Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Тема VII. Экономический механизм охраны окружающей среды- Задача ’ 1 Правоотношения-.html

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-01-17


Семченко Сергей, 407 академическая группа

Занятие 8. Тема VII. Экономический механизм охраны окружающей среды:

Задача № 1

  1.  Правоотношения:

- экологические правоотношения – порядок регулирования государственного земельного контроля;

-экологические правоотношения – организация деятельности органов, осуществляющих надзор за использованием агрохимикатов и пестицидов;

- административные правоотношение – привлечение в установленном законе порядке правонарушителя к административной ответственности;

-административные правоотношения - оспаривание постановления  о привлечении к административной ответственности в судебном порядке;

2. Определение круга нормативно правовых актов, подлежащих применению:

- ФЗ  РФ от 10 января 2002 г. № 7 - ФЗ «Об охране  окружающей среды»;

- КоАП Российской Федерации;

- Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"

  1.  Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 "О государственном земельном надзоре"

  1.  Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (Россельхознадзор)

3. Определение теоретических основ решения спора:

1)Состав правонарушения (КоАП РФ):

Статья 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами

Нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вопрос № 1 – В каких целях назначается административное расследование по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды.

Ответ на этот вопрос содержится в статье  КоАП РФ (Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях):

Статья 23.15. Органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения

1. Органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.18, статьей 8.3 (в части административных правонарушений, относящихся к нарушениям правил обращения с пестицидами и агрохимикатами при хранении и применении пестицидов и агрохимикатов), статьей 8.6 (в части административных правонарушений, относящихся к самовольному снятию или перемещению почвы, уничтожению плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения), статьей 8.7 (в части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли), статьями 10.1 - 10.3, 10.12 - 10.14 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе ( и .т.д.- далее идут должностные лица, которые  имеют право рассматривать дела о таких правонарушениях)

Но прежде стоит обратиться к определению понятия деятельности, именуемой «государственный земельный контроль», и его сущности:

Определение данного понятия дано в ЗК РФ, где указано что:

Статья 71. Государственный земельный надзор

1. Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

2. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

То, что Россельхознадзор вправе быть субъектом государственного земельного надзора подтверждает Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 "О государственном земельном надзоре", в частности пункт 5 Постановления, где говорится о том, что наряду с Росприроднадзором и Росреестром (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии):

5. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений надзор за соблюдением:

а) выполнения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

На основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что за нарушение требований обращения с пестицидами и агрохимикатами, данный орган может привлекать нарушителей к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Вопрос № 2- в каком порядке назначается наказание в виде административного приостановления деятельности?

Ответ на данный вопрос изложен в положениях КоАП РФ. Изначально следует обратиться к определению данного вида наказания:

Статья 3.12. Административное приостановление деятельности

1. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) под карантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды  и т.д……

Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности назначается судьей. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.1 настоящего Кодекса (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса.

2. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

3. Судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Вопрос № 3- какие нарушения были допущены при привлечении ФГУ «НИИСХ имени  К.А. Тимирязева» к административной ответственности?

Ответ: Ввиду того, что одним из видов административных наказаний за правонарушение, предусмотренное статьей 8.3. является административное приостановление деятельности, которое в соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ может назначаться судом, по общему правилу (а ст. 8.3. не подпадает под исключения из этой нормы, указанные  в абзаце 3 пункта 1 статьи 3.12 КоАП РФ), то привлекаться к административной ответственности с применением административного приостановления деятельности данное ФГУ могло привлекаться только по решению суда;

Кроме того, в статье 4.5 КоАП РФ указано следующее:

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, патентного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения,

Вывод: таким образом, в данном случае, если мы берем за основу имеющиеся в задаче данные, то  если  бы это дело рассматривал Начальник отдела земельного надзора ТУ Россельхознадзора, а не суд, то срок вынесения постановления по делу об административном правонарушении  так же был бы нарушен (через 3 месяца и 10 дней, а не через 2 месяца)

Вопрос № 4 – Имеется ли в действиях ФГУ «НИИСХ им. К.А. Тимирязева состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.3. КоАП РФ?

Ответ: Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к статье 19 ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", которая говорит о следующем:

Статья 19. Хранение пестицидов и агрохимикатов

Хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

В числе этих требований содержится требование об обязательной государственной регистрации пестицидов и химикатов, указанное в статье 12 ФЗ « О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»:

Статья 12. Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов

Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, на основе заключений экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов на срок два года в случае необходимости проведения дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую среду. В остальных случаях государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов осуществляется на срок десять лет.

Порядок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.

См. Административный регламент исполнения Россельхознадзором государственной функции по осуществлению государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, утвержденный приказом Минсельхоза РФ от 17 июня 2009 г. N 231

Гражданину или юридическому лицу по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, выдается регистрационное свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката. Форма данного регистрационного свидетельства устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.  Пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

Вывод: На основании всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что в действиях ФГУ прослеживается состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.3. КоАП,  и с учетом положения пункта 1 статьи 23.15 КоАП компетентно для рассмотрения в качестве такового органом исполнительной власти в области государственного земельного надзора, в частности, Россельхознадзором.

Задача № 2

  1.  Правоотношения:

- экологические правоотношения – порядок регулирования государственного земельного контроля;

- административные правоотношение – привлечение в установленном законе порядке правонарушителя к административной ответственности;

-административные правоотношения - оспаривание постановления  о привлечении к административной ответственности в судебном порядке;

2. Определение круга нормативно правовых актов, подлежащих применению:

- ФЗ  РФ от 10 января 2002 г. № 7 - ФЗ «Об охране  окружающей среды»;

- КоАП Российской Федерации;

-  Уголовный Кодекс РФ № 63-ФЗ от 13 июня 1996 года;

-  Приказ МПР Росси от 28 апреля 2008 года № 107 « Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную Книгу РФ,  а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания»;

- Федеральный закон « О животном мире»

  1.  Определение теоретических основ решения спора:

Вопрос № 1 Какую ответственность будет нести гражданин Н.?

Общее положение об ответственности за совершение правонарушений в области охраны окружающей среды предусмотрено статье 75 Закона об охране окружающей среды, а именно:

Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 75 Закона отсылает нас к главе 8 части 2 КоАП РФ, которая называется «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», в которой содержится специальная статья 8.35 :

Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений

Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.

ФЗ «Об охране животного мира» содержит следующие положения об ответственности:

Статья 55. Административная, уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 56. Ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда.

Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Вывод: на основании всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что в данном случае, гражданин Н будет нести административную ответственность, конкретно за АП, предусмотренное статьей 8.35 КоАП РФ.

Правонарушитель, добровольно, либо на основании решения суда, также может быть обязан к возмещению ущерба, причиненного лицу своими противоправными действиями:

Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде

1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

2. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

3. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

По условиям данной задачи, размер вреда,причиненного в данном случае окружающей среде будет определен в соответствии с Приказом МПР Росси от 28 апреля 2008 года № 107 « Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную Книгу РФ,  а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания» - за уничтожение красного волка он составит 77500 рублей;

Стоит отметить, что лицо, причинившее вред, может понести ответственность в соответствии с положениями ГК РФ о причинении вреда.




1. Комбинационные схемы
2. Аппалачи
3. тематичних наук Львів ~ Дисертацією є рукопис
4. И.О. Покровская Валентина Николаевна Возраст 50 лет Семейное положение- замужем Профессия- бармен Мес
5. транспортных происшествий- ДТП виды ДТП правила учета ДТП Количественный качественный и топографическ
6. тематики физики и информатики Кафедра информатики и информационных технологий Отечественные ра
7. Раздумья о жизни
8. Новое не купишь Загадки о видах спорта На льду я вычертил во
9. Знание средств и методов современной науки является необходимым условием самостоятельной творческой нау
10. Реферат- NMDA-рецепторы
11. О внесении изменений в Закон Нижегородской области Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области
12. Тема 1Виды рго спроса Рыночный спрос это общий объем продаж на определенном рынке частном или совокупном
13. . Понятие и сущность трудового права
14. Петербургский государственный горный институт им
15. реферату МОЯ МАЙБУТНЯ СПЕЦІАЛЬНІСТЬ І ПРОФЕСІЯ з дисципліни Вступ до спеціальності для студенті
16. Тема ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Защита прав и интересов детей оста
17. I. Проблеми смислового сприйняття промови Дослідження вітчизняних і зарубіжних вчених показали що сприйня
18. тематика Работу выполнила ученица 7 А класса Клейменова Татьяна Руководитель рабо
19. Понятие права собственности в Римском частном праве
20. тема документооборота канцелярии ОВД Зав