Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ КАФЕДРА общегуманитарных дисциплин

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


PAGE  12

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА  общегуманитарных дисциплин

                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                                         Заведующий кафедрой  

                                                                                        _______________________________

                                                                                           к.ф.н.                        (И.И. Незнамова)

                                                                                         «28»  августа  2011 г.

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине «Философия»

ТЕМА 6. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ (ОНТОЛОГИЯ)

лекция 9.  ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ (ОНТОЛОГИЯ)

Обсуждено на заседании кафедры

                                                                                        «28»  августа  2011 г., протокол   № 1

Ставрополь –  2011


УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Рассмотреть историю возникновения проблемы бытия в философии; изучить основные атрибуты и формы бытия.

2. Сформировать навыки философского мышления и умение логично излагать собственные мысли.

ВРЕМЯ:     80 минут.

 Учебно-материальное обеспечение:

Учебно-методический комплекс «Философия». – М.: Изд-во МГЭИ, 2011.

Учебники.

Спиркин А.Г. Философия. – М.: Изд-во Гардарики, 2010.

Кохановский В.П. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Учебные пособия.

Дидактические материалы.

Технические средства обучения:

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЛЕКЦИИ:

Вступительная часть – 10 мин

Основная часть – 60 мин

Учебные вопросы лекции:

1.  Характерные черты западноевропейской философии XIX-XX вв. –  20 мин.

2. Основные школы и направления  – 48 мин.

Заключительная часть – 10 мин.

Литература:

1. Основная:

Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2004.

Кохановский В.П. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

2. Дополнительная: 

Контрольные вопросы для проверки знаний прошлой темы:

1. В чем отличие русской философии от западной?

2. Каковы основные направления русской философии?

3. Что такое космизм?

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1.  Философская теория бытия

В философии нет более фундаментальной проблемы, чем выяснение сущности бытия. С самого начала становления философии мыслители пытались уяснить смысл всего существующего, и в настоящее время эта проблема остается одной из главных в философии.

Бытиеважнейшая категория философии, обозначающая все сущее, бытие в мире, данное бытие. Определяется через соотношение с противоположной категорией «ничто» и формирует свойство, присущее всему, что  окружает человека.

Онтология (от лат. ontos – сущее и logos – понятие) – особое философское  учение о бытии как таковом, вне и независимо от всякого рода логико-гносеологических и методологических вопросов.

В Древнеиндийской философии в Ведах и Упанишадах развиваются представления о целостной духовной субстанции, о бессмертии индивидуальной души и отрицающие их рассуждения о естественных началах сущего – огне, воздухе, воде, свете, пространстве и времени.

В Древнекитайской философии первоосновы мира, образующие все многообразие действительности, именуются стихиями (вода, земля, дерево, металл, огонь).

В эпоху античности мыслители стремились найти одну первопричину всего сущего (вода – у Фалеса, воздух – у Анаксимена, «апейрон» – у Анаксимандра, огонь – у Гераклита, атомы у Демокрита и Левкиппа, и т.д.), при этом они подчеркивали изменчивую природу вещей. Практически все более или менее известные философы этого периода прямо или косвенно анализировали проблему бытия, соотнося ее с вечным и совершенным космосом (космоцентризм).

Парменид впервые выделил категорию «бытие» как предмет философского анализа и в отличие от всех предыдущих философов обосновал неизменную сущность истинного бытия. Бытие едино, неделимо, совершенно неизменно и неподвижно. Оно не возникало и не может погибнуть, ибо помимо него ничего нет и быть не может, оно похоже «на глыбу совершенно круглого шара». Платон выделяя "истинное бытие" – мир «чистых идей», противопоставил ему "чувственное бытие".

 В средневековой христианской философии Платоновская концепция объективно-идеалистической трактовки бытия получила дальнейшее развитие. «Истинное бытие» – бытие Бога, стоящее над сотворенным им, «неистинным бытием». Оформилось онтологическое  доказательство бытия Бога, состоящее  в выводе Абсолютного бытия.

В Новое время в механистической картине мира бытие отождествляется с физической реальностью, веществом, атомами. Но в этот период в учении о бытии появляется новое понятие, выработанное для обозначения общей основы мира, философская категория субстанция (от лат. сущность) одна из фундаментальных категорий философии, несущая два смысловых оттенка: 1) нечто неизменное, в отличие от изменчивого мира вещей, то, что существует само по себе, независимо от  внешних влияний; 2) первооснова, определяющая существование  других вещей.

Р. Декарт – бытие через призму рефлексивного  анализа сознания «Я мыслю, следовательно, существую».

В марксистской философии бытие сводилось к материальной субстанции и через детальный анализ структурной организации материального мира выделяется:

– бытие неорганической материи;

– органической материи;

– социально организованной материи;

В философии XX века в рамках проблемы бытия получили толкование человеческое бытие, ценностное бытие, бытие языка, а в школах такого направления, как неопозитивизм, проблема бытия в философии была объявлена псевдопроблемой наряду со многими традиционными проблемами философии. В философии экзистенциализма проблема бытия сводится к человеческому бытию, к бытию человека, вопрошающего себя о бытии, способного переживать бытие.

Философский смысл категории бытия характеризуется двумя особенностями:

  •  она обозначает существование мира как беспредельного и непреходящего целого. Мир существует не только здесь и сейчас, но везде и всегда, он не имеет ни начала, ни конца, ни во времени, ни в пространстве;
  •  однако этот факт не означает, что мир везде такой, каков он здесь и сейчас, и что он будет всегда таким, то есть бесконечно многообразный мир непрерывно изменяется.

Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки.

В философии выделяют следующие формы бытия:

  •  материальное бытие – существование  материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
  •  идеальное бытие – существование идеального как  самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;
  •  человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
  •  социальное бытие – включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Выделяя специфические формы бытия и подчеркивая связь между ними, философия исходит из того, что все многообразие мира объединяется общей основой. Для обозначения такой общей основы мира в философии выработана категория субстанции. В понимании субстанции как принципа, позволяющего объяснить единство мира и его многообразие, существует три основных подхода:

Монизм – учения, объясняющие мир исходя из одной субстанции:

  •  материалистический – в основу положено материальное начало (Фалес, Демокрит, Гераклит);

– идеалистический – в основу положено духовное начало (Платон, Гегель, Беркли).

Дуализм – учения, согласно которым в основе мироздания лежат две субстанции – материальная и духовная  (Декарт).

Плюрализма – учения, согласно которым в основе мира лежит несколько субстанций (Лейбниц).

Сущность материалистического субстанциализма впервые в истории философской науки развил Б. Спиноза (XVIII век). Он рассматривал понятие «материя» через категорию «субстанция», не отождествляя их. Под субстанцией Б. Спиноза понимал то, что можно представить, не привлекая к представлению нечто другое, из которого могла бы возникнуть субстанция. Субстанция есть причина самой себя, то есть то, что не может быть представлено иначе, как существующим. Разворачивая далее категорию «субстанция», Б. Спиноза вводит понятие ее атрибута – того, что составляет ее сущность, а также понятие модуса – того, что выступает как состояние субстанции. Сама же субстанция — не причина и не основа атрибутов и модусов, а их целостное единство, их система.

Понятие материи (от лат. вещество) как предельно широкой  философской категории, содержание которой противоположно содержанию «идеальное», и в которой заключены  представления о единой субстанции, лежащей в основе всего видимого  многообразия вещей, является краеугольным  камнем материализма.

Материализм утверждает, что окружающий человека мир есть движущаяся материя. В мире нет ничего, кроме различных форм движущейся материи, которая лишь переходит из одного состояния в другое. Но что представляет собой материя – в различных материалистических учениях понималось по-разному. И по мере углубления человеческого познания в сущность окружающего мира формировалось и углублялось содержание философского понятия материи.

Представляется необходимым выделить следующие исторические этапы формирования категории «материя»:

  •  вещественно-предметный – древние материалисты отождествляли материю с конкретными, чувственно-воспринимаемыми природными явлениями, стихиями: огонь, воздух, вода, металл, дерево; весь мир – это модификация этих стихий;
  •  вещественно-субстратный – заложили основы древние греки. Левкипп, Демокрит, Эпикур считали, что  все многообразие предметного мира состоит из атомов, движущихся в бесконечном пространстве. Эти представления сохранялись вплоть до  конца XIX века. Особое распространение получили в философии  французских материалистов  XVII века, которые материей называли совокупность всех существующих тел и явлений, воздействующих каким-либо образом на органы чувств;
  •  философско-гносеологический – связан с диалектико-материалистической философией. Так, Ф. Энгельс впервые в истории науки в категорию «материя» ввел общество. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» подчеркнул такое ее свойство материи, как быть объективной реальностью, существовать вне  и независимо от человеческого сознания. Данное гносеологическое определение указывает на недопустимость отождествления конкретного научного и философского понимания материи, сведения материи как  таковой к отдельным ее видам или свойствам.

В последнее время в учебной и научной литературе намечается  и предполагается, что материю следует определять с точки зрения категории личности, что, по мнению авторов этой идеи, позволит осуществить синтез различных стратегий исследования материи, но какой будет эта новая концепция материи — покажет будущее.

Итак, философское понятие о материи отражает ее основное свойство – быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания - и ориентирует конкретно-научные дисциплины на познание неисчерпаемых ее свойств, на познание ее строения и структуры.

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о сложной системной организации ее.

Система (от греч. – целое, составленное из частей) – это совокупность элементов, которые своими отношениями и связями образуют определенную целостность, единство.

Целостность как системообразующий признак представляет собой принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и зависимость каждого элемента от его места в системе. Практически каждый объект может быть представлен как система. Любая материальная система взаимодействует с целым рядом других систем и в ходе этого взаимодействия ее свойства меняются. Но некоторые свойства систем сохраняются при любых изменениях, и это является условием существования данной системы, условием сохранения ее структуры. Структура ( от лат. – строение, расположение) – это совокупность устойчивых связей и отношений между элементами системы, которые обеспечивают целостность системы. Следовательно, система – это элементы и их структура в целостном единстве.

Выделяют следующие уровни организации материи:

  •  неорганический:
  •  субмикроэлементарный – кварки, глюоны – мельчайшие единицы материи;
  •  микроэлементарный – андроны, состоящие из кварков, электроны;

– ядерный – ядро атома;

  •  атомарный – атомы;
  •  молекулярный - молекулы;
  •  макромир – совокупность твердых, жидких и газообразных тел и явлений, или суператомный уровень организации неорганической материи;
  •  планетарные системы;
  •  звезды, галактики и системы галактик;
  •  метагалактики;
  •  Вселенная, мир – мегамир в целом.
  •  органический:
  •  доклеточный – нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки;
  •  клеточный – клетки и одноклеточные организмы;
  •  многоклеточные организмы – растения и животные;
  •  виды;
  •  популяции;
  •  биоценозы;
  •  биосфера.
  •  социальный:
  •  человек, индивид;
  •  семья;
  •  коллективы разных уровней;
  •  социальные группы – классы, страты;
  •  этносы;
  •  нации;
  •  расы;
  •  отдельные общества;
  •   государства;
  •  союзы государств;
  •  человечество в целом.

Все уровни организации материи представляют собой лишь ступени глобальной эволюции материального мира.

Такое понимание бесконечного многообразия бытия всегда было характерно для философов, признающих единую основу мира, для материалистического и идеалистического монизма. Но идеалистический монизм рассматривает материальный мир лишь как производное от идеальной субстанции: тени идей, инобытие абсолютной идеи, промысел Божий. Материалистический монизм видит единство мира в его материальности и при этом подчеркивает качественное многообразие материального мира.

Важнейшими свойствами материи являются:

  •  самоорганизация – создание, совершенствование, воспроизводство самой себя без участия внешних сил. Синергетика – учение о самоорганизации материи (И. Пригожин);
  •  способность к отражению – то есть материя копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями; этим признается принципиальная  познаваемость материального мира, что означает совпадение законов объективного мира и законов мышления;
  •  размещенность в пространстве и времени;
  •  наличие движения;
  •  несотворимость и неуничтожимость – закон сохранения энергии.

Таким образом, мир един, вечен и бесконечен, в мире не существует ничего, что не было бы движущейся материей или что не было бы ею порождено. Материя проявляет себя только через качественно специфические виды, каждому из которых соответствует своя форма движения и пространственно-временная организация.

3. Атрибутивные свойства бытия

Итак, философская теория бытия является самой сложной в плане раскрытия ее сущности. Подчеркивая единство и многообразие бытия, философия выходит на проблему атрибутивности бытия. Под атрибутом в философии и науке понимают необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта. Атрибутивными свойствами бытия в философии считаются движение и покой, пространство и время.

Движениеизменение вообще, то есть любое изменение, как качественное, так и количественное. Только признав, что  движение – это неотъемлемое свойство материи, можно объяснить многообразие мира в его материальном единстве.

Одним из первых движение как философскую категорию, подверг анализу Зенон Элейский. Он сформулировал ряд апорий (греч. - безвыходное положение: логическое затруднение, противоречие при разрешении проблемы), где показал сложность рационального понимания движения в силу его внутренней противоречивости.

На сложности в понимании движения обратили внимание еще древние мыслители, что нашло отражении в творчестве А.С. Пушкина:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

В философии выделяют следующие типы движения:

  •  качественное – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств. Включает следующие виды:
  •  динамическое движение – изменение содержания в рамках старой формы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм;
  •  популяционное движение – кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу одной формы материи к другой;
  •  количественное – перенос материи и энергии в пространстве.

Любое конкретное бытие существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводится определенный тип изменений, движений. При уничтожении этого типа движения данное конкретное бытие распадается, переходит в другое бытие, которое характеризуется своим типом движения. Покой выступает как момент движения, момент сохранения качественной определенности движущегося бытия. До тех пор, пока бытие сохраняет свою качественную определенность, то есть находится в относительном покое, остается «самим собой», оно может существовать, изменяться, двигаться.

В диалектическом единстве изменчивости и покоя определяющей стороной выступает движение, ибо только оно приводит к появлению новых видов бытия, а покой лишь констатирует сохранение этих видов.

Кроме движения в рамках относительного покоя, существует движение, связанное с изменением самого предмета или явления и переходом его в другое качественное состояние: либо распад или гибель явления, либо возникновение более сложных, высших материальных образований. Развитиедвижение, которое связано с качественным преобразованием объекта, переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому. (Например, развитие растения из семени до колоса, процесс образования кристаллов, смена общественных эпох, эволюция звезд, приобретение студентом специальности, формирование новых теорий (динамический вид развития).

Кроме типов движения материи выделяют формы движения матери, которые выделил Ф. Энгельс, опираясь на достижения естествознания XIX века:

  •  механическая – пространственное перемещение тел;
  •  физическая – теплота, свет, энергия, магнетизм;
  •  химическая – движение атомов в молекулах, изменяющее химический состав и строение вещества;
  •  биологическая – жизнь как способ существования белковых тел;
  •  социальная – связана с развитием общества.

Движение обладает следующими важнейшими свойствами:

  •  возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);
  •  всеобъемлюще (движется все!);
  •  постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения

К атрибутивным свойствам бытия, представления о которых начали складываться в глубокой древности, относятся:

Пространство как форма бытия выражает сосуществование явлений и объектов, их протяженность, их отдаленность и расположение относительно друг друга.

Время характеризует последовательность смены объектов и процессов, длительность их бытия и характер развития.

Существует ряд основных подходов к понимаю пространства-времени:

  •  объективный идеализм рассматривает материальный мир как творение духовного начала, инобытие абсолютной идеи, и пространство–время связывает с божественным промыслом;
  •  субъективного идеализма, пространство и время вносятся в материальный мир самим человеком. И. Кант, например, утверждал, что пространство и время есть «чистые» формы чувственного созерцания, они не существуют объективно, а представляют собой априорные, врожденные формы чувственного наглядного представления. Э. Мах считал, что пространство и время есть упорядоченные системы рядов ощущений. По Маху, не человек существует в пространстве и во времени, а пространство и время существуют в человеке и порождаются им;
  •  материализм всегда связывал пространство и время с существованием материальных систем. Но в понимании характера этой связи исторически сложились два подхода: субстанциональный и реляционный. В субстанциональной концепции время и пространство – отдельная реальность, наряду с материей самостоятельной  субстанцией, а отношения между материей и пространством и временем – как межсубстанциональные (Демокрит, Эпикур);
  •  реляционный (от лат. relatio – отношение) – время и пространство – отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов (Аристотель, Лейбниц, Гегель). Лейбниц связывал пространство и время с особыми отношениями между объектами и процессами, и хотя существование самих объектов он объяснял с идеалистических позиций, пространство и время, по учению Лейбница, вне объектов и процессов не существуют. Согласно Специальной теории относительности А. Энштейна пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел. Чем больше величина сил тяготения, тем больше искривление пространства и медленнее течет время;
  •  диалектический материализм относит время и пространство к числу всеобщих атрибутивных форм бытия материи, вне которых невозможно ее существование. Пространство и время находятся в единстве с движущейся материей. Они не могут существовать отдельно от материи и движения, так же как материя и движение не могут существовать вне пространства и времени. Пространство и время – две неразрывно связанные, но различные формы существования единой материи.

Важнейшие свойства пространства и времени:

  •  объективность.
  •  вечность,
  •  несотворимость и неуничтожимость,
  •  бесконечность и безграничность.
  •  трехмерность – любой процесс или объект окружающего нас мира существует в пространстве с тремя измерениями, что означает реальную возможность определить положение тела относительно других явлений и объектов, как минимум, тремя координатами. Для определения временных характеристик достаточно одной координаты, ибо время всегда движется в одном направлении – от прошлого к настоящему и будущему, оно необратимо, одномерно.

Пространство и время представляют собой формы материального бытия, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм являются определенные виды движущихся материальных систем, и именно особенности и характер развития материального образования определяют основные свойства пространства и времени.

Современная наука выявила качественную специфику пространства. Важные выводы получены и в квантовой механике. В области слабых взаимодействий обнаружена пространственная асимметрия распада некоторых мезонов (неохранение четности). Выдвигается гипотеза квантования пространства и времени. Эта гипотеза вызвала у части физиков тенденцию к отрицанию всеобщности пространства и времени, как то уже не раз было в истории развития науки. Необходимо помнить, что открытие новых видов материальных систем или процесс возникновения их в ходе эволюции материального мира приводит к появлению новых форм движения и соответствующих им пространственно-временных структур.

Вероятно, можно предположить, что трехмерное пространство и одномерное время свойственны только нашему макромиру. Возможны материальные образования  с многомерным пространством, со временем, текущем либо в обратном нашему направлению, либо текущем в двух направлениях. Идея неисчерпаемого многообразия мира методологически не исключает обнаружения миров с пространственно-временными свойствами, не представляемыми наглядно.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Задание студентам для самостоятельной работы

1. Самостоятельно выписать в словари следующие онтологические категории: единое и многое, целое и часть; количество и качество, содержание и форма, единое и общее, возможность и действительность.

  

Использованная для подготовки лекции литература

Астрономия и современная картина мира. - М.: ИНФРАН, 1996.-246 с.

Дубровский В.К. Концепции пространства и времени. Физический и философский аспекты. - М.: Наука, 1991.- 168 с.

Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. Темы 13-15,19,21,24-29. М.: Конкур, 1998.-464 с.

Лобанов В.Д. Бытие и реальность. - М.: Наука, 1999.-153 с.

Потемкин В.К., Симаков А.А. Пространство в структуре мира. - Новосибирск: Наука, 1990.- 176 с.

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: ИНФРАН, 1994. - 272 с.

Философия, естествознание, социальное развитие. - М.: Наука, 1989. - 247 с.

Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Aol Mazginem, 1997. - 451 с.

Щербаков А.С.  Самоорганизация материи в неживой природе. Философские аспекты синергетики. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 111 с.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.20. - 827 с.

Лекция разработана доцентом кафедры общегуманитарных дисциплин, к.ф.н.

подпись                                                                                          

«28» августа 2011 г.




1. Дипломная работа- Формування у молодших школярів граматичних понять роду, числа і відмінка іменників
2. Природа
3. Разработка производственной программы цеха машиностроительного предприятия
4. Курсовая работа- Менеджмент проектных команд
5. Либерализм
6. Контрольная работа по дисциплине- Проблемы квалификации преступлений
7. Контрольная работа- Основные понятия муниципального права
8. Альтенберг Петер
9. Организованные группы и преступные сообщества
10. тема Алексеевича
11. был добрый молодЕц Сёмкой звал его отец Мама кликала Семёном Летом и зимой студеной
12. Три метра над небом Федерико МоччиаТри метра над небом Лимбус Пресс Издатель
13. гейша История жизни Минеко Ивасаки одной из самых легендарных гейш Японии призвана обьяснить европейск
14. лютому 1942 р на західному та південнозахідному напрямках значно погіршив стратегічне становище німецьких з
15. тема Також розглянуті шкідливі й небезпечні виробничі фактори що можуть виникнути при роботі з системою щ
16. История психологии
17. то И боль пожалуй
18. he is bit stubborn. Nevertheless he is plesnt to del with
19. тыс. г. да н.э. Існавала родавая арганізацыя грамадства.
20. Абсолютная монархия в России.html