Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Гимназия 18 ЛенинскКузнецкого городского округа Кемеровской области Патриотическое

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


Патриотическое воспитание школьников

(Из опыта работы)

Лысковец Елизавета Александровна, учитель истории МБНОУ «Гимназия «18»

          Ленинск-Кузнецкого городского округа Кемеровской области

  Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы.  Общеизвестно, что детство и юность – самое благодатное время  для  воспитания  любви к своему Отечеству. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся  любви к своей Родине, выработка высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.

  Важность патриотического воспитания заключается ещё и в том, что возникла необходимость в разрешении противоречий возникших между пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества.  Этому во многом способствуют такие явления последнего времени, как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, обесценивание духовных ценностей. Кроме этого в средствах массовой информации идёт насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости. Особенно ярко это проявляется в Интернете, куда те же дети выкладывают ролики с избиениями сверстников, истязаниями животных и пр. Необходимо обеспечивать пронизанность патриотизмом все школьные мероприятия.

И делать это для того, чтобы патриотизм становился для всех важнейшей духовной и социальной ценностью, укрепляющей основы российской государственности. Патриотическое воспитание поможет повысить гражданское сознание, нравственные и этические ориентиры.   Настоящий гражданин своего Отечества никогда не будет равнодушным, циничным, агрессивным.

 За десять лет педагогической деятельности пришла к выводу, что в воспитании нет второстепенного. В воспитании всё главное.   Но патриотическое воспитание в современной школе должно быть поставлено на должном уровне. И главная причина в том, что современная молодёжь потеряла нравственные ориентиры. Главной ценностью в обществе стала не забота о своей Родине, а материальные ценности. Многие родители в погоне за материальным благополучием совершенно не занимаются воспитанием своего ребёнка, а потом удивляются, что сын или дочь выросли чёрствыми эгоистами, которых заботят только деньги.

 Привлечение подростков «группы риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности ведёт к снижению числа детей совершивших правонарушения, к снижению числа вредных привычек.

 Краеведческое воспитание является частью патриотического воспитания, где сохраняются славные боевые и трудовые традиции родного края. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине: годному городу, родному краю.

 Для формирования гражданского отношения к своему родному городу и краю  провожу экскурсии в Краеведческий музей.   В музее обучающиеся знакомятся  с  историей  родного  города.  Экскурсоводы рассказывают ребятам о знаменитых  людях  Ленинск-Кузнецкого. Обучающиеся узнают о подвигах в годы Великой Отечественной войны Героев Советского Союза  А.П.Шилина и З.М.Туснолобовой.  

 Ленинск-Кузнецкий – город горняков. Каждую пятую тонну каменного угля  даёт нашей стране Кузнецкий бассейн. Шахтёрский труд почётен и важен. Дети узнают о трудовых подвигах шахтёров – Героев Социалистического Труда Я.Г.Чекмарёва, П.И.Бокова.

  На экскурсиях  в городской парк  и Краеведческий музей  дети получают сведения о растительном и животном мире Кемеровской области. Учатся бережному отношению к живой природе.

 Стали традиционными возложения венков к  памятникам  героев  Кольчугинского восстания и дважды Героя Советского Союза А.П.Шилина.   С целью изучения истории родного города провожу пешеходные экскурсии по знаменитым местам  и старым улицам Ленинска-Кузнецкого.

  Для формирования гражданского отношения к своему Отечеству  практикую заочные экскурсии по городам-героям  России.  На каждом  уроке  по изучению истории России  делаю акцент на роль нашей Родины в мировой истории.  При изучении отдельных тем на примере исторических личностей  формируется  гордость за свою Отчизну, за её людей.

Особое место в этом ряду занимают исторические личности: Пётр Великий, М.Ломоносов, А.Суворов, М.Кутузов, К.Жуков и др.

 В  воспитательной работе уже сложились традиционные мероприятия, которые провожу совместно с детьми ежегодно:

- акция «Цветы пожилому человеку»;

- конкурс плакатов ко Дню Защитника Отечества;

- смотр песни и строя;

- конкурс патриотической песни;

- фотовыставка «Моя семья и война»;

- праздник «День Победы»;

- акция «Цветы ветерану»;

- акция «Лучшая открытка ветерану»;

- встречи с ветеранами ВОв;

- конкурс рисунков «Великая Победа»;

- беседа «Герои Великой Отечественной войны»;

- беседа «Твои земляки в боях за Родину»;

- конкурс чтецов «День Победы»;

- классный час «Подвиги героев Великой Отечественной войны»;

- уроки мужества, посвящённые Вов;

- спортивные состязания, посвящённые Великой Победе;

Приложение

«Великая Победа»

(внеклассное мероприятие  5 «Б» класс)

Цели: 1.Привитие чувства гордости за свою страну, за героев России.

          2.Воспитание патриотизма у учащихся.

Оборудование: фотовыставка «Моя семья и война», плакат «День Победы», презентация «Памятник Воину-освободителю», а/з песен «День Победы», «Священная война», пословицы «Родина–мать – умей за неё постоять», «Тот герой, кто за Родину горой».

План-конспект мероприятия.

  1.  Оргмомент.

(Звучит а/з песни «День Победы»)

***

Рады родители, дети и деды гордому празднику нашей Победы.

В этот день радостный мира и света солнцем весенним земля обогрета.

Праздничным утром никто не забыл цветы положить у солдатских могил!

2. Литературно-музыкальная композиция.

                         ***  С Днём Победы!

С того рассвета в глубине России, где женщины одни и тишина,

Когда бежали, в окна голосили, стучали в двери: «Кончилась война!»

Вставало солнце под Берлином где-то, солдаты обнимались все в слезах.

Стреляли в небо, салютуя свету, деревьям, травам и лугам в цветах.

Не вспоминаю, а запоминаю.  Глаза, на миг не отводя, гляжу,

Какой он, этот день девятый мая, я до конца о нём не расскажу.

Как города принарядились к маю, которые мы брали на войне.

На Висле, на голубом Дунае сверкают этажами в вышине.

В Софии, в Праге или в Будапеште на улицах знамёна и сирень,

А если даже и не в мае вешнем, он всё равно там длится, этот день.

Он всюду на путях земного круга, не перечислить всех его примет.

Он женщины улыбка, руки друга, рождение ребёнка, смена лет.

Попробуй рассказать о нём словами, глазами увидать его зенит –

Он колосится рожью.  Льёт дождями, метёт метелями, радугой звенит!

                         

                                  Памятник славы.

На поляне от лагеря близко, где багульник всё лето цветёт,

На дорогу глядят с обелиска пехотинцы, матрос и пилот.

Отпечаток недавнего детства сохранился на лицах солдат.

Но уже никуда им не деться от военной суровости лет.

Вот в таком же зелёном июле приказал пожилой старшина.

Забрала их, весёлых и юных и домой не вернула война.

На рассвете, прижав автоматы, шли солдаты на штурм высоты.

Нестареющим нашим солдатам мы к ногам положили цветы.

                                                                 (А.Фетисов)

                                          ***

Мы здесь с тобой не потому, что дата как злой осколок память жжёт в груди.

К могиле Неизвестного солдата ты в праздники и в будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя. Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя – Великой Армии простой солдат.

 

                                          ***

Вот чеканя шаг,  идёт по плацу, от волнения сжимая автомат.

Родине на верность дал присягу сын России, рядовой солдат!

Вот сменился кадр: и на экране – горе, смерть, война…

Сколько же солдат назад не возвратилось, сколько звёзд на небе закатилось.

Я смотрю, а слёзы ближе, ближе, вдруг лицо родное я  увижу.

Улыбнётся дедушка глазами, будто скажет: «Я, ребята, с вами!»

  1.  Работа с пословицами.

- Как ты понимаешь пословицы «Родина-мать – умей за неё постоять»,

«Тот герой, кто за Родину горой», «Родная земля и в горсти мила»,  «На чужой сторонушке рад соей воронушке»,  «Кто Родине изменяет, того народ презирает», «За правое дело стой смело», «Земля, на которой родился, - золотая»,  «Мир строит, а война разрушает», «Кто сеет мир, пожнёт счастье»,  «Москва – всем городам мать», «На чужой земле и весна не красна»,  «Один в поле не воин».

  (Ответы детей)

  1.  Фотовыставка «Моя семья и война».

В нашей стране практически  нет ни одной семьи, в которой не было бы солдат Великой Отечественной войны.  У кого-то прадедушки и дедушки вернулись с войны, а кто-то погиб в битвах. На память остались только эти пожелтевшие фотографии.

С каждым годом ветеранов становится всё меньше и меньше.  Годы, болезни, старые раны делают своё дело.  Мы должны с великим уважением относиться к ветеранам и их памяти.

(Ребята представляют свои фотографии, сопровождая рассказом)

  1.  Презентация «Памятник Воину-освободителю»

  Каждый год 9 мая  памятник советскому Воину-освободителю в  берлинском  Трептов-парке утопает в цветах. Местные жители отдают дань памяти неизвестному солдату. Во время штурма Берлина, рискуя своей жизнью, он вынес из-под огня немецкую девочку.

 Знают об этом монументе и в нашей стране. Но мало кому известно, что скульптор запечатлел в камне подвиг сибиряка – Николая Ивановича Масалова, уроженца Кузбасса.

 За годы войны Н.Масалову не раз приходилось смотреть смерти в глаза.  Трижды он был ранен и дважды контужен.  Он сражался на Мамаевом кургане стрелком, затем пулемётчиком. В апреле 1945 года уличные бои продолжались в Берлине день и ночь. Во время боя сквозь разрывы снарядов Николай Масалов услышал плач ребёнка. Под мостом сидела трёхлетняя девочка у тела убитой матери. Под прикрытием солдат вынес ребёнка из-под обстрела, был сам ранен в ногу, но никому не сказал об этом.

 Через  несколько дней  в полк прибыл скульптор Е.Вучетич и сделал наброски.  Эти наброски и пригодились, когда  создавался памятник.

  1.  Итог.

(Звучит а/з песни «Священная война»)

- Ребята, как мы можем поздравить ветеранов на нашем  микроучастке?

(Подарить цветы, подписать открытку, сделанную своими руками, оказать помощь…)

Материал для внеклассного мероприятия

Николай Иванович Масалов

В Берлине в Трептов-парке стоит памятник Воину-освободителю.

Скульптор Евгений Вучечич  запечатлел в камне подвиг сибиряка Н.И.Масалова, нашего земляка. Во время штурма Берлина, рискуя своей жизнью, он вынес из-под огня немецкую девочку.

 Н.И.Масалов – уроженец Кемеровской области.

 За годы войны Николаю Масалову не раз приходилось смотреть в лицо смерти.

Он был неоднократно ранен и контужен. Н.Масалов сражался на Мамаевом  кургане стрелком, затем в дни боёв на Северном Донце взялся за гашетку пулемёта.  На Днестровском плацдарме был ранен. А через четыре месяца после форсирования Вислы до Одерского плацдарма шёл с перебинтованной головой рядом со знаменем 220-го гвардейского Запорожского полка.

 В апреле 1945 года передовые части советских войск вышли к Берлину. Город оказался в огневом кольце окружения. 220-ый гвардейский стрелковый полк наступал по правому берегу реки Шпрее, от дома  к дому продвигаясь к имперской канцелярии.

 До начала атаки оставалось 50 минут. И вдруг залпы смолкли. Установилась тревожная тишина. Неожиданно сквозь эту напряжённую тишину послышался плач ребёнка. Он доносился, словно из-под земли, глухо и призывно. Ребёнок, плача, произносил одно понятное всем слово: «Муттер, муттер…»- ведь все дети плачут на одном языке.

 Раньше других детский голос услышал сержант Масалов. Оставив у знамени ассистентов, солдат бросился к генералу – просить разрешения спасти ребёнка.

 Площадь перед мостом простреливалась огнём пулемётов и пушек, не говоря о минах и фугасах, густо усеявших все подступы.  Сержант Масалов полз, прижимаясь к асфальту, осторожно минуя едва приметные бугорки мин. Медленно он приближался к каналу. Вот он, прижав автомат, уже перекатился к бетонному парапету.  Тут же хлестнули огненные свинцовые струи, но солдат уже успел скатиться под мост.

 Под мостом он увидел трёхлетнюю девочку, сидевшую у тела убитой матери. Раздумывать было некогда. Взял он девочку на руки и бегом к своим.  При этом Масалов был ранен в ногу, но никому не сказал об этом.

 Через несколько дней в полк прибыл скульптор Евгений Вучечич. Он разыскал Н.Масалова и сделал несколько набросков. Эти наброски и пригодились скульптору, когда он приступил к работе над проектом знаменитого ансамбля-памятника, посвящённого победе советского народа над фашистской Германией.

 Кстати, сам Масалов о памятнике в Трептов-парке узнал случайно. Увидел этикетку на спичечном коробке с изображением памятника Воину-освободителю.

 В канун 20-летия Великой Победы Николай Иванович Масалов побывал в Трептов-парке. Тогда бронзовый памятник и его прототип впервые увиделись воочию.

(«Парень из легенды», статья, «Аргументы и факты», №13, 2009год)

                     Пантелей Александрович Зварыгин

 П.А.Зварыгин – Герой Советского Союза, уроженец города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области. До войны он работал   монтёром горноспасательной станции и ушёл на фронт рядовым.  Его имя носит улица, протянувшаяся вдоль железной дороги в Ленинске-Кузнецком.   

 Зварыгин дослужился до звания подполковника  и должности  заместителя командира стрелкового полка, был награждён за воинские подвиги пятью боевыми орденами, три из которых – ордена Красной Звезды.

 Он погиб в декабре 1044 года при освобождении Венгрии, став одним из тысяч ленинск-кузнечан, не вернувшихся с полей сражения Великой Отечественной войны.  

                

          

 

                                                        




1.  Особенности организации компьютерного обучения
2. Поне предмет и метод УП
3. Договори про передання результатів інтелектуальної діяльності
4. Лабораторная работа 6 Исследование последовательного колебательного контура резонанс напряжений К
5. Вариант I Выпишите номер правильного ответа- 1
6. декабря 2013г План деятельности ОМО
7. скорость реакции зависимость скорости реакции от концентрации закон действия масс и температуры правил
8. Профилактика заражения компьютера
9. Тема проекта- Теплоснабжение района города Воронеж Нормоконтролер
10. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
11. хранители Ангелыцелители Ангелыстроители Ангелынаправители Ангелызащитники Ангелыисполнители Бла
12. Контрольная работа- История коррекционной педагогики
13. тема международного права
14. Лизинг
15. Международная миграция капитала- сущность этапы и факторы развития 1
16. ТЕМА- Культура и цивилизация
17. і Ж~ктелген резерв кезінде объектіні~ істен шы~пай ж~мыс істеу уа~ыты Тнаг м~мкін болатын ~ш кездейсо~ ша
18. Конденсаторы для автомобиля
19. вариант Постройте график функции у х2 и найдите используя график-
20. Електромеханікаспеціальності Електромеханічні системи автоматизації та електропривод Реком.