Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Тема- Предмет философии и ее роль в жизни общества

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.1.2022

Кафедра «Философия»

Контрольная работа № 1

Тема: «Предмет философии и ее роль в жизни общества.
Философия как мировоззрение.»

                                                          Факультет: Заочный

                                                            Специальность: СЖУ

                       Проверил:

                                                    Выполнил: Савошко М.С.

                                                                          11-СЖУц-211

Санкт – Петербург

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ.



Введение…………………………………………………………………3

1. Философия: предмет и ее структура………………………………...4

2. Роль философии в жизни общества…….…………………………...7

3.Философия как мировоззрение……………………………………..12

4. Структура мировоззрения……………………………….…………13

      5. Специфика философских проблем.      

        «Вечные проблемы» философии……………………………………15

Вывод…………………………………………………………………..18

Список литературы…………………………………………………….19

ВВЕДЕНИЕ.




Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.

Однако данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.

Термин «философия» впервые встречается у выдающегося философа и математика Пифагора, который считал, что от философии «рождается три плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Позднее Платон придает этому понятию новое значение: наука, которая изучает мир в целом и место человека в этом мире.

Философия зародилась в VI – V веках до н.э. в Индии, Китае, Греции в условиях углубления разделения труда, разрушения традиционных связей родового общества, а также в результате общественно-исторической необходимости развития познания, становления научного мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение – это система принципов и знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и цель жизни, которые определяют деятельность индивида или социального субъекта (отдельного человека, класса, общества в целом) и органично вплетаются в его учения и нормы мышления. Таким образом, мировоззрение выступает в качестве своеобразной интегративной  целостности знания и ценностей, разума и чувств, интеллекта и деятельности.

Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышления к бытию, делает своим предметом круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие  мировоззрения от философии состоит в том,  что философия является не «духовно – практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.

Все чаще мы задаемся вопросом: нужна ли философия сегодня, в век скоростей и высоких технологий, не устарела ли она? Ответ на вопрос нам дает сама жизнь, которая ставит перед современным человеком множество философских проблем, в том числе и принципиально новых, никогда прежде не существовавших.

Так, начало III тысячелетия мировое сообщество встретило, все больше осознавая свое единство и ответственность за состояния биосферы и продолжение жизни на Земле. Отсюда вопросы гармоничного развития человека, установление гуманных, добрососедских отношений между людьми, народами, а также между обществом и природой наряду с вечными философскими темами становятся главными в философских исследованиях. В этой связи философы выражают глубокую озабоченность, прежде всего, состоянием и уровнем развития образования на планете. Именно неудовлетворительное образование и отсутствие должного воспитания (по мнению многих из них) лежит в основе большинства современных проблем, в преодолении которых призвана сыграть свою роль и философия. Еще стоики подметили, что человек гонит от себя философию, когда ему хорошо, и обращается к ней, когда ему плохо.

На мой взгляд, данная тема является актуальной и сегодня, т.к. философия помогает человеку понять окружающий мир и определить свое место и значение в этом мире. Философия с помощью своих функций, о которых мы поговорим позднее, играет важную роль в жизни, как всего общества, так и одного человека. Она способствует развитию, становлению человека как личности.
      
1. Философия: предмет и ее структура.

Как уже было отмечено, философия – это любовь к мудрости, которая познается с помощью размышления над какими-то определенными вопросами. Итак, что же изучает философия?

Проблема соотношения мышления и бытия является сердцевиной философских теорий. Основные аспекты этой проблемы позволяют осмыслить предмет и структуру философии.

         Что же представляет собой предмет философии самой по себе, без сравнения ее с наукой, искусством, политикой? Он исторически изменялся в тесной связи с развитием всех сторон духовной жизни общества, с развитием науки и самой философской мысли.

         Итак,
предметом философии является любая объективная и субъективная действительность, вызывающая у человека интерес к познанию и порождающая у него вопросы, на которые он, неудовлетворенный ответами мифологии, религии или науки, стремится дать рационально обоснованные ответы, опираясь на доступные ему знания, опыт, а в определенной степени и верования, убеждения, интуицию. Иными словами предметом философии может быть все, по поводу чего человек задается вопросом в стремлении выработать собственные представления относительно объекта своего интереса. В этой связи вполне правомерно говорить о философских взглядах и даже о философии того или иного человека, если речь идет о ком-то конкретно, с чем мы и сталкиваемся довольно часто в обыденной жизни.

         Как было уже сказано, зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с формированием потребности в теоретическом исследовании. Философия собственно и сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Первоначально философия отвечала на вопросы, которые были уже поставлены мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов у нее уже был иным, он основывался на теоретическом, согласующемся с логикой и практикой, анализе этих вопросов.

Первые мыслители античного мира стремились главным образом понять происхождение многообразных природных явлений. Так, отличительной чертой первых философских учений в Древней Греции был
космоцентризм, когда основное внимание было направлено на осмысление «космоса», «природы». Позднее, в период расцвета древнегреческих городов-полисов, интерес философов переместился к социальной проблематике, этике, государственному устройству. Зарождение и укрепление христианства в Европе делает всю средневековую философию теоцентричной (от греч. theos – бог, который оказывается в центре), т.е. основным предметом ее интересов становятся Бог и результаты его творения. Последовавшая затем эпоха Возрождения повернула философию к искусству (эстетике) и в значительной степени к человеку. В XVII – XVIII веках, именуемых Новым временем, философия оказывается тесно связанной с набирающей силу наукой, что выводит на первый план философских исследований вопросы познания и научных методов.

Кризис «классической философии» и рациональности во второй половине XIX в. обнажает проблемы
иррационального, интуитивного, бессознательного, делая их главным методом анализа «неклассической философии» в первой половине XIX в., что в свою очередь порождает особый интерес к логике, языку, истолкованию и интерпретации текстов. В последние десятилетия XX в. «в моду вошла» так называемая постнеклассическая философия, поднявшая на обсуждение кризисные явления в современной культуре и проблемы, обусловленные экспансией новых информационных технологий, а также бурным развитием средств массовой коммуникации. Рассуждая об «исчерпанности истории», «проговоренности» всех смыслов и идей, обращая внимание на неспособность человека справиться с обрушившейся на него информацией, представители этой философии выступают за асистемность, размывание устоев, ценностей и границ традиционного философского европейского знания, как не соответствующего новым реалиям.

Наконец, еще одна тема, которая вышла на первый план и стала одной из наиболее актуальных в новейшей философии на рубеже XX – XXI вв., связана с выявлением сущности и направленности развития процессов
глобализации. Эти процессы охватили к настоящему времени практически все сферы общественной жизни и породили глобальные проблемы современности, теоретическое и практическое решение которых предполагает, в том числе и философское их осмысление. Важнейшими из них, требующими пристального внимания и согласованных действий в международном масштабе, являются проблемы: экологии, демографии, безопасности, международной преступности, энергетических ресурсов, преодоления бедности и т.п.

Итак, нетрудно заметить, что в целом предмет философии не может быть сведен к какому-то одному, строго ограниченному, конкретному кругу вопросов. Он (в зависимости от времени и множества объективных причин) всегда выступает на первый план в виде той или иной проблемы или некой их совокупности. Но это вовсе не означает, что другие темы, вопросы и проблемы теряют свою актуальность и выводят за рамки, за пределы философии, перестают быть предметом анализа. Они, было бы правильней сказать, отодвигаются на второстепенный план до того момента, когда снова окажутся в центре внимания.

         Подведем некоторые итоги. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет особое отношение человека к миру, мира к человеку.

Философия – это знание о мире и об отношении человека к этому миру. На всеобщее в системе «мир – человек», составляющее предмет философского познания, и спроецированы проблемы философии. Они сами всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззренческие (по их значимости для деятельности  человека), не бывает.

         Философские проблемы, непосредственно связанные с коренными вопросами человеческого бытия, носят инвариантный и вечный характер и, более того, зачастую предлагаются «вечные и неизменные» решения этих проблем. Однако как все живое получает развитие в непрерывном процессе самообновления своих основных форм, так и «вечные» философские проблемы обретают свою жизнь в постоянном воспроизведении их решений на основе новых достижений реального познания и преобразований в общественной жизни человека.

         Основным способом решения философских проблем является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человека, на достижения всех наук и культуры в целом.
Что касается методов, с помощью которых философия изучает свой предмет, то они сводятся к средствам получения знания. Вопрос о методе философского познания – это и вопрос о самой возможности решать философские проблемы научно.

Как известно, проблема метода философского познания возникла в Новое время, когда была осознана неэффективность применения специально-научных методов к решению традиционных философских проблем. «До сих пор, - писал Гегель, - философия еще не нашла своего метода. Она смотрит с завистью на систему построения математики, заимствуя у нее ее метод или методы тех наук, которые представляли собой лишь смешение исходя из опыта положений... или выходили из затруднения тем, что просто отбрасывали этот метод» (Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М., 1970.  – С.107).

Поиски философского метода во второй половине XIX века происходили в форме требования отказа философии от традиционных мировоззренческих проблем. Это была реакция на реальные противоречия философского познания при абстрагировании от социально-практической природы его основания. Действительная задача заключалась в осознании связи метода философского познания с его социальным назначением.

Безотносительно к конкретно-исторической форме проявления философского метода и его осознания общим для него является то, что он представляет собой особую теоретическую деятельность по обобщению и осмыслению всего наличного опыта познания и практики. Это то, что называется философской рефлексией (рефлексия (от лат. reflexion – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок)  конкретно-историческое содержание, которой определяется уровнем развития общественно исторической практики. Исторически сложившимися формами философской рефлексии является диалектика и метафизика, которые в своем конкретном историческом содержании определяют методологическую направленность философского знания.


2. Роль философии в жизни общества

         Философия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

Вокруг проблемы научности философии до сих пор продолжаются споры. Широкое распространение получили следующие точки зрения.

1)              Философия – это наука о всеобщих законах природы, общества, познания, или: философия – это наука о методах и формах познания, то есть методология науки;

2)              Философия – это не наука, это мировоззрение (определенный тип мировоззрения, отличный, например, от религиозного и мифологического);

3)              Философия – это и наука, и мировоззрение, то есть философия выполняет в культуре, в духовной жизни общества функции науки и функции мировоззрения.

Решить проблему соотношения философии и науки, определить роль философии в жизнедеятельности человека, в духовной культуре общества можно лишь в широком социально-историческом контексте, то есть не с точки зрения какой-то отдельной философской школы, а с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму всей совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и познания.

Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как  система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

В истории философии научность и идеологизм вытесняли друг друга, но это обстоятельство никаким образом не отменяло ни направленность философии на достижение истины, ни возможностей полного или частичного совпадения этой направленности с интересами социального субъекта. Однако философия не должна увлекаться идеологической ролью. «Как интегративный центр всех наук и как воплощение системного подхода ко всему человечеству, ко всей биосфере, философия должна быть общечеловеческой и отвечать интересам общества», - пишет академик Международной академии информатизации Р.Ф. Абдеев. Общечеловеческие позиции философии не исключают негативное отношение к вождям–диктаторам, социальному неравенству, эксплуатации, угнетению и политическому насилию.

Научную форму философии нельзя считать заведомо лучшей или единственно верной. В случае сведения философии только к науке возникают закономерные вопросы: «Был ли Л. Н. Толстой философом? Можно ли считать философом Ф. М. Достоевского?» Оба великих писателя поднимали и зачастую впервые ставили важнейшие философские проблемы. В содержание философского знания, да и в сам процесс философского познания включаются компоненты, специфичные для художественной литературы и искусства.  Весьма значительную часть философского знания составляют эстетические представления. Создание философской картины мира предполагает наличие у ее творцов чувства красоты, гармонии, сопричастности к миру. Философская картина мира содержит в себе также и эстетическое отношение к миру. О родственности философии и искусства, об их взаимопроникновении свидетельствует творчество А. Камю, Н. Рериха, М. Чюрлениса, Р. Тагора, И.В. Гете.

Философская проблематика является важнейшей частью различных религиозных учений. Вместе с тем нельзя ставить знак равенства между философией и религией, поскольку последняя не сводится к философским размышлениям.  Достаточно указать на обрядность как важнейший компонент любой религии.

Далеко не все поэты и писатели в своих произведениях обращались к философским проблемам, да и нет ни одного художественного произведения, целиком посвященного решению философских проблем. И, тем не менее, религия и художественная литература играли и играют огромную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии имело место на протяжении всей истории философии вплоть до наших дней.

Итак, функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

Социальная значимость философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек – мир».

         Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Методологическая функция философии заключается в том, что она дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Однако следует помнить, что универсальные принципы мышления, исследуемые философией, не определяют однозначно линию творческих поисков истины. Будучи универсальными, они являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими.

Философия выполняет также культурологическую функцию тем, что расширяет кругозор людей, будит их интерес к познанию, образовывает, развивает культуру теоретического мышления. Будучи универсальной формой освоения и познания мира, она вбирает в себя лучшие достижения человечества и делает их достоянием всего человечества. К тому же изучение истории философии различных стран и народов позволяет лучше понять их прошлую и настоящую культуру, способствует обмену идей и взаимовлиянию культурных традиций, что, несомненно, имеет важное значение в решении многих проблем, тесно связанных с культурным наследием.

Ставя вопросы смысла жизни, смерти и бессмертия, оценивая в категориях «хорошо», «плохо», «ценно», «полезно», «бесполезно» то или иное действие, событие, явление, философия обнаруживает еще одну –
аксиологическую функцию (от греч. axia – ценность). А проводя отличие долгосрочных тенденций от краткосрочных, отделяя поверхностные процессы от фундаментальных, главное от неглавного, она формирует соответствующие потребности, которые тесно связаны с ценностными предпочтениями человека. Тем самым задаются определенные предпочтения, ценностные установки и приоритеты, т.е. формируется соответствующая система ценностей, которая, являясь важнейшей характеристикой людей, отражает их жизненную позицию и в значительной мере предопределяет их поведение в обществе.

Наконец, еще одна функция философии касается поведения людей и отношений, складывающихся в том или ином обществе. При этом такие ценности, как, например, моральные, их природа, основания и практическая роль в общественной жизни являются предметом исследования философии, что существенно влияет на нормы и правила, складывающиеся в обществе и устанавливаемые в основном естественным путем, т.е. практикой реальной жизни. Такие нормы являются важнейшим регулятором общественных отношений и обнаруживают себя во взаимодействии людей, в характере их связей и уровне взаимопонимания. Обобщая, можно сказать, что философия всегда резюмируется в морали, в поведении всех членов общества, выполняя тем самым еще одну –
этическую функцию. 

Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.

Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.

Решение глобальных проблем современности требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.

Изучение философии - необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком. «Как плодородное поле – писал Цицерон, - без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай».



 3. Философия как мировоззрение.

Термин «мировоззрение» появился лишь в конце XVIII века как перевод немецкого слова Weltanschauung, что значит «взгляд на Вселенную», а широкое его распространение началось лишь во второй половине XIX в. Однако отдельные представления о самом мировоззрении, отражающем его различные стороны, свойства, стали складываться гораздо раньше. Как правило, это были представления о некоем высшем знании, наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым делает человека мудрым, так как не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и самого себя, но и учит его правильно жить, согласовывать свои действия с действиями всеобщих сил или с непреходящими законами, господствующими в мире и над самими людьми. Зачатки таких представлений можно встретить в поэмах Гомера.

На протяжении нескольких десятков веков мыслители ставили вопрос об источнике мировоззренческих знаний, критерии их истинности. Однако проблема мировоззрения наиболее определенно была сформулирована  в Германии в конце XVIII века. Немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант, введший понятие «мировоззрение», пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, «как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком».

В современной литературе мировоззрение рассматривается как «система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации».

В мировоззрении аккумулируются самые разнообразные знания о мире и человеке. Но не всякое знание, даже самое проверенное наукой, является составной мировоззрения. Его специфика состоит в том, что в нем создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия человека в ней, а главным образом происходит переосмысление различных типов отношения «человек – мир». С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта - онтологический, гносеологический, аксиологический и практический. Они фиксируют и раскрывают основные способы и грани человеческого бытия. Онтологическое (онтология — учение о бытии) отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы, наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности.

В отличие от миросозерцания  мировоззрение  не  может  базироваться  на

интуитивном постижении мира. Оно нуждается в понимании природы, в  её осмыслении  с  помощью  понятий,  в  отличии  от   наглядно-образного

миросозерцания.

Человеку потребовался более широкий кругозор, обеспечивающий

способность видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать

смысл и цели своих действий, своей жизни: зачем он делает то или это,

к чему стремится, что это даст людям.

   Такого рода представления о  мире  и  месте  в  нём  человека  называют

      Мировоззрением.  Явление это многомерно, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относится философия. Её роль в решении мировоззренческих проблем очень велика.

   Вот почему для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в

общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.Мировоззрение носит общественно-исторический характер, т.к. сама  жизнь людей в обществе носит исторический  характер.  Вслед  за  изменением всех  составляющих  общественно-исторического   процесса   изменяется мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей.

    Мировоззрение - это сложное, интегральное образование, в котором

принципиально важны связь его компонентов.

                     4. Структура мировоззрения.

1. Знания - совокупность сведений  об  окружающем  мире.  Они  бывают научными,    профессиональными    (военными), повседневно практическими             Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение.

2. Ценности - это особое отношение людей  ко  всему  происходящему  в

соответствии с их целями, потребностями, интересами,  тем  или иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризуются  такими понятиями, как  "значимость",  "полезность"  или  "вредность".

    Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения - что-то трогает нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас спокойными.

    Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут  характеризоваться материальные и  духовные  ценности:  одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.

 3. Вредность - это наше негативное отношение к какому-то явлению.

 4. Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних

и внешних раздражений, проявляющихся в виде  удовольствия  или неудовольствия, радости, страха и т.д.

     Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди  них

могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бессилие,  печаль, горе и т.д.

      Вместе с тем, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций:  радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.

Мощный импульс мировоззрению  дают  нравственные  эмоции:  стыд,

совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций  на

мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: "Две

вещи  наполняют  душу  всегда  новым  и  всё   более   сильным удивлением и благоговением,  чем  чаще  и  продолжительнее  мы размышляем о них, - это звёздное небо надо  мной  и  моральный закон во мне".

   5. Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним  усилиям,

необходимым для её осуществления. Это  придаёт  всему  составу  мировоззрения   особый   характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

   6. Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие  их жизненным интересам.  Во  имя  убеждений  люди  порой  рискуют

жизнью и даже идут на смерть -  так  велика  их  побудительная сила.

       Убеждения - это знания, соединённые  с  волей.  Они  становятся

основой  жизни,  поведения,  действия  личности,  общественных групп, наций, народов.

   7. Вера - это степень доверия человека к содержанию  имеющихся  у  него

знаний.  Диапазон   человеческой   веры   весьма   широк.   Он простирается  от  практической  очевидности   до   религиозных верований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.

   8. Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.

Сомнение - обязательный элемент самостоятельного  мировоззрения.

Фанатичное, безоговорочное принятие  каких-либо  взглядов  без собственного критического осмысления называют догматизмом.

       Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в

другую крайность - скептицизм, или нигилизм -  неверие  ни  во что, утрату идеалов.

       Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство  знаний, ценностей,  эмоций,  воли,  убеждений,  веры,  и  сомнений,  позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

       Ядром,  основой  мировоззрения  являются  знания.  В  зависимости  от  этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

 1. Обыденное мировоззрение - это  совокупность  взглядов,  основанных  на

     здравом   смысле,   повседневном   жизненном   опыте.   Это   стихийно

     складывающееся мировоззрение охватывает самые широкие  слои  общества, имеет  очень  важное  значение,  оно  является  реально   "работающим"

     мировоззрением многих миллионов людей. Однако  научный  уровень  этого мировоззрения не высок.

 2. Более высокой разновидностью мировоззрения является профессиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности и т.д. Это может быть мировоззрение учёного, писателя,

политического деятеля и т.д.

      Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического,  и  др.  творчества,  могут  в   определённой   степени воздействовать и на мышление профессиональных философов.  Яркий  приме тому - огромное влияние творчество Л.Н. Толстого и  Ф.М.  Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне  человек  не застрахован от ошибок.

  3. Высший уровень мировоззрения - теоретическое мировоззрение, к  которому принадлежит и  философия.  В  отличие  от  других  видов  мировоззрения философия   не   только   является   творцом   мировоззрения,   но    и

профессионально  занимается  анализом  мировоззрения,  подвергает   егокритическому осмыслению.

 

5. Специфика философских проблем. «Вечные проблемы» философии.

Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.

1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.?

2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты — истина, а не заблуждение?

3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?

4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности .

5. Проблемы  логики, этики, политики, эстетики и др.

Результатом философской рефлексии являются философские знания.

Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания.

1. Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.

2. Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной). В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

4. Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.

Вывод:

Философия является областью знания, чувствования, видения и понимания мира. Она довольно разнообразна, включает в себя множество наук, с другими науками она тесно связана.

В ходе работы мною был определен предмет философии – это соотношение «человек – мир», «мир – человек», т.е. это отношение человека к миру, окружающей среде в целом, а также отношение этой же среды (мира) к человеку.

Я считаю, что философия играет важную роль в обществе. Она объясняет человеку неизведанное, дает ответы на «вечные» вопросы. «В чем смысл жизни?» - порой каждый задает его себе. Философия заставляет человека задуматься о его значении в обществе, а также она, т.е. философия способствует развитию и становлению человека, как личности.

Выполняя ряд функций (познавательную, мировоззренческую, этическую, культурологическую и др.) философия решает те или иные проблемы, выдвигая гипотезы, идеи и теории. Каждая функция играет свою роль. Мировоззренческая функция формирует у человека определенные взгляды на мир, образуя целостную картину мира. Гносеологическая (познавательная) – приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах. Этическая функция способствует созданию каких-то определенных норм поведения (этика) в данном обществе, формирование ценностей у всего человечества. Культурологическая функция побуждает человека расширять свой кругозор, обретать новые знания, т.е. способствует саморазвитию человека.

Список литературы.

1.     Р.Ф. Абдеев Философия информационной цивилизации. – М., 1994.

2.     П.В. Алексеев, А.В. Панин Философия. – М.: Проспект, 1999.

3.     Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. – М., 1976. – т. 1.

4.     Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М., 1970.   

5.     Р. Декарт Сочинения. В 2 т. – М., 2002.

6.     И. Кант. Приложение к «Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного». 1764. // Соч. 6 т. – М., 1964. – т.2.

7.     Любутин К.Н. Человек в философском измерении. – Свердловск, 1991.

8.     М. Мамардашвили Как я понимаю философию. – М., 1990.

9.     Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2001. – Ст. «Философия».

10.  Цицерон. Избранные сочинения. – М., 2005.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1




1. Правовые нормативно-технические и организационные основы защиты населения и территорий в чрезвычайных экологических ситуациях
2. Механічні коливання ~ це періодично повторювані обертальні чи зворотно поступові рухи
3. Туристический поход в волшебный лес Подготовила воспитатель МБДОУ ДС 471 Г.
4. Предметом ТВ является модели экспериментов со случайными исходными причем рассматриваются только такие
5. Статья 420. Понятие договора 1.
6. Более чем полувековое существование южноазиатской подсистемы международных отношений было отмечено значи
7. швидку допомогу B Ввести розчин анальгіну внутрішньом~язово C Ввести розчин ношпи внутрішньом~язово
8. В12-дефицитная анемия тяжелой степени Сопутствующие заболевания- ИБС, экстросистолия
9. ТЕМА 6 Розвиток освіти в Київській Русі
10. тематичне моделювання А в т о р е ф е р а т дисертації на здобуття наукового ступеня к
11. 701 Еловская Т.Е. Проверила- Рыженко В
12. Лица в римском праве
13. .03.2013 Способ 1. Разминочный.
14. Тьма Моим детям Пусть помнят они что скрыто за пеленой
15. 10 тыс лет назад Палеоантропы Homo spiens nenderthlensis-
16. Тема Оцінювання якості людиномашинного інтерфейсу План Критерії якості інтерфейса користувача
17. тематичний аналіз Розглянуто та схвалено
18. 1 Формы влияния компьютерных игр на психологию подростков
19. Сущность и особенности проявления кризиса планово-распределительной системы (на примере СССР
20. подрезают врач делающий сложную операцию студент сдающий экзамен и т