Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Тема- Дети в блокадном Ленинграде Работу выполнила- ученица 1А класса- Викторова ЕвгенияУчитель- А

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

ГБОУ школа № 411 «Гармония» с углубленным изучением английского языка

Петродворцового района  Санкт - Петербурга



Реферат 

Тема:

Дети в  блокадном Ленинграде

Работу выполнила:

ученица 1А класса:

Викторова Евгения

Учитель: А. В. Звягина


Санкт – Петербург
2013

Ленинград в блокаде

Было 22 июня 1941 года. Воскресное утро выдалось солнечным, теплым, тихим. И вдруг в полдень в мирную тишину улиц нашего города ворвался из репродукторов громкий тревожный голос:

- Германские войска напали на нашу страну!

А называлась наша страна тогда СССР – Союз Советских Социалистических Республик.

Война! Великая Отечественная война!

Назывался наш город тогда не Санкт-Петербург, а Ленинград.

Ломаный черный крестик – это свастика, фашистский знак. На всех знаменах фашистов была изображена свастика, похожая на черного паука. Коричневым цветом изображена земля захваченная фашистами. А там где стоит наша армия, нарисованы звезды – потому что на пилотках наших бойцов были красные звездочки. И наша армия тогда называлась – Рабоче-Крестьянская Красная Армия.

Близко подошли враги к Ленинграду. Теперь фашисты могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы, город стал фронтом.

Наш город оказался в блокаде.

Враги не просто подошли близко к Ленинграду, фашистам удалось окружить город. А из окруженного города нельзя выехать ни поездом, ни на машине. И приехать теперь никто не мог в окруженный город. Все пути на суше захвачены фашистами. А когда город окружен врагами, это значит, что он в блокаде.

Днем и ночью немцы бомбят и обстреливают Ленинград. Рушатся дома, полыхают пожары, падают на землю убитые, стонут раненые.

Дети в блокаду

Понятия "дети" и "война" несовместимы! Однако юным ленинградцам-детям блокадного города - пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище... Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников. Вплоть до декабря 1941 года по Ладоге пробивались к Ленинграду буксиры с баржами. К этому времени Военный совет фронта уже сделал все для подготовки будущей "Дороги Жизни”. 21 ноября 1941 года пошел, потянулся по первому льду конный обоз, вскоре пошли и автомашины, 60 автомашин двинулись к восточному берегу озера за мукой. Ленинград стал получать хлеб. Но потребовались недели и месяцы, пока на карточки стали выдавать не 125 граммов, а 200 граммов, а потом 300 граммов. Хлеб подвозили, пробиваясь через вьюги, минуя ледяные полыньи и трещины. ”Дорога Жизни” не сразу могла восполнить тающие запасы продовольствия в городе. Страна сдала Ленинграду все что могла. Эшелоны с подарками, партизанские обозы ростков. Естественно их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов и бомбёжек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерней шей чертой ленинградцев.

И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город. А назад, из Ленинграда, машины увозили матерей с детьми. Самых бедственных. Двадцать тысяч солдат, офицеров, вольнонаёмных обслуживали "Дорогу Жизни”. Они делали всё что могли, да ещё и то, что невозможно в обыденной жизни. Героизм этих людей составляет одну из прекрасных страниц истории Великой Отечественной Войны. Они были герои - каждый опять-таки по-своему, своим отдельным, неповторимым поведением.

Опустели цеха ленинградских заводов. Потому что много рабочих ушло на фронт. Они стали ополченцами, солдатами и матросами. Но заводы должны работать. Идет война, солдатам нужны мины, пушки, гранаты, пулеметы. Кто же их будет делать? Ведь у станков остались только пожилые рабочие, которых не взяли в армию.

Тогда на заводы пришли старые рабочие, работавшие в прошлые годы, женщины и подростки. Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.

Старые рабочие сказали:

- Да, руки наши слабы, но с нами знания и опыт. Мы пригодимся.

Женщины решили:

- Мы заменим наших мужей.

А подростки пообещали:

- Мы научимся работать на станках наших отцов и старших братьев.

И подростки научились. И стали работать. И еще как работать!

Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда.

В сентябре 1941 г. ожесточенные бои шли на окраинах города. Горожане готовились к уличным боям. Из комсомольцев и пионеров создавались специальные подростковые группы. Во время налетов немецкой авиации учащиеся выслеживали ракетчиков и сигнальщиков. На случай уличных боев юноши и девушки готовились стать разведчиками, связистами, подносчиками боеприпасов, санитарами, проводниками через проходные дворы.

Несмотря на фронтовую обстановку, предполагалось, что с 1 сентября 1941 г. начнется очередной учебный год и 201 тыс. школьников, оставшихся в Ленинграде, вновь сядут за парты. Однако тяжелые бои, развернувшиеся в сентябре под Ленинградом, не позволили приступить к занятиям ни 1 сентября, ни 1 октября. Лишь 26 октября исполком Ленгорсовета вынес решение о начале учебного года, и 27 октября в 103 школах из 408, функционировавших до войны, около 60 тыс. учащихся с 1-го по 6-й классы приступили к занятиям. С 15 октября начались занятия в спецшколах, а с 3 ноября за парты сели более 30 тыс. учеников 7-10-х классов.

Занятия проводились 3 раза в неделю по 3 урока в день. Все учебные классы располагались в северном крыле здания, поскольку оно было наименее опасным при артиллерийских обстрелах. В школе было печное отопление, но поскольку дров было мало и отапливалась лишь меньшая часть здания, в классах было холодно. Занимались в пальто, валенках. Заданий на дом мы не получали. Писать приходилось редко из-за того, что онемевшие от холода руки плохо слушались, а чернила замерзали. В случае воздушной тревоги занятия прекращались, и мы переходили в бомбоубежище, расположенное в здании рядом со школой. Учащиеся с 1-го по 5-й классы занимались в квартирах, красных уголках, бомбоубежищах. В них было не только холодно, но сыро и душно. Керосиновые лампы плохо освещали помещение. Поэтому у малышей проводилось только по 2 урока в день по 20-25 минут.

А немцы хорошо понимали, что главное – это сломить волю ленинградцев. Поэтому целями их бомбежки и обстрелов были, помимо военных, и самые мирные гражданские объекты. Даже школы! За время блокады они нанесли тяжелый ущерб 393 школам, а 22 школьных здания полностью уничтожили.

Бомбежки и обстрелы продолжались часами, из бомбоубежища не выйти….

Что ж, значит, школа переносится в бомбоубежище. Назло немцам не прекратим учебу! И учится, будем только на пятерки!

Самыми тяжелыми для детей стали декабрь 1941 г. и январь 1942 г. Чтобы как-то поддержать силы школьников, в декабре после уроков давали по тарелке белкового дрожжевого супа, который мы ели с большим удовольствием, а на десерт маленькую баночку фруктового желе. Это хотя и мизерное дополнительное питание стимулировало посещение занятий и в какой-то степени поддерживало силы детей. Успехи в учебе были малоутешительными. Посещаемость занятий падала. Из-за неявки учителей и учеников срывались занятия в младших классах. В январе 1942 г. в городе их посещали только 36 тыс. учеников. По распоряжению Ленсовета в конце декабря 1941 г. - начале 1942 г. в школах начали прекращать занятия. Тем не менее в соответствии с решением Ленгорисполкома для всех детей были проведены новогодние елки. Плата за билет составляла 5 руб., а для детей фронтовиков билеты были бесплатными. На праздничный обед нам разнесли по тарелке горячего супа с лапшой из серой муки и с маленьким ломтиком черного поджаренного хлеба, а на второе - кашу с мясной котлеткой. Суп дети съели, а второе и хлеб сложили в баночки и унесли домой, чтобы поделиться с членами своей семьи. Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение.

Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль "Дворянское гнездо", в Большом драматическом - "Три мушкетера". В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем "Овод". Температура в помещении была -15°. Зрители сидели в пальто. На обед им дали суп-лапшу, пшенную кашу и 50 г хлеба.

После новогодних каникул из-за большой смертности от голода многие школы были закрыты. Городские запасы продовольствия к тому времени были исчерпаны, а его завоз осуществлялся в столь незначительных размерах, что лишь 13 января всем категориям населения было выдано по 100 г мяса, 200 г крупы и 200 г муки. 200-граммовая пайка черного хлеба оставалась единственным продуктом питания для большинства детей на целый день.

Но учеба шла. Шла и пионерская работа. В том числе сбор подарков - папирос, мыла, карандашей, блокнотов для бойцов Ленинградского фронта. А весной у школьников началась "огородная жизнь”.

Ленинград был городом-фронтом, и все дети вели себя как фронтовики. В школу и домой шли по той стороне улицы, которая была наименее опасна при артиллерийских обстрелах. Поскольку еще с 22 июля 1941 г. было известно, что и немцы, и финны намеревались использовать против ленинградцев отравляющие вещества, в школу ходили с противогазами. Иногда на уроках для тренировки занимались в них. В случае тревоги быстро складывали в сумки для противогазов учебники и организованно переходили в убежище. Активизировалась работа комсомольских и пионерских организаций. Основной задачей воссозданных тимуровских команд стала забота о семьях воинов-фронтовиков и инвалидах войны. Для семей фронтовиков тимуровцы заготавливали дрова. В госпиталях навещали раненых, выступали перед ними с концертами, читали им книги, газеты, писали письма родным и знакомым, когда бойцы не могли этого сделать сами.

Заключение

В 1945 году за героизм и мужество, проявленные жителями Ленинграда во время блокады, городу был присуждено звание Города-героя.

За годы блокады погибло по разным данным от 400 тыс до 1 млн человек. Причем только 3% из них от бомбёжек, артобстрелов и т.д., а остальные 97% от голода.

Хуже всего приходилось детям. Неисчислимые горести выпали на долю детей блокадного Ленинграда. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается.

К началу блокады в городе оставалось около 400 тыс. детей, затем их количество увеличилось за счет эвакуированных из захваченных районов области. Несмотря на свой возраст они участвовали в обороне города: рыли окопы, тушили зажигательные снаряды, работали на военных заводах, собирали металлолом. Ребята ухаживали за раненными бойцами в госпиталях, выступали в составе агитбригад перед войнами Ленинградского и Волховского фронтов, выращивали овощи на блокадных огородах. Тимуровские отряды помогали самым слабым, шили одежду, разносили кипяток по квартирам, собирали детей в вымерших квартирах. За эти заслуги детей награждали, о них писали в газетах.

Во время блокады в Ленинграде день ото дня увеличивалось число детей, оставшихся без родителей. Имевшиеся в городе детские дома не могли вместить всех детей-сирот, и начиная с января 1942 г. один за другим открываются новые детские дома.

В блокадном городе в самую страшную зиму 1941/42 г. работало 39 школ. Удивительно, но многие продолжали учиться в холодном, голодном, окруженном врагами городе. Это было настоящим подвигом.

Тем, кто родился после войны, сложно понять то, что пережило военное поколение. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Список источников

  1.  Дорога жизни 1941-1943/ Н.Ходза, - ДЕТГИЗ, 2013г.- 86с.
  2.  Дети города – героя: сборник/ А.Андреев.- Л.: Ленинздат,1974.- 286с.
  3.  Блокада Ленинграда. [Электронный ресурс]. – Текстовый документ. Режим доступа: http://wikipedia.ru
  4. Блокадная книга/ Д. Гранин, А. Адамович. – СПб.: Ленинград, 1989.

Диплом на заказ


1. Тема- Этапы философии Цели- Научиться определять этапы и закономерности развития философии и философс
2. Братский государственный университет
3. Тема 44 Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества кожнорезорбтивного действия Занятие 4
4. метатель 3м Девушки 250 300 350 400
5. Статистична та спеціальна звітність по виплатам працівникам
6. Реферат- Ущемляющие капканы
7. Disturbed
8. Методологические подходы к организации маркетинга персонала в конкурентной среде
9. Тема 8 Язык программирования Бейсик Всего- 31 вопросов 1
10. чудес СССРПосле развала СССР молодым государствам отошли в наследство множество секретных и не очень воен.html
11. ПЕДАГОГІЧНІ ОСОБЛИВОСТІ ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ СТАРШОКЛАСНИКІВ У СУЧАСНИХ МОЛОДІЖНИХ ОРГАНІЗАЦІ
12. Спиритизм заставляет верить чемунибудь; лучше верить чемунибудь нежели ничему не верить
13. Арбатова Н.К. Внешняя политика Италии.html
14. Входные барьеры на рынок отрасли
15. Сестринское дело Общая медицина 5B110200 Общественное здравоохранение
16. Инфляция и её влияние на макроэкономические процессы в России
17. КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ
18. му месяцу внутриутробного развития слияние заканчивается и матка приобретает грушевидную форму.
19. по теме Карибский кризис
20. Реферат- Гігієна повітряного середовища житлових приміщен