Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Эта ответная реакция отражает процессы адаптации к воздействию рабочей нагрузки факторов окружающей среды

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


Общая характеристика функциональных состояний

Деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций. Эта ответная реакция отражает процессы адаптации к воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний, а также характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. Это дает возможность говорить о функциональных состояниях.

Функциональные состояния – это системная реакция организма и психики человека, которая выражается в виде комплекса характеристик (физиологических, психологических и поведенческих функций и качеств), которые обуславливают выполнение деятельности.

Функциональные состояния формируются и изменяются под влиянием воздействия ряда особенностей субъекта труда и самой деятельности.

К этим особенностям относятся следующие характеристики человека:

* степень пригодности к конкретной деятельности

* уровень подготовленности к выполнению трудовых задач

*величина индивидуальных ресурсов и функциональных резервов для обеспечения деятельности

* состояние здоровья

* отношение к труду.

Важное значение в развитии того или иного состояния имеют факторы трудового процесса, а именно:

1) степень сложности, опасности, напряженности, вредности труда

2) величина и содержание рабочей нагрузки

3) степень адекватности трудовой задачи и средств деятельности, психолого-физиологических возможностей человека.

Формирование функциональных состояний обуславливается воздействием на человека неблагоприятных факторов рабочей среды (шум, вибрация и т.д.); ухудшение психологического климата в рабочей группе (конфликты), а также зависит от нарушения привычного жизненного уклада, биологических ритмов, стереотипов жизнедеятельности, в результате использования нерациональных режимов труда и отдыха (ночные смены).

Функциональные состояния классифицируются по определенным признакам:

а) по характеру причин возникновения (личностные и ситуативные)

б) по уровню развития (глубокие и поверхностные)

в) по направленности реакции (действующие положительно и действующие отрицательно)

г) по уровню осознанности (осознаваемые и неосознаваемые)

д) по длительности проявления:

– относительно устойчивые и длительные

– временные (ситуативные)

– возникающие периодически

е) по уровню напряженности (умеренная напряженность и экстремальные условия).

Виды напряжения:

1. интеллектуальное (при частом обращении к интеллектуальным процессам в плотном потоке проблемных ситуаций)

2. сенсорные (при затруднении в восприятии информации)

3. монотония (при однообразном выполнении действий)

4. политония (вызвано постоянной необходимостью частого переключения внимания)

5. эмоциональное (при конфликтных условиях, при вероятности возникновения аварийных ситуаций)

6. мотивационные (при борьбе мотивов)

7. утомление (напряжение, связанное с временным снижением работоспособности).

Утомление. Причины и виды утомления

Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности.

Утомление – это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижением эффективности и качества труда.

При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствия условий для полноценного восстановления функциональных нарушений, состояние утомления может перейти в переутомление – психическая сатурация – полный отказ от деятельности с нарушением функциональных систем, которые доминировали при выполнении данной деятельности.

Причины:

основными причинами утомления является интенсивная и длительная рабочая нагрузка;

к дополнительным причинам утомления, которые могут ускорить развитие этого состояния следует отнести:

– воздействие на организм неблагоприятных факторов среды (шум и т.д.)

– повышенная нервно-психическая напряженность, эмоциональный стресс

– чрезмерная по интенсивности физическая или умственная нагрузка перед основной работой.

В качестве факторов предрасполагающих к возникновению утомления выступают следующие:

* нарушение рационального режима труда, отдыха и питания

* длительные перерывы между работой

* остаточные функциональные нарушения после болезней

* недостаточное физическое развитие

* наличие вредных привычек

* недостаточный уровень физической подготовки.

Виды утомления: физическое, умственное, эмоциональное, мышечное, зрительное, слуховое, интеллектуальное;

смешанное, общее, локальное.

Формы утомления: компенсируемое, острое, хроническое, переутомление.

Современная классификация утомления построена на учете трех групп показателей:

1. причины возникновения утомления

2. симптомы проявления

3. способы и продолжительность восстановления работоспособности.

Есть состояние родственное состоянию утомления – монотомия – это субъективное состояние пониженной активности, которая наступает вследствие однообразных действий. Симптомы:

сонливость, чувство усталости, неудовлетворенность, снижение внимания, «умственная тупость».

Теории утомления:

а) теория отравления – в процессе физических упражнений выделяется молочная кислота, которая поступает в кровь и мышцы

б) теория истощения энергии – в процессе физической и умственной работы человек теряет энергию, уменьшается объем мышц, который вызывает усталость

в) теория утомления ЦНС – утомление наступает в результате нарушения координации деятельности нервной системы, нарушается координация процессов возбуждения и торможения. Утомление как результат продолжительного процесса торможения носит защитную функцию, предохраняя ЦНС от истощения.

Работоспособность субъекта труда. Динамика работоспособности

Успешное выполнение трудовых задач и удовлетворенность этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности. Работоспособность формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.

Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени, с необходимым уровнем эффективности и качества.

Работоспособность определяется качествами субъекта труда: психологическими, профессиональными, физиологическими.

Максимальная активность деятельности головного мозга определяется часами суток, днями, неделями, месяцами года. Активность и пассивность мозга определяется биоритмами. Самый важный биоритм – суточный. В нем замечено, что на 5–6 часов утра приходится самый значительный физиологический подъем и самая высокая умственная работоспособность.

Дневные ритмы организма образуют определенную последовательность подъемов и спадов работоспособности в течение суток. Колебание уровня работоспособности в течение суток представлена следующим образом:

1) 8–12 часов – первый подъем работоспособности (человек сильный)

11 часов первый пик повышенной работоспособности (наиболее сильный человек)

2) в 13 часов резко снижается работоспособность, чувствуется усталость, первый период прошел

3) 13–15 часов – минимальная физиологическая и интеллектуальная активность (наиболее слабый человек)

4) 15–20 часов – второй подъем работоспособности.

16 часов – второй пик повышенной работоспособности

5) 22–23 часа – физиологический спад.

Работоспособность не является стабильной величиной и в течение недели. Она подвержена определенным изменениям. Первые дни недели работоспособность увеличивается постепенно, с постепенным вхождением в работу, достигая наивысшего уровня в среду. Постепенно работоспособность снижается и резко падает к субботе.

Устойчивая работоспособность – это результат знаний ритмики и динамики, результат упражнений и тренировок в деятельности, результат знания и соблюдения гигиены труда.

В динамике работоспособности выделяют три этапа:

1. предрабочий – в организме возникают физиологические изменения, в которых выражена подготовка к принятию нагрузок. Эти упреждающие действия целесообразны. Они получили название – преднастройка. В результате преднастройки к началу работы возникает определенное предрабочее состояние, характеризующее степень подготовленности к ней.

В состоянии физиологической готовности происходит оптимальный подъем возбудимости мозга, устанавливаются необходимые доминанты, активизируются функциональные системы необходимые для выполнения деятельности.

2. рабочий – в нем выделяют три фазы:

* врабатывание – в начале работы настройка нервной деятельности, она продолжается и окончательно завершается. Врабатывание бывает: экстренное (около 10 мин.) и тонкое

(60–90 мин.)

* фаза оптимальной работоспособности – длится при непрерывной работе средней трудности около 3,5–4 часа. При более длительной работе без достаточного отдыха наступает фаза утомления.

* фаза утомления – характеризуется прогрессивным снижением работоспособности.

Одна из основных задач организации труда – максимально возможное удлинение фазы оптимальной работоспособности и предупреждение фазы развития утомления.

3. послерабочий – происходит восстановление измененных функций организма. Его продолжительность зависит от трудностей выполняемой работы, степени развития утомления, подготовленности условий труда, восстановительных возможностей организма и состояния здоровья – восстановительный этап.

Приемы управления функциональными состояниями

Сохранение работоспособности за счет предотвращения нарушений функционального состояния или формирование благоприятных состояний возможно путем:

* создание системы обеспечения профессиональной пригодности специалистов

*разработка эргономических рекомендаций по проектированию, созданию и эксплуатации системы «человек-машина-среда»

* обоснование и использование методов и средств непосредственного воздействия на конкретного специалиста.

Классификация приемов управления функциональным состоянием:

Формы воздействия:

1. организационные

2. психологические

3. физио-гигиенические и электрофизиологические

4. фармакологические

5. физические

Средства и методы:

1. индивидуальная регламентация труда, рабочая нагрузка, режим труда и отдыха

2. психогенные (аутотренинг, психосоматическая регуляция, гипноз, цветомузыка)

3. дыхание кислородом, искусственными газовыми смесями, закаливание.

4. стимуляторы ЦНС, транквилизаторы, адаптогены.

5. общая и специальная подготовка, спорт, активный отдых, массаж, душ, ванны.

Также можно использовать следующие приемы:

а) объединении чрезвычайно простых и монотонных действий в более сложные и разнообразные по содержанию

б) периодическая смена операций, выполняемых каждым рабочим

в) периодичность изменения ритма работы

г) введение посторонних раздражителей (в частности музыка и пение)

д) режим труда (распределение работы и отдыха в течение всего дня)

е) режим отдыха (микро паузы, активный отдых)

ж) рациональное построение смены трудовых движений и изменение характера деятельности в труде.




1. Социально-психологические механизмы формирования личности преступника
2. Старооскольский техникум технологий и дизайна САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Содержание станда
3. Leisure time
4. Задание 1 Для решения задания следует построить следующую таблицу- Таблица 4
5. Актуальные вопросы правового регулирования и развития федеративных отношений в России
6.  Морфология высших растений Моноподиальное нарастание побегов Pice bies L
7. Cтруктурное программирование воплощает принципы системного подхода в процессе создания и эксплуатации п
8. мг-кг Высокая концентрация мышьяка как и других химических элементов отмечается в печени пищевых гидроби
9. все во имя человека все для блага человека
10. На тему- ldquo;Вантажнорозвантажувальні складські роботиrdquo; З предметуrdquo;Технологiя Монтажних Робітrdquo;
11. 10 План- Введение
12. У каждого ребенка мысль развивается своеобразными путями каждый умен и талантлив посвоему
13. Субъекты аграрной политики условно подразделяются на 3 группы Государство негосударственные субъекты и н.html
14. Курсовая работа
15. Педиатрия (атипичные пневмонии у детей)
16. А. Радугина ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ Gudemus igitur Juvenes dum sumus Post jucundm juventutem Post molestm senectutem Nos hbebit h
17.  Введение 2 Развитие технологий ламп 3
18. Лабораторная работа ’2 ТЕХНОЛОГИи ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД болгарской венгерской и румынской КУХНИ Цель- изуч.html
19. Новые информационные технологии в процессе реформирования системы образовани
20. на тему- архаизмы Ученик Мицук М