Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Ярославский государственный педагогический университет им

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


Приложение

Оформление Дневника производственной (педагогической) практики

в группах детей раннего возраста

(очная и заочная формы обучения)

Филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского» в г. Рыбинске Ярославской области

(Филиал ЯГПУ в г. Рыбинске)

Дневник работы студента-практиканта

2 курса группы Д – _____

дошкольного отделения педагогического факультета

_______________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: 050125.62 «Дошкольное образование» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Рыбинск

201__

Место прохождения практики: 

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

полное наименование дошкольного образовательного учреждения, местонахождение

Тел.: ____________________________

Информация о руководителях практики

Руководитель практики: Карелина Инесса Олеговна

Заведующая ДОУ:

______________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

Старший воспитатель ДОУ:

______________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

Воспитатель группы детей раннего возраста:

______________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество, номер группы

Срок прохождения производственной (педагогической) практики:

с «__»______________ по «__» _______________ 201__г. (2 недели)            

Технологическая карта производственной (педагогической) практики

Наименование практики

Уровень образования

Кол-во зачетных единиц

Педагогическая

бакалавриат

3

База практики

№ п/п

Задание

Форма отчетности

Кол-во баллов

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(максимальное кол-во баллов – 10, минимальное кол-во баллов – 6)

1

1-й день практики. Представление методического портфеля. Содержание:

1.1. Методические материалы по организации педагогической практики в группе детей раннего возраста.

1.2. Методические материалы по организации взаимодействия с родителями.

Методический портфель

max – 5 б.

min – 3 б.

max – 5 б.

min – 3 б.

практика в группе детей раннего возраста

ознакомительно-аналитический этап

(максимальное кол-во баллов –20, минимальное кол-во баллов – 12)

2

2-й день практики. Знакомство с организацией образовательного процесса в группе детей раннего возраста. Помощь в организации режимных моментов в течение дня.

Сведения об организации образовательного процесса.

Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми (на неделю)

max – 5 б. 

min – 3 б.

3

3-4-й день практики. Наблюдение и анализ организации:

- режимных моментов (в I п. дня, во II п. дня);

- форм работы в блоке «Непосредственно образовательная деятельность» по освоению образовательных областей программы;

- прогулки (дневной и вечерней)

Анализ организации режимных моментов в I и II п. дня.

Анализ 3 форм работы (на выбор) по освоению образовательных областей программы.

Анализ организации прогулок.

max – 5 б. 

min – 3 б.

max – 5 б. 

min – 3 б.

max – 5 б. 

min – 3 б.

Решение профессионально-педагогических задач

(максимальное кол-во баллов –65, минимальное кол-во баллов – 39)

4

5

6

7

8

9

5-9-й день практики. Подготовка к самостоятельной организации режимных моментов:

- в I п. дня: прием детей и самостоятельная деятельность до завтрака, умывание, проведение завтрака, сбор на прогулку, прогулка, проведение обеда, организация сна;

- во II п. дня: организация подъема детей, проведение полдника, индивидуальная работа, сбор на прогулку, прогулка

Конспекты организации режимных моментов, прогулок в I п. дня,  во II п. дня

Организация режимных моментов, прогулок в I п. дня, во II п. дня

max – 5 б. 

min – 3 б.

max – 5 б. 

min – 3 б.

Подготовка к самостоятельной организации 3 интегрированных занятий с подгруппой детей по освоению образовательных областей программы:

1-е занятие;

2-е занятие;

3-е занятие.

Конспекты интегрированных занятий.

Организация 3 интегрированных занятий

max – 5 б. 

min – 3 б.

max – 5 б. 

min – 3 б.

max – 5 б. 

min – 3 б.

max – 5 б. 

min – 3 б.

Подготовка к самостоятельной организации совместной деятельности с детьми (дидактической игры с предметами)

Организация дидактической игры

max – 5 б. 

min – 3 б.

Подготовка к самостоятельной организации и руководству сюжетно-ролевой игрой детей

Планирование организации процессуальной игры

Организация и руководство процессуальной игрой детей

max – 5 б. 

min – 3 б.

max – 5 б. 

min – 3 б.

Подготовка к самостоятельной организации и проведению вечера развлечений для детей

Сценарий развлечения для детей

Организация и проведение вечера развлечений для детей

max – 5 б. 

min – 3 б.

max – 5 б. 

min – 3 б.

Организация одной из форм взаимодействия с родителями  по актуальным проблемам воспитания, обучения и развития детей.

Сценарий формы взаимодействия с родителями

Организация взаимодействия с родителями.

max – 5 б. 

min – 3 б.

max – 5 б. 

min – 3 б.

Заключительный этап

(максимальное кол-во баллов –5, минимальное кол-во баллов – 3)

10

10-й день практики. Оформление приложений к реализованному плану педагогической практики.  Подготовка отчета по педагогической практике.

Отчет-самоанализ по педагогической практике.

Рефлексивная карта оценки профессиональной компетентности студента-практиканта.

11

Подготовка к участию в итоговой конференции (представление личностно-профессиональных достижений в ходе практики)

Доклад (презентация, газета, видеоролик и т.д.)

max – 5 б. 

min – 3 б.

Итого:

Максимальное кол-во баллов – 100.

Минимальное кол-во баллов – 60.

Индивидуальный план работы студента-практиканта на период практики

с «__»______________ по «__» _______________ 201__г.

 

Наименование видов работ

Сроки

Подпись руководителя практики в ДОУ

Задание 1

Оформление портфолио по педагогической практике

Содержание:

  1.  Методические материалы по организации педагогической практики в группе детей раннего возраста:
    •  картотека подвижных игр (не менее 10 игр);
    •  картотека дидактических игр с предметами (не менее 10 игр);
    •  подборка художественного слова для организации режимных процессов (не менее 10 вариантов);
    •  картотека физкультминуток;
    •  сценарий развлечения.
  2.  Методические материалы по организации взаимодействия с родителями (не менее 3 сценариев форм взаимодействия с родителями по актуальным направлениям воспитания, обучения и развития детей раннего возраста).

Рекомендуемая литература:

  1.  Алямовская В.Г. и др. Беседы о поведении ребенка за столом. – М., 2009.
  2.  Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М., 2008.
  3.  Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М., 2008.
  4.  Иванова Н.В., Кривовицина О.Б., Якупова Е.Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ. – М., 2011.
  5.  Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2010.
  6.  Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М., 2009.
  7.  Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей 2-5 лет. – М., 2009.

Задание 2

Знакомство с организацией образовательного процесса в группе детей раннего возраста 

Содержание:

  1.  Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
  2.  Режим дня.
  3.  Формы образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей по освоению образовательных областей (образец плана образовательной работы с детьми на неделю).
  4.  Помощь в организации режимных моментов в течение дня.

Рекомендуемая литература:

  1.  Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. – СПб., 2003.
  2.  Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. – М., 2003.
  3.  Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие. – М., 2006.
  4.  Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд. – М., 2009.
  5.  Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. – М., 2005.
  6.  Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2010.

Задание 3

Анализ плана воспитательно-образовательной работы в группе детей раннего возраста (на неделю)

 

Вопросы для изучения:

  1.  Соблюдение требований к календарному плану.
  2.  Формы непосредственно образовательной деятельности.
  3.  Формулируются ли развивающие, обучающие, воспитательные задачи организации образовательной деятельности?
  4.  Формы образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
  5.  Планирование содержания, методов и приемов воспитания культуры поведения детей, культурно-гигиенических навыков.
  6.  Планируется ли формирование навыков игровой, трудовой деятельности.
  7.  Оборудования занятий (игры, труда).

Рекомендуемая литература:

  1.  Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие. – М., 2006.
  2.  Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2010.

Задание 4

Наблюдение и анализ организации режимных моментов (в первую половину дня, во вторую половину дня)

Вопросы для изучения:

  1.  Прием детей:
    •  где и кем проводится прием детей?
    •  готова ли группа к приему?
    •  какой материал подготовлен воспитателем к приему детей?
    •  обращает ли внимание педагог на самочувствие детей при организации приема?
    •  о чем и как разговаривает с родителями?
    •  какие приемы использует педагог, чтобы отвлечь ребенка от расставания с родителями, вызвать положительные эмоции, создать хорошее настроение?
    •  с каким настроением дети идут в группу?
    •  уделяет ли воспитатель внимание всем детям?
    •  чем занимаются дети, придя в группу, как воспитатель организует их на игры, о чем говорит с детьми, чем занимается с ними?
  2.  Умывание:
    •  подготовлены ли условия в группе для процедуры умывания? (лежит ли на месте туалетное мыло, у всех ли детей чистые полотенца, есть ли метки на полотенцах);
    •  как воспитатель организует детей на умывание, сколько детей идет одновременно умываться, чем заняты остальные?
    •  какие приемы применяет воспитатель для формирования у ребенка умений и навыков умывания(показ, объяснение, пример другого ребенка, использование художественного слова, поощрение)?
    •  какова роль помощника воспитателя (младшего воспитателя) в организации и проведении умывания?
    •  насколько самостоятельно и правильно дети умеют мыть лицо и руки, сформировано ли у них умение вытирать их, умываться аккуратно, не разбрызгивая воду и не замочив одежду?
    •  какова длительность процесса умывания?
    •  какие образовательные задачи решает педагог в процессе умывания (развитие речи, предметной деятельности и др.)?
  3.  Прием пищи:
    •  у каждого ли ребенка есть свое место за столом?
    •  соответствуют ли стол и стул росту ребенка?
    •  как дети садятся за столы (одновременно, по мере окончания умывания);
    •  стояла ли еда на столе или дети ожидали ее подачи?
    •  были ли задержки в подаче еды?
    •  не холодная ли была еда?
    •  не обжигались ли деть едой?
    •  не вызывает ли процесс приема пищи отвращения у детей?
    •  как сервирован стол?
    •  следит ли воспитатель за позой детей во время еды?
    •  были ли названы блюда педагогом?
    •  учил ли педагог детей правильно пользоваться столовыми приборами, есть самостоятельно, тщательно прожевывать пищу?
    •  какие методы и приемы при этом использовал?
    •  какая работа проводилась с детьми, которые отказывались от предлагаемой пищи?
    •  охотно ли дети ели, хорошо ли пережевывали пищу?
    •  как дети реагировали на приемы и методы, используемые воспитателем?
    •  решалась ли педагогом задача воспитания культуры поведения за столом?
    •  обращает ли воспитатель внимание на то, как дети ведут себя за столом (пользуются столовыми приборами и салфеткой, говорят «спасибо» после еды, не разговаривают громко за столом, не играют едой и посудой, не проявляют резких негативных реакций, оказывают посильную помощь няне в уборке посуды со стола).
  4.  Сбор на прогулку:
    •  создание условий для одевания;
    •  приемы, используемые при одевании;
    •  воспитание бережного отношения к одежде;
    •  навыки детей в одевании;
    •  воспитание чувства взаимопомощи.
  5.  Организация сна детей:
    •  хорошо ли проветрена комната, где спят дети?
    •  исключены ли факторы, которые могут потревожить сон детей (шум, громкие разговоры, яркое солнечное или искусственное освещение)?
    •  удобно ли расставлены кровати?
    •  имеет ли воспитатель возможность подойти к каждому ребенку, чтобы накрыть его, поправить одеяло, помочь принять удобное положение?
    •  как подготовлены детские постели?
    •  все ли есть необходимое для сна?
    •  не лежит ли ребенок головой к батарее?
    •  у каждого ли ребенка есть своя кровать?
    •  достаточно ли тепло укрыт ребенок (в зависимости от температуры в спальной комнате)?
    •  умеют ли дети самостоятельно и последовательно раздеваться, одеваться, складывать свою одежду на место?
    •  используют ли взаимопомощь, правильно ли раздеваются и одеваются, сколько времени уходит на процесс раздевания и одевания;
    •  какую помощь детям оказывают педагог и младший воспитатель?
    •  какие педагогические приемы обучения и воспитания используются?
    •  каково настроение детей перед сном?
    •  чем они были заняты до сна, не было ли подвижных игр, танцев?
    •  насколько быстро дети засыпают?
    •  спокойно ли они спят?
    •  следит ли педагог за тем, чтобы дети держали руки поверх одеяла?
    •  способствует ли тон педагога спокойному и быстрому засыпанию детей?
    •  в удобной ли позе лежат дети, не будет ли способствовать данная поза искривлению позвоночника?
    •  какие приемы использует педагог для того, чтобы помочь детям расслабиться и быстрее заснуть?
  6.  Организация подъема детей:
  •  как организован процесс пробуждения детей?
  •  как организован подъем, одевание, умывание детей?
  •  методы, приемы и формы работы.

Задание 5

Наблюдение и анализ 3 форм образовательной деятельности (на выбор) по освоению образовательных областей программы («Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»)

Вопросы для изучения:

Вариант 1.

  1.  Адекватность задач содержанию образовательной деятельности и уровню развития детей.
  2.  Интегрируемые образовательные области.
  3.  Использованием приемов обеспечения эмоциональности, интереса детей на занятии.
  4.  Использование приемов привлечения и сосредоточения внимания детей.
  5.  Использование разнообразных наглядных пособий, дидактических материалов.
  6.  Эффективность приемов активизации самостоятельности и творчества детей на занятии.
  7.  Соблюдение этапов занятия, их логичная связь.
  8.  Доступность, логичность, лаконичность, эмоциональность речи педагога на занятии.
  9.  Осуществление индивидуальной работы с детьми на занятии;
  10.  Оценка результатов работы детей на занятии (педагогом, детьми).
  11.  Характер эмоциональных проявлений детей на занятии и после занятия.

Вариант 2.

  1.  Характеристика программного содержания:
    •  соответствие задач программе группы;
    •  соответствие уровню развития детей данной группы;
    •  объем программного содержания;
    •  интегрируемые образовательные области;
    •  конкретность формулировок программного содержания.
  2.  Характеристика деятельности воспитателя:
  •  выделение приемов, используемых для решения поставленных задач;
  •  соответствие приемов возрасту детей, требованиям методики данной программы;
  •  правильность, точность применения данных приемов.
  1.  Характеристика деятельности детей:
  •  освоение детьми программного содержания по задачам;
  •  особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию).
  1.  Характеристика условий проведения занятия:
  •  соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий;
  •  соответствие требованиям материально-технических условий;
  •  соответствие требованиям функционально-педагогических условий.

Вариант 3.

  1.  Место данной образовательной деятельности в системе других форм работы (подготовленность данного занятия предшествующими занятиями; обоснованность темы и цели данного занятия; интегрируемые образовательные области; степень готовности детей к восприятию знаний на последующих занятиях).
    1.  Структура занятия (основные этапы занятия; соответствие структуры занятия его теме и цели; целесообразность длительности каждого этапа занятия; взаимосвязь этапов занятия и подчиненность их основной дидактической цели занятия).
    2.  Материал занятия (научный уровень учебного материала; соответствие учебного материала теме и цели занятия, возможностям детей; разная степень трудности учебного материала; количество учебного материала на занятии).
    3.  Реализация основных дидактических принципов на занятии (научность сообщаемых знаний; доступность знаний детям, учет их возрастных особенностей, уровня развития и усвоения знаний; осуществление индивидуального и дифференцированного подхода; связь материала с жизнью; активизация мыслительной деятельности детей; развитие самостоятельности, познавательных интересов, речи детей; использование наглядных средство бучения; охранительный режим на занятии).
    4.  Методы и приемы (разнообразие методов и приемов, соответствие их возрасту детей, содержанию учебного материала; развивающая направленность методов и приемов; приемы, которыми достигалось создание положительного отношения к материалу занятия и преодоление индифферентности).
    5.  Проверка знаний детей, похвала, одобрение и подбадривание детей.
    6.  Облик воспитателя (речь воспитателя: ясность, точность, выразительность, эмоциональность; знание материала занятия; владение методами и приемами работы на занятии, демонстрация наглядности; общий характер поведения воспитателя на занятии; влияние поведения воспитателя на активность детей).
    7.  Общая оценка занятия (степень достижения образовательной, развивающей и воспитательной целей занятия; дисциплина детей на занятии; знания, полученные на занятии детьми; виды сформированных умений и навыков; способы осуществления связи нового материала с уже известным; сочетание индивидуальной и фронтальной работы на занятии).

Рекомендуемая литература:

  1.  Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. – М., 2003.
  2.  Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие. – М., 2006.
  3.  Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. – М., 2005.
  4.  Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2010.

Задание 6

Наблюдение и анализ организации прогулки (дневной и вечерней)

Вопросы для изучения:

  •  условия, созданные для проведения прогулки (организация воспитателем сбора детей на прогулку);
    •  особенности организации детей при подготовке к прогулке;
    •  реализация педагогом поставленных задач;
    •  структура прогулки, целесообразность сочетания видов деятельности и их чередование;
    •  методика наблюдения (соответствует ли тема, объект наблюдения возрасту детей; всем ли детям виден объект; заинтересованы ли наблюдением; какие вопросы задавали воспитателю; какие приемы помогли воспитателю вызвать интерес у детей; активность детей при наблюдении);
    •  подвижная игра (соответствует ли возрасту детей и сезону; какое основное движение развивал воспитатель в этой игре; знакома ли игра детям или дается впервые; как и когда воспитатель сообщил правила игры, следил за их выполнением; как был выбран ведущий и справлялся ли с полученной ролью; сколько раз повторялась игра; реакция детей во время проведения игры; какие атрибуты использовались при проведении игры);
    •  индивидуальная работа с детьми, работа по развитию движений (с какими детьми воспитатель проводил работу и почему; какие материал, оборудование и атрибуты использовались; результаты проведения работы);
    •  труд (какой вид труда использовал воспитатель; соответствуют ли трудовые поручения возрасту детей; какой материал использовался для выполнения поручений; удовлетворены ли дети результатом своего труда);
    •  самостоятельная игровая деятельность на прогулке (какие игрушки предложил воспитатель для игры на участке; соответствуют ли они сезону; как воспитатель помог детям выбрать игрушку, организовать игру; как он контролировал игры детей, помогал им; какие методы и приемы воспитатель использовал в работе; какие умения и навыки игры он закреплял);  
    •  приемы руководства самостоятельной деятельностью детей по интересам и поведением;
    •  организованность детей на прогулке;
    •  конец прогулки (чем закончил воспитатель прогулку; как организовал сбор игрового материала; удовлетворенность детей, их эмоциональный настрой в конце прогулки; проведение раздевания и подготовки к обеду).

Рекомендуемая литература:

  1.  Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М., 2008.
  2.  Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие. – М., 2006.
  3.  Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд. – М., 2009.
  4.  Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2010.

Задание 7

Самостоятельная организация режимных процессов

Содержание:

  1.  Организация режимных процессов в первую половину дня:
    •  прием детей и самостоятельная деятельность до завтрака.

Структура утреннего приема:

1) общение воспитателя с детьми: индивидуальные беседы, игры для общения и создания настроения у детей;

2) наблюдения на участке и в помещении;

3) индивидуальная работа;

4) организация самостоятельной деятельности детей;

5) формирование культурно-гигиенических навыков: контроль за внешним видом, аккуратностью прически;

6) формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со взрослыми, сверстниками;

  •  умывание;
    •  проведение завтрака;
    •  сбор на прогулку;
    •  дневная прогулка. Планирование прогулки:

1) цель;

2) задачи;

3) условия проведения;

4) материал для организации детской деятельности;

5) содержание деятельности детей на прогулке: наблюдение природных и общественных явлений; трудовая и игровая деятельность, подвижные игры, руководство самостоятельной деятельностью детей; индивидуальная работа с детьми;

  •  проведение обеда;
    •  организация сна.
  1.  Организация режимных процессов во вторую половину дня:
  •  организация подъема детей;
  •  умывание;
  •  проведение полдника;
  •  организация индивидуальной работы (цель, содержание, методы и приемы);
  •  сбор на прогулку;
  •  вечерняя прогулка.

Рекомендуемая литература:

  1.  Алямовская В.Г. и др. Беседы о поведении ребенка за столом. – М., 2009.
  2.  Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. – М., 2003.
  3.  Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М., 2008.
  4.  Иванова Н.В., Кривовицина О.Б., Якупова Е.Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ. – М., 2011.
  5.  Литвинова М.Ф. Подвижные игры и упражнения для детей третьего года жизни. – М., 2005.
  6.  Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2010.
  7.  Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие. – М., 2006.
  8.  Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд. – М., 2009.
  9.  Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. – М., 2005.
  10.  Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2010.

Задание 8

Самостоятельная организация 3 интегрированных занятий с подгруппой детей по освоению образовательных областей программы

Содержание:

  1.  Составление конспектов интегрированных занятий по плану:
    •  направленность занятия, интегрируемые образовательные области;
    •  тема занятия;
    •  программное содержание занятия, включающее три блока задач (образовательные, развивающие, воспитательные);
    •  предварительная работа;
    •  материал для занятия;
    •  организация детей;
    •  ход занятия (подробное планирование вопросов, указаний, заданий детям в соответствии с тремя основными частями занятия).
  2.  Организация интегрированных занятий.

Структура занятия:

  •  1-я часть – введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети, настрой ребенка на выполнение определенной деятельности;
  •  2-я часть – самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка;
  •  3-я часть – заключительная – анализ выполнения задания, его оценка (оценивается результат, работа подгруппы и каждого ребенка).
  1.  Самоанализ занятия:
  •  какие особенности и возможности детей были учтены при планировании занятия?
  •  была ли проведена с детьми предварительная работа? Какова связь тематики этого занятия с предыдущим?
  •  какие решались задачи (образовательные, воспитательные, задачи развития), была ли обеспечена комплексность, взаимосвязь?
  •  рационально ли выбрана структура, время, место, форма организации занятия?
  •  оцените содержание, использованные методы и приемы. Дайте обоснование выбранным методам обучения;
  •  в чем проявился дифференцированный подход к детям? Какие средства обучения были использованы?
  •  перечислите формы организации детской деятельности, за счет которых обеспечивалась работоспособность, заинтересованность детей в течение всего занятия;
  •  удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему?

Рекомендуемая литература:

  1.  Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. – М., 2009.
  2.  Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М., 2008.
  3.  Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. – М., 2003.
  4.  Маханева М.Д. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М., 2005.
  5.  Модели комплексно-интегрированных занятий с детьми 1,5-7 лет / сост. С.С. Дреер, А.Н. Потыкан. – Волгоград, 2011.
  6.  Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. – М., 2002.
  7.  Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. – М., 2005.
  8.  Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М., 2008.
  9.  Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей. – СПб., 2010.

Задание 9

Самостоятельная организация совместной деятельности с детьми (дидактической игры с предметами)

Содержание:

  1.  Планирование дидактической игры:
    •  название игры;
    •  содержание игры;
    •  дидактическая задача (цель);
    •  игровое действие;
    •  игровые правила;
    •  методы и приемы руководства.
  2.  Организация дидактической игры.

Алгоритм организации игр с правилами:

  •  подготовка к проведению игры (выбор игры в соответствии с возрастом и задачами развития детей, определение наиболее удобного времени и места ее проведения, определение количества играющих, подготовка необходимого материала);
    •  проведение игры (ознакомление детей с содержанием игры, материалом, объяснение хода и правил игры, показ игровых действий, определение роли педагога в игре);
    •  анализ и оценка проведенной игры (результаты в контексте образовательно-развивающего потенциала игры; эмоциональный отклик детей на игру; активность детей и степень освоения содержания и правил игры; эффективность использованных приемов ознакомления с игрой и руководства ее ходом).

Рекомендуемая литература:

  1.  Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М., 2008.
  2.  Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., 2008.
  3.  Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М., 2010.
  4.  Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. – М., 2002.

Задание 10

Самостоятельная организация и руководство сюжетно-ролевой игрой детей

Содержание:

  1.  Планирование организации процессуальной игры.

Аспекты планирования:

  •  обогащение знаний, интересов, переживаний детей (указываются виды деятельности, которые обогащают знания детей и могут быть источником развития игры: беседы, занятия, ознакомление с художественной литературой и т.д.);
    •  создание предметно-игровой среды (планируется постепенное усложнение среды, внесение новых игрушек и игрового материала);
    •  активизирующее общение педагога с детьми (методические приемы, способствующие постепенному усложнению способов игрового воспроизведения действительности, развития умений строить сюжет, общаться с партнером).
  1.  Оформление игры:
  •  название игры;
  •  цель;
  •  организация предметной среды, игровой материал;
  •  содержание игры;
  •  методы и приемы руководства.
  1.  Организация и руководство процессуальной игрой детей.
  2.  Анализ руководства игрой детей:
  •  приемы педагогического воздействия на игровую деятельность детей;
  •  показ, совет, указание, помощь в налаживании конфликтов между детьми, обсуждение с детьми сюжета;
  •  оказание помощи детям в осуществлении игровых замыслов;
  •  приемы, направленные на целеустремленность и активность в играх;
  •  руководство поведением детей;
  •  создание положительных эмоций.

Рекомендуемая литература:

  1.  Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М., 2008.
  2.  Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., 2008.
  3.  Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М., 2010.
  4.  Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М., 2010.
  5.  Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2010.

Задание 11

Самостоятельная организация и проведение вечера развлечений для детей

Содержание:

  1.  Планирование вечера развлечений.

Алгоритм планирования:

  •  определение темы и идеи развлечения;
    •  разработка сценария (последовательное изложение отдельных элементов действия, последовательности выступлений; методы, повышающие активность участников; примерное оформление развлечения);
    •  развертывание основного действия сценария (связь каждого эпизода с предыдущим и последующим; развитие действия по нарастающей линии от более слабых к более сильным эпизодам; внутренняя логика построения каждого эпизода);
    •  кульминация сценария (финал);
    •  подготовка оформления костюмов, атрибутов, общей организации и проведения развлечения.
  1.  Проведение вечера развлечений для детей.
  2.  Анализ организации культурно-досуговой деятельности:
  •  адекватность поставленных задач и содержания развлечения уровню развития детей;
  •  влияние развлечения, праздника на развитие ребенка;
  •  наличие интегративного подхода к решению поставленных задач (использование разных видов искусств, средств в решении одной задачи);
  •  заинтересованность и эмоционально положительные проявления детей в ходе развлечения;
  •  активность и творческое самовыражение детей входе развлечения;
  •  результативность процесса организации развлечения, решения поставленных задач.

Рекомендуемая литература:

  1.  Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М., 2008.
  2.  Иванова Н.В., Кривовицина О.Б., Якупова Е.Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ. – М., 2011.
  3.  Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М., 2009.
  4.  Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей 2-5 лет. – М., 2009.

Задание 12

Организация одной из форм взаимодействия с родителями  по актуальным проблемам воспитания, обучения и развития детей

Содержание:

  1.  Подготовка сценария формы взаимодействия с родителями (на выбор):
    •  традиционная (коллективная) форма взаимодействия с родителями (родительское собрание, тематическая консультация, «круглый стол», др.);
    •  нетрадиционная  досуговая (совместные досуги, праздники) или познавательная форма взаимодействия с родителями (семинар-практикум, педагогический брифинг,  педагогическая гостиная, игра с педагогическим содержанием, др.).
  2.  Оформление сценария взаимодействия с родителями (форма взаимодействия, тема, цель, задачи, материал, содержание, методы формирования педагогической рефлексии и активизации родителей).
  3.  Организация взаимодействия с родителями.
  4.  Анализ воспитательного мероприятия:
  •  общая характеристика анализируемого явления;
  •  характеристика факторов, оказавших положительное или отрицательное влияние на результат воспитательно-образовательной работы;
  •  причины возникновения факторов, положительно или отрицательно влияющих на результат воспитательно-образовательной работы;
  •  обобщенные выводы по результатам анализа;
  •  предложения по устранению причин выявленных недостатков.

Рекомендуемая литература:

  1.  Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. – СПб., 2003.
  2.  Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2009.
  3.  Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М., 2007.
  4.  Маханева М.Д., Рещикова С.В. Спрашивайте – отвечаем! Ответы на вопросы педагогов ДОУ по проблемам воспитания детей. – М., 2010.
  5.  Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие. – М., 2006.
  6.  Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. – М., 2002.
  7.  Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. – М., 2005.
  8.  Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2010.

Задание 13

Отчет-самоанализ о результатах педагогической деятельности в условиях практики в группе детей раннего возраста

Содержание:

  1.  Оформление приложений к реализованному плану педагогической практики.  
  2.  Отчет-самоанализ по педагогической практике.

Вопросы к анализу:

  •  место прохождения педагогической практики;
    •  я знаю, для чего мне нужна была эта практика в детском саду;
    •  я был готов к практике психологически;
    •  я был готов к практике профессионально-педагогически;
    •  я смог достичь цели педагогической практики и решить задачи, обозначенные в ее программе;
    •  я овладел алгоритмом решения поставленных передо мной задач профессионально-педагогической деятельности;
    •  мне не хватило для их решения _______________;
    •  в ходе практики мне удалось достичь __________;
    •  это выражается в моей готовности ___________ (укажите профессионально-педагогические задачи, которые вы готовы решать самостоятельно);
    •  самоанализ результатов практики и экспертная оценка моей работы воспитателем совпадают (в случае несовпадения оценок укажите, по какой причине это произошло, постарайтесь аргументировать разницу в оценках);
    •  за профессионально-педагогическую деятельность в условиях практики я заслуживаю оценку ___________;
    •  предложения по организации производственной практики, ее содержанию, методическому оснащению;
    •  самым ярким впечатлением от практики для меня стало ____________;
    •  самым неприятным впечатлением для меня осталось ____________;
    •  пять «золотых правил», которые помогут студентам в будущем году успешно пройти практику в группе детей раннего возраста.

Рефлексивная карта оценки профессиональной компетентности студента-практиканта

Оцените, пожалуйста, собственную подготовленность к решению задач профессионально-педагогической деятельности по итогам педагогической практики в группе детей раннего возраста в соответствии с указанными уровнями сформированности практических умений и навыков (эталонный уровень  – очень хорошо подготовлен / владею; стандартный уровень – подготовлен / владею; пороговый уровень – слабо подготовлен / владею).

№ п/п

Практические умения и навыки

Уровень сформированности практических умений и навыков

Эталонный

Стандартный

Пороговый

Готов:

1

анализировать условия, обеспечивающие эффективность развития, воспитания и обучения детей раннего возраста

2

отслеживать результативность (успешность) освоения ребенком образовательной программы, выявлять его достижения и проблемы (затруднения)

3

ставить и реализовать цели и задачи развития, воспитания и обучения группы детей раннего возраста в условиях педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения

4

рационально организовывать образовательный процесс с целью укрепления и охраны здоровья детей

5

проектировать и реализовывать фрагменты педагогического процесса в группе детского сада в соответствии с возрастными нормами их развития

6

осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку в воспитательно-образовательном процессе

7

осуществлять самоанализ достижения поставленных целей и задач фрагментов педагогического процесса, выявлять проблемы (затруднения) в осуществляемой профессиональной деятельности и определять способы их решения

Владею:

1

методикой организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

2

современными технологиями личностно ориентированного воспитания и обучения детей раннего возраста

3

способами организации педагогического взаимодействия с группой детей и индивидуально с ребенком в соответствии с возрастными нормами развития

4

способами организации совместной детской деятельности

5

способами взаимодействия с администрацией, педагогами дошкольного образовательного учреждения, родителями воспитанников для решения профессиональных задач на основе принципов толерантности, диалога и сотрудничества


Аттестационный лист студента-практиканта

Допуск к педагогической практике

(максимальное кол-во баллов – 10, минимальное кол-во баллов – 6)

Оценивается готовность студента проектировать фрагменты образовательного процесса, направленного на достижение целей и задач воспитания и образования детей раннего возраста (по 3-х-балльной шкале): 5 б. – содержание составляющих методического портфеля соответствует требованиям в полной мере; 4 б. – содержание составляющих методического портфеля, в целом, соответствует требованиям, за исключением отдельных недочетов; 3 б. – содержание составляющих методического портфеля соответствует требованиям условно (подготовлены не все необходимые материалы, не выдержана структура игр, не указана возрастная направленность методических материалов).

№ п/п

Методический портфель студента

Оценка факультетского руководителя практики, подпись

Заключение

1

Методические материалы по организации педагогической практики в группе детей раннего возраста:

1.1

Картотека подвижных игр (не менее 10 игр)

1.2

Картотека дидактических игр с предметами (не менее 10 игр)

1.3

Подборка художественного слова для организации режимных процессов (не менее 10 вариантов)

1.4

Картотеки физкультминуток

1.5

Сценарий развлечения

Итого (средний балл)

2

Методические материалы по организации взаимодействия с родителями (не менее 3 сценариев форм взаимодействия с родителями по актуальным направлениям воспитания, обучения и развития детей раннего возраста).

Кол-во баллов за допуск к педагогической практике

педагогическая практика в группе детей раннего возраста

Текущая АТТЕСТАЦИЯ (максимальное кол-во баллов – 85, минимальное кол-во баллов – 51)

Оценивается готовность студента решать задачи профессионально-педагогической деятельности воспитателя по осуществлению анализа, проектирования и реализации фрагментов педагогического процесса (по 3-х-балльной шкале): 5 б. – высокий уровень организации профессионально-педагогической деятельности, 4 б. – средний уровень организации профессионально-педагогической деятельности, 3 б. – низкий уровень организации профессионально-педагогической деятельности.

№ п/п

Продукты оценки

Привлекаемые специалисты

1

Анализ воспитательно-образовательной работы с детьми

Критерии оценивания:

  •  проработка всех вопросов для изучения, указанных в плане анализа;
  •  логика, структурированность изложения;
  •  глубина, полнота анализируемых аспектов воспитательно-образовательной работы;
  •  степень критичности педагогического анализа, наличие рекомендаций по совершенствованию организации воспитательно-образовательной работы (при необходимости).

Оценка руководителя практики в ДОУ (ст. воспитатель / заведующая), подпись

Оценка воспитателя ДОУ,

подпись

Средний балл

максимальное кол-во баллов – 20,

минимальное кол-во баллов – 12

1.1

Анализ плана воспитательно-образовательной работы в группе детей раннего возраста

1.2

Анализ форм воспитательно-образовательной работы в группе детей раннего возраста:

Анализ организации режимных моментов в I п. дня,  во II п. дня.

Анализ 3 форм работы по освоению образовательных областей программы.

Анализ организации прогулок.

Кол-во баллов

за анализ воспитательно-образовательной работы с детьми

2

Организация воспитательно-образовательной работы в группе детей раннего возраста

Критерии оценивания:

  •  достижение поставленных целей, полнота реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач;
  •  выбор содержания, методов и приемов, обеспечивающих активность субъектов педагогического процесса;
  •  обеспечение дифференцированного и индивидуального подходов к воспитанникам, родителям;
  •  умение организовать себя, собственную педагогическую деятельность в целях решения поставленных задач.

Оценка руководителя практики в ДОУ (ст. воспитатель / заведующая), подпись

Оценка воспитателя ДОУ,

подпись

Средний балл

максимальное кол-во баллов – 40,

минимальное кол-во баллов – 24

2.1

Организация режимных моментов

2.1.1

Организация режимных моментов в I п. дня

2.1.2

Организация режимных моментов во II п. дня

2.1.3

Организация дневной прогулки детей

2.1.4

Организация вечерней прогулки детей

Итого (средний балл)

2.2

Организация интегрированных занятий с подгруппой детей по освоению образовательных областей программы  

1-е занятие

2-е занятие

3-е занятие

2.3

Организация совместной деятельности с детьми (дидактической игры с предметами)

2.4

Организация и руководство процессуальной игрой детей

2.5

Организация и проведение вечера развлечений для детей

2.6

Организация взаимодействия с родителями

Кол-во баллов

за организацию воспитательно-образовательной работы с детьми

3

Методическое приложение к реализованному плану педагогической практики 

Критерии оценки конспектов (сценариев) различных форм воспитательно-образовательной работы:

  •  качественная проработка конспекта (сценария);
  •  оригинальность содержания и формы;
  •  культура оформления конспекта (сценария), соответствие конспекта традиционным требованиям к оформлению;
  •  адекватность содержания воспитательно-образовательной работы возрасту воспитанников (субъектов педагогического процесса).

Оценка воспитателя ДОУ

Подпись воспитателя ДОУ

максимальное кол-во баллов – 25,

минимальное кол-во баллов – 15

3.1.

Конспекты организации режимных моментов

3.1.1

Конспект организации режимных моментов, прогулки в I пол. дня

3.1.2

Конспект организации режимных моментов, прогулки во II пол. дня

Итого (средний балл)

3.2

Конспекты интегрированных занятий

3.2.1

Конспект занятия № 1

3.2.2

Конспект занятия № 2

3.2.3

Конспект занятия № 3

Итого (средний балл)

3.3

Планирование организации процессуальной игры

3.4

Сценарий развлечения для детей

3.5

Сценарий формы взаимодействия с родителями

Кол-во баллов

за методическое приложение к реализованному плану педагогической практики

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ (максимальное кол-во баллов – 5, минимальное кол-во баллов – 3)

№ п/п

Продукты оценки

Отметка о выполнении, подпись факультетского руководителя практики

1

Отчет-самоанализ о результатах педагогической деятельности в условиях практики в группе детей раннего возраста

2

Участие в итоговой конференции

Критерии оценивания:

  •  форма представления результатов профессионально-педагогической деятельности в условиях практики (доклад, нетрадиционное представление личностно-профессиональных достижений);
  •  содержательность, глубина, степень критичности самоанализа результатов педагогической деятельности в условиях практики;
  •  активность участия в обсуждении организационных вопросов итоговой конференции.

Оценка факультетского руководителя практики, подпись

максимальное кол-во баллов – 5, минимальное кол-во баллов – 3

Итоговая  оценка

за педагогическую практику,

подпись факультетского руководителя практики

91-100 б. – отлично

74-90 б. – хорошо

61-73 б. – удовлетворительно

Карта экспертной оценки профессиональной компетентности студента-практиканта

(заполняется руководителем практики в ДОУ)

Уважаемые коллеги! Оцените, пожалуйста, готовность студента к решению задач профессионально-педагогической деятельности в условиях педагогической  практики в соответствии с указанными уровнями сформированности практических умений и навыков (эталонный уровень – очень хорошо подготовлен / владеет, стандартный уровень – подготовлен / владеет, пороговый уровень – подготовлен / владеет слабо).

№ п/п

Практические умения и навыки

Уровень сформированности практических умений и навыков

Эталонный

Стандартный

Пороговый

Студент готов:

1

анализировать условия, обеспечивающие эффективность развития, воспитания и обучения детей раннего возраста

2

отслеживать результативность (успешность) освоения ребенком образовательной программы, выявлять его достижения и проблемы (затруднения)

3

ставить и реализовать цели и задачи развития, воспитания и обучения группы детей раннего возраста в условиях педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения

4

рационально организовывать образовательный процесс с целью укрепления и охраны здоровья детей

5

проектировать и реализовывать фрагменты педагогического процесса в группе детского сада в соответствии с возрастными нормами их развития

6

осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку в воспитательно-образовательном процессе

7

осуществлять самоанализ достижения поставленных целей и задач фрагментов педагогического процесса, выявлять проблемы (затруднения) в осуществляемой профессиональной деятельности и определять способы их решения

Студент владеет:

1

методикой организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

2

современными технологиями личностно ориентированного воспитания и обучения детей раннего возраста

3

способами организации педагогического взаимодействия с группой детей и индивидуально с ребенком в соответствии с возрастными нормами развития

4

способами организации совместной детской деятельности

5

способами взаимодействия с администрацией, педагогами дошкольного образовательного учреждения, родителями воспитанников для решения профессиональных задач на основе принципов толерантности, диалога и сотрудничества

Характеристика

Студента-практиканта ____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

____ курса дошкольного отделения педагогического факультета филиала ЯГПУ в г. Рыбинске,

проходившего производственную практику в ____________________________________

                                                                            (наименование дошкольного образовательного учреждения)

с «__»____________ по «__»________________201__г.

1. Заключение по профессионально-педагогической деятельности студента в условиях производственной (педагогической) практики в группах детей раннего возраста.

1.1 Анализ студентом воспитательно-образовательной работы с детьми

1. 2 Организация воспитательно-образовательной работы в группе детей раннего возраста

1.3 Качество оформления методического приложения к реализованному плану педагогической практики в группе детей раннего возраста

2. Уровень теоретической и практической подготовленности к педагогической практике (качество и объем выполненных заданий, стиль делового общения, уровень и глубина психолого-педагогического анализа и самоанализа профессионально-педагогической деятельности и пр.).

3. Уровень развития профессионально важных качеств личности студента (самостоятельность, творческая активность, ответственность, коммуникативность, проектировочные умения и пр.).

4. Рекомендации, пожелания студенту.

Оценка методиста и подпись   ____________________________

М.П. Руководитель учреждения  __________________________

Общая оценка по производственной практике: ______________

Факультетский руководитель практики: ____________________

                    

                

                                    




1. І.І. аспірант Проблеми економічного реформування в СРСР завжди викликали підвищений інтерес російських іст
2. на тему- Земельна реформа- сучасний правовий стан та розвиток Керівник курсової роботи
3. з курсу- ldquo;Основи економічної теоріїrdquo; Рекомендовано Вченою радою НПУ імені М
4. Конструктивная психология
5. ТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
6. Правовой статус плательщиков таможенных платежей
7. Однажды Малыш вернулся из школы злой с шишкой на лбу
8. Затверджую Директор Кримського Економікоправового інституту Міжнародного гуманітарного університе.html
9. е годы ХХ столетия становится Л
10. Створення та особливості функціонування вільних економічних зон в Україні
11. ИМСеченова Лечебный факультет Кафедра общей химии РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
12. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера чрезвычайна
13. Фінанси в економічній системі держави
14. а На третьем этапе III происходит формирование неактивного ферментсубстратного комплекса за счет образов
15. х технологических процессов которые производят одну и ту же продукцию будет эффективней тот у которого уро
16. Эволюционно-генетические аспекты сохранения биологического разнообразия Крыма
17. оборудование необходимое в каждом офисе.
18. сообщений что позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия наших клиентов со своими заказч
19.  принципы жп это выраженные в нормах жилищного законодательства руководящие положения определяющие содер
20. Сказки улицы Брока Les contes de l rue Broc по одноименному сборнику французского писателя Пьера Грипари 1925~1990