Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Спрос на частное и общественное благо В рыночной экономике любой страны выделяют чистые частные и чистые

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05

13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

13.1. Спрос на частное и общественное благо

В рыночной экономике любой страны выделяют чистые частные и чистые общественные блага.

Чистое частное благо представляет благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

Чистое общественное благо представляет благо, потребляемое коллективно всеми гражданами страны, независимо от того, платят люди за него или нет. Чистые общественные блага характеризуются двумя свойствами: неконкурентностью и неисключительностью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона, среднее образование и т.д.

Свойство неконкурентности в потреблении означает, что потребление чистого общественного блага одним человеком не уменьшает его доступность для других (например, если один человек гуляет в парке, то возможность других людей гулять там же не уменьшается).

Свойства неисключительности в потреблении означает, что ни один человек не может быть ограничен в потреблении блага, даже если он отказывается за это платить (например, нельзя одним людям разрешить, а другим – запретить любоваться фонтанами). Чистое общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом, заключающимся в потреблении его первоначально кем-нибудь, и, в дальнейшем, оно становится доступным для всех. В отличие от чистого частного блага, чистое общественное благо не может быть разделено на единицы потребления и, быть продано по частям. Невозможность определения цены на отдельные единицы чистого общественного блага объясняет особенности определения общего спроса на чистое общественное благо.

(См. слайд – график спроса).

Цена в данном случае не является переменной величиной. Поэтому, кривая спроса на чистое общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Все потребители должны потребить весь объем произведенного блага целиком. Общий спрос чистых общественных благ определяется путем суммирования предельных выгод по вертикали.

Потребление чистых общественных благ происходит коллективно, однако, индивидуальная польза от этого потребления различна. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. В реальной действительности наличие такой информации довольно большая редкость.

Поскольку потребители получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних затрат и получить это благо бесплатно. Такая ситуация получила название проблемы «безбилетников».

Рынок оказывается не в состоянии справится с этой проблемой. Исправить недостатки рынка помогает государство.


13.2. Предложение общественных благ

Предложение общественных благ исходит от государства. Таким образом государство исправляет недостатки рынка.

Недостатки рынка включают случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о недостатках рынка: 1) асимметричная информация; 2) внешние эффекты; 3) монополия; 4) общественные блага. Во всех этих неэффективных ситуациях осуществляется государственная помощь. Государство для решения этих проблем проводит антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивает производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулирует производство, а также потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Данные направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Тем не менее, в современных условиях функции государства значительно шире. К ним относятся: дотации на школьное образование, пособия по безработице, развитие инфраструктуры, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чистых общественных благ, поскольку большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Во всех развитых странах в начале ХХI века доля государственных расходов в валовом национальном продукте на общественные блага имеет тенденцию к увеличению. Также государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится уменьшить безработицу. Государство в последнее десятилетие более активно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддержать высокие темпы развития национальной экономики, осуществляет региональное и внешнеэкономическое регулирование. Таким образом, роль государства в последнее время значительно увеличилась.

Существуют определенные товары и услуги, называемые общественными благами или инфраструктурой, которые рыночная система не намерена производить, поскольку их особенности противоположны особенностям товаров индивидуального потребления. При этом общественные блага неделимы и состоят из таких крупных единиц (автомагистрали, железные дороги, военные объекты, больницы, школы и т. д.), которые не могут быть проданы индивидуальным покупателям.

В отличие от товаров индивидуального потребления, покупаемых у предприятий, фирм на основе самостоятельных решений самих потребителей, общественные блага приобретаются через посредничество государства на основе групповых или коллективных решений. При этом виды и объемы производства различных общественных благ в демократическом государстве определяются политическими методами и представляют собой вопросы государственной политики. Эти групповые решения, принимаемые на политической арене, служат дополнением к решениям домохозяйств и предприятий, дающим ответы на фундаментальные вопросы.

Перераспределение ресурсов из производства товаров народного потребления в производство общественных благ осуществляется следующим образом. В экономике, где существует полная занятость, перед государством стоит задача высвобождения ресурсов, применяемых в производстве товаров народного потребления, для направления их в производство общественных благ. Эффективным способом высвобождения ресурсов из промышленного сектора является сокращение спроса предприятий на них. Это достигается путем обложения предприятий налогами, тем самым, исключая часть их доходов и соответственно потенциальной покупательной способности, из потоков «доходы – расходы». Получая меньшие доходы, предприятия оказываются вынужденными сократить свои инвестиционные расходы. Налоги уменьшают спрос на товары и услуги индивидуального использования, а это, в свою очередь, вызывает снижение спроса на ресурсы предприятий.

Государство, расходуя налоговые поступления, может само направить эти ресурсы в производство общественных благ и услуг, предусматривающих строительство школ, больниц, санаториев, автомагистралей и т. д.

В практических условиях в функционировании рыночной экономики государства выявляются определенные недостатки его вмешательства в экономику. Недостатки государства представляют случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. К основным недостаткам государства относятся:

1) несовершенство политического процесса, включающего манипулирование голосами и т.п.;

2) недостаточность необходимой для принятия решений информации;

3) малый контроль над бюрократией (увеличение государственного аппарата создает все большие проблемы в этой области);

4) невозможность государства предугадать и контролировать краткосрочные и долгосрочные последствия принятых решений.

К недостаткам рынка добавляются недостатки государства. Поэтому экономические методы государства должны применяться таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных законов.


13.3. Анализ общественного выбора

Теория общественного выбора изучает различные методы и способы с помощью которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

Важной предпосылкой теории общественного выбора является концепция «экономического человека». В рыночной экономике человек отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности. Поведение индивида рационально. Это означает, что все люди руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, т.е. сравнивают предельные выгоды и предельные издержки, связанные с принятием решений.

В условиях ограниченности ресурсов каждый человек стоит перед выбором одной из имеющихся альтернатив. Методы анализа рыночного поведения индивида универсальны и могут быть применены к любой из сфер, где человек должен сделать выбор.

Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. Данная теория разоблачает утверждение о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах.

Политики поддерживают, прежде всего, те программы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы одержать победу на очередных выборах. Таким образом, теория общественного выбора пытается распространить принципы индивидуализма на все виды деятельности, включая государственную службу.

Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство представляет арену с конкуренцией людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в управленческой вертикали. При этом государство является рынком особого рода. Здесь его участники имеют необычные права собственности, поскольку избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за их исполнением. Политики и избиратели рассматриваются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Объектом анализа теории является общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии.


13.4. Общественный выбор при прямой демократии

Прямая демократия представляет такую политическую систему, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу. Ее можно считать аналогом совершенной конкуренции.

В современном обществе прямая демократия сохраняется и типична для работы клубов и творческих союзов, съездов и партийных собраний, собраний коллективов учреждений и предприятий. В рамках страны это проявляется в выборе депутатов парламента или президента, проведении референдумов.

Предположим, что жители поселка на одной из улиц решили провести ее озеленение посредством посадки декоративных кустов зелени. Посадка кустов вдоль улицы представляет общественное благо. Сделаем предположение, что вдоль улицы имеется только три дома. Покупка и посадка одного куста стоят 42 тыс. руб. Это означает, что предельные издержки в данном случае постоянны и равны 42 тыс. руб. При их равномерном распределении между всеми жильцами улицы, каждая семья должна платить 14 тыс. руб. за куст. Допустим, что общая выгода от посадки первого куста составляет 98 тыс. руб., от посадки двух – 182 тыс. руб., трех – 252 тыс. руб. и т.д. (табл. с примером).

Когда выгода и издержки распределяются равномерно, то будет посажено пять кустов.

Предположим теперь, что издержки распределяются равномерно, а выгоды нет. Первая семья получает 50% общей выгоды, вторая – 30%, третья – 20% (следующая табл.).

Когда решения принимаются простым большинством голосов, то во втором случае при неравномерном распределении выгод будет посажено меньше кустов, чем в первом. Это связано с тем, что для третьей семьи посадка уже четырех кустов будет убыточна (предельная выгода 11 тыс. руб., а предельные затраты – 14 тыс.руб.).

Против посадки пятого куста будут голосовать две семьи: третья и вторая (поскольку для них предельная выгода составляет 8 и 13 тыс. руб. соответственно). Таким образом, если затраты распределяются равномерно, а выгоды нет, будет иметь место недопроизводство общественных благ.

Необходимо отметить, что в последних двух случаях решающим при голосовании был голос второй семьи, которая занимала место в центре. Такая ситуация получила название модели медианного избирателя. Модель медианного избирателя характеризует существующую в рамках прямой демократии тенденцию, согласно которой принятие решений осуществляется в соответствии с интересами избирателя-центриста, т.е. человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества.

Приведенный пример наглядно показал, что даже в условиях демократии, когда решения принимаются большинством голосов, возможен выбор в пользу экономически неэффективного результата – например, недопроизводства или перепроизводства общественных благ. Это связано с тем, что такой механизм голосования не позволяет учесть всю совокупность выгод отдельного индивида. В условиях прямой демократии все решения общества имеют тенденцию соответствовать интересам медианного избирателя, что далеко не всегда целесообразно.

В условиях представительской демократии процесс голосования усложняется. В отличие от частного, общественный выбор осуществляется через определенные промежутки времени, ограничен кругом участников (депутатов, каждый из которых представляет интересы определенного количества людей-избирателей), каждый из которых предлагает свой пакет решений. Избиратель лишен возможности выбирать нескольких депутатов: одного – для борьбы с инфляцией, другого – для решения проблем безработицы, третьего – для решения проблем жилищного строительства. Избиратель вынужден выбрать одного депутата, позиция которого далеко не полностью совпадает с его предпочтениями. В реальной экономике это означало для человека покупку товара с дополнительной нагрузкой, поэтому избиратель вынужден из многих зол выбирать наименьшее.

Избиратели должны располагать определенной информацией о предстоящих выборах. Информация же имеет альтернативную стоимость и для ее получения требуется время и деньги. Не все избиратели могут позволить себе значительные затраты, связанные с получением необходимой информации о предстоящих выборах. Большинство стремится минимизировать свои издержки.

Некоторые избиратели не ищут информацию, а используют личный опыт или мнение знакомых и родственников. Многие избиратели просто не участвуют в голосовании.

Представительная демократия обладает рядом несомненных преимуществ, предполагающих успешное использование выгоды общественного разделения труда, специализацию избранных депутатов на принятии решений по определенным вопросам.

В тоже время создаются предпосылки для принятия решений в интересах узкой группы лиц.

Парадокс голосования представляет противоречие, возникающее в результате того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.


13.5. Конкуренция групп давления за политическое влияние

Особые мотивы могут присутствовать у определенной группы избирателей, интересы которых нацелены на конкретные вопросы (например, производство табачных изделий, бензина и т.д.). Изменение условий производства (объем государственных закупок, ограничение цен, изменение импортных и экспортных пошлин) для них является чрезвычайно важным. В связи с этим, данные группы с особыми интересами стремятся поддерживать постоянную связь с представителями власти. Они используют для этого средства массовой информации, организуют митинги и демонстрации, создают специальные фирмы, чтобы оказать давление на законодательные органы и чиновников. Приведенные способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называется лоббизмом.

Группы избирателей со значительными и взаимными интересами могут с запасом компенсировать свои затраты, если закон, который они отстаивают, будет принят. Это связано с тем, что выгоды от принятия закона будут реализованы внутри группы, а издержки распределяются на все общество в целом. Интерес небольшой группы избирателей побеждает интересы большинства.

В свою очередь депутаты также заинтересованы в активной поддержке со стороны влиятельных избирателей, поскольку это увеличивает шансы их переизбрания на новый срок. Лоббизм позволяет находить источники финансирования предвыборной компании и политической деятельности. В еще большей степени заинтересованы в лоббизме профессиональные бюрократы, от деятельности которых зависит не только принятие решений, но и претворение в жизнь политических решений. Поэтому исполнительная власть и выборные органы должны следовать определенным принципам, сфера их деятельности должна быть строго ограничена.

При осуществлении законодательной деятельности, депутаты стараются повысить свою популярность, активно используя систему логроллинга, предусматривающую практику взаимной поддержки путем «торговли голосами».

Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и старается получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. По своим вопросам поддержку депутат «покупает», отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег.

Классической формой логроллинга является принятие закона, включающего набор небольших локальных решений. Для получения одобрения, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, зачастую слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Для обеспечения его прохождения к закону добавляют все новые предложения, пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов. Данная практика имеет в себе опасность для общества, так как принципиально важные решения могут быть «куплены» предоставлением частных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.


13.6 Модель бюрократии. Политическая рента

Экономика бюрократии является одним из направлений теории общественного выбора. Законодательные органы создают исполнительные, которые в свою очередь, – обширный аппарат для выполнения разнообразных функций государства, которые затрагивают интересы избирателей. Избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов.

Бюрократия развивается как иерархическая структура внутри государства. Она нужна в качестве стабильной организации для осуществления долгосрочных программ, способной приспосабливаться к внешним изменениям.

Согласно теории общественного выбора, экономика  бюрократии представляет систему организаций, удовлетворяющей как минимум двум критериям: она не производит экономических благ, имеющих стоимостную оценку, и извлекает часть своих доходов их источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности. Бюрократия в силу своего положения не связана непосредственно с интересами избирателей и обслуживает, прежде всего, интересы различных элементов исполнительной и законодательной ветвей власти. Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их подготовке. Поэтому они нередко напрямую связаны с группами, отстаивающими особые интересы в парламенте. Группы с особыми интересами через бюрократов обхаживают политиков, представляют информацию в выгодном для них свете.

Бюрократы, реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, стремятся к принятию таких решений, которые открывали бы для них доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов. На экономии общественных благ они мало что могут заработать, принятие же дорогостоящих программ предоставляет им большие возможности для личного обогащения, усиления влияния, укрепление связей с поддерживающими группами и в конечном счете для подготовки путей перехода на более безопасное место работы.

Бюрократии присущи: стремление ускорить ход дела административными методами, абсолютизация формы в ущерб содержанию, принесение стратегии в жертву тактике, подчинение цели организации задачам ее сохранения. С ростом бюрократии развиваются и негативные стороны управления, становится ниже качество принимаемых решений и медленнее осуществляется их претворение в жизнь. Разные министерства и ведомства преследуют нередко противоположные цели и часто дублируют работу друг друга. Издаются все новые постановления, устаревшие программы не отменяются, увеличивается документооборот. Все это требует больших средств для решения простых вопросов.

Усиление бюрократии усиливает неэффективность работы организации. В частной фирме простым критерием эффективности является рост прибыли. В государственном аппарате такой четкий критерий отсутствует. Обычной реакцией на невыполнение принятых ранее программ является увеличение расходов и рост штатов сотрудников. Все это способствует увеличению государственного аппарата, т.е. людей занятых поиском политической ренты.

Поиск политической ренты представляет стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Чиновники из правительственных учреждений стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений. Участвуя в политическом процессе, бюрократы стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества. Политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек. Такие решения способствуют увеличению популярности политиков, но, как правило, они экономически неэффективны.

Управленческая структура крупных корпораций строится по тем же принципам, что и структура государственного аппарата. Тем не менее государственные учреждения часто не могут воспользоваться преимуществами организационной структуры частных фирм. Причинами служат слабый контроль за их функционированием, недостаточная конкуренция, большая самостоятельность бюрократии.

Условием эффективной борьбы с бюрократией они считают приватизацию; его содержанием являются увеличение экономических прав человека (укрепление прав собственности, терпимость к инакомыслию, гарантии прав меньшинства, честность и ответственность за выполнение контрактов), а конечной целью является создание конституционной экономики.


13.7. Политико-экономический цикл

Рассмотрим сущность политико-экономического цикла. Политико-экономический цикл представляет цикл экономической и политической активности правительства между выборами. Деятельность правительства между выборами подчинена определенным закономерностям. Сразу после выборов осуществляется комплекс мер, направленных на изменение целей или масштабов деятельности ушедшего в отставку правительства. Новым правительством делаются попытки по сокращению неэффективных программ, сокращению дефицита государственного бюджета, совершенствованию работы государственного аппарата. Пришедшие к власти новые люди стараются выполнить хотя бы часть предвыборных обещаний.

Затем активность снижается до тех пор, пока падение популярности нового правительства не достигает критического уровня.

С приближением следующих выборов активность правительства вновь возрастает. Необходимо отметить, что пик новой активности не должен находится слишком далеко от предстоящих перевыборов, иначе избиратели успеют забыть о периоде активной деятельности правительства. Общий политико-экономический цикл может включать ряд более мелких подциклов, которые в целом вписываются в указанную закономерность.


1. Реферат- Бессоюзное сложное предложение
2. воздействие одного лица или группы лиц менеджеров на другие лица для побуждения действий соответствующих
3.  Отметить лекарственный препарат применяемый при морской и воздушной болезни- А
4. уполномоченные банки подотчетные Центральному банку Российской Федерации а также не являющиеся уполном
5. Бизнес-план кафе1
6. Управление валютно-финансовыми рисками
7. сравнительно большое число этих поселений и характер их хозяйственной деятельности способствовали сближе
8. ВЕЧНЫХ ПРОБЛЕМАХ РАБОТЫ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ [1
9. педагогическая документация результаты ПМПК медицинская документация каждого школьника с интеллектуаль
10.  Забезпечує можливість управління комп~ютером безпосередньо із поверхні дошки дотик рукою до поверх
11. Валеология как междисциплинарное научное направление её специфика структура и взаимосвязь с другими.html
12. Морфофункциональные изменения зубочелюстной системы происходящие при полном отсуствие зубов Определе
13. по теме- Анализ желудочного сока
14. на тему- Роль батька в українській сім~ї ldquo;Батько
15. тема расположения информации на внешних устройствах
16. Планирование и прогнозирование валового выпуска продукции
17.  Социализация как фундаментальный процесс- общее и различное с психологической и социологической точки
18. Лекция4 С~ЙЫ~ТАР МЕН ГАЗДАР ~ОЗ~АЛЫСЫ ТЕ~ДЕУІ СТР74 ШВЫД С~йы~ тынышты~та т~р~анда жанама кернеулері
19. тема РФ В чем проявляется сущность бюджета любого государства Охарактеризуйте структуру консо
20. ~аза~ Гуманиталы~ За~ Университеті Халы~аралы~ ы~ ж~не халы~ар.