Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

практика или теория ремесло или наука знание фактического материала или умение размышлят

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

                            А.Н. Шейнин

            (УдГУ г. Ижевск)

                       Журналистское  образование   и  СМИ

Чему  сегодня  надо учить будущих  журналистов?    Эта  дискуссия  на  тему  что  важнее  «практика  или  теория»,  «ремесло  или  наука»,   «знание  фактического  материала  или  умение  размышлять»,  возникает  каждый  раз  в  среде  отдельных  учебных  коллективов, в многочисленных научных  публикациях  и  на  разных  «тусовках» тех,  кто  учит   .  Сами же  СМИ, как  правило,  в  таких  дискуссиях не  принимают  участие.  Они  более категоричны - одни заявляют, что  молодые  специалисты  многого не  знают и  многого не  умеют. Другие – что  не  достаточно  креативны и азартны, третьи -  что учить журналистской профессии ВУЗы  не должны,  потому  что  в  принципе не  могут  этого делать.   И  когда  каждый  год в  мучениях  рождается  новый  учебный  план,  формируются новые курсы и  кадры  кафедры,  распределяется  учебная  нагрузка, делятся  дефицитные  часы  и  ставки,   вопрос  этот  вновь  и  вновь  становится  актуальным.  

Думаю,  что  многие  из  тех, кто  сегодня  работает  в  сфере журналистского образования  не  без интереса  прочтут  публикацию зав. кафедрой периодической печати Московского государственного университета Михаила Ненашева  «Факультетов много - хороших журналистов мало»  [1] . Трудно не  согласится ни  с утверждением    следующим  из  названия, ни с  констатирующими  в  статье положениями,  ни  с  внушающими оптимизм выводами, кроме, как мне показалось, одного.  Цитирую  дословно - «Редкий из гуманитарных (и не только) вузов отказал себе в удовольствии ради престижа  открыть кафедру или отделение журналистики. Хотя, заметим, к авторитету трех давно известных в стране базовых журналистских факультетов (МГУ, ЛГУ, УРГУ) они  мало что прибавили.»   (подчёркнуто  мною)

Моё  несогласие  понятно, так как  я  представитель  того  самого вуза,  который  не «отказал себе в  удовольствии».  И вуз этот  авторитет  базовых журналистских факультетов (МГУ, ЛГУ, УРГУ) никогда  под  сомнение не  ставил. Мы к ним  ездим, мы у  них  учимся, не  для  того, правда,  чтобы, что  то прибавить  к  их  авторитету, а для  того,  чтобы  утвердить  собственный. Сегодня  он  необходим региональным журналистским  факультетам  и  специальностям,  потому  что  народившимся  на  заре   перестройки многочисленным   провинциальным  СМИ  тоже  нужны  специалисты.  Понятно, что  выпускники  авторитетных столичных факультетов  соответствующего  профиля  к  нам  «валом   не   повалят».   И поэтому  подготовка  кадров для  наших СМИ – наша проблема.

Как добиться  авторитета  молодых  периферийных факультетов  журналистики?  Чему и как учить  будущих  журналистов, чтобы  они  были  востребованы?  Кому (чему) отдать предпочтение?  Где  критерии, по  которым  надо  этот  выбор  делать?  С  одной  стороны  специальность  журналистики  во  всех  ВУЗах    относится  к  небольшому  числу,  так  называемых,   творческих   профессий,  требующих  особого  подхода,  с  другой -  журналистика  чисто  прикладная  специальность.  СМИ   нужны  журналисты  практики -  профессионалы.  Что  сегодня  является  составляющими  профессионализма регионального  журналиста?

В упомянутой  статье  М. Ненашев  высказал,  на  первый  взгляд, бесспорную  мысль  о  том, что  если  мы  готовим  специалистов  для  СМИ,  то «индустрия СМИ должна стать непосредственным участником подготовки журналистских кадров.» [1] .

Любой  нормальный  работодатель всегда отдельно  оценивает  профессиональные  и  человеческие  качества  своих  сотрудников.  Но то,  что  в других  сферах   деятельности  мы называем проявлением  исключительно   человеческих  качеств, в журналистике  оказывается  признаком  высокого  профессионализма. Вот  что  пишет  в  своей  статье  «Провинциальная  журналистика» выпускница  нашего  факультета   Татьяна  Альминская:    «Важно, чтобы каждый человек, пришедший в журналистику, осознавал, прежде всего, свои жизненные принципы, цели и ориентиры, и согласно этому реально оценивал миссию, взваленную на свои плечи» [2]  И далее, в качестве  непременных  составляющих  профессионализма  называет  ответственность  и  профессиональную  этику  журналиста.  Может  ли  современная индустрия  СМИ и,  в  частности,  региональные   телерадиокомпании,   вовлечённые  в  процесс  обучения, на  своих  примерах  в  своей  практической  деятельности  предоставить  молодым  журналистам  уроки  такого  профессионализма,  продемонстрировать, что  называется  профессиональное  мировоззрение? Так хочется  ответить «да», но, увы,  в  большинстве  случаев   это  только  желание…  Все  эти  годы существования  кафедры  электронных  СМИ  ФЖ  УдГУ   мы  поддерживаем самое  тесное   общение с  многими  нашими  выпускниками, ныне  работающими  в  электронных  СМИ  и  мои  сомнения  не злопыхательский  вымысел.

Сегодня, на  региональном ТV  большинство каналов   в  собственном  производстве делают достаточно жесткую, исключительно информационную телевизионную программу. Авторы и режиссеры вынуждены  работать в тех форматах, которые приняты на канале.  У молодых начинающих журналистов вырабатывается своеобразная болезнь – рассматривать все исключительно под углом эстетики, информационных программ. [3]. Как будто бы других жанров вовсе и не существует.  Во многих случаях высокий уровень продукта и формат канала друг друга исключают. Конечно, соблазн делать быстро и просто велик. В результате мы имеем дело с другой проблемой – дефицит высококачественного   и  разнообразного по  содержанию  собственного  телерадиовещания.  Подобная  ситуация бросается  в  глаза  молодым  журналистам.   И не  случайно  в  прошлом  году в УдГУ на  защиту  дипломных  проектов по  специальности «Журналистика» была вынесена и  защищена  на  отлично   работа  под  названием  «Почему  все  «новости»  одинаковые».  Студенты старших курсов, возвращаясь  с  практики,  в  региональных  телерадиокомпаниях  недоумевают – где  особая  журналистская  эстетика, которой  их  учили, где  разнообразие   жанров - художественных, публицистических,  аналитических?   Вспоминается  реплика  из  сатирической   миниатюры Аркадия  Райкина  про  студентов  на  производстве – «Забудьте индукцию  и  дедукцию – давайте  продукцию!»  И не  эффективно совершенствование системы формирования  и  развития  профессиональной  культуры  журналистов в образовательных  учреждениях, если  этой  культуры  не  будет  в  каждом  отдельном  учреждении   «индустрии СМИ».  

Конечно, есть  другой  пласт  безусловной «полезности»  пребывания молодого  человека  в  телерадиокомпании.  Какой бы она не  была, в ней есть  особый  дух  организации     производства,  тонкости  технологии, атмосфера коллективного  творчества. Практически  в  большинстве  региональных  компаниях (по  крайней  мере,   Российских)  эти  составляющие, примерно, одинаковые.  Да и  «новости», как  информационный  жанр, как  вид  радийного  или  телевизионного  продукта, независимо  от  их  содержания,  всегда  были  и  будут  прекрасной  школой  журналистского  профессионализма.                                                                                                          

Но самое ценное, что  может  получить  начинающий  журналист в  любой  производственной структуре, если он  сам  проявит к  этому  интерес - это  общение  с   людьми – мастерами  своего  дела, профессионалами  с  большим  опытом  работы. На  самом  деле,  таких - всегда немного,  кто  умеет  сам  и  хочет  и  может  передать  своё  мастерство  другим.   И если  серьёзно  отнестись  к  тезису: «индустрия СМИ должна  взять на себя определенную долю участия в работе со студентами факультетов журналистики» [1], то это должны  быть как  раз такие  люди.   

Замечательный  опыт описан  в  статье «Университетская  телерадиокомпания  ЮУрГУ-ТВ -  производственная  база  для  студенческой  практики» [4]. Но этот идеальный  случай, когда  структура  индустрии  СМИ  имеет  все  качества  образовательного  учреждения  и  свободна  от  пороков  коммерциализации  и  ангажированности, к  сожалению, единичен.                

Кафедра  электронных  СМИ  факультета  журналистики  УдГУ с  момента  создания  в 2001 г.  пытается строить  свою образовательную  деятельность  на  журналистах-практиках, с большим  производственным опытом, сотрудниках местных  телерадиокомпаний.  При  мизерной  зарплате обычной  госбюджетной  структуры  удаётся  привлечь либо людей  с  научным  интересом, которым  нужен  педагогический  стаж,  либо  людей  одержимых, преданных  своему  ремеслу  и  желающих  «продлить  свою  жизнь  в  студенчестве».  Технической  базой образовательного  процесса в  этом случае является  небольшая  учебная  телерадиостудия,  созданная  при  кафедре два года  назад.  Понятно,  что  такая  кафедра,  состоящая  из совместителей  и  почасовиков – создание очень хрупкое. Но это  тот  компромисс, который  возможен в ситуации,  когда  журналистское  образование  и  СМИ  две  вещи,  каждая  из  которых существует пока сама  по  себе.

Л И Т Е Р А Т У РА

1.  М Ненашев  «Факультетов много - хороших журналистов мало». "Российская газета" - Федеральный выпуск №4612 от 14 марта 2008 г.

4.  О.В. Марусеева. Л.П. Шестеркина   Университетская телерадиокомпания  «ЮУрГУ-ТВ» -  производственная  база  для  студенческой  практики»   Сб. Актуальные проблемы журналистики в  условиях  глобализации  информационного пространства .

Материалы  II международной  научно-практической  конференции   Челябинск 2008                                                                                 

 

Шейнин А.Н., Антонова Л.А.  Документальный видеофильм на  телевидении //Сб. статей по итогам региональной научно-практической конференции «Журналистика Удмуртии: история и современность» (К 100-летию национальной периодической печати), УдГУ, 2006. – С. 190-194  

 

   

Двумя годами  раньше  в  статье «       « [4]    была  высказана   та же  мысль,  что и у  Михаила  Ненашева:   «И если нельзя учить профессии (и как мы заметили выше, большинство практиков убеждены, что для вузов это дело безнадежное), то можно и нужно учить ремеслу, согласившись прежде, что ремесло и есть совокупность журналистских умений и навыков» [1].   

 


Диплом на заказ


1. На тему ldquo;Черная металлургияrdquo; Выполнил- студент экономического факультета гр
2. Физ. МГУ Курс Фил
3. тема управления базами данных СУБД.html
4. тематика Специальность 240 01 01 Программное обеспечение информационных технологий Группа Препод
5. Корф Модест Андреевич- исторический портрет
6. исключительное явление среди современных письменностей
7. Ядовитые животные
8. Российский государственный профессионально педагогический университет Институт экономики и управлени
9. 1] Предисловие [0
10. Контрольная 1 Дисциплина- Использование объектов интеллектуальной собственности в гражданском обороте 1
11. Аминокислоты, белки
12. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1
13. Банкpотство
14. ЗАДАНИЕ ГОСТ 19.20178 1
15. Проблема психологии памяти изложены результаты исследований проводимых с позиции психологической теор
16. Конструктор в группе Скрыть-Отобразить команду Итоги
17. УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б1
18. Тема 1. Валеология наука о здоровье
19. Факторы эффективности внешности специалиста по связям с общественностью на телеэкране
20. Договор личного страхования