процессов, возникающих в результате взаимодействия экономики и политической сферы;

В) сложная динамическая система социально-экономических процессов, возникающих в результате взаимодействия экономики и культурной сферы;

С) сложная динамическая система социально-экономических процессов, возникающих в результате взаимодействия экономики и духовной сферы;

D) сложная динамическая система социально-экономических процессов, возникающих в результате взаимодействия экономики и социальной сферы;

Е) сложная динамическая система социально-экономических процессов, возникающих в результате взаимодействия экономики и научной сферы

*****

227. Назовите работу Г.Зиммеля:

А) «Протестантская этика и дух капитализма»;

В) «Хозяйство и общество»;

С) «Философия денег»;

D) «Капитал»;

Е) «О разделении общественного труда»

*****

Социология семьи и брака

228. Семья как социальный институт возникла:

А) в новое время;

В) а эпоху античности;

С) в средние века;

D) в первобытном обществе;

Е) в новейшее время

*****

229. Семья – это:

А) отношение между мужем и женой, родителями и детьми;

В) группа людей любящих друг друга;

С) группа лиц, имеющих общих предков;

D) группа людей, проживающих вместе;

Е) основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью

*****

230. Семья в своем развитии прошла следующие этапы:

А) промискуитет, кровно-родственная, пуналуальная, парная, моногамная;

В) парная, пуналуальная, моногамная, кровно-родственная, помискуитет;

С) кровно-родственная, промискуитет, парная, пуналуальная, моногамная;

D) моногамная, парная, пуналуальная, промискуитет, кровно-родственная;

Е) пуналуальная, моногамная, кровно-родственная, прмискуитет, парная

*****

231. Основная функция семьи – это:

А) коммуникативная;

В) репродуктивная;

С) хозяйственная;

D) социального контроля;

Е) экономическая

*****

232. Назовите ученого, который выделил три формы брака – полигинию, полигамию и моногамию:

А) Баховен

В) Голода

С) Мак-Леннан

D) Морган

Е) Маркс

*****

233. Один из главных трудов Ф.Энгельса, посвященный проблемам брака и семьи – это:

А) «Лига ирокезов»;

В) «Древнее общество»;

С) «Семья как социальный институт»;

D) «Происхождение семьи, частной собственности и государства»;

Е) «Система родства и свойства человеческой семьи»

*****

234. По структуре власти семьи бывают:

А) простые и сложные;

В) социально-однородные и социально-разнородные;

С) эгалитарные и авторитарные;

D) партнерские и авторитарные;

Е) партнерские и эгалитарные;

*****

235. Первым запретом человеческого общества был запрет:

А) посягательства на личную жизнь;

В) кровосмешения;

С) эндогамии;

D) экзогамии;

Е) посягательства на личную жизнь

*****  

236. Брак – это:

А) исторически меняющаяся форма отношений;

В) форма отношений между мужчиной и женщиной;

С) добровольный союз между мужчиной и женщиной;

D) равноправный союз между мужчиной и женщиной;

Е) исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности

*****

237. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется:

А) полигинией

В) полиандрией

С) полигамией

D) моногамией

Е) расширенной нуклеарной семьей

*****   

238. Брак между одной женщиной и несколькими мужчинами называется:

А) полигинией

В) моногамией

С) расширенной нуклеарной семьей

D) полиандрией

Е) полигамией

*****  

239. По структуре коммуникаций семьи бывают:

А) патриархальные и матриархальные

В) эгалитарные и авторитарные

С) партнерские и авторитарные

D) простые и сложные

Е) патриархальные и эгалитарные

*****

240. Назовите автора работы  «Введение в социологию семьи»:

А) Э.Дюркгейм;

В) Ф.Энгельс;

С) Л.Морган;

D) М.Вебер;

Е) Г.Зиммель

*****

241. Эта функция семьи предполагает как самовоспитание, так и взаимовоспитание супругов:

А) репродуктивная;

В) экономическая;

С) воспитательная;

D) рекреативная;

Е) коммуникативная

*****

242. Задачей этой функции семьи является обеспечение моральной, психологической и материальной помощи и поддержки:

А) репродуктивная;

В) экономическая;

С) воспитательная;

D) рекреативная;

Е) коммуникативная

*****

243. Эта функция семьи обеспечивает своим членам благоприятное общение с людьми, близкими и приятными им:

А) репродуктивная;

В) экономическая;

С) воспитательная;

D) рекреативная;

Е) коммуникативная

*****

244. В работах «Лига ирокезов», «Система родства и свойства человеческой семьи», «Древнее общество» этот американский ученый рассматривает формы семейных отношений в их историческом развитии:

А) Л.Морган;

В) Ф.Энгельс;

С) Э.Дюркгейм;

D) Т.Парсонс;

Е) Р.Мертон

*****

245. Слабый, неустойчивый союз одного мужчины с одной женщиной, свободно расторгаемый по желанию одной из сторон, называется:

А) кровно-родственной семьей;

В) парной семьей;

С) пуналуальной семьей;

D) моногамной семьей;

Е) патриархальной семьей

*****

246. Какое из названий не относится к стадиям развития семьи:

А) кровно-родственная семья;

В) парная семья;

С) пуналуальная семья;

D) моногамная семья;

Е) патриархальная семья

*****

247. Назовите автора работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства»:

А) Э.Дюркгейм;

В) Ф.Энгельс;

С) Л.Морган;

D) М.Вебер;

Е) Г.Зиммель

*****

Социология культуры

248. Культура – это:

А) все изменения в природе, происходящие под воздействием человека;

В) специфически, генетически не наследуемая совокупность способов, форм и образцов поведения;

С) система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения;

D) универсальный способ творческой реализации человека;

Е) способ удовлетворения определенных физиологических, социальных и психологических потребностей

*****

249. Главным элементом культуры является:

А) язык

В) обычаи

С) традиции

D) ценности

Е) обряды

*****

250. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства это:

А) поп-культура

В) высокая культура

С) контркультура

D) молодежная культура

Е) субкультура

*****

251. Позиция этноцентризма предполагает:

А) рассмотрение культурного процесса как общечеловеческого;

В) абсолютную самобытность любой культуры;

С) оценку другой культуры через призму своей собственной;

D) понимание тонких различий между близкими культурами;

Е) обогащение одной культуры через другую

*****

252. Главная функция массовой культуры:

А) человеко-творческая

В) воспитательная

С) коммуникативная

D) развлекательно-компенсаторная

Е) ценностно-ориентационная

*****

253. Культурный релятивизм предполагает:

А) абсолютную самобытность любой культуры;

В) сравнение своей культуры с чужой;

С) непринятие чужой культуры;

D) позицию превосходства своей культуры над чужой;

Е) сопоставление различных культур

*****

254. «Культура портит человека: совершенство дано ему от природы» считал:

А) Вольтер

В) Руссо

С) Дидро

D) Монтескье

Е) Сен-Симон

*****

255. «История человечества начинается с некого дикого состояния, и именно культура «очеловечивает» человека» считал:

А) Дидро

В) Вольтер

С) Фурье

D) Руссо

Е) Кант

*****

256. Анализ современного состояния духовных потребностей позволяет утверждать, что в последнее время:

А) возрос темп появления только новых потребностей;

В) возрос темп появления старых потребностей;

С) утвердился низкий уровень духовных потребностей;

D) возрос темп появления новых и дифференциация старых потребностей;

Е) не развиваются новые духовные потребности

*****

257. Цивилизация – это

А) уровень, ступень общественного развития духовной культуры;

В) уровень, ступень деградации и упадка общества;

С) уровень, ступень политического развития общества;

D) уровень, ступень, препятствующая нормальному развитию материальной и духовной культуры;

Е) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры

*****

258. Одним из основополагающих трудов в социологии культуры можно считать:

А) «Кризис нашего времени» П.Сорокина;

В) «Метод социологии» Э.Дюркгейма;

С) «Основные социологические понятия» М.Вебера;

D) «Социодинамику культуры» А.Моля;

Е) «Основные начала» Г.Спенсера

*****

259. Выберите правильное утверждение:

А) культура возникла раньше цивилизации;

В) цивилизация возникла раньше культуры;

С) культура и цивилизация возникли одновременно;

D) культура развилась на основе цивилизации;

Е) цивилизация развилась на основе культуры

*****

260.  Способность культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей, накапливая тем самым богатейшие знания о мире и создавая возможности для его освоения связана с функцией:

А) коммуникативной;

В) гуманистической;

С) познавательной;

D) информационной;

Е) управленческой

*****

261. Функция трансляции социального опыта, которая обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего – это:

А) коммуникативная;

В) гуманистическая;

С) познавательная;

D) информационная;

Е) управленческая

*****

262. Функция социального общения, передачи информации в любом виде, обеспечивающей адекватность взаимопонимания – это:

А) коммуникативная;

В) гуманистическая;

С) познавательная;

D) информационная;

Е) управленческая

*****

263. Функция, выступающая средством социального контроля за поведением человека – это:

А) коммуникативная;

В) гуманистическая;

С) познавательная;

D) информационная;

Е) управленческая

*****

264. Высокая культура, народная культура, массовая культура, субкультура и контркультура – это:

А) виды культуры;

В) типы культуры;

С) формы;

D) разновидности культуры;

Е) уровни культуры

*****

Социология коммуникаций

265. Средство связи любых объектов материального и духовного мира, процесс общения, передача и обмен информации в обществе в целях воздействия на него называется:

А) передачей информации

В) коммуникацией

С) формой общения

D) способом информации

Е) методом информации

*****  

266. Коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально-значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе изучается:

А) психолингвистикой

В) лингвистикой

С) паралингвистикой

D) социологией коммуникаций

Е) социолингвистикой

*****

267. Особенности общения, взаимодействия и воздействия, имеющиеся в данной сфере, являются:

А) предметом социологии коммуникаций

В) объектом социологии коммуникаций

С) субъектом социологии коммуникаций

D) формой социологии коммуникаций

Е) способом социологии коммуникаций

*****

268. Удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории выполняет функция:

А) коммуникативная

В) идеологическая

С) рекламно-справочная

D) культурно-образовательная

Е) рекреативная

*****

269. Какого типа личность представляет интерес для социологии коммуникаций:

А) «homo sapiens» – человек разумный;

В) «homo politicus» – человек общественный;

С) «homo consumens» – человек потребитель;

D) «homo liber» – человек свободный;

Е) «homo loquens» – человек говорящий

*****

270. Способ целенаправленного стимулирования сферы подсознания индивида, приводящий к изменению его поведения по заранее заданной программе – это:

А) заражение

В) внушение

С) подражание

D) вторжение

Е) вовлечение

*****

271. Концепция удовлетворения потребностей аудитории, согласно которой массовая коммуникация в своих действиях ориентируется на потребности (ожидания) аудитории была сформулирована:

А) Б.Берельсоном

В) У.Шраммом

С) П.Лазарсфельдом

D) Р.Мертоном

Е) Г.Маклюэном

*****

272. Специализированная и массовая информация – это:

А) способы социальной информации

В) формы социальной информации

С) типы социальной информации

D) уровни социальной информации

Е) задачи социальной информации

*****

273. Публикация на страницах печати кратких комментированных обзоров социологической информации по актуальным социальным проблемам – это:

А) статья;

В) очерк;

С) зарисовка;

D) эссе;

Е) социологическое резюме

*****

274. Печать, радио, ТV являются:

А) внутренними формами массовой коммуникации;

В) сторонами массовой коммуникации;

С) внешними формами массовой коммуникации;

D) видами массовой коммуникации;

Е) способами массовой коммуникации

*****

Прикладная социология

275. Социологическое исследование – это:

А) система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом объекте или явлении;

В) система процедур, направленных на выявление относительно целостного представления об изучаемом социальном явлении или процессе;

С) система процедур, направленных на изучение структуры изучаемого предмета или явления;

D) система логически последовательных процедур, направленных на изучение структуры изучаемого предмета или явления;

Е) система процедур, направленных на изучение качественных характеристик изучаемого объекта или явления

*****

276. Этот документ является обязательным исходным любого социологического исследования в котором фиксируются методологические принципы, цели и задачи исследования, способы их достижения:

А) план;

В) опросник;

С) программа;

D) анкета;

Е) резюме

*****

277. Определение целей, задач, способов, средств, сбор первичной информации, ее обработка и анализ – это:

А) процедура социологического исследования;

В) этапы социологического исследования;

С) виды социологического исследования;

D) типы социологического исследования;

Е) пути социологического исследования

*****

278. По глубине и сложности анализа предмета исследования в социологии выделяют следующие виды социологического исследования:

А) точечное, повторное, панельное;

В) сплошное, выборочное, локальное;

С) теоретическое, эмпирическое, фундаментальное;

D) разведывательное, описательное, аналитическое;

Е) мониторинговое, экспериментальное, комплексное

*****

279. Средство адаптации принципов социологического исследования к особенностям конкретного исследования, к специфике решаемых задач, к особенностям изучаемого явления – это:

А) анализ;

В) методология;

С) процедура;

D) техника;

Е) методика

*****

280. Цель аналитического исследования – это:

А) определение структуры, формы, и характера определенного явления или процесса;

В) выявление сущностных причин, лежащих в основе явления или процесса;

С) получение первичной информации об определенном объекте;

D) дать количественную и качественную оценку параметров изучаемого процесса или явления;

Е) получение общего представления о предмете

*****

281. Совокупность принципов, норм, методов познания и практической деятельности называется:

А) процедурой социологического исследования;

В) методикой социологического исследования;

С) приемами социологического исследования;

D) инструментарием социологического исследования;

Е) методологией социологического исследования

*****

282. Выберите неправильный метод:

А) опрос;

В) наблюдение;

С) анализ документов;

D) тарификация;

Е) эксперимент

*****

283. Совокупность подходов прикладной социологии, ориентированной на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним – это:

А) социальная инженерия;

В) управленческое консультирование;

С) социальная технология;

D) структурно-функциональный анализ;

Е) рабочий план исследования

*****

284. Лицо, участвующее в эмпирическом исследовании в качестве источника устной и письменной информации – это:

А) социолог;

В) политический обозреватель;

С) респондент;

D) журналист;

Е) публицист

*****

285. Метод целенаправленного и планомерного восприятия исследуемого объекта – это:

А) метод эксперимента;

В) метод наблюдения;

С) метод выборки;

D) метод опроса;

Е) метод анализа документов

*****

286. Интервью и анкетирование относятся к методу:

А) наблюдения;

В) эксперимента;

С) выборки;

D) опроса;

Е) анализа документов

*****

287. Способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов – это:

А) интервью;

В) наблюдение;

С) верификации;

D) анкетирование;

Е) эксперимент

*****  

По Казахстану

288. Одна из главных задач, высказанных Президентом РК в Послании «Новый Казахстан в новом мире»:

А) рост качества жизни казахстанцев;

В) строительство новых городов;

С) открытие новых фабрик и заводов;

D) строительство новых дорожных развязок;

Е) формирование общественного сознания

*****

289. Новый этап развития Казахстана – это:

А) ускорение модернизации;

В) привлечение иностранных инвестиций;

С) увеличение финансирования духовной сферы;

D) взаимное сотрудничество;

Е) контроль энергоресурсов

*****

290. В 21 веке главной задачей образования и профессиональной подготовки является:

А) создание условий для получения образования за рубежом;

В) повышение качества выпускаемых учебников;

С) образование на уровне мировых стандартов;

D) дальнейшее углубление реформ;

Е) повысить благосостояние педагогов

*****

291. Ключ успешного вхождения Казахстана в мировое сообщество и мировую экономику:

А) конкурентоспособность товаров;

В) невмешательство местной администрации рыночным отношениям;

С) улучшение системы подготовки кадров;

D) финансовое регулирование и территориальное планирование;

Е) привлечение дополнительных иностранных инвестиций

*****

292. Наиболее значимые факторы построения нового Казахстана:

А) усиление борьбы против наркомании;

В) воспитание патриотизма;

С) привлечение частного капитала;

D) использование географического фактора;

Е) подготовка граждан к здоровому образу жизни

*****

293. В центре внимания современной социальной политики находится:

А) развитие несырьевого сектора;

В) снижение поддержки для малого бизнеса;

С) формирование общественного сознания;

D) создание условий для развития частного сектора;

Е) создать все необходимые условия для реализации важных жизненных принципов

*****

294. Для обеспечения международных стандартов образования и профессиональной переподготовки необходимо:

А) привлекать в школы зарубежных преподавателей английского языка;

В) повысить зарплату педагогов;

С) ввести бесплатное образование;

D) строить новые школы;

Е) соединение знаний с практикой

*****

295. Ключевые понятия, характеризующие Казахстан в первой трети 21-го века – это:

А) политическая стабильность, суверенитет;

В) правовое государство, правовая защищенность;

С) патриотизм и гуманизм;

D) процветание, безопасность, улучшение благосостояния всех казахстанцев;

Е) здоровье нации, национальный менталитет

*****

296. Дайте анализ современным социальным отношениям в Казахстане:

А) контролирование тенденций миграции;

В) межконфессиональное согласие;

С) дальнейшее развитие рыночной экономики;

D) национальная безопасность;

Е) политическая стабильность

*****

297. Приоритеты в развитии социальной сферы:

А) развитие рынка недвижимости;

В) расширение и укрепление среднего и малого бизнеса;

С) развитие передовых технологий;

D) использование природных ресурсов;

Е) осуществление контроля за проведением налоговой политики

*****

298. истема социальной поддержки в условиях рыночной экономики заключается:

А) во внедрении государственного стандарта социальных услуг;

В) в развитии аренды жилья;

С) в ипотечном кредитовании;

D) в усилении системы социальных услуг в частном секторе;

Е) в повышении социальной ответственности предпрининимательства

*****

299. Одним из главных составляющих дальнейшего развития Казахстана:

А) построение свободного демократического общества;

В) недопущение конфронтации;

С) усиление борьбы с наркоманией;

D) формирование политического сознания;

Е) развитие системы коммуникаций

*****

300. Одним из основных условий обеспечения охраны окружающей среды является:

А) развитие современной транспортной инфраструктуры;

В) осуществление комплексной экологической программы;

С) развитие сотрудничества со среднеазиатскими государствами;

D) разработка новой программы по эффективному использованию природных ресурсов и защиты окружающей среды;

Е) создание новых заповедников

*****

 




1. 1 Электрический ток; 5
2. Вариант 4 Весной 1994 г
3. Проблемы экологии
4. записка Програму зовнішнього незалежного оцінювання зі світової літератури далі ~ програма ЗНО розроблен
5. У нас бедность большая к сожалению посетовал нынешний премьер
6. Тема- Культура как исторический процесс
7. МТС - инновации в сфере мобильной связи
8. Ответы к экзамену по истории Казахстана
9. Изменения в системе государственного управления
10. The Silent Lnguge. Згідно представленої їм типології в будьякій культурі виділяються десять значущих різновидів
11. Учение Храма является продолжением труда начатого Е
12.  Формы и методы профилактики преступности в РФ Из рассмотрения объектов предупреждения преступлений можн
13. Что нужно сделать чтобы достичь цели проектаОбычно задачи творческой работы перечисляются научиться.html
14. Игровой стретчинг для детей с 3 лет
15. .Оксиды это сложные вещества молекулы которых содержат кислород со степенью окисления 2.
16. Доклад- Объединенная Республика Танзания
17. избранными; с ними вас связывает подлинная взаимная привязанность они остаются навсегда и если позволяют
18. 'УЕЗОВ атында'ы О'Т'СТІК 'АЗА'СТАН МЕМЛЕКЕТТІК УНИВЕРСИТЕТІ КЕЙС Та'ырыбы - Маркетингті' мін'
19. Исследование свободных процессов в електрических цепях
20.  Урок постоянно дописывается по вашим же вопросам Урок содержит в себе 12 этапов