Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Является ли социальное природным.html

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-01-17


Вторые вопросы

  1.  Общая характеристика натурализма

Социальный натурализм - новейшее философское учение, которое, исходя из идеи природной целостности мира, формулирует основной вопрос современного мировоззрения следующим образом: "Является ли социальное природным?" и предлагает рассматривать социальное как "третью природу", генетически возникшую в результате развития первой - "физической природы" и второй - "биологической природы". В соответствии с социальным натурализмом социальные феномены, как и физические и биологические феномены, существуют по законам природы, но эти законы есть законами не физической или биологической природы, а законами социальной природы, то есть он "открывает" "третью природу" - социальную природу. Это исключает редукционизм в объяснении социальных феноменов. "Основной вопрос философии" в свете социального натурализма приобретает следующее выражение: "Какова роль воли и сознания людей в мире, существующем по законам природы?". Решается этот вопрос так: воля и сознание - это средства приспособления людей к законам природы (а не средства противодействия законам природы). В соответствии с этим социальный прогресс рассматривается как следствие согласования воли и сознания людей с природными законами общественной жизни людей, а все социальные кризисы - как следствие отклонения от этих законов. Социальный натурализм создает основу для "реформирования" социальных наук в "натуралистические" науки и таким образом для конвергенции социальных и несоциальных ("естественных") наук.

Под натурализмом в социологии будем понимать направление, или совокупность концепций, авторы которых опирались в изучении общества и человека на познавательные средства и методы естественных наук. Для представителей натурализма характерно и заметно стремление выработать объективную и строгую систему знания об обществе, о социальных явлениях, такую же, как в развитых естественных науках — механике, физике, биологии — о природе. Но в результате подобной ориентации социологи часто приходили к прямым аналогиям общественных процессов с природными (натуральными), отсюда сам термин «натурализм». Сложная диалектика социальных отношений и процессов, как правило, ими игнорировалась.Развитию натурализма в социологии во второй половине XIX в. способствовали в значительной мере успехи естествознания. Наряду с достижениями в области физики заметную, а подчас и главную роль начинает играть биология с ее наиболее выдающимся открытием того времени — эволюционной теорией Ч. Дарвина. Вследствие серьезного воздействия на социологию со стороны естествознания в ней сложились две линии натурализма — социальный механицизм (определяющее влияние физики, механики) и социальный биологизм (доминирующее воздействие биологии).

  1.  Характеристика механицизма (В. Оствальд, В. Парето, А. Кетле, современные формы механицизма)

Социальный механицизм (А. Кетле, Г. Кэри, В. Парето и др.) описывал общественную жизнь и поведение человека по механической модели физического мира.

Этот подход сориентирован на достижение некоторой общей цели на базе имеющейся элементной базы, то есть является по существу телеологической моделью.

  1.  Возникло в XIX в. - Является одной из крайних форм позитивизма
  2.  К этому направлению относятся концепции, сформировавшиеся под влиянием классической механики. Они стремились свести закономерности функционирования и развития общества к механическим закономерностям, использую физическую терминологию.
  3.  Социальная структура  сводилась к сумме ее элементов, общество понималось как механический агрегат индивидов.
  4.   Так, Г. Ч. Кэри сравнивал общественные структуры и процессы  со структурами и процессами неорганического мира, стремился установить общие для них законы.

В XX в. механицизм продолжал время  от времени возрождаться в новых – “энергетических”, “термодинамических” и др. – формах,  соответствовавших новым этапам развития физической науки.

  1.  Представленные идеи развивали некоторые крупные ученые, такие, как В. Ф. Оствальд и В. М. Бехтерев. Также концепции механицизма разделял В. Парето.
  2.  При всей несостоятельности своей редукционистской методологии представители механицизма внесли заметный вклад в теорию и методику социальных измерений, их влияние чувствуется и в современных тенденциях  использования в социологии кибернетики и общей теории систем.
  3.  При всей несостоятельности своей редукционистской методологии представители механицизма внесли заметный вклад в теорию и методику социальных измерений, их влияние чувствуется и в современных тенденциях  использования в социологии кибернетики и общей теории систем.

Общая характеристика идей механицизма.Социальный механицизм выступает как проявление позитивизма, а его сущность заключается в характеристике общественных законов, открываемых и изучаемых социологией, как разновидности законов механики и физики. Общество рассматривается в качестве механического агрегата, а социальные процессы и структуры сравниваются с процессами и структурами неорганического мира. Положительным здесь является то обстоятельство, что таким образом социологи пытались преодолеть субъективистские, религиозные, ненаучные трактовки общественных проблем. В сравнении с социальным механицизмом социальный биологизм оказался развит значительно больше. социальному механицизму относятся  концепции, которые под влиянием классической  механики стремились свести закономерности общества к механическим . Таким образом, социальный механицизм  описывал общественную жизнь и поведение человека по механической модели физического мира. Общество - механический  агрегат индивидов. Социальные процессы и структуры сравнивалась с процессами и структурами неорганического мира. Возникает как одна из первых форм редукционизма в социологии, состоящая в выходе исследователей за пределы этой научной дисциплины в область механики и физики. Влияние механического и физического редукционизма в социологии проявляется в использовании естественнонаучной, физическая, терминология. Немецкий ученый Освальд (ввел идеи энергетизма; рассматривал культурный процесс как преобразование свободной энергии в связанную; человек - движущаяся материя, которая переносит энергию); франко-бельгийский социолог А. Кетле: (учение о среднем человеке и средней величине, теория о преступлениях, таблица смертности); итальянский социолог В. Парето: (общество имеет пирамидальную структуру, на вершине которой находится элита; подразделял элиты: 1) политические, экономические, социальные и индивидуальные, 2)правящие и не правящие; 3)элита «Лис» и элита «Львов»).

«Энергетизм» В.Оствальда как представителя социального механицизма.
Философский энергетизм как мировоззрение сводит все существующее и происходящее к энергии, в т.ч. и
материю, дух, которые в его понимании формы проявления энергии.
Главный представитель этого энергетизма - Вильгельм Оствальд. Его энергетический императив: «Не растрачивай понапрасну никакую энергию, используй ее!»
. Сокрушительная критика энергетизма была дана В. И. Лениным еще в 1908 г. в его книге Материализм и эмпириокритицизм. Столь же несостоятельны ссылки и на теорию относительности. Во-первых, при увеличении скорости тела количество вещества в нем не изменяется, а его релятивистская масса возрастает. Во-вторых, ни один из известных опытных фактов не подтверждают возможности перехода массы в энергию. Сейчас энергетизм существует в модернизированном виде. При определенных условиях материя якобы может полностью превращаться в энергию и, наоборот, энергия - в материю.Для энергетизма высшее благо - сама жизненная деятельность, претворяющая цели в жизнь. Для современных сторонников энергетизма характерны попытки доказать превращение материи в энергию в результате электронно-позитронной аннигиляции.Физик Георг Гельм был ярым сторонником энергетизма Оствальда, в соответствии с которым молекулы и атомы есть лишь математическая фикция, а основной физической реальностью является энергия во всех ее проявлениях. 

Социологическая теория осадков и производных В.Парето.Теории, посредством которых люди представляют свои нелогические действия в качестве логических, содержат в себе постоянный и изменчивый элементы. Первый Парето обозначает термином «осадок», второй - термином «производное» («деривация»). Будучи нелогичными, осадки представляют собой проявления базовых человеческих чувств и инстинктов. При этом он подчеркивает, что не следует смешивать осадки с чувствами и инстинктами, которым они соответствуют, так как они являются именно элементами (наиболее устойчивыми, неизменными и универсальными) «теорий». Парето делит «осадки» на шесть классов, которые в свою очередь делятся на ряд подклассов: I класс Инстинкт комбинаций; II класс Настойчивость в сохранении агрегатов; III класс. Потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов; IV класс. Осадки, связанные с социальностью; V класс. Единство индивида и того, что ему принадлежит; VI класс. Сексуальный осадок.«Осадки» — это постоянный, устойчивый элемент в «теориях», «логизирующих» нелогические человеческие действия. Они ближе всего находятся к глубинному, подспудно существующему слою «чувств», будучи их непосредственным проявлением.«Производные», или «деривации», согласно Парето, составляют изменчивый и поверхностный слой «теорий». Парето подчеркивает, что «производные» не соответствуют строго «осадкам», от которых они происходят. Отсюда главные трудности в создании социальной науки, так как нам известны только «производные», которые зачастую скрывают породившую их основу.Парето делит «производные» на четыре класса: Первый класс - это «простые уверения», формула которых: «это так, потому что так» или «надо, потому что надо». Так мать говорит своему ребенку, требуя от него послушания.Второй класс «производных» содержит в себе аргументы и рассуждения, опирающиеся на авторитет (личности, традиции, обычая).В третьем классе «производных» «доказательство» основано на апелляции к каким-нибудь чувствам, индивидуальным или коллективным интересам, юридическим принципам (, метафизическим сущностям, сверхъестественных существ.Четвертый класс «производных» черпает силу убеждения в «вербальных доказательствах». Производные в трактовке Парето выполняют две противоположные функции по отношению к  «осадкам» и соответствующим им «чувствам»: во-первых, они обнаруживают и выражают эти «осадки» и «чувства», во-вторых, они их скрывают, камуфлируют.

Вклад А.Кетле в развитие механицизма.Учёные-механицисты сводили социальную структуру  к сумме ее элементов, а общество понимали  как механический агрегат индивидов. Одним из представителей социального механицизма был Адольф Кетле. Главный его труд– «Социальная физика или опыт исследования о развитии человеческих способностей».В этом сочинении задачи социальной физики определяются так: 1.изучать естественные причины, которые влияют на развитие человека;2.измерять действие этих причин; 3. стараться познать при помощи наблюдения законы, которые связывают между собой эти явления. Вся социальная физика Кетле строится на учениях о среднем человеке, средней величине, о тожественности законов духовного и физического миров. Все факты, собранные статистикой - это   временное и пространственное изменение одного из свойств среднего типа человека. Мы создаем  его себе фиктивно, но он  в то же время есть тот  настоящий тип, о сохранении которого заботится природа. Этот  тип человека сохраняется из-за постоянных или же  только периодически действующих причин. Любое изменение совершается обязательно  по известным законам, которым подчинены действия постоянных и периодических причин в их разнообразных сочетаниях.Излагая учение о преступлениях, Кетле говорит, что у каждого человека присутствует склонность к преступлению, которая может при определённых  условиях  превратить его в преступника.  Кетле считает, что в каждом обществе существует средняя наклонность к преступлениям. Его письма о теории вероятностей представляют собой одну из лучших попыток  применения этой теории к изучению явлений общественной жизни. Роль Кетле в истории общественных наук  заключается в том, что он, применяя к изучению общественных наук точные методы,  первый показал, что человеческие действия, как и  явления физического мира, подчинены известным  закономерностям. В числе слабых сторон Кетле можно отметить то, что он придавал большое значение созданной им теории среднего человека. Так же Кетле, понимая закон как отношение сосуществования или последовательности явлений, довольно  сильно удаляется от этого понимания во многих местах своих сочинений.

  1.  Общая характеристика социального органицизма (Г. Спенсер, А.И. Стронин и П.Ф. Лилиенфельд)

Органицизм — методологический принцип, в соответствии с которым те или иные социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями природы. Особое распространение органицизм получил в социологии второй половины XIX века, в рамках позитивистского миропонимания и на волне успехов естественных наук, в том числе широкого распространения дарвинизма.

Основоположником органической школы в социологии считается Герберт Спенсер, также большой вклад внес Альберт Шеффле. В русской социологической науке органицизм представлен, прежде всего, трудами Александра Стронина и Павла Лилиенфельда.

Русский органицизм можно разделить на три составляющих: органическую, механическую и географическую школы. К первой относятся такие социологи как Лилиенфельд-Тоаль и Новиков, второе направление создал Стронин, к третьему принадлежит Мечников.

Герберт Спенсер

  1.  Общество как сверхорганизм.
  2.  Сходства и различия общества и организма. Понятие «функции» в учении об организме вообще и общественном организме в частности. Системы органов общества и специфические органы общества – институты.

Альберт Шеффле

  1.  Биосоциальная теория, в которой проводились прямые аналогии между обществом и организмом. Например, торговля уподоблялась кровообращению, деятельность правительства – функционированию головного мозга и т.д.

Павел Лилиенфельд

  1.  Шеффле придерживался концепциями разработанным Лилиенфельдом.
  2.  Разумно-свободная воля является неотъемлемой частью общественного организма, но как и у любого другого организма у неё есть собственные законы развития и функционирования, сходные с природными.
  3.  Общество питается через посредство окружающей среды.

Александр Стронин

  1.  Стронин придерживается механической теории общества. Рассмотрев в подробности вертикальное строение общества, какое необходимо по законам механики, Стронин находит, что горизонтальное строение есть круговое. Стронин строит круговую теорию общества, по которой одна и та же особь может одновременно входить в состав нескольких общественных союзов; концентрические круги (семья, община, государство).

Общая характеристика социального органицизма.Это методологическая ориентация концепций об-ва на аналогии с понятием организма как единого целого в отличие от механицистских моделей об-ва как агрегата элементов, независимых друг от друга. История общественной мысли происходит от древней идеи одушевленного макрокосмического порядка, биоорганические теории об-ва как сверхорганизма, ориентированные на эволюционную биологию и аналогии со строением и функциями живого организма; соц. психологический органицизм, полагавший, что целостность об-ва заключается в коллективном разуме, сознании, волеизъявлении. Но как в своих метафизических, так и в псевдопозитивных (ставивших на место объективного духа законы природы и биологического организма) формах,он обычно преувеличивал степень культурного, нормативного, морально-целевого и т. п. единства общества а также органичность и единообразие процесса. Органицизм - методологический принцип, в соответствии с которым те или иные социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями природы. Особое распространение органицизм получил в социологии второй половины XIX века, в рамках позитивистского миропонимания и на волне успехов естественных наук, в том числе широкого распространения дарвинизма.Основоположником органической школы в социологии считается Герберт Спенсер, также большой вклад внес Альберт Шеффле. В русской социологической науке органицизм представлен, прежде всего, трудами Александра Стронина и Павла Лилиенфельда.

Органицизм в работах Г.Спенсера.Спенсер потратил много усилий, определяя специфические черты «социальногоорганизма» и выявлял общие системные принципы, делающие  его похожим набиологические системы:1. Общество, как и биологический организм, наращивает массу (численностинаселения, материальные ресурсы и др.); 2. Как и в биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры; 3. Усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций, выполняемыхотдельными частями; 4. В обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависимости ивзаимодействия частей; 5. Как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чемотдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и структур.Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биологию наполнялсоциологическими аналогиями. Спенсер резко критикуеторганицизм, обращая внимание на существенные различия социального ибиологического организма:1.В отличие от биологического организма, образующего “тело”, имеющегоконкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладаютбольшей автономией; 2. Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимойсимволическую коммуникацию; 3. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать имыслить; 4. Общество отличает пространственная мобильность ментов структуры; 5.Но главное в том, что в биологическом организме части служат для целого, вто время как в обществе целое существует ради частей. Общество, по Спенсеру,существует для блага своих членов, а не члены его существуют для благаобщества.Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался сохранить заиндивидом автономию, не поглощая человека системой. Это объединениеорганицизма с номинализмом составляло наибольшую теоретическую трудностьсоциологии Спенсера.

Русская школа органицизма (Стронин, Лилиенфельд). Натурализм - одной из его основных форм стал органицизм. Представители А.И.Стронини П.Ф.Лилиенфельд.Стронин: "История и метод", «Политика как наука», "История общественности.Он полагал, что учение об обществе должно быть подобно о биологическом организме. Основной метод, который следует применять при изучении общества - метод "социального естествознания". Смысл этого метода - трансформировать, переносить в обществоведение готовые и известные законы и аксиомы естественных наук. Рассматривая общество как некую целостность, единый организм, Стронин изображал его в виде пирамиды в три яруса (класса): нижний (земледельцы, ремесленники), средний (капиталисты), высший (аристократия, судьи, законодатели, власть). Каждый социальный слойреализует те или иные задачи (по аналогии с организмом).Стронин выделяет и рассматривает три общих закона функционирования и развития общества: общий биологический закон, общий социологический закон и общий политический закон. Первый связан с выявлением периодов существования, развития, застоя, вырождения и смерти всякого общества.Действиевторого определяет социальную иерархию в обществе, соотношение классов и групп. Стронин рассматривает причины болезней общества и видит их в нарушении социального равновесия.Третий закон связан с выявлениием последствий политических процессов, связанных с развитием права, нравов, гражданских возможностей. Лилиенфельд, основная работа: "Мысли о социальной науке будущего". Задачу социологии как науки Лилиенфельд видел в исследовании ею социальных и духовных процессов на базе знания биологических законов. Он ставил цель изучить воздействие этих процессов на основные формы деятельности в обществе. Утверждал, что общество состоит из клеток - человеческих индивидов. Между клетками существует "междуклеточная ткань" (климат, почва, полезные ископаемые и то, что создали люди). Говоря об органицизмеЛилиенфельда, нужно иметь в виду "присвоение" им обществу всех основных черт организма.Болезни общества сравнивались с состоянием людей, характеризующихся различными заболеваниями (больная экономика рассматривалась как слабоумие и т.д.). Главное - не доводить дело до разложения и распадения частей, иначе наступит смерть.

  1.  Социальный дарвинизм и его основные представители (Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, А. Смолл и У. Самнер)

Социа́льный дарвини́зм (социа́л-дарвини́зм) — социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.
Социал-дарвинизм пользовался особой популярностью с конца
 XIX века до окончания Второй мировой войны, хотя некоторые критики полагают, что современная социобиологиятакже может быть классифицирована как форма социал-дарвинизма.
Элементы социал-дарвинистской теории используются различными
 консервативными движениями, либертарианцами, сторонниками лессеферизма и милитаризма. В своих крайних проявлениях социал-дарвинизм служит псевдонаучным основанием евгеники и расизма. Социал-дарвинисты в своих учениях часто использовали мальтузианство, а также положения евгеники для обоснования превосходства наследственных свойств господствующих классов, например, людьми белой расы над неграми.
Социал-дарвинисты
Самым ярким выразителем идей социал-дарвинизма стал Герберт Спенсер, автор выражения survival of the fittest, переводимого чаще всего как «выживание сильнейшего». В своих работах «Прогресс: его законы и причины» и «Основные начала» (1860) он вводит понятие социального прогресса. Также Спенсеру принадлежат слова: «Универсальный Закон природы: существо, недостаточно энергичное, чтобы бороться за своё существование, должно погибнуть».
Также представителем социал-дарвинизма принято считать
 Уильяма Самнера (который отстаивал необходимость социального неравенства и был противником государственного вмешательства в экономику), видного американского социолога и реформиста Албиона Смолла, Густава Ратценхофера и других.
Известный писатель
 Джек Лондон был сторонником идей социал-дарвинизма вплоть до идейного перелома, ознаменованного романами «Железная пята» и «Мартин Иден».
Наибольшей популярностью идеи социального дарвинизма пользовались в Америке и Европе в конце
XIX — начале XX века. В США идеи социал-дарвинизма проповедовали Джон Фиске, Эдмунд Нобл, Уильям Самнер,Эдвард Юманс. Эпоха империализма и бурно развивающегося индустриального капитализма способствовала взгляду на мир как на жестокое противоборство наций и отдельных людей. Однако социальный и научный прогресс опроверг большинство постулатов и предположений, на которых строилась теория социал-дарвинизма[1]. В 1944 г. американский историк Ричард Хофштадтер опубликовал книгу «Социал-дарвинизм в американской мысли», в которой показана роль социал-дарвинизма для идеологического обоснования грубого индивидуализма, направленного против реформизма.

Герберт Спенсер

  1.  рассматривавший борьбу за существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленных в качестве не только биологических, но и социальных факторов.

Густав Ратценхофер

  1.  утверждая, что в обществе действуют те же закономерности, что и в природе. Однако в отличие от Гумпловича он рассматривает социальную группу как продукт межиндивидуального взаимодействия,. К главным социальным явлениям и процессам он относил следующие: самосохранение и размножение индивидов, изменение индивидуального и социального типов, борьбу за существовани и т.д.

Уильям Самнера

  1.  Основными принципами социологии Самнер считал неуклонный и автоматический характер общественной эволюции, а также всесилие и универсальность естественного отбора и борьбы за существование.

Людвиг Гумплович

  1.  Гумплович подчеркивал, что биологические аналогии никакого значения для социологии не имеют, они дают только сравнения и образы, но, ни в каком случае и никогда не дадут знаний. Тем не менее, распространенная квалификация воззрений Гумпловича связана в первую очередь с характерным для него подходом к пониманию общества как совокупности групп людей, беспощадно борющихся между собой за влияние, выживание и господство.

Альбион Смолл

  1.  Альбион Смолла, который испытал влияние концепций Ратценхофера Наиболее общие классы интересов: здоровье, благосостояние, общение, познание, красота, справедливость.. В целом концепции Смолла носят довольно эклектический характер. Наряду с социал-дарвинистской тенденцией они в высокой степени пронизаны психологизмом; конфликт для него не является единственной доминантой социальной жизни.

Социальный дарвинизм и его основные представители.Под социал-дарвинизмом чаще всего понимают направление в социологии, провозгласившее в качестве определяющих факторов общественной жизни принципы естественного отбора и биологической эволюции и рассматривающее их как принципы социального отбора и эволюции. Все социологические выводы должны соответствовать естественнонаучным законам, а в основе общественных структур лежат природные особенности человека.Для социал-дарвинизма характерно применение дарвиновской теории борьбы за существование к рассмотрению социальной жизни. При этом представители социал-дарвинизма приписывают социальным конфликтам статус естественности. Наиболее яркими выразителями идей социал-дарвинизма стали социолог Л. Гумплович и его австрийский последователь Г. Ратценхофер, американские социологи А. Смолл и У. Самнер. Социал-дарвинизм оказал определенное влияние на развитие социологии. Это было сделано за счет постановки и анализа таких проблем как социальный отбор, социальная эволюция, социокультурная адаптация, межгрупповые отношения, конфликты в них, борьба социальных групп за существование и др.

Вклад Л.Гумпловича в развитие социального дарвинизма.Людвиг Гумплович, один из известнейших европейских социологов. Он рассматривал социологию как науку, занимающуюся изучением социальных групп и отношений между ними. Основное состояние отношений между группами - непрерывная и беспощадная борьба, которая является главным фактором их социальной жизни. В качестве основного социального закона социолог объявляет "стремление каждой социальной группы подчинять себе каждую другую социальную группу, встречающуюся на ее пути".В основу концепции Гумпловича положен дарвиновский закон борьбы за существование.Гумплович выступал противником простых аналогий между живой природой и обществом. Он приходит к положению о принципиальной несводимости общественных явлений к биологической природе индивида.Сам индивид рассматривался в концепции социолога лишь как следствие, результат группового взаимодействия, влияния окружающей среды. В человеке мыслит совсем не он, но его социальная группа.Он вводит классификацию. В первую очередь он делил все группы на простые и сложные. К простым социальным группам относились, прежде всего орды, племена, роды и т.д. К сложным группам Гумплович относил сословия, государства, классы. Вслед за естественными потребностями возникают экономические, политические и культурные потребности. Основным регулятором деятельности по удовлетворению потребностей Гумплович считает экономическое положение индивида, поскольку оно "принуждает его к образу жизни и будит в нем идеи и воззрения". В конфликтах выражается, прежде всего, общественное неравенство групп, а внутри них — индивидов. В свою очередь само это неравенство определяется неравенством рас. Раса как социальная общность людей с определенными биологическими признаками, отсюда "расовая борьба" — это борьба наций, государств, этнических общностей.

Австрийская концепция социального дарвинизма (Гумплович, Ратценхофер).Идейно близок к Гумпловичу был сторонник социал-дарвинизма австрийский социолог Густав Ратценхофер.Он считал, что в обществе действуют такие же закономерности, какие имеют место в органической природе. Как и у Гумпловича, в центре его интереса была социальная группа. В качестве основных социальных явлений и процессов он рассматривал борьбу за существование, расовую расчлененность общества, враждебные отношения между расами и др. Основной социологической категорией для австрийского социолога выступал интерес, который движет поведением групп и индивидов. Поэтому конфликты между группами и людьми — это, прежде всего, конфликты интересов. Ратценхофер предложил классификацию интересов, включающую пять типов: прокреативные, стимулирующие продолжение рода; физиологические интересы, питании; индивидуальные интересы, самоутверждению;  социальные интересы, стремление к родственным и групповым связям; трансцендентные интересы, религия.Он рассматривает социальную группу как продукт межиндивидуального взаимодействия, как организацию индивидов для борьбы за существование. Основные социальные явления: борьба за жизнь, взаимоотношения рас, их расчлененность.

Американская концепция социального дарвинизма (Самиер, Смолл).Категории конфликта, интереса и желания, оказались центральными для творчества американского социолога Альбиона Смолла ("Общая социология"). Именно эти категории, имевшие в первую очередь биологическую природу, выступали как движущие силы социального поведения.Интерес для Смолла был "неудовлетворенной способностью". Смолл выделял шесть классов интересов. Первый класс интересов касается пищи и секса, второй - богатства и владения, третий - связей между людьми, четвертый - знания, пятый -эстетическое, шестой — правоты. Возникает постоянный конфликт между ними, который проявляется в действиях людей. Строго говоря, конфликт имеет место между людьми, которые стремятся удовлетворить собственные интересы за счет других индивидов. Хорошо известен его знаменитый афоризм: "Нет ничего социального, что не являлось бы психическим". С его именем связано появление одной из первых кафедр социологии в США - в Чикагском университете. Он был основателем и руководителем первого социологического факультета в стране как раз в этом университете, первого социологического журнала, автором первого учебника по социологии. Уильям Самнер – социальный дарвинист ("Народные обычаи"). По мнению американского социолога, обычаи являются продуктом четырех главных мотивов человеческих действий и поступков: голода, сексуальной страсти, честолюбия и страха. В основе этих мотивов лежат многообразные человеческие интересы.Способы деятельности людей, для удовлетворения потребностей, постепенно превращаются в повседневные, рутинные, становятся привычками и обязательным элементом образа жизни.Самнер находился под сильным влиянием идей Г. Спенсера и Ч. Дарвина, поэтому считал основными принципами социологии социальный эволюционизм, естественный социальный отбор и борьбу за существование, которую социальные группы ведут между собой.Он разделил все группы на "мы - группа" и "они - группа". В первом типе групп отношения характеризуются сплоченностью и солидарностью, во втором — преобладает враждебность. "мы - группа" представляется человеку центром притяжения всех интересов и действий, что по существу выступает как принцип этноцентризма.

  1.  Расово-антропологическое направление в социологии (Ж.-А. Гобино, Ш. Летурно, Х.С. Чемберлен, О. Аммон)

Основные идеи:

  1. Люди делятся на народы.
  2. Социальное поведение людей обуславливается их биологической наследственностью.
  3. Расы не равны между собой, что обуславливает их социологическое и культурное различие.
  4. Смешение рас вредно для человечества.

Основные представители:

  1. Ж.-А. Гобино классифицировал расы по значимости в мире.
  2. Ш. Летурно считал, что расовые различия играют большую роль в истории, чем географические и климатические условия.
  3. Х. С. Чемберлен считал, что арийская раса высшая, значит необходимо создать охрану тефтонской культуры.

Расово-антропологическая школа — одна из влиятельных школ в социологии и антропологии второй половины XIX — начала XX века. Основателем школы является французский социолог А. Гобино. Иногда её также называют антропосоциологией.

Основные положения:

1) социальная жизнь и культура явл. рез-том действия расово-антропологических факторов

2) расы, т. е. множества людей, объединенных общими наследственными физико-антропологическими признаками, явл. осн. субъектами социально-исторических процессов

3) расы не равны между собой в отношении интеллектуальных, творческих и др. способностей

4) расовые смешения вредны ст. зр. социального и культурного развития

5) социальное поведение человека целиком или преимущественно детерминировано биологической наследственностью  

Ж.-А. де Гобино

  1.  Расизм у Гобино — неотъемлемая составная часть его элитистского мировоззрения.
  2.  Он различал три “чистые” расы (белую, желтую и черную) и многочисл. “смешанные” типы, возникние их исторических контактов. Каждая раса сама по себе неизменна и обладает специфич. культурными способностями.

Х.С. Чемберлен

  1.  Чемберлен, не давая определения расы, активно пользовался этим понятием. Различия между расами, с его т.зр., являются биол. и интеллектуальными.
  2.  Высшее положение в расовой иерархии Чемберлена занимает “арийская” раса, или “нордический” тип: “высокие белокурые долихоцефалы”

О. Аммон

  1.  На основе своих исследований он пришел к выводам, что среди горожан и высшего класса выше доля долихоцефалов, а среди крестьян и низших классов преобладают брахицефалы;
  2.  Долихоцефалы предназначены занимать господствующее положение в об-ве

Л. Вольтман

  1.  Разработал “полититическую антропологию”, центр, идеей которой стал тезис, что “расовый процесс”, состоящий в борьбе рас друг с другом и в их приспособлении к природным условиям, образует “естественное основание социального процесса”

Ш. Летурно

  1.  Ш. Летурно считал, что расовые различия играют большую роль в истории, чем географические и климатические условия.
  2.  "доказывал", что господств. аристократич. классы имеют более объёмный мозг, чем низшие классы

Суть этого направления — в определении влияния биологической природы человека, его расовых черт и генотипа на жизнь общества.Основными положениями расово-антропологического направления являются следующие: а) социальное поведение людей целиком обусловливается биологической наследственностью; б) социальная жизнь выступает следствием и результатом расовых факторов; в) расы не равны между собой; г) смешения рас вредны.В своей работе "Опыт о неравенстве человеческих рас" Гобинописал, что лишь господство белой расы, и при этом достижение "чистоты" такого доминирования за счет запретов на смешение рас, обеспечивает устойчивое развитие общества. Белая раса включает в себя три вариации людей: "семиты", "хамиты" и "яфетиды". Человечество все свои надежды должно связывать только с "семейством арийцев", происходящим от "яфетидов". Эти откровенно расистские идеи оказались базовыми для фашизма и нацизма. Шарль Летурно. Его небольшая по объему книга "Социология" была написана на этнографическом материале. "Человек есть ничто иное, как животное, стоящее лишь на более высокой ступени развития, чем другие животные, живущие на земле". В зависимости от степени совершенства организма человека на земле возникли расы, которые делятся на избранные и отверженные. Это деление осуществляется Летурнона три главные группы: черная, желтая, белая раса. С социологической точки зрения они далеко не равны, и самый низший тип среди них — черный человек.К концу XIX в. возникла так называемая антропосоциология, одним из самых ярких представителей которой был Отто Аммон (во Франции ее основателем и наиболее рьяным сторонником был Ж. Ляпуж). Суть этой своеобразной "отрасли" социологии заключалась в проведении антропометрических исследований, ложном истолковании их результатов и теоретических выводах из них относительно соответствующих количественных параметров той или иной расы. Теоретиком расизма был Хаустон Чемберлен("Основы девятнадцатого столетия"). Он создал "тевтонскую культуру", базирующуюся на превосходстве "арийцев" над "не-арийцами". Чемберлен высказывает позиции расово-антpoпологического направления о превосходстве одной расы над другими.

  1.  Общая характеристика демографического детерминизма (Т. Мальтус и др.)

Английский экономист и священник Т. Мальтус  сформулировал закон динамики народонаселения. Он исходил из того, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, а производство продуктов питания – в арифметической прогрессии, т. е. существенно отстает от роста народонаселения. Отсюда делались выводы о возможном мировом голоде и гибели человечества вследствие перенаселения планеты.Не учитывались и возможности науки, способной помочь в решении указанной проблемы. Наконец, нельзя не учитывать культурно-этическую сторону развития потребления, ограничения последнего до разумного уровня. Важное значение имеет формирование разумных потребностей людей, в чем проявляется их подлинная культура.

  1.  Географическая школа с социологии (Г.Бокл, К.Риттер, Э.Реклю, Л.Мечников)

  1.  Географическая школа - направление в социологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общества и государства (Г. Т. Бокль, Ратцель).
  2.  Географический детерминизм основывается на признании того, что месторасположение страны, ее природно-климатические условия, близость или отдаленность от морей и океанов и другие параметры определяют основные направления народа, его характер, поведение на международно-политической арене и т.д.

Генри Бокль

  1.  Объяснял эволюцию народов засчет влияния ландшафта, климата, почвы, рациона питания и даже "общего вида природы".
  2.  Признавал важную роль безграничной "энергии человека" в сравнении с ограниченностью ресурсов природы.
  3.  Бокль большое внимание уделял анализу ландшафта и его типов.

Фридрих Ратцель\

  1.  Главная заслуга Ратцеля состояла в том, что он предпринял попытку связать между собой политику и географию
  2.  Одним из основных путей наращивания мощи этого организма, считал Ратцель, является территориальная экспансия или расширение жизненного пространства.

Карл Риттер

  1.  Значение Риттера, который всегда подчеркивал особую роль географии в деятельности, воспитании и самовоспитании человека, определялось, прежде всего, его попытками органически соединить географию и социологию.

Э. Реклю

  1.  Э. Реклю интересовался взаимодействием социума и географической среды. Если человек не будет положительно влиять на окружающую среду, он погубит  себя сам.

И.И. Мечников

  1.  Он считал, что "... различная физико-географическая среда оказывает влияние на судьбы народов, предоставляя некоторым из них верховенство над другими народами"
  2.  Среди многих факторов воздействия географической среды на эволюцию общества и его историческое развитие он выделял как наиболее значимый водный фактор, гидросферу.

 Географическая школа в социологии - направление в социологии, рассматривающее географическую среду или её отдельные компоненты (климат, почву, реки и т.п.) в качестве определяющего фактора развития общества.Бокль(«История цивилизации в Англии»). Он выдвинул идею о совокупности условий географической среды, влияющей на жизнь общества. В результате он выделил четыре группы: «климат, пищу, почву и общий вид природы». От первых трех факторов непосредственно зависит материальное положение человека. Бокль, в отличие от Монтескье, подчеркивал основное влияние не климата, а ландшафта. Достигнутый уровень экономического благосостояния «зависит не от благости природы, а от энергии человека». Ландшафт, значение которого Бокль особенно подчеркивает, «действует на накопление и распределение умственного капитала». Мечников  Лев Ильич. Решил, что цивилизация зарождается в специфических географических условиях. Определяющим фактором в развитии общества всегда была вода. Особенности древних обществ Китая, Египта, Месопотамии определялись освоением великих рек, протекающих на их территории. Затем возникает средиземноморская цивилизация. С открытием Америки возникает глобальная океаническая цивилизация.Главное произведение Мечникова - «Цивилизация и великие исторические реки». В то же время ученый, исследуя влияние  среды на формирование человеческих рас, пришел к выводу, что они совокупный результат наследственно приобретенных особенностей. Мечников делил расы в зависимости от условий среды обитания на «избранных» и «отверженных».Л.И. Мечников сделал гениальный вывод-предвидение о векторе будущих глобальных процессов «Если человечество не хочет погибнуть, то люди неизбежно должны прибегать к солидарности и к общему коллективному труду для борьбы с окружающими неблагоприятными условиями. В этом заключается великий закон прогресса и залог успешного развития человеческой цивилизации».Признанными классиками географической школы являются немецкие ученые географ К. Риттер и географ, этнограф, натуралист Ф. Ратцель. Именно К. Риттер  положил начало разделению географии на физическую и социальную, или антропогеографию, которая впоследствии еще более дифференцировалась. (В относительно самостоятельные дисциплины выделилась экономическая, политическая, историческая, культурная и статистическая географии.). В становлении антропогеографии значительную роль сыграл и Ф. Ратцель(«Антропогеография», «Политическая география» легла в основу геополитики). Ученый дает такое определение: «Государство складывается как организм, привязанный к определенной части поверхности земли, а его характеристики развиваются из характеристик народа и почвы». Политическая география как наука и призвана раскрыть и описать законы жизни государства. Исходя из своего основополагающего тезиса: «Государство нуждается в земле (почве), чтобы жить», Ратцель оправдывает межгосударственные войны. «Народ растет, увеличиваясь в числе, страна — увеличивая контролируемое ею пространство». Война - «естественное состояние». Впоследствии Ратцеля официально окрестили «дедушкой геополитики».Жан Жак-ЭлизеРеклю(энциклопедия "Новая всеобщая география. Земля и люди"). В фокусе внимания Реклю влияние внешней, в основном географической, среды на общество. Однако он рассматривал это влияние не только в "одностороннем" порядке, но и обращал внимание на взаимодействие двух сред — социальной и географической. По мнению Реклю, чтобы оно было плодотворным, необходимо содействовать реализации принципов гуманизма и братства народов. Он воспевал свободу личности (иногда понимаемую анархистски), идею общественного прогресса как развития и оптимального использования обществом лучших качеств людей.

  1.  Теория циклов А.Л. Чижевского

Смысл концепции А.Л.Чижевского сводился к следующему: циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, изменяя жизненные процессы, начиная от урожайности и кончая заболеваемостью и психической настроенностью человечества. Это сказывается на динамике исторических событий – войн, восстаний, революций, политико-экономических кризисов и т.д. 

Чижевский Александр Леонидович  – советский ученый, философ, поэт. Весьма разносторонняя личность. Его называли и «Леонардо XX» века, и «врагом под маской ученого». Его учение о связи между циклами солнечной активности и общественно-политической активностью человечества, изложенного им в работе «Физические факторы исторического процесса».

Чижевский формулирует положения, характеризующие течение человеческой истории:

1. На различных континентах Земли, в различных странах главные моменты исторической жизни стремятся быть синхроничными; количество протекающих одновременно в различных участках Земли исторических событий с приближением к максимуму солнцедеятельности постепенно увеличивается;

 2. В каждом столетии всеобщий цикл исторических событий повторяется ровно 9 раз.Можно считать, что каждый цикл всеобщей исторической деятельности человечества равен11 годам;

3. Эпохи концентраций исторических событий разделены эпохами, в течение которых количество вновь возникающих исторических событий падает до минимума;

4. Эпохи концентраций исторических событий совпадают с эпохами максимумов солнцедеятельности;

5. Более или менее длительные исторические события, продолжающиеся в течение нескольких лет и получающие решительное проявление в эпоху максимума солнцедеятельности, протекают по всеобщему историческому циклу.Как же именно влияет Солнце на человека? Ответ: вызывают массовый психоз, , который и является причиной дальнейших волнений.Однако пики солнечной активности ничем не грозят тем государствам, в которых нет социальных противоречий или, во всяком случае, они недостаточно высоки. Но горе тем обществам, социальное недовольство в которых превосходит определённый порог.

  1.  Теория этногенеза Л. Гумилева

Гумилев  рассматривает  историю  как  историю  народов. Именно в рамках народов (этносов), контактирующих друг с другом,  творится история, ибо  каждый  исторический  факт  есть  достояние  жизни  конкретного народа. Мера  устойчивости  этноса  как  системыопределяется среднестатистическим набором связей  различных  весови  знаков.  Этим  и   создается   эластичность   этноса,   позволяющая   емуамортизировать  внешние  воздействия  и  даже  иногда  регенерировать. Л.Н.Гумилеву,   этнос – устойчивый,   естественносложившийся  коллектив   людей,   противопоставляющий   себя   всем   прочиманалогичным коллективам и отличающийся своеобразным  стереотипом  поведения,который меняется в историческом  времени.Крупнейшей  единицей  после  человечества  является  суперэтнос. Известные  истории  суперэтносы  –  Римский  мир, Византия, Западная  Европа, Великая  Степь,   Китай и т.п.Суперэтнос  определяется   степеньюмежэтнической близости входящих в него  этносов. Войны  внутри  суперэтноса  ведут  лишь  кдостижению  временного  преобладания  (усобицы  древнерусских  князей)   пристремлении к  компромиссу.  Структура этноса  более  или  менеесложна,  но  именно  эта  сложность  и  обеспечивает  этносу   устойчивость.Л.Н.Гумилев  пришел  к  выводу  обэнергетической сущности этногенеза. По  Гумилеву,  движущая  сила   этногенеза   –биохимическая  энергия,  привносимая  в  организмы  из  космоса,  а   способдействия этой силы – взрыв этногенеза.По признаку пассионарности Гумилев классифицирует человеческих  особейна три основные группы: 1) пассионарии;  2)  гармоничные  особи; 3) субпассионарии. Взрыв этногенеза–это внезапное появление в популяции некоторого числа  пассионариев,  котороебыстро увеличивается и у которого появляется через  значительный  промежутоквремени возможность навязать свою волю большинству населения.Пассионарный толчок знаменует  рождение  нового  организма  –  этноса,который проходит в своем развитии ряд закономерных фаз:1.фаза подъема (увеличениечисла пассионарных особей);2.фаза пассионарного перегрева (число  пассионариев  вэтносе максимально); 3.фаза надлома (резкое уменьшение  числа  пассионариевистеснение их  субпассионариями);  4.инерционная  фаза (медленное  уменьшениечисла пассионарных особей); 5.фаза  обскурации  (полная  замена  пассионариевсубпассионариями, которые  либо  губятэтнос целиком, либо не успевают его  погубить  до  вторжения  иноплеменниковизвне.  Этническая история - процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. Пассионарии - люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды.

  1.  Концепции «биосферы» и «ноосферы» В.И. Вернадского

Учение о биосфере рассматривает «живые организмы» как нечто целое и единое», «как живое вещество, то есть совокупность всех живых организмов в данный момент существующих, численно выраженное в элементарном химическом составе, в весе энергии». Вернадский биосферой стал называть всю ту среду, в которой это живое вещество находится, то есть всю водную оболочку Земли, нижнюю часть атмосферы, а также литосферу. В биосфере существует «пленка жизни», в которой концентрация живого вещества максимальна. Это поверхность суши, почвы и верхние слои вод Мирового океана. Кверху и книзу от нее количество живого вещества в биосфере Земли резко убывает. Много внимания в своих работах по биосфере В.И. Вернадский уделял зеленому живому веществу растений, потому что только оно автотрофное, только оно способно захватывать лучистую энергию Солнца и с ее помощью создавать первичные органические соединения. В.И. Вернадский считал, что земная кора представляет собой в основном остатки былых биосфер. Пределы биосферы обусловлены прежде всего полем существования жизни. Биосфера – не просто одна из существующих оболочек Земли, подобно литосфере, гидросфере, атмосфере, а организованная оболочка. Неизбежность перехода биосферы в ноосферу. В.И. Вернадский пришел к выводу, что биосфера по массе «живого вещества», его энергии и степени организованности в геологической истории Земли все время эволюционировала, изменялась, что влияние деятельности человека явилась естественным этапом этой эволюции и что в результате ее биосфера неизбежно должна коренным образом измениться и перейти в новое состояние. Появление человека и влияние его деятельности на окружающую среду представляет собой не случайность. Этот этап должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда объединенного человечества, направленных на удовлетворение всех его материальных и духовных потребностей, биосфера Земли должна перейти в новое состояние, которое он предложил назвать «ноосферой» – сферой человеческого разума. По мнению В.И. Вернадского, основные предпосылки создания ноосферы сводятся к следующему: 1. Человечество стало единым целым. Сейчас «нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если б это было ему нужно»; 2. Преобразование средств связи и обмена. Необходимым условием этого является быстрая, надежная, преодолевающая самые большие расстояния связь между этими частями, обмен информацией; 3. Открытие новых источников энергии; 4. Подъем благосостояния трудящихся. Ноосфера создается разумом и трудом народных масс; 5. Равенство всех людей; 6. Исключение войн из жизни общества. В наше время война, угрожая самому существованию человечества, встала как самое большое препятствие на пути к ноосфере. «Научная мысль охватила всю планету, все на ней находящиеся государства. Всюду создались многочисленные центры научной мысли. Это – первая основная предпосылка перехода биосферы в ноосферу». Создание ноосферы возможно лишь как следствие прочного союза тех сил, которые являются основой этих процессов, т.е. союза науки и трудящихся масс.

  1.  Современные концепции взаимодействия общества с окружающей средой

Современные экологические концепции отражают соответствующее развитие производительных сил и опыт, накопленный в результате изучения влияния научно-технического прогресса на состояние окружающей природной среды. Появление большинства из них связано с деятельностью Римского клуба - международной ассоциации ученых. Создан Клуб с целью подготовки прогнозов развития современного общества.Авторы концепции пределов роста полагают, что экологическую гармонию можно сохранить или восстановить путем определения пределов развития экономики, НТП, а также демографической ситуацией.Некоторые из вариантов предусматривают возвращение к нулевому развитию, искусственному свертыванию науки.Согласно концепции органического ростамировая экономика должна рассматриваться как совокупность региональных систем. Авторы предлагают обеспечить гармонию общества и природы за счет перераспределения средств. Наиболее крепкие в экономическом отношении государства должны оказывать материальную, финансовую и иную помощь развивающимся странам.Сторонники концепции глобального управления предлагают создать надгосударственный орган. Его решения и требования в области экологической политики должны стать обязательными для всех стран на планете. Такой орган можно наделить, например, функциями по оказанию экстренной экологической помощи бедствующим районам. Особое значение имеет сегодня концепция экологической революции. Революция предусматривает качественные изменения в мышлении человека. Потребительская психология природопользователя постепенно должна уступить место осознанию человеком необходимости рационального бережного хозяйствования на земле (пропаганда охраны окружающей среды; изменение методов хозяйствования, которые загрязняют и истощают природу). С каждым десятилетием человечество все больше убеждается в том, что невозможно развивать экономику, не соблюдая требований в области охраны окружающей среды. При этом нельзя обеспечить выполнение охраны природы без поступательного экономического развития. Эта аксиома о взаимодействии экологии и экономики положена в основу концепции развития и охраны окружающей среды. С учетом этой концепции строят свою деятельность международные организации, цель которых - обеспечить сочетание прогресса и сохранения природы во имя повышения качества жизни человека.

ДОПОЛНИТЕЛНЬО:

Современные формы механицизма (системный подход, социальная кибернетика и синергетика).Механицизм предполагает, что все явления окружающей действительности, включая социальные подчиняются одним и тем же физико-механическим законам. Парето выдвинул механистическую модель общества, где человек уподобляется социальному атому, а социальные организации и институты - физическим механизмам.Механицизм проявляется в различных формах: 1) в сведении высшего к низшему, сложного к простом; 2) в сведении качественных различий к чисто количественным различиям; 3) в сведении целого к простой арифметической сумме частей (человек+человек=коллектив). Принцип аддитивности(способность части сохранять неизменным численное значение своих свойств внутри целого). Системный подход – методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов – систем разных типов и классов. Исторически системный подход приходит на смену широко распространенным концепциям механицизма и по своим задачам противостоит этим концепциям. К числу важнейших задач системного подхода относятся:1.разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;2.построение обобщенных моделей системы;3.исследование структуры теорий систем и различных системных разработок.В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой.Социальная кибернетика - совокупность теорий и методов исследования обратной связи между индивидами, группами индивидов и обществом в процессе коммуникации.Синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем. Предметом социальной синергетики, по мнению В.П.Бранского, является «исследование взаимодействия между социальным порядком и хаосом». При этом феноменологически социальное развитие представляется как рост синтеза хаоса и порядка, а движущей силой данного процесса выступает социальная селекция (отбор и суперотбор)




1. Мы готовимся к самому главному празднику ~ Пасхе который посвящен воскрешению сына божьего Иисуса Христа
2. 9191946977 Ирина Гурко берет животных потом морит голодом8 910 334 80 00 Наталья котят не отдавать89191909921 КОРОБО
3. на тему- Загрязнение атмосферы передвижными транспортными средствами
4. Организация производственной системы предприятия на примере ЗАО Колос
5. Хрусталь. ВСТАВИТЬ КУСОЧЕК О ПРЕДПРИЯТИИ.
6. О поставках для федеральных нужд
7. моему она раньше всех узнала что я начала вести ту самую жизнь после которой частенько захаживают к гинеко
8. Реферат- Криминалистическая ситуалогия в практике борьбы с преступностью
9. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
10. PRESSМОСКВА ldquo;РУССКИЙ ПУТЬrdquo;1993ИССЛЕДОВАНИЯ НОВЕЙШЕЙ РУССКОЙ ИСТОРИИПод общей редакцией А
11. тема В русском языке термин общество используется для обозначения- и группы людей и всего человечества о
12. fenzinorg Любишь фантастику Давай на Фензин Джефф Грабб Последний Страж WrCrft ~ 3 Скан- lex Musteff Вычи
13. Тема- ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРОИЗВОДСТВО 1
14. член Политсовета Российской народной рабочей партии РНРП секретарь Московского городского отделения РН
15. темах. Заключение.html
16. Критерии их принятия
17. а ISBN 5894150604 Данное пособие предназначено для психологов и воспитателей детских дошкольных учреждений
18. Оборудование и технологии машиностроительного производства Экзамен по дисциплине Технологиче
19. Статья Состояние опьянения как квалифицирующий признак дорожнотранспортного преступленияАрзамасцев М
20. СМИ в Древней Греции