Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

технического прогресса

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми. А этот фактор является главным в определении успешности государства.

В связи с этим была разработана стратегия решения данных проблем, которая постепенно реализуется.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению, в западных странах накоплен огромный многолетний опыт. Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения, провозгласившей фундаментальные принципы налогообложения, реализуя которые национальные налоговые системы способны двигаться к оптимальному варианту.

Подытоживая все выше сказанное, не остается сомнений в актуальности данной темы и безусловной полезности данного исследования для специалистов в налоговой сфере.

Цель работы состоит в выявлении основных проблем налоговой системы, анализе состояния сбора корпоративного подоходного налога, выявлении основных противоречий в сложившейся на данном этапе системе и пути ее реформирования.

В первой главе работы изучен теоретический материал, раскрывающий понятия налоговой системы Республики Казахстан.

Во второй главе проанализированы статистические данные и данные выполнения плана поступления корпоративного подоходного налога, недоимки и раскрыты меры принудительного взыскания налогов. Материал представлен в таблицах.

В третьей главе рассмотрены проблемы современного налогообложения и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

В заключении сделаны выводы по работе и приведен список использованной литературы.


Глава 1. Понятия налоговой системы Республики Казахстан

1.1 Сущность и принципы налогообложения, стабильность и подвижность налогов

Прежде всего, остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Итак, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

"1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...

4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства"./9, с.35/

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения многих стран получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на налог на добавочную стоимость, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого внутреннего валового продукта и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Принципы налогообложения в Республике Казахстан

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах:

1. Обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

2. Определенности.

3. Справедливости налогообложения.

4. Единства налоговой системы.

5. Гласности налогового законодательства.

Положения налогового законодательства Республики Казахстан не могут противоречить принципам налогообложения, установленным настоящим Кодексом.

1. Принцип обязательности налогообложения

Налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные сроки./3, с.4/

2. Принцип определенности налогообложения

Налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика.

3. Принцип справедливости налогообложения

Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера.

4. Принцип единства налоговой системы

Налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков.

5. Принцип гласности налогового законодательства

1.2 Элементы, виды и функции налога

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

*  объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

*  субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

*  источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;

*  ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

*  налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;

*  срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

*  правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды)./8, с.91/

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют следующие важнейшие функции:

·  фискальная (обеспечение доходов бюджетов)

·  регулировочная (создание общего налогового режима)

·  контрольная (координация и финансовый контроль деятельности с использованием государственными органами налоговых методов)

·  правовая (формирование системы норм налогового законодательства и его кодификация)

·  стимулирующая (регулирование через систему налоговых льгот санкций производственной и социальной активности).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.

1.3 Способы взимания налогов и виды налоговых систем

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Подоходный налог с населения относится к прямым, в большинстве стран, прогрессивным налогам. Действующие системы личного подоходного налогообложения несколько сглаживают неравенство в доходах после вычета налогов. График (рисунок 1) в несколько преувеличенном виде показывает, в какой мере прогрессивные ставки налога могут повлиять на неравенство доходов. Это видно потому, как сужается площадь, отображающая неравенство доходов: прогрессивное налогообложение перемещает сплошную линию влево (до пунктирной линии), ближе к линии равномерного распределения доходов, идущей под углом в 45 градусов.

Линия А отображает неравенство в распределении доходов до уплаты налогов. Линия Б показывает, что прогрессивные налоги приводят к более равномерному распределению доходов, остающихся после уплаты налогов. Влияние их представлено на рисунке 1, естественно, в преувеличенном виде, чтобы лучше выявить суть вопроса.

доход

 

Рис.1

На рисунке 2 показано графическое изображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок, получившее название «Кривой Лаффера».

По оси ординат отложены налоговые ставки (R), по оси абсцисс – поступления в госбюджет (Y). При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер ставок (R1) обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет (Y1). При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, и при 100% налогообложения доход государства равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно.

Рис.2 «Кривая Лаффера»

Другими словами, в длительной перспективе снижение чрезмерно высоких налогов обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результате увеличится и сумма налоговых поступлений, вырастет объем государственных доходов, уменьшится дефицит, произойдет ослабление инфляции. Эффект Лаффера проявляется только в случае нормального действия свободных рыночных механизмов./13, с.12/

1.4 Структура налогового комитета Ауэзовского района

На рисунке 3 приведена структура налогового комитета Ауэзовского района г. Алматы, на которой четко видна взаимосвязь в работе всех структурных подразделений.

I. Положение о Налоговом комитете по Ауэзовскому району г. Алматы

Общие положения

1.1. Налоговый комитет по Ауэзовскому району г. Алматы (далее - Комитет) является государственным учреждением, уполномоченным на выполнение функций государственного управления и контроля в сфере обеспечения поступлений государственных доходов.

1.2. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики

Казахстан, законодательно-нормативными актами и закона Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан. Положением о Министерства Государственных доходов Республики Казахстан Республики Казахстан, а так же настоящим положением.

1.3. Комитет является юридическим лицом, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном и русском языках, бланки установленного образца, а так же в соответствии с законодательством счета в банках.



Рисунок 3.Структура налогового комитета (на примере Ауэзовского района г.Алматы)

Налоговый комитет министерства государственных доходов республики казахстан по ауэзовскому району города алматы.

II. Основные задачи, функции и права Комитета

2.1. Основными задачами налогового комитета являются:

- обеспечение полного и своевременного сбора налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней на основе налогового законодательства и других законодательных актов, предусматривающих поступление платежей в государственный бюджет, и других финансовых обязательств перед государством;

- выявление фактов, связанных с неуплатой налогов;

-  разъяснение налогоплательщикам их прав и обязанностей, своевременное

-информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, и нормативных правовых актов по налогообложению.

2.2. В соответствии с возложенными задачами Комитет выполняет следующие основные функции:

- осуществляет контроль на территории своего района г.Алматы за соблюдением налогового законодательства и других законодательных актов, предусматривающих поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и других финансовых обязательств перед государством;

- осуществляет проверки заявлений, сообщений и другой информации о нарушениях налогового законодательства и других законодательных актов, предусматривающих поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и других финансовых обязательств перед государством;

- проводит среди налогоплательщиков разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных актов, предусматривающих поступление платежей в бюджет и других финансовых обязательств перед государством;

- рассматривает акты разногласий и заявления налогоплательщиков и осуществляет по ним учет;

- проводит анализ и оценку нарушений законодательства и вносит соответствующие предложения по устранению причин и условий, способствующих налоговым правонарушениям и преступлениям;

- составляет в установленном порядке отчетность о результатах работы по сбору налогов и платежей в бюджеты всех уровней;

- оказывает методическую и практическую помощь нижестоящим налоговым органам по организации работы;

- открывает и ведет лицевые счета по каждому налогоплательщику;

- проводит мероприятия по повышению квалификации кадров./22,с.3/

2.3. В соответствии с законодательными актами налоговый комитет имеет право:

- производить у юридических (включая юридические лица с особым режимом работы) и физических лиц проверки на основании предъявленных предписаний всех денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, наличия денег, ценных бумаг и других ценностей, расчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и иных финансовых обязательств перед государством, в порядке и на условиях в соответствии с законодательством Республики Казахстан, получать от должностных лиц и других работников организаций, а также граждан справки, устные и письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок;

2.1. Сектор налогового аудита юридических лиц

Руководство сектором осуществляет начальник сектора. Начальник сектора несет персональную ответственность за организацию работы по выполнению возложенных на сектор задач и обязанностей, определяет взаимозаменяемость и распределение обязанностей работников сектора.

2.2. Сектор налогового аудита физических лиц

Руководство сектором осуществляет начальник сектора. Начальник сектора несет персональную ответственность за организацию работы по выполнению возложенных на сектор задач и обязанностей, определяет взаимозаменяемость и распределение обязанностей сектора.

3. Отдел принудительного взимания налогов

Отдел принудительного взимания налогов - осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, нормативными актами и настоящим положением по организации деятельности налоговых комитетов на территории города Алматы.

Отдел строит свою работу в соответствии с Законом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет ".

В своей работе отдел руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан, Указами и Постановлениями Президента Республики Казахстан, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Казахстан, а также нормативными актами Министерства Государственных доходов Республики Казахстан.

4. Отдел непроизводственных платежей

Отдел непроизводственных платежей осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, нормативными актами и настоящим положением по организации деятельности налоговых комитетов на территории города Алматы.

Отдел строит свою работу в соответствии с Законом "О налогах и других обязательных платежах в бюджет ".

В своей работе отдел руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан, Указами и Постановлениями Президента Республики Казахстан, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Казахстан, а также нормативными актами Министерства Государственных доходов Республики Казахстан.

Руководство отделом осуществляет начальник отдела. Начальник отдела несет персональную ответственность за организацию работы по выполнению возложенных на отдел задач и обязанностей, определяет взаимозаменяемость и распределение обязанностей работников отдела.

5. Отдел правового обеспечения.

Отдел правового обеспечения осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, нормативными актами и настоящим положением.

Отдел строит свою работу в соответствии с Законом, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет".

Глава 2. Анализ корпоративного подоходного налога в Республике Казахстан

2.1 Элементы корпоративного подоходного налога в РК

Как уже говорилось в предыдущих главах работы, налоги бывают двух видов: прямые и косвенные.

В Особенной части Налогового Кодекса РК, вступившего в действие с 1января 2002 года налоги подразделяются на следующие:

1. Корпоративный подоходный налог.

2. Индивидуальный подоходный налог.

3. Налог на добавленную стоимость.

4. Акцизы.

5. Налоги и специальные платежи недропользователей.

6. Социальный налог.

7. Земельный налог

8. Налог на транспортные средства.

9. Налог на имущество.

Рассмотрим подробно каждый вид. Прямые налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица.

В новом Налоговом Кодексе РК введено понятие, корпоративный подоходный налог, представим механизм действия и особенности рисунок 4. Как видно из рисунка 4, одним из важных понятий, лежащих в основе деления данного вида налога, является резидентство, которое подразумевает конечную налоговую ответственность юридического лица по месту нахождения, т.е. на территории РК. При этом резиденты налоговой юрисдикции (территории, внутри которой действуют соответствующие налоговые законы) облагаются налогами на все доходы из всех источников, включая и зарубежные источники доходов.

Для признания юридического лица резидентом рассматривается критерий наличия налогового домициля. Налоговый домициль - это совокупность определенных признаков, необходимых для признания юридического (физического) лица налогоплательщиком. Среди таких признаков для юридических лиц выделяют:

- местонахождение органа управления фирмой;

- фактическое место управления компанией;

- место регистрации;

- наличие в данной юрисдикции резиденции, т.е. служебного здания на правах собственности или законного владения, которое используется постоянно. Согласно общепринятым правилам налогообложения при наличии признаков налогового домициля юридическое лицо считается резидентом данной юрисдикции, если признаки домициля отсутствуют – то нерезидентом.

Согласно принципу резидентства все доходы юридического лица, полученные во всех юрисдикциях проведения коммерческих операций, облагаются подоходными налогами в стране, в которой оно (юридические лицо) является резидентом. Следует отметить, что в мировой практике в наиболее чистом виде принцип резидентства характерен для налогообложения физических лиц. В случаях, если физическое лицо по тем или иным причинам подвергается двойному налогообложению, иностранные государства либо освобождают своих нерезидентов от индивидуального подоходного налогообложения, либо применяют для доходов таких лиц пониженные ставки (менее 15%). Основу построения казахстанской системы подоходного налогообложения составляют как критерии резидентства, так и критерии территориальности получения доходов. Сравнение существующих и новых налоговых правил по налогообложению подоходным налогом приведено в таблице 2.

В таблице 1 рассмотрены принципы корпоративного налогообложения.

Таблица 1.Принципы корпоративного налогообложения

Объекты налогообложения

Принцип резиденства

Принцип территориальности

Материальное и социальное положение налогоплательщика

Учитывается

Учитывается в незначительной степени

Налоговая база

Все доходы резидентов данной юрисдикции, свободные от налогообложения за рубежом

Доходы, полученные от всех факторов производства, применяемых в данной стране, вне зависимости от конечного резидентства этих факторов

Виды уплачиваемых налогов

Налоги на прибыль корпораций, индивидуальные подоходные налоги, налоги на имущество, трансфертные налоги

Налоги на репатриацию дохода, т.е. распределение дохода в пользу иностранного резидента в виде процентов, дивидендов, роялти

Выгодность принципа

Для капиталоэкспортиру-ющих стран

Для капитолоимпортирующих стран

Характеризуя корпоративный подоходный налог, нужно отметить такое новшество в НК РК, как предоставление так называемых инвестиционных налоговых преференций, т.е. права дополнительных вычетов из СГД налогоплательщиков. Другими словами, такие преференции являются разновидностями налоговых кредитов, согласно которым налоговые органы могут предоставлять временную отсрочку налогового платежа. Налоговый кредит оформляется договором налогового органа с предприятием и согласовывается с финансовыми органами. По истечении установленного срока налоги должны быть уплачены с причитающимися процентами.

При ликвидации (реорганизации) до конца календарного года последним налоговым периодом будет считаться период времени от начала года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Декларацию по корпоративному подоходному налогу, включая приложения по раскрытию информации об объектах, связанных с налогообложением, должна быть представлена юридическими лицами (кроме применяющих специальный налоговый режим) в налоговые органы не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Таким образом, облагаемый доход определяется по формуле 1:

Облагаемый доход = Совокупный годовой доход – Вычеты (1).

2.2 Анализ недоимки и меры принудительного взыскания корпоративного подоходного налога

Как бы налоговые органы не старались, какие бы законы и наказания не принимались, найдутся такие физические и юридические лица, которые по тем или иным причинам не выплачивают всех положенных налогов, или выплачивают их не полностью. В связи с этой проблемой и появился термин недоимка.

Недоимка – начисленные и не уплаченные в срок суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Для того чтобы проанализировать состояние недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет рассмотрим статистические данные района г.Алматы.

Основными задачами налоговых органов является обеспечение максимального поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, повышение уровня добровольного соблюдения налогового законодательства, уменьшение и предотвращения уклонения от уплаты налогов.

Налоговые нарушения и связанная с ними ответственность

Практика свидетельствует, что в условиях нестабильности законодательства предприятия подвержены риску появления ошибок. С позиции налогообложения этому способствуют: неправильное толкование налогового законодательства; недостаточная квалификация исполнителей; отсутствие контроля со стороны руководства; отсутствие либо неправильное оформление первичных или сводных документов; несвоевременное реагирование на те или иные изменения или дополнения в законе; отсутствие организованности и плановости в работе.

В общепринятой практике к нарушителям налогового законодательства применяются меры оперативного реагирования (приостановление операций по банковским счетам, наложение ареста на финансовые средства в финансово-кредитных учреждениях), финансово-правовые санкции (взыскание всей суммы неуплаченного налога, штраф за сокрытие дохода, за непредставление финансовой и налоговой документации, взимание пени за просрочку налогового платежа, а также возможное изъятие всего сокрытого объекта налогообложения), меры административной ответственности (штрафы с должностных лиц компаний и с физических лиц за нарушение налогового законодательства), меры уголовной ответственности (штрафы в установленном законом размере, лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества неплательщиков налогов).

В приложении Б систематизированы административные взыскания по видам нарушений.

В Налоговом кодексе Республики Казахстан (гл. 9) предусматриваются меры принудительного взыскания налоговой задолженности.

Налоговые нарушения имеют непосредственное отношение к учетной системе. В связи с этим возникает необходимость в соответствующих изменениях в процедуре бухгалтерского учета. Такие преобразования в области учетной системы позволят внести весомый вклад в прибыльную работу хозяйствующих субъектов и развитие бизнеса в Казахстане с учетом как индивидуальных, так и общественных интересов./19, с.4/

В случае невыполнения обязанностей, органы налоговой службы уполномочены принимать принудительные меры, о которых говориться в следующих статьях:

Взыскание задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам органами налоговой службы.

1. Уплата налогов, сборов и других обязательных платежей, установленных настоящим Законом, является долгом перед государством.

2. В случае неуплаты в сроки, установленные налоговым законодательством Республики Казахстан, налогов или текущих и авансовых платежей, а также сборов и других обязательных платежей, начисленных налогоплательщиком по декларациям и (или) расчетам, представленным в территориальные налоговые органы, территориальные налоговые органы имеют право взыскивать с банковских счетов налогоплательщиков (за исключением тенговых депозитов юридических и физических лиц, переоформленных в связи с переходом к режиму свободно плавающего обменного курса) средства в пределах образовавшейся задолженности по налогам, текущим и авансовым платежам, сборам, другим обязательным платежам, штрафам и пени без согласия налогоплательщика - юридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

3. При согласии налогоплательщика с начисленными по акту проверки органами налоговой службы налогами, сборами, другими обязательными платежами, штрафами и пени сроки уплаты указанных сумм налогоплательщиком продлеваются на 60 дней и подлежат уплате налогоплательщиком в течение этого периода равными долями через каждые 15 дней согласно графику, составленному налогоплательщиком в произвольной форме и согласованному с территориальным налоговым органом./1,с.43/

Продление срока уплаты начисленных по акту проверки органами налоговой службы налогов, сборов, других обязательных платежей, штрафов и пени в соответствии с положениями настоящего пункта не освобождает налогоплательщика от уплаты пени за несвоевременный взнос налога в бюджет, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1-1 статьи 152 и в пункте 3 статьи 70 настоящего Закона.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении начисленных по акту проверки органами налоговой службы сумм акциза и подоходного налога с доходов юридических лиц, подлежащего удержанию у источника выплаты.

При нарушении налогоплательщиком сроков уплаты начисленных по акту проверки налогов, сборов, других обязательных платежей, штрафов и пени, установленных графиком погашения, действие графика погашения прекращается и территориальные налоговые органы производят взыскание с банковских счетов налогоплательщика - юридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, сумм, начисленных и неуплаченных по акту проверки.

4. Согласием по пункту 3 настоящей статьи считается не обжалование выявленных и начисленных по акту проверки сумм налогов, сборов, других обязательных платежей, штрафов и пени в течение 5 банковских дней в порядке, установленном статьями 165 и 166 настоящего Закона.

5. При отсутствии средств на банковских счетах налогоплательщика территориальные налоговые органы имеют право взыскивать с банковских счетов его дебиторов - юридических лиц или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, средства в пределах образовавшейся задолженности по налогам, сборам, другим обязательным платежам, штрафам и пени и (или) сумм налогов, сборов, других обязательных платежей, штрафов и пени, начисленных по акту проверки налоговой службы, при наличии акта сверки взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебитором, подтверждающего наличие задолженности перед налогоплательщиком.

Глава 3. .Проблемы современного налооблажения и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан

3.1 Сравнительный анализ налоговых законодательств зарубежных стран и Республики Казахстан

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

При налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога в 4%-50% и не перебираются в "налоговые гавани", где ставки этого налога 2-5% или он вовсе не применяется.

На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20-25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в странах - "налоговых гаванях". Поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и "налоговыми гаванями" далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те и другие играют на равных.

Снижение высоких нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и носит избирательный характер. Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах и т.д. Поэтому в отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые режимы развитых стран вполне конкурентоспособны с режимами стран - "налоговых гаваней", особенно если учесть, что для реальной деятельности важны состояние инфраструктуры, доступности источников сырья, близость рынков сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы, в чем "налоговые гавани", очевидно, уступают развитым странам.

Но даже и для "базовых" компаний, не осуществляющих никакой деятельности в стране своего местонахождения, а только управляющих активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах, размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться не менее выгодным, чем в стране - "налоговой гавани". Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога.

Компании с международным масштабом деятельности могут даже пользоваться весьма существенными льготами, предусмотренными международными налоговыми соглашениями; страны - "налоговые гавани" таких соглашений не имеют.

Наконец, некоторые развитые страны (США, Франция, ФРГ, Япония и т. д.) в последние годы приняли специальные законы, направленные за перемещением капиталов из этих стран в «налоговые убежища», которые на деятельность их граждан и компаний не распространяются. Это также служит сдерживающим фактором при выборе страны размещения капитала.

При всем этом давление развитых стран Запада на страны - «налоговые гавани» никогда не было особенно сильным. Точнее было бы сказать, что отношение налоговых властей западных стран к «налоговым гаваням», при всей остроте официальной критики, остается в рамках «резервируемой благосклонности». Большинство из стран - «налоговых гаваней» при желании могли бы быть сокрушены простыми политическими экономическими мерами буквально в несколько дней. Но на самом деле капиталы только «базируются» в налоговых гаванях», а реально они вкладываются и функционируют в тех же западных странах. Туда же переводятся и доходы с этих капиталов, поскольку их владельцы проживают в этих странах. Более жесткая позиция по отношению к «налоговым гаваням» могла бы побудить инвесторов и компании окончательно покинуть свою страну. Наконец, страны - «налоговые убежища» играют важную роль для смягчения остроты конкурентных противоречий между развитыми странами в борьбе за привлечение капиталов и дают важный аргумент для внутриполитической борьбы в этих странах, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот капиталам ссылками как раз на наличие этих «налоговых убежищ» за рубежом.

Таким образом, уплата предприятием налога по стандартной, установленной законом ставке является необычным, редким явлением и свидетельствует о плохой постановке налогового планирования на данном предприятии.

Среди налогов, уплачиваемых предприятием от имени других лиц, можно выделить налоги на заработную плату.

Налоговое планирование является компонентом (и одним из важнейших) внутреннего планирования предприятия, показатели и общие цели которого принципиально отличаются от публикуемых в официальных отчетах и балансах. Публикуемые размеры балансовой прибыли (и даже прибыли после уплаты налогов) не являются и не могут являться целью деятельности предприятия. В действительности цифры, публикуемые в балансах предприятий, представляют собой лишь ту долю реальных накоплений, которую предприятие готово предоставить для распределения между государством (в виде налогов с прибыли) и акционерами (в виде дивидендов, остаток прибыли может использоваться на создание некоторых видов резервов). Причем если говорить об акционерах, то балансовая прибыль является средством удовлетворения в основном мелких акционеров, а крупные пайщики предприятий реализуют свою долю накоплений другими более выгодными для них способами.

С учетом исторических особенностей образования современной налоговой системы и потребностей налогового планирования все существующие сейчас налоги можно классифицировать в виде следующей схемы. По этой классификации налогов, да и по содержанию, ярко видны различия с налоговой системой в Казахстане, тем не менее, трудно сказать, чья система лучше, т.к. экономика нашей страны сильно отличается от экономического положения зарубежных стран.

НАЛОГИ:

с натуральной базой обложения:

·  подомовые налоги;

·  подушевые налоги;

·  специфические таможенные пошлины;

со стоимостной базой обложения:

а) налоги на базе валового дохода:

·  акцизы;

·  налоги с оборота;

·  таможенные пошлины;

·  налоги на имущество, капиталы и т.д.;

·  налоги на проценты, дивиденды и т.д.;

б) налоги на базе очищенного дохода:

·  корпорационный налог;

·  налог на индивидуальные доходы;

·  налог на добавленную стоимость;

·  налог на наследства.

Переход к системе обложения на основе прироста только состояния налогоплательщика (т.е. годовой суммы его чистого дохода) потребовал создания условий для того, чтобы общая сумма взимаемых с него налогов не превысила пределов этого дохода. В прошлом этому ограничению не придавалось значения, разные виды налогов вводились сами по себе, действовали обособленно друг от друга, поэтому суммирование внешне невысоких ставок разных налогов, но устанавливаемых на базе валового, а не чистого дохода, нередко приводило для некоторых категорий населения к обложению, превышающему весь объем реализуемыми доходов и, соответственно, к их разорению и прогрессирующему обнищанию. Сейчас этому условию предается весьма большое значение, особенно если учесть, что в некоторых странах через налоги перераспределяется до трех пятых всей суммы национального дохода./12,с.14/

Поэтому для обеспечения этого условия пришлось создать новые формы взаимного учета различных видов налогов, и среди них наиболее важное значение имеет система подоходных налогов. Эта система включает в себя ряд предварительных, авансовых налогов (withholding taxes) и окончательный налог, в котором эти налоги суммируются путем так называемого налогового кредита. В общем виде эта система может быть представлена следующим образом:

Налог на индивидуальные доходы

1.Налоги на прирост капитала:

1.1.Доходы от капитала и другие фиксированные доходы (ренты и др.).

2.Налоги «у источника»:

2.1.Доходы от капитала и другие фиксированные доходы (ренты и др.).

3.Налоги на прибыли в корпоративном секторе бизнеса:

3.1.Корпорационный налог.

3.2.Налог «у источника» на дивиденды.

3.3.Налоги на нераспределенную часть прибыли.

4.Налоги на прибыли некорпоративного бизнеса и доходы от труда за свой счет.

5.Налоги «у источника» с заработной платы:

5.1.Заработная плата и другие доходы от работы по найму.

Такая система подоходных налогов, с известными модификациями, существует во всех развитых капиталистических странах. Ведущую роль в ней играет налог на индивидуальные доходы (individual income tax), которым облагается вся сумма доходов каждого отдельного налогоплательщика (в некоторых странах допускается суммирование доходов для супружеских пар). Налог на индивидуальные доходы взимается по прогрессивно растущим ставкам, которые для наиболее высоких доходов могут достигать 75-80%. Авансовые или предварительные налоги взимаются с определенных видов доходов по мере их получения, т.е. «у источника». Для этих налогов установлены твердые, фиксированные ставки: для процентов и дивидендов обычно 25-30%, для лицензионных платежей и выплат по авторским правам - 10-12% и т.д. Для удержания налогов из заработной платы обычно применяются специально разработанные шкалы налоговых ставок.

3.2 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы Республики Казахстан

В мировой практике можно выделить три типа налоговой политики:

1. Политика максимальных налогов - характеризуется принципом «взять все, что можно».

2. Политика разумных налогов, которые поддерживают развитие предпринимательства при ограничении социальной защиты.

3. Налоговая политика предусматривает достаточно высокий уровень обложения, но признает социальную защиту.

При сильной, нормальной экономике все три типа этой налоговой политики разумно сочетаются.

Для Казахстана сегодня характерен первый тип налоговой политики и частью третий тип.

В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа. В настоящее время в РК функционируют:

- общегосударственные,

- местные общегосударственные налоги и сборы.

Основная задача нового налогового законодательства — обеспечить снижение налогового бремени хозяйствующих субъектов. Это достигается путем сокращения отчислений в различные целевые фонды, а также уменьшения количества налогов.

Продолжаются разработки фиксированных налогов в сфере торговли, услуг игорного бизнеса, так как отечественная и мировая практика показывает, что очень трудно контролировать получаемые здесь доходы.

Одним из важных шагов в деле совершенствования налогообложения частного предпринимательства стал переход физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью на патентирование, которое предусматривает, что граждане могут осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридические лица на основе выкупленного патента, который будет одновременно свидетельством о государственной регистрации в качестве предпринимателя и лицензией.

Проблемы современного налогообложения в Казахстане имеют общеизвестные корни: это проблема большого количества налогов по высоким ставкам, и как следствие, высокая доля налоговых платежей из общей суммы доходов хозяйствующих субъектов. Данная проблема свойственна всем странам мира, но в наших условиях она усугубляется экономической ситуацией в стране — переходом от административно-командной системы к рыночной.

Мировой опыт показывает, что превышение некоторого критического значения налоговых отчислений приводит к снижению предпринимательской активности населения и уменьшает общий объем поступления в бюджет. Согласно данным различных источников, они не должны превышать 30-40% от дохода.

Использование научно-обоснованных представлений о налогах является предпосылкой правильной организации налоговой системы государства. К сожалению, построение налоговой системы Казахстана не всегда осуществлялось на выверенной научной основе, что и породило ее определенные недостатки. Приведу некоторые примеры упущений законодательных актов по налогообложению.

Налоговое законодательство РК не совсем точно определяет объект налогообложения. Например, в соответствии со статьей 7 Указа «О налогах» объектом обложения подоходным налогом является облагаемый доход, исчисленный как разница между совокупным годовым доходом и вычетами, предусмотренными настоящим Указом. Однако при уплате налога методом удержания у источника выплаты дохода, что предусмотрено этим же Указом. Налог во многих случаях взимается с суммы выплаты. То есть в качестве объекта обложения выступает не совокупный годовой доход за минусом установленных вычетов, как это предписано статьей 7 Указа, а разовая выплата. Не укладывается в эту формулу и обложение доходов нерезидента из казахстанского источника, не связанных с постоянным учреждением. Этот доход подлежит налогообложению у источника выплаты также без осуществления вычетов. Таким образом, формула, заложенная в статье 7 Указа, которая специально посвящена объекту обложения, не является всеобщей, хотя и не содержит в самой себе каких-то альтернативных вариантов. На первый взгляд может показаться, что ничего страшного в этом нет — иные объекты обложения освещены всего лишь в других местах Указа. Однако на практике, ссылаясь именно на статью 7 Указа, вроде бы как требующей налогообложения исключительно по совокупному доходу, стали требовать от индивидуальных предпринимателей, имеющих обложенный у источника выплаты доход по договорам подряда, представления годовой декларации.

Что касается экономической конструкции налогообложения (в первую очередь речь идет о подоходном налоге), то в его основу взята американская модель. (Между тем, по признанию самих же американцев, их налоговая система является одной из худших в мире.) Основным способом налогообложения выступает самоуплата налога путем подачи годовой декларации, где налогоплательщик должен честно и добровольно указать абсолютно все полученные доходы, включая всякого рода косвенные доходы, с трудом поддающиеся денежной оценке, а затем произвести сложнейший расчет налогооблагаемого дохода. Такая система налогообложения требует, во-первых, высококвалифицированного профессионального обеспечения, поскольку обычный гражданин произвести расчет своего налога не в состоянии; во-вторых, -хорошо организованной службы отслеживания и контроля за уплатой налогов; в-третьих - высокого уровня законопослушания граждан. У нас же нет ни первого, ни второго, ни третьего.

Изменяя ставки налогов, государство пытается свести баланс госбюджета. Так произошло и у нас: введение социального налога преследовало цель повысить размеры поступлений в госбюджет. Казахстанскими специалистами алматинского департамента малого бизнеса замечено, что со дня принятия Указа "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года № 2235, в течение менее четырех лет были внесены серьезные изменения порядка 25 раз, причем по многим статьям - совершенно противоположные решения. К декабрьскому Указу 1998 г., занимавшему 60 страниц, прилагалось 650 страниц подзаконных актов в виде постановлений правительства и инструкций Министерства финансов Республики Казахстан.

В связи с этим главной проблемой налогообложения в Казахстане остается разработка, принятие таких налогов, которые бы эффективно пополняли бюджет страны и при этом не были средством обирания народа./14, с.4/

Первый шаг на пути к совершенствованию налоговой системы в Казахстане уже сделан. В этом году принят новый Налоговый Кодекс, который начнет действовать уже с 1 января 2002 года.

Как отмечают многие сведущие в этом вопросе люди, являющиеся сами налогоплательщиками, новый Кодекс более прогрессивный. В нем учтен ряд моментов применяемых на международном уровне. Упрощены некоторые процедуры, в частности применение Конвенции об избежании двойного налогообложения.

Многие аспекты, не урегулированные действующим Законом, изложены более доходчиво и развернуто.

Хочется отметить, что, в соответствии со статьей 21, впервые в практике налогообложения РК предпринята попытка наделить полномочиями по взиманию налогов местные исполнительные органы.

Заключение

Изучение материалов по теме дипломной работе позволяет сформулировать понятие налоговой системы Республики Казахстан. Современная налоговая система Республики Казахстан – это совокупность всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в государстве в установленном законодательством порядке, методов и способов налогообложения, налоговых отношений и нормативно-правовых, органов управления и налоговых служб в сфере налоговой деятельности, а также форм и методов налогового контроля.

В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло несколько этапов. Последний этап характеризуется введением нового Налогового кодекса. В дипломной работе было проанализировано содержание налоговой системы Республики Казахстан на современном этапе в сравнении с действующим законодательством и новым Налоговым кодексом.

Изучение налоговой системы республики позволяет сделать следующие выводы.

1. Закон Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24.04.1995 г. (с изменениями) сыграл огромную роль в становлении нашей государственности и формировании финансовой системы. Самое главное, что было достигнуто в Законе - это существенное упрощение самой системы налогообложения, сокращение количества налогов, объединение всех основных положений в достаточно простой по форме и изложению документ.

2. Новая налоговая система, основы которой закреплены в Налоговом кодексе 2007 г., преследует своей главной целью преодоление главных пороков старой системы, при которой основным было пополнение бюджета, полностью игнорируя при этом экономическую целесообразность. К сожалению, пока еще остается несбалансированность между его отдельными разделами, между самим налоговым законодательством и другими актами. В новом кодексе учтен ряд моментов применяемых на международном уровне. Упрощены некоторые процедуры, в частности применение Конвенции об избежание двойного налогообложения. Многие аспекты, не урегулированные ранее действующим Законом, изложены более доходчиво и развернуто. Например, в соответствии со статьей 21, впервые в практике налогообложения РК предпринята попытка наделить полномочиями по взиманию налогов местные исполнительные органы.

3. Анализ налоговых поступлений в республиканский бюджет показал, что львиную долю составляет корпоративный подоходный налог.

4. Анализ показал, что на протяжении трех последних лет сохраняется проблема недоимок. Большие суммы погашения задолженностей поступают в декабре, т.е. к концу года. Четко прослеживается увеличение сумм погашения задолженностей к концу года и резкое снижение поступления сумм с начала нового года.

5. В Налоговом кодексе зафиксированы права и обязанности налоговой службы. Определены и обязанности налогоплательщика, которому полагается быть дисциплинированным и вовремя платить все налоги. Однако о правах он осведомлен меньше всего. И в случае их ущемления неизвестно, как ему поступить. Основными задачами налоговых органов является обеспечение максимального поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, повышение уровня добровольного соблюдения налогового законодательства, уменьшение и предотвращения уклонения от уплаты налогов.

В связи с вышеизложенным в целях совершенствования налоговой системы Казахстана необходимо проведение следующих мер:

1) неотложные меры по стандартизации налогового законодательства и налоговой отчетности;

2) эффективное взаимодействие с кредитно-банковской системой (в части регулирования процентных ставок), предоставление преимуществ кредитным учреждениям и предприятиям, использующим долгосрочные ссуды на инвестиционные цели;

3) установление контроля за уровнем издержек, правомерностью отнесения тех или иных затрат на себестоимость продукции или на результаты финансовой деятельности крупных налогоплательщиков;

4) отмена льготного налогообложения для предприятий приоритетных отраслей и производств, если последние не используют на цели накопления амортизационные отчисления. Неиспользованная амортизация должна включаться в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль;

5) постепенное ограничение доли косвенных налогов;

6) введение снижения ставок НДС.

7) осуществление мер по совершенствованию налогового контроля и в целом налогового администрирования.

8) реформирование системы государственных расходов посредством введения мониторинга дефицита бюджета, расходной его части.

9) проведение жесткой политики расходования государственных средств, основными направлениями которой должны стать развитие реального сектора экономики, его инвестиционного комплекса и поддержка малого и среднего бизнеса.

10) Специфика налоговых споров требует создания Налогового Суда. Финансовые, налоговые суды существуют почти во всех развитых странах. Научное и практическое классифицирование дел, рассматриваемых в Налоговом Суде, позволило бы глубже рассмотреть механизм действия законов, связанных с налогообложением.

Список использованной литературы

1.  Закон Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет ", 2007

2.  Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Алматы, 2007

3.  Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Алматы, 2001

4.  Агентство по статистике РК (ежегодник) за 2007, 2008, 2010 годы

5.  Н.Назарбаев «Казахстан – 2030», Алматы, изд.«Данекер», 2005, стр.33,57

6.  Барулин С.В. "Налоги как инструмент государственного регулирования экономики" - Финансы, №1-2001, стр.5-19

7.  Брызгалин А. В. Принципы налогового права: теория и практика // Законодательство и экономика. 2002. № 19-20, стр.5-8

8.  Галкин В.Ю. “Новые методы хозяйствования: налоговые платежи из прибыли предприятий и их роль в формировании доходов государственного бюджета”. М., Минфин стр.58-103

9.  Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс: принципы, проблемы и политика”. Баку, 2010, стр.35-62

10.Линвуд Т. Гайгер “Макроэкономическая теория и переходная экономика”, Москва, “Инфра-М”, 2008г., стр.31,124-126

11.Столяров В. Ф., Хасан-Бек Ц. М. “Налогообложение и рыночная экономика”. Киев, 2005, стр.17

12.С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи “Экономика”, Москва, “Дело”, 2002 г,стр.18

13.Лапина А. «Подоходный налог: проблемы и их решение», Налоги №23, стр.12

14.Нусупов Н. Л. и Л. В поисках резервов. // Деловая неделя № 17 от 30.04.99., стр.4-9

15.А. Раимбаев «Классификация налогов (проблемы и критерии)», научно-практический журнал «Финансы Казахстана», №7, 2010, стр.6

16.Информационный бюллетень Мин.Фин.РК, №1, 20011, стр.34

17.Информационный бюллетень Мин.Фин.РК, №1, 2011, стр.57

18.«Мнения налогоплательщиков», журнал «Налоговый эксперт» , №7(20), 2011г, стр.12-14

19.«О принудительном взыскании налоговых задолженностей с юридических и физических лиц», временное методическое указание, Алматы, 1996, стр.4

20.Статистический бюллетень, №5(29), май 2011, стр.15-52

21.«Доходы и расходы в налоговой системе Казахстана», Библиотека бухгалтера и предпринимателя №10 (135), октябрь 2009г., стр.11-20,24-27

22. Положение о Налоговом комитете по Бостандыкскому району г. Алматы




1. Порядок рассмотрения споров в арбитражных судах РФ
2. Струмові захисти трансформатора від зовнішніх коротких замикань
3. Тема- Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами- цель показатели и порядок проведения.html
4. Введение Издание представляет собой доступное практическое пособие для работы с системой
5. Это в свою очередь повысило роль бухгалтерской службы каждого предприятия вообще и роль главного бухгалте
6. Общая характеристика системы уравнений Максвелла
7.  Художник Альфред Звонок телефона раздался совершенно неожиданно
8. Проектирование базы данных Автовокзал
9. тема Тау кита В 2130 году человечество столкнулось с катастрофической нехваткой ресурсов на плане
10. РГУТиС в г.Самаре __________________________ Л
11. Арктика строение и тектоника
12. Сущность рынка рыночная система
13. Апельсиновое масло
14. Неформальный справочник по системам управления проектами
15. Topic in Englnd The British often surprise people of other ntionlities by this tendency склонность to tlk bout the wether topic of converstion tht other people do not find so interesting
16. Предмет и метод экономической теории.html
17. Конституциялы' ы'ты' т'сiнiгi п'нi ж'не т'сiлдерi
18. Знак обслуживания как условие успешного бизнес
19. Сущность, цели и механизм аудиторской проверки
20. Завдання спрямовані на зовнішнє середовище щодо банку або банківської системи- розробка методичних і