Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

крамольный подвопрос- Нет ли изначально неравенства в этом Понимаю что такого в принципе не может быть но

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10


По какому принципу рождаются люди? Почему один рождается евреем, а другой неевреем, один - в семье праведников, другой - в семье идолопоклонников и т.д.? И такой вот слегка "крамольный" подвопрос: Нет ли изначально неравенства в этом? (Понимаю, что такого в принципе не может быть, но хотелось бы понять "механизм"... Наверное, всё дело в будущем потенциале человека, но с другой стороны - а откуда тогда берётся этот "потенциал", он же, вроде, тоже не зависит от воли человека?)

Насчет крамольного вопроса - видите ли, я далек от того, чтобы обвинять в антисемитизме кого бы то ни было, особенно в этой группе, и вообще любой вопрос легитимен, если он предполагает возможность ответа. Проблемы начинаются тогда, когда ответ известен спрашивающему, точнее, еще до того, как сформулирован вопрос, есть уже мнение, каким должен быть ответ по мнению спрашивающего. По сути, сходные ощущения лежат в основе антисемитизма, настоящего, не ситуативного, не бытового, глубинного, в основе ненависти Эсава к Якову. Ответ: на нашем, человеческом уровне это такая же несправедливость, как например то, что кто-то рождается с музыкальным слухом, а кто-то - без него, кто-то умеет писать картины или делать деньги, а кто-то - нет. Еще одна крупная несправедливость - передача материальных ценностей по наследству: какое право ребенок имеет на деньги, им не заработанные?! На уровне более глубоком становится ясно, что речь идет не о несправедливости, а скорее о целесообразности: каждый получает те инструменты, которые необходимы лично ему, чтобы выполнить замысел Творца наилучшим образом. Никакие опции не закрыты, но иногда нужно приложить больше усилий, пройти что-то непройденное. По сути, гиюр - это опыт "наасэ венишма", опыт горы Синай. На горе Синай договор о союзе с Б-гом включил самое дорогое - нерожденных еще детей. Нужно иметь немало мужества, чтобы взять ипотеку на 30 лет, а как насчет договора лет на 200? Здесь договор, нелегкий по любым меркам, заключался без срока, предусматривал штрафные санкции и распространялся на детей, которые еще не родились, до конца времен. Справедливо это или нет, я не знаю. Но желающие могут войти в этот договор. То, что уже невозможно - это заключить подобный, начать новый Союз. Но ведь любой договор предполагает эксклюзивность, кто был раньше, тот его и заключил. Как одна мещанствующая дама выразилась про подругу моей мамы, "вы подумайте, она покупала книги еще тогда, когда их еще никто не покупал!" Возможность участия в тендере была у всех потомков Ноя, но... желающих на этот товар не нашлось. Была фигура, сходная по уровню с Моше Рабейну - Билам - и в наследство после себя вместо новой духовности оставил... утонченный разврат, примененный против евреев, чтобы их дискредитировать перед Вс-вышним.

Это, конечно, не ответ на Ваш вопрос, он более емкий. Ответ в книге Иова, в комментариях и мидрашах, в Псалмах Давида, но к этому ответу Вы должны прийти сами. Коль скоро вопрос задан, он требует ответа, и тот ответ, к которому Вы придете, возможно, определит Вашу дальнейшую судьбу.

Какой заложен смысл в разнообразие (неповторимость) всех живых существ?

Не только ни один человек не похож на другого (и внешне, и характером), но даже животные - сужу по домашним питомцам, жившим у нас - у каждого свой уникальный не повторяющийся "характер" и "физиономия".

Недавно где-то слышал, что как и у людей не повторяются отпечатки пальцев, так и в животном мире - нет одинаковых рисунков полос у зебр, тигров и т.д.

Наверное, и в растительном мире так же - вряд ли мы найдём 2 полностью идентичных дерева.

Что Вс-вышний говорит через это?

Думаю, на основании этих наблюдений легко сделать вывод, что если даже каждое творение в живой и неживой природе обладает своей уникальностью, неповторимостью, а значит, имеет свою уникальную индивидуальную цель, ради которой и было сотворено, то тем более уникален, неповторим и бесценен человек, созданный Самим Творцом по Своему образу и подобию, наделенный свободой выбора, уникальной и единственной в своем роде во всем Творении, и насколько важно, чтобы жизнь человека была направлена на духовное совершенствование, на постижение Творца и выполнение Его воли.

Говорится, что нужно учиться у каждого человека, который тебе встречается. Допустим, если перед тобой мудрец, праведник, добрый человек и т.п., не возникает вопроса - чему от него можно научиться.

А если перед тобой (не будем политкорректными) - подлец, глупец, гордец, идолопоклонник, алкоголик и т.п.? Учиться у таких людей методом "от противного"? Не совсем понятно...

Не бывает человека, в котором не было бы заложено совсем ничего позитивного. Это не значит, что человек сам по себе позитивен. Например, вор - сколь многому можно от него научиться! Упорству в достижении поставленных целей, позитивному мышлению, даже молитве! Это не значит, что у вора надо учиться быть вором! Человек получает от Ашема самые лучшие материалы, а уже как он их использует - это вопрос выбора, но учиться можно - не у каждого, но ОТ каждого.

К сожалению, всё ещё не ясно.

Например, могу представить, что другой человек для меня - это проявление Вс-вышнего (через этого человека Он влияет на меня каким-либо испытанием).

Но как мне самого себя воспринимать? Ведь я чувствую себя как вполне "автономный объект" (хоть и рабом обстоятельств), обладающий собственным разумением, свободой выбора.

http://chassidus.ru/library/rambam/sefer_mada/yesode...

Рамбам Мишне Тора Фундаментальные законы Торы

Глава первая

1.1 Основа основ и столп мудрости - знать, что есть Изначальный Сущий, и Он осуществляет все существующее; и все существа на небе и на земле, а также между ними, не существуют иначе, чем в силу истинности Его существования. (2) И если можно было бы предположить, что Его нет - никакая другая вещь не могла бы существовать. (3) А если можно было бы допустить, что ничего не существует, кроме Него - Он Один остался бы существовать и не исчез с исчезновением всего, так как все объекты действительности нуждаются в Нем, а Он, Благословенный, не нуждается ни в творении в целом, ни в каждом из творений в отдельности.

1.2 Поэтому Его истинность не похожа на истинность одного из творений. (4) Об этом говорит пророк: "И Господь Б-г - истина" (Иермияу 10:10) - только Он истина, и ничто не истинно так, как Он. О том же сказано в Торе: "Нет другого, кроме Него" (Дварим 4:35), то есть ничто не истинно так, как Он.

2.3 Все, что создал Святой, благословен Он, в своем мире, подразделяется на три части: 1) создания, состоящие из материи и формы, которые постоянно появляются и исчезают, как, например, тела человека и животных, и растения, и металлы; 2) создания, имеющие форму и материю, но не изменяющиеся ни в форме, ни в материи, как первые, но их материя постоянна в данной форме навеки - это сферы и небесные тела, которые в них, и форма их не похожа на другие формы, и материя их не такая, как другие материи.

2.4 И [третьи] - форма без материи совершенно, и это "посланники" (ангелы), потому что они не имеют тела и материальной оболочки, а только форму, отличную одна от другой.

2.5 Как же различаются эти структуры, если они не тела? Они не равны своим положением, каждая из них ниже уровня другой, и та, [что выше уровнем,] выше также и силой. И все они существуют только благодаря силе и благости Святого Благословенного. И это то, на что намекнул Шломо в мудрости своей: "Ведь высокого устанавливаешь над высоким, а над ними - [еще более] высоких" (Коэлет 5:7).

2.11 (9) Все существующее, кроме Создателя, от [ангелов] высшего уровня до маленького комара в земной расщелине, существует в силу истинности Его существования. И так как Он знает Себя и величие Свое, и славу Свою, и истинность Свою, то знает все, и нет вещи, которая была бы от Него скрыта.

2.12 (10) Всевышний, благословен Он, знает Свою истинность так, как она есть; и знание Его не является чем-то внешним по отношению к Нему, как наше знание (ведь мы и наше знание - не одно и то же) ; но Создатель и Его знание, и Его жизнь - одно, с любой стороны и с любой точки зрения: ведь если бы Он жил жизнью и знал знанием, мы имели бы много богов: Он, и жизнь Его, и знание Его; но это не так - Создатель един с любой стороны и всеми возможностями единства.

2.13 Можно сказать: и Знающий, и Объект знания, и Знание само -одно и то же. И нет силы у человека ни высказать это, ни услышать, ни постичь сердцем во всей полноте. Поэтому говорят "жизнь души твоей" (Шмуэль 1, 1:26, и еще много мест), "жизнь Паро" (Берешит 42:15; Берешит 42:16), но не говорят "жизнь Господа", а говорят "жив Господь" (Шофтим 8:19; и еще много мест), так как Создатель и Его жизнь - не разные вещи, как жизнь живых тел или жизнь ангелов.

2.14 Поэтому Он знает Свои создания не как внешние предметы (как мы их знаем), а как Самого Себя. А так как Себя Он знает абсолютно, то знает и все - ведь все своим существованием опирается на Него.

------------------------------------------------------------------------

Следствие из приведенного выше - что истинное существование присуще только Творцу, существование всех творений эфемерно, временно. Творение существует только по воле Творца, и только пока Творец желает этого. Поскольку только Творец обладает истинным существованием, а существование творения определяется и обуславливается Его волей, то верно утверждение, что...

(окончание фразы утрачено)

В чём предназначение неевреев? Кто они для Творца, какова их роль в мире? Если они есть - должна быть роль? Тем более [поскольку речь идёт не о неразумных существах и растениях, а о людях - с душой, созданных по Его образу и подобию (!), свободным выбором и т.д.], роль должна быть важной, т.е. не только быть пассивными зрителями. В чём она?

Ведь, по идее, народа Израиля вполне было бы достаточно -- остался же в живых после Потопа только один Ноах, почему во время следующей развилки (Авраам) не было отброшено всё "лишнее" - ведь народы снова погрязли в грехах, если посмотреть на современное общество - найдём и узаконенный гомосексуализм, воровство как государственную политику, идолопоклонство и отрицание Творца цветёт буйным цветом, т.е. всё, о чём мы читаем о поколении Потопа.

Народ Израиля существовал не всегда. До Авраама любой человек мог сделать выбор и стать родоначальником народа Израиля (может быть, тогда бы он назывался и иначе - Исраэль переводится как "борящийся с Б-гом", возможно, есть и другие пути). Народы мира - люди, сделавшие отрицательный выбор. На индивидуальном уровне есть вариант неприсоединения (бней Ноах) или гиюра. Но позитивный выбор человечества впереди, во времена прихода Машиаха. Тогда человечество уподобится еврейскому народу, а еврейский народ - коэнам. Главный результат - тшува не близких (Исраэль), а далеких (народы мира), так что эта роль, вероятно, из главных. А вот на индивидуальном уровне есть большая разница между праведниками, которые сделают свой выбор сами и удостоятся жизни в грядущем мире, злодеями, которые будут получать вечное наказание, и теми, кто будет вынужден признать истину тогда, когда не признать ее уже не будет возможности, и будет жить в мире, лишенном для них награды.

1. Правильно ли понимать (если кратко), что народы мира получили право на существование ради тех людей, которые присоединятся к народу Израиля или примут на себя Законы Творца без такого присоединения (бней Ноах)?

2. Наверное, некорректно мерить Небесный суд человеческими рамками... Но вопрос всё равно возникает.

Зачем злодеям именно вечное наказание? Ведь не по своей воле они появились на свете - почему не другая мера - просто "убрать" их из мира, как будто не было?

3. Могут ли как-то неевреи (б.Н.) способствовать ускорению приходу Машиаха?

4. Не совсем понятно:

«Ибо я сделаю тебя отцом множества народов»

Израиль, Ишмаэль, Эсав - но это ведь не "множество народов" (в отличие, например, от 70), а всего три?

5. «…и придут потерянные в земле Ашур и заброшенные в земле Египта, и поклонятся Б-гу на святой горе в Иерусалиме» (Йешаяѓу, 27:13)

В чём отличие - потерянные и заброшенные?

1) Не совсем. Написано: Коль ашер барати, лехводи улеацми барати. Все, что было Мной создано - для Моей Славы и для Меня создано. Все - это совсем все, без исключения. Но связь с освящением Имени Всевышнего бывает разная. Иногда человек воспитывает сына, и это освящение Имени Всевышнего, а иногда получает наказание за свои преступления по принципу "мера за меру", и это тоже освящение Имени. Нет особого творения евреев, но вместе с тем Раши на первый стих Торы объясняет, что мир был создан РАДИ евреев, которые называются "РЕШИТ". "Ради" не то же самое, что "для". Все люди - люди, еврейство - результат свободного выбора. Опции еще не закрыты. Кроме того, есть еще ноахидизм - не разрушать, не портить. Сделать что-то для Б-га - это уже еврейство.

2) Вечное наказание - вариант вечной жизни, только с отрицательным знаком. Оно коснется не всех. Только тогда, когда преступление человека будет такого рода, что должно наказываться вечно. Как несколько пожизненных заключений.

3) Да. Могут очень усилить преследования евреев. Когда антисемитизм зашкалит за красную линию, придет машиах. Или могут принять 7 заповедей - это тоже приближает приход машиаха.

4) Одно из объяснений - каждый, кто присоединится к еврейскому народу, назовется (и станет в реальности!) бен Авраам, сын Авраама.

5) Потерянные - те, кто сами о себе знают, что они евреи, они только потеряны для окружающих. Заброшенные (в оригинале удаленные, отделенные) - те, кто сам о себе не знает, что он еврей. Одна из функций мошиаха - определение еврейства.

"Почему во время следующей развилки (Авраам) не было отброшено всё "лишнее" - ведь народы снова погрязли в грехах"

Или другой вопрос: почему Творец отказался от идеи время от времени уничтожать развратившееся человечество и спасать праведников, т.е. почему Он пообещал Ноаху, что потопа (и, наверное, любой другой глобальной катастрофы) больше не будет?

Может быть, потому что после Ноаха в любом поколении всегда есть некоторое, достаточное число праведников, чтобы поддерживать мир (или чтобы делать осмысленным существование мира). Даже в поколении Авраама, кроме него, были праведники Шем и Эвер. После создания народа Израиля практически гарантируется, что в любом поколении будет достаточное количество праведников, в т.ч. и из народов мира, даже если остальное человечество развратится.

Ответ хороший, но можно опять спросить: а это почему?

По Рамбаму, суд над человечеством идет, как и раньше, но человечество в целом, слава Б-гу, не нарушает законы Вс-вышнего настолько сильно, чтобы получить такое глобальное наказание. А локальных катастроф никто не отрицал, что они могут быть. И там, где говорится о потопе, не имеются ввиду другие наказания, именно потопа не будет. Но пожар может быть. Так что глобального потепления стоит меньше бояться, чем землетрясения или атомного взрыва. (Правда, я оптимист?)

Хотелось бы уточнить предназначение и судьбу неевреев не во время прихода Машиаха, это более-менее понятно, а в нашем поколении, нас, живущих в начале 21 века, а также тех тысяч поколений неевреев, которые были раньше. Не может же быть, что это просто бессмысленная череда продолжения рода ради того поколения, которое во время Машиаха (или непосредственно перед ним) будет делать свой выбор - или с народом Израиля и Творцом или против.

Ответил выше, только слово "бессмысленный" по отношению к любому из Творений нельзя применять, это принципиально неверно. Хотя у вас это риторический прием, так что - ответ, что безусловно это не просто череда продолжения рода, но нет однозначного ответа, для каждого человека это по-своему, и есть еще такая вещь, как потенциал, самого человека или его потомков, а уже реализация - вопрос выбора, и отрицательный выбор - тоже выбор.

"Всё хорошее, что делают народы мира - делают только для себя, из тщеславия и пр."

Правильно ли следующее понимание этого высказывания:

Говорится о народах (как об общности людей - "русский народ", "немецкий народ" и т.д.), но не говорится об отдельных людях, праведниках (т.е. мотивация их поступков может быть вполне благородная)?

Нет, не совсем об этом идет речь. Речь идет о том, что, поскольку для народов мира, не принимавших Тору (неважно, речь идет об атеистах, идолопоклонниках или даже религиозных людях) - нет на уровне действия обязанности соблюдать моральные законы. Поэтому мораль становится чем-то необязательным, связанным либо с выгодой, либо с законом или общепринятыми нормами поведения, и хотя, естественно, есть высокоморальные люди среди неевреев, какой-то уровень в целом становится недостижим, так как любая морально-нравственная норма, в конце концов, должна человеку "что-то приносить" - хотя бы моральное удовлетворение или пользу обществу и т.д. Всегда можно оказаться в ситуации, когда абстрактное добро может быть невыгодно для общества и человека - например, продление жизни инвалида: обществу невыгодно, ему самому - он будет мучиться от боли дольше, тому, кто оказывает помощь - а если анонимно, что тогда, и т.д. Почти всегда есть логический тупик. В целом мораль становится функцией потребления, а не альтруизма, хотя выглядит и иначе. Поэтому мудрецы говорили, что добро неевреев требует тщательного рассмотрения - что за ним стоит. Это, кстати, очень явно проявилось в отношении к еврейскому вопросу - во все времена, и во время катастрофы, и в наше время. Кто почему спасал, кто и почему отказывался спасать, кто вредил и т.д. Это абсолютно не значит, что нееврей не способен на добрый, благородный поступок, или что каждый еврей - непременно добряк, хватает самых разных евреев. Просто есть такой высокий уровень выбора, при котором важное имеет значение, какие ценности у человека. Хорошо делать добро не за счет своей семьи, здоровья, а если речь заходит и об этом? Какие побудительные мотивы могут заставить человека отобрать у своих детей и дать чужим, а какие - нет? Вот здесь важно, принял ли человек на себя однажды заповеди, обязательства навсегда, неотменимо, перед Б-гом, а не перед людьми, делать даже тогда, когда не хочется, невыгодно, и закон запрещает, и спасибо, весьма вероятно, не дождешься, и не оценит никто - будешь и тогда делать? Или найдешь десяток вполне весомых аргументов и смотаешься? Не трудитесь проверять себя - почти у каждого человека есть свой предел, после которого он "уходит в глубину". И в каждом поступке есть всего понемногу. Важно, чтобы наши добрые поступки были, насколько возможно, чистыми - не для себя. Поэтому лучше помогать анонимно, когда и о тебе не знают, кто ты, и ты сам не в курсе, кому удалось помочь. Но ни в коем случае не верно понимать это таким образом, что неевреи не способны на хорошие поступки. Речь вообще не идет по существу о национальности. Речь идет о ценностях - есть ли у человека жесткая неизменяемая нравственная основа, которая не будет произвольно искажаться, согласно желанию человека, или такого нет. Поскольку евреи приняли Тору у горы Синай, основа такая существует - в потенциале. А дальше уже личный выбор каждого. И еще одно правило: испытания, которые человек не в состоянии вынести, ему не предъявляют. Другими словами, если мы не готовы выкупать пленных, скорее всего, мы даже не узнаем, что кому-то из нашего окружения такое нужно. А если узнали - возможно, это означает, что мы могли бы как-то помочь. Как - каждый решает сам.

Пиркей Авот, 3:10 (http://www.chassidus.ru/library/avot/3.htm) говорится:

«Тот, кто по душе людям, – по душе и Вс-вышнему. Тот же, кто людям не по душе, – и Вс-вышнему не по душе»

А что, если человек помещён в общество идолопоклонников-развратников-убийц и т.д.? Отказаться от их идеологии (а ведь общество будет давить) - означает автоматически навлечь на себя их неприятие, т.е. оказаться им "не по душе"... (Или наоборот - разделить их взгляды, стать своим в доску, оказаться "по душе").

Пиркей Авот - только часть еврейской традиции, один текст рассчитан на знание и исполнение другого текста - "отдались от дурного соседа", это тоже из Пиркей Авот. И здесь не идет разговор о стремлении к популярности, скорее наоборот - человек с определенными взглядами, абсолютно не ищущий популярности, нееожиданно ее приобретает. Почему? - "Тот, кто по душе людям, – по душе и Вс-вышнему. Тот же, кто людям не по душе, – и Вс-вышнему не по душе", люди ощущают такие вещи и реагируют на них. Если человек в результате своих поисков разругался со всеми окружающими, стоит задуматься - может быть, что-то идет не так?

"Когда евреи вернулись из вавилонского плена, они просили Б-га передать им дурное побуждение идолопоклонства, которое сбило их с истинного пути и привело к изгнанию и гибели. Б-г отдал им его, и они его убили. Решив воспользоваться благоприятным моментом, они попросили Его отдать им также йецер разврата. И эта просьба была удовлетворена. Сказал им пророк Захария: "Если вы его убьете, то разрушите мир". Тогда они пленили его на три дня. В конце этого срока по всей Эрец-Исраэль искали яйцо для больного человека, но ни одного не нашли. Тогда они поняли, что миру нужен этот йецер, и они ограничились тем, что ослепили его". (Трактат Йома, 69).

Объясните, пожалуйста, что значит "ослепили" йецер разврата?

Здесь приводится Агада. Как известно, в Талмуде есть две основные формы высказываний: агада и галаха. Принципиальная разница между ними в том, что галаха - законодательная часть, которая требует абсолютной ясности понимания, чтобы каждый мог бы точно выполнить закон, поэтому галахическая часть обычно записывалась в ясной форме, если в объяснениях нужно было привести пример - его приводили так, чтобы было точно ясно, о чем идет речь, если нужно было использовать иностранное слово, название - его используют и т.д. Агада занимается вопросами идеологии, философии, требующими тонкости восприятия, поэтому используется язык притчи, примера, гиперболы. Часто использовался своеобразный шифр ("лашон мелица"), который раскрывался только при очень глубоком знании Торы (слова, стоящие рядом в стихах, когда называют слово, чтобы знающий человек вспомнил следующее слово, или намеки на отдельные отрывки Танаха и т.п.). Это было нужно для того, чтобы евреи, уходящие в изгнание (Талмуд составлялся на рубеже, когда еще многие евреи жили концентрировано, но вскоре их разбросало по миру), могли с одной стороны сохранить знания традиции, а с другой стороны, не пришли к ее профанации, другими словами, чтобы профан не мог считать себя знатоком и был бы вынужден обратиться к учителю за объяснением. Смысл приведенного Вами отрывка в следующем.

Наши мудрецы говорят, что чем более человек велик духом, тем одновременно у него сильнее Йецер аРа, Дурное начало. Это - закономерность: только если человек умеет смирять сильные страсти, он может считаться великим, а если и страстей-то нет, то нет и величия. Получается, что дурное начало в чем-то хорошо для человека, благодаря ему у нас есть достижения. С другой стороны, если человек слабеет, то дурное начало может его погубить, и о награде и величии нет речи. В какой-то момент поколение ослабло, и для большинства стало очень тяжело бороться с собой, и мудрецы с помощью молитвы сумели ослабить дурное начало. Но как следствие, исчезли и какие-то творческие возможности, которые, как оказалось, питались из того же источника. Не стало такой сильной тяги к идолопоклонству, о которой рассказывает Танах - не стало пророков. Хотели уничтожить тягу к разврату - но выяснилось, что какая-то капелька этой тяги нужна, чтобы люди женились бы и выходили замуж, рожали детей. Поэтому этот йецер "ослепили" - если человек следит за тем, чтобы не видеть то, на что смотреть не следует (не только порнографию, но и любые соблазнительные картинки, галаха четко определяет, что можно, а что нельзя), этот йецер у него слабеет.

И раз затронута эта тема.

Как-то Вы говорили о том, что нееврейский пророк Билам "дал миру утончённый разврат". Я пытался "погуглить", что имеется ввиду, но не нашёл. Можете сказать, о чём идёт речь, этот "подарок" всё ещё присутствует в мире?

Бемидбар, 25 гл.

1. И жил Исраэль в Шитим, и стал народ блудодействовать с дочерьми Моава. 2. И звали они народ на трапезы жертвенные своим божествам, и ел народ, и поклонялись они их божествам. 3. И пристал Исраэль к Баал-Пеору, и воспылал гнев Господень на Исраэля.

Раши:

блудодействовать с дочерьми Моава

По совету Бильама (поступил Моав), как находим в разделе "Хелек "[Санhедрин 106 а]

и поклонялись они их божествам

Когда страсть овладевала им и он говорил ей: "Исполни мое желание", она вынимала из-под одежд изображение Пеора и говорила ему: "(Прежде) поклонись этому".

и воспылал гнев Господень на Исраэля

Он наслал на них мор (см. 25, 8)

До Билама не было среди народов мира такого циничного использования своих девушек - намеренно послать их распутничать с врагом, чтобы наслать на них мор. Талмуд говорит, что до этого случая среди народов мира не было разврата, по традиции от Ноаха, пока Билам не посоветовал им воспользоваться развратом против народа Израиля.

Вопрос в продолжение темы, но совершенно с другой стороны.

Скажите, а почему всё это происходит? Я имею в виду, пропаганда распущенности, изображения (полу)раздетых женщин куда ни брось взгляд, индустрия моды, которая не одевает, а наоборот, раздевает женщин (в России летом улицы города напоминают одну большую панель*)? Что за всем этим стоит?

Я не имею в виду, кому это выгодно с коммерческой и т.д. и т.п. точки зрения, интересно - если всё идёт от Вс-вышнего, то почему, для чего Он послал людям последних поколений именно такое испытание? Ведь даже на моей памяти, ещё не самого взрослого человека, лет 20 тому назад, женщины не выглядели так вызывающе - длинные юбки, собранные волосы и т.д., а смотришь фотографии бабушек-дедушек, так абсолютно нормальными были юбки до пят, рукава до запястий и т.д. Что вдруг изменилось буквально за последние пару десятилетий, какой урок мы должны выучить? Может, что-то говорилось о последних поколениях у пророков?

* Небольшая зарисовка из личного опыта:

Как-то я впервые оказался в ОАЭ (был там транзитом) - и когда увидел закутанных с ног до головы арабских женщин (безотносительно того, что я думаю об арабах, исламе и т.д.), я был просто поражён - насколько они при этом выглядят женственно, и как вульгарно на этом фоне выглядит "наше" западное общество с культом "раздетой женщины".

Что Вы имеете ввиду, когда пишете, что все идет от Вс-вышнего? Вообще все, включая человеческие поступки? Но тогда получается, что Б-г сам совершает за человека плохие поступки (и хорошие), а потом почему-то его за них наказывает! И о каких заповедях тогда можно говорить? И еще - зачем нужна такая механическая игрушка с живыми роботами? Если запустить и посмотреть, что получится, то Вс-вышнему известно наперед (мы же признаем Его совершенство), если для того, чтобы развлечься - тоже приписываем Вс-вышнему недостаток, несовершенство. Единственный вариант - возвысить и наградить, но тогда непонятно, за что, ведь все от Вс-вышнего. Если за правильный выбор, то что за ним стоит? Была ли возможность поступить иначе или все-таки нет? С точки зрения иудаизма, такая возможность была. И есть свобода выбора, тогда человек за свой выбор потом отвечает и получает награду или наказание (кстати, наказание это, очень вероятно, просто глубокое понимание ошибочности и тяжелых последствий того неправильного выбора, который был сделан. И награда, соответственно). Значит, тенденция, о которой вы говорите, все-таки как-то связана с человеком, согласны? Какой урок мы можем отсюда выучить - что прогресс, лишенный идеи Б-га, вреден для человека во всех отношениях, включая душевное и даже физическое здоровье. А пророки об этом высказывались совершенно определенно - в период перед приходом мошиаха в мире будет господствовать... наглость. Под определение наглости качество, о котором Вы пишете, отлично подходит.

Каким образом Творец определяет, какому человеку, кем и в каких условиях родиться? Проходит ли душа через какие-нибудь испытания, прежде чем спуститься на землю?

Существует интересная идея, что душа Адама, единственного человека, созданного Б-гом в первые дни Творения, пройдя через грехопадение и раскаяние (тшуву), нуждается в исправлении. С этой целью частички этой души становятся душами людей, приходящих в этот мир для того, чтобы пройти определенные испытания. При этом испытание соответствует тому, как эта частичка души Адама была повреждена Грехом - скажем, глаза видели запретное и влекли за собой воображение, рука тянулась к запретному плоду, ноги несли тело и т.д. Соответственно, духовные эквиваленты этих органов нуждаются в исправлении - разные в разных видах исправлений. Человек, приходя в этот мир, несет в себе некий духовный потенциал (душу), имеющую корень (источник духовной энергии, то "место" в душе Адама, из которого она происходит) и историю предыдущих реинкарнаций, когда не все задачи удавалось завершить и не все испытания были успешно пройдены. При этом человек не имеет никакого отношения к этим реинкарнациям, его личность, опыт, переживания уникальны и принадлежат только ему, ведь душа - не наше Я, это не наша личность, это скорее набор стартовых данных - склонностей, свойств, и одновременно причина нашего появления в мир. Узнать об этом на уровне конкретных людей не представляется возможным. Есть попытки, но как правило, не по отношению к ныне живущим людям - есть книга Ари з"ль "Шаар гильгулим", иногда о подобных вещах сообщает несколько слов Рамбан, Ор аХаим аКадош, но это сложная информация. Если кто-то пообещает Вам, что за небольшую мзду расскажет Вам ВСЕ о Вашей душе и ее реинкарнациях - скорее всего, это шарлатанство. Те, кто такими знаниями могут в принципе владеть, никогда не заинтересованы сообщать об этом, и тем более оказывать подобные услуги, зарабатывая своими знаниями на жизнь, это уже и небезопасно.

Первый вопрос - реинкарнация души. После смерти перерождается та же душа, или же она может как-то разбиться на составляющие и присутствовать в нескольких рожденных людях?

Второй вопрос - Суть, разум, наше "Я". После нашего рождения мы ничего не помним, понятно, что так лучше, естественно, сложно жить младенцу, помня, что где-то жива его прошлая жена, НО наши прошлые "Я" где-то остаются, фиксируются или же фиксируются они где-то лишь у Всевышнего, а для нас наши прошлые "Я" навеки мертвы?

Вопрос третий - конкретное отличие душ Бней Ноах от душ язычников. Слышал такое мнение, что душа язычников "умирает", ну в смысле, всякая информация об "Я" стирается, жизненная сила-то остается, а вот личность - нет. Вот что происходит с Бней Ноах, и что на самом деле происходит с душами язычников? И ещё: еврейская душа может в следующем воплощении прийти НЕеврейской, и наоборот?

Вопросы очень тонкие и просто так ответов в сети на них нету, поэтому и спрашиваю у Вас.

Духовные сущности, в отличие от материальных, не уменьшаются при передаче кому-либо. Пример: знание (не информация, а знания, с информацией сложнее, она и более материальная): если я кому-то передал знания, они появились у этого человека, но и у меня не стало меньше. Связь и возможность обмена, роста и т.д. происходит путем появления качеств, сходных с другим объектом - вход в некие пространства. Скажем, совершая поступки чистого благодеяния (хэседа), душа человека (если это становится его качеством, а не попыткой, скажем, саморекламы), входит, насколько это для него возможно, в мир Хэседа, и у него появляется связь с источником хэседа - Творцом, со всеми каналами, проводящими в мир хэсед - и с душой праотца Авраама, являющейся одним из таких сосудов. Если он сам приходит к тому, чтобы совершить из ряда вон выдающийся поступок в этой области, и у него нет изначально соответствующих качеств, то может случиться, что Творец прибавит такому человеку частичку души Авраама (это пример, необязательно именно Авраама), и тогда справедливо будет сказать, что это - реинкарнация Авраама. Никакого реального отношения к самому Аврааму этот человек иметь не будет, с личностью это не связано, речь идет исключительно о положении души в духовных мирах, ее свойствах. Душа в еврейском понимании не связана с личностью на уровне осознания, это сродни скорее духовной энергии для каких-то поступков. Способен ли человек, к примеру, ради спасения совершенно постороннего для него ребенка продать принадлежащую ему квартиру и до конца жизни жить в арендованной, не сожалея об этом, или нет? Большинство (подавляющее большинство) - нет, и более того - им такой выбор даже не предоставляется, к ним с такой просьбой не обратятся, это бессмысленно. Но представим, что к кому-то обратились... Более того, у него, предположим, хватило сил сделать такой поступок - без рекламы, без фанфар и фотографий в газетах. Тогда это будет говорить о величии души такого человека, а понимающий человек, возможно, даже скажет, что это за великая душа, пришедшая в мир. Я говорю только о милосердии, но могут быть и другие примеры. Настолько, насколько человек по какому-то из параметров начинает связываться с Творцом, существующем вечно, настолько у него появляется аспект вечности, присущий ему самому. Такая связь происходит только сознательно, иначе это невозможно по простой причине: поступок, подобный тому, который мы привели, должен иметь логическую причину. Если человек из нашего примера продал квартиру потому, что он клинический идиот, а девочка спаслась просто по счастливой случайности, никакого отношения к хэседу этот поступок не имеет. То же самое, если человек сделал так, чтобы попасть в газету. Какие еще могут быть мотивы? Религиозные - но не связанные с единым Творцом? Тоже не будет чистым деянием - человек все равно так или иначе рассчитывает на что-то, на награду или что-то еще. Единственный абсолютно чистый мотив такого поступка - уподобление Творцу, так как здесь человек не может рассчитывать на награду: совершенный Творец ни в коей мере не нуждается в наших поступках, а значит торговля (искупление грехов и т.п.) исключена. Но если человек готов на такие вещи, то это не может не сопровождаться и другими поступками - принятием Его воли, выполнением 7 заповедей, а если человек глубже ощущает, что такое Творец, то и 613, во всех остальных случаях о духовности поступка говорить не приходится. Ясно, что поступки человека, не связанного с 7 заповедями, не несут никакого аспекта Вечности, так как они сами по себе материальны, связаны с этим миром и направлены на ту или иную награду, какая бы она ни была, здесь, в этом мире. Здесь они и вознаграждаются, и аспекта вечности в них нет, так как душа не связана с Творцом, а все остальное, материальное, сотворенное - конечно, смертно. По поводу памяти - у души в какой-то момент, когда она осознает себя Душой, отстутствует земная память вообще, но на суде ей напоминают, кто она, ее поступки в земном обличии, и потом эти поступки несут ей награду или наказание.

В духовных мирах отсутствуют материальные удовольствия, и если все интересы личности, склонности и привычки были только материальны, после смерти это превратится в мучения, и хэсед со стороны Творца в том, что такая душа не будет мучиться, а если ей положено наказание, то это, вкупе с осознанием тщетности прожитой жизни, и будут ей наказанием. Таким образом, "Я" в привычном для нас понимании совокупности склонностей, привычек, оценок и т.д., отсутствует, а память о прожитом присутствует, но с определенной позиции осознания причин и следствий, т.е. оценки меняются (хотя склонности могут оставаться). Если у человека при жизни появляется понимание того, как жить для будущего, это называется мудростью, как сказано в Притчах "мудрец выберет заповеди", и это непременно отразится на его поступках, жизнь такого человека выглядит иной. Как если во время огромного урожая и низких цен человеку становится известно об ожидаемой в следующем месяце засухе, и он начинает закупать в бешеных количествах продукты, зерно, спички. Остальные люди считают это чудачеством, смотрят на такого человека, как на опасного чудака. Нужно иметь немало мужества, чтобы так жить.

Не знаю, на все ли вопросы ответил, додумывайте сами.

Мно-ого думал, действительно много. Тут ещё ко всему такой вопрос: по поводу самой реинкарнации. Кто повторно приходит в наш мир, конкретно та же самая душа (тот же самый Иван Иванович), ну просто он рождается заново, в новом теле. Или все же душа (типа как в буддизме) типа как воссоединяется с некоей общей энергией, растворяясь в ней, а затем уже из этого "теста" вновь "вылепляются" новые души. И в одной душе могут присутствовать частички иных "старых" душ. Но частички чисто энергетические. Ну ничто не возникает из ничего (закон сохранения энергии), то есть памяти или еще чего там нету, чисто из частичек энергии составляют новые души и спускаются в наш мир. Примерно подозреваю, что как в сериале "Совершенно секретно" - "Истина где-то рядом". Вообще, как я сам думаю, это здесь мы Васи, Пети, Сергеи, а там, ну в том мире мы как-то отрешимся от этой личностности (ну как и в вашем предыдущем ответе) и несколько с иной точки зрения оценим нашу жизнь, ну а конкретно как и что, как мы вернемся (если...), то вот тут я и забуксовал. Я заранее извиняюсь, что не могу нормально сформулировать сам вопрос. Ну это мысли и размышления, которые я кручу в голове НЕ первый год, перерыл кучу литературы, но чёткого и прямого ответа для иудаизма так увы и не нашёл...

ОК, попытаюсь зайти с другой стороны: к Вечности имеет отношение только Единый Творец. Все остальные Его творения - только постольку, поскольку связаны с Ним. Связь - путем создания в себе определенных качеств, подобных проявлению Вс-вышнего в мире: Его доброта - и наша доброта, Его величие - и наше величие (подробнее - книга Томер Двора на сайте Толдот Йешурун, там это вплоть до практического уровня). И Тора, которая соединяет миры и сознания в единое целое. Все те качества, которые образуют "Ивана Ивановича" - одежда, чтобы голенькая душа не поранилась в материальном мире. Мы часто начинаем привыкать к одежде, нам ее залили чернилами - нам стыдно, что мы в такой одежде и т.д., но мы - не одежда. Ни один человек не стал ни на грамм лучше, одевшись в дорогом магазине (и наоборот). Хотя если человек приучил себя к неопрятной одежде, скажем, то через какое-то время он и сам стал неопрятным. И все же мы, каждый из нас, не измеряемся одеждой, которую носим. Одна и та же духовная сущность может проявляться в разных оттенках, деталях, и это будут все новые Иваны Ивановичи, приходящие в этот мир. Будет ли душа иметь о них память? Да. Будет ли ассоциировать себя с ними? Не больше, чем вы себя - с джинсами, в которых катались на велосипеде в 5 классе. Будете ли это Вы или уже кто-то другой? И да, и нет. Да, потому что если на земле и есть какой-то Вы на самом деле, то это только оно и ничто другое. И вместе с тем, в привычном понимании, не совсем. Единственное отличие - восстание из мертвых: при этом сохраняется, в большей степени, личность, так как речь идет о жизни телесной, в материальном мире. И она не вечна. Иное дело - Грядущий Мир, там уже говорится о жизни душ, в мире, лишенном материальности, вся материальность Грядущего Мира - та, которую души успели накопить в виде мицвот, все остальное - примеры, схемы типа "двоих, которые держатся за таллит" - и не о таллите на самом деле речь идет в мишне, и держатся не так, как это понимают, и вообще речь идет о базисных законах человечества, а таллит - пример. Пропуск в такую духовность - только связь с абсолютными, духовными ценностями, поступки, в которых эта связь выразилась. Может быть, искренняя поддержка людей, связанных с этой Высшей Духовностью (поэтому нееврей удостаивается права поддерживать Тору материально, только после того, как принимает перед бейт-дином 7 заповедей, не раньше) - эта последняя дает даже больше остального. Награда не случайно обозначена так расплывчато - во-первых, мы ведь говорим о чем-то, чему в нашем мире нет аналога, только очень удаленные подобия, а значит, и описать вряд ли можем. Кроме того, служба Вс-вышнему за плату (даже за такую, как Олам hаба) не есть хорошо. Хотя и это неплохо, но цель выше.

Спасибо за ответ, многое начинает несколько проясняться и обретать форму, но с прояснением одних вопросов возникают следующие:

1) Зачем личность "Иван Ивановичу", если он в своем следующем воплощении на земле, став каким-нибудь Петром Петровичем, об этой личности (Иван Иванович) ее делах и.т.п. помнить НЕ будет и использовать опыт и навыки Ивана Ивановича НЕ сможет вообще! На востоке есть подобие кармического воздаяния, который и объясняет эту дилемму - как иудаизм объясняет истинную причину? Кстати это же косвенно затрагивает и вышеуказанный вопрос Вацлава, ведь душа имеет порывы, намерения, а в следующем воплощении всё впустую? Перевел ли я бабушку через дорогу или ограбил кого-то, в этой жизни будет мне воздаяние, ну а в следующем-то воплощении как с этим всем багажом быть? Я ведь могу бандитствовать несколько инкарнаций подряд, неужто это все спустят с рук?

2) Сколько ж будут длиться наши возвращения? Когда ожидается начало конца и чем собственно это все должно закончится? Каков итог?

3) И ещё, души локальны или похожи на энергию, которая после смерти освобождается и может взаимозаменяться? То есть "Иван Иванович" может получить часть души "Петра Петровича" и соответственно наоборот. Ну как освободившаяся от сосудов вода, которая может слиться воедино, а затем разлиться по новым сосудам, НО те же самые молекулы в те же банки НЕ вернутся! Вот и с душой - КАК? Взаимозаменяема она, как вода без сосудов, или локальна, ну типа там какое-то духовное тело, не дающее слиться с иными душами или ещё как?..

Заранее прошу прощения, если я задаю ну очень уж глубокоемкие вопросы, но думаю тут многим будет интересен ответ!

Не в глубокоемкости дело, а в том, что на часть вопросов уже отвечено, а часть требует выхода из формата вопросов-ответов. Реинкарнации в иудаизме нет, и на этом закончим. Ничего о реинкарнациях я не рассказывал. Рассказывал о чем-то другом. О чем - разбирайтесь сами. Проблема в терминологической путанице. А Вас, уважаемый, все время тянет на сходства/отличия - не тужьтесь, нет их, здесь речь вообще о другом. Забудьте про Иванов Ивановичей, помните те основы, о которых мы говорили - есть единый Творец, управляющий миром, мир духовен, цель творения - дать добро людям, в мире существует награда и наказание, мир сложен. Все. Дальше начинается путаница - я уже жалею, что влез в дискуссию. Из книг - можете читать Рамхаля, Кузари, рава Хаима Виталя - все есть на русском, в том числе в Интернете, в том числе продается, высылается и т.д.

Простите, ребе, никоим образом не хотел вас обидеть. Я абсолютно согласен с вами в вышеуказанных тезисах, и у меня и в мыслях не было устраивать с вами дискуссию, я всего лишь задавал вопросы для личного, так сказать, кругозора. Возможно, я неточно подбирал терминологию, ну просто, например, Ефим Свирский - он процесс возврата так и называет реинкарнацией, может, еще что вас задело - простите, пожалуйста, действительно не хотел вас обижать. Учту свои ошибки, больше вопросов не будет, ещё раз простите, пожалуйста, если все же задел вас.

Об обидах разговор не идет совершенно, вопросы как раз задавайте, я просто пытаюсь довольно пространно донести мысль, что сам подход нужно попытаться изменить: в рамках традиционного индивидуального понимания "я" награда практически полностью (за исключением великих праведников) в этом мире. Но есть внутри меня что-то большее, чем мое я. Осознать это можно, ассоциируя себя с духовностью (опять-таки, слово требует определения, надеюсь, ясно, что я не песни Пахмутовой имею в виду, и не спектакли Виктюка). Как ассоциировать себя с духовностью - см. "Томер Двора" на сайте Толдот Йешурун. А вопросы Вы задавайте, они у вас удачные, я просто хочу, чтобы Вы ответ услышали. А из вопросов слышно, что это не получилось пока :)

По поводу г-на Свирского - без комментариев, у нас разные задачи - он все ж таки психолог, значит занимается ТЕЛОМ, а не душой - в еврейском понимании этого дела, а вот с терминологией путаница.

Еврей, по крайней мере, он, так как не знаю, можно ли это сказать о каждом человеке, приходит в этот мир, как я понял, для двух целей: "поднять Небеса", то есть убрать завесу, отделяющую от нас истину (как написано на Толдоте), а с другой стороны, максимально приблизиться к Творцу.

Вопрос первый: верно ли то, что я написал выше?

Вопрос второй: что должно быть мотивом наших хороших поступков, первая цель или вторая?

Все же, думаю, это верно в какой-то степени для каждого человека, только у евреев обязанностей больше. И еще, дополнение, пожалуй, цель все же "поднять землю", с небесами, с духовностью, все в порядке, это не наша сфера, за нее мы можем быть спокойны - с таким партнером, как у нас, не пропадешь! Хотя беспорядки в земном, то бишь в материальном, влияют на небеса, и тут мы должны сказать свое слово. Так что, в принципе, да, "поднять небеса" - тоже в конечном счете справедливо.

А мотивы наших хороших поступков у всех разные, важно выбирать тот, который для нас сейчас самый актуальный, с тем, чтобы все-таки совершать эти хорошие поступки. Ну что, будем мы знать, что цель - объединить "цуд-кей" и "вав-кей", установить мир в "памалии шель мала" (я сознательно кабалистические термины не перевожу) - это все вполне объяснимо и все можно понять, но это далеко от нас. Пока. А близко - желание, чтобы нам было хорошо, чтобы мы жили в более совершенном мире, знание, что за хорошие поступки в мире есть награда, при жизни и после смерти. Не мешает помнить, что за плохие дела есть наказания. И не забывать о пережитых впечатлениях, хранить те зарубки, которые они оставляют в душе. Еще - задумываться о происходящем, научиться видеть, как Вс-вышний управляет миром и как влияет на жизнь каждого из нас. Научиться благодарности. Наверно, это самый важный мотив наших поступков - из реально достижимых: научиться благодарности за жизнь, за мир, который нам подарен, и чувствовать, что хорошие поступки - маленькая толика того, что мы должны Творцу в благодарность за то, что он нам дал.

Самый главный вопрос - абсолютно все, что с нами происходит в жизни, происходит по воле Всевышнего? Но почему же, когда случается какое-то событие, исход которого зависит от выбора человека, где наличие морального выбора очевидно (например, помочь человеку или нет, или сесть пьяным за руль или нет), причиной исхода этого действия считают все равно Всевышнего? Ведь от человека тоже зависел исход.

От человека зависит, какой вариант поведения ему выбрать. Результат его усилий зависит уже не от него. Есть такие специальные слова - случайность, форс-мажор, стечение обстоятельств - все это вместе в конечном счете и определяет происходящее, часто НЕСМОТРЯ на наши усилия. Это и есть провидение. Не все, что мы запланировали, подготовили и начали делать, реализуется. И ответственность мы несем не столько за результаты, сколько за намерения, за наш выбор. Выбор варианта собственного поведения. А результат не в наших руках, это уже свыше, хотя если человек просто не приложил достаточно усилий, результата наверняка не будет, разве что чудом, и вина за это только на нас самих. Однако, если человек задумал, подготовил и реализовал - ответственность с него никто не снимает, а причина, почему Вс-вышний не вмешался, нам вряд ли откроется, во всяком случае, если не возобновится пророчество. И, как сказано в теиллим, псалмах Давида, "Много мыслей в сердце человека, замысел Вс-вышнего, он поднимется".

Скажите, пожалуйста, может ли быть такое, что ашгаха пратит работает "задним числом"?

Например, человек был спасён во время какой-то катастрофы, но тогда он ещё не был достойным человеком -- но по прошествии времени пересмотрел свою жизнь, сделал тшуву, какое-то изменение в жизни (например, Бейт-Дин)?

Да, разумеется, в позитивную сторону такое может произойти, особенно, если у самого человека или у кого-то из его предков есть какие-то особые заслуги перед Вс-вышним. В негативную сторону - есть правило "каашер hу шам" - об Ишмаэле говорится, что когда он был при смерти, то молился, и Вс-вышний услышал его голос ТАМ, ГДЕ ОН НАХОДИЛСЯ, и помог ему - дал возможность увидеть колодец с водой и спастись. Устная Тора объясняет, что в момент, когда он молился, на небесах шел суд, встала группа ангелов, которая возражала и говорила, что в будущем потомки Ишмаэля будут еврейских детей жаждой до смерти, и несправедливо сейчас спасать Ишмаэля, на что был дан ответ: суд идет ТАМ, ГДЕ ОН НАХОДИТСЯ - по ситуации на сегодня, а не по тому, что произойдет в будущем.

Никак не могу понять.

В жизни существуют моменты, когда сама возможность морального выбора у человека встала из-за провидения или из-за естественных причин. Здесь не может быть вопросов относительно того, Кто сама ПРИЧИНА выбора. То есть можно считать в таком случае, если на тебе выбор человека в такой ситуации сказался, что ответственны за это и человек, и Творец.

Но что, если моральный выбор у человека встал из-за такого же выбора другого человека (допустим, выбери он поступить хорошо, ничего бы не было - как пример). Здесь, вроде бы, получается - виноваты люди, и Творец ни при чем. Это верно или нет?

Не существует в мире ничего, о чем можно было бы сказать, что Творец ни при чем. Даже если выбор, который мы должны сделать, связан цепной реакцией с предыдущим выбором другого человека, не случайно мы оказались рядом, не случайно именно мы в этой ситуации. Всегда есть (кроме воли человека, на которую Вс-вышний не оказывает решающего влияния) масса обстоятельств, не будь которых, мы были бы ни при чем. Поэтому о вине людей можно говорить только в плане их собственных поступков, не более того. Наш выбор не может быть чьей-то виной, за себя мы решаем сами, хотя причины как самой ситуации, так и результата, могут быть и внешними. И всегда человек волен лишь в своем решении, а вот реализуется оно в реальности или нет - уже зависит от множества факторов, которые не в его руках. Немного бы осталось людей, если бы всякое покушение на убийство достигало бы цели. Тогда в каких случаях замысел человека реализуется, а в каких - нет? Если его замысел соответствует воле Творца, тогда реализуется. Значит, не за что и наказывать - Творец посчитал нужным (или возможным) такую-то войну, такое-то предательство, дал ему произойти? Да, у Творца были свои расчеты, зачем это было нужно, на роль палача, предателя, застрельщика мы вызвались сами, за это нам и полагается награда или наказание. Но на результат мы повлиять не можем, это - уже провидение. "Много мыслей в сердце человека, замысел Творца - он пребудет". И еще одно - всегда все происходит по естественным причинам, и здесь нет никакого противоречия тому, что все по воле Б-га. Он стоит за естественными причинами. После 6 дней творения все происходящее вписывается в рамки естественных причин, но всегда есть бесконечное множество вариантов развития событий. И всегда все происходит по воле Творца.

К предыдущему. Рав Моше, правильно ли понимаю тогда:

Убийство одного человека другим происходит тогда, когда первому человеку вынесен Небесами смертный приговор, а второму дан выбор - нарушить заповедь запрета убийства или нет? И если второй человек делает хороший выбор, то первый всё равно погибает, скажем, в автомобильной аварии (при этом второй человек заслужит награду за хороший выбор). Но если второй человек делает плохой выбор, то происходит убийство?

И ещё:

"Сделай свои пути Моими путями, и тогда твои пути Я сделаю Своими путями". Исходя из сказанного Вами выше, получается, что чем "тоньше" человек чувствует волю Всевышнего, тем выше шансы, что исполнятся его расчёты?

Скажем, недостойный человек открывает бизнес, но шансы успеха бизнеса - кто его знает какие? Ведь нам неизвестны расчёты Всевышнего. Совпадут, не совпадут с Его волей? В позитивном смысле или негативном? И т.д.

Другой человек, склонный к милосердию и помощи бедным, в это время тоже открывает бизнес. При этом шансы успеха его бизнеса более высокие? (Потому что помощь бедным угодна Б-гу, и значит вероятность, что Он даст деньги именно этому бизнесмену - выше, так?)

P.S. Вопрос по отношению к нееврею, бен Ноаху, принявшему статус в Бейт-Дине.

ИМХО, да, Вы поняли совершенно точно, и именно так это объясняет Раши в комментарии о непреднамеренном убийце (Книга ИСХОД. Недельный раздел Мишпатим гл. 21 стих 13. Но если он не по вражде убил его, а Б-г попустил ему под руку, то Я установлю тебе место, куда он сможет бежать) Раши:"И Б-г попустил ему под руку". О чем говорит Писание? О двух людях, один (из которых) убил неумышленно, а другой убил злонамеренно, и при этом не было очевидцев, чтобы дать свидетельские показания. (Поэтому) второй не был предан смерти, а первый не был подвергнут изгнанию (в город-убежище, см. В пустыне 35, 11). И вот Святой, благословен Он, дает им встретиться в одном заезжем дворе. Убивший злонамеренно сидит под лестницей, а убивший неумышленно поднимается по этой лестнице, падает на убившего злонамеренно и (в своем падении) убивает его. И очевидцы (которых много в таком людном месте) дают о нем свидетельские показания, и его приговаривают к изгнанию. Таким образом, убивший непреднамеренно подвергается изгнанию, а убивший злоумышленно умерщвлен.

И во втором утверждении я согласен с Вами - человек, живущий так, как хочет Б-г, удостаивается награды - и в этом мире, и в мире грядущем. С одной поправкой: а Вы уверены, что успех в бизнесе - всегда и для всех награда? Вс-вышний человеку гнилой товар не подсовывает. Возможно, кому-то успех не на пользу, а во вред. Тогда он получает нечто другое. Да, возможно, он при этом будет кладовщиком в Одессе, как в старом анекдоте, но если при этом он удачно женится, родит детей и дольше проживет - возможно, это гораздо большая награда, чем мешок денег. Разумеется, фор хум хау, как говорят французы.

Я бы хотел поинтересоваться: геула (избавление), которая неизбежно должна наступить, будет следствием действий народа Израиля или совместных с бней Ноах? И если совместных, то как распределятся роли в %-ом отношении? Извините за формулировку.

Также привожу ответ Валентина Лещинского на этот же вопрос: "Геула - действие Всевышнего. Подготовить её приход должны люди Торы, как евреи, так и неевреи, т.е. мы, БН".

Геула, которая должна произойти НЕИЗБЕЖНО, не будет следствием наших действий, но еще не потеряны шансы на геулу, которую, возможно, удастся заслужить своими действиями, и здесь Народы мира - непосредственные участники происходящего: их реакция является индикацией того, насколько народ Израиля преданно выполняет мицвот. Освящение имени Вс-вышнего - это когда люди смотрят на праведника и говорят: "Да, значит есть Б-г, раз эти люди готовы так ему служить". Если геула не произойдет благодаря нашим заслугам, то произойдет вопреки нашим грехам, и тогда геула уже не будет зависеть от нашего выбора, она придет "сверху". Разумеется, ее ценность будет меньше. В результате геулы евреи начнут выполнять ту же функцию, которую сегодня выполняют коэны, неевреи - функцию, кот. сегодня выполняют простые евреи, некоэны, вся Эрец Исраэль получит статус, кот. на сегодня есть только у Иерусалима, а Эрец Исраэль распространится на весь мир.

Помогите разобраться. Пытаясь понять смысл нашего пребывания в этом мире, нашел несколько объяснений, которые не получается собрать в единую картину. Первое: наша жизнь - это шанс удостоиться жизни в мире грядущем, на основании наших поступков выносится решение.

Есть еще один существенный момент: наша жизнь - это шанс прожить достойно; точно так же, как в обществе человек, лишенный элементарной способности быть благодарным за добро, считается безнравственным, так и в глобальном плане человек, не считающий себя обязанным быть благодарным Творцу и соблюдать Его законы - безнравственен. А жизнь после смерти, восстание из мертвых - награда, и стимулом для достойного поведения она никак быть не может, иначе это в чистом виде торговля, и невозможно говорить о наказании за преступление: кто хотел, выбрал "загробную жизнь", теперь зарабатывает очки, а кто по другой теме, ему охота в этом мире "разгуляться" - с него какой и спрос!

Второе: эта жизнь не первая и не последняя, это только одна из ступеней в цепи перерождений, и если не в этой жизни, то в одной из следующих обязательно достигнем максимума.

Вопрос о перерождениях в контексте смысла жизни неуместен. Начнем с того, что в Письменной Торе о перерождениях "почему-то" нет ни слова. Кстати, как и о награде после смерти, по ходу дела, хотя о восстании из мертвых, по жесткому настоянию Устной Торы, из намеков в Торе Письменной мы знаем. Но о перерождениях, гильгулим, не говорится и в Устной Торе напрямую. Только Зоар и затем более подробно Ари аКадош очень скупо говорит о перерождениях. Но в любом случае речь не идет о личности, она вполне уникальна, как говорит Талмуд, почему человек вначале был создан в единственном экземпляре? Чтобы каждый мог бы сказать "для меня создан мир" - и с полным правом! По этой же причине тот, кто уничтожил одного человека - уничтожил вечь мир, это не в переносном смысле слова, а вполне буквальном. Существует понятие "корень души человека", здесь уместно говорить о перерождениях - какая-то частичка духовности проходит исправление, приходит в этот мир снова и снова (кстати, никакой гарантии, что рано или поздно непременно исправится, в общем-то, нет). Но к личности это не имеет отношения - таких, как мы, больше нет и не будет, в мир приходит совершенно другой человек, так что грех - огромное несчастье, его исправляет только тшува, раскаяние, а в расчеты Вс-вышнего нам лучше не входить - эта сфера для людей закрыта, "бэмуфла мимха аль тидрош" - в скрытое от тебя не углубляйся.

Третье: наша награда или наше наказание - следствие не наших поступков, но поступков наших родителей.

Абсолютно неверно. Дварим 32:4 Твердыня, совершенно Его деяние, ибо все пути Его правосудны; Б-г верный, и нет кривды, праведен, и прямо это.

За то, что нам привили родители, награду получают родители, нас судят за то, что мы выбрали сами (подробно см. Михтав миЭлияу, т.1 стр. 116).

Четвертое: народ воспринимается как одно целое, и он судится как человек, человек же является ничего не значащей песчинкой в этом потоке.

Да, существует такое, когда народ судится по большинству его поступков, заслуг или грехов, как личность, при этом "выслушивают" его ангела-представителя, где он выступает как адвокат или, наоборот, обвинитель, в зависимости от обстоятельств, но это не отменяет ни суда, ни награды, ни наказания по отношению к отдельным людям - один из выводов из приведенного выше стиха состоит в том, что счет и на личном, индивидуальном уровне, и на уровне больших чисел всегда сходится. А коллективное наказание в Торе (потоп, Шхем, война с коленом Биньямина в книге Судей) применяется потому, что в некоторых случаях человек обязан протестовать против беззакония, сделать все, что в его силах, чтобы защитить невиновных. Если он не протестует, то пусть будет готовым к тому, что и он может оказаться на скамье подсудимых и быть наказанным так же, как и преступники. А разницу может получить "наличными" - удачей, долголетием, властью и т.п.

(Ответ на дискуссию между участниками)

Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным :) Нужно учиться, работать над своими душевными качествами, изучать мусар, и все станет на свои места. Человек, имеющий представление о величии Творца и грандиозности поставленной задачи, вне зависимости от того, идет ли разговор о 613 заповедях или о 7, почти гарантирован от мыслей о своем собственном величии, скорее, нужно быть осторожным, чтобы не отчаяться. И важно твердо знать, что Творец никогда не ставит нам невыполнимых задач, хотя иногда ставит очень трудные, и делать, что можно, а Хозяин уже поможет сделать с нашими слабенькими возможностями то, что нужно.

Иудаизм, ноахизм, этика и т.д.

Написано: "дэрех эрец кадма леТора" - этика (букв."путь земли", как у Ахматовой - путь всея земли) раньше Торы. Тора - план и замысел Творения, она была до сотворения мира, но у людей до дарования Торы с горы Синай была духовность, которая имела тот же источник, и передавалась через пророков (Адама, Ноаха, Шема, Эвера и др.), но не выглядела как книга, которую следовало изучать, а как набор этических правил, как правильно жить в мире, чтобы не было катастрофы. В Талмуде, трактате Санhедрин, говорится, что у Адама было 10 заповедей - плодиться и размножаться и заполнять землю, не есть от Дерева, 7 заповедей БН и запрет есть мясо животных. После изгнания ушла заповедь не есть от Дерева, после Потопа был разрешен запрет на мясное. Потом, так как народы мира не выполняли оставшиеся, Вс-вышний "отменил" и эти (имеется в виду не полная отмена, а то, что не стал наказывать за невыполнение), потом эти заповеди появились в мире как часть Торы, отнесенная к неевреям. Поэтому Рамбам и пишет в hалахот млахим, что те, кто выполняют 7 заповедей, потому что у них такая традиция (от Адама, например) или потому что это вообще очень мудро и правильно, не называются праведниками народов Мира, а называются мудрецами и права на награду не имеют. Праведники - это те, кто выполняет 7 заповедей, потому что так им повелено в Торе, которую еврейский народ получил от Вс-вышнего на горе Синай. Так что после Исхода 7 мицвот, действительно, интегральная часть Торы, а задача еврейского народа - быть учителями духовности в мире, и признание Торы с Синая - тоже часть 7 заповедей. Объяснить в деталях, почему это так - задача, выходящая за рамки "контактов". Приходите на уроки, в он-лайн или офф-лайн, не имеет значения.

(Продолжение по теме Геула, евреи, народы мира)

Геула - всегда от Вс-вышнего, вопрос только в том, каким путем она придет, и у кого какое лицо потом будет. Источником геулы обязательно будет еврейский народ, для этого он существует, но народы мира примут в этом непосредственное участие. Поскольку часть геулы - освобождение евреев из-под власти народов мира, то ограничения, существующие сегодня - отодвигают геулу, причем речь идет не только о ограничениях чисто религиозных, но и о бытовых преследованиях (для того, чтобы соблюдать мицвот, надо быть по крайней мере живым и желательно здоровым, иметь источник пропитания), причем и то и другое (идейный антисемитизм и бытовой) - проявление одного и того же свойства, но в разных сферах - кто на что способен. Не стоит идеализировать евреев в их реальном состоянии, но демонизация евреев, безусловно, работает на темное начало (у нас не называют имена лишний раз.)

Рав Моше, вопрос о сновидениях.

"Наши мудрецы говорят, что любой сон — это "одна шестидесятая пророчества", т.е. видение сна находится на самой низкой ступени пророчества. Ашем наводит такие сны, каких человек заслуживает своим поведением и тшувой, раскаянием. Если человек исправится, сделает тшуву, то даже дурной сон может обернуться для него самым благоприятным образом" (из книги "Мидраш рассказывает", http://www.chassidus.ru/library/midrash/midrash_says...).

Значит ли это, что нужно серьезно относиться к своим снам и пытаться как-то их истолковать?

Только к таким снам, которые оставляют после себя сильное впечатление, душевное волнение, возвращаются, особенно ярко запоминаются, в которых есть голоса, запахи - одним словом, необычные сны. Всегда есть вероятность при этом, что вас сбивает с толку собственная экзальтированность, но иногда в них бывают крупицы важной информации, предупреждения и т.п. Если не удается убедить себя, что вам приснилась обычная путаница, стоит поговорить с раввином, который разбирается в этих вопросах. Таких не так много. Вообще, рассказывать сны всем знакомым и незнакомым вряд ли стоит, так как многое зависит от "раскрытия" сна, т.е. от истолкования. Поэтому важно, чтобы человек был хорошо по отношению к вам настроен и разбирался в вопросе. Еще один момент: самим лучше не истолковывать сон, если только вы не видели во сне его истолкование, такое тоже бывает.




1. Политико-психологический портрет представителя русской интеллигенции Рирхард Зорге
2. Уленшпигель нарезки На сцене к началу действия стоят стол и два кресла ждут последней сцены
3. Габриэл Сундукян
4. Тема 3 Организация и управление
5. Социальный конфликт и пути его разрешения Социальная неоднородность общества различия в уровне доходов
6. Реферат- Пиролиз угля
7. Теодор Рузвельт
8. державні проблеми
9. Финансовые условия внешнеэкономических контрактов
10. Мегалобластные и гемолитические анемии
11.  The governments formed by the hed of the stte 2
12. Организация работы прокуратуры по надзору при исполнении наказаний и мер принудительного характера.html
13. Занятость и безработица, особенности в Республике Беларусь.html
14. 201г Мы в дальнейшем Продавец и
15. Основные направления сотрудничества Китайской Народной Республики КНР и Исламской Республики Ирана ИР.html
16. БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17. Курсовая работа- Этнополитичесские конфликты на Северном Кавказе
18. Гарри Марковиц р
19. NOTES FROM FRIEND Quick nd Simple Guide to Tking Chrge of Your Life by nthony Rubbins
20. ЗАДАНИЕ 1 на курсовую работу по курсу