Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Психология труда как область знаний отрасль науки учебная дисциплина и профессия

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Загрузка...

Диплом на заказ

1. Психология труда как область знаний, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия.

Труд – сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности.

Трудовая деятельность является общим объектом изучения для различных дисциплин: физиология труда, социология труда, инженерные науки и др. Каждая из них направлена на гуманизацию, рационализацию труда и повышению его эффективности. Психология труда так же преследует эти задачи, используя весь арсенал современной психологии. Поэтому ПТ является прикладной наукой, однако для разработки всяческого практического знания, необходимо и теоретическое.  

ПТ можно рассматривать как область знаний, науку, учебную дисциплину и профессию.

ПТ как область знаний

Еще в донаучный период люди имели отрывочные знания о психологии труда и понимали важность психологии в организации трудовой деятельности, но  выражали это в обыденных терминах. Например, можно привести ряд пословиц в подтверждение этому: Не котел варит, а стряпуха или  Берись дружно - не будет грузно. Климов делает вывод о том, что во многих произведениях упоминается о психологических характеристиках людей, занимающихся трудом.

Затем психологические знания о труде были отражены в работах М.В. Ломоносова, а именно:

--Вопросы волевой регуляции труда

--Проектирование средств труда с учетом психологических особенностей людей. В сочинениях М.В. Ломоносова много предложений технических средств труда со ссылками на особенности психики человека.

--Вопросы оптимизации межлюдских отношений в труде. Пишет о том, что нужно помогать друг другу, утешать другого при неудачах и одобрять его действия.

Так же Радищев в его  произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” показывает некоторые идеи:

  1.  Акцентирована идея уважения ко всякому труду.
  2.  Описан феномен социогенной непригодности человека к труду (честный человек должен был покинуть службу, так как не мог совместиться с сослуживцами).
  3.  Образец беседы как метода выявления мотивов труда

Таким образом, психология труда как отрасль знания должна помогать людям более успешно решать задачи, поставленные перед ними в трудовой деятельности.

Факт существования области психологического знания о труде и трудящихся явился и является существенной предпосылкой возникновения и развития психологии труда как отрасли науки. 

ПТ как наука

Отрасль психологии труда как науки формируется именно из “сгустков” области психологического знания о труде. Это выражается в том, что должностные лица берут на себя функции психологического анализа труда и становятся специалистами-человековедами. Постепенно появляются целенаправленные публикации на темы, появляется специализированный язык, формируются группы людей, которые специально занимаются этими вопросами.

Таким образом, в 20-е годы XX века зародилась новая отрасль психологической науки – ПТ.  

ПТ (по Климову)это система психологических знаний о труде и трудящемся как субъекте труда.

Предмет ПТ- это процессы, психологические факты и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека, его развитием и функционированием в качестве индивида, субъекта, личности и индивидуальности.

Объект  ПТ - труд как социальную активность человека в качестве субъекта трудовой деятельности.

Главная задача ПТ — «изучать и помогать человеку строить оптимальную мотивацию и содержательную насыщенность труда» [по Климову]. В современной ПТ выделяют две макрозадачи ПТ: повышение производительности и эффективности труда и гуманизацию и содействие развитию личности трудящегося.

Дополнительное сведение: Ф. Тейлор первым поставил на научную основу проблему управления людьми в условиях производства.

Таким образом, ПТ отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда. 

ПТ как учебная дисциплина 

Специалист должен быть подготовлен для научно-практической, преподавательской, научно-исследовательской, организационо-методической и информационо-библиографической деятельности в области психологии труда.

 Специалист должен знать:   

1. Основы знаний по психологии – базовые дисциплины  (социальная психология, возрастная, психофизиология и т.д.) для того, чтобы при необходимости была возможность привлечь и другие знания в области психологии.

2. Специальные дисциплины: психологию профессий, основы профконсультирования, методику проведению психологических исследований, методику воспитательного воздействия на человека и т.д.

Специалист должен уметь:  

1. применять полученные  теоретические знания для решения конкретно – практических задач.

2. пользоваться научными методами  поиска и производства знаний

3. владеть методами психологически обоснованной коррекции трудовой деятельности

4. находить контакт с людьми на основе теоретических знаний и конкретных методиках и т.д.

Система учебных дисциплин должна быть ориентирована (помимо передачи научных знаний в данной области) и на формирование определенного склада личности профессионала, характеризующегося единством типичных и индивидуальных особенностей, профессиональной направленностью, соответствующими чертами характера, ума, чувств (ответственный подход  к работе, исполнительность, устойчивое положительное отношение к профессии, высоки нравственные качества и т.д.)

ПТ как профессия.

Человек, образованный в психологи труда, может работать в:

  1.  отдел научной организации труда предприятия (подбор и расстановка сотрудников, рационализация рабочих мест, анализ причин текучести кадров, пропаганда профессий среди молодежи и др.)
  2.  исследовательская лаборатория (например, в системе железнодорожного транспорта, в химической промышленности, торговле, гражданской авиации и т.д.).
  3.  конструкторское бюро (психологическая проработка проектов изделий)
  4.  в  кабинете (центре, пункте) профориентации, профконсультации (школьном, межшкольном, городском, районном и др.). Основные задачи: информационно-профессиографическое и психодиагностическое обеспечение процессов профессионального самоопределения молодежи;
  5.  учебное заведение  (преподавание дисциплин по психологии труда)
  6.  психологическое сопровождение бизнеса и т.д.




1. Маркетинг Экономика 4 курс ОЗО Процесс управления маркетингом- основные этапы проблемы реализации
2. Тема- Составление программы поэтического концерта Русские поэты XIX века о Родине и родной природе- Ф
3. вещь в себе Часто встречаются термины- hrdwre и softwre
4. .И.О. наименование нотариальной
5. Чесотка
6. Курсові різниці- поняття, порядок визнання та відображення в обліку
7. Аналитическая часть Постановка задачи Для успешной работы фирмы в условиях жесткой рыночной кон
8. План рахунків бухгалтерського обліку бюджетних установ та порядок їх застосуванн
9. социальная физика
10. Копировальная техника
11. Разработать лабораторный регламент производства таблеток норсульфазола 0,5 г
12. це грошовий обіг за якого рух грошей здійснюється шляхом перерахунків у кредитних установах або зарахуванн
13. СМИ США
14. Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками1
15. Предмет об~єкт і основні категорії паблік рилейшнз як науки та управлінської діяльності 9 1
16. Правове регулювання страхової діяльності Галузь знань-0304 ПРАВО Спеціаль
17. Дом шелка это новые приключения легендарного сыщика с Бейкерстрит- захватывающий сюжет и любимые миллио
18. арбитражной практики Обобщение практики рассмотрения споров связанных с признанием недействительными а.html
19. Учебное пособие- Репликация различных ДНК, ее регуляция и репарация
20. Царевналягушка