Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Южный федеральный университет ФАКУЛЬТЕТ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК УТВЕРЖДАЮ декан Парш

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


мИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской федерации

федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное

учреждение Высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет

ФАКУЛЬТЕТ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

УТВЕРЖДАЮ

     декан______________    Паршин В. Г.

"_____"__________________2011 г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

ИММУНОЛОГИЯ

Направление подготовки

020400-БИОЛОГИЯ

Профиль подготовки

БИОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Ростов-на-Дону

  2011


1 Цели  освоения дисциплины

Дисциплина «Иммунология» изучает особенности организации и функционирования защитных систем организмов различных уровней организации, молекулярные механизмы доиммунных и иммунных систем резистентности и их взаимосвязи, роль системы резистентности в эволюции живых организмов и обеспечении нормального их функционирования в условиях существования.

Целями освоения дисциплины (модуля) ИММУНОЛОГИЯ являются:

- углубление представлений студентов об молекулярных особенностях строения и жизнедеятельности многоклеточных организмов;

- формирование четких представлений о доиммунных систем реактивности, механизмах их функционирования и роли, как в жизнедеятельности отдельного организма, так и в эволюции живых систем;

- формирование четких представлений об иммунной системе, особенностях ее строения и молекулярных механизмах функционирования. Изучение путей становления иммунной системы живых организмов;

- развитие представлений об иммунных реакциях, их видах, механизмах работы;

- развитие представлений об иммунопатологических состояниях, особенностях их формирования и механизмах развития.

2 Место дисциплины  в структуре ООП бакалавриата

Иммунология представляет собой фундаментальную дисциплину, входящую в учебном плане в блок Б.3.1 ООП.

Студенты обучаются по данной дисциплине – 8 семестре.

Для освоения дисциплины необходим базис практически всех отраслей человеческого знания, объединившие в себе многие современные направления медико-биологических наук.

Требования к входным знаниям:

наличие исходных знаний по органической и неорганической химии, биохимии, микробиологии, биофизике, молекулярной биологии, гистологии, физиологии человека и животных.

Иммунология является фундаментом для изучения таких последующих дисциплин как «Биотехнология», а также специальных курсов таких как: «Медицинская микробиология», «Адаптация микроорганизмов к экстремальным условиям» и другим.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Иммунология»

Дисциплина  «Иммунология», наряду с другими предметами, указанными в «Матрице соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств»,  участвует  в формировании у студента следующих компетенций (см. таблица формируемых компетенций):

Таблица формируемых компетенций

Общекультурные компетенции (общенаучные, инструментальные, социально-личностные)

Профессиональные компетенции (общепрофессиональные, пофессионально-специализированные)

ОК-3

ПК-1

ОК-6

ПК-2

ОК-8

ПК-3

ОК-12

ПК-4

ОК-13

ПК-5

ОК-14

ПК-12

ОК-15

ПК-13

ОК-16

ПК-14

ПК-16

ПК-17

ПК-18

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  1.  Концептуальные основы иммунологии:

А.) Отличительные особенности теорий иммунитета, в особенности клонально-селективной.

Б.) Особенности структурно-функциональной организации системы резистенстности живых организмов и ее эволюционное становление.

В.) Принципиальные особенности молекулярного распознавания «свой» «чужой» в системе врожденного и адаптивного иммунитета.

  1.  Особенности строения и свойств антигенов и влияние организма-реципиента на проявление антигенных свойств веществом.
  2.  Механизм реализации защитных свойств гуморальных и клеточных компонентов неспецифической системы резистентности.
  3.  Особенности структурной и функциональной организации молекул иммуноглобулинов.
  4.  Механизмы развития гуморального и клеточного иммунитета, их взаимосвязь с компонентами врожденного иммунитета и способы регуляции.

Уметь:

  1.  Классифицировать антигены исходя из их физико-химических свойств и предсказывать степень выраженности антигенных свойств.
  2.  Анализировать межклеточные взаимодействия, приводящие к развитию гуморального и клеточного иммунных ответов.
  3.  Прогнозировать роль различных регуляторных факторов в развитии иммунного ответа.

Владеть:

Навыками анализа данных иммунологических исследований для оценки особенностей функциональной организации иммунной системы у конкретного человека.

4 Структура и содержание дисциплины (модуля) «Иммунология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, лекционных 26 часов, лабораторных 26 часа, СРС 20 часа, форма отчётности – зачёт.

Структура дисциплины

Содержание раздела

дисциплины

Применяемые образовательные технологии

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего часов (трудоемкость)

Лекции

Практика

СРС

МОДУЛЬ 1. Историческое становление иммунологии как отдельной науки. Биологический смысл иммунитета.

1

История развития иммунологии. Понятие и биологический смысл иммунитета. Система резистентности живых организмов.

Лекция-визуализация.

Коллоквиум консультация.

8

1

6

2

2

2

УО-1

собеседование

МОДУЛЬ 2. Система резистентности живых организмов. Эффекторные механизмы врожденного иммунитета. Антигены.

2

Система врожденного иммунитета –гуморальные составляющие.

Проблемная лекция.

Индивидуальные проблемные занятия

8

2, 3

6

4

2

ПР-2

письменный отчет о домашней контрольной работе

3

Система врожденного иммунитета  –клеточные составляющие.

Доиммунное воспаление – виды и механизмы протекания.

Лекция визуализация,

лекция с разбором конкретной ситуации,

игровой имитационный метод: мозговой штурм.

8

4, 5

8

4

4

УО-1

собеседование

4

Антигены – общая характеристика и особенности строения. ПАМП и ПРР.

Лекция с разбором конкретной ситуации,

проблемная лекция

8

6,7

6

2

2

2

УО-1, ПР-2

собеседование, письменный отчет о домашней контрольной работе

МОДУЛЬ 3. Система адаптивного иммунитета. Механизмы регуляции работы иммунной системы.

5

Иммунная система – строение и общие закономерности организации. Органы ИС.

Популяции лимфоцитов – особенности рецепторного аппарата и функциональной роли.

Лекция визуализация,

проблемная лекция,

метод развивающей кооперации.

8

8, 9

4

2

2

УО-1, ПР-2

собеседование, письменный отчет о домашней контрольной работе

6

Суперсемейство иммуноглобулинов. Строение и функциональная роль антител.

Проблемная лекция,

индивидуальные проблемные занятия,

коллоквиум консультация.

8

10

6

2

2

2

УО-1, ПР-4

собеседование,

защита реферата

7

Строение и механизмы функционирования TCR BCR. Молекулярные механизмы презентации антигена.

Проблемная лекция,

индивидуальные проблемные занятия,

коллоквиум консультация.

8

11

8

2

2

4

УО-1, ПР-2, ПР-4

собеседование, письменный отчет о домашней контрольной работе, защита реферата

8

Иммунный ответ – общее представление, виды и биологическая роль.

Лекция-визуализация, индивидуальные проблемные занятия,

коллоквиум консультация

8

12

5

2

2

1

УО-1, ПР-4

собеседование, защита реферата

9

Механизмы развития гуморального и клеточного иммунного ответов.

Лекция-визуализация, индивидуальные проблемные занятия,

коллоквиум консультация

8

13

10

2

4

4

УО-1, ПР-2

собеседование, письменный отчет о домашней контрольной работе

10

Регуляция иммунного ответа – генетика иммунитета, цитокины. Методы оценки иммунного статуса – элементы практической иммунологии.

Проблемная лекция,

лекция с разбором конкретной ситуации.

8

14, 15

10

4

2

4

УО-1, ПР-4

собеседование, защита реферата

11

Обобщение пройденного материала. Подведение итогов контрольных, самостоятельных работ и эссе.

8

16

3

2

1

ПР-4- защита рефератов.

УО-3 – устный зачет.

ИТОГО

72

26

26

20

В соответствии с Типовым положением о вузе к  видам учебной работы отнесены:

Лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий. Формы текущего контроля: УО-1 – собеседование, УО-2 – коллоквиум, ПР-1 – письменный тест,  ПР-2 – контрольная работа, ТС-1 – обучающий тест. Промежуточная по дисциплине: УО-2- коллоквиум,  ПР-2– контрольная работа, ПР-3 – эссе, ПР-4 – реферат. Рубежная по модулю: УО-3 – устный зачёт, УО-4 – устный экзамен,  ПР-5 – курсовая работа, ПР-4 – реферат,  ПР-6 – научно-учебный отчёт по практике,  ПР-7 – отчёт по научно-исследовательской работе студента (НИРС).

Содержание дисциплины

МОДУЛЬ 1. Историческое становление иммунологии как отдельной науки. Биологический смысл иммунитета.

Комплексная цель: сформировать представление об особенностях исторического становления иммунологии с выделением периода «инфекционной» и «неинфекционной» иммунологии, а также обсуждение биологической роли иммунной системы в эволюции живых систем.

Задачи:

1) изучить историческое становление инфекционной иммунологии, ее связи с развитием медицинской бактериологией;

2) изучить историческое становление неинфекционной иммунологии, ее связи с развитием биологии и медицины;

3) рассмотреть биологическую роль системы резистентности живых организмов, ее основные компоненты. Работы М. Бернета и концепция надзорной функции иммунной системы.

1 Историческое становление инфекционной иммунологии: данные древних памятников письменности об иммунитете, практические попытки предохранения человека от инфекционных заболеваний. Работы Э. Дженнера, Л. Пастера. Открытие явления фагоцитоза, работы И.И. Мечникова, создание клеточной теории иммунитета. Работы Э. Беринга, Китазато и П. Эрлиха об антителах, создание гуморальной теории иммунитета. Определение понятий иммунитета и антигена с точки зрения инфекционной иммунологи.

2 Историческое становление неинфекционной иммунологии. Работы Ж. Борде, Н. Чистовича по стимуляции иммунитета и выработке антител с помощью неинфекционных агентов. Учение об изоантигенах (группы крови) К Ландштейнера. Учение о цитотоксинах И.И. Мечникова. Учение о толерантности (Р. Оуэн, Гашек М., Гашек М., Медавар П.). Определение понятий иммунитета и антигена с точки зрения неинфекционной иммунологии.

3 Биологический смысл иммунитета. Учение Ф. Бернета об иммунологическом надзоре. Аксиома Бернета – распознавание "своего" и "не своего". Закон охраны биологической индивидуальности (Петров Р.В.). Эволюционное значение иммунитета. Роль иммунитета в экологических процессах. Иммунная компонента в развитии патологических процессов в организме. Связь иммунологии с другими областями науки.

Проектное задание к модулю 1:

Подготовить письменную работу (реферат) на следующие темы:

1 Вакцинация и ее роль в возникновении иммунологии. Работы Э. Дженнера.

2 Нобелевские премии в области физиологии и медицины, присужденные за открытия, связанные с иммунологическими явлениями.

3 Выдающиеся иммунологи.

4 Роль медицинской микробиологии в возникновении инфекционной иммунологии.

5 Работы, лежащие в основе появления неинфекционной иммунологии.

6 Биологическая роль иммунной системы в возникновении и эволюции живых систем.

7 Теории иммунитета.

МОДУЛЬ 2. Система резистентности живых организмов. Эффекторные механизмы врожденного иммунитета. Антигены.

Комплексная цель: сформировать представление об особенностях структурной и функциональной организации системы резистентности живых организмов, тесной взаимосвязи между компонентами ее составляющими. Изучить особенности эффекторных механизмов врожденного иммунитета.

Задачи:

1) изучить структурные и функциональные основы врожденного иммунитета;

2) изучить состав и механизм работы гуморальных факторов врожденного иммунитета;

3) изучить состав и механизм работы клеточных факторов врожденного иммунитета;

4) изучить особенности развития доиммунного воспаления и механизмов регуляции активности врожденного иммунитета;

5) изучить особенности физико-химических свойств веществ, обуславливающих их антигенность. Виды и классификация антигенов.

4 Неспецифические факторы резистентности организма от генетически чужеродных агентов.

4.1 Понятие о «полноценном» иммунитете как о едином механизме резистентности организма к антигенам. Функционирование находящейся в синергических отношениях системы врожденного (эффекторной, регуляторной, стимулирующей) иммунитета и системы адаптивного, приобретенного иммунитета к антигенам. Представление о многокомпонентности системы врожденного иммунитета, биохимические и физиологические механизмы, лежащие в её основе.

4.2 Кожные и слизистые барьеры. Механическая и барьерная функция кожных покровов, их бактерицидные свойства – биохимические основы. Определение степени  бактерицидности кожи ("самостерилизации") как объективный показатель общей резистентности организма. Слизистые оболочки различных органов, особенности их биохимического состава. Представление о бактерицидных соединениях.

4.3 Физиологические акты организма как элементы врожденного иммунитета. Безусловнорефлекторные и условнорефлекторные физиологические процессы. Примеры. Ментальная поведенческая защита.

4.4 Гуморальные факторы врожденного иммунитета. Нормальные (естественные) антитела. Лизоцим, пропердин, -лизин, лейкины и плакины. Интерфероны. Ингибиторы вирусной активности. Опсонины. Адгезивные белки, фибронектин. 1-кислотный гликопротеин; 2-макроглобулин; фактор В. Интерлейкины. Кинины – прекалликреин, калликреин.

Система комплемента – общая характеристика. Основные белки комплемента (С/), их свойства и функции. Пути активации комплемента: альтернативный путь; классический путь и лектиновый путь – особенности протекания. Биологические эффекты системы комплемента.

Белки острой фазы – характеристика основных компонентов и особенности реализации биологических эффектов. С реактивный белок/протеин (СРП, СРБ), церулоплазмин, сывороточный альбумин, -антитрипсин, 1-антихимотрипсин, гаптоглобин, фибриноген, сывороточный амилоидный белок А (SAA). Пектраксины. Пути действия СРП. Маннозосвязывающий лектин (коллектины) – строение и механизмы работы.

Эндогенные пептиды-антибиотики – общая характеристика и механизмы реализации биологического эффекта. Распространение в клетках растений, насекомых, амфибий и человека.

4.5 Клеточные факторы врожденного иммунитета. Фагоцитоз. Антигенпрезентирующие клетки.

Общая характеристика данной группы клеток – особенности реализации биологического эффекта.

Морфологические и функциональные особенности организации лейкоцитов. Классификация лейкоцитов и молекул, обеспечивающих их цитолитический эффект. Особенности рецепторного репертуара различных лейкоцитов. Закономерности реализации эффекторных механизмов лейкоцитов – экзоцитозная, эндоцитозная реакция и выделение БАВ.

Эндоцитозная реакция - фагоцитоз. Открытие фагоцитоза И.И. Мечниковым. Современные представления о фагоцитозе – характеристика отдельных стадий и механизмов их протекания. Механизмы деградации поглощенного антигена в фаголизосомах. Регуляция фагоцитоза.

Виды фагоцитоза, его особенности у разных эффекторных лейкоцитов. АПК – популяционный состав, особенности функционирования.

Экзоцитозная реакция – секреторная дегрануляция и «кислородный взрыв» - особенности реализации эффекторыных функций соответствующими группами лейкоцитов. Механизмы и регуляция процесса. Нейтрофильные ловушки – общее представление, механизмы протекания и функциональная роль.

Нормальные киллеры (НК), их функции. Содержимое гранул НК, механизмы функционирования.

4.6 Воспаление как общая неспецифическая реакция организма на повреждение и результат работы гуморальных и клеточных элементов системы резистентности. Факторы, вызывающие развитие воспаления.

Фазы воспаления, закономерности реализации защитного и патологического эффектов. Сосудистая реакция, её составляющие. Клеточная фаза воспаления, ее этапы, клетки-участники. Острая воспалительная реакция.

5 Антигены - общая характеристика, особенности организации и свойств.

Определение понятий «антиген» и «иммуноген». Полноценные антигены и гаптены. Свойства антигенов. Условия проявления антигенных свойств молекулами. Адъюванты – функциональное предназначение. Антигенные детерминанты, кластеры, эпитопы: классификация. Виды антигенов и антигенной специфичности. Понятие о патоген-ассоциированных молекулярных паттернах (ПАМП) и рецепторах (ПРР, TLR), распознающих ПАМП. Виды и механизмы функционирования ПРР. Классификация антигенов млекопитающих. Гены и антигены главного комплекса гистосовместимости (МНС).

Проектное задание к модулю 2:

Подготовить письменную работу (реферат) на следующие темы:

1) Сравнительная характеристика путей активации комплемента.

2) Лектины живых организмов – возникновение, особенности строения и механизмов реализации функций.

3) Лейкоциты многоклеточных организмов – возникновение, эволюция, особенности морфофункциональной организации.

4) Воспаление – историческое становление представлений о роли данной реакции в живых организмах.

5) Характеристика эволюции воспалительной реакции.

6) История открытия ПАМП. Общая характеристика ПАМП, их функция.

7) Механизмы распознавания «свой»-«чужой» в системе врожденного иммунитета. ПРР – особенности строения, выполняемых функций.

МОДУЛЬ 3. Система адаптивного иммунитета. Механизмы регуляции работы иммунной системы.

Комплексная цель: сформировать представление об особенностях структурной и функциональной организации системы адаптивного, приобретенного иммунитета, тесной взаимосвязи между НеСР и ССР. Изучить особенности регуляции иммунной системы.

Задачи:

1) изучить особенности анатомо-физиологической организации иммунной системы;

2) изучить особенности строения и функционирования АГ-распознающих молекул – антител, рецепторов ИКК;

3) изучить состав и механизм работы клеточных факторов адаптивного иммунитета;

4) изучить особенности развития иммунного воспаления и механизмов регуляции активности адаптивного иммунитета;

5) изучить особенности регуляции работы адаптивного иммунитета и тесной взаимосвязи между НеСР и ССР.

6 Специфическая система реактивности - иммунная (лимфоцитарная) система.

Органы, ткани и клетки иммунной системы (ИС). Органно-циркуляторный, анатомо-физиологический принцип устройства иммунной системы. Взаимосвязь лимфоидной системы с системой клеток крови и кровеносных сосудов, с покровными тканями (слизистыми оболочками, кожей), печенью. Содержание лимфоцитов в организме человека.

6.1 Классификация органов и тканей иммунной системы. Кроветворный костный мозг – центральный орган кроветворения и иммунной системы. Инкапсулированные органы и неинкапсулированные органы иммунной системы: тимус; селезенка; лимфатические узлы; лимфоидная ткань слизистых оболочек (MALT): GALT, BALT, VALT; субпопуляции лимфоцитов в печени; - лимфоидная подсистема кожи (IEL), регионарные лимфатические узлы, сосуды лимфодренажа; - периферическая кровь (транспортно-коммуникативный компонент иммунной системы).

Тимус – расположение, строение. Характеристика тимоцитов. Инволюция тимуса. Лимфатические узлы – расположение, характеристика, строение. Интердигитальные клетки (АПК). Селезенка как лимфоцитарная «таможня» для антигенов. Функции белой пульпы. Печень. Локализация NK-клеток, субпопуляций Т-лимфоцитов. Поддержание толерантности к пищевым антигенам. Созревание тканевых макрофагов.

Неинкапсулированная иммунная система слизистых оболочек: глоточное лимфоидное кольцо Пирогова, пейеровы бляшки тонкой кишки, лимфоидные фолликулы аппендикса, лимфоидная ткань слизистых бронхов и бронхиол, мочеполовой системы, кожи. Их характеристика.

6.2 Т- и В-лимфоциты: лимфопоэз, иммуногенез. Популяции, субпопуляции лимфоцитов. Особенности строения рецепторного аппарата лимфоцитов – система CD маркеров: классификация, функциональная роль и значение для возможности фенотипирования лимфоцитов. Строение и механизмы функционирования антиген-распознающих рецепторов лимфоцитов – TCR, BCR.

Кроветворение (гемопоэз). Параметры состояния пула стволовых кроветворных клеток. Эритропоэз (эритроциты), лимфопоэз (нейтрофилы, моноциты, эозинофилы, базофилы), мегакариоцитопоэз (тромбоциты), дифференцировка DC, NK, лимфопоэз В-2 клеток. Особенности образования В-1 лимфоцитов ("полостных"). "Выселение" Т-лимфоцитов из костного мозга в тимус, селезенку.

Лимфопоэз в костном мозге и тимусе – дифференцировка лимфоцитов от полипотентной стволовой клетки до зрелого неиммунного лимфоцита (наивного, девственного), циркулирующего через кровь и заселяющего периферические лимфоидные органы и ткани.

Иммуногенез – дифференцировка лимфоцитов на периферии после распознавания антигена, общая характеристика и условия протекания.

7 Антитела (АТ)/иммуноглобулины (Ig) – особенности организации и функций.

7.1 Определение понятия «антитела/иммуноглобулины». Структура АТ. характеристика тяжелых и легких полипептидных цепей Ig. Роль дисульфидных связей. Плечи, шарнирный участок антител. Fab-, Fc-, Fd-фрагменты. Функциональные центры антител. Доменные и междоменные участки антител. Константные, вариабельные, гипервариабельные и каркасные участки иммуноглобулинов. Антиген-связывающие центры (паратопы). Валентность антител. Структурная гетерогенность АТ в крови. Миеломные белки. Моноспецифичные, моноклональные антитела и их получение.

Вторичная и третичная структура антитела. Пространственная модель домена, Fab-фрагмента. Характеристика строения активного центра типа "впадина" и "желоб".

Биосинтез иммуноглобулинов. Синтез V и С– областей. Сборка молекул АТ и их секреция. Классификация и свойства IgM, IgG, IgA, IgD, IgE. Изотипы, аллотипы, идиотопы АТ. Реликтовые свойства иммуноглобулинов: пептидазная (протеазная) и нуклеазная активности, связывание нуклеотидов, металлов. Суперантигены, их биологичекий смысл. «Суперантитело». Источники разнообразия антител.

Взаимодействие антител с антигенами. Паратоп-эпитопные взаимодействия, их природа. Афинность и авидность антител. Механизм узнавания антигенов антителами.

Суперсемейство иммуноглобулинов – общая характеристика, биологическая роль.

8 Иммунный ответ (ССР). Определение понятия «иммунный ответ». Исключительная функция лимфоцитов. Роль "направления" лимфоцитами лейкоцитов общевоспалительного назначения и гуморальных факторов.

8.1 Виды иммунного ответа, кооперация иммунокомпетентных клеток.

Особенности строения TCR и BCR как главных рецепторов лимфоцитов.

Механизмы распознавания антигенов. Антигенпрезентирующие клетки и их функции. Механизмы процессинга АГ в лейкоцитах. Номинальные АГ, взаимодействие с МНС класса I или II.

Гены и антигены главного комплекса гистосовместимости MHC, HLA, АГ-ГКГС, особенности свойств и классификации. Экспрессия продуктов ГКГС на клетках организма и способы ее изменения. Характеристика строения и механизмов работы антигенов главного комплекса гистосовместимости I и II класса. HLA-III класса – биологическая роль. Особенности взаимодействия Т- и В-клеток с АГ: механизмы двойного распознавания АГ и молекул МНС.

Общая характеристика процессов, происходящих после активации лимфоцита АПК и цитокинами – передача сигнала, появление регуляторных молекул, изменение активности генов, индукция механизмов генерации вариабельности молекул суперсемейства иммуноглобулинов. Варианты развития событий после активации лимфоцитов.

8.2 Гуморальный иммунный ответ. Пролиферация и дифференциация В-лимфоцитов с образованием плазмоцитов. Прямое воздействие тимус-независимых АГ на В-клетку. Кооперация тимус-зависимых АГ с Т-хелперами и макрофагами. Роль секреции  INF в активации макрофагов. Хелперный эффект на В-клетки (сигнал активации). Роль цитокинов. Регуляция антителогенеза Т-супрессорами. Эффекторные свойства антител.

8.3 Клеточный иммунный ответ. Участие макрофагов, Т-хелперов, Т-киллеров, МНС I класса, цитокинов. Процессы пролиферации и дифференциации предшественников Т-киллеров в цитотоксические лимфоциты. Выработка ILI макрофагами. Синтез лимфотоксина  и  INF Т-киллерами. Механизмы цитотоксического действия Т-киллеров. Регуляция цитотоксической реакции Т-супрессорами.

9 Механизмы регуляции иммунного ответа.

9.1 Генетический контроль иммунного ответа.

9.2 Цитокины – определение понятий, множественность и разнообразие структур, свойств и функций. Механизм действия цитокинов в межклеточном взаимодействии. Рецепторы для цитокинов. Связь с системой органов и тканей (нервная, эндокринная и др.). Аутокринные, паракринные и эндокринные эффекты цитокинов. Импульсный синтез цитокинов по «запросу». Взаимосвязь цитокинов между собой. Основные функциональные группы цитокинов: - медиаторы доиммунного воспаления (TNF-, INF-,-, IL-1,6,12, хемокины; - регуляторы активации , пролиферации и дифференциации лимфоцитов (IL-4, 13,2, TGF-); - регуляторы иммунного воспаления (IFN-, LT,IL-5,9,10,12); - факторы роста клеток-предшественников гемопоэза (IL-3,7,11, GM-CSF, M-CSF, SCF, CD117).

10 Методы иммунохимического анализа: агглютинация, преципитация, лизиса, гемолиза, связывания комплемента, иммунофлюоресценция, радиоиммунологический анализ, иммуноферментный анализ, иммуноблоттинг. Определение иммунных комплексов. Проточная цитофлюориметрия как современный метод медико-биологических исследований.

Проектное задание к модулю 3:

1) Подготовьте краткую письменную работу, в которой осветите следующие проблемы:

- Особенности организации центральных органов иммунитета – сравнительная характеристика;

- Особенности организации периферических органов иммунной системы.

- Эволюция лимфоидной ткани – основные этапы.

- Роль особенностей организации иммунной системы для выполнения ее основных функций.

2) Заполните таблицу, в которой перечислите основных представителей цитокинов и дайте им функциональную характеристику:

Свойства/особенности

Провоспалительные цитокины

Противовоспалительные цитокины

3) Приведите краткую характеристику основных показателей иммунного статуса организма человека.

4) Дайте характеристику и отличительные особенности основных методов иммунологических методов анализа.

5 Образовательные технологии

В ходе освоения студентами дисциплины «Иммунология» используются традиционные и инновационные  виды образовательных технологий:

  1.  Лекция-визуализация. В ходе лекции студент преобразовывает устную и письменную информацию в визуальную форму, выделяя при этом наиболее значимые и существенные элементы. На лекции используются схемы, рисунки, чертежи, слайды-презентации, к подготовке которых привлекаются обучающиеся. Проведение лекции проводится в виде связного развернутого комментирования подготовленных наглядных пособий.
  2.  Проблемная лекция. В ходе проблемной лекции знания вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть». Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При этом выдвигаемая проблема не имеет однотипного решения, готовой схемы нет. Данный тип лекции строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. В ходе лекции происходит диалог преподавателя и студентов.
  3.  Лекция с разбором конкретной ситуации. В ходе лекции конкретная ситуация излагается устно или в виде краткого диафильма, видеозаписи и т. п. Студенты совместно анализируют и обсуждают представленный материал.
  4.  Коллоквиум-консультация, при котором до 50% времени отводится для ответов на вопросы студентов.
  5.  Индивидуальные проблемные задания, связанные с поиском и анализом полученной информации и формулированием выводов и готового решения, которое формулируется в виде готового эссе.
  6.  Игровой имитационный метод: мозговой штурм. Применяется свободная форма дискуссии, позволяющая быстро включить в работу всех членов учебной группы. Используется там, где требуется генерация разнообразных идей, их отбор и критическая оценка. Этапы продуцирования идей и их анализа намеренно разделены: во время выдвижения идей запрещается их критика. Внешне одобряются и принимаются все высказанные идеи. Больше ценится количество выдвинутых идей, чем их качество. Идеи могут высказываться без обоснования.
  7.  Метод развивающей кооперации. При этом методе ставится  задача, которую трудно выполнить в индивидуальном порядке и для которой нужна кооперация, объединение учащихся с распределением внутренних ролей в группе. Для решения проблемы, создаются группы учащихся из 3-4 человек. «Группа формируется так, чтобы в ней был «лидер - генератор идей», «оппонент» и «исследователь». После того, как каждая группа предложит свой вариант решения, начинается дискуссия, в ходе которой группы через своих представителей должны доказать истинность своего варианта решения.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных  формах, составляет 54% от общего числа аудиторных  занятий.

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Общие положения

В ходе освоения учащимся дисциплины «Иммунология» используются следующие оценочные средства (таблица применяемых оценочных средств):

Таблица применяемых оценочных средств

Оценочные средства

1

УО-1

2

УО-3

3

ПР-1

4

ПР-2

5

ПР-4

  1.  Проверка выполнения домашнего задания в виде устного собеседования (УО-1).
  2.  Письменный отчёт о домашней контрольной работе, в которой имеются контрольные вопросы и контрольные задания (составление и заполнение таблиц и графиков) (ПР-2).
  3.  Проверка результата самостоятельной работы по индивидуальному проблемному заданию (составление эссе) (ПР-1)
  4.   Написание реферата по предложенной теме (ПР-4)

УО-1 (собеседование)

Собеседование - специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Пример собеседования (на примере раздела 1 «История развития иммунологии. Понятие и биологический смысл иммунитета. Система резистентности живых организмов»).

Студенту дается задание рассказать о компонентах системы резистентности живых организмов, ее эффекторных и регуляторных составляющих. По ходу рассказа преподаватель задает уточняющие вопросы, касающиеся обсуждению биологической роли и общих закономерностей функционирования данных элементов.

ПР-2 (контрольная работа)

Контрольная работа - является сложной формой проверки; она может применяться для оценки знаний по базовым и вариативным дисциплинам циклов ГСЭ, ЕН и профессионального. Контрольная работа, как правило, состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа. Контрольная работа может занимать часть или полное учебное занятие с разбором правильных решений на следующем занятии.

Пример задания для контрольной работы (на примере раздела 5 «Популяции лимфоцитов, строение антиген-распознающих рецепторов, механизмы презентации антигенов»).

Система CD-маркеров лимфоцитов – дайте краткую характеристику способов классификации.

Сравнительная характеристика TCR и BCR.

Биологическая роль презентации антигена.

ПР-1 (текущий проверочный тест)

1 Из представленных ниже вариантов подберите и вставьте наиболее подходящие по смыслу в пропущенные места в следующем предложении:

«Первые попытки воссоздания невосприимчивости к заразным болезням были осуществлены в ……. и имели положительный результат в случае……..»:

А) в Европе XIX в.

Б) оспы

В) чумы

Г) на востоке в XV в.

Д) в Европе XVII в.

Е) холеры

Ж) ряде древних государств в период до н.э.

З) в Китае  

И) на Кавказе

К) тифа

2 К гуморальным компонентам НеСР относятся:

А) кожные и слизистые барьеры

Б) система комплемента

В) СРП и МСЛ

Г) лейкоциты

Д) NK-клетки

Е) эндогенные петиды-антибиотики

3 Компонентами системы комплемента не являются:

А) конвертазы

Б) протеазы

В) МСЛ

Г) С1-С9

Д) все перечисленные элементы

4 Из перечисленных компонентов системы комплемента элементами мембрано-атакующего комплекса являются:

А) С5а, С3а, С4а

Б) C1r, C1s, C2b, Bb, D

В) CR1, CR2, CR3, CR4

Г) C5b, C6, C7, C8, C9

Д) все перечисленные

Е) ни один из перечисленных

5 К микрофагам относят:

А) макрофаги

Б) клетки Купфера

В) нейтрофилы

Г) клетки микроглии

Д) моноциты

Е) все перечисленные

Ж) ни одну из перечисленных

6 У лейкоцитов, на примере макрофага, можно выделить несколько групп рецепторов, из которых связующими между НеСР и ИС являются:

А) рецепторы для компонентов комплемента

Б) адгезивные рецепторы

В) рецепторы для ЛПС бактерий

Г) рецепторы для многочисленных БАВ (цитокинов, гормонов, нейромедиаторов и др.)

Д) рецепторы ГКГС

Е) рецепторы для хемокинов

Ж) паттерн-распознающие рецепторы (ПРР)

З) рецепторы «для мусора»

И) рецепторы для Fc-фрагментов иммуноглобулинов

7 Распределите этапы завершенного фагоцитоза в порядке их реализации:

А) адгезия носителя антигена к поверхности фагоцита

Б) элиминация продуктов деструкции антигена

В) активация фагоцита

Г) положительный хемотаксис фагоцита по направлению к носителю антигена

Д) инвагинация адсорбированного антигена с последующим образованием фагосомы

Е) слияние фагосомы с лизосомой, образование фаголизосомы

Ж) деструкция поглощенного антигена

8 В индуктивной фазе иммунного ответа принимают участие следующие факторы:

А) Антигены.

Б) Антитела.

В) В-лимфоциты.

Г) Т-лимфоциты.

Д) Антигенпредставляющие клетки.

Е) все перечисленные варианты

Ж) ни один из перечисленных вариантов

9 Выберите положения, справедливые для понятия «адаптивный иммунитет»:

А) Приобретаемость.

Б) Специфичность.

В) Память.

Г) Целиком базируется на образовании антител.

Д) Единственный механизм противоинфекционной резистентности.

Е) Антигензависимость.

10 Выберите положения, справедливые для понятия «врожденный иммунитет»:

А) Специфичность.

Б) Индуцируется антигенами.

В) Базируется на лимфоцитарных реакциях.

Г) Включает факторы и механизмы первой линии противоинфекционной защиты.

Д) Обладает иммунологической памятью.

ПР-4 (реферат)

Рефераты распределяются между студентами группы в начале обучения, затем зачитываются ими перед группой (с возможностью подготовки студентом презентационных материалов). Затем группой проводится обсуждение заслушанного доклада, преподаватель уточняет и дополняет его.

Темы реферативных сообщений:

1 Работы выдающихся исследователей, основоположников современной иммунологии (Э. Дженнер, Л. Пастер, Р. Кох, П. Эрлих, И.И. Мечкников и др.).

2 Теории иммунитета – особенности представлений о защитных механизмах организма в различные исторические периоды.

3 Современные представления о системе резистентности живых организмов.

4 Лейкоциты – особенности строения и функций.

5 Воспаление – механизмы протекания и биологическая роль.

6 Наиболее важные антигены и гаптены в окружающем человека мире.

7 Особенности популяционного состава, строения и функций лимфоцитов.

9 Гуморальный иммунный ответ – строение и разнообразие антител. Механизмы функционирования иммуноглобулинов.

10 Клеточные иммунный ответ – Т-киллеры, особенности строения и механизмов функционирования.

11 Иммунологическая память.

12 Цитокины – строение, классификация, биологическая роль.

13 Сравнительная характеристика рекогносцировочных механизмов врожденного и адаптивного иммунитета.

14 Эволюционное значение иммунной системы.

Дополнительные темы могут выдвигаться студентами и обсуждаться в ходе семинарских занятий.

Перечень вопросов к зачету по курсу «Иммунология»

  1.  Историческое становление инфекционной иммунологии.
  2.  Историческое становление неинфекционной иммунологии.
  3.  Биологический смысл иммунитета.
  4.  Определение понятия «иммунитет».
  5.  Теории иммунитета.
  6.  Опсонины и опсонизация.
  7.  Неспецифическая система резистентности организма: общая характеристика.
  8.  Гуморальные факторы НСР: общая характеристика.
  9.  Система комплемента: классический, альтернативный и лектиновый путь активации.
  10.  Эндогенные пептиды-антибиотики, особенности строения, примеры.
  11.  Белки острой фазы: примеры, особенности выполнения их функций.
  12.  Клеточные факторы НСР: общая характеристика.
  13.  Особенности строения и функций лейкоцитов.
  14.  Лимфоциты – участники НСР: особенности строения, функций.
  15.  Макрофаги: характеристика рецепторов, способы ответа макрофагов на различные стимулы.
  16.  Фагоцитоз: этапы, виды, механизм. Значение фагоцитоза для развития специфического иммунного ответа.
  17.  Воспаление: механизм, значение.
  18.  Строение иммунной системы: общая характеристика.
  19.  Иммунная система: особенности строения и функций центральных органов.
  20.  Иммунная система: особенности строения и функций периферических органов.
  21.  Лимфоцит, особенности строения и выполняемых функций.
  22.  Понятие о лимфопоезе и иммуногенезе: механизм, локализация процесса.
  23.  Популяции иммунокомпетентных клеток, особенности строения и функций.
  24.  Антигены: особенности строения, свойств. Иммунногенность антигенов.
  25.  Антитела: особенности строения, классы.
  26.  Эпитопно-паратопные взаимодействия.
  27.  Виды иммунного ответа.
  28.  Межклеточные взаимодействия между клеточными компонентами ИС, значение для формирования полноценного иммунного ответа.
  29.  Взаимодействие НСР с системой специфической резистентности организма.

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Для проведения дисциплины «Иммунология» студент обеспечен всей необходимой учебно-методической литературой и доступом к программному обеспечению и интернет-ресурсам. Вся необходимая учебно-методическая литература имеется в библиотеке студенческого абонемента, зональной научной библиотеке, библиотеке кафедры и преподавателя дисциплины. Доступ к интернет-ресурсам осуществляется через интернет-класс факультета, зональной научной библиотеки и локальной компьютерной сети университета.

а) основная литература:

  1.  Хаитов Р.М. Иммунология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 528 с.
  2.  Ковальчук Л.В., Ганковская Л.В., Мешкова Р.Я. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 640 с.
  3.  Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология. - М.: Медицина, 2000.- 432 с.
  4.  Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология: норма и патология - М.: Медицина, 2010.- 752 с.
  5.  Ярилин А.А. Иммунология. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 752 с.
  6.  Ярилин А.А. Основы иммунологии. - М.: Медицина, 1999.- 608 с.
  7.  Ярилин А.А., Добротина Н.А. Введение в современную иммунологию. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1997.- 238 с.
  8.  Ройт А., Дж. Брострофф, Д. Мейл.  Иммунология. -  М.: Мир,  2000. - 592 с.
  9.  Галактионов В.Г. Иммунология. -  М.: РИЦМДК,  2000. -  487 с.

б) дополнительная литература:

  1.  Лебедев К.А., Понякина И.Д. Иммунология образраспознающих рецепторов. (Интегральная иммунология). М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 256 с.
  2.  Дранник Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология.-  Одесса: АстроПринт, 1999. - 604 с.
  3.  Петров Р.В. Иммунология. -  М.: Медицина, 1987. - 360 с.
  4.  Клиническая иммунология и аллергология  /под ред. Йегер Л. - М.: Медицина, 1990. - Т. 1 – 527 с.; Т. 2. - 560 с.; Т. 3. - 528 с.
  5.  Иммунология //Под ред. Пол У. – М.:  Мир, 1987-1989.  -Т.1. - 375 с.;  Т.2. - 345 с.; Т.3. - 360 с.
  6.  Прикладная иммунология //Под ред.  Сохина А.А., Чернешенко Е.Ф. - Киев: Здоров\я, 1984.- 320 с.
  7.  Бернет Ф. Клеточная иммунология.  - М.: Мир, 1971. - 542 с.
  8.  Бойд У. Основы иммунологии. -  М.: Мир, 1969. - 648 с.
  9.  Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Истамов Х.И. Экологическая иммунология.- М.: ВНИРО, 1995.- 219 с.
  10.  Змушко Е.И., Белозеров Е.С., Митин Ю.А. Клиническая иммунология.-  С.-Пб: ПИТЕР, 2001.- 576 с.
  11.  Вершигора А.Е. Общая иммунология. Киев: Выща школа, 1990.- 736 с.
  12.  Фрейдлин И.С., Тотолян А.А. Клетки иммунной системы. СПб.: Наука, 2001.- 390 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 

При проведении занятий используется стандартный набор лицензионного программного оборудования Microsoft Office, для подготовки презентаций и других демонстрационных и учебных материалов.

  1.  Иллюстративные материалы - схемы, плакаты по основным разделам программы.
  2.  Презентационные материалы по курсу: Иммунология.

Интернет-ресурсы:

  1.  Информационно-справочный ресурс по биологии

http://cellbiol.ru

http://virginia.edu

  1.  Сайт  классической молекулярной биологии

http://molbiol.ru 

  1.  Сайт википедии

http://ru.wikipedia.org

  1.  Видео по различным разделам науки, лекции, презентации

http://med-edu.ru

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

При проведении дисциплины «Иммунология» учащиеся обеспечены всей необходимой материально-технической  базой:

  1.  Лекционной аудиторией с мультимедийным презентационным оборудованием для демонстрации презентаций и иллюстративного  материала.
  2.  Аудиторией для семинарских занятий с мультимедийным презентационным оборудованием для демонстрации презентаций и иллюстративного  материала.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки БИОЛОГИЯ: БИОЛОГИЯ.

Автор: к.б.н., доц. Сагакянц А.Б.

Рецензент: академик  РАН и РАМН, проф. Хаитов Р.М. (г. Москва)

Программа утверждена на заседании Учёного совета биолого-почвенного факультета

от 21 января 2011  года, протокол № 1.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно-тематический план

Аудиторная индивидуальная работа (контактные часы) 2

Аудиторная работа

Дата

Тема для изучения

Форма проведения занятий

Кол-во часов

История иммунологии. Теории иммунитета. Биологический смысл иммунитета. Система резистености живых организмов.

Лекция.

4

Иммунология как наука – история, основные задачи. Система резистентности живых организмов.

Семинар.

4

Гуморальные факторы НеСР- состав, механизмы работы и биологическая роль.

Лекция.

6

ГумНеСР – функциональные группы молекул, работа и роль.

Семинар.

4

Клеточные факторы НеСР – популяционный состав, строении, механизмы реализации эффекторных функций.

Лекция.

4

КлетНеСР – состав, механизмы функционирования.

Семинар.

6

Иммунная система – строении, популяции лимфоцитов и особенности их функциональной организации.

Лекция.

4

Иммунная система – строении, биологическая роль.

Семинар.

6

Особенности структурной и функциональной организации молекул суперсемейства иммуноглобулинов.

Лекция.

4

Суперсемейство иммуноглобулинов – строение.ю функции.

Семинар.

6

Иммунный ответ – определение, виды, механизмы развития и регуляция.

Лекция.

4

Самостоятельная работа

Сроки выполнения

Тема для изучения

Форма выполнения

Количество часов

1 неделя

Некоторые аспекты истории иммунологии, теории иммунитета.

Изучение темы, работа с литературой.

2

2, 3 недели

Система резистентности живых организмов.

Работа с литературой, подготовка презентации, реферата.

2

4, 5, 6, 7 недели

ГумНеСР – состав, строение основных элементов и механизмы работы.

Изучение темы, работа с литературой.

2

8, 9, 10  недели

КлетНеСР – состав, механизмы работы. Воспаление. Антигены. Механизмы рекогносцировки во врожденном иммунитете.

Изучение темы, работа с литературой, подготовка  презентации, реферата.

2

11, 12 недели

Иммунная система – клетки, ткани, органы. Лимфопоэз и иммуногенез.

Изучение темы, работа с литературой, подготовка  презентации, реферата.

4

13, 14, 15 недели

Строение и свойства молекул суперсемейства иммуноглобулинов – АТ, АГ-ГКГС, В- и Т-клеточных рецепторов.

Изучение темы, работа с литературой, подготовка  презентации, реферата.

4

16 неделя

Виды иммунного ответа и его регуляция.

Изучение темы, работа с литературой, подготовка  презентации, реферата.

4

Контактные часы

Дата

Тема для изучения

Форма проведения занятий

Количество часов

17 неделя

Консультация перед зачетом

Лекция-консультация

2

PAGE  2




1. тема права социального обеспечения как отрасли права законодательства науки и учебной дисциплины
2. тема ее сферы и звенья
3. Гжельский государственный художественнопромышленный институт ГГХПИ Кафедра гуманитарных социаль
4. Нахождение оптимальных параметров для полета тела через прямоугольную преграду
5.  Компоненты миссии 2
6. Хабаровский край
7. ВСТУП Однією із структур яка покликана забезпечити надходження коштів до дохідної частини бюджету є Де
8. ОСЕНЬ НАСТУПИЛА муз
9. от англ сollection сбор агентство профессионально специализирующееся на внесудебном взыскивании прос
10. Роль суть і мета ЕА
11. ВЕЛКАМ ТУ МУЛЬТІГОНКА ТОВАРІЩІ Ось і відбулось те на що так довго чекали
12. Социально-направленные геоинформационные системы
13. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора філологічних наук Сімферополь
14. На самом деле этот остров известен далеко не всем туристам
15. Кругосветка Обоснование идеи- Екатеринбург за последнее десятилетие стал центром притяжения меропр
16. Судебная практика по делам о восстановлении на работе
17. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук Київ 1998
18. домкрат Сначала бетонируется слабо армированный железобетонный элемент с отверстиями для напрягаемой ар
19. премиальная Косвенносдельная Аккордная Сдельно прогрессивная Простая повременная Повр
20. октября 2013 года в рамках Всероссийского фестиваля науки Организатором выставки является ИГПИ им