Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

бытие В каком из приведенных ниже суждений дается правильное определение его понятия- абытие это Всел

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ И МАТЕРИИ

Задачи

1. Какое содержание вкладывается современной философией в по
нятие «бытие»? В каком из приведенных ниже суждений дается правиль
ное определение его понятия:

а) бытие - это Вселенная;

б) в содержание понятия «бытие» входит природа и общество;

в) бытие - это материя. Эти понятия тождественны;

г) бытие - это только природа;

д) бытие включает в себя все существующее, т.е. и материю, и соз
нание;

е) бытие - это все, что существует объективно;

ж) бытие - это материя, ее свойства и проявления;

з) бытие - это все то, что существовало в прошлом и существует
сейчас?

2. «Бытие есть все то, что существует: это и материальные вещи, и
процессы, и свойства, и связи, и отношения. Даже плоды самой буйной
фантазии, сказки, мифы, да и бред больного существует как духовная ре
альность. Следовательно, бытие охватывает и материальное, и духовное.
Оно есть, таким образом, нечто реально сущее» (Спиркин, А. Г. Основы
философии / А. Г. Спиркин. - М., 1988. - С. 93).

Если принять такое определение понятия бытия, то какое понятие будет его противоположностью?

3. Онтология изучает:

а) происхождение и длительность (границы) бытия;

б) структуру (виды, формы, сферы и их соотношение) бытия;

в) движение и развитие бытия;

г) субстанцию бытия;

д) фундаментальные законы бытия.

Продолжите перечисление важнейших проблем и основных вопросов онтологии (назовите не менее 5).

4. Какие из приведенных ниже определений материи являются фи
лософскими:

а) материя - это все то, что обладает массой или энергией;

б) материя есть все состоящее из атомов;

в) материя - это вещество, поле и вакуум;

г) материя - это объективная реальность, данная нам в ощущениях;

д) материя - это инобытие абсолютной идеи;

е) материя - это конечная субстанция, первооснова всего сущест
вующего;

ж) материя есть постоянная возможность ощущений?


  1.  Один из студентов на семинарском занятии утверждал, что элек
    троны, ядро Земли, черные дыры не являются материальными объектами,
    т.к. они не даны человеку в его ощущениях. В чем ошибочность такого
    вывода? Как следует понимать «данность в ощущении»?
  2.  В каком отношении находятся между собой понятия «движе
    ние», «развитие», «изменение»? Можно ли утверждать, например, что вся
    кое движение есть развитие? Всякое изменение - это развитие?
  3.  Как вы понимаете выражение: «Движение абсолютно, а покой
    относителен»?
  4.  Философы элейской школы, анализируя природу движения, при
    ходили к такому парадоксу: для того чтобы тело могло двигаться, нужна
    пустота. Но что такое пустота? Это то, что существует, но не имеет ника
    ких свойств и никак себя не проявляет. Если пустота и существует, то по
    знать ее нельзя, ибо она есть ничто, не содержит в себе никакого бытия.
    Значит, пустота - это нечто существующее и в то же время не сущест
    вующее. Таким образом, допущение о существовании движения приводит
    к логическому противоречию.

Найдите ошибку в этом рассуждении.

9. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Но время как таковое не дано нам в ощущениях. Следовательно, время как
таковое нематериально.

Верно ли это рассуждение? Если нет, то в чем ошибка?

10. «...Пространство и время материальны, ибо они не есть нечто ду
ховное, сознательное, а все, что не есть сознание, есть материя, но их за
труднительно считать материей, ибо последняя должна отличаться от них
как от «форм» своего существования...» (Нарский, И. С. Диалектическое
противоречие и логика познания / И. С. Нарский. - М., 1969. - С. 33).

Сформулируйте проблему, поставленную автором этого высказывания. Насколько она правомерна? Согласны ли вы с решением, предложенным И. С. Нарским?

11. Определите, к каким философским направлениям относятся при
веденные ниже суждения о пространстве и времени:

а) пространство и время суть формы бытия мирового разума;

б) пространство и время суть объективные формы существования
материи;

в) пространство и время - это формы нашего восприятия;

г) пространство и время суть независимые от материи субстанции.

12. Один из героев фантастической повести И. Ефремова рассужда
ет так: поскольку мир един, то и законы его развития должны везде дей
ствовать одинаково, а отсюда следует, что все мыслящие существа во
Вселенной должны быть похожими друг на друга. Согласны ли вы с та
ким выводом?


ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Задачи

1. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «раз
вития». Укажите, какие признаки в этих определениях совпадают, а в ка
ких признаках философы расходятся:

а) «Развитие - это направленные, необратимые качественные измене
ния системы (Алексеев, П. В. Диалектический материализм / П. В. Алек
сеев, А. В. Панин. - М., 1987. - С. 190);

б) «Развитие... есть изменение от простого к сложному, от низшего к
высшему, и не как исключение, а как общее правило» (Фурман, А. Е. Диа
лектическая концепция развития в современной биологии / А. Е. Фурман. -
М., 1974.-С. 198);

в) «Если категория движения отражает атрибутивное свойство изме
няемости материи, то категория развития отражает атрибутивное свойство
прогрессивной однонаправленности материи» (Фадеев, Е. Т. Космонавти
ка и общество / Е. Т. Фадеев. - М., 1970. - С. 21);

г) «...Развитие... специфический способ движения материи, сущест
венные особенности которого выражаются тремя основными законами
диалектики» (Рузавин, Г. И. О соотношении категорий «движение», «раз
витие» и «прогресс» / Г. И. Рузавин // Филос. науки. - 1980. - № 1. - С. 56);

д) «Под развитием понимаются устойчивые изменения качественно
го состояния систем, связанные с переходом к новому уровню целостно
сти и с сохранением их эволюционных возможностей» (Миклин, А. М. Ка
тегория «развития» в марксистской диалектике / А. М. Миклин, В. А. По
дольский. - М., 1980. - С. 40);

е) «В существовании развитие является движением вперед от несо
вершенного к более совершенному» (Гегель, Г. В. Ф. Соч. : в 14 т. - М.,
1955.-Т. 8.-С. 54).

  1.  Укажите соотношение между понятиями «развитие», «прогресс»
    и «регресс». Может ли развитие быть регрессивным? Всякое ли развитие -
    это прогрессивный процесс?
  2.  Существуют ли общие критерии прогрессивного развития для
    живой и неживой природы, а также для общества?
  3.  На семинарском занятии один студент заявил, что тезис о всеоб
    щей связи явлений не соответствует действительности. Он привел при
    этом следующий аргумент: как связано мое выступление на семинаре с
    приходом судна в Марсельский порт или взрывом сверхновой звезды в
    глубинах Вселенной, свет которой дойдет до нас через несколько сот лет,
    как связаны между собой дорожное происшествие с падением курса акций
    на Лондонской бирже? Что бы вы ответили студенту?
  4.  Каково соотношение понятий «связь» и «отношение»? Всякая ли
    связь есть отношение? Всякое ли отношение есть связь? Какими свойст-

10


вами должно обладать отношение, чтобы быть связью? Является ли отношением такая связь: А никак не связано с Б?

  1.  «Исследование колец деревьев вскоре показало, что деревья рас
    тут быстрее в годы максимума солнечных пятен, цены на пшеницу пони
    жаются, свидетельствуя об обильном урожае... Еще более странным пред
    ставляется грубое совпадение максимума солнечных пятен с французской
    и русскими революциями, обеими мировыми войнами и корейским кон
    фликтом» (Корлисе, У. Загадки Вселенной / У. Корлисе. - М., 1970. -
    С. 114). Означают ли факты, приведенные в этих примерах, наличие связи
    между явлениями?
  2.  Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «ка
    чество». Определите, в каких признаках они совпадают, а в каких расхо
    дятся:

а) «Качество представляет собой целостную характеристику функ
ционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и
внешней определенности, относительной устойчивости» (Спиркин, А. Г.
Основы философии / А. Г. Спиркин. - М., 1988. - С. 234);

б) «Качество - это система важнейших необходимых свойств пред
метов» (Алексеев, П. В. Диалектический материализм / П. В. Алексеев,

A. В. Панин. - М.,1987. - С. 231);

в) «Качество - это свойство, отличающее предмет в данном отноше
нии. В разных отношениях вещь обладает разными качествами» (Дмитри-
енко, В. А. Сборник упражнений по диалектическому материализму /

B. А. Дмитриенко, В. Н. Сагатовский, Ф. А. Селиванов. - Томск, 1967. -

C. 37);

г) «Качество» - это философская категория, обозначающая какую-
либо сторону предмета познания, рассматриваемую как целостный его
признак в процессах сравнения с другими предметами» (Лукьянов, И. Ф.
Сущность категории «свойства» / И. Ф. Лукьянов. - М., 1982. - С. 64-65).

  1.  Могут ли у одной вещи быть несколько качеств? Могут ли две
    разные вещи иметь одно и то же качество?
  2.  Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «ко
    личество». В какой мере раскрываемые в них аспекты совпадают?

а) Количество — это... безразличная к бытию, внешняя ему опреде
ленность» (Гегель, Г. В. Ф. Соч. : в 14 т. - М., 1955. - Т. 1. - С. 228);

б) «Количество - объективная определенность качественно одно
родных явлений или качество в его пространственно-временном аспекте,
со стороны бытия его в пространстве и времени» (Филосовская энцикло
педия. - М., 1990. - Т. 2. - С. 552);

в) «Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение
предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество,
класс, степень проявления того или иного свойства» (Спиркин, А. Г. Ос
новы философии / А. Г. Спиркин. - М., 1988. - С. 236).

11


  1.  Древнегреческие философы сформулировали ряд парадоксов,
    которые известны как парадоксы о куче камней и лысом человеке. Сколь
    ко камней составляют кучу? Сколько волос должен потерять человек, что
    бы стать лысым? Как интерпретировать подобные парадоксы с точки зре
    ния закона взаимоперехода количественных и качественных изменений?
  2.  В чем различие между понятиями «противоположность» и «про
    тиворечие»? Всякая ли противоположность является диалектической?
    Всякое ли противоречие является диалектическим?
  3.  Известный специалист в области кибернетики С. Бир, рассмат
    ривая проблему парадоксальных дихотомий, таких как, например, поря
    док-хаос, добро-зло, часть-целое и т.д., задает вопрос, почему эти проти
    воположности играют столь значительную роль в мире: «Почему на всей
    истории человеческой мысли они оставили неизгладимый след, почему
    эти парадоксы до сих пор остаются предметом споров?»

Ответ на этот вопрос Бир ищет в анализе работы мозга: «...Мозг -наша машина для восприятия реального мира - представляет собой сеть нейронов, принимающих всего два состояния. Наверняка, можно было бы показать, что операции такой машины неизбежно приводят к дихотомиза-ции результатов. Если это так, то возникает еще одна проблема... Эта проблема заключается в следующем: является ли реальный мир таким, каким мы его воспринимаем, в силу того что на мозг наложены ограничения, обусловленные его принципиально двоичной структурой, или же такое построение мозга, наоборот, объясняется тем, что он наилучшим образом приспособлен к постижению принципиально двоичной структуры реальности» (Бир, С. Кибернетика и управление производством / С. Бир. - М., 1965. - С. 306-307). Как вы думаете, какой из двух намеченных Биром ответов на последний вопрос будет верным. Почему?

13. Укажите, каково отношение между понятиями «диалектическое
противоречие» и «формально-логическое противоречие»: полное совпаде
ние, частичное совпадение, несовпадение.

«Перед конструкторами всего мира всегда стоит извечная трудно разрешимая задача - соединить в боевом самолете четыре качества: высоту, дальность и вооружение, а для истребителей еще и маневренность. Мощное оружие - это, прежде всего, увеличение веса. Для сохранения маневренности при утяжелении самолета необходимо увеличение площади крыла, что влечет уменьшение скорости. Для увеличения скорости требуется более мощный, а следовательно, более тяжелый двигатель. А дальность требует большего запаса топлива. Как видно, все улучшения, в конце концов, приводят к увеличению веса самолета» (Яковлев, А. С. Цель жизни / А. С. Яковлев. - М., 1967. - С. 337). Интерпретируйте эту конструкторскую проблему с помощью категорий закона единства и борьбы противоположностей.

12


  1.  Почему развитие невозможно без отрицания? Укажите, в чем
    сходство и различие понятий «отрицание» в диалектике, формальной ло
    гике и математике?
  2.  Известный английский драматург Бернард Шоу выступил с ре
    чью на чествовании Альберта Эйнштейна. В этой речи он сравнил науку с
    религией. Отличие науки от религии, по словам Шоу, состоит в том, что
    религия «...разрешает все вопросы и всегда оказывается права. Наука же
    всегда оказывается неправа. Она никогда не решает вопроса, не поставив
    при этом десяток новых. Коперник доказал, что Птолемей был неправ, Ке
    плер доказал, что Коперник неправ. Галилей доказал, что Аристотель не
    прав. Эйнштейн доказал, что Ньютон был неправ...» (Львов, В. Эйнштейн /
    В. Львов. - М., 1959. - С. 115). Однако сам А. Эйнштейн в ответной речи
    не согласился с Шоу. Он сказал, что развитие науки нельзя уподоблять
    строительству дома: бульдозер сносит хибары, и на гладком месте строит
    ся небоскреб. Он сравнил развитие науки с восхождением в гору. Дайте
    философское истолкование различий в подходе к развитию науки Б. Шоу
    и А. Эйнштейна.
  3.  Можно ли повторяемость свойств химических элементов, кото
    рая выражена в периодической системе элементов Д. И. Менделеева, рас
    сматривать как проявление закона отрицания отрицания? Аргументируйте
    свой ответ.
  4.  Может ли одна и та же сущность иметь различные проявления?
    Может ли одно и то же явление иметь разные сущности? Приведите при
    меры.
  5.  Выделите сущность и явление в следующих примерах: горение
    электрической лампы; заболевание человека гриппом; восстание Е. Пуга
    чева; инфляция; атомный взрыв.
  6.  Дайте характеристику приведенным ниже явлениям с точки зре
    ния категорий единичного, особенного и всеобщего:

а) материя; е) тополь, посаженный Ю. Гагариным;

б) Вселенная; ж) выдающаяся личность;

в) Марс; з) кольца Сатурна;

г) тополь; и) культ личности;

д) Бородинское сражение; к) Южный полюс.

20.

На одном единичном консилиуме возник спор по вопросу о мето
де лечения больного. Один из участников спора - лечащий врач-практик -
в ответ на рекомендации академика сказал: «Вы - теоретик, вы думаете,
что болезни существуют реально так, как вы описываете их в своих моно
графиях и диссертациях. Но реально существуют не болезни, а больные
люди, каждый из которых болен своей болезнью, непохожей на миллионы
других. Его болезнь обусловлена и спецификой организма, и генотипом, и
условиями жизни, и множеством других обстоятельств, коих учесть теория не в состоянии. А без учета всего этого теоретические наставления не только бесполезны, но даже вредны». В чем прав, а в чем неправ врач-практик? Представители какого философского направления могли бы согласиться с его исходными принципами?

  1.  В небольшом поселке Озерный было совершено преступление.
    Некто Хижняк из ревности нанес ножевую рану Рыжову. Хотя рана не бы
    ла смертельной, но пострадавший потерял много крови. Когда он был дос
    тавлен в сельскую больницу, то там не оказалось необходимой для пере
    ливания группы крови. Ввиду нелетной погоды и бездорожья доставить
    кровь необходимой группы вовремя не удалось, и пострадавший, несмотря
    на усилия врачей, скончался. В ходе судебного разбирательства прокурор
    обвинил Хижняка в убийстве. Адвокат утверждал, что в действиях обви
    няемого не содержалось всех необходимых и достаточных условий для
    наступления смерти Рыжова, т.к. рана не была смертельной и в случае
    летной погоды или при наличии в сельской больнице крови требуемой
    группы пострадавший, безусловно, был бы спасен. Дайте анализ ситуации
    с помощью категорий причины и следствия. Кто, по вашему мнению,
    ближе к истине: прокурор или адвокат?
  2.  В своей книге «Сумма технологии» С. Лем утверждает, что стра
    тегия науки носит случайный, вероятностный характер. Открытия науки
    непредсказуемы, случайны, подобно мутациям генотипа. Сопоставьте это
    утверждение с приведенными ниже описаниями истории научных откры
    тий. Проанализируйте процессы открытий с точки зрения категорий необ
    ходимости и случайности:

а) в 1895 г. Рентген ставил опыты с трубкой Крукса, которую он на
крывал футляром из черного картона. Случайно на столе оказался лист бу
маги, покрытый платиносинероидным барием. Пропустив ток через труб
ку, Рентген заметил, что бумага люминесцирует. Он предположил, что это
явление вызывается неизвестными лучами. Так были открыты Х-лучи;

б) спустя несколько месяцев после открытия Рентгена французский
ученый А. Беккерель решил узнать, не испускают ли X-лучи обычные те
ла, фосфорисцирующие после освещения. Освещая солнечным светом
пластинки, покрытые солями урана, Беккерель затем заворачивал их в
черную бумагу и оставлял рядом с фотокассетами, надеясь, что Х-лучи
пройдут сквозь бумагу и оставят след на фотопластинке. И действительно,
пластинка потемнела. Беккерель решил повторить опыт. Но стояла пас
мурная погода, и ему пришлось отложить опыт. Дождавшись солнечного
дня, он достал соли урана для того, чтобы осветить их, и обнаружил, что
фотопластинки потемнели, как и прежде, хотя соли не освещались солн
цем. Так было открыто радиоактивное излучение;

в) Л. Пастер, проводя один из своих опытов, за неимением свежей
культуры холеры привил курице несвежую культуру. И курица неожидан
но выздоровела. Так, случай помог Пастеру открыть метод вакцинации;

14


г) в 1928 г. А. Флеминг, перебирая коллекцию культур различных микробов, случайно обнаружил, что в одной из чашек, где в питательном бульоне росли стафилококки, образовалась свободная зона. Флеминг заинтересовался этим явлением. Так были открыты антибиотики.

23. Тренер одной футбольной команды так оправдывал постоянные
неудачи своих подопечных: «Во всех без исключения матчах мы должны
были выиграть, но каждый раз нелепая случайность лишала нас победы».

Нет ли в этом объяснении тренера философской ошибки?

24. Известный русский лингвист К. Щерба придумал фразу, которая,
как он утверждал, представляет собой чистую форму и не имеет никакого
содержания: «Глокая куздра штеко будланула кудлатого бокра».

Является ли эта фраза в действительности чистой формой, лишенной всякого содержания?

  1.  Приведите примеры из области науки, политики и культуры, ко
    торые бы показали, как в различных областях человеческой деятельности
    используется тот факт, что одно и то же содержание может принимать
    различную форму.
  2.  Определите, какие из приведенных ниже явлений формально
    возможны, реально возможны, невозможны:

а) создан вечный двигатель;

б) из зерна пшеницы вырастет дуб;

в) найдено доказательство «великой теоремы» Ферма;

г) создана мыслящая машина;

д) заключено соглашение о запрещении ядерного оружия;

е) в стоящем на раскаленной плите чайнике вода замерзла.
Аргументируйте свой ответ.

  1.  Существует выражение: в мышлении все возможно. Так ли это?
    Нет ли таких явлений, объектов, которые невозможны даже в мышлении,
    которые невозможно было бы понять, представить, вообразить? Можно ли
    к числу таких объектов отнести: круглый квадрат, многомерное простран
    ство, конечную, но безграничную Вселенную, самое большое число и т.д.?
  2.  В науке и технике существуют такие термины: техническая воз
    можность, принципиальная возможность, теоретическая возможность,
    практическая возможность. Переведите эти термины на язык философских
    категорий.


1. тематика курсовых работ для бакалавров по дисциплине Конституционное право Предмет и метод констит
2. U.RU А.
3. Тема 7. Системы искусственного интеллекта
4. Яких правил ведення конспекту ви дотримуєтесь Процес навчання в школахвузахтехнікумах та інших навчаль
5. Изучением действия лекарственных веществ на организм человека занимается фармакология которая
6. 1207 Ж.А. АШИМИ П.
7. Мова та література російська ПОНЕДІЛОК 16
8. лист Маленьке СОНЕЧКО mlenkesonechko
9. Факторы влияющие на формирование планировочной структуры города
10. а Соглашение не вступило в силу на 04
11. культура используется для- обозначения уровня интеллектуального эстетического развития; характ
12. тема фиксирует дату выполнения
13. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4 МЕТОДЫ АНАЛИЗА В КОНСТРУКЦИЯХ РЭС Цель работы- Углубление и закрепление з
14. ВВЕДЕНИЕ Прошло почти двенадцать лет со дня вступления в действие Трудового кодекса РФ который внес боль
15.  обобщающий показатель характеризующий в денежном выражении весь капитал предприятия компании как физич
16. відновлювальний батальйон рвб Інженерносаперний батальйон рота взв.
17. Всесторонний анализ эффективности информационных проектов. «Сбалансированное» решени
18. Реферат- Созвездие Орион
19. верщенно справедлива по этому поводу реакция П
20. а функции определенной на некотором выпуклом подмножестве nмерного пространства которое задается сист