Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

реферат СОДЕРЖАНИЕВведение

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


Правосознание и правовая культура — реферат

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………..

Глава 1. Правосознание: структура, свойства, функции…………………….

1.1. Понятие, свойства и функции правосознания……………………

1.2. Классификация видов правосознания и формы его деформации

1.3. Структура правосознания…………………………………………

Глава 2. Понятие и особенности правовой культуры ………………………

2.1. Понятие и структура правовой культуры………………………..

2.2. Функции и классификация правовой культуры………………….

2.3. Правовое воспитание………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………

3

4

4

9

13

17

17

20

23

27

29


ВВЕДЕНИЕ

История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение? Чтобы разобраться в этих вопросах, в качестве темы курсовой работы я выбрала правосознание и правовую культуру.

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории права.

Тема правосознания и правовой культуры, несомненно, остаётся актуальной в настоящее время. В юридической литературе существует множество вопросов, касающихся правовой культуры и правосознания, на которые по-прежнему нет однозначного ответа, существует множество различных мнений, представлений и пр.

Цель настоящей курсовой работы – раскрыть значение и особенности правосознания и правовой культуры в современном обществе, а также проследить связь между ними.

ГЛАВА 1. ПРАВОСОЗНАНИЕ: СТРУКТУРА, СВОЙСТВА, ФУНКЦИИ

Понятие, свойства и функции правосознания

Правосознание является одной из форм общественного сознания, содержащей взгляды и убеждения, идеи и традиции, то есть совокупность мысленных и чувственных оценок, которые относятся к праву и связанным с ним явлениям. Правосознание представляет собой объективное непреходящее явление, свойственное любой правовой системе, любому политическому устройству общества, организованного в государство, при этом от их вида непосредственно зависит его уровень, а от его уровня непосредственно зависит их перспектива.

В правосознании отражается не только позитивное право, но и история и тенденции развития права в целом, а в условиях современной глобализации в немалой степени и правовые явления других обществ. Кроме того, правосознание взаимообуславливается не только с действительным, но и с желаемым правом. Поэтому существенная особенность правосознания заключается в том, что оно не только отражает окружающую правовую действительность, но и активно - прямо и косвенно - участвует в ее формировании и реализации. По большому счету, уровень развития права на конкретном этапе не может быть выше уровня развития правовой культуры и массового правосознания, поскольку они составляют его основу.

В различных теоретических учениях сущность правосознания выявлялась посредством подчинения его идее, главенствующей в той или иной концепции: характеристике права в его позитивистском понимании, классовой структуре государства в марксистской концепции, понятию социальной справедливости в естественно-правовом подходе и т. д.

На взгляд автора, такие подходы правомерны не при толковании сущности, а при анализе факторов, влияющих на конкретный уровень развития и характеристику правосознания – и только в совокупности и взаимодействии. Правосознание обуславливается как общими факторами: особенностями государственного устройства и правовой идеологии государства, политической обстановкой в стране и в мире, экономической ситуацией и т. д., так и индивидуальными: уровнем культуры субъекта, его классовым положением, благосостоянием, религиозными взглядами и т. д. Правосознание взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Принципиально важно также не только текущее состояние этих факторов, но и историческое их развитие, а также его ожидаемые перспективы. По мнению автора, все эти факторы в перспективе имеют равновеликое значение и влияние на особенности правосознания и лишь в отдельные периоды под влиянием социальных, культурных, политических и т. п. воздействий один или несколько из них занимают преимущественное значение, становятся движущей силой права и могут характеризовать правовое устройство.

Из российских ученых, занимавшихся разработкой концепции правосознания, следует, по мнению автора, выделить, прежде всего, И. А. Ильина (1882-1954), хотя его концепция правосознания и отличается от широко распространенного понимания правосознания как рефлексии закрепленных в законодательстве правовых норм. В работах этого русского философа и правоведа правосознание выступало как важнейшая категория права. Поскольку мировоззрение этого ученого сформировалось в императорской России, то согласно его концепции здоровое правосознание российского общества неминуемо приведет – или должно привести – к реставрации монархии в стране. «Республику, все равно - унитарную или федеративную, мы не считаем государственною формою, способною восстановить Россию, дать ей творческую свободу и культурно-духовный расцвет» - писал он. Вынужденный к эмиграции, И. А. Ильин имел возможность анализировать политическое и правовое состояние в современном ему Советском Союзе. В 50-е годы он писал об антиправовом характере тоталитарного режима в стране, являющимся «социально-гипнотической машиной», о подавлении правосознания. «Правовое государство покоится всецело на признании человеческой личности - духовной, свободной, полномочной, управляющей собою в душе и в делах, т. е. оно покоится на лояльном правосознании. Тоталитарный режим, напротив того, покоится на террористическом внушении» [7].

Если абстрагироваться от политического аспекта его учения, не являющегося предметом нашего исследования, то с большинством его выводов относительно роли уровня правосознания в становлении правового государства можно, на взгляд автора, согласиться. По мнению И. А. Ильина, правосознание является «естественным чувством права и правоты», а «человек, имеющий здоровое правосознание, - есть свободный субъект прав; он имеет волю к лояльности (законопослушанию), он умеет блюсти и свои, и чужие полномочия, обязанности и запретности; он есть живая опора правопорядка, самоуправления, армии и государства».

Таким образом, И. А. Ильин указывал на естественный характер происхождения правосознания, и так как цель права в его концепции состоит «прежде всего, в том, чтобы сделать возможным мирное сожительство людей» [7], то он подчеркивал непреходящую социальную, культурную и политическую ценность правосознания.

Рассмотрим остальные ключевые свойства правосознания и его особенности как одной из форм общественного сознания (помимо нравственного, национального, религиозного и т. п.):

- Правосознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, моралью, политическими взглядами, они являются относительно взаимообусловленными.

- Правосознание характеризуется устойчивостью и преемственностью

Правосознание представляет собой довольно инертный механизм: для него характерно сопротивление новым идеям и принципам, для преодоления прочно вошедших в сознание правовых взглядов и предрассудков требуется гораздо больше времени, чем для обновления нормативно-правовых актов. Практика показывает, что даже при самой бюрократизированной схеме организации законодательного процесса трансформация системы позитивного права (законодательства как такового) может осуществляться в сравнительно более короткие сроки, нежели изменение уже сформировавшегося правового сознания.

Как пишет В. В. Сорокин, правосознанию «присуща некоторая константа, которая при всех изменениях экономики и политики воспроизводит некий тип отечественного правового мышления» [14]. Это свойство правосознания является одновременно и негативным, и положительным с точки зрения задачи реформирования правовой сферы. С одной стороны, инертность правосознания является фактором, тормозящим реализацию правовых реформ в правоприменительной сфере. С другой стороны, устойчивость и преемственность правосознания является стабилизирующим фактором, нивелирующим неблагоприятные последствия значительных колебаний в правовой сфере, характерных для переходных периодов.

Правосознание касается не только реализации правовых норм в общественной жизни, но и процесса их создания.

Правосознание не ограничивается правоприменительной сферой – оно активно воздействует на процесс нормотворчества (с эффективностью, зависящей от уровня развития правовой системы государства). Кроме того, следует помнить и о том, что у законодателя также есть свое правосознание. Как правило, оно по объективным и субъективным причинам отличается массового правосознания, что в значительной степени обуславливает трудности в правовой сфере. Здоровое правосознание представителей власти рассматривалось И. А. Ильиным в качестве необходимого условия создания правового государства. В его концепции идеальная государственная власть выступает в роли творца и хранителя позитивного права, в основу которого лишенным недугов правосознанием властвующего положено естественное право.

Особенность правосознания выражается также в способе вынесения суждений относительно явлений общественной жизни.

Для правосознания характерно осознание правовых явлений посредством специальных юридических понятий и категорий, таких как правомерность и неправомерность, правонарушение и юридическая ответственность, правоотношение и законность и т. п. Специфика правовой сферы требует от правосознания более четкого и однозначного вынесения суждений, чем это допустимо в других формах общественного сознания.

Выделяется три основные функции правосознания как направления его взаимодействия с общественными отношениями: гносеологическая, регулятивная, и оценочная.

Гносеологическая (познавательная) функция правосознания заключается в том, что посредством сознания субъект права (индивид, группа, общество в целом) приобретает знания (и на эмпирическом, и на научном или идеологическом уровнях) о явлениях в окружающей правовой действительности.

Оценочная функция связана с формированием у субъекта отношения к отражаемой правовой действительности: как психологического (на уровне правовой психологии), так и рационального (на уровне правовой идеологии).

Регулятивная функция правосознания двойственна. С одной стороны, она заключается в том, что субъект, пропуская окружающую действительно через призму своего правосознания, определяет конкретный вариант своего правового поведения в той или иной ситуации. С другой стороны, правосознание выступает в качестве относительно самостоятельного правообразующего фактора, являясь источником правовых идей, требующих закрепления в позитивном праве.

Иногда в теории права функции правосознания условно делятся на две категории. Это, во-первых, внешние или социальные функции, которые характеризуют основные направления и способы взаимодействия правосознания с окружающей правовой действительностью. И, во-вторых, это внутренние функции или функции механизма правосознания, где под механизмом правосознания понимается специфическая система обработки поступающей правовой информации и формирования правового поведения.

Классификация видов правосознания и формы его деформации

Правосознание представляет собой довольно объемную и многозначительную категорию, отдельные его особенности в теории и на практике могут существенно отличаться в зависимости от субъекта правосознания, от точки зрения, с которой проводится анализ. Это приводит к необходимости классификации видов правосознания для конкретизации понятий в исследованиях.

Основными применяемыми критериями видов правосознания являются: субъекты правосознания, его уровень, направленность и степень осознанности.

1. По уровню (глубине) отражения правовой действительности правовое сознание классифицируется на следующие виды:

- Научное (теоретическое) правосознание характерно преимущественно для исследователей, научных работников, занимающихся концептуальными вопросами правового регулирования общественных отношений и, в частности, формированием (разработкой) правовой идеологии общества.

- Профессиональное (специализированное) – характерно для профессиональных юристов, занимающихся практической деятельностью. Относительная близость этого слоя общества к вышеуказанному (характеризующемуся теоретическим правосознанием), возникшая в процессе профессионального образования, приводит, как правило, к доминированию правовой идеологии в таком типе правосознания. Впрочем, такое влияние не абсолютно ввиду важности психологической составляющей особенностей собственного профессионального опыта, а также тесного взаимодействия с представителями следующего слоя.

- Обыденное (житейское, эмпирическое) – присуще, как правило, прочим представителям гражданского общества, основной массе людей. Этот тип правосознания формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования и характеризуется знанием общих принципов права в их тесной связи с нравственными представлениями (о правах, обязанностях, справедливости и т. п.) и конкретным правовым опытом, соответственно в силу объективных причин основная роль в становлении и развитии такого типа правосознания отводится правовой психологии.

2. По субъектам правовое сознание классифицируется на следующие виды:

- Индивидуальное – правосознание индивида, гражданина как члена общества, которое складывается под влиянием как внутренних (индивидуальных особенностей субъекта), так и внешних факторов, в т. ч. в немалой степени группового и общественного правосознания.

- Групповое – представляет собой специфические особенности правовых представлений и чувств тех или иных явновыраженных социальных групп, групп по образовательному, профессиональному признакам. Кроме того, особо выделяется так называемое массовое правовое сознание, характеризующее особенности правосознания групп нестабильных объединений граждан, сплоченных на сравнительно более временной основе, но индивидуализирующих себя как группу и влияющих друг на друга.

- Общественное – правосознание макроколлективов, выделяемых, как правило, на региональной основе, в историческом или национальном контексте. В общественном сознании более явно видна преемственность его содержания с далеким и недалеким прошлым, а также основные перспективы его трансформации. В условиях стремления создать правовое государство, характеризующееся преимущественным вниманием к человеку, а не обществу, т. н. персонализации, важно осознавать, что общественное правосознание является не самостоятельным и самодостаточным сознанием, а совокупным усредненным сознанием, воспроизводимым и, в той или иной мере, изменяемым сознанием множества индивидов – членов этого общества, каждый их которых представляет для него неизмеримую ценность.

3. По направленности правовое сознание классифицируется на следующие виды:

- Ретроспективное

- Адекватное

- Перспективное

Как уже отмечалось ранее, конкретные характеристики правосознания обуславливаются не только действующей правой системой, но и историческим правовым опытом, ожидаемыми и (или) желаемыми перспективами ее развития, что в зависимости от степени влияния того или иного аспекта и формирует классификацию видов правосознания по его направленности.

4. По степени осознанности правовое сознание классифицируется на следующие виды:

- с преобладанием сознательного

- с преобладанием бессознательного

Данный критерий классификации правосознания предполагает изучение принципиальных мотивов соблюдения (или несоблюдения) правовых норм гражданами и характеризует, как правило, не правовое сознание в целом, а правовое сознание применительно к отдельным, конкретным правовым нормам. По мнению автора, существенное значение имеет и дальнейшая классификация, например, правосознание с преобладанием сознательного следует классифицировать в зависимости от мотивов правовых или противоправных действий субъекта (например, соблюдение требований права может быть обусловлено нравственными соображениями или же опасением правовых последствий правонарушения, установленных законодательством и т. п.) [16].

Правосознание может быть также классифицировано по степени его адекватности действующей правовой системе, по оценке роли права в жизни общества и правовых отношениях граждан. Существенные отклонения уровня правосознания от его идеала, неизбежно возникающие в процессе развития права и являющиеся его актуальным состоянием, называются деформацией правосознания и классифицируются в зависимости от причин и проявления такой деформации на правовой нигилизм, «перерождение» правосознания, правовой негативизм, правовой инфантилизм и правовой идеализм.

Формы деформации правосознания отличаются в зависимости от распространения юридической некомпетентности (отсутствия правовых знаний), особенностей неадекватной оценки права (его позитивной роли как способа регулирования общественных отношений), степени распространенности навыков и стереотипов неправового и противоправного поведения.

Промежуточным состоянием правосознания является правовой инфантилизм, представляющий собой несформированность и пробельность правовых представлений применительно к новым правовым условиям, недостаточность правовых знаний и установок. Впоследствии такое правосознание в достаточно короткий срок трансформируется в другую форму, зависящую от внешних факторов и индивидуальных особенностей субъекта.

Правовой нигилизм представляет собой скептическое и негативное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений вплоть до полного неверия в их потенциальные возможности решать социальные проблемы. Важно, что речь идет именно о потенциале права, а не об актуальном его состоянии, хотя недостатки действующего законодательства и могут стать причиной правового нигилизма

Основная опасность правосознания, характеризующегося правовым нигилизмом, заключается в его способности к перерождению или, более конкретно, к «вырождению». Если при правовом нигилизме исключается преступный умысел, то в «переродившемся» правосознании наблюдается не только негативное отношение к позитивному праву, но и осознанное игнорирование принципов права, других социальных норм и общественной морали.

В качестве деформации правосознания выделяется также правовой негативизм. На взгляд автора, эта форма правосознания заслуживает отделения ее от правового нигилизма. Если правовой нигилизм связан с отрицанием социальной ценности права как таковой, то при правовом негативизме правонарушитель осознает ценность правового регулирования для общества, но в силу ряда причин не соблюдает те или иные правовые предписания. Здесь также выделяются несколько подвидов правового негативизма в зависимости от причин противоправных действий. Во-первых, они могут быть обусловлены расхождением в данном конкретном случае личных интересов субъекта с общественными интересами. Во-вторых, осознанное игнорирование правовых норм возможно ввиду соблюдения новых правовых идей, пока не закрепленных в нормативно-правовых актах. В последнем случае правовой негативизм становится одной из форм правового идеализма.

Правовой идеализм, называемый также иногда правовым фетишизмом или правовым романтизмом, заключается в преувеличении реальных регулятивных возможностей права, переоценке роли и места права в жизни общества. Такая форма правосознания характерна для начальных этапов многих реформ. Положительная черта правового идеализма заключается в том, что он поддерживает уважение к праву и правовой системе в целом, раскрывает резервы творческой активности субъектов правовой деятельности. Основная же опасность правового идеализма прямо пропорциональна степени идеализации возможностей права: чем больше разрыв между ожидаемыми результатами от реформы и ее фактическими результатами, тем в большей степени возможен рецидив правового нигилизма впоследствии.

Структура правосознания

Правосознание как сложное структурное образование включает в себя несколько категорий, являющихся одновременно неотъемлемыми элементами и уровнями правосознания: правовую идеологию, правовую психологию, индивидуальные знания о праве, личностные ценности индивида и субъективную волю индивида. Основными из этих категорий являются правовая идеология и правовая психология (в рамках последней большинство специалистов и рассматривает индивидуальные знания о праве, личностные ценности индивида и субъективную волю индивида).

Правовая идеология в соответствии с традиционным подходом представляет собой систематизированное, научное выражение правовых взглядов, требований, идей субъектов правосознания, которые выражаются в юридических понятиях и категориях. Правовая идеология это научно-теоретический концептуальный уровень правосознания, основанный на осмыслении правовой действительности, она дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка [13].

Основная роль в разработке правовой идеологии принадлежит специалистам соответствующей квалификации: ученым-правоведам, практическим работникам юридических учреждений, и, в немалой степени, политическим деятелям, которые, опираясь на накопленные знания и обобщая наличный опыт правовой жизни общества, анализируют потенциальные позитивные и негативные последствия принимаемых юридических актов, структурных изменений в системе правовых органов, в их функционировании при определенных показателях в социально-политической, экономической и культурной жизни общества. Источниками для соответствующего анализа при надлежащем подходе являются статистические данные о состоянии экономики, материалы социологических исследований, сведения о демографических процессах в обществе, а также характеристика общественного мнения, настроений в отдельных социальных группах, картина и динамика правонарушений, состояние нравственности и этики – максимум данных, характеризующих текущие и перспективные особенности правовой психологии общества.

Правовая психология в соответствии с традиционным подходом представляет собой крупный сложно структурированный слой правосознания, объединяющий в себе духовный комплекс чувств, настроений, эмоций, переживаний, иллюзий, воли, фантазии, воображения, совести, интуиции, связанных с осмыслением и обратным влиянием на правовую деятельность. Правовая психология это практическое правосознание, основанное на правовых чувствах, переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках [4].

Этот уровень правосознания в существенной степени определяется привычкам, традициями, предрассудками, убеждениями, свойственными отдельным социальным группам и индивидам, а также обществу в целом, накопленными на определенный момент времени в результате непосредственного опыта участия людей в правовых отношениях, практического участия в правовой сфере жизни общества.

В формировании правовой психологии социальной группы или общества принимают участие все члены этой группы, всего общества, и, по большому счету, от конкретного уровня правосознания этих членов, как правило, не зависит степень такого участия и влияния (функция зависимости правового сознания общества от правого сознания индивида значительно сложнее или является предметом сложнейших исследований).

В процессе реализации нормативно-правовых актов происходит выявление существенной функции правовой психологии: правовая идеология и (или) законодательная воля в этом случае соизмеряются с психологическим правосознанием субъектов права. Будучи проведенным через призму правовой психологии с ее конкретными особенностями позитивное право может в определенной степени изменить свои функции, а иногда и вовсе потерпеть неудачу в своей реализации [4].

Приведенный подход к определению правовой идеологии и психологии был назван автором традиционным, поскольку именно он развивался советской правовой мыслью изначально, что было обусловлено традиционным идеологическим преимуществом общественного правосознания над индивидуальным. Впоследствии была проанализирована структура и индивидуального правосознания. Ей были приписаны те же два уровня: правовая идеология и правовая психология, но в силу изменения субъекта изменились и эти понятия.

Правовая идеология в контексте индивидуального правосознания представляет собой рациональный компонент структуры правосознания. Это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т. п., осуществляемое на рациональной основе, то есть правовая идеология связана с логическим мышлением, а не с чувственным опытом.

В отличие от правовой идеологии, правовая психология представляет собой эмоциональный компонент структуры правосознания. Она отражает правовую реальность при помощи проявлений нравов, чувств, эмоций и представляет собой совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Правовая психология связана не столько с логикой и теорией, сколько с эмоциональной составляющей права и особенностями его практической реализации.

Правовые эмоции являются одной из важнейших характеристик психологического правосознания. Так, например, в концепции права известного российского правоведа Л. И. Петражицкого, изложенной в его работе «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» [12], именно правовые эмоции выступают основой действительного права. Под правовыми эмоциями понимаются переживания субъекта права (индивида как человека и общества как совокупности людей) по поводу права, законодательства, правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности государственных органов, существующих преступности, правонарушений и системы борьбы с ними и т. п. – то есть всего, что составляет правовую культуру в широком смысле. Ввиду неминуемого наличия таких эмоций, различной их степени и способа выражения, эмоциональная составляющая правосознания оказывают существенное влияние на правовую систему общества.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Понятие и структура правовой культуры

Правосознание, будучи элементом правовой жизни общества, активно взаимодействует с другими элементами правовой системы: юридическими нормами, принципами, институтами, совокупностью правовых учреждений; процессами правотворчества и правореализации; правовыми отношениями. В совокупности все эти ценности, созданные обществом в области права, формируют правовую культуру.

Основой правовой культуры является правосознание, но как самостоятельная категория она включает в себя также юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.

Правовая культура – весьма ёмкая по своему содержанию социальная категория. В специальной юридической литературе встречаются различные её определения. Е. В. Аграновская определяет правовую культуру как «элемент общей культуры общества, представляющий специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социальное отношение к явлениям правового порядка» [1]. Т. А. Артеменко считает, что правовая культура – «это не просто отношение к праву (правосознанию), а, прежде всего уважение правовых норм и принципов.» Следовательно, не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Отсюда, по мнению И. Г. Смолиной правовая культура – «это глубокое знание и понимание права, высокосознательное исполнение его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности (это единство правовых знаний, оценок и поведения)». Ещё в одном из определений правовая культура определяется как качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества [2].

Итак, можно сказать, что правовая культура – определенное «качество» правовой жизни общества, которое наиболее полно можно охарактеризовать только при рассмотрение всех его элементов.

Во-первых, правовую культуру определяет степень развитости правосознания населения. Правосознание – это отношение людей к праву, правовым явлениям, основанное на знаниях о праве и чувствах (восприятие на субъективном уровне). Правосознание – очень важный элемент правовой культуры. Велико его влияние на организацию общественной жизни. Недаром российский правовед И. А. Ильин обращал внимание на то, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других. Также И. А. Ильин считал, что правосознание необходимо рассматривать не только как совокупность воззрений на право, а ещё и как взгляды на государство, на всю организацию общественной жизни. От того, каким будет уровень, качество правосознания, зависит и то, каким будет поведение человека в обществе [7].

Во-вторых, правовую культуру определяет уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность подразделяется на теоретическую (деятельность учёных-юристов), образовательную (деятельность студентов и слушателей юридических образовательных учреждений и пр.) и практическую (правотворческая и правореализующая деятельность).

От правотворческой деятельности, её уровня развития и качества существенно зависит правовая культура. При осуществление правотворчества должны соблюдаться принципы: законности, научности, демократизма, системности.

Соответственно влияет на правовую культуру и правореализация, а в частности правоприменение – властная деятельность компетентных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений, имеющая своей целью воплотить содержание правовых норм в жизнь. На качество правоприменительной деятельности оказывает влияние множество факторов: структура государственного аппарата, порядок взаимодействия его органов, профессионализм правоприменителя, его культура и многое другое.

Высокий уровень правовой деятельности предполагает:

- наличие сильной юридической науки;

- качественное преподавание юридических дисциплин в учебных заведениях;

- вовлечение широких слоёв населения в деятельность, связанную с правом;

- высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности;

- соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве;

- развитость и совершенство государственного аппарата;

- авторитет суда, как в системе органов государственной власти, так и среди населения;

- наличие гарантий независимости судебной власти;

- демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учёт приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров;

- высокое качество правоприменительной деятельности.

В-третьих, правовую культуру определяет степень совершенства всей системы нормативно-правовых актов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Важен уровень любого нормативно-правового акта каждый из них должен правовым. Нормативно-правовой акт должен отвечать всем необходимым требованиям, с точки зрения его формы: быть по возможности кратким и что, особенно важно, понятным для населения, т. е. обладать ясностью, а вся необходимая дополнительная информация (определения, термины и пр.) должны быть доступны для населения; также должен отвечать всем необходимым требованиям с точки зрения содержащегося в нём механизма его реализации.

Важно и состояние правоприменитильных правовых актов (например: решение и приговор судов, акты прокуроров) и правореализационных (например: договоры в хозяйственном обороте).

При оценке вышеуказанных нормативно-правовых актов, а также таких текстов правового характера, как научные и публицистические тексты на правовые темы, можно судить об уровне развития правовой культуры.

Совершенство системы нормативно правовых актов можно достигнуть благодаря:

- наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции;

- соответствию конституции законов, а всех иных нормативно-правовых актов (подзаконных) – законам;

- чёткой иерархии нормативно-правовых актов;

- высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права.

2.2. Функции и классификация правовой культуры

Правовая культура выполняет одновременно несколько функций:

Познавательно-преобразовательная функция связана с созданием гарантий (как правовых, так и нравственных) человеческого достоинства, свободы выбора, морального самоконтроля, порядочности, честности и др. общечеловеческих ценностей. Призвана помочь согласованию личных, групповых и общественных интересов; призвана поставить человека в центр общественного развития. Эта функции связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию гражданского общества и правового государства;

Праворегулятивная функция направлена на то, чтобы все элементы правовой системы функционировали максимально эффективно, динамично и слаженно. Этой функцией правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения. Реализация этой функции осуществляется через социальные нормы (в том числе конечно и через правовые);

Ценностно-нормативная функция проявляется в различных фактах, приобретающих ценностное значение, отражаясь в сознании, поступках, социальных институтах;

Правосоциализаторская функция заключается во влиянии на формирование правовых качеств личности;

Прогностическая функция заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей;

Коммуникативная функция, т. е. правовая культура, обеспечивает общение граждан в юридической сфере; передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого и др.;

Интегративная функция правовой культуры заключается в объединении всех слоев, классов и наций общества на основе общегражданских норм, принципов, идей и традиций.

Необходимо помнить о невозможности существования всех составных частей правовой культуры без своего носителя-субъекта, а именно: отдельного человека, группы людей, населения в целом. На основании этого принято выделять соответственно правовую культуру личности, групповую правовую культуру и правовую культуру населения. Рассмотрим каждый вид более подробно:

Правовая культура личности – это то, как личность осознаёт, понимает, оценивает, осуществляет права, свободы и выполняет обязанности. А сама реализация прав, свобод и обязанностей и особенно степень активности при реализации находятся в существенной зависимости от того, насколько правильно они осознаются и оцениваются личностью. Правовая активность является высшим уровнем правовой культуры личности. Она проявляется в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, а также в законности поведения. Согласно концепции Д. Б. Богоявленского существует три уровня правовой активности (если рассматривать её как интеллектуальную активность личности):

А) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остаётся в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что подчёркивает не отсутствием умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула;

Б) если субъект права, имея достаточно надёжный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим (более характерен для следователей и пр. подобных профессий);

В) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого; отличается самостоятельной постановкой проблемы.

Не следует путать правовую активность с правомерным поведением. Критериями разграничения здесь могут выступать цель, средства достижения такой активности и общественно значимый результат деятельности в правовой сфере. Также следует отличать от правовой активности просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом, т. к. оно (исполнение) является профессиональным долгом.

2) Групповая правовая культура – это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания того или иного класса, общественного слоя, особых социальных групп;

3) Правовая культура населения – это уровень правосознания и правовой активности всего населения, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Оценивая правовую культуру важно обращать внимание на уровень познания правовых явлений, овладение ими. На основании этого можно выделить следующие уровни правовой культуры:

Обыденный уровень – для него не характерны глубокие обобщения, т. е. для него характерна поверхностность. Проявляется в повседневной жизни людей при использовании субъективных прав, соблюдении юридических обязанностей. Но важно понимать, что он отнюдь не является второстепенным;

Профессиональный уровень – присущ лицам, специально занимающимся правовой деятельностью. Для данного вида характерна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, целей, задач, а также профессионального поведения, которая складывается ввиду постоянного и непосредственного соприкосновения с правовыми понятиями и явлениями;

Теоретический (научный) уровень – представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, механизма правового регулирования в целом, а не просто отдельно взятых направлений. Вырабатывается она общими усилиями ученых-философов, юристов, социологов, общественным опытом практических работников.

Эти уровни правовой культуры очень тесно взаимосвязаны между собой.

2.3. Правовое воспитание

Высокая правовая культура и лояльное правосознание присущи не любому обществу, они не являются лишь следствием объективной потребности. Правовая культура повышается в процессе целенаправленной деятельности по правовому воспитанию субъектов права, обязанность осуществлять которые лежит на государстве и всех остальных институтах политической и правовой системы общества.

Правовое воспитание предполагает осуществление комплекса мероприятий воспитательного, учебного и информационного характера, направленных на создание надлежащих условий для обретения гражданами определенного объема правовых знаний и навыков в их применении, необходимых для реализации гражданами своих прав и свобод, а также выполнения возложенных на них обязанностей.

Правовое воспитание как целенаправленные действия по повышению правовой культуры и укреплению правосознания, формированию комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности призвано решить три основные задачи.

Первая задача – формирование системы правовых знаний. Безусловно, такая составная часть правовой культуры как знание гражданами своих прав и свобод, своих обязанностей перед государством и обществом, общих сведений о позитивном праве имеет критическое значение. Однако этим правовое воспитание не исчерпывается.

Вторая задача – формирование правовой убежденности у гражданина в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен перед законом и судом в правах с другими гражданами.

Третья задача – формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения. Эта задача является стратегической и состоит в культивировании у граждан правовых потребностей, интересов, установок, ценностной ориентации, которые в значительной мере будут предопределять выбор соответствующих действий и поступков, то есть в правовой мотивации.

Правовое воспитание осуществляется в разных направлениях и имеет богатый инструментарий. Можно выделить следующие основные направления и средства правового воспитания.

- Непосредственное правовое воспитание органами государственной власти. Так, например, для воспитания высокой правовой культуры граждан в налоговой сфере были созданы отделы информации и общественных связей при инспекциях Министерства по налогам и сборам, аналогичная структура была создана и при Федеральной службе налоговой полиции.

- Правовое воспитание через средства массовой информации: печатные издания, телевидение и т. п. Средства массовой информации образуют важнейший институт формирования и распространения различных представлений и мнений в общественном сознании. Их влияние на динамику и структуру развития правового просвещения открывает широкие возможности для проведения активной государственной политики в данной области. В налоговой сфере этот метод получил очень широкое распространение. Так, налоговыми органами учреждены и курируются целый ряд печатных изданий, специализирующихся на вопросах налогообложения («Российский налоговый курьер», «Московский налоговый курьер», «Налоговый вестник» и т. п.). Не секрет также, что налоговыми органами оказывается определенное давление и на содержание относительно независимых печатных изданий («Главбух», «Финансовая газета» и др.). В последнее время большая роль в деле воспитания налогоплательщиков и повышения уровня их налоговой культуры стала отводиться и телевидению: специалисты по налогообложению участвуют в телепрограммах, приняла массовый характер социальная реклама, направленная на воспитание законопослушных налогоплательщиков, формирование у общественности негативного отношения к недобросовестным налогоплательщикам.

- Правовое воспитание посредством культуры и искусства. Этот метод менее заметен, но не менее важен и эффективен: правосознание, основанное на культуре и искусстве, является более органичным, естественным, менее подверженным колебаниям. Его использование осложняется, во-первых, недопустимостью непосредственного влияния государственных правовых интересов на культуру, ее подавления этими интересами, а во-вторых, невовлеченностью органов государственной власти в культурную сферу. Пока о каких-либо серьезных попытках применения этого метода в области налогообложения автору неизвестно. Впрочем, к этой категории методов правового воспитания можно отнести взаимодействие налоговых органов с Русской православной церковью (например, в отношении известной ситуации недовольства отдельных православных россиян введением индивидуального номера налогоплательщика).

- Правовое воспитание в сфере образования. Правовое воспитание подрастающего поколения имеет стратегический характер и объективно необходимо. В деле правового воспитания в налоговой сфере детей уже сделаны отдельные попытки. Так, Минобразование России на основе специально подготовленного учебника проводит в некоторых регионах эксперимент по введению в школьный образовательный курс основ налоговых знаний об истории налогообложения, налоговом законодательстве, основных правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и органов налоговой полиции и даже о налоговых преступлениях. Насколько известно автору, аналогичный эксперимент проводится и в Ростовской области под эгидой местного УМНС. Более того, существует даже мнение, что «все учебные программы многоуровневой системы образования должны содержать элементы налоговой культуры» [5].

Максимальная эффективность повышения правового сознания и правовой культуры достигается путем рационального использования всего доступного инструментария в совокупности. При этом, по мнению автора, не следует забывать о таком важнейшем аспекте правового воспитания, как наглядный пример со стороны государственных органов и должностных лиц. Нарушение законодательства, игнорирование правовых и этических норм самими органами власти, демонстрируя политику двойных стандартов, приводит к правовому нигилизму, сводит на нет все усилия по правовому воспитанию общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п.

Правосознание в своих пластах, уровнях, видах «работает» на устранение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляют гражданина для разрешения спора в суд, а не в редакцию газеты, что, впрочем, тоже иногда полезно.

«Если человек обладает развитым правосознанием, - писал французский юрист Ж. Карбонье, - то так ли уж нужна ему информация о законе. При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным».

Вся история культурного человечества свидетельствует о том, что право и государство периодически вступают в состояние глубокого кризиса. Причина этих кризисов состоит в том, что человечество, строя правопорядок, теряет из вида единую, безусловную цель политического единения и превращают его в орудие для условных, малых заданий и частных вожделений. Отсюда вырождение правовой и государственной жизни, - безыдейность власти и умаление ее авторитета, отсутствие солидарности между гражданами и классами, гражданская война внутри государств и постоянные вспышки открытых войн между народами. По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, раздор, бунт и войну.

Как подтверждает практика и результаты исследований, работа системы правоохранительных органов, уровень профессионального правосознания значительной части лиц, действующих в правоохранительной сфере еще не соответствует современным требованиям. В сфере работников правоохранительных органов сохраняются правовой нигилизм, нацеленность на личное усмотрение при разрешении юридических дел, ориентация не на требования закона, а на позиции руководителей. Следовательно, повышение уровня правовой культуры лиц, работающих в этой системе, да и вообще должностных лиц является первостепенной задачей.

Нельзя не обратить внимания и на другую крайность, которая заметна в обществе, а именно на переоценку силы роли права. Она проявляется в том, что некоторая часть людей связывает решение определенных проблем только с принятием соответствующих законов. Им представляется, что достаточно принять закон и соответствующая проблема автоматически решится. Это глубокое заблуждение свидетельствует о неразвитости правосознания.

Таким образом, повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, преодоление правового нигилизма, с другой – преодоление правового идеализма. И то, и другое вызывает необходимость в осуществлении большой работы по повышению юридической грамотности всех слоев населения, а также по надлежащему кадровому обеспечению государственных учреждений, осуществляющих юридическую деятельность.

Уровень юридической грамотности, правовой культуры членов общества зависит в первую очередь от характера, духа социальной практики, складывающейся в сфере правового регулирования, функционирования власти. Но следует признать, что немаловажное значение имеет и целенаправленная работа по правовому воспитанию населения, если она будет осуществляться в условиях благоприятной для права социально-политической практики.

Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство [16].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аграновская Е. В. «Правовая культура и обеспечение прав личности». М.: Наука, 1988.

Бабаев В. К. «Теория государства и права» М.: Юрист, 2007.

Байниязов Р. С. Мировоззренческие основы общероссийской правовой идеологии // Журнал российского права. 2001. №11.

Байниязов Р. С. Правосознание: психологические аспекты // Правоведение. 1998. №3.

Дробязко С. Г., Козлов В. С. Общая теория права: Учебное пособие. –Мн.: НО ООО «БИП-С», 2003.

Иванников И. А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. №3.

Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. 1992. №3.

Калинина Э. А., Калинина И. Ф., Старжинская А. А. Общая теория государства и права: Краткий элементарный учебный курс. –Практ. пособие по ред. Э. А. Калининой –Мн.: Молодежное научное общество, 2005.

Коваленко А. И. Теория государства и права (в вопросах и ответах), 2001.

Лукьянова Е. А. Указное право как российский политический феномен // Журнал российского права. 2001. №10.

Нерсесянц В. С. Современное правопонимание: основные концепции. // Центр «Право и средства массовой информации», серия «Журналистика и право», выпуск 16, 1999.

Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. – М., 2000.

Саудабекова Э. К. Трансформация правосознания как условие становления правового государства// Сборник материалов конференции, Алматы, КГЮА, 2000.

Сорокин В. В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2002. №10.

Тепляшин И. В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан // Журнал российского права. 2002. №1.

Трахименок С. А. Общая теория права: Учеб. пособие. – Мн.: Частн. ин-т управ. и предпр., 2004.

Фарбер И. Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963.




1. а Четвернин В А видеолекции
2. Тора немного старшей Эдды и очень много отсебятины Пейринг- Локи Сигюн и всевсевсе включая ОМП Рей
3. Проблема цели и средств в нравственной деятельности
4. Детский сад 56 компенсирующего вида Тетрадь учета проведенных консультаций на 20112012 учебн
5. Неотомизм
6. Бланковый тест состоит из отдельных бланков
7. Таня Таня ТаняТаня Пьеса Действующие лица- ТАНЯ ИВАНОВ ~ ее муж Мальчик их сын
8. Обчислити за звітом за минулий рік обсяги валової та товарної продукції підприємства за даними таблиці
9. Проблема рабства в США
10. Реферат- Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
11. Вулкани Сонячної Системи укр
12. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук.2
13. Салават Юлаев
14. Ревизия и контроль нематериальных активов
15. Халы~аралы~ туризм м~ні мен т~сінігі.html
16. ЗАДАНИЕ А8 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
17. это приём с помощью которого самбист выводит соперника из равновесия и бросает на ковёр на какуюлибо часть
18. Понятие и сущность социального взаимодействия
19. Методики исследования агрессивности
20. КАРТА ВООЗ Гігієнічні індекси Оцінка гігієнічного стану порожнини рота здійснюється методами які в