Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Пояснительная записка Введение Народное декоративноприкладное искусство нашей страны ~ неотъемлемая

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10


Пояснительная записка

Введение

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир, а так же помогают формировать художественный вкус и учат нас видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни и в искусстве [8, с.13].

Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Каждый из них своеобразен и сохраняет корни технологического процесса. Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное. Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети младшего школьного возраста. Городецкая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения школьников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса [14, с.23].

При выполнении своего курсового проекта, я более подробно открыла для себя мир городецкой росписи со всеми своими секретами, манерой росписи и историей развития. Я более подробно изучала литературу по этой росписи, научилась более точно рисовать элементы, собирая их в единую композицию.

Цель: выполнение. Выполнение разделочных досок в технике Городецкой росписи.

Задачи:

1. Изучение теоретического материала.

2. Разработка эскизов курсового проекта.

3. Апробирование методов и приемов формирования навыков кистевой росписи.

Народные промыслы в жизни человека

Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное искусство.

Народным называют искусство широких масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это прежде всего проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета [5, с.133].

Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он.

Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в работе мастера – одна из характерных черт народных художественных промыслов.

Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Каждый из них своеобразен и сохраняет корни технологического процесса. Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное. Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети младшего школьного возраста. Городецкая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения школьников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса [6].

В образовательных программах декоративно-прикладному искусству отводится значительная роль и главная задача таких уроков – выполнение традиционных мотивов.

Исторические корни художественных промыслов нашей страны

Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Зачатки искусства тогда носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты [1, с.37].

К моменту создания восточнославянского государства – Киевской Руси – ремесла в нем достигли высокого уровня развития.

Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В IX – X вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы – декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.

Крупными центрами художественного женского рукоделия были монастыри.

Значительного развития художественная обработка дерева достигла в великом Новгороде, жителей которого даже называли плотниками.

В XV – XVII века выросло и окрепло Русское централизованное государство. Его столица Москва становится не только политическим, но и культурным центром. Самодержавная власть видела в роскоши и богатстве средство укрепления своего могущества, средство воздействия на умы и души своих подданных. К великокняжескому, а потом и к царскому дворцу съезжаются многочисленные мастера золотых и серебряных дел, иконописцы, костерезы и камнерезы, специалисты обработки дерева, мастерицы шитья. В изделиях царских мастеров художественная сторона предмета начинает оттеснять на второй план его утилитарное назначение [15, с.59].

Развитие товарного обмена приводит к тому, что во многих городах и селах изготовление на продажу бытовых предметов превращается в основное занятие населения. В различных уголках России на основе народных ремесел возникают кустарные художественные промыслы. Создавая изделия на продажу, кустари художественных промыслов были тесно связаны с древними традициями народного искусства, продолжали и развивали эти традиции.

В XVI – XVII веках славились своим мастерством новгородские, псковские и вологодские «златокузнецы», псковские литейщики колоколов. В XVII веке в Сольвычегодске развивается промысел «усольской эмали». Искусство эмали получило развитие и в Великом Устюге. Кроме того, в этом городе жили мастера просечного железа, которые изготовляли узорчатые железные полосы и украшали ими деревянные ларцы и подголовники. На севере, в городе Холмогоры, расцветает косторезное искусство.

XVII век – начало теперь всемирно известного хохломского промысла. Во многих русских городах, в первую очередь городах Поволжья, развиваются прялочные промыслы, гончарное и изразцовое производство, промыслы резьбы пряничных досок. В это же время получает развитие набойка. Набойкой украшали одежду, занавесы, полавочники, знамена и т. д. Некоторые набивные узоры были созданы знаменщиками Оружейной палаты.

В XVIII веке начинают развиваться русские промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия.

К началу XIX века и в его первой половине в деревнях и маленьких провинциальных городах продолжало существовать и развиваться домашнее производство. Наряду с ним продолжают развиваться художественные промыслы, которые по своей социально-экономической структуре значительно отличались друг от друга. Многие помещики в своих имениях стали создавать художественные мастерские, в которых работали их крепостные, изготовляя на продажу ковры, кружево, узорные ткани.

Судьбы народных мастеров были неразрывно связаны с судьбой всего народа России. Передовая русская мысль на протяжении всего XIX века искала пути к улучшению народной жизни. Прогрессивные люди России, чтобы приблизиться к народу, пытались понять его стремления и интересы.

В 80 – е годы XIX века в подмосковном имении миллионера С.И. Мамонтова в Абрамцеве была открыта столярная мастерская с целью внедрить старинное крестьянское искусство резьбы по дереву в быт городской интеллигенции. Аналогичные попытки оказать помощь народным художественным промыслам предпринимались и другими благотворителями и меценатами. Мастерские, подобные абрамцевской, появились в Талашкине, Соломинках и других местах. Но в изделиях этих мастерских эклектизм и влияние модернизма были выражены еще сильнее [3, с.152].

Великая Октябрьская социалистическая революция принесла много нового в народные промыслы. Сразу же после ее победы кооперация кустарей становится массовым явлением. Многие ремесленники, желая освободиться от власти скупщиков, объединяются в промысловые артели.

Большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов проводил в 20 – е годы уже известный Кустарный музей.

В 1925 году на Парижской выставке возрожденное искусство народных художественных промыслов получило всемирное признание. Многие мастера и мастерицы хохломской росписи, вологодского кружевоплетения, богородской резьбы по дереву, палехской лаковой миниатюры получили высокие награды. К началу 30-х годов большинство кустарей были кооперированы в артели. В это время изменилось назначение народных промыслов. Они стали частью советского декоративного искусства. Художественная сторона их изделий стала основной, оттеснив на второй план функции практические и утилитарные.

В 1932 году на базе Кустарного музея был создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности, призванный изучать народное искусство и оказывать практическую помощь народным художественным промыслам.

Великая Отечественная война, нарушившая мирный труд, не могла не отразиться и на развитии художественных промыслов. В своих произведениях в годы Великой Отечественной войны народные мастера стремились откликнуться на волновавшие всех события. В первые годы послевоенного периода артели художественных промыслов восстанавливают свои творческие силы, воспитывают новые, молодые кадры мастеров и художников.

В 1960 году решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты, которые существуют и развиваются и по сей день.

В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России» [15, с.114].

Городец – один из известнейших промыслов России

Одним из порождений XIX века явилось искусство, сложившееся в производстве изделий из дерева с росписью в районе г. Городца Нижегородской губернии. Возникшее на основе многочисленных художественных ремесел края и существовавшее с начала XIX века в Городце и ряде деревень Приузолья (по реке Узола), оно переживает в последней трети века своеобразный расцвет. Для продажи на ярмарки и базары изготовляется самая различная утварь из дерева, но особенно интересной была роспись прялочных донец. Сюжеты из городской жизни можно было распознать по интерьерам с богатой мебелью, картинами и часами на стенах, с самоварами или графинами на круглых столах, а также по костюмам персонажей. Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки [7].

Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки. Городецкие мастера не знали законов перспективы, поэтому их рисунки были плоскими. Но их работы всегда отличались удивительной лёгкостью и прозрачностью. Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура. Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета. В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму. Но технология осталась та же. Основными элементами городецкой росписи считают «розаны», «купавки», «ромашки», «бубенчики». Главные герои городецкой росписи – птица и конь. Птицы и кони, пришли к нам из доброй сказки. Вспомните сказки «Сивка-бурка», «Жар-птица», «Аленький цветочек»… Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами. Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома. [8, с. 56].

Росписью, скобчатой резьбой и инкрустацией из мореного дуба мастера украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки (круглые коробки) и детские стульчики.

Обязательной частью композиции городецкой росписи являются пышные гирлянды или живописные букеты фантастических цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки, колокольчики, и разнообразные птицы, олицетворяющие счастье.

Но главным «героем» городецкого промысла был и остается «конь-огонь» с необыкновенной, смело изогнутой и подчеркнуто вытянутой шеей.

Современные мастера фабрики «Городецкая роспись» успешно продолжают развивать традиции сюжетно-орнаментальной живописи, передают свой опыт молодому поколению.

В настоящее время предприятие выпускает более 500 наименований изделий: хлебницы, солонки, наборы посуды, доски, сундучки, шкатулки, детские игрушки и мебель. На фабрике работает иконописная мастерская, в которой искусно возрождается технология иконописи XIV века.

Знаменитый народный художественный промысел городецкой росписи известен не только в России, но и во многих странах мира [15, с.43].

Этапы выполнения курсового проекта

Курсовой проект я выполняла непосредственно на деревянной основе, которую вначале покрыла грунтовой краской. Перед тем, как начать работу, я хорошенько продумала композицию. (См. Рисунок 1).

  

Рисунок 1 – Композиция разделочных досок.

Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов (например, разделочных досок), симметрия проявляется в композиции двух крайних.

После того, как мною было найдено место расположения орнамента я выделила главный композиционный центр, решила пропорциональное соотношение частей, нашла цветовое решение композиции.

Составив композицию и подобрав цвет, я приступила к детальной прорисовке орнамента. Несколькими уверенными круговыми движениями определила силуэты элементов. (См. Рисунок 2).

Рисунок 2 – Локальный цветовой расклад. Замалевка.

Этот первоначальный этап работы над композицией называют подмалёвком или замалёвком. Уже на этой стадии видны характерные для городецкой росписи цвета, составленные при помощью смешивания двух красок. Одна из них – красная, оранжевая, или синяя, другая – белила.

Следующий этап – тенёжка. Проработка элементов тёмной краской. И завершающий этап – оживка. В городецкой росписи она выполняется чаще всего белилами. Белые штрихи и точки, как будто освещают листы цветы, придают особую выразительность ритму лепестков, заставляют празднично сиять весь рисунок. (См. Рисунок 3).

Рисунок 3 – Завершающий этап композиции. Оживка.

После того как роспись была закончена, я её покрыла лаком. Перед этим необходимо познакомиться с видами лаков, общими правилами лакирования. Наносить каждый следующий слой лака можно только после высыхания предыдущего. После каждого покрытия поверхность изделия обрабатывается мелкозернистой  шлифовальной шкуркой. Такое чередование операций необходимо для лучшего скрепления слоев лака и получения зеркальной поверхности.

Заключение

Народные художественные промыслы России – неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма – характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение [6].

Городецкий промысел – явление яркое, солнечное в народном искусстве и привлекает интерес детей, поэтому есть возможность использовать его в работе с учащимися.

Выполненная мной работа послужит наглядным материалом при проведении уроков ИЗО и ДПИ по теме «Изучение Городецкой росписи».

Список используемой литературы

1. Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. – М. : Дрофа, 2009. – 189 с.

2. Барышников, А. А. Основы композиции / А. А. Барышников. –  М. :  Белый город, 2009. – 346 с.

3. Богуславская, И. Я. Добрых рук мастерство / И. Я. Богуславская. – СПб. : Питер, 2012. – 245 с.

4. Бородулин, В. А. Художественная обработка дерева / В. А. Бородулин. – М. : Мозаика- Синтез, 2013. – 156 с.

5. Василенко, В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву / В. М. Василенко. – М. : Парад, 2011. – 397 с.

6. Городецкая роспись // [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://shtrih-33.ucoz.ru. – Загл. с экрана.

7. Городецкая роспись // [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://mnenie.zhulebertsyi.ru. – Загл. с экрана.

8. Городецкая роспись // [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://rusmybb.5bb.ru. – Загл. с экрана.

9. Горячев, В. А. Городец / В. А. Горячев. - М. : Дрофа, 2009. – 178 с.

10. Жегалова, С. К. Пряник, прялка и птица Сирин / С. К. Жегалова, С. Г. Жижина, Ю. С. Черняховская. –  М. : Дрофа, 2012. – 87 с.

11. Жегалова, С. К. Русская народная живопись / С. К. Жегалова. – М. : Прогресс, 2010. – 205 с.

12. Жегалова, С. К. Сокровища русского народного искусства: резьба и роспись по дереву / С. К. Жегалова, С. Г. Жижина, Ю. С. Черняховская, –  М. : Дрофа, 2012. – 135 с.

13. Журавлёва, Л. С. Резное и расписное дерево / Л. С. Журавлёва. – М. : Прогресс, 2010. – 205 с.

14. Ильченко, М. И. Методическое пособие по городецкой росписи / М. И. Ильченко, С. К. Мишин. – М. : Владос, 2009. – 87 с.

15. Коновалов, А. Е. Городецкая роспись / А. Е. Коновалов. – СПб. : Питер, 2009. – 176 с.

16. Коновалов, А. Е. Городецкая роспись и резьба по дереву / А. Е. Коновалов, – М.: Прогресс, 2012. – 76 с.

17. Максимов, Ю. В. У истоков мастерства / Ю. В. Максимов. – М. : Росмэн, 2010. – 356 с.

18. Махмутова, Х. И. Роспись по дереву / Х. И. Махмутова. – М. : Дрофа, 2012. – 287 с.

19. Плюхин, В. У. Творчество у истоков гражданственности / В. У. Плюхин. – М. : Прогресс, 2009. – 107 с.

20. Супрун, Л. Я. Городецкая роспись / Л. Я. Супрун. – М. : Культура и традиции, 2010 – 147 с.

Приложение 1

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс

Тема: Городецкая роспись. Ветка.

Цели: Познакомить детей с характерными особенностями Городецкой росписи;

– учить их выполнять основные элементы цветочного узора (розан и купавка), выполнять оживку;

– развивать детскую фантазию и графические умения, связанные с приемами декоративной росписи цветочного мотива;

– развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражении, самоанализе;

– воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству;

– воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: 

Предметы для выставки (посуда, игрушки);

Цветы: розы, ромашки, купальницы, ягоды смородины.

Напечатанное слово «оживка»;

Материалы:

1. Простой карандаш.

2. Листочки бумаги, вырезанные по форме дощечек .

3. Гуашь, кисти.

4. Лист-пробник.

5. Тряпочки.

6. Стаканчики с водой.

Произведения искусства:

1. Цветные репродукции старинных и современных предметов быта, декорированных городецкой росписью.

2. Оригиналы городецких досок (могут быть выполнены преподавателем).

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Возьмем же в руки кисти, краски

И вместе сочиним урок.

II. Сообщение темы и целей урока. ( слайд 1)

– Сегодня на уроке мы познакомимся  с одним народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Это Городецкая роспись.

Вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи. И создадите свою неповторимую цветочную ветку.

III. Краткая беседа об истории развития городецкого промысла.

– Посмотрите, у вас на уроке выставка предметов и рисунков по мотивам народных промыслов. (Предметы для выставки).

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то  промысел», «Не без ума, так и не без промысла».

С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства.

– Есть ли на выставке предметы этих промыслов? Назовите их и покажите.

– Из чего они сделаны?

– Спасибо. Хорошо, что вы знаете эти промыслы.

– А вот эти прекрасные вещи делают мастера Городца. Полюбуйтесь ими (слайд 1).

Название промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров» (слайд 2).

Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. В Городце всегда любили сказки: выполняли сказочно красивую резьбу по дереву, дома и разную домашнюю утварь украшали затейливой росписью. (учитель показывает изделия по мотивам Городецкой росписи)

– Все досочки – не простые.

А волшебно-расписные.

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Сказочные птицы, летящие кони, волшебные цветы – все выглядит радостно и празднично.

Ученик. Городецкая роспись – как ее нам не знать:

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,

Здесь такие букеты, что нельзя описать,

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись – сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит.

– Чтобы изделия получались красивыми, городецкие мастера вкладывают в свой труд любовь, старание и фантазию.

IV. Постановка художественной задачи.

– Посмотрите на доску и скажите: чему мы будем учиться? (На доске висит порядок выполнения Городецкой росписи)

– Как вы думаете, сможем ли мы сразу приступить к рисованию узора? (Нет. Мы должны научиться рисовать элементы городецкой росписи.)

V. Знакомство с замыслом декоративной композиции.

1) Рассматривание (учитель обращает внимание детей на рисунок доски)

– Посмотрите, как много на этих изделиях цветов. Цветы кажутся фантастическими, таких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется.

Если присмотреться повнимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. (учитель показывает рисунки цветов, а потом стилизованные цветы на рисунках на доске). Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка ( слайд 3).

– Центр розана совпадает с центром самого цветка. У купавки центр цветка смещен влево или вправо.

– У вас на парте есть шаблоны – круги, попробуем с их помощью смоделировать эти цветы

– Розан (дети выкладывают)

– Купавка (дети выкладывают)

– Молодцы! У вас все получилось. Отложите шаблоны в сторону, потом вы ими воспользуетесь.

Цветы выполняются насыщенными красками – красным и синим, и их оттенками – розовым и голубым. Раньше мастера использовали темперные краски (краски с добавлением клея) (которыми писали иконы), а сейчас современные мастера используют масляные краски (слайд 3).

– Особую выразительность городецкой росписи придает графическая обводка черного цвета и нарядная «оживка» (новое слово проговорить, табличка со словом), выполненная белилами. Штрихи, линии, дужки украшают цветы и фигуры. Иногда так много оживки и так густо она наложена, что цветы кажутся выпуклыми и хочется потрогать их руками.

–А теперь, ребята, открываем свою художественную мастерскую. Проверим готовность к работе.( перечислить материалы и инструменты).

– Чтобы было удобнее работать, необходимо на парте поддерживать порядок.

VI. Физкультминутка

– Хозяйкой в этой мастерской будет ваша рука. Приготовим её к работе.

Дети разминают пальцы.

VII. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов городецкой росписи.

– Приготовьте листы-пробники, шаблоны и простые карандаши.

– Вы составите свою неповторимую цветочную композицию.

– Посмотрите, как располагаются все элементы в узоре (снова обратиться к рисункам на доске)

– Розаны и купавки – главные цветы в композиции, самые яркие пятна. Это узлы композиции. А все остальные элементы (например: ягодки, нераспустившиеся бутоны – бубенчики), связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки – лишь только дополняют тему узора и мало влияют на общую композицию. При выполнении узора учитывается чередование элементов.

– Предлагаю вам самостоятельно выполнить карандашом рисунок-схему узора на листке-пробнике.

– И еще, запомните: легкими линиями карандаша нужно намечать лишь самые главные элементы; не нужно прорисовывать мелкие детали - листики, т.к. декоративная роспись выполняется сразу кистью.

(Ставлю музыку)

VIII. Составление цветочной композиции на модели доски.

– А теперь перенесем задуманную композицию на доску.

– В Городце фоном для росписи может служить чистое дерево и окрашенное. У вас белый лист бумаги в в форме разделочной доски. Приготовьте его.

– Работайте простым карандашом тонкими линиями.

IХ. Практическая работа.

(Учитель контролирует работу детей, оказывает помощь советами)

Х. Знакомство с порядком прорисовывания цветов.

– Городецкие мастера украшали свои рисунки по-особому. Секрет успешного выполнения росписи - в строгом соблюдении порядка операций и наложении цвета.

– Давайте внимательно рассмотрим этапы прорисовывания каждого элемента

и их разновидность. (слайд 4)

 1. Основа розана – круг выполняется розовым цветом. Это подмалевок.

– Как получить розовую краску? (смешать белую с красной)

2. В середине розового круга красным цветом рисуется небольшой кружочек – это центр цветка.

3. Далее красным цветом прорисовываются лепестки-дужки. Их должно быть четное число. Будьте внимательны: сверху-снизу, справа-слева и между ними еще по лепестку.

4. Последней выполняется «оживка».

– Зачем используют этот прием? (Он оживляет узор, придает ему красоту).

– Ставим в центре розана белые штрихи и точки. Цветок готов.

5. Виды розанов (просмотр) (слайд 5).

– В таком же порядке выполняется и рисунок купавки. Давайте просто посмотрим (слайд 6).

Виды купавок (просмотр) (слайд 7).

Х. Тренировочное упражнение «Волшебная кисть».

– Прежде чем наносить цвет мы с вами выполним упражнение на листе-пробнике «Волшебная кисть» и повторим некоторые приемы работы кистью: «тычок», «растягивание», «прикладывание», «мазок» (учитель на доске показывает).

ХI. Самостоятельная работа – выполнение узора цветом.

– Работайте самостоятельно, соблюдайте порядок выполнения росписи. И мой совет: не наносите оживку на не подсохшую краску.

(Оказание индивидуальной помощи)

ХII. Итог урока. (Анализ детских работ.)

1. Уровень овладения приемами декоративной росписи;

2. Выразительность придуманной композиции;

3. Аккуратность в выполнении работы.

( дети выходят к доске рядами и демонстрируют свои работы)

Кроссворд (слайд 8).

– А теперь давайте проверим, насколько вы запомнили новую роспись. Разгадаем все вместе кроссворд.

Учитель:

Зацветает Городец чудным садом –

Яркий, сладкий, взрывчатый расцвет.

Он никем так чутко не отгадан

И такой любовью не воспет.

Жизнь была бы глуше и суровей,

Красотой и радостью бедней,

Если б в красках, линиях и слове

Вы себя не отдали бы ей.




1. я другой человек группа и т
2. темами що застосовуються в світовій практиці є табл
3. Тема НАЗВАНИЕ РАБОТЫ Реферат по учебной дисциплине История России выполн
4. Петербурге вам необходимо предъявить распечатку электронных билетов или билеты купленные в кассе ДелиКа
5. Статья- Эволюция целей религиозных психопрактик в эзотерических системах мира
6. С точки зрения философии познание бывает- чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; худо
7. Организационная структура управления на примере муниципального унитарного предприятия РОС-АЛКАС-ОРЕНБУР
8. 1Таможенная статистика аналитический инструмент для исследования импорта или экспорта товаров или кодов Т1
9. версии Программы Чегото Там О Чем все Благополучно Забыли Через Три Минуты После Торжественной Части
10. 2 С 54 С 54 Соболева В
11. Обробка текстової інформації для студентів групи В31 спеціальності 5
12.  ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ ДИПЛОМАТИИ Формы международных связей в Риме
13. Реферат- О Дмитрии Ивановиче Писареве
14. ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра биогеоценоло
15. Уральская государственная архитектурнохудожественная академия ФАКУЛЬТЕТ ОЧНОЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
16. тема России Содержание курсовой работы- I1
17. ИУДАИЗМА ХРИСТИАНСТВА ИСЛАМА И БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ИСЧЕЗНОВЕНИЮ ЭТИХ СЕМИТСКИХ УЧЕНИЙ МЫ НИ
18. Марина и обществом с ограниченной ответственностью Ольга возник спор об определении доли в общей долево
19. На тему- Налоговая политика России как элемент государственной политики на различных этапах развития общест
20. Розвиток уваги старшокласників