Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Правовой статус и режим Арктики

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Вопрос 73. Правовой статус и режим Арктики.

Понятие Арктики относится к:

  1.  северной полярной области земного шара в пределах, ограничиваемых с юга географической параллелью, лежащей под 66°33' северной широты, — Северным полярным кругом;
  2.  соответствующие материковые части Европы, Азии, Америки;
  3.  Северный Ледовитый океан;
  4.  находящимися в океане островным образованиям.

История

Правовой статус данной территории формировался исторически. Люди все дальше и дальше заходили и исследовали северные территории с различными целями: добыча ресурсов, торговые коммуникации и т.д.

С освоением, приарктические государства завладевали территориями и распространяли на них свою власть. На них действовали законы государств-владельцев, реже межгосударственные соглашения о разграничении территории.

К настоящему времени на все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике распространена исключительная и безраздельная власть — суверенитет — того или иного государства, граничащего с Северным Ледовитым океаном:

  1.   России;
  2.  Норвегии;
  3.  Дании (остров Гренландия);
  4.  Канады;
  5.  США.

 

Первой из приарктических стран, сделавшей шаги к законодательному закреплению своих притязаний на прилежащие к ее основной территории пространства Арктики, стала Канада:

  1.  «карторафическая экспансии». С 1904 г. на официальных канадских картах широкие северные районы (неопределенные территории, т.е. даже неоткрытые земли) перешли к Канаде.
  2.  1925 г. был принят Закон о северо-западных территориях, в соответствии с которым прилежащие к континентальной части Канады арктические земли и острова объявлялись запретными для осуществления там иностранными государствами и их гражданами какой бы то ни было деятельности без особого на то разрешения Канады.
  3.  С 1972 г. существует закон, устанавливающий обязательные требования к мореплавателям, направленные на предотвращение загрязнения морской среды в пределах вод канадской Арктики.

Россия также урегулировала права на Арктические территории:

  1.  впервые Россия заявила о суверенитете на территориях в Ледовитом океане в

1916г. в ноте к союзникам по Антанте. Она настаивала на признании за ней территорий, расположенных севернее Сибири и полуостров Таймыр, а также иных северных остовов.

  1.  Постановлением Президиума ЦИК СССР от 1926 г. к числу территорий, входящих в состав нашего государства, были отнесены «как открытые, так и могущие быть открытыми» земли и острова к северу от побережья Евроазиатского материка вплоть до Северного полюса (между определенными меридианами).

  1.  В 1935 г. СССР присоединился к Договору о Шпицбергене и признал принадлежащими Норвегии расположенных в Баренцевом море островов;
  2.  В 1979 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР граница, разделяющая континенты Азию и Америку, была смещена к западу (т.е. еще часть потенциальных территорий перешла к России).

!!!Ни одно из приарктических государств на всю совокупность сухопутных и морских пространств данного региона в официальном порядке претензий никогда не выдвигало!!!

Взгляды на данную территорию:

  1.  Теория секторов. Приарктические государства должны получить территории между линиями, проведенными из крайних меридианов государственной границы до полюса (в том числе суверенитет должен распространиться на водные и воздушные пространства).

Однако государства не претендуют на распространение суверенитета на несухопутные территории; речь идет только о материковых и островных образованиях.

  1.  Территория Арктики должны регулироваться всецело МП (общими должны быть не только водные и но и сухопутные пространства).

  1.  Сегодня юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется

принципами и нормами общего МП, относящимися к Мировому океану в целом и закрепленными актах по морскому праву.

 

!!!Это означает, что суверенитет и юрисдикция приполярных государств могут распространяться не на всю акваторию соответствующих секторов Арктики, а лишь на ту часть вод Северного Ледовитого океана и его подводных пространств, которые омывают или примыкают к сухопутным образованиям этих стран:

  1.  на внутренние морские воды;
  2.  территориальное море;
  3.  прилежащую и исключительную экономическую зоны;
  4.  на континентальный шельф;
  5.  международный район морского дна;
  6.  а также на ряд существующих здесь проливов, перекрываемых территориальным морем соответствующей прибрежной страны или не используемых в качестве мировых морских коммуникаций.

Исторические воды

Характерным для внутренних морских вод приполярных стран является установление ими в отношении некоторых таких регионов статуса исторических вод. К этой категории морских пространств отнесены морские заливы, ширина входа в которые более 24 морских миль + при этом должно быть доказано, что над этими водами государство осуществляет юрисдикцию исторически (например, для РФ – со времен Российской Империи).

Исторические воды имеются у РФ, Канады и Норвегии.

Правомочия приарктических государств

Особыми правами МП наделяет приполярные государства в части управления различными видами морепользования (в основном судоходными) в пределах исключительной экономической зоны в районах, покрытых льдами большую часть года.

Также прибрежное государство наделено здесь правом принимать меры по обеспечению издаваемых им недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов.

Наделяя прибрежные государства рядом правомочий в особых районах исключительной экономической зоны, Конвенция 1982 г. подчеркивает, что эти правомочия, в частности инспекционные осмотры иностранных судов представителями властей данной прибрежной страны, могут осуществляться только при условии, что «такая инспекция оправдана обстоятельствами дела».

Проливы и права на них

Юридический статус морских внутренних вод приарктических государств сказался и на статусе, и на правовом режиме некоторых проливов Северного Ледовитого океана. Таковы проливы, расположенные в прибрежной зоне Норвегии и в районе прохождения Индерлее (морской путь): все они подпадают под суверенитет этой страны, хотя она разрешает здесь плавание иностранных торговых судов и военных кораблей.

С 1 января 1985 г. Канада в отношении проливов, образующих Северо-Западный проход, ввела режим внутренних морских вод, установив специальным нормативным актом исходные линии отсчета территориального моря, рыболовных и исключительной экономической зон. Плавание иностранных судов через эти проливы допускается лишь при условии соблюдения ими канадского законодательства, регулирующего борьбу с загрязнением моря с судов.

Проливы Северного Ледовитого океана, прилежащие к территориям России, не подпадают под действие положений Конвенции 1982 г. о транзитном или свободном проходе, поскольку они не являются проливами, используемыми для международного судоходства. К тому же в большинстве случаев они перекрываются внутренними морскими водами или территориальным морем нашей страны.

Российский режим на проливы был введен в 1965 г. Был установлен разрешительный порядок иностранного судоходства во всех проливах, соединяющих моря Карское, Лаптевых, Баренцево, Восточно-Сибирское и Чукотское.

Северный морской путь

Важной составляющей частью юридического статуса Арктики является правовой режим национальной транспортной коммуникации России — Северного морского пути. Статус похож на статус норвежской судоходной прибрежной магистрали — Индерлсе. В обоих случаях путь проходит через внутренние и территориальные воды стран (хотя возможно отдаление пути на в исключительную эконом зону и даже открытое море). Однако в отличие от Индерлее Северный морской путь имеет существенную особенность: он не имеет единой и фиксированной трассы.

Регулирование пользования трассами этого пути вполне обоснованно составляет прерогативу РФ, как прибрежного к этой магистрали государства.

Еще СССР доказал обоснованность российского регулирования:

  1.   трассой Северного морского пути пользовались и пользуются только суда под советским флагом либо суда, зафрахтованные судовладельцами нашей страны;
  2.  Северный морской путь является важной национальной коммуникацией, где аварии судов могли бы создать сложные экологические проблемы для СССР;
  3.  трасса Северного морского пути местами проходит через советские территориальные воды.

В настоящее время свыше 50 портов России на трассе Северного морского пути открыты для захода иностранных судов. Решение конкретных вопросов, связанных с судоходством по Северному морскому пути отнесено к компетенции специального государственного органа —Администрации Северного морского пути (АСМП), созданной в 1971 г.

Правовые основы режима судоходного использования данной транспортной коммуникации изложены в Правилах плавания по трассам Северного морского пути, которыми впервые четко фиксируется определение и принципы регулирования пути.

Важнейшим принципом регулирования судоходства здесь определен недискриминационный порядок доступа на трассу судов всех стран. Обычно здесь существует уведомительный порядок проезды, но в некоторых случаях – разрешительный (например, требуется учет чего-то, существует опасность для суверенитета и безопасности государства или самого судна).

Для доступа к пути:

  1.  судно должно удовлетворять технико-эксплуатационные требования;
  2.  капитан должен иметь опыт плавания во льдах;
  3.  должны иметься гарантия, что в случае загрязнения моря – государство получит компенсацию за вред.

АСМП наделен широкими полномочиями:

  1.  проводить осмотры корабля;
  2.  устанавливать тот или иной вид проводки судов;
  3.  приостанавливать плавание, если есть угроза жизни и окружающей среде и др.

Все приарктические страны в первую очередь заботятся о том, чтобы не загрязнялась окружающая среда (предупреждение, предотвращение и ликвидация последствия катастроф и аварий).

 


1. Исходные данные Фундамент выполнен из железобетонных забивных свай квадратного сечения 300х300 мм длиной 1000
2. 10 способов манипулирования с помощью средств массовой информации
3. Получив возможность на информацию охватывающую куда более широкий спектр чем отчет о традиционно куль
4. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Харків ~ Дисерт.
5. Методи арт-терапії
6. I Прежде чем приступать к выполнению практической работы вспомним основные понятия и термины такие как- ги
7. а- Процесс воздействия на вещество природы и на знания Производительные силы производственноте
8. О сомнительной съедобности Туристического продукта и прочих казусах закона о туризме
9. го стану організму людини під впливом його трудової діяльності й обґрунтовує методи та засоби організації т
10. Модуль 3 Змістовний модуль 1 Тема заняття 3
11. Психолингвистические аспекты изучения дискурсивного мышления языковой личности
12. сила Силовые способности- 1 собственно силовые проявляются в условиях статического режима и медленны
13. brevio сокращаю знаки сокращения и упрощения нотного письма
14. 1 Материальный баланс
15. Государственный язык с~з тіркесіні~ аудармасын табы~ызАМемлекеттік тіл P
16. темами Существенную роль в становлении концепции О
17. Тема мудрого безумия в романе Дон Кихот
18. Реферат- Критерії якості праці менеджера та ефективності управління
19. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора економічних наук Київ 2008
20. Менеджмент организации ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД 2006 г