Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Северный Арктический федеральный университет имени М1

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный  (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Кафедра конституционного и муниципального права

Агаева Яна Агаевна

(фамилия, имя, отчество студента)

Институт

  Юридический

курс

II

группа

291202

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине

Конституционное право Российской Федерации

На тему

Этапы конституционного развития Российской Федерации

(наименование темы)

Работа допущена к защите

(подпись руководителя)

(дата)

Признать, что работа

выполнена и защищена с оценкой

Руководитель

к.ю.н

А.А. Плотников

(должность)

(подпись)

(и. о., фамилия)

(дата)

Архангельск

2013

                                     

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1.Характеристика конституционных этапов развития России………….4

1.1.Появление и развитие конституционного процесса в России до 1917 года……………………………………………………………………..……….….4

1.2.Первые конституции России…………………………………………10

Глава 2. Характеристика этапов конституционного развития России с 1936 г…………………………………………………………………………….14

2.1 Сравнительный анализ конституций 1936 и 1977 годов…………14

2.2 Особенности Конституции РФ 1993 г …………………..………….21

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………31

ВВЕДЕНИЕ

Конституция – это самый главный закон государства, в котором закрепляются наиболее важные принципы и назначение, а также формы и методы деятельности.

Все нормы, которые установлены в Конституции, выступают в виде воплощения государственной воли всего общества.

Известно, что необходимость новой конституции в любом государстве появляется из-за крупных событий общественно-политического характера. Например, революции и распад государства.

В России было 5 Конституций:

-Конституция 1918 года

-Конституция 1925 года

-Конституция 1937 года

-Конституция 1978 года

-Конституция 1993 года.

Из-за последовательности сроков действия данных документов, можно утверждать об убедительном показателе относительной стабильности Конституции.

Именно Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа января 1918 года является первым конституционным актом Советского государства.

Конституционное государство занимается усилением стабильности общества, а также его социального и политического составляющего.

Исторически конституционное государство появилось намного раньше, нежели демократическое.  Но в настоящее время конституционное государство должно быть еще и демократическим.

Цель курсовой работы – рассмотрение этапов конституционного развития РФ.

Задачи курсовой работы:

-анализ конституций РФ

-характеристика конституционных этапов развития России

-появление и развитие конституционного процесса в России до 1917 г.

-характеристика этапов конституционного развития России с 1936 г.

-выявление особенностей Конституции РФ 1993 г.

Способами достижения решения поставленных задач служит использование таких нормативно правовых актов, как :

-Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.)

-Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г.)

-Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.)

-Конституция  Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г.

-Конституция РФ, принята всенародным голосованием  12 декабря 1993 г.

- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г.  № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с последующими изменениями), а так же учебных пособий.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ РОССИИ

1.1.Появление и развитие конституционного процесса в России до 1917 года

Появление и развитие современной Конституции России достаточно крепко связывается с предпосылками истории, которые возникли намного раньше, нежели принятие Конституции, как с законодательной практикой, так и с развитием идей и представлений о системе власти государства.1

Еще в начале 20 в. в России была самодержавная форма правления. Здесь же и было образование пропасти среди идейных стремлений разнообразных слоев общества, а также внешних форм его жизни. Со временем Россия переросла форму существующего строя. Часть общества тянулась к правовому строю на гражданской свободы.

Предыстория Конституции России еще наблюдается  в 19 веке, так как либеральные конституционные идеи пробивали себе путь в войне с доктриной самодержавия.2

Суть русской либерально-правовой мысли заключалась в том, что Конституцией является учредительный документ, который устанавливает основные важные начала устройства государства России.

В различных публикациях либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов в 50-60 годах 19 века наблюдалась мысль конституционной монархии.

К сторонникам конституционного правления относились представители самой прогрессивной дворянской аристократии.

Сторонники конституционного правления стремились с помощью конституционных реформ воплотить в реальность переход к конституционной монархии, а также обосновали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, а стремились к установлению демократической формы правления и избавление России от произвола, как чиновником, так и полиции.

К наиболее важным конституционным проектам России относятся:

-План государственного преобразования М.М.  Сперанского – 1809 года

-Государственная уставная грамота Российской империи Н.Н. Новосильцева – 1818 год.

Суть проекта Сперанского заключается в идеи конституционной монархии, которая была ограничена парламентом, а также медленной отмены крепостного права.

Сперанский считал, что конституция – это государственный закон, который определяет первоначальные права и отношения различных классов.

Также стоит обратить внимание на конституционные воззрения декабристов, о которых упоминается в Русской правде П.И. Пестеля, а также и конституционный проект Н.М. Муравьева и Манифесте к русскому народу Северного общества.

По мнению Н.М. Муравьева, под формой государства понимается конституционная монархия.

Законодательная власть, как известно, со временем передавалась народному вече, исполнительная власть передавалась наследственному монарху, а судебная власть передавалась верховному судилищу.  

Постепенно Россия становилась федерацией, поэтому было закреплено равенство всего народа перед законом, а также свобода слова, вероисповедания и отмена сословных различий.

Но, несмотря на все это, прогрессивные идеи конституционных преобразований в России в то время не были реализованы из-за того, что не было социально-экономических и политических предпосылок.

Все законы империи России держали идеи самодержавия. А Конституция, в свое время повлекла бы ограничение царской власти.

Подготовленные Александром II конституции так и не вышли в свет в результате убийства царь-реформатора.

После Великой Октябрьской социалистической революции у большевиков появилась необходимость решения задачи, которая состояла во внедрении идеологии в массовое сознание.

Россия имела специфическое государственное устройство, чего не скажешь об устройстве западных стран. Государственным устройством России являлись большие города – сосредоточение политической, экономической и культурной жизни России, а также полное отсутствие дорог.

Для подъема промышленности России в 20 веке необходимым было привлечь множество рабочей силы с низким уровнем квалификации, но в городах данного ресурса не было. В связи c этим началась миграция сельского населения в город, а также создали систему профессиональной подготовки кадров для промышленности, которая удовлетворила необходимым темпам роста.

Именно из-за этого в течение 10 лет была образована группа людей, которые имели профессию без образования.

В городе наблюдалось огромное расслоение по финансовому признаку. Именно поэтому была использована попытка передела собственности в 1905 году. Данные события являлись стихийным крестьянским бунтом, а идеология вовсе отсутствовала.

Официальная идеология российского государства была дискредитирована такими событиями как:

-русско-японская война

-первая мировая война.

Стала появляться идея о возможности устройства демократического общества.  

После восстания декабристов конституция правительством не принималась, но во время реформ часто выдвигалась идея представительства.

В начале 20 века революционна ситуация в России переломила сопротивление правительства, а в 1905 году Манифестом Николая II учредили Государственную думу.

В том же году издали новый Манифест, в котором говорилось:

- дарование населению незыблемых основ гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, а также свободы совести и собраний.

-не прекращая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь к участию в Думе соответствующей краткости оставшегося до созыва Думы срока, такие классы общества, которые были полностью лишены избирательных прав, при этом предоставив установленному порядку законодательства.

-установка правила, при котором ни один закон не воспринимает силу без одобрения Государственной думы и выборным от народа обеспечена была способность реального участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Государственная дума избиралась на 5 лет, а потом дума распускалась императором, который  назначал новые выборы и время созыва.

Все участники Государственной думы имели право свободы суждений, а также и несли ответственность перед всеми избирателями. Их подвергали лишению свободы только по распоряжению судебных властей и не подлежали административной ответственности.

Как известно, к предмету ведения государственной думы относятся законодательные предположения, которые требовали издания законов, а также их изменение, дополнение и рассмотрение государственной росписи доходов и расходов совместно с финансовыми сметами министерств.

Государственная дума имела право обратиться с запросами к министрам по поводу незаконных действий и требовать разъяснения к ним.

Именно председатель и его товарищи занимались осуществлением общего руководства деятельностью Государственной думы, которые избирались среди членов государственной думы при  помощи закрытого голосования на срок один год.

Для предварительного рассмотрения различных законодательных проектов, а также и вопросов текущей деятельности были избраны постоянные комиссии:3

-бюджетная

-финансовая

-редакционная.

Также в то время избирались и временные комиссии с целью подготовки конкретных законопроектов, которые рассматривались общим собранием государственной думы, а принятый законопроект получал силу закона лишь после утверждения его государственным советом и императором. В случае, когда законопроект отвергался палатой, то тогда для его доработки создавалась согласительная комиссия среди членов Государственной думы и Государственного совета.

Выборы в Государственную думу проводились в феврале-марте 1906 года. Более успешной была Конституционно-демократическая партия.

В связи с этим Россия постепенно эволюционировала в сторону конституционной монархии западного типа, учитывая особенности национального характера.

Со временем от самодержавного понимания развития России появлялось понимание парламентаризма, в практику и правосознание внедрялись идеи независимого правосудия и правового государства.

В процессе февральской революции 1917 года монархию свергли, а Николай II отрекся от престола, вследствие чего Государственная дума сформировала Временное правительство, проводившее политическую амнистию, а также взяло под защиту гражданские права и свободы. Российское Правительство провело курс на недопущение в стране диктатуры, а также проведение Учредительного собрания.

1 сентября 1917 года страна была провозглашена республикой, а Государственная дума сложила свои полномочия.

Временное правительство занималось подготовкой конституционной реформы, созывались конституционные совещания. Так как ученые в данном направлении не успели создать теорию Российского республиканизма, а временное правительство не смогло воплотить в жизнь из-за того, что данный период оказался очень малым, а затем сменившийся большевистской тоталитарной диктатурой.

1.2.Первые конституции России

В исторической части молодой России до 1925 года было 2 Конституции:4

-Конституция 1918 года

-Конституция 1925 года.

Срок действия Конституции 1918 года составлял 7 лет, а Конституция 1925 года 12 лет. Это говорит об относительной стабильности конституций. В 1924 году была принята Конституция СССР.

Принятие любой Конституции означало сильные изменения в жизни общества, а  также подводило итог предшествующему развитию и отражало утверждение более новых концепций.

Принятие каждой Конституции и общего их содержание относится к предмету науки истории государства и права. Наука конституционного права исследует характеристику конституций с точки зрения ее роли в виде наиболее важного источника одноименной отрасли, а также формирования и развития в ней различных конституционно-правовых институтов и сущности концепций.5

Самые первые Конституции СССР и РСФСР были советскими социалистическими Конституциями. Данные Конституции развивались согласно принципу преемственности, которая отражает сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти,  а также носили классовый характер при выступлении в виде воплощения диктатуры рабочего класса и его руководящей роли.

Конституции советского типа носили фиктивный характер, которые провозглашали принципы, практически не осуществлявшиеся в жизни.

Все это относилось к утверждаемым принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, а также федеративного устройства России и возможностям использования гражданами закрепленных в Конституциях прав и свобод человека.

Общие черты самых первых Конституций содержат существенные особенности в содержании обеих Конституций, а также юридической специфики отражения государственно-правовых институтов.

К особенностям Конституции РСФСР 1918 года относятся:6

-Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, а определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, опираясь на первые декреты советской власти, которые были приняты еще до середины 1918 года. Конституция целиком перечеркнула предшествующий государственно-правовой опыт России и не оставила камня на камне от государственных институтов.

-Данная Конституция была наиболее идеологизированной и носила классовый характер. В Конституции было полное отрицание общей демократической концепции о народе в виде источника государственного суверенитета. Она была утверждена за Советами и рабочим населением России, которые объединялись в сельских и городских Советах. Конституция утвердила установление диктатуры пролетариата и лишила некоторых лиц прав, которые использовались с нанесением ущерба интересам социалистической революции. Маркс и Энгельс считали, что именно пролетариат  основывает свое господство путем насильственного ниспровержения буржуазии, а началом рабочей революции было превращение пролетариата в господствующий класс.

-Конституция 1918 года сильно отличается от программных положений, которые определяли в статьях цели, на осуществление которых была направлена Конституция. Все это относится к положениям о федеративном устройстве страны, которые были учреждены при фактическом отсутствии субъектов, к фиксированию прав граждан, целью которых была возможность реализации в будущем.7

-Также к особенностям Конституции 1918 года можно отнести и выход норм и положений за пределы внутригосударственного регулирования, которая состоит из установления политического характера.

-К отличительным чертам Конституции 1918 года также относится открытое признание применения насилия с целью утверждения принципов нового социалистического строя. Данная конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности и допускала принудительное безвозмездное изъятие.

-Конституция 1918 года являлась несовершенной. Здесь отсутствовали субъекты федерации, что запрещало выделение соответствующего раздела в Конституции. Наиболее важной причиной замены Конституции 1918 года Конституцией 1924 года стало объединение РСФСР с некоторыми независимыми республиками в Союз ССР, а также принятие первой Конституции СССР 1924 года, которая устанавливала, что союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией входят изменения в свои Конституции.

В Конституции 1924 года были сохранены многие черты Конституции 1918 года. К ним относятся:

-Упоминается факт вхождения республик в Союз ССР, который говорит о том, что в пределах, которые указаны в Конституции СССР и по предметам, отнесенным именно к компетенции Союза, на территории республик содержат обязательную силу постановления верховных органов СССР. В данной Конституции не была разработана тема сохранения за республиками права выхода из состава Союза ССР. Компетенция республик как государств Союза определялась только с помощью предметов ведения высших органов РСФСР.

-Из-за появления субъектов  СССР в ее Конституции появились положение, которые определяли статус и полномочия федерации в отношении них.

Конституционное развитие СССР тесно связано с принятием новых союзных Конституций. Данный процесс шел по линии наибольшего совпадения структуры и содержания Конституций республик с Конституцией СССР, а также и установления единообразного текста Конституций всех союзных республик.8

Конституция 1924 года исключила все положения о мировой революции и интересах всего человечества, а также стала с юридической точки зрения более строгой и сохранила часть вышеперечисленных особенностей Конституции 1918 года.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ С 1936 Г

2.1 Сравнительный анализ конституций 1936 и 1977 годов

В Конституции 1936 года говорится о том, что экономическую основу СССР составляют именно социалистическая система хозяйства, а также и социалистическая собственность, которые были утверждены путем ликвидации капиталистической системы хозяйства и отмены частной собственности.

В Конституции 1977 года указывается, что социализм развивался на собственной экономической основе.9

К характеристике развития экономики России относятся:

1.безраздельное господство социалистической собственности

2.высокый уровень технической оснащенности народного хозяйства

3.использование достижений научно-технической революции

-превращение экономики СССР в единый мощный народнохозяйственный организм.

В Конституции СССР 1977 года и 1936 года была преамбула, которой не было в Основном Законе 1936 года, имеющая принципиальное значение, так как здесь была краткая характеристика общества развитого социализма и общенародного государства.10

Новая Конституция содержит разделы и главы, а Конституций 1936 года содержит лишь главы.

Конституция 1977 года содержит:

-8 новых глав

-75 совершенно новых статей

-99 статей относительно тех вопросов, которые есть в Конституции 1936 года, с отличием, что только 17 статей в новой Конституции звучат без изменений.

Наиболее важной чертой основного закона считается более широкое, нежели в предшествующих конституциях, регулирование основ общественного строя России. Согласно консолидации разнообразных слоев общества, Конституция СССР ввела понятие социальная основа СССР, которую составлял нерушимый союз рабочих, а также крестьян и интеллигенции.

Конституции вместо экономической основы СССР гласит об основе экономической системы, которую составляет социалистическая собственность на средства производства в виде государственной и колхозно-кооперативной собственности.

Формой социалистической собственности является имущество профсоюзных и других различных общественных предприятий, которое является необходимым с целью осуществления уставных задач. Конституция основывается на приоритете общественно-полезного труда.

Именно данный труд и его результаты определяют положение людей в обществе. В Конституции говорится о том, что руководство экономикой происходит путем принципа государственного планирования, а также предполагает сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой организаций и использование хозяйственного расчета, прибыли и различных экономических рычагов.

Допустимым является индивидуальная трудовая деятельность в области сельского хозяйства, а также и бытового обслуживания населения, которая была основана только на личном труде граждан и членов их семей.

Характерной чертой Конституции 1977 года является отражение в ней категории полновластия общества.11

Предшествующие основные законы гласили о принадлежности власти:

-всему рабочему обществу страны (ст.10Конституции РСФСР 1918 года)

-трудящимся города (ст.3 Конституции СССР 1936 года).

В Конституции 1977 года первый раз было сказана следующая фраза: «вся власть в СССР принадлежит народу». Помимо этого, данная Конституция отмечала государственные и общественные формы народовластия.  Здесь имелось в виду осуществление народом принадлежащей ему государственной власти через Советы, а также и предусматривала участие в управлении как государственными, так и общественными делами общественных организаций и различных трудовых коллективов.12

Конституция гласила о возможности вынесения самых важных вопросов государственной жизни на обсуждение всего народа и постановки их на голосование всего народа.

Граждане имели право принимать участие в управлении государственными и общественными делами, а также обсуждении и принятии законов общегосударственного и местного значения.13

Конституция СССР утвердила политическую систему советского общества в виде совокупности государственных и негосударственных предприятий, через которые происходит реализация полновластия всего народа:

-государство

-КПСС

-общественные организации

-трудовые коллективы.

Именно в данной Конституции впервые была введена глава, которая называется политической системой. Конституция СССР закрепила положение КПСС в виде руководящей и направляющей силы советского общества, а также и ядра его политической системы.

Основной Закон 1977 года содержит характеристику государства и его сущности с задачами. Все новые введения заключались в том, что в первой статье была отражена природа СССР в виде общенародного государства, которое выражало волю и интересы рабочих и интеллигенции, а также и трудящихся  различных национальностей и народностей страны.

В Конституции были перечислены наиболее важные задачи общенародного государства, а также и его хозяйственно-организаторские, социально-культурные, внешнеполитические и оборонные функции.  

Именно в данной Конституции в девятой статьей было зафиксировано следующее: основное направление развития политической системы советского народа – это дальнейшее развертывание социалистической демократии, а также указаны пути ее развития.

Хорошо отражена возрастающая роль представительных органов государственной власти, получившие название советы народных депутатов. Наиболее важную роль здесь занимало включение в Конституцию специального 4-ого раздела Советы народных депутатов и порядок их избрания, которое не имеет аналога в предшествующих Конституциях.

В данном разделе была закреплена система Советов, а также срок полномочий Верховных был увеличен с 4 до 5 лет, а местных с 2 лет до 2,5 лет. Это предусматривалось руководством Советов через создаваемые ими органы всеми отраслями государственного, хозяйственного, а также и социально-культурного строительства, принятие решений, обеспечение их исполнения, осуществление контроля за проведением решений в жизнь и закреплены принципы деятельности Советов.

Также в данной Конституции существует еще множество различных моментов:14

-снижение возраста пассивного избирательного права в Советы до 18 лет

-право граждан и общественных организация активно участвовать в подготовке и проведении выборов

-возможность избрания гражданина в 1-2 Совета

-отнесение расходов по выборам на счет государства

-включение в Конституцию по итогам всенародного обсуждения статьи о наказах избирателей.

Нововведением также было и включение в Конституцию определенной главы о народном депутате, основой создания которой был Закон СССР 1972 года о статусе народных депутатов в СССР.

Также к особенностям содержания Конституции 1977 года относится и регулирование статуса личности.

Раздел Государство и личность поставили вторым в Конституции 1977 года.

Также на уровне Конституции были провозглашены обновленные права граждан. К ним относились:

-охрана здоровья

-жилище

-пользование достижениями культуры

-свобода научного и технического творчества

-вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности

-критика недостатков в работе.

Конституция также в этот период расширила содержание множества различных обязанностей граждан СССР, а также ввела категорию долг граждан.15

Различные норма Конституции 1977 года направлены конкретно на обеспечение законности в стране. Первый раз принцип законности был зафиксирован в виде принципа политической системы общества.

Также появилась новая статья, в которой говорилось, что уважение личности, а также охрана прав и свобод граждан является обязанностью всех государственных органов, общественных организация и должностных лиц.

В Конституции 1936 года появилась новая глава Государственное устройство, в Конституции 1977 года раздел III Национально-государственное устройство более широкая, которая состоит из следующих глав:16

-Союз СССР

-Союзная республика

-Автономная республика

-Автономная республика и округ.

К гарантиям прав союзных республик была добавлены следующие права:

-участие в решении союзными органами вопросов, которые были отнесены к ведению СССР

-координация и контроль экономического и социального развития территорий

-право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР.

Было введено новое определение Союза, под которым понимали единое союзное многонациональное государство, которое было образовано с помощью принципа социалистического федерализма.

Укрепление союзных начал было отражено во многих статьях Конституции:

-статья 16 – экономика СССР – единый народнохозяйственный комплекс

-статья 73 – компетенция СССР – обеспечение единства законодательного регулирования на территории страны

-статья 89 – совет - единая система органов государственной власти.

В данной Конституции появилась специальная глава об основах внешней политики государства. При закреплении принципов отношений с другими государствами, Конституция помнит как о внутренних традициях, так и международных документах.17

Итак, мы рассмотрели все наиболее важные отличия и особенности Конституции СССР 1977 года.

2.2 Особенности Конституции РФ 1993 г

Конституция РФ, которая была принята голосованием всего народа 12 декабря 1993 года. Данная Конституция сильно отличается от всех российских Конституций советского времени тем, что является наиболее важным законом самостоятельного и суверенного государства.18

В преамбуле Конституции говорится о том, что ее принятие напрямую зависит от возрождения суверенной государственности России и утверждения незыблемости ее демократической основы.

Конституция 1993 года не носит учредительного характера, так как не создает новое государство. Данное государство уже существовало в различных границах и при разных формах правления уже много столетий.

В Конституции хорошо подчеркивается идея сохранения исторически сложившегося государственного единства. Конституция 1993 года является наиболее яркой и индивидуальной из-за того, что именно с ней была связана новая эпоха в истории России.

Обычное подразделение Конституций на советские и постсоветские является недостаточным для раскрытия сущности происшедших перемен.

Предыдущая Конституция России принадлежала другому времени, так как была принята в 1978 году и стала практически вслепую с Конституции СССР 1977 года. В то время Конституция закрепляла руководящую роль КПСС, а также полное огосударствление экономики и недопустимость частной собственности.

Федерализм был провозглашен принципом, но так своего развития и не получил. Управление делами государства происходила при помощи командно-административной системы, закон менялся приказом, и инструкцией, РСФСР в виде одно из союзных республик входила в Союз ССР.19

В Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, которая была утверждена первым Съездом народным депутатом РСФСР 12 июня 1990 года, заявлялось, что государственный суверенитет РСФСР провозглашается в честь высших целей обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на хорошую достойную жизнь, а также и свободное развитие и пользование родным языком и каждому народу на самоопределение в национально-государственных и национально-культурных формах.

Принятие Декларации о государственном суверенитете является отправным пунктом в работе по подготовке новой Конституции России.

На самом первом Съезде народных депутатов РСФСР создалась Конституционная комиссия с Б.Н. Ельциным, который в тот период был Председателем Верховного Совета РСФСР.

На пятом Съезде народных депутатов РСФСР проект новой Конституции, который был подготовлен Конституционной комиссией, а также был принят к сведению, и именно поэтому Комиссии поручили доработки, учитывая замечания и предложения народных депутатов, а также и внесение на рассмотрение следующего Съезда народных депутатов.20

Россия продолжала держаться старой Конституции, статьи которой расходились с различными преобразованиями. Для устранения появившихся несоответствий и противоречий было принято решение внести в Конституцию изменения и дополнения, которые сильно влияли на ее содержание. Признали право частной собственности и различные виды форм собственности, а также введен институт президента, изменен облик федерализма, закреплен принцип разделения властей.

Конституционных поправок было более трех сотен, но таким способом решить задачи конституционной реформы является невозможным.

Трудности возникали из-за того, что массовое внесение различных поправок в конституционный текст побуждали к рассогласованности статей, а также и противоречивости идей. Довольно часто неясности имели критические свойства.

Шестой Съезд народных депутатов не принял новую Конституцию, а лишь ограничился согласием общей концепции конституционных реформ в РФ, которая была положена в основу проекта и наиболее важных его положений, которые были одобрены Верховным Советом РФ. Данный съезд принял решение доработки множества глав, при этом учитывая предложения и все замечания Президента РФ.

Для России была необходима такая Конституция, которая отвечала бы всем целям и задачам ее возрождения и закрепляющая кардинальные реформы, которые в тот момент проводились в стране.21

Следующим этапом подготовительной работы был этап, который напрямую связывали с Конституционным совещанием, созванным в 1993 году Президентом РФ. Работа Совещания проходила в группах, которые были сформированы из:

-представителей федеральных органов государственной власти

-представителей органов государственной власти республик в составе:

1)Российской Федерации

2)краев

3)областей

4)автономной области

5)автономных округов

6)Москвы

7)Санкт-Петербурга

-представителей местного самоуправления

-представителей политических партий, а также профсоюзных и других общественных организаций, религиозных конфессий

-представителей товаропроизводителей и предпринимателей.

В 1993 году Конституционное совещание подготовило свой личный проект на базе президентских предложений и, при этом учитывая проект с шестого Съезда народных депутатов.

В двух разработках была идентичность положений. В данных разработках шла речь о том, что уже было зафиксировано в редакции Конституции 1978 года. Эти проекты предусматривали республиканскую форму правления и приоритет прав человека, а также разделение властей и частной собственности.22

Президентским предложениям о сильном Президенте противостояли идеи парламентского режима. Следующим отличием было то, что президентский проект был наиболее юридическим документов и больше всех соответствовал природе и назначению Конституции как основного закона российского государства. Все свои проекты и предложения выдвигали различные коллективы и группы, а также и политические партии.

Чуть позже конституционный проект уточнили с учетом всех предложений и замечаний, которые были присланы субъектами РФ, а также и уроков событий октября 1993 года.

Все доработки велись представительной комиссией, которая была создана самим Президентом, при этом участвовали ученые и практики. Также в проекте приняли участие Государственная и Общественная палаты Конституционного совещания объединившие вышеперечисленные группы.

Именно 12 декабря 1993 года последний проект вынесли на общероссийский референдум, в результате которого действующая сейчас Конституция вступила в силу.23

Жизнедеятельность всего общества, а также и государства обусловила постоянное конституционное развитие. При некоторых обстоятельствах конституционное развитие имеет вид конституционной реформы, которая состоит из последовательности политико-правовых решений, а также и действий государственной власти, которые были направлены на приведение писанных норм юридического высшего закона России в соответствие с реальной ситуацией, которая диктуется различными потребностями общественного развития и правосознания.

В условиях России реформа имела задачи становления и развития основ и норм конституционализма, а также новой системы Конституции и отрасли конституционного права.

К характеристике конституционной реформы относятся:

-содержание предполагает создание основных институтов конституционного строя, а также переустройство государственных органов и развитие конституционного законодательства.

-закрепляемые и осуществляемые введения направлено на обеспечение развития всего общества. Конституционная реформа – проявление общей тенденции к прогрессу.

-Конституционная реформа имеет характер поэтапного процесса, который противостоял революционному и радикальному слому институтов и норм преобразуемого строя. Данная реформа преобразует и совершенствует структуру и отдельные институты.

-Пол масштабу действия бывают полные и частичные реформы.

К объективным причинам конституционных реформ относятся:24

-внутриполитическая причина. Здесь смена формы правления и политического режима вызывает потребность реформирования основ строя и отдельных государственно-правовых институтов, ограничения неадекватной власти конкретного органа и установления разделения властей с требуемыми издержками и противовесами.

-Переход к новой форме государственно-территориального устройства – переход от РСФСР, которая была ранее построена на автономизации национально-государственных и национально-территориальных образований, в новую федерацию республик и областей.

-Масштабное изменение политической карты общества и приход к власти оппозиционной силы. Победившая партия закрепляет с помощью пересмотра Конституции представления о социально-экономическом строе.

-Эволюционной причиной частичного пересмотра конституционных норм выступает как реформ правовой системы, которая была обусловлена стремлением уйти от утраты Конституцией ее фактической силы.

-Внешняя причина часто диктуется изменением геополитического положения и провозглашением независимости.

В 1991 году в России наблюдалась новая внутриполитическая обстановка:

-распад Союза

-разрушение тоталитарного режима

-распад КПСС

-ломка старой экономической системы общества.

Но моментальное уничтожение прежней правовой системы общества было невозможным. В ней наблюдались только принципиальные изменения, наглядным свидетельством которого были изменения и дополнения, вносившиеся в Конституцию РСФСР 1978 года.25

Из-за новых веяний в статье 12 Конституции были внесены дополнения о продаже и отчуждении земельных участков, что означало признание частной собственности на землю. Такая судьба постигла несколько статей Конституции, не соответствующие новы реалиям, которые сложились в РФ.

Также в Конституцию были внесены новые статьи:

-статья 11 – регламентирует немного по-другому статус государственной собственности РФ

-статья 67 – закрепляет за гражданами право на возмещение государством различного вреда, который был причинен незаконными действиями государственных органов и должностных лиц.

Но, несмотря на то, что Конституция РСФСР обновлялась, он по структуре и содержанию не могла служить юридической основой коренных преобразований, осуществляющиеся в РФ. Именно поэтому был необходим новый закон государства, который отражает сложившиеся в России общественные отношения по сравнению с теми, которые навязала всему обществу Советская власть.

Из-за полученных результатов Съезда народных депутатов РФ были приняты два постановления о подготовке проекта новой Конституции в результате того, что старая Конституция включала в себя всевластие Советов, и именно это и был тот барьер, перед которым начали останавливаться реформы.

Помимо всего этого был еще и психологический барьер в сознании граждан, которые привыкли к конкретной форме правления, а также плохо понимавших для чего ее менять.

Во время кризиса экономики, обострившихся социальных и национальных противоречий в обществе мирная смена Конституции была невозможной, а развитие событий повлекло вооруженное противостояние в октябре 1993 года. Верховный Совет РСФСР распустили, а 12 декабря 1993 года общим голосованием всего народа приняли Конституцию России- впервые Конституция реально суверенного государства, покончившая с всевластием Советов, при этом установила первый раз демократические основы построения общества и государства.

Конституция – это последний рубеж обороны. В действующей Конституции есть демократический потенциал, который получил широкой международное признание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итогом данной работы служит решение поставленных задач путем  сравнения, выявления, анализа и других способов.

Резюмируя работу можно сказать, что из Конституции постепенно исключались свойства советского и социалистического общества и государства.

Принцип единой партии, который находился на конституционном уровне, уступил свое место возведенному в конституционное положение принципу многопартийности и политического плюрализма.

Система власти, которая была построена на верховенстве одной группы органов, то есть Советов, а также и подчиненности им всех остальных органов государства, была заменена принципом разделения властей, когда три ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) являются юридически равноправными и при этом обладают средствами взаимного влияния друг на друга.

Сильно были изменены экономические и социальные параметры системы, которые были закреплены в конституционных новеллах:

-разрушение примата государственной собственности

-выдвижение на первый план собственности индивида

-предоставление права владения средствами производства

-закрепление частной собственности в Конституции.

В Конституции была изменена система общественно-социальных приоритетов. Раньше конституционным положениям труда на благо общества был критерием положения человека в обществе, а сейчас в Конституции провозглашается, что гражданин сам распоряжается своими способностями к труду.

Россия превратилась в самостоятельное государство, то есть суверенный субъект международного права.

Конституция РФ 1993 года подвела черту под прошлым, то есть начала новый этап истории России, отражающий изменения в механизме народовластия, а также и системе управления обществом, и является гарантом государственного единства и политической стабильности.

                                 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.  Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.
  2.  Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г.
  3.  Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.
  4.  Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г.

Конституция РФ. Принята всенародным голосованием  12 декабря 1993 года.

  1.  Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г.  № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с последующими изменениями).
  2.  Федеральный закон РФ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 32. – С. 3336.
  3.  Федеральный закон РФ от 6 февраля 1998г.//СЗ РФ – 1998 №10, - Ст. 1146.
  4.  О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции РФ. Указ Президента РФ от 20.05.1993г.// Собрание актов Президента и Правительства РФ – 1993 №21, Ст.1903.
  5.  Определение Конституционного Суда РФ 0т 2727 июня 2000г. №92-Щ // РГ от 25июля 2000г.
  6.  Положение о Конституционной комиссии. Постановление Верховного Совета РФ от 22.01.1992г.// ВВС РФ 1992 №8, - Ст. 369.
  7.  Конституция РФ. Принята всенародным голосованием  12 декабря 1993 года.
  8.  Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г.  № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с последующими изменениями).
  9.  Авакьян С.А., Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998. № 1
  10.  Авакьян, С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С. А. Авакьян. М., 2000.
  11.  Баглай М.В. Конституционное право РФ. , 2007.
  12.  Барциц, И. Н. Федеративная ответственность: Конституционно-правовые аспекты / И. Н. Барциц. М., 1999.
  13.  Богданова, Н. А. Система науки конституционного права /  Н. А. Богданова. М., 2001.
  14.  Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов-на-Дону, 1996.
  15.  Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. М., 2003
  16.  Волкова Н.С., Хабриева Т.Я., Правовые позиции Конституционного суда РФ и Парламент// институт законодательства и сравн. Правоведения  при Правительстве РФ- М: Норма,2005, -175 с.
  17.  Гасанов К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека// Моск. Ун-т МВД России, Фонд содействия правоохран. органам «Закон и право». – М: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004- 431 с.
  18.  Голубок С.А. Конституционное право: Учебное пособие. М.: РИОР, 2008.
  19.  Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юрист, 2007.
  20.  Клеандрова В.М., Мулуняев Р.С. История государства и права России. - 2-е изд. / Под ред. Ю.П. Титова. - М.: ТК Велби, 2008. - 576 с.
  21.  Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: Проспект, 2006.
  22.  Козлова Е. И. Конституционное право России. — 2-е изд. — М., 1998.
  23.  Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции // Allpravo.ru – 2003
  24.  Кокотов, А. Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура / А. Н. Кокотов // Правоведение. 1998. № 1.
  25.  Конституционное право России / под ред. А. Н. Кокотова  и М. И. Кукушкина. М., 2007.
  26.  Кряжков, В. А. Конституционная юстиция в Российской Федерации / В. А. Кряжков, Л. В. Лазарев. М., 2006.
  27.  Кутафин, О. Е. Предмет конституционного права / О. Е. Кутафин. М., 2001.
  28.  Лучин, В. О. Конституционные деликты / В. О. Лучин // Государство и право. 2000. № 1.
  29.  Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Учебное пособие. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 687 с
  30.  Лучин, В. О. Конституционные нормы и правоотношения: учеб. пособие / В. О. Лучин. М., 2007.
  31.  Постников А.Е., Мазаев В.Д. Конституционное право России. М: Проспект, 2009. - 504.
  32.  Прудников А.С. Конституционное право России: учебник для вузов. - 3-е изд., - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 767 с.
  33.  Сонина, Л. В. Становление конституционализма в России  в первой четверти ХIХ века: монография / Л. В. Сонина. Челябинск, 2003.
  34.  Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 2000.;
  35.  Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд: Учебное пособие для вузов. М., 1996.

1 Авакьян, С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С. А. Авакьян. М., 2000.

2 Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г.  № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с последующими изменениями).

3 Богданова, Н. А. Система науки конституционного права /  Н. А. Богданова. М., 2001.

4 Богданова, Н. А. Система науки конституционного права /  Н. А. Богданова. М., 2001.

5 Богданова, Н. А. Система науки конституционного права /  Н. А. Богданова. М., 2001.

6 Богданова, Н. А. Система науки конституционного права /  Н. А. Богданова. М., 2001.

7 Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. М., 2003.

8 Волкова Н.С., Хабриева Т.Я., Правовые позиции Конституционного суда РФ и Парламент// институт законодательства и сравн. Правоведения  при Правительстве РФ- М: Норма,2005, -175 с.

9 Баглай М.В. Конституционное право РФ. , 2007.

10 Богданова, Н. А. Система науки конституционного права /  Н. А. Богданова. М., 2001.

11 Волкова Н.С., Хабриева Т.Я., Правовые позиции Конституционного суда РФ и Парламент// институт законодательства и сравн. Правоведения  при Правительстве РФ- М: Норма,2005, -175 с.

12 Определение Конституционного Суда РФ 0т 2727 июня 2000г. №92-Щ // РГ от 25июля 2000г.

13 Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юрист, 2007.

14Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции // Allpravo.ru - 2003

15 Кряжков, В. А. Конституционная юстиция в Российской Федерации / В. А. Кряжков, Л. В. Лазарев. М., 2006

16 .Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции // Allpravo.ru - 2003

17 Конституционное право России / под ред. А. Н. Кокотова  и М. И. Кукушкина. М., 2007.

18 Конституция РФ. Принята всенародным голосованием  12 декабря 1993 года.

19 .Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции // Allpravo.ru - 2003

20 Кряжков, В. А. Конституционная юстиция в Российской Федерации / В. А. Кряжков, Л. В. Лазарев. М., 2006

21 Конституция РФ. Принята всенародным голосованием  12 декабря 1993 года.

22 Волкова Н.С., Хабриева Т.Я., Правовые позиции Конституционного суда РФ и Парламент// институт законодательства и сравн. Правоведения  при Правительстве РФ- М: Норма,2005, -175 с.

23 Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юрист, 2007.

24 Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. М., 2003.

25 Богданова, Н. А. Система науки конституционного права /  Н. А. Богданова. М., 2001.




1. Маяковского на БобрикГоре в г
2. Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании
3. Повестка2015. Конференция проводится в рамках совместного проекта Информационноаналитического центра пр
4. Государственное регулирование занятости населения
5. . Этиология патогенез Причины образования географического языка неизвестны до сих пор однако было замече
6. реферат по курсу ГРУЗОВЕДЕНИЕ Выбор варианта задания на реферат по курсу ГРУЗОВЕДЕНИЕ выбирается из
7. Тема реферата- Особенности удаления ретинированных зубов В
8. Вплив добрив на врожайність
9. Винчестеры
10. Хлор
11. Обязательная- Детские болезни 1994 под ред.html
12. Тема- составление квартального финансового плана предприятия ОАО
13. Реферат- Природные душистые вещества и современная химия
14. а равна- где R 831 Дж-мольК универсальная газовая постоянная
15. Но здесь нужно быть осторожным- имя файла который вы включаете в файл BSV должно быть уникальным иначе для
16. на тему Режиссерские находки открытия и закрытия Олимпиады 1980 г
17. Вторжение современной цивилизации
18. Тема- Лечение сахарного диабета Тюмень ~ 2009 г
19. Статья- Финансово-экономические программы. Российский рынок финансово-экономических программ
20. Введение С переходом к рыночной экономике происходят принципиальные изменения в системе управления пред