Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

тематику произведения выбранные писателем социальноисторические характеры в их взаимодействии; пр

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

В помощь студенту

При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.

Идейное содержание включает:

  1.  тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры  в их взаимодействии;

проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;

пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).

Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир.

Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в «Грозе» и Ларисы в «Бесприданнице» Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.

Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.

Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившее свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.

Художественная форма включает:

  1.  Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве);

 Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);

 Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.

Схема анализа литературно-художественного произведения.

  1.  История создания.

Тематика.

Проблематика.

Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

Жанровое своеобразие.

Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

Центральные персонажи.

Сюжет и особенности строения конфликта.

Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.

Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).

Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.

Место произведения в творчестве писателя.

Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.

1. Место писателя в развитии русской литературы.

2. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.

1) Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.

     2) Традиции и новаторство писателя в области:

а) идей;

б) тематики, проблематики;

в) творческого метода и стиля;

г) жанра;

д) речевого стиля.

3. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.

  1.  Социальное и материальное положение.

Внешний облик.

Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

  1.  Область чувств:

а) тип отношения к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

  1.  Авторское отношение к персонажу.

Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью предыстории или биографии;

д) через цепь поступков;

е) в речевой характеристике;

ж) через «соседство» с другими персонажами;

з) через окружающую обстановку.

Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

План разбора лирического стихотворения.

  1.  Дата написания.

Реально-биографический и фактический комментарий.

Жанровое своеобразие.

Идейное содержание:

  1.  Ведущая тема.

Основная мысль.

Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.

Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

Преобладание общественных или личных интонаций.

  1.  Структура стихотворения:
  2.  Сопоставление и развитие основных словесных образов:

а) по сходству;

б) по контрасту;

в) по смежности;

г) по ассоциации;

д) по умозаключению.

  1.  Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

Основные особенности ритмики:

а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

  1.  Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Как вести краткую запись о прочитанных книгах.

  1.  Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.

Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.

Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).

Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников).

Краткий план содержания.


Диплом на заказ


1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДА
2. Общая характеристика преступлений против собственности (ст
3. Стандарты скорой медицинской помощи
4. соглашение между работодателем и работником в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить
5. На тему- Интеграция России в мировую индустрию гостеприимства и туризма
6. Утверждаю Председатель Федерации лыжных гонок города Тюмени Лобанов Ю
7. Чи потрібна інформатизація українській медицині
8. лекция МО в годы Фр
9. Профилактика правонарушений среди осужденных
10. САНКТПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
11. Годовая бухгалтерская работа
12. Вопрос 20 Статические модели объектно
13. МЕНЕДЖМЕНТ 1
14. тематических инструментальных сред и пакетов для динамических систем.
15. ТЕМА- Налоги исчисляемые из выручки от реализации продукции валового дохода РАСЧЕТ ОТЧИСЛЕНИЙ В РЕСПУ
16.  СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Э
17. Мир на грани войны
18. Проявление процесс превращения скрытого изображения возникающего в светочувствительном слое фотома
19. агент в росс. нал
20. ГорноАлтайский государственный университет Юридический факультет Кафедра уголовного административн