Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Школьный урок сборник методических рекомендаций по конструированию учебного занятия г

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.1.2022

Методическое пособие «Школьный урок», сборник методических рекомендаций по конструированию учебного занятия,

г. Кызылкия , 2006 г., 39 стр.

Автор проекта: Васильев Ю.А. –  директор СШ № 2, международный тренер проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо», Отличник образования Кыргызской Республики, учитель высшей квалификационной категории

Участники проекта: Коллектив педагогов средней школы № 2 имени «50-летия Кыргызстана» г. Кызылкия Баткенской области

Пустовая Т.И.

Федорова Н.А.

Вильданова Лу.Х.

Васильева В.Н.

Вильданова Лю.Х.

Кошлакова О.А.

Батырова З.Т.

Ивашкина О.И.

Миннигалеева З.Р.

Кузина К.А.

Мязитова Г.Я.

Колесникова Т.А.

Кондрашова В.В.

Алиулина К.К.

Настоящее пособие содержит методические рекомендации по организации занятий в свете представлений о современном уроке. Настоящие рекомендации являются авторскими, они выработаны во время работы на педагогических  мастерских коллективом лучших педагогов школы. Пособие является своего рода обобщением опыта работы учителей разных школьных дисциплин.

Цель настоящего методического пособия – обобщить опыт работы лучших педагогов и оказать методическую помощь учителям при подготовке учебных занятий, посещении уроков, обработке результатов занятий.

Пособие является результатом деятельности проектов «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и «Глобальное образование»

© Средняя школа № 2, 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1.  Предисловие.

  1.  «Как сконструировать учебное занятие, ставить цели в обучении и планировать педагогическую деятельность»

  1.  «Как посещать учебные занятия и сотрудничать в учительском исследовании?

  1.  «Как представить результаты урока?»

  1.  Заключение

  1.  Ссылки на источники информации и использованную литературу:

  1.  Полезные приложения.
  •  Секреты увлекательного урока.
  •  Факторы развития когнитивной области.
  •  Педагогическая техника: как управлять классом
  •  Заповеди педагогического общения.


Предисловие
 

Вы ждете от нас, что мы вас научим, как надо делать школьный урок? И очевидно, вы хотите найти на страничках этого пособия полный алгоритм работы по организации школьных занятий? Наверное, вы предполагаете, что в этой книге есть все, что нужно учителю для успешной работы?

Здесь этого нет, к сожалению, а может быть и к счастью. В нашей книге мало готовых рецептов, но с другой стороны предлагаются некоторые наиболее яркие. У нас нет полного арсенала средств для подготовки суперуроков, но описаны направления для деятельности учителя, чтобы такие уроки получались. Мы не даем готовых алгоритмов, но создаем стимул для учителя, чтобы он сам пытался создать такой алгоритм.

Материал, который мы представляем, является лишь пищей для размышления учителя, читающего это пособие. Создавая его, мы поставили перед собой цель – показать, как можно работать над школьным уроком, приоткрыть «педагогическую кухню» и заставить учителя размышлять над результатами своей деятельности, а на основе своих размышлений, способствовать созданию уникальной педагогической продукции – наших учеников. Ведь у думающего учителя всегда есть думающие ученики.

Желаем удачи!

Авторский коллектив
«
Как сконструировать учебное занятие, ставить цели в обучении и планировать педагогическую деятельность?»

В свете современных представлений структуру учебного занятия можно представить следующим образом: 1

Итак, начнем по порядку, с первого этапа…

  1.  Постановка целей и планирование.

Мы приведем два разных определения планирования для того, чтобы суть этого понятия стала яснее.

Планирование - это постановка реальной и конкретной цели и определение шагов ее реализации во времени с учетом возможностей (личных, тех, от кого это зависит) и объективных обстоятельств. При изменении объективных обстоятельств или возможностей происходит корректировка плана.

2Планирование это совокупность действий, таких как исследование, аналитика и другие, с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организации в регионе, стране или в мире поставленных перед собой целей.

Нам нужно планировать, потому что:

  •  мы хотим предвидеть и действовать, опережая время;
  •  мы можем избежать ошибок и использовать возможности;
  •  мы устраняем неопределенность;
  •  мы точно определяем цель и действия по их достижению;

Есть несколько форм планирования в педагогике (в зависимости от длительности планового периода):

Стратегическое планирование – это определение глобальных проблем, которые должны быть решены (или циклически решаться) для достижения поставленных целей. Продвижение на каждом участке планируется исходя из особенностей участка и называется тактическим планированием.

Тактическое планирование – это распределение по времени и средствам.

Оперативное планированиевнесение корректив в содержание и технику с учетом изменившихся объективных обстоятельств.

Ситуационное планирование  - реакция на то, что произошло только что.

Планирование включает этапы:

  •  Постановка целей. Цели должны быть сконцентрированы на самом важном.
  •  Определение исходных предпосылок. Это то, что уже имеется и способствует постановке целей. Это объективно и реально, а также жизненно важно для любой цели.
  •  Выявление альтернатив. Они выявляются разными методами:
  1.  Простым набором на основании опросов или высказываний.
  2.  Путем обсуждения выдвинутых проблем в малых группах.
  •  Выбор наилучшей альтернативы. Для этого рассматриваются все возможные варианты реализации плана и выбирается лучший
  •  Ввод и исполнение плана. Альтернатива не может сама привести к желаемому результату. Она должна пройти испытание делом, а потом уже занять достойное место в плане. Далее план должен быть преобразован в логическую последовательность действий, направленных на достижение цели. Далее учитель обязан прозондировать подготовленный план на предмет его эффективности.

Общие принципы планирования 3

  •  Наметьте конкретные действия по реализации цели.
  •  Учтите фактор времени
  •  Примите во внимание объективные обстоятельства
  •  Выберите стратегию для урока исходя из цели
  •  Сделайте конспект урока
  •  Проанализируйте конспект
  •  Подготовьте все необходимые материалы к уроку

А этот материал - интересное дополнение к вопросу о планировании

Существует интересная система планирования - система управления временем, создание которой приписывают Бенджамину Франклину.

Визуально в адаптированном для педагогического процесса виде эту систему можно отобразить в виде ступенчатой пирамиды. Эту пирамиду лучше применять при планировании целых учебных курсов.

  1.  Основание пирамиды – педагогические ценности учителя. Учитель определяет свои педагогические ценности, которых может быть определенное количество. Этап определения педагогических ценностей является наиболее важным в построении пирамиды - если на этом этапе будет допущена ошибка, то впоследствии учителя неизбежно постигнет разочарование. Не надо бояться потратить на это слишком много времени - важно хорошо обдумать список. Необходимо убедиться, что выбранные ценности не противоречат друг другу.
  2.  Следующий этап - учитель должен решить, чего он хочет добиться. "Выбор Достойной Цели» Надо поставить перед собой глобальную цель своей педагогической деятельности. Важно убедиться, что выбранная цель действительно отвечает всем педагогическим ценностям из составленного на предыдущем этапе списка.
  3.  Третий этаж пирамиды - генеральный план достижения цели.
  4.  Четвёртый этаж пирамиды - долгосрочный промежуточный план с указанием конкретных целей и конкретных сроков. Весьма важно указать, достижению, какого именно (каких именно) пункта генерального плана способствует достижение данной конкретной цели. Ещё более важно указание конкретного срока
  5.  Пятый этаж - краткосрочный план. Глядя на долгосрочный план, учитель спрашивает себя: "Что я могу сделать в ближайшие недели или месяцы, чтобы достичь той или этой цели?" Пункты долгосрочного плана разбиваются на более конкретные задачи.
  6.  Шестой этаж пирамиды - это план на день. Составляется он, как нетрудно догадаться, на основе краткосрочного плана - малые задачи решаются целиком за один день, более крупные разбиваются на подзадачи. Составляя план на день, желательно указать время выполнения для каждой задачи.

Принципы планирования, которых придерживаемся мы: 4

Планирование должно включать в себя несколько компонентов:

  1.  Целевой (мы полагаем, что цели должны быть обучающими, развивающими и направленными на воспитание социальных навыков.)
  2.  Содержательный (материал, необходимый для занятия, учебники, дополнительная литература, Интернет, наглядность)
  3.  Методический (методические приемы: методы, стратегии, которые предполагается использовать)
  4.  Пространственный (как используется пространство класса для обучения, где и как расположена мебель, как используется  физическая среда для обучения/учения)
  5.  Научный (оценка научности вышеперечисленных компонентов)

Общий подход к постановке целей 5

  •  Наметьте
  •  Конкретизируйте цели, оцените их реальность;
  •  Проранжируйте цели по степени важности;
  •  Откорректируйте формулировку целей.

6 При постановке целей необходимо провести их конкретизацию т.е. использовать в описании глаголы, указывающие на действие с определенным результатом.

Ориентировочный перечень глаголов для формулирования общих учебных целей:

  •  

  •  анализировать,
  •  вычислять,
  •  высказывать,
  •  демонстрировать,
  •  знать,
  •  интерпретировать,
  •  использовать,
  •  оценивать,
  •  понимать,
  •  преобразовывать,
  •  применять,
  •  создавать.

Перечень глаголов для конкретизированных учебных целей по нескольким видам целей.

Глаголы для обозначения целей «творческого» тина (поисковые действия):

  •  

  •  варьировать,
  •  видоизменить,
  •  модифицировать,
  •  перегруппировать,
  •  перестроить,
  •  предсказать,
  •  поставить вопрос,
  •  реорганизовать,
  •  синтезировать,
  •  систематизировать,
  •  упростить

Глаголы для обозначения целей в области устной и письменной речи (речевые действия):

  •  

  •  выделить,
  •  выразить в словесной форме,
  •  записать,
  •  обозначить,
  •  подвести итог,
  •  подчеркнуть,
  •  продекламировать,
  •  произнести,
  •  прочитать,
  •  разделить на слоги,
  •  рассказать.

Глаголы для обозначения целей в сфере межличностного взаимодействия: 

  •  

  •  вступить в контакт,
  •  выразить мысль,
  •  высказать согласие (несогласие),
  •  извиниться,
  •  извинить,
  •  ответить,
  •  поблагодарить,
  •  высказать похвалу (одобрение),
  •  оказать помощь,

  •  пригласить,
  •  присоединиться,
  •  сотрудничать,
  •  улыбнуться,
  •  принять участие.

Цели поставлены, откорректированы, оценена реальность их выполнения, а дальше необходимо осуществить…

2. Выбор методов, стратегий для проведения занятия.

Общие принципы выбора стратегий для занятия: 7

  1.  Помните, что выбор методов и стратегий осуществляется исходя из целей и задач занятия,
  2.  Не выбирайте «стратегию ради стратегии» 8.
  3.  Удачно подобранный метод – это такой метод, который поможет реализовать практически все намеченные цели и задачи учебного занятия.
  4.  Удачная стратегия – это такая стратегия, которая обладает научностью, способствует развитию мышления учащихся.
  5.  Проводите урок согласно намеченному плану по выбранной стратегии. В случае непредвиденных обстоятельств умейте перестроиться на ходу.
  6.  Будьте очень внимательны во время урока, отслеживайте каждый его этап.
  7.  Подготовьте необходимый для занятия наглядный материал.

Рекомендации к выбору методов и стратегий:

Все методические приемы и стратегии обучения/учения условно можно разделить на несколько классов:

  1.  Объяснительно-иллюстративные
  2.  Репродуктивные
  3.  Проблемные
  4.  Частично-поисковые.
  5.  Эвристические.
  6.  Исследовательские

Деятельность

Описание

Объяснительно-иллюстративные

  1.  Демонстрация учителем наглядного материала, сопровождающаяся рассказом;
  2.  Показ диафильмов, слайдов, с объяснением;
  3.  Работа со схемами, опорными плакатами;
  4.  Демонстрационный эксперимент с объяснением.

Учитель демонстрирует учебный материал при помощи рисунков, схем, графиков, эксперимента. Его рассказ сопровождается объяснением учебного материала, отдельных, наиболее трудных (с точки зрения учителя) моментов. Учащиеся, чаще всего, остаются пассивными наблюдателями. Иногда могут задаваться вопросы, совместно (но не всегда глубоко) обсуждаться проблемы, касающиеся понимания материала.

При использовании этих методов задействованы в основном низшие уровни мышления по Б. Блуму: знание, понимание, применение.

Репродуктивные

  1.  Чтение традиционной лекции;
  2.  Сообщение блока информации;
  3.  Опрос учащихся, требующий только воспроизведения учебного материала;
  4.  Заучивание и пересказ учащимися учебного материала;
  5.  Традиционные тесты с фактологическими вопросами.

Учитель является передатчиком (транслятором) информации. Учащиеся её пассивными потребителями. Работа нацелена только на воспроизводство информации. Работает память. Задействованы низшие уровни мышления: знание, понимание. Мотивация учащихся отсутствует.

Проблемные

  1.  Самостоятельное решение проблемы учащимися;
  2.  Действия учителя, направленные на активизацию мышления учащихся для решения проблемы;
  3.  Индивидуальные или групповые карточки с проблемным заданием;
  4.  Тесты с открытыми вопросами

Роль учителя меняется. Учитель становится направляющим, фасилитатором, организатором самостоятельной работы учащихся. Для качественной организации учебного процесса от учителя требуется знание механизмов и законов мышления, умение составлять проблемные задания. Учащиеся в максимальной степени самостоятельны, несут ответственность за результаты собственного учения. Мотивация может быть достаточно высокой. Перед учащимися постоянно ставятся учебные проблемы, которые им необходимо решать.

Частично-поисковые.

  1.  Задания учителя, предполагающие самостоятельный поиск учащимися части информации
  2.  Решение части проблемы;

Поиск части информации ведется самими учащимися. Основной источник информации – учитель. Деятельность учителя направлена именно на то, чтобы часть учебной деятельности выполнял он сам, а часть учащиеся. Уровень мышления находится на средней черте.

Эвристические

  1.  Построение (изучение) теории после получения опыта из практики
  2.  Изготовление учебного оборудования и объяснение принципа его работы;

Учащиеся самостоятельно ведут поиск путей решения проблемы. Учитель играет роль координатора, фасилитатора.  Ориентация деятельности на практику. Теория вытраивается либо изучается после получения практического опыта, посредством чего приходит наиболее глубокое понимание её сути, значения и следствий. Активизируются высшие уровни мышления по Б.Блуму: анализ, синтез, оценка.

Исследовательские

  1.  Выполнение учебных проектов;
  2.  Самостоятельный поиск информации и перестройка её с целью получения знаний;

Учитель совместно с учащимися организует проектную деятельность по исследованию проблемы. Мотивация учащихся высокая, исходит от них самих. Работа учителя и учащихся направлена на развитие целого спектра навыков, мыслительных способностей высокого порядка: применение, анализ, синтез, оценка.

 Эффективность обучаемости, которую дают современные  методы, можно увидеть в количественном выражении на пирамиде, предложенной американским психологом Уильямом Глассером. 9

 

ЛЕКЦИЯ

                                                                       (монолог учителя)

                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                               ЧТЕНИЕ

                                                            (самостоятельное)

                                          АУДИО – ВИДЕО ОБУЧЕНИЕ

ПОКАЗ

                                                                (демонстрация)

 ДИСКУССИОННАЯ ГРУППА

                                          (обсуждение учащимися в малой группе)

ПРАКТИКА В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧЕНИЕ ДРУГИХ

                                                       (ребенок обучает ребенка)

Ремарка

10...Необходимо развести два понятия, существующие в педагогике: учение и обучение, так как базовая дидактическая модель в программе «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Вызов – Осмысление - Размышление) связана, прежде всего, с учением, а традиционная, принятая и функционирующая в нашей системе образования в течение долгого времени структура урока связана больше с обучением. Учение можно понимать как процесс внутренний, имеющий ввиду ученика с его усилиями, «индивидуальными потребностями и мотивами». Абрахам Маслоу, выделяя два подхода к обучению, отмечает различия между «внутренней и внешней сторонами учебы», говорит о «внешнем научении и «внутреннем образовании».  11 «Иными словами, «внешнее научение» - это обучение, а «внутреннее образование» - это учение. По-другому смысл этих слов  можно выразить так: обучение – это когда кто-то кого-то направляет, «натаскивает», тренирует по определенному плану, не всегда соответствующему внутренним потребностям учащегося. Учение же – это самостоятельные действия ученика по добыванию знаний, перестройке информации, приобретению социального опыта. Обучение и учение отличаются также характером постановки целей.  В обучении учебные цели заданы предметом, учебной дисциплиной, исходят из содержания обучения. При учении цели ставятся на основе внутренней мотивации учащегося».

Ремарка

Мы намеренно не приводим названия методов и приёмов по нескольким причинам:

  1.  Эти  названия могут быть не вполне понятны читателю и могут ввести в заблуждение. Тогда как описание деятельности, характерной для этих методов знакомо большинству педагогов.
  2.  Существовали старые и появятся новые методы. с собственными названиями.
  3.  Названия одинаковых по содержанию и целям методов в разной педагогической литературе могут быть разными.

Знакомство с методами закончено. Казалось бы, и урок пора заканчивать, но…стоит задуматься над сделанным. И в этом вам поможет…

3. Педагогическая рефлексия

 

А что же это такое?

Рефлексияэто размышление учителя об уроке.

Рефлексия – это пересмотр проведенного урока  с другой точки зрения.

Рефлексияэто взгляд с разных сторон на существующие успехи, проблемы в работе учителя. 

Рефлексияэто осознание уже осуществленной деятельности: своего эмоционального состояния, удач и трудностей в выполнении деятельности, средств и инструментов, используемых в этой деятельности, затруднений и способов решения проблемных ситуаций; путь от эмоции к анализу педагогической деятельности.12

Тезисы о рефлексии 13

  1.  Рефлексивная позиция учителя нужна для того, чтобы оценить со стороны соответствие учебного занятия целям, задачам и достигнутым результатам.
  2.  При рефлексии трансформируется первоначальный замысел учебного занятия.
  3.  При рефлексии важно выяснить адекватна ли ситуация на учебном занятии движению мысли обучаемых.
  4.  Рефлексию может быть  проведена не только после урока, но и до него. Рефлексия по предполагаемому занятию часто позволяет избежать многих ошибок в ходе его проведения
  5.  Рефлексию можно провести как индивидуально, так и с коллегами. Коллективная рефлексия позволяет выявить многополярность мнений по занятию, а в некоторых случаях исключить субъективность оценки.
  6.  Рефлексия с  учащимися позволяет взглянуть на занятие с совершенно другой стороны.  
  7.  Существуют различные формы рефлексии. Использование их многообразия и различных сочетаний позволяет эффективно размышлять о проведенном/предполагаемом занятии

Вопросы о педагогической рефлексии, которые помогут учителю 14

  1.  Соответствует ли ваше занятие целям, задачам и достигнутым результатам?
  2.  Как трансформировался первоначальный замысел учебного занятия?
  3.  Адекватна  ли ситуация на учебном занятии движению мысли обучаемых?
  4.  Можно ли проводить рефлексию только до урока,  или только после него?
  5.  Как вы будете проводить рефлексию?
  6.  Чему способствует коллективная рефлексия?
  7.  Зачем нужно проводить рефлексию с учащимися?
  8.  Какие еще формы рефлексии существуют?
  9.  Зачем нужно использовать многообразие форм рефлексии?

Мы завершаем урок? …Нет, рефлексия продолжается!
«
Как посещать учебные занятия и сотрудничать в учительском исследовании?» 15

При посещении учебного занятия (урока) необходимо помнить о некоторых важных вещах, которые необходимы для эффективного сотрудничества педагогов. Важно помнить и о  подходах к анализу урока. Итак, начнем с ответа на вопрос: Зачем посещать уроки? 16. Ответ на него попытаемся дать с двух точек зрения:

Когда идем на урок мы, то мы хотим…

Когда идут на урок к нам, то хотят…

  •  Обогатить собственный имеющийся  опыт;
  •  Подсказать, посоветовать что-то своему коллеге;
  •  Приобрести навыки ведения урока;
  •  Проконтролировать что-либо;
  •  Найти отрицательные моменты;
  •  Оказать методическую помощь;
  •  По обязанности (для «галочки»);
  •  Перенять опыт;
  •  Зарядиться энергией;
  •  Посмотреть как применяются инновационные методы и приемы;

…………………………………

  •  (Предложите свои идеи…)
  •  Поучиться чему-либо;
  •  Подсказать что-то;
  •  Сделать замечания;
  •  Проверить что-то;
  •  Перенять опыт;
  •  Сравнить «своё» и «чужое»;
  •  Осуществить контроль за учебным процессом;
  •  Оказать методическую помощь и консультацию;
  •  Посмотреть как применяются инновационные приемы и методы обучения;
  •  Провести взаимопроверку;

………………………………….

  •   (Предложите свои идеи…..)

?  К какому выводу вы пришли, ознакомившись с содержанием этой таблицы? Что общего между двумя колонками этой таблицы? Соотнесите эти идеи с собственным педагогическим опытом.

А сейчас рассмотрим урок с 4 позиций, но упор сделаем на технологическую сторону.

Технологическая сторона 17

На моих уроках мне нравится…

  •  Как я преподношу новый материал;
  •  Взаимопонимание, царящее между мной и учениками;
  •  Как я контролирую ситуацию;
  •  Умение вести уроки с использованием инновационных технологий;
  •  Как относится ко мне большинство моих учеников;
  •  Деловая, рабочая обстановка

На уроках моих коллег мне нравится…

  •  Организация урока;
  •  Введение новой темы;
  •  Дисциплина учащихся;
  •  Необычные методические подходы;
  •  Желание работать, применять инновационные формы и методы;
  •  Работа с учебным материалом к уроку.

На моих уроках меня беспокоит…

  •  Волнение, которое у меня появляется;
  •  Дисциплина в некоторых классах;
  •  Нехватка учебников;
  •  Понимание учебного материала учащимися;
  •  Нехватка времени;
  •  Отсутствие наглядности;
  •  Отношение к выполнению домашнего задания.

Мне кажется, что мои коллеги испытывают затруднения  …

  •  Из-за отсутствия опыта;
  •  Из-за неуверенности в правильном применении методов и приемов обучения/учения;
  •  В применении инновационных технологий;
  •  В дисциплине, неумении владеть классом;
  •  В распределении времени на уроке.

? Какой вывод мы можете сделать, ознакомившись с содержанием 4 секторов этой таблицы? Что общего вы смогли найти? Соотнесите эти идеи с собственным педагогическим опытом.

Эмоциональная сторона 18

При посещении учебных занятий немаловажную роль играет психоэмоциональный фактор, который также рассмотрим с двух позиций:

                       

              Когда идём мы…                    Когда идут к нам…

       

Всегда нужно помнить, что тот, к кому вы идете на урок, испытывает тоже, что и вы, когда идут к вам. Именно поэтому диаграмма Венна здесь очень удобна для сопоставления. Это необходимо помнить, чтобы собираясь посетить урок своего коллеги, задать себе соответствующий эмоциональный настрой.

Проделав все вышеописанные упражнения в заключение рассмотрим принципы посещения   уроков и учительского сотрудничества. 19

Принцип № 1

Доброжелательность. Это основа любого эффективного общения, в том числе педагогического. Посещая уроки коллег, или принимая их у себя на уроке, всегда помните об этом.

Принцип № 2

Четкое представление цели посещения урока. Ответьте для себя на вопрос: «Зачем я иду на урок к своему коллеге?» Или спросите коллегу с какова цель его посещения.

Принцип № 3

Видеть в уроке больше положительного. Прежде чем высказывать несогласие, недовольство каким либо шагом вашего коллеги, задайте ему вопросы, вполне вероятно, что ваше отношение к неясным моментам изменится, смысл каждого конкретного действия учителя на уроке станет ясен.

Принцип № 4

Конструктивное общение. Обсуждая урок, помните о том, что его нужно не критиковать, а усовершенствовать, сделать лучше. Диалог во время анализа урока – это способ совершенствования урока.

Принцип № 5

Неудача – это хорошо. Неуспехи, неудачные моменты на отдельных этапах урока – это не повод для паники, это лишь толчок и сигнал к тому, что нужно вносить какие-то изменения. Не получилось сегодня – получится завтра.

Принцип № 6

Компетентность. Будьте компетентны как учитель, проводящий урок и как коллега, посещающий урок.

Принцип № 7

Извлечение педагогического опыта. Из любого занятия, удачного или не очень, всегда найдется что извлечь. Это «что-то» может быть как положительным, так и отрицательным. Но это «что-то» всегда должно быть.

А еще важно знать немного теории о посещении уроков учителями:

Рекомендации для учителя к посещению занятий 20

Все  педагоги школы разделены на группы:

  •  Учителя, находящиеся на индивидуальном контроле;
  •  Учителя находящиеся на административном контроле;
  •  Учителя, работающие на контроле;
  •  Учителя, участвующие во взаимоконтроле;
  •  Учителя, работающие на самоконтроле, дающие открытые уроки.

Учителя, участвующие во взаимоконтроле, посещают учебные занятия по графику, составленному на заседании методического совета.

Учебные занятия педагога, находящегося на индивидуальном контроле, посещают по графику, составленному совместно с администрацией для оказания методической, профессиональной помощи:

  •  Руководитель методического объединения учителей-предметников;
  •  Опытные учителя (высшей или первой квалификационной категории);

Цели посещения уроков педагогами:

  •  Развитие профессионального мастерства педагогов, уровня методической работы;
  •  Повышение уровня освоения учащимися учебных знаний, умений, навыков;
  •  Повышение качества усвоения учащимися государственного образовательного стандарта по предмету;
  •  Выполнение учебных программ по предмету;
  •  Обобщение передового педагогического опыта.

После посещения учебных занятий проводится собеседование, где согласовываются выводы по результатам посещения.

При посещении занятий администрацией, родителями в сопровождении администрации анализ фиксируется в тетради посещения уроков данного учителя-предметника.

При посещении занятий педагогами школы анализ фиксируется:

  •  В протоколах методического объединения учителей-предметников;
  •  На заседании методического совета;
  •  На совещании при директоре;
  •  На плановом совещании;
  •  На педагогическом совете;
  •  На родительском собрании

Как зафиксировать свои мысли

о посещенном уроке? (мы советуем)

При посещении уроков вам, вполне вероятно, придется делать какие-то письменные заметки, касающиеся хода урока, удачных и неудачных моментов, особенностей и т.п. Выполнить это, предлагаем при помощи специальных матриц и приемов из арсенала программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Какие из них взять – дело вкуса и профессиональных пристрастий каждого педагога.

Матрица посещения урока № _____ 21

Дата _______   Класс ______ Учитель __________________ Предмет____________

Цель посещения:________________________________________________________

Тема урока: ____________________________________________________________

Цель урока :____________________________________________________________

                       Степень реализации

Наблюдения

«3»

«4»

«5»

Примечание

Анализ/ Выводы/ Заметки

  1.  Создание условий для полноценной учёбы.
  •  Новые знаний, новые умения;
  •  Знания и умения моделируются, примеры приводятся;
  •  Знания и умения представлены с соответствующим уровнем сложности;
  •  Сочетание теории и практики;
  •  Знание учащимися критериев оценивания;
  •  Обратная связь;
  •  Оценивание, пояснение

  1.  Учащиеся имеют равные возможности независимо от:
  •  Пола;
  •  Этнической принадлежности;
  •  Уровня подготовки
  •  Физического состояния

  1.  Области и уровни знаний хорошо представлены:

Области:

Познавательная

Эмоциональная

Психологическая

Уровни:

Знание, восприятие, применение, анализ, синтез, оценка

  1.  Использование знаний в конкретных видах деятельности:
  •  Работа с целым классом;
  •  Работа с малыми группами;
  •  Индивидуальная работа;
  •  Использование научных подходов;
  •  Логика в переходе от одного вида деятельности к другому

  1.  «Изюминка» урока

  1.  Соотношение речи учителя и учащихся (рекомендуется примерно 30% к 70 %)

  1.  Готовность учащихся к восприятию нового материала

  1.  Предложения по уроку в целом

Матрица посещения урока № _____ 22

Дата _______ Класс ______  Учитель ___________ Предмет___________________

Цель посещения: _______________________________________________________

Тема урока: ____________________________________________________________

Цель урока :____________________________________________________________

                                                                              Степень реализации

Наблюдения

«3»

«4»

«5»

Примечание

Анализ/ Выводы/ Заметки

1. План урока, тематические разработки, дидактические материалы

2. Постановка целей и задач урока.

3. Организация урока:

Структура урока, соответствие его санитарно-гигиеническим требованиям, распределение времени, дисциплина на уроке.

4. Содержание урока

Научность и правильность освещения материала на уроке, его воспитательная направленность.

5. Повторение пройденного материала.

6. Связь теории с практикой

  1.  Методическая подготовка учителя

Приемы, методы, стратегии введения нового материала

  1.  Качество знаний. Умений и навыков учащихся:

Глубина ответов. Работа с книгой. Приборами. Умение составлять конспекты, тезисы. Работать с информацией. Выступление с докладами, сообщениями, объективность оценки труда.

  1.  Самостоятельная работа учащихся.

Активность. Обратная связь, рациональность работы, использование ТСО.

  1.  Психологические параметры работы учащихся.

Внимание, развитие мышления, работа над речью, среда обучения.

  1.  Эмоциональная окраска на уроке.

Умение учителя заинтересовать детей, вызвать положительные эмоции для обучения.

Матрица педагогического анализа личностно-ориентированного урока № _______ 23

Дата_______ Учитель______________ Предмет ______________ Класс _________

Тема урока_____________________________________________________________

Цели урока ____________________________________________________________

Показатели урока

Оценка

Комментарии/

Анализ/Выводы

«3»

«4»

«5»

Мотивационно – ориентационный аспект

1

Обеспечение мотивационной готовности и положительного эмоционального настроя учащихся

2

Использованные педагогические приемы для создания мотивации

3

Разъяснение целевых ориентиров урока

4

Насколько стали личностно значимыми для учащихся эти цели?

5

Нацеленность учителя на развитие индивидуальных способностей учащихся, способностей к самопознанию, самостроительству

Содержательный аспект

1

Соответствие учебного материала урока образовательным стандартам, идеям урока

2

Умение учителя правильно определять групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся

3

Установление взаимосвязи с субъективным опытом ребенка

4

Формирование системных представлений об изучаемом материале, выявление важного и содержательного, установление межпредметных связей

5

Практическая направленность материала урока, его значение для формирования эмоционально волевой сферы учащихся

Организационный аспект

1

Использование педагогических приемов и техник для обогащения субъективного опыта учащихся

2

Формы речевого общения учителя и учащихся

3

Создание учителем ситуации успеха для учащихся

4

Среда обучения (толерантность, доверие, взаимодействие и т.д.)

5

Учет индивидуального темпа работы учащихся, помощь учителя. Самостоятельность учащихся

Оценочно – результативный аспект

1

Учет оригинальности, а не только правильности ответов учащихся

2

Способствование оценки учителя положительной динамики развития учащегося

Анализ урока с использованием приемов программы

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Заметки о посещенном уроке вы можете делать при помощи графической организации материала. В качестве графического организатора могут выступать различные типы кластеров, концептуальная таблица, произвольные схемы и т.п.

Концептуальная таблица

Показатели

Критерии 

Удовлетво-рительно

Хорошо

Отлично

Превос-ходно

Коммента-рии

Критерии устанавливают-ся учителем исходя из целей посещения урока.

Кластер

Итак, вперед! Осваивайте азы педагогического сотрудничества в учительском исследовании.


«
Как представить результаты урока?»

Ну, вот…

  •  урок проведен,
  •  достигнуты поставленные цели,
  •  решены определенные задачи,
  •  урок обсужден с коллегами …

А что же дальше?

Дальше следует этап, который в современной педагогической литературе часто называют опубликование.

Опубликование – это представление результатов урока любым удобным способом, в удобной для восприятия форме.

Цели опубликования могут быть различными.  24 Но педагоги считают, что результаты урока публикуются для того, чтобы:

  •  Обобщить опыт работы;
  •  Продемонстрировать  собственный прогресс;
  •  Увидеть результаты своего труда в организованном виде;
  •  Получить реакцию от коллег;
  •  Использовать конспект для подготовки других уроков;
  •  Использовать конспект для подготовки уроков коллегами;
  •  Помочь коллегам в их деятельности;
  •  Показать прогресс своих учащихся;
  •  ???

Разговор об этапе опубликования начнём с рассмотрения конспекта проведенного урока с точки зрения двух персонажей: «читателя» и «писателя».

25

Что хочет увидеть и узнать «читатель», когда читает конспект урока, чего он ждёт?

Что хочет «писатель», когда он пишет конспект урока, каковы его цели?

  •  Есть проблема. Хочу посмотреть, как она решается на конкретном примере;
  •  Чтобы получить стимул;
  •  Сравнить свой опыт с опытом другого;
  •  Критически оценить другого;
  •  Получить новую информацию;
  •  Использовать конспект в своей работе;
  •  «Увидеть новую звезду на педагогической арене».
  •  ???
  •  Приобрести опыт исследовательской работы;
  •  Сделать анализ своей работы;
  •  Получить стимул;
  •  Помочь своим уроком коллегам;
  •  Вызов – хочу получить обратную связь;
  •  Самоутвердиться в среде коллег;
  •  Продемонстрировать успехи;
  •  Получить внешнюю оценку;
  •  Найти  единомышленников и оппонентов;
  •  Грамотно оформить материал;
  •  Уберечь коллег от ошибок
  •  ???

Представление результатов урока таким способом необходимо потому, что в педагогическом процессе кто-то всегда будет «читателем», а кто-то «писателем».

Участие в представлении результатов урока принимает не только учитель, но и учащиеся тоже. Это можно сделать разными способами. Об этом идет речь в статье Юрия Васильева и Евгении Ракаевой.

 26 «Формы обобщение опыта работы учителя и учащихся по организации и представлению результатов работы на уроке в русле критического мышления»

По прошествии определенного времени работы в любой учебной программе всегда существует проблема обобщения  и представления результатов деятельности как учителя, так и учащихся на уроке. Урок в русле критического мышления является основной структурной единицей. составляющей систему условий для развития критического мышления. Зачастую у учителя возникает проблема как обобщить результаты урока, которые, несомненно, слагаются из труда учителя и его учеников. Способов осуществления такой деятельности существует немало. Сегодня мы расскажем о тех, которые мы используем в своей работе. Прежде всего, следует упомянуть о том, что при построении урока важно руководствоваться некоторыми принципами: постановка целей, планирование хода, проведение и рефлексия. Каждый из этапов является очень важным, имеет свое, строго определенное  место в структуре урока. Но особое внимание мы хотим уделить формам представления результатов урока. Этот этап является частью стадии рефлексии. Мы расскажем о тех формах представления результатов урока, которые, как нам кажется,  наиболееудачно используем в своей педагогической деятельности.

Портфолио учителя. Безусловно, этот способ представления результатов урока является очень важным и, пожалуй, всеобъемлющим. В портфолио, как правило, уроки представлены под различным углом зрения. В него включены разработки уроков, рефлексия учителя по урокам, творческие работы учащихся, методические рекомендации к урокам, раздаточный материал. Портфолио – это еще и инструмент, позволяющий оценить работу учителя и учащихся на уроках.

Сборник уроков учителя. Этот способ представления результатов носит более целенаправленный характер. Учитель специально работает над тем, чтобы проведенные им уроки были систематизированы и представлены в хорошо организованном виде. Эти сборники являются своего рода учебным пособием не только для самого учителя, но и для его коллег. Над созданием сборника учитель долго работает, что уже говорит о вдумчивом подходе к процессу оценки результатов собственного труда.  

Конспект лучшего урока. Иногда учитель особое внимание уделяет конкретному уроку. Например, на творческих мастерских, когда возникает необходимость провести коллективную рефлексию о проведенном занятии, предлагается на рассмотрение конспект лучшего занятия. Эта форма очень удобна тем, что участники мастерской после просмотра урока, могут сравнить живой урок с его конспектом. Это позволяет более конструктивно проводить рефлексию, ставить вопросы, видеть урок под различными углами зрения.

Сборники работ учащихся. Нашим ученикам нравится выполнять различного рода творческие работы. Часто после одного из уроков учитель может получить от детей целую стопу эссе, кластеров, синквэйнов и др. Что с ними делать? Можно предложить учащимся организовать результаты их работы на уроке в виде сборника творческих работ. Как показала практика, дети отлично со всем справляются и на свет появляются замечательные вещи, сотворенные своим умом и руками. Эти сборники всегда хранятся в классе и могут использоваться как учителем, так и учениками для дальнейшей работы.

Слайды. Часто получается так, что наработанные на уроке  результаты труда  учителя и его учеников в дальнейшем используются для проведения других учебных занятий. Например, таблицы, схемы, графики, чертежи. Эти вещи можно выполнить на черновой бумаге, а затем подготовить слайды на прозрачной пленке, указать фамилию автора. Слайды могут быть многократно использованы, не требуют много места для хранения и, как правило, вызывают много положительных эмоций, поскольку являются продуктом долгосрочного пользования. И учитель и ученики понимают, что если слайд изготовлен, значит, он важен, имеет глубокий содержательный  смысл, значит результаты урока, после которого слайд изготовлен, имеет большое значение.

Газеты. Иногда у учителя возникает необходимость результаты уроков представить в наглядной и легко доступной для ознакомления форме. Для этой цели существуют газеты. Газета выполняется в ярких красках, материал в ней представлен в наглядной, структурированной форме. Газету используют для организации выставок, конкурсов, конференций, когда возникает необходимость провести запоминающуюся демонстрацию.

Школьный журнал. Данная форма имеет ряд преимуществ. Журнал является местом, где ученики и учителя сотрудничают на равных. Это орган, где можно не только представлять результаты деятельности учителя и ученика на уроке, но и можно вести свободный обмен мнениями по проблемам, обозначенным на уроке. В журнале помещаются статьи с размышлениями, которые были вызваны противоречиями, возникающими на том же уроке. А кроме того, в журнале можно помещать статьи с описанием опыта работы на уроках в течение длительного периода.

Представленные формы обобщения результатов работы учителя и ученика являются для нас достаточно удобными. Мы их используем в практике собственной работы. Но, существует много других форм обобщения и представления результатов урока. Над ними нам еще предстоит работать, внедрять их в практику педагогической деятельности.

Какие размышления вызвала у вас эта статья? Что оказалось для вас непонятным? К кому вы обратитесь, чтобы прояснить непонятные вещи, уточнить что-то?

А это графическое пояснение к тексту статьи…

Рекомендации по составлению конспекта урока:

Опубликование конспекта урока может быть проведено в форме таблицы - двучастного дневника 27

Ход урока

Комментарий

В этой колонке описываются:

  •  цели и задачи урока;
  •  этапы урока (как основные, так и промежуточные) в хронологической последователь-ности.
  •  Указано распределение этапов во времени.

В этой колонке могут быть описаны:

  •  пояснения о том, почему поставлены такие цели.
  •  смысл и значение каждого этапа урока;
  •  значение каждого этапа для достижения цели урока;
  •  ценность каждого этапа урока;
  •  роль учителя и учащихся на каждом этапе урока;
  •  действия учителя в создании среды обучения;
  •  какая реакция со стороны учащихся может возникнуть в определенный момент урока, и какие требуются действия для получения ожидаемого результата;
  •  трудности, с которыми встречается учитель, как они  преодолеваются;
  •  ссылки на используемые источники информации
  •  ???

? Что вызвало интерес при знакомстве с этой таблицей? Какие дополнения вы бы внесли в неё?


Заключение

Итак, вы закончили чтение методического пособия. Что ценное и полезного вы вынесли для себя? Какие изменения, возможно наступят, в вашей работе? Что нового сможете внести вы в настоящее пособие? С чем вы согласны, с чем нет?

Эти и другие вопросы, по нашей задумке, должны вывести вас, дорогой коллега, на более высокий профессиональный уровень, сделать педагогический процесс, участником, которого вы являетесь, более увлекательным, чем он представлялся вам раньше. Предложения просим направлять на электронный адрес: vasilievu@rambler.ru

Счастливого пути, дерзайте!


Полезные приложения:

Секреты увлекательного урока

  1.  Поверьте, что увлекательный урок провести можно.
  2.  Начните урок в необычной форме.
  3.  Похвала – это то, что больше всего нужно вашим ученикам. Интерес в большой степени зависит от похвалы.
  4.  Никогда не говорите: «как мы уже знаем…». Каждый раз предполагайте, что учащиеся не знают ничего. Ведите урок так, чтобы учащиеся в каждый его момент делали для себя маленькое открытие.
  5.  У хороших педагогов есть особое свойство: когда они говорят с классом, то каждому учащемуся кажется, что учитель говорит с ним.
  6.  Интерес зависит от понимания. Не нужно никаких изощрений. Ясность – основа интереса.
  7.  Детали! Детали! Детали! Придумайте для урока захватывающий сюжет и потрясающие мелкие детали. Успех обеспечен!
  8.  Если вы не увлечены своим предметом, не горите желанием сообщить учащимся некоторые потрясающие данные и подробности – вам никогда не провести интересный урок.

Факторы развития когнитивной области:

  •  Новизна материала урока.
  •  Факты из истории науки.
  •  Демонстрация практического применения знаний.
  •  Раскрытие закономерностей, логики науки.
  •  Перестройка жизненного опыта на основе знаний.
  •  Многообразие самостоятельных работ учащихся.
  •  Поисковые, исследовательские задания.
  •  Практические работы.
  •  Творческие работы.
  •  Свободный выбор задания.
  •  Проблемность обучения.
  •  Поддержание положительного эмоционального тонуса.
  •  Стимулирование учащихся к познавательной и творческой деятельности.
  •  Побуждение учащихся к вопросам.
  •  Побуждение учащихся к осознанию своего прогресса, достижений.
  •  Достижения современной науки.
  •  Многообразие форм применения знаний, умений, навыков.
  •  Наличие познавательного интереса.
  •  Эмоциональный отклик (на что именно).
  •  Сосредоточенность, увлеченность процессом деятельности.
  •  Стремление участвовать в уроке.
  •  Активность в течение урока.

Педагогическая техника: как управлять классом

  •  Настройте учащихся на урок.
  •  Просьбы формулируйте четко, следите за тем, чтобы они выполнялись.
  •  Используйте невербальные сигналы: мимика, жесты, телодвижения.
  •  Отработайте технику реагирования: культура мышления, умение слушать, умение сдерживать первичную реакцию.
  •  Замечайте признаки утомления учащихся, предпринимайте попытки их ликвидировать.
  •  Используйте различные формы восстановления внимания (шутка, анекдот, рассказ, картинка, разминка, психологическое упражнение).
  •  Не теряйте времени.
  •  Привлекайте учащихся к организации процесса обучения.

Заповеди педагогического общения 28

  1.  Чтоб в воспитании избежать недоразумений – стремись к целенаправленности отношений.

  1.  Манерам подражая проповедника, ориентируй речь на собеседника.

  1.  Ты за внимание борись, не строй общение «сверху вниз».
  2.  Стремись изучать детей настроение, их мимику, жесты и глаз выражение.

  1.  Какие они вчера и сегодня, какие с утра и какие в полдень.Что говорят они смехом, слезами… Учись себя видеть детей глазами!

  1.  Не ограничивайся только информацией.

Воздействуй, наблюдая за реакцией.

  1.  Организуй контакты вне урока.

Пусть прока нет порой, но ведь и нет порока…

  1.  Умейте слушать вдумчиво, внимательно и завоюете ребенка окончательно.

  1.  По пустякам не возникать!

Конфликты нейтрализовать!

Порой идти не мелкие уступки и осуждать не личность, а поступки!

  1.  Вот ребенок. Чтоб найти подход к нему, начинай с вопросов:

«Почему?», «Как?», «Зачем?», «Что думаешь о том?»

Инициативен будь при том.

  1.   Любите детей, будьте вежливы с ними.

Они в любом возрасте очень ранимы…

  1.   Полнее используйте роль одобрения и избегайте шаблона в общении!

  1.   «Голая» критика будет вредна, если добра не содержит она.

  1.   Фамилия редко бывает нужна.

Запоминайте детей имена!

  1.   За собственной речью должны вы следить:

Не «ложит», не «звонит», а кладет и звонит.

  1.   В игре и спорте, танцах и работе – везде пример вы личный подаёте.

Нельзя об этом забывать. Собой учитесь управлять.

  1.   Чтоб уважения детей добиться, слово и дело должно сходиться!

  1.   Вы должны оптимизмом лучиться, пусть даже с риском потом ошибиться.

  1.   Не обижайте резкими приказами, не обзывайте кличками заразными.

  1.   Не увлекайтесь глупыми проказами – пугать детей ужастиками разными.

  1.   Не бойтесь вежливыми быть: спасибо детям говорить.

  1.   Уважайте чужое мнение, понимайте детей настроение.

  1.   Все коллективно обсуждайте, но персонально поручайте!

И персонально отвечайте о том, друзья не забывайте!

  1.   Ставьте себя на место детей и сможете их понять поскорей!

  1.   Дети не любят грубые фразы: выполнят просьбу, но не приказы.

  1.   В мелочь каждую не нужно вам вникать.

Что-то можно не «услышать», «не понять…».

Занимайтесь главным делом – здоровьем их души и тела.

  1.   Старайтесь все о детях знать,

контакты личные искать,

но в душу им не залезать, коль не хотят туда пускать.

Душа – на место для прогулок! Другой ищите переулок…

  1.   Не будьте мелочными и злопамятными, старайтесь «выражовываться» грамотно.

  1.   Не отвечайте на вопрос вопросом, не будьте строгим, хмурым «боссом».

  1.   Не будьте скучными, банальными, старайтесь быть оригинальными.

Но в этом тоже меру знайте и носом дверь не открывайте…

  1.   Признать ошибку потрудитесь, перед ребенком извинитесь.

От этого авторитет ваш не сойдет на «нет».

  1.   К детям своим относитесь любя.

Злиться вы можете лишь на себя!

  1.   Интересуйтесь не периодически детей усталостью физической и психической.

  1.   «Любимчиков» не заводите, за прегрешения не мстите.

  1.   Наедине не выясняйте и перед всеми не ругайте.

Не унижайте их при всех. Ведь убивает даже смех!

  1.   Бережнее с психикой ребенка обращайтесь, послушанием его не упивайтесь.

  1.   Пусть не всегда вы в этом правы, но повторяйте вновь и вновь:

«Любой из вас имеет право на уважение и любовь».

  1.   Наказывать работой непедагогично.

Но если так – трудитесь с ними лично.

Пускай детишки ваши понимают, что и учителя за них    

страдают…

  1.   Коли не можете найти ответа, то не стесняйтесь спрашивать об этом.

  1.   Воспитывай, но, ради Бога, не досаждай моралью строгой!


Ссылки на источники информации и использованную литературу:

1 См. статью И. А. Низовской «Зачем нам нужен словарь?» (журнал «Перемена», № 3, 2002, с. 43-48)

2 Ладанов Ч.Д. «Практический менеджмент», часть 1, 2, 3, Москва, 1992 г. Семинары «Социальная практика молодежных пресс-центров» - организация «Пари» Омск, 2003 г.

3 Васильев Ю., Ракаева Е., «Формы обобщение опыта работы учителя и учащихся по организации и представлению результатов работы на уроке в русле критического мышления», Журнал «Мектеп» № 1, 2004, С.100

4 Идеи педагогов школы

5 Васильев Ю., Ракаева Е. «Формы обобщение опыта работы учителя и учащихся по организации и представлению результатов работы на уроке в русле критического мышления»,  Журнал «Мектеп» № 1, 2004, С.100

6 Гронлунд Н.Е. Постановка целей в обучении - Нью-Йорк - Лондон, 1978. - с. 20

7 Идеи педагогов школы.

8 Высказывания тренеров программы «РКМЧП» на обучающих семинарах.

9 Из раздаточных материалов обучающих семинаров по критическому мышлению.

10 Адаптировано на основе статьи И.А. Низовской «Зачем нам нужен словарь?» (журнал «Перемена», № 3, 2002, с. 43-48)

11 Интерпретация статьи И.А. Низовской «Зачем нам нужен словарь?» (журнал «Перемена», № 3, 2002, с. 43-48)

12 И.А. Низовская  «Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», Бишкек, 2003, Международная ассоциация чтения, Фонд «Сорос - Кыргызстан», Лаборатория критического мышления Американского Университета в Центральной Азии, С. 21

13Адаптировано на основе книги Т.М. Губановой «Опыты мыследеятельностной педагогики» Москва. 1998.

14 Васильев Ю., Ракаева Е., «Формы обобщение опыта работы учителя и учащихся по организации и представлению результатов работы на уроке в русле критического мышления», Журнал «Мектеп» № 1, г. Бишкек, 2004, С.100

15 При конструировании этого модуля использована идея сотрудников Центральной лаборатории критического мышления Американского Университета в Центральной Азии.

16 Идеи педагогов школы.

17 Идеи педагогов школы.

18 Идеи педагогов школы.

19 Идеи педагогов школы.

20 См. Абрамова Н.М. , журнал «Завуч» № 3, 2004 г., с.144-145

21 Разработки тренерского состава программы «Улучшение школы» проекта ПИКС, Кыргызстан, 2003 г.

22 Разработки тренерского состава программы «Улучшение школы» проекта ПИКС, Кыргызстан, 2003 г.

23 Адаптировано на основе журнала «Завуч»

24 Идеи педагогов школы.

25 Идеи участников конференции по критическому мышлению в Американском Университете Центральной Азиии, Кыргызстан, Бишкек, 2004 г.

26 Васильев Ю., Ракаева Е., «Формы обобщение опыта работы учителя и учащихся по организации и представлению результатов работы на уроке в русле критического мышления», Журнал «Мектеп» № 1, г. Бишкек, 2004, С.98-99, 101

27 Идея сотрудников лаборатории критического мышления Американского Университета в Центральной Азии.

28 Ф. Гинзбург, кандидат педагогических наук, декан факультета начальных классов Марийского госпединститута, Республика Марий Эл, журнал «Воспитание школьников»

Методическое пособие «Школьный урок»        42




1. СОЮЗ ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА РОССИИ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ СПОРТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОРЕНБУРГСКАЯ ФЕДЕР
2. ; подобно Шопенгауэру он не рассматривает всемирную историю как планомерный процесс в духе Гегеля и считает
3. Инструмент для обработки отверстий
4. Человек на войне (по произведению В Быкова Сотников)
5.  Поступальний рух траєкторія руху вектор переміщення
6. Лекция 1 От 201310
7. ВАРИАНТа 1. По нижеследующим данным вычислите сводные индексы- затрат на выпуск продукции себестоимо
8. Гражданский процессу
9. Основы радиоэлектроники и схемотехники
10. Сутність та завдання банківського менеджменту
11. тема учета и отчетности
12. Все классы приняли участие в изготовлении великолепных изделий.html
13. Реферат- Сергей Иванович Вавилов
14. Реферат по дисциплинеДеловые и научные коммуникации- Параметры межкультурных различий- теории Хофстеде
15. Реферат- Методика расследования дорожно-транспортных происшествий в России
16. Древнерусская теория богослужебного пения
17. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ ПУТЕВОЙ МАШИННОЙ СТАНЦИИ 319 ДПМ СЕВ ДИ ЦДИ ФИЛИАЛ ОАО «РЖД»
18. Она может быть длинной или короткой бурной насыщенной драматическими событиями или относительно спокойно
19. Головні події Другої світової війни
20. ся такие институты как специализированные рынки в частности биржи а также реклама и или репутация тесно свя