Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 11

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


Лабораторные работы по химии

(для студентов 1 курса ИТИ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ                                            3

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1. РАСТВОРЫ                                                                      5

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2. ПОЛУЧЕНИЯ ГИДРОЗОЛЕЙ                                       6

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3. МЕТАЛЛЫ. КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛОВ                        8

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4. СТРОИТЕЛЬНЫЕ ВЯЖУЩИЕ ВЕЩЕСТВА        11


ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Общие правила работы в лаборатории

Выполнение лабораторных работ связано с использованием разнообразного оборудования, химических реактивов, химической посуды, которые при неумелом обращении способны нанести травмы и отравления. Поэтому работающие обязаны строго соблюдать правила техники безопасности и внутреннего распорядка.

Для успешной работы и лучшего усвоения темы необходима предварительная подготовка к лабораторной работе. Перед каждым занятием студент должен проработать по учебникам, пособиям или лекциям теоретический материал, относящийся к теме лабораторной работы, а также выполнить самостоятельную работу по заданию преподавателя.

Не разрешается входить в лабораторию в верхней одежде и категорически запрещается принимать пищу.

Для работы в лаборатории студенту отводится постоянное рабочее место, которое следует содержать в чистоте и порядке, так как грязь нередко бывает причиной искажения результатов опытов.

Не следует загромождать рабочий стол посторонними вещами. На рабочем столе должны находиться только необходимое оборудование, посуда и лабораторный журнал.

Записи всех проведенных опытов, полученных экспериментальных результатов производят в специальном лабораторном журнале, на обложке которого должны быть написаны фамилия студента, его инициалы, номер группы и название предмета.

По окончании работы следует тщательно вымыть посуду, выключить электроприборы, проверить закрыт ли водопроводный кран, вытереть влажной тряпкой поверхность стола и вымыть руки.

Лабораторный журнал

Записи в журнале производят только чернилами, лаконично, аккуратно и обязательно непосредственно после проведения опыта.

Не разрешается вести записи, расчеты на черновиках, так как они могут потеряться и кроме того, необходимо учиться составлять отчеты по проведенной работе

Можно рекомендовать следующую схему записи: 

- дата и название выполняемой лабораторной работы;

- название каждого опыта и его номер;

- наблюдения, уравнения реакций, схема прибора, расчеты, таблицы, графики;

- запись каждого опыта необходимо завершать соответствующим выводом.

Реактивы и правила обращения с реактивами

По степени чистоты реактивы делятся на технические (техн.), чистые (ч.), чистые для анализа (ч.д.а.), химически чистые (х.ч.).

Необходимые для работы реактивы выставляются на рабочий стол или на полки рабочего стола.  

Концентрированные кислоты, а также растворы вредных и неприятно пахнущих веществ хранятся в вытяжном шкафу.  

Часть реактивов для общего пользования может находиться на специальных полках или на общем столе.

Реактивы общего пользования, в том числе реактивы, хранящиеся в вытяжном шкафу не следует уносить к себе на рабочее место.

Не следует пользоваться реактивом, не снабженным этикеткой!

Для проведения опыта нужно брать указанное в руководстве количество реактива. Если не указано количество реактива, то берут возможно меньшее количество. 

Сухие реактивы отбирают шпателем, жидкие - пипетками. При отборе жидкого реактива из склянки, следует ее держать так, чтобы этикетка была сверху.

Излишек реактива, ни в коем случае нельзя вливать (высыпать) обратно в сосуд, из которого он был взят. Его надо сдавать лаборанту или студенту, которому он нужен.

Нельзя брать одной и той же пипеткой или шпателем разные реактивы, во избежание их загрязнения. 

Меры предосторожности при работе в лаборатории

К проведению опыта следует приступать после внимательного ознакомления с его содержанием и уяснения техники его выполнения.

Опыты с ядовитыми и неприятно пахнущими веществами следует проводить в вытяжном шкафу.

Опыты с легко воспламеняющимися веществами необходимо проводить вдали от огня и нагревательных приборов.

При разбавлении концентрированных кислот, особенно серной, следует вливать небольшими порциями кислоту в воду, а не наоборот.

Не следует наклоняться над нагреваемой жидкостью или сплавляемыми веществами, во избежание попадания брызг на лицо.

Не следует нагревать дно пробирки во избежание выброса содержимого. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону противоположную от себя и окружающих.

При определении выделяющегося газа по запаху нужно легким взмахом кисти направлять струю его к себе и осторожно вдохнуть. 

В случае воспламенения горючих веществ следует засыпать пламя песком, или накрыть кошмой (одеялом, куском ткани), но не следует пользоваться водой.

Концентрированные кислоты и щелочи ни в коем случае не выливать в раковину, а сливать в специальные склянки. Бумагу и другие твердые отходы следует бросать в урны. 

Остатки щелочных металлов следует сдавать лаборанту и ни в коем случае не бросать в раковину или в урну.

Оказание первой помощи

При попадании на кожу концентрированных кислот следует тотчас же смыть ее большим количеством воды из крана, а затем обработать пораженный участок 2%-м раствором питьевой соды.

При попадании на кожу щелочи нужно тщательно промыть водой до прекращения ощущения скользкости, а затем - 2%-м раствором уксусной кислоты.

При термических ожогах на пораженный участок накладывают повязку, пропитанную 2%-м раствором перманганата калия или 3%-м раствором таннина.

При отравлении хлором, бромом, сероводородом, окисью углерода необходимо вывести пострадавшего на воздух.

При всех несчастных случаях следует немедленно обратиться к преподавателю и дежурному лаборанту. 


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1.

РАСТВОРЫ

Опыт 1. Приготовление растворов заданной концентрации

Цель работы: научиться

  •  готовить растворы заданной концентрации;
  •  производить пересчеты концентраций растворов;

Задание:
–Приготовить 100 мл раствора NaCl с массовой долей вещества указанной преподавателем.

Измерить ареометром плотность приготовленного раствора и определить его истинную концентрацию. 

–Пересчитать массовую долю раствора на молярность, молярную концентрацию эквивалента, моляльность, мольную долю растворенного вещества.

Выполнение опыта. 

. Вычисляют массу хлорида натрия, необходимую для приготовления 100 мл раствора заданной массовой доли вещества. Плотность раствора данной концентрации находят по справочнику. Если в таблице отсутствует плотность этого раствора, то ее находят методом интерполяции.

Пример: Допустим необходимо приготовить раствор NaCl с ω = 3%. В таблице даны плотности растворов с ω 4% и 2%. Выписывают данные и находят разность (Δ) величин:

    ω(%)           ρ

4           1,0341

          1,0159

   ---------------------- 

Δ       2          0,0182

Из этого следует, что изменению концентрации 2% соответствует изменение плотности 0,0182. В узком интервале концентраций зависимость плотности от концентрации можно считать линейной, поэтому составляем пропорцию 

0,0182      2% 

х               %    х = 0,0091, 

значит, плотность раствора с ω 3% равна 1,0250 ([1,0341- 0,0091], или [1,0159 + 0,0091] ). 

2. Взвешивают на технохимических весах рассчитанную массу вещества, переносят навеску в мерную колбу на 100,0 мл. Вещество полностью растворяют в небольшом объеме воды, затем доводят объем раствора водой до метки. 

Измерение плотности раствора ареометром. Ареометр - прибор для измерения плотности растворов. Он представляет собой стеклянный поплавок, в верхней узкой части которого имеется шкала с делениями, указывающими плотность. Каждый ареометр предназначен для жидкостей, плотность которых лежит в определенных пределах. Поэтому ареометр необходимо подбирать по ориентировочной плотности приготовленного раствора. Для измерения плотности раствор наливают в мерный цилиндр и осторожно опускают ареометр: ареометр не должен касаться стенок цилиндра, а свободно плавать в растворе. По шкале ареометра производят отсчет плотности по нижнему краю мениска. Ареометр позволяет определить плотность с точностью ± 0,003. Измеряют плотность приготовленного раствора ареометром и устанавливают концентрацию его (при необходимости проводят интерполяцию). 

. Пересчитайте массовую долю раствора на другие концентрации, заполните таблицу: 

(теор.)

(теор.)

m(р-ра)

m(р.в.)

(эксп.)

(эксп.)

(р.в.)

cм

cэ

cm

N(р.в.)

(воды)

N(воды)

4. Вывод.

Опыт 2. Гидролиз солей. Реакция cреды в растворах различных солей.

Цель работы: опытным путем изучить реакцию гидролиза солей 

Задание:
.Используя нейтральный раствор лакмуса, определите реакцию среды в растворах данных ниже солей

Выполнение опыта.

1. В стакане объемом 100 мл приготовьте нейтральный раствор лакмуса и разлейте в пять пробирок. Один из растворов используйте в качестве контрольного. В остальных пробирках растворите по микрошпателю кристаллических солей в следующей последовательности: ацетат аммония, хлорид натрия, сульфат алюминия, карбонат натрия. Растворы тщательно перемешайте стеклянными палочками (каждый раствор отдельной палочкой) и сравните окраски их с окраской контрольного раствора. Результаты наблюдений запишите в таблицу 1

Таблица 1. 

Реакция среды в растворах солей и склонность солей к реакции гидролиза

формула соли

окраска лакмуса

рН среды

Соль образована: (сила электролита)

Тип гидролиза

Вид гидро-
лиза:

основание

кислота

по Кtn+

по Anm-

1

СH3COONa

синяя

>7

сильное, NaOH

cлабая СH3COOH

-

СH3COO-

простой


. По результатам опыта установите:

  •  типы солей, подвергающихся гидролизу при растворении в воде и реакцию среды в их растворах;
  •  типы солей, гидролизующихся ступенчато;

3. Напишите ионно-молекулярные и молекулярные уравнения реакции гидролиза соли.

. Приведите определение реакции среды гидролиза соли с помощью универсальной индикаторной бумаги.

5. Вывод.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2. 

ПОЛУЧЕНИЯ ГИДРОЗОЛЕЙ

Цель работы: 

- изучить способы приготовления гидрозолей;

- приобрести навыки составления формулы мицеллы.

1. Методы конденсации

Опыт 1. Получение гидрозолей берлинской лазури разноименными зарядами частиц

Для получения данных золей используется реакция обмена:

4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3 + 12KCl

В результате реакции образуется золь мало растворимого в воде вещества Fe4[Fe(CN)6]3гексацианоферрата (II) железа (III), или берлинской лазури.

 

Таблица 1

Названия комплексных солей

формула вещества

название химическое

название эмпирическое

K4[Fe(CN)6]

Гексацианоферрат (II) калия

желтая кровяная соль

Fe4[Fe(CN)6]3

Гексацианоферрат (II) железа(III)

берлинская лазурь

В работе используются 0,005 н раствор FeCl3 и 0,005 н раствор гексацианоферрата (II) калия.

а) Приготовление золя берлинской лазури при избытке FeCl3

К 3 мл раствора FeCl3 прилейте 1 мл раствора K4[Fe(CN)6], перемешайте раствор. Образуется золь берлинской лазури.

Что собой представляет золь? Укажите фазовый состав полученного золя. Составьте формулу мицеллы и укажите знак заряда гранулы.

б) Приготовление золя берлинской лазури при избытке K4[Fe(CN)6] 

Повторите опыт а), изменив соотношения реактивов, а именно, к 3 мл раствора K4[Fe(CN)6] прилейте 1 мл раствора FeCl3. Определите фазовый состав полученного золя, заряд частиц золя. Составьте формулу мицеллы.

Выводы:

1) Что такое золь?

) Какие вещества, и при каких условиях могут образовать золи в водной среде (гидрозоли)?

3) Чем определяется знак заряда частиц золя?

Опыт 2. Определение знака заряда частиц золя

В окрашенных золях знак заряда частиц можно определить методом капиллярного анализа. Он основан на том, что целлюлозные стенки капилляров фильтровальной бумаги заряжены отрицательно, а пропитывающая бумагу вода - положительно. Если нанести на фильтровальную бумагу золь с отрицательным зарядом частиц, то он не адсорбируется бумагой и на ней образуется равномерно окрашенное пятно. Если частицы золя заряжены положительно, то они адсорбируются отрицательно заряженными стенками капилляров и на бумаге образуется пятно, окрашенное в центре и бесцветное по краям

Методом капиллярного анализа определите знаки заряда частиц полученных ранее золей берлинской лазури (опыт 1). Совпадают ли результаты анализа со знаками зарядов частиц, которые записаны в формулах мицелл (опыт 1)?

Результаты опыта запишите в таблицу: 

Таблица 2

Определение знака заряда частиц золя 

объем раствора,мл

реактив в избытке

состав ядра

потенциал определяющие ионы

знак заряда гранул

FeCl3

K4[Fe(CN)6]

теория 

опыт

a

б

Вывод.

Опыт 3. Получение золя гидроксида железа (III) реакцией гидролиза соли

В пробирку налейте 4-5 мл дистиллированной воды. В нагретую до кипения воду приливайте по каплям (при перемешивании) 2%-ный раствор хлорида железа (III) до образования золя гидроксида железа (III) красно-коричневого цвета. Полученную золь гидроксида железа (III) оставить для опыта 1 работы 16.

Изобразите строение мицеллы золя гидроксида железа (III) Напишите формулу мицеллы, соответственно правилу Панета-Фаянса. Укажите фазовый состав золя.

Вывод.

2. Метод диспергирования

Метод химического диспергирования. Пептизация

Опыт 4. Получение золя гидроксида железа (III) методом пептизации

  Приготовьте осадок гидроксида железа действием раствора щелочи на раствор хлорида железа (III). Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионно-молекулярной формах.

  Отделите осадок гидроксида железа от раствора центрифугированием. Осадок небольшими порциями внесите в насыщенный раствор хлорида железа, перемешивая после каждого добавления. Наблюдайте исчезновение осадка и изменение окраски раствора из желтого в красно-коричневый, характерный для золя Fe(OH)3.

  Напишите формулу мицеллы полученного золя гидроксида железа (III), учитывая, что причиной дробления (диспергирования) грубодисперсного осадка является адсорбция на его частицах ионов Fe3+ из раствора хлорида железа (III). Адсорбированные ионы сообщают частицам осадка одноименные заряды, в результате чего частицы отталкиваясь друг от друга и отрываются от осадка, постепенно равномерно распределяются по всему объему жидкости, т.е. происходит пептизация.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3

МЕТАЛЛЫ. КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛОВ

МЕТАЛЛЫ

Цель работы: 

1. рассмотреть отношение к металлов к разбавленным и концентрированным кислотам;

. изучить кислотно-основные свойства гидроксидов металлов.

Отношение металлов к кислотам

Кислоты - электролиты, образующие при диссоциации катионы только одного вида - катионы водорода Н++. Поэтому процесс электролитической диссоциации кислот в общем виде можно выразить уравнением:

Нx An <===> Н + + Anx-

где Anx- - анион кислоты, т.е. кислотный остаток.

При взаимодействии с кислотой металл играет роль восстановителя, а кислота - окислителя:
Ме + Нx An ®МеnАnm + продукты восстановления кислоты

    Соль

Электронное уравнение:

Ме0 - - ® Меm +НxAn + ne-® продукты восстановления кислоты 

В зависимости от природы кислоты и ее коцентрации в растворе окислителем может быть
а
) катион водорода Н+ : + + 2 е- ® Н2 , или

б) кислотный остаток Anx-: Anx- + ne- ® продукты восстановления.

Разделим кислоты по типу окислителя на две группы:   

Нx An <===> Н + + Anx-


1.окислитель Н+

2. окислитель - анион кислоты Anx-

кислоты: HCl, H2 SO4 (разб.),
Н3 РО4,....

кислоты: HNO3 (разб. и конц.),
H2 S04 (конц.)

С кислотами 1-й группы реагируют металлы, стандартный электродный потенциал которых меньше нуля - ( Ео <0), т.е. металлы, стоящие в ряду напряжений левее водорода. Рассмотрим возможные продукты восстановления азотной и концентрированной серной кислот при их взаимодействии с металлами.

Продукты восстановления азотной кислоты НNO3

NO3¯ + ne- ––> продукты восстановления

кол-во е- -нов:

+le-

+ 3e-

+ 5e-

+8e-

Продукты

NO2

NO

N2

NH3 (NH4NO3)

–––––––––––––––––––® уменьшение концентрации кислоты

–––––––––––––––––––® возрастание активности металла

Продукты восстановления концентрированной серной кислоты

SO42- + ne- ––––––> продукты восстановления

кол-во е- -нов:

+2е-

+6е-

+8e-

Продукты:

SO2

S

H2S

––––––––––––®  возрастание активности металла

Опыт 1. Взаимодействие металлов с разбавленной серной кислотой

В две пробирки налейте по 1-2 мл разбавленной серной кислоты и опустите в первую - стружки алюминия, во вторую - меди. Что наблюдается? Объясните, чем обусловлено различие в отношении данных металлов к разбавленной серной кислоте?  Составьте уравнения реакций, электронно - ионные уравнения. Укажите восстановитель и окислитель. Приведите обобщенный вывод по опыту.

Опыт 2. Взаимодействие металлов с концентрированной серной кислотой

(Опыт проводится в вытяжном шкафу)

В три пробирки налейте по 1-2 мл концентрированной серной кислоты (осторожно!). Внесите в одну пробирку 1/2 микрошпателя порошка железа, во вторую гранулу цинка, в третью - стружки меди. Пробирку с металлической медью слабо нагрейте. Внимательно следите за изменениями, происходящими в пробирке с гранулой цинка. Через некоторое время (после помутнения раствора ) слабо нагрейте пробирку и поднесите к отверстию пробиркисвинцовуюбумагу (фильтровальная бумага пропитанная раствором соли свинца) - почернение бумаги свидетельствует о выделении сероводорода.

(Осторожно! Сероводород ядовит!)

Результаты наблюдений запишите в таблицу:


Металл

Е0(В)

Продукты восстановления Н2 SO4

S02

S

H2 S

Zn

- 0,76

Знаком+отметьте продукты, образующиеся при восстановлении серной кислоты соответствующим металлом.

Составьте уравнения всех протекающих реакций. Подберите коэффициенты к ним электронно-ионным методом.

Сформулируйте выводы по результатам опыта.

Опыт 3. Получение гидроксидов металлов и изучение их кислотно - основных свойств

В шесть пробирок внесите по 3 - 4 капли растворов солей магния, цинка, алюминия и меди (порцию каждой соли в две пробирки). К растворам прилейте по каплям до прекращения образования осадков раствор щелочи. Напишите уравнения протекающих реакций в сокращенной ионно - молекулярной форме. 

  •  Испытайте действие на осадки растворов  а) кислоты и б) щелочи. 
  •  Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионно - молекулярной формах.
  •  Сформулируйте выводы.

КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛОВ


Цель работы: опытным путем изучить 

- процессы химической и электрохимической коррозии металлов;

- изучить метод анодной защиты металлов.

Опыт 4. Химическая и электрохимическая коррозия цинка. Влияние образования микрогальванопар на скорость коррозии цинка

  а) В две пробирки налейте по 3-4 мл 2н. раствора соляной кислоты и внесите по одной грануле цинка. Наблюдайте выделение газа в пробирках. Составьте химическое и электронно - ионое уравнения протекающей реакции. Определите, какой вид коррозии цинка происходит. 

  б) В одну из пробирок (пробирка 2) введите медную проволоку, не касаясь кусочка цинка. Взаимодействует ли медь с кислотой? Опустите медную проволоку до соприкоснновения с гранулой цинка. 

  Обратите внимание на выделение водорода с поверхности меди и на скорость реакции посравнению с первой пробиркой. 

  Составьте формулу гальванического элемента, образующегося в пробирке2. Пользуясь значениями стандартных электродных потенциалов металлов, определите анод и катод. Составьте электронные уравнения электродных процессов. Какой вид электрохимической коррозии цинка протекает во второй пробирке? По результатам опыта сформулируйте выводы: 

  1.  В чем принципиальные различия процессов химической и электрохимической коррозии металла?
  2.   Как влияет образование микрогальванопар на скорость коррозии металла?

Опыт 5. Коррозия оцинкованного и луженого железа в кислой среде.

В две пробирки налейте по 4-5 мл. дистиллированной воды, добавьте в каждую по 3 капли 2н раствора серной кислоты и по 2 капли К3[ Fe(CN)6] . Нанесите скальпелем царапины на пластинках оцинкованного и луженого железа и поместите их в разные пробирки. 

Через несколько минут наблюдайте появление синего окрашивания в одной из пробирок ( в какой? ). Составьте схемы гальванических элементов, образующихся при повреждении защитного покрытия на оцинкованном и луженом железе. 

Пользуясь значениями стандартных электродных потенциалов, определите анод и катод в каждом из гальванических элементов. Оформите таблицу:

Образование ГЭ на луженом и оцинкованном железе

Система

E0
Fe/Fe2+ 

E0
Zn/Zn2+
Sn/ Sn2+ 

Анод

Катод

Формула ГЭ 

оцинкованное железо

луженое
железо

Вывод.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4 

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ВЯЖУЩИЕ ВЕЩЕСТВА

Цель работы: опытным путем изучить 

- химические реакции производства и процессов твердения гипсовых вяжущих веществ.

- химические реакции процессов твердения портландцемента (силикатного цемента)

Гипсовые вяжущие вещества

Опыт 1 . Реакция производства строительного гипса.

Несколько кусочков природного гипсового камня поместите в фарфоровую чашку (или тигель) и поставьте в сушильный шкаф с температурой 150-1700С. Через 15-20 минут тигель с продуктом обжига перенесите для охлаждения в эксикатор. Обратите внимание на изменение внешнего вида гипсового камня. Напишите уравнение реакции частичной дегидратации природного гипса. Приведите химические и технические названия полученного гипсового вяжущего вещества. 

Вывод.

Опыт 2. Реакция твердения строительного гипса.

К полученному в опыте 3 строительному гипсу прибавляйте небольшими порциями воду до образования тестообразной пластичной массы. Перенесите ее на монету, поверхность которой предварительно смазана вазелином (или на другой предмет с рельефной поверхностью). Через 10-15 минут, после того как тесто схватится, осторожно удалите монету: на поверхности вяжущего вещества образуется слепок монеты. Как изменяется объем вяжущего теста при твердении? Напишите уравнение реакции твердения строительного гипса.

Вывод.

Гидравлические вяжущие вещества

Опыт 3 . Образование Са(ОН)2 при твердении портландцемента.

В фарфоровую чашку поместите немного порошка портландцемента и добавьте 1-2 капли фенолфталеина. Показывает ли фенолфталеин щелочную среду?

К этой порции порошка цемента добавляйте небольшими порциями воду до образования кашицеобразной массы(цементное тесто). Что наблюдается?

Как изменяется окраска индикатора, о чем она свидетельствует?

Объясните наблюдаемые явления, записав уравнения реакций взаимодействия минералов цементного клинкера с водой. Составьте таблицу:

Минералы клинкера

Продукты гидратации и гидролиза 

(гидратные новообразования)

Вывод.

Опыт 4. Изучение качественного состава водной вытяжки портландцемента.

Насыпьте в пробирку небольшую порцию порошка цемента (0,5 - 1 см. высотой), прилейте дистиллированной воды до половины объема и хорошо перемешайте стеклянной палочкой. Дайте образовавшейся суспензии отстояться, затем отфильтруйте через складчатый бумажный фильтр.

К нескольким каплям водной вытяжки цемента (фильтрат) добавьте каплю фенолфталеина и отметьте изменение окраски индикатора. Какие ионы обнаружены?

К другой порции вытяжки (1-2 мл.) прилейте раствор карбоната натрия. Что наблюдается? На присутствие, каких ионов в водной вытяжке портландцемента указывает результат реакции? 

Составьте уравнение соответствующей качественной реакции. Результаты опыта впишите в таблицу:

Реактив

Наблюдаемый эффект

Вывод

Уравнение реакции

фенолфталеин

Р-р Na2CO3

Какое вещество обнаружено в водной вытяжке цемента?

Напишите уравнение его диссоциации в растворе.

Вывод.

Опыт 5. Ускорение процесса схватывания портландцемента.

В три фарфоровые чашки поместите по 5 г. порошка портландцемента и затворите каждую порцию отдельно одинаковыми объемами следующих растворов, так чтобы образовалось тесто:

первую - горячей водой, 

вторую - раствором хлорида кальция;

третью - раствором смеси хлорида натрия и карбоната калия (Последний раствор готовится заранее из расчета 17 г `NaCl и 50 г K2CO3 на 1 л воды)

Смеси размешайте стеклянными палочками. Для каждой пробы цементного теста определите время начала схватывания, т.е. промежуток времени с момента затворения порошка до потери пластичности теста. Полученные данные запишите в таблицу:

пробы

Добавка к затворителю

Время затво-рения, мин

Время начала схватывания, мин

Сроки схватывания, мин

Укажите, какая из добавок оказывает наибольший, ускоряющий схватывание теста, эффект. Объясните, на чем основано ускоряющее действие добавок. 

          Вывод.




1. Расчет коробки скоростей металлорежущих станков
2.  Что понимается под организацией производства- а координация в пространстве всех материальных и трудовых
3. тема взглядов на цену получившая название маргинализм
4. 370 млн руб в том числе сырье и материалы 310 млн
5. ТЕМА- Каменные работы Вариант 9 Выполнила-
6. МАКИНТАЙРМеждународный институт по исследованиямв области экономического развития ХельсинкиИнститут меж.html
7. .1770 24.03.1844 один из величайших скульпторов родился в Копенгагене
8. тематическое получение прибыли
9. і. Психологічна адаптація здійснюється в процесі соціалізації особистості у ході її індивідуального розвит.html
10. Период революционных изменений в физике
11. Этнокультурные особенности формирования семейных отношений в России и Америке
12. Русские православные монастыри и их роль в развитии национальной культуры
13. Концепт женщина в русской языковой картине мира
14. Тема Особливості біомеханічних параметрів підйому штанги важкоатлетами є актуальною тому що постійно від
15. Теория рационального питания
16. Лабораторная работа 3 по дисциплине- Основы управления социальноэкономическими системами ИССЛЕ
17. Финансовое состояние предприятия ~ это его способность финансировать свою деятельность
18. 111 1 Акиничева Е.
19. 14г ДЕСИЗИО ГРИН СТАР
20.  выбор поставщиков для каждой позиции номенклатуры покупаемой по критерию минимальных затрат на процесс з