Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

1История познания человека свидетельствует о сложности и противоречивости данной проблемы

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.1.2022

26.Проблема человека в философии

Проблема человека в истории философии

1)История познания человека свидетельствует о сложности и противоречивости данной проблемы. Каждая философская концепция (несмотря на определенные недостатки и историческую ограниченность) добавляла новые черты, открывала новые грани в познании человека. В философии Древней Греции господствовал космологизм в понимании человека. Философы  милетской школы утверждали: человек содержит в себе все основные элементы стихии, космоса. Демокрит подчеркивал: в какой мере Вселенная является макрокосмосом, в такой же мере и человек является микрокосмосом. Во второй половине V в. до н. э. в Греции появились софисты. Они сохранили унаследованный от древней философии целостный взгляд на человека и видение его как части природы, но уже начали рассматривать его в условиях социокультурного бытия. Устами Протагора они провозгласили тезис: «Человек — мера всех вещей». Вслед за софистами проблему человека разрабатывал Сократ. Он поставил ее в центр своей философии. Девизом Сократа стал призыв, который был вычеканен на вратах храма Аполлона в Дельфах: «Человек, познай самого себя!» Ученик Сократа Платон различал в человеке бессмертную душу (проявление мира вечного и идеального) и тело (проявление всего временного и суетного). Иначе понимал природу человека Аристотель, рассматривая его как «политическое животное», вершину мировой иерархии: с одной стороны, он внутренне связан с природой, а с другой — противостоит ей, поскольку в нем есть душа — причина и начало человеческого тела.Европейская средневековая философия, опираясь на христианскую традицию, выдвигала на первый план религиозно-моральные проблемы человеческого существования, разрабатывала проблему соотношения между Богом и человеком. Что же главное в этом соотношении? Важнейшим для человека является спасение, которое христианство понимает как восхождение несовершенной личности к совершенной — Богу. Понятие личности было введено Августином Блаженным. Он подчеркивал, что Бог есть сама личность, персона (от лат. — persona). А значит, и человек, созданный по образу и подобию Творца, тоже является личностью. Правда, вследствие грехопадения она утратила совершенство и целостность. Существенными составными, или ипостасями, личности являются воля, интеллект и память. Через них пролегают пути совершенствования человеческой души и единения ее с Богом. Оригинальность эпохи Возрождения состоит в отбрасывании каких-либо принципов ограничения земного развития человека. Бог сместился на периферию человеческой жизни. Человек оторвался от него и теперь верит в себя. На место Бога он ставит «человекобога» (Федор Достоевский). Приобретая статус действительно богоподобного существа, человек становится главным предметом духовных поисков. Он ищет опоры прежде всего в себе, в своей душе и своем теле. Превыше всего он ставит своеобразие и уникальность индивидуума. Философия Нового времени считала истинно человеческим в человеке то, что делает его представителем всего человечества, поэтому сконцентрировала внимание на его всеобщей природе, социальной сущности, универсальности и т. п. Так, новоевропейская философия XVII века особое внимание уделяла разуму как специфической особенности человека. Например, Рене Декарт связывал сущность человека с его мышлением: «Мыслю — следовательно, существую». Рационалистический подход к человеку объединялся у Декарта с натуралистическим: он рассматривал человека как реальную связь бездушного и мертвого телесного механизма с разумной душой, которая обладает волей и мыслит. Много внимания проблеме человека уделяли и такие философы Нового времени, как Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс, Де-ни Дидро, Клод Гельвеции, Жюльен Ламетри.Для немецкой классической философии определяющим являлось представление о человеке как субъекте духовной деятельности,  который создает мир культуры и является носителем общего идеального начала, духа, разума. Иммануил Кант подчеркивал моральный характер природы человека, Иоганн Фихтероль деятельности в жизни человека, Георг Гегель — духовность, Людвиг Фейербах — любовь к ближнему. Людвиг Фейербах рассматривал человека как природное существо, высшую ступень природного саморазвития. Чувства и сознание человека являются также природными явлениями. Поэтому он говорил о человеке как о чем-то неизменном, абсолютном, а не как о конкретном историческом человеке.Исходным пунктом марксистского понимания человека является трактование его как производной от общества, как продукт и субъект общественно-практической деятельности. Сущностью человека Карл Маркс считал именно совокупность всех общественных отношений. Марксизм обосновал принципиальную незавершенность человека, его открытость миру, «незапрограммированность» раз и навсегда его сущности. Человек самосоздает и саморазвивает себя в процессе исторической и культурной жизни. Марксизму принадлежит трудовая теория происхождения человека, которая анализирует механизм трансформации биологического в социальное. Основные направления китайской философии: даосизм - все сущее путь, где все взаимосвязано и взаимозависимо (Лао Цзы - Старый Учитель); конфуцианство — философия поведения в обществе— сдержанность, послушание старшим, осторожность, восприятие мира каким он есть (Конфуций);легизм — человек управляет жизнью с помощью устанавливаемых  им  законов,   которым  необходимо  подчиняться (Шан Ян).Основные направления древнеиндийской философии. ведизм — поклонение древнему знанию (ведам);буддизм — отрешение от внешнего мира, сосредоточение всех помыслов на духовной жизни, достижение абсолютной просвещенности и вечной жизни.

2)Антропогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также сложения общества. ПСИХОАНАЛИЗ - понятие, введенное З. Фрейдом для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Экзистенцианализм - философское учение, в центре внимания которого стоит человек. Полагается предметом чел-кая жизнь, чел-кое существование. Философская антропология: основные идеи: 1) Кризис общества-результат кризиса личности. Естественные науки затемняют проблему человека. 2) Человека нельзя определить. Все опр-ия что есть человек-неудачны. 3) Ядро личности составляют ценности. 4) Человек – существо эксцентричное. Выход за границы причинно-следственных отношений – это чудо. 5) Человек (по Ницше) – биологически неспециализированное сущ-во.Культура- форма компенсации человека. 6) Человек-животное создающее символ. Символ связывает нас с тайной. Вся культура символична. В символах отражаются наши страхи и неврозы.

Социальные нормы - общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

•   поддерживают порядок, равновесие в обществе;

•   подавляют скрытые в человеке биологические инстинк ты, "окультуривают" человека;

•   помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Видами социальных норм являются:

•   нормы морали;

•   нормы группы, коллектива;

•   специальные (профессиональные) нормы;

•   нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы — особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

Специальные (профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

•   устанавливаются особыми уполномоченными государственными органами;

•   имеют общеобязательный характер;

•   формально-определенны (четко сформулированы в письменной форме); *регулируют   четко  определенный   круг  общественных отношений (а не общественные отношения вообще); *подкреплены принудительной силой государства (возможностью применения насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).




1. Бланковый тест состоит из отдельных бланков
2. реферату- Тимошенко С
3. Питання до складання заліку з дисципліни Електричні машини
4. Гендерные особенности межличностных взаимодействий супругов в ситуации семейного конфликта
5. Файли config
6. 1940 советский партийный и государственный деятель экономист историк публицист автор большого числа работ
7. Аналитическая философия и рационализм XX века Наследие классического рационализма Рационалистическая т
8. Впровадження положень Болонського процесу в Україн
9.  Раньше даже пол года назад представляя своё идеальное будущее я видела себя с американской пропиской
10. Федерализм как основа государственного устройства РФ
11. 2013 годы В 2011 году реализация мероприятий Программы содействия занятости населения Орловской области на
12. Радужка Шаг 3
13. Английская модель развития капитализма
14. Расширение понятийно-терминологического арсенала студента.html
15. Реферат- Подборка пословиц на Философские темы
16. Травмы зубов и альвеолярного отростк
17. Дом карельского языка в лице ее председателя Гоккоевой Ольги Викторовны
18. Тема- Сам себе я помогу и здоровье сберегу
19. І.Сцепанцоў в.а. загадчыка кафедры менеджменту сацыякультурнай дзейнасці УА ldquo;Беларускі дзяржаўны універс
20. Лабораторная работа 9 Определение радиуса кривизны линзы с помощью интерференционных полос равной толщ