Искусства и ремёсла

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05

31 Вклад в европейскую культуру У. Морриса и деятельность участников движения «Искусства и ремёсла».

Идеи Россетти и Рескина подхватил Уильям Моррис (1834-1896 гг.). Его жизнь и творчество стали крупным явлением в культуре Англии и всей Европы второй половины девятнадцатого века. Вот кратко те виды деятельности, где он оставил свой след: оригинальный поэт, писатель, публицист, художник и декоратор-дизайнер, мастер-новатор прикладного искусства. Был он и ученым-знатоком средневековой литературы и искусства, издавал и оформлял книги, возродил само понятие “искусство книги”. Он неутомимо пропагандировал идеи социализма, был активным участником рабочего движения. 1853 г. – год встречи Уильяма Морриса и Эдуарда Берн-Джонса в Оксфордском университете. Там они познакомились с лекциями Рескина, а затем вошли в тесный контакт с Россетти. Карьера Морриса как художника-прикладника началась с решения отказаться от архитектуры ради живописи, однако в результате он для своей лондонской квартиры спроектировал мебель – “крайне средневековую мебель… крепкую и тяжелую, как каменные глыбы”. Эти простые предметы были созданы под руководством Филиппа Уэбба, с которым Моррис раньше работал в архитектурном бюро Стрита. Культура жилища, проповедуемая прерафаэлитами, была запечатлена в единственной станковой работе Морриса – картине “Королева Джиневра”, или “Прекрасная Изольда”, изображавшей его жену Джейн Берден среди идеального прерафаэлитского окружения. 

Затем Моррис полностью забросил живопись и занялся обустройством своего нового ^ Красного дома, который Филипп Уэбб построил для него в 1859 г. в Бексли-Хилл в графстве Кент (рис. 5). “Ред Хауз” не только повлиял на проектирование частных домов, но и послужил примером целостной организации среды обитания человека, подтверждая жизненную важность идеи ее единства, которую проповедовал Моррис. Дом был построен на специально выбранном участке с фруктовыми деревьями и лугом. Во время строительства ни одно дерево не было срублено, и прямо на подоконники нового дома, когда окна “стояли распахнутыми душными осенними ночами, падали яблоки.” Дом был из красного кирпича, кирпич не был декорирован и не скрывал своей природы. Ведь во времена Морриса “голый” кирпич выглядел так же вызывающе, как голый человек, разгуливающий по улице. Композиция дома была создана на основе учета функциональных, а не традиционных стилистических решений. 

Когда же пришло время обставлять дом мебелью, Моррис открыл для себя, что предметы викторианского стиля ужасны. Машинные ковры делали вид, что они восточные ковры ручной работы, бумажные обои маскировались под гобелен, серебряная посуда выдавала себя за изысканные фарфоровые изделия. Художники больше уже не принимали участия в создании всей этой продукции. А народные мастера, хранившие секреты средневековых ремесел, вынуждены были превращаться в неквалифицированных рабочих. 

Идея возрождения декоративно-прикладного искусства витала в воздухе. 

Моррис объединяет своих друзей в мастерской, где проектировались и изготовлялись по заказам всевозможные предметы – от фресок до цветного стекла, от вышивки до изделий из металла и дерева (рис. 6). Первой работой мастерской была стеклянная посуда, изготовленная по эскизам Уэбба. Парадоксально, что именно процветание мастерской вынудило Морриса в 1864 г. оставить идиллический Красный дом и навсегда переехать в Лондон. Годом позже он передал управление фирмой Уоррингтону Тейлору, чтобы посвятить себя исключительно рисованию и литературе. В мастерской сам Моррис занимался творчеством. Точность изображения каждого растения в орнаментах Морриса такова, что по ним можно легко изучать английскую флору. Необходимо отметить естественность каждого мотива, что не исключало строгой дисциплины построения орнаментов. 

Фирма Морриса получила известность благодаря Зеленой столовой, или Чайной комнате, которую Уэбб спроектировал для Музея Виктории и Альберта в Саут-Кенсигтоне. Эта комната была полностью декорирована мастерской Морриса. 

С годами деятельность Морриса приобретает все более общественный характер. В своем утопическом романе “Вести ниоткуда” он говорит о том, что в будущем город перестанет существовать, промышленность будет демонтирована, ветер и вода станут единственными источниками энергии, а водные пути и дороги – единственными средствами коммуникации. Будет создано общество без денег и собственности, а социальный порядок будет зависеть от соединения семейств в коммуны. В 1883 г. Моррис познакомился с трудами Маркса и вступил в возглавляемую Энгельсом социал-демократическую фракцию. Простодушные мечты Морриса о социализме вступили в явное противоречие с его собственной жизнью. Его процветающая фирма была, по существу, феноменом соглашательства, так как произведенные в ней предметы роскоши потреблялись верхушкой среднего класса.

Главным качеством Морриса как человека и художника было поразительное умение вызывать интерес ко всему, чем он занимался. Он увлек англичан идеей возрождения национальных художественных промыслов, интереса к самой личности народного мастера, он сделал предметом обсуждения частный дом, чего в викторианской Англии не очень любили касаться публично. Вместо замкнутого и глухого, заставленного мебелью и малоосвещенного типичного английского жилища он предложил легкие интерьеры со светлыми и четкими цветочными обоями, новыми светильниками и мебелью. Моррис утверждал свой тип комфортной среды, основанный, по словам Александра Бенуа, на принципах спокойной целесообразности, противопоставленной всему вычурному и нарочитому. Возрождения художественной культуры ручного труда Моррис добивался в Выставочном обществе искусств и ремесел, в Обществе защиты старинных зданий, задачей которых было привлечь внимание общественности к защите окружающей среды. Темой Морриса стала критика технизированной среды, которая имела у него социальный оттенок. Он ставил задачу пробуждения интереса к творческому труду среди самых широких слоев населения, развивал врожденную потребность человека проявлять свой инстинкт красивого и свое художественное воображение.

В заключение следует отметить, что Движение за обновление искусств и ремесел охватило многие регионы Европы, т.к. идеи и цели были осознанной необходимостью – в разных странах развивались сходные процессы, порожденные бунтарством против рутины и пошлости. Моррисовские общества ремесленного, ручного дизайна возникли в Англии, а затем, по ее образцу, в некоторых других странах – Бельгии, Франции, Германии, Австрии, России. Эти общества интересны тем, что в материальных результатах их деятельности воплощались важные принципы ремесленного дизайна – высокое качество, чувство материала, сочетание красоты и пользы. Художественная практика моррисовских мастерских и основанного им издательства иллюстрированных книг (Кельмскоттская книгопечатня) подготовили в Англии искусство модерна. Но осознание того, что машина тоже может делать вещи красиво и без ложных украшений, что сама технология производства диктует красоту изделиям, пришло гораздо позже.
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ НАПИСАНИЯ РАБОТЫ

1. Проблема психодиагностики личности с помощью теста ЦТО Люшера
2. ТЕМАТИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН кафедра ОТД Федеральный компонент Математика Что
3. тема; Противосвертывающая cистема; И та и другая
4. Информационные технологии ~ это совокупность методов производственных и программных технологических ср
5. Зарождение и развитие древневосточной философии Индии и Китая.html
6.  Виды ремонта МТ 32
7. 2012 гг. Школьный этап 78 классы REDING Red the text nd nsw
8. Автотіркегіштi’ ‘рылымдарды’ та’айындауы
9. МАШАВ представляют Международный семинар на АНГЛИЙСКОМ языке PsychoSocil Cre nd Support for Children nd dolescents Infected nd-or f
10. Пояснительная записка по проведению с 15 по 18 августа 20013 в ДК ФКП БОЗ II открытого театрально фестиваля ~.
11. История Казахстана, вопросы с ответами
12. Развитие творческого воображения в процессе работы над сказками
13. голых семяпочек лежащих на чешуйках шишки Покрытосемянность это- образование семязачатков внутри з
14. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Тернопіл
15. политического и экономического противоборства двух общественных систем капитализма и социализма
16. статья 1 сказано что Россия демократическое правовое светское государство
17. Тема- Бизнесплан Выполнил- студент ФМ 31
18. ТЕМА Включает в себя- Половые железы яички Добавочные органы семявыносящие пути придаток
19. Реферат- Работа с подсистемой программы Acces
20. Виды научения

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе