Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

хначало 50х годов время позднего сталинизма ознаменованы предельным максимальным падением уровня литерат

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

Билет №20

Конец 40-х-начало 50-х годов, время позднего сталинизма, ознаменованы предельным, максимальным падением уровня литературы в СССР. А смерть И.А. Бунина в 1953 году была воспринята в качестве символического конца старой литературы зарубежья. Таким образом, обе основные ветви русской литературы эволюционируют по нисходящей от 20-х к 50-м годам, а во второй половине века вновь медленно поднимаются, достигая неплохого уровня, но едва ли сопоставимого с уровнем классики XX столетия. Видимо, последствия исторических потрясений, репрессий и войн слишком тяжелы. 40-50-е годы: тема войны - Твардовский - Василий Тёркин, Шолохов - Судьба человека, Симонов - Дни и ночи, Живые и мёртвые, Солдатами не рождаются, Катаев - Сын полка, Фадеев - Молодая гвардия, Корнейчук - Фронт, Леонов - Нашествие. Леонов - Русский лес. Пастернак, Ахматова, Заболоцкий вторая волна эмиграции - Набоков, Газданов, Алданов, Поплавский, Берберова, Одоевцева, Елагин, Нароков, Моршен

ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ - условное название периода литературы Советского Союза 1950-х- начала 1960-х.

Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, "офицерская проза", несла важное понимание правды о прошедшей войне.

В 1956 вышли роман Владимира Дудинцева Не хлебом единым и повести Павла Нилина Жестокость, Сергея Антонова Дело было в Пенькове.

Рассказы Пантелеева:

-Буква «Ты»

-Честное слово

-Рассказы о Белочке и Тамарочке:

Много десятилетий работает в детской литературе Леонид Пантелеев   (Алексей Иванович Еремеев, родился в 1908 г.). Глубокая актуальность и широта эстетического диапазона характеризуют созданные им героические характеры в рассказах «На ялике», «Гвардии рядовой», «Честное слово». В рассказе «На ялике» Л. Пантелеев показывает, как шутливо и в то же время с уважением называют Матвеем Капитоновичем взрослые маленького лодочника, который сменил погибшего отца. Мальчик подражает отцу не только внешне, когда деловито покрикивает на пассажиров, но и героизмом поведения в момент авиационного налета. Худенький мальчик в отцовском картузе, «лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе», правит яликом спокойно и мужественно, вселяя уверенность во взрослых людей.

В рассказе «Честное слово» писатель заставляет задуматься над взаимоотношениями взрослых и детей, приучает бережно относиться к детским радостям и огорчениям. «Детский» и «взрослый» мир - понятия во многом условные, и честное слово, данное маленьким «сержантом» во время игры,- мост, переброшенный писателем в будущее этого характера. Нечуткость взрослого, его пренебрежение своей «памятью детства» могли бы искалечить веру маленького человека в незыблемость понятий «часовой», «пост», «честь». Мальчик, о котором ребята забыли во время игры у «порохового склада», не остался заброшенным - случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост. Этот рассказ по-своему варьирует героическое начало в детских характерах, подчеркивая его значимость в невоенной обстановке, в игре.

Билет 21

Литературный процесс в 60-80-е годы шел в целом активно, сопровождался дискуссиями и творческими поисками. В детской литературе продолжают работать признанные мастера: С.Михалков, А. Барто, Е. Благинана, В.Катаев, Н.Носов и др. С середины 50-х годов в детскую литературу пришли: Э. Шим, С. Сахарнов, В. Железников, Р.Погодин и др. Они первые взяли на себя ответственность за пересмотр идеологии сталинского режима. В конце 50-х годов заявили о себе писатели, которых относят к поколению «шестидесятников». В области литературы для дошкольников и младших школьников много сделали поэты-«шестидесятники»: В.Берестов, И. Токмакова, Р.Сеф, Ю.Мориц, Ю.Коваль, Э.Успенский и др. Для них характерны: раскованность, граничившая с озорством, любовь к художественной игре, следование традициям «серебряного века». Поэзия 60-80-х годов отличается разнообразием жанров: поэтические миниатюры, рассказы в стихах, песни и т.д. Реальность и фантастика как особенность мировосприятия героя и повествования. В прозе этих лет важными были 3 ключевых проблемы: человек и история, человек и история, человек и природа С.Алексеев внес значительный вклад в разработку первых двух проблем своими историческими рассказами, повестями. В. Железников, Н.Дубов, А. Лиханов углубили представление о детской психологии и о социальных противоречиях детства. О природе, о животных и их охране писали в эти годы: Г.Снегирев, С. Сахарнов, Ю.Дмитриев, И.Акимушкин. Крупным событием в эти годы было появление переводов на русский язык книг: А. Милна, Л.Кэрролла, К.Льюиса, Дж. Родари. Вместе с тем 60-80-ые годы – период противоречий между административно-идеологическим управлением культурой и свободно складывающимся литературным процессом. С конца 80-х годов два потока слились, и наступило время глобального переосмысления истории и культуры. 

В.Драгунский

Услышав название «Денискины рассказы» почти любой человек улыбнется. Вспомнятся веселые, короткие рассказы про изобретательного и шустрого Дениса Кораблева. Денис был на самом деле, только о фамилии Драгунский, а папа его, Виктор Юзефович Драгунский, был тем самым автором, поведывавший миру детские шалости сына.
Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 г. в далекой стране, в городе Нью-Йорке, автор популярных рассказов для детей. С 1959 года Виктор Драгунский начинает писать весёлые рассказы для детей про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых, позже были сняты фильмы «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979 г.) «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973 г.).
«Денискины рассказы» принесли их автору популярность. Его имя стало ассоциироваться с детскими рассказами.
«Денискины рассказы» веселые, задорные детские истории.

Англичанин Павля

Арбузный переулок

Белые амадины

Бы

Волшебная сила искусства

Где это видано, где это слыхано...

Главные реки

Гусиное горло

Двадцать лет под кроватью

Девочка на шаре

Друг детства

Дымка и Антон

Дядя Павел истопник

Заколдованная буква

Анализ рассказа «Одна капля убивает лошадь»

Особенности анализа эпического произведения рассмотрим на примере рассказа В. Ю. Драгунского "Одна капля убивает лошадь". Он входит в цикл "Денискины рассказы", и, так же, как и во всём цикле, предметом изображения здесь становится внутренняя жизнь ребёнка. Однако в каждом рассказе автор сосредоточен на каком-то одном аспекте этой темы, в данном случае, на проблеме взаимоотношений между ребёнком и взрослыми, на проблеме понимания и непонимания между ними. 

На первый взгляд перед нами юмористический рассказ, забавная история про детей и взрослых. Всё произведение строится вокруг известного выражения "одна капля никотина убивает лошадь", именно оно становится причиной событий, описанных в рассказе. Здесь эта банальная истина наполняется новым смыслом, потому что главный герой слышит её впервые и понимает по-своему. С одной стороны, это по-детски наивное и буквальное восприятие, но с другой стороны, это чистый и свежий взгляд на вещи, которым взрослые уже не придают большого значения. Первый раз это выражение звучит в разговоре между родителями, который случайно услышал Дениска. Фраза, оброненная мамой, вызывает в душе ребёнка бурю эмоций. Основной мотив получает развитие в следующей части рассказа, описывающей приход гостей. Явно не симпатичная маленькому герою тётя Тамара дарит папе портсигар, чем вызывает настоящий протест с его стороны.

Кульминацией становится поступок Дениски: он отрезает от папиных папирос почти весь табак. Развязка наступает незамедлительно: мальчика выгоняют из комнаты. При этом он не чувствует себя ни виноватым, ни обиженным, а лишь философски замечает: "Видно, папа ничего не понял. Но я не стал ему объяснять и вышел из комнаты". Непонятливым взрослым, считает Дениска, бесполезно что-либо объяснять. В этой ситуации он ведёт себя точно так же, как ведут себя взрослые по отношению к неразумным детям. Повествование в рассказе ведётся от лица главного героя, поэтому мы знаем, что присходит в его душе, а взрослых видим его глазами. Основным приёмом создания образа становится психологическая характеристика, о чувствах и эмоциях ребёнка говорится напрямую: "я очень испугался", "я ужасно разозлился", "я почувствовал, что у меня щёки стали красные, как флаги". Кроме того, мы знаем, о чём думает главный герой, и можем проследить логику детских размышлений: раз капля никотина убивает лошадь, а папа "поменьше лошади", значит, для него курение гораздо опасней. Поэтому серьёзный ребёнок пытается оградить от опасности легкомысленного папу всеми доступными ему средствами.

Ещё одним способом характеристики главного героя становится его речь. Даже когда он не выражает напрямую свои симпатии и антипатии, об этом говорят уже те слова, которые он выбирает.  Оказывается, семилетний Дениска, которого почти никто из взрослых не воспринимает всерьёз, очень хорошо разбирается в тонкостях отношений между ними и "в мыслях, про себя" оценивает их поступки. А вот взрослые, напротив, с трудом понимают ребёнка, и поступок Дениски они расценивают как детскую глупость. И только мама догадывается, что её сын вовсе не такой несмышлёный ребёнок, каким кажется.

Вообще все взрослые в "Денискиных рассказах" условно делятся на "своих" и "чужих". "Свои" - это родители, прежде всего, мама - она лучше всех понимает сына, помогает ему в трудных ситуациях. Папа не так тонко чувствует то, что происходит в душе ребёнка, но всё-таки он из тех взрослых, с которыми можно найти общий язык. "Чужие" - это, например, гости, которые приходят в дом и "задают маленьким очень глупые вопросы". Эти взрослые изображены с точки зрения ребёнка, а потому и они, и их поступки зачастую выглядят странными или смешными. Два мира как бы меняются местами: ребёнок оказывается мудрее и серьёзнее взрослых, он беспокоится и заботится о них, а взрослые ведут себя как непослушные дети. Не случайно, описывая взрослых, Дениска употребляет по отношению к ним штампы из взрослой речи, обращённой к детям: "Все пришли и стали вести себя очень прилично". Показывая взрослых глазами ребёнка, В. Драгунский подчёркивает ошибочность их представления о детях как о ещё не состоявшихся людях. Маленький герой и рассказчик - полноценная личность, умеющая думать и чувствовать, делать выводы и совершать поступки. Таким образом, автор не просто рассказывает смешную историю из жизни маленького мальчика, а выступает в защиту детства.

Ю. Сотник 

Родился во Владикавказе, потом семья переехала в Москву.

Свой первый рассказ о котёнке, живущем в их коммунальной квартире, Юрий написал в четвёртом классе. Окончив школу, Сотник много путешествовал по России, был фотолаборантом, работал сплавщиком на реке Лене, рыбачил. С увиденного он начал писать рассказы.

В 1938 году вступил в литобъединение при издательстве Советский писатель. Свой первый рассказ «Архимед» Вовки Грушина" Сотник выпустил в 1939 году. В этом рассказе Сотник описал, как он в детстве хотел построить подводную лодку. В послевоенные годы он выпускал много рассказов о жизни подростков, которые попадали в разные истории. Многие его герои были пионерами. По сюжету, некоторым его персонажам доводилось попадать в разные приключения, даже сидеть в засаде.

ИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Ясновидящая, или Эта ужасная "улица" -повесть

Невиданная птица (1950) Сборник рассказов

Приключение не удалось (1960) - Повесть

Про наши дела (1946) Повесть

Эликсир Купрума Эса (1978) - Фант. повесть

Машка Самбо и Заноза(1965) - Прикл.-фант. повесть

Архимед Вовки Грушина. (1939) Рассказ

Родился 31 августа 1929 года в Баку. Особенностью рассказов писателя является их краткость вместе с остроумным доброжелательным юмором. Это нечасто встречающаяся в литературе особенность — краткость. Такой ёмкий краткий стиль требует особого писательского мастерства, которым Голявкин владел, как никто другой. Герои его рассказов всегда хоть и смешные, но деятельные и обаятельные. Длинные рассказы встречаются редко. Одними из самых коротких являются такие рассказы, как «Рисунок», «Четыре цвета», «Друзья», «Больные», например, рассказ «Рисунок»

Произведения В.В. Голявкина

Голявкин В. В. Гора // Поступок : сбор-

ник рассказов / сост. Е. Стрельцова; рис и

оформл. А. Маркелова-Быстрякова. – Изд.

2-е. – Л., 1991. – С. 38-47. : ил.

Голявкин В. В. Один, два, три : повести /

В.В. Голявкин; рис. А. Сколозубова. – Пе-

реид. – Л., 1983. – 144 с. : ил.

Голявкин В. В. Тетрадки под дождём :

рассказы. – Л., 1982. – 31 с. : ил. – (Читаем

сами).

Голявкин В. В. Три повести / В.В. Голяв-

кин; рис. автора. – Л., 1984. – 207 с. : ил.

Голявкин В. В. Удивительные дети : по-

весть и рассказы / В.В. Голявкин; рис. ав-

тора; оформл. А. Рыбакова. – Изд. 3-е. – Л.,

Билет 22

Своеобразие юмористических произведений одного из писателей (Драгунский, Носов)

Николай Николаевич Носов (1908—1976) — крупнейший из писателей-юмористов детской литературы. В его творческой биографии счастливо сошлись увлечение техническими знаниями и дар юмориста.

Первая публикация писателя относится к 1938 году: в журнале «Мурзилка» был напечатан его рассказ «Затейники». В дальнейшем в «Мурзилке» публиковалось большинство его рассказов; среди них — «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки». В 1945 году вышел сборник для малышей «Тук-тук-тук», в который вошли предвоенные рассказы и новые: «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и др. Позднее появились сборники для младшего и среднего возраста — «Ступеньки» и «Веселые рассказы» (1947).

В цикле «Веселые рассказы» (1947) сквозные герои составляют традиционную комическую пару: Коля — здравомыслящий, хотя и наивный, мальчик-рассказчик — и Мишка — фантазер, горе- изобретатель, чья неуемная предприимчивость становится причиной смешных неудач. Смешон не только Мишка — тем, что за все берется и ничего не умеет, но и Коля — тем, что при всей своей рассудительности подчиняется напору Мишки и вместе с ним попадает впросак.

Все внимание автор сосредоточил на детях. Взрослые в его рассказах играют скромную роль, во всяком случае взрослые никак не ограничивают самостоятельность детей, т.е. не мешают им ошибаться и учиться на собственных ошибках.

Писатель мастерски владел приемами комического повествования, к тому же хорошо знал детскую психологию. Это и обеспечило рассказам о Мишке и его друге прочное место в новеллистике для дошкольников и младших школьников.

Завоевали популярность и повести Носова для среднего возраста — «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950) и «Витя Малеев в школе и дома» (1950). Последняя из них выделяется тем, что впервые в юмористическом произведении психологически точно было показано формирование детского характера в борьбе с собственными недостатками — слабоволием, неорганизованностью, безответственностью.

Наибольшую известность получила трилогия романов-сказок о Незнайке. Первая часть — «Приключения Незнайки и его друзей» — впервые была опубликована в киевском детском журнале «Барвинок» за 1953—1954 годы. Вторая часть трилогии — «Незнайка в Солнечном городе» — появилась в «Юности» в 1958 году. Третья часть — «Незнайка на Луне» — вышла в журнале «Семья и школа» (1964—1966); жанр ее автор определил как «научно-фантастическую повесть о последних достижениях и перспективах развития советской науки в области ракетоплавания и телемеханики». Целиком трилогия была издана в 1971 году. Литературными предшественниками Незнайки и Знайки следует считать героев И.С.Тургенева — Самознайку и Рассудительного.

Широкой популярностью пользовались и юмористические новеллы «Приключения Толи Клюквина» (1961). В них осмеиваются не только детские недостатки, но и взрослые пороки.

В 70-х годах главным творческим принципом писателя стала достоверность в изображении мира детства. К этому периоду относятся две автобиографические повести: «Повесть о моем друге Игоре» (1971) и «Тайна на дне колодца» (1977). Для обеих повестей характерны мягкий, сочувственный юмор и уважение к личности ребенка.

Воспоминания о своей семье, о детстве нашли воплощение в художественно-мемуарной повести Н. Носова «Тайна на дне колодца». Мир детства дан в восприятии самого ребенка. Множество исторических, социальных и бытовых деталей дополняют значение повести в истории отечественной культуры детства.

Художественное мастерство Н.Н.Носова основано на знании законов читательского восприятия, на отчетливости содержания, на умении создать и обыграть неожиданную, остроумную коллизию, психологически убедительную даже в гротесковых подробностях. Основа его комизма — комплекс смешных возрастных черт ребенка.

Билет 23

Биография Эдуарда Николаевича Успенского

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.

Окончив школу, Успенский поступил в Московский авиационный институт. Уже в студенческие годы начинает заниматься литературным творчеством, печатается с 1960. Институт окончил в 1961.

Творческий путь начинал как юморист, совместно с Аркадием Аркановым написал и выпустил несколько юмористических книг. По собственному признанию, в детскую литературу попал случайно. Его детские стихи начали печатать, как юмористические, в "Литературной газете", они звучали в радиопередаче "С добрым утром!".

Широкую известность Успенский обрел как автор детских книжек: "Крокодил Гена и его друзья" (1966), "Вниз по волшебной реке" (1972) и др. Огромную популярность приобретают его пьесы, написанные совместно с Р. Качановым, - "Чебурашка и его друзья" (1970); "Наследство Бахрама" (1973); "Отпуск крокодила Гены" (1974) и др. Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и других героев любят дети нескольких поколений. В 1976 вышел сборник стихов "Все в порядке". В 1980-1990-х публикует серию замечательных детских книжек: "Каникулы в Простоквашино", "Дядя Федор, пес и кот", "Колобок идет по следу", "Разноцветная семейка", "Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)" и другие.

Эдуард Успенский выступал как автор сценариев мультфильмов, многие из которых любимы не одним поколением зрителей. Его герои, Крокодил Гена и Чебурашка, живут в мультфильмах вот уже несколько десятилетий.

Не меньший успех выпал и на долю приключений друзей из Простоквашино - Дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. И они тоже обрели свое экранное воплощение. Кроме того, Эдуард Успенский писал для популярной детской передачи "Радионяня", для телепередачи "АБВГДейка", ныне ведет передачу "В нашу гавань заходили корабли".

Произведения писателя переведены более чем на 25 языков, его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США. В последние годы в организованном им издательстве "Самовар" публикуются его новые книги. Живет и работает в Москве.

Радость добра

Дать жизнь современной сказке может и весёлая инженерная мысль.

Не примиряет ли она так называемых физиков с так называемыми лириками?

Гномы сегодняшнего дня - гарантийные человечки из одноимённой повести-сказки Эдуарда успенского. Кажется, что именно её следует поставить во главу угла удавшихся сказочных фантазий этого писателя. Инженера по образованию.

Крохотные герои появляются как неотъемлемое достояние механизмов обычной современной квартиры. Часов и холодильника, швейной машины и пылесоса, радиоприемника и рояля... Все эти предметы приобретаются с гарантией. Гарантия перестает быть понятием отвлеченным. Она одушевляется, она действует, она создает сюжет, взаимоотношения лиц реальных и фантастических, она вмещает мораль умную и необходимую!

Один гарантийный человечек живет с давних времен в старинных часах - старый мастер в черном сюртуке и золотых очках, Иван Иванович Буре. Часы его - с кукушкой Машкой, которая, правда, кукует неохотно, особенно когда хозяев нет дома. Вместе со взятым напрокат холодильником приехал другой гарантийный человечек - Холодилин. Был еще швейный человек в швейной машине, но уже уехал - кончился срок гарантии. А живут в квартире еще двое: один в пылесосе - мальчишка-ученик из мастерской, Пылесосин, другой в радиоприемнике, и зовут его Новости Дня.

Гарантийные человечки, в существовании которых уверена девочка Таня, и являются героями волшебных происшествий повести Эдуарда Успенского. Каждый действует в соответствии со своим характером, каждый проявляет сметку и знания специалиста-изобретателя, каждый укладывается в остроумное действие современной доброй сказки, многими подробностями близкой детям.

Гарантийные человечки сразу находят друг с другом общий язык и помогают друг другу - интересы их едины. Но жить и работать им приходится, так сказать, между двух огней. С одной стороны - любопытная и настойчивая девочка, обуреваемая намерением увидеть и поймать человечков; все свое умение и сметку приходится им пустить в ход, чтобы не быть обнаруженными. С другой стороны - мыши. Подпольное мышиное королевство объявляет гарантийным войну. Почти как в знаменитой сказке Амадея Гофмана о Щелкунчике и мышином короле. Только элегические тона старой сказки здесь преображаются в комические.

И для этого есть основания. Во-первых, гарантийные человечки, в противоположность мышиному королю и его генералам, не питают к соседям никаких враждебных чувств. Они угощают парламентеров сосиской, чем вносят смятение в ряды агрессоров-мышей. Ведь при таком отношении противника вся мышиная армия может переметнуться на его сторону!

Во-вторых, гарантийные человечки разумно мыслят и владеют техникой. Доброта и ум обеспечивают им конечную победу. Впрочем, самые разумные из мышат тоже не чужды техники. Дружественный гарантийным мышонок раньше жил во Дворце пионеров, разбирается и в механике и в электричестве. Подробно, наглядно и убедительно, в действии изображены Успенским человечки, живущие и работающие в домашних механизмах. Вплоть до устройства их крохотных комнат, не видимых человеческому глазу, вплоть до организации их собственного хозяйства, их гостеприимства по отношению к каждому собрату-гостю или новичку... Гарантийные остроумно-изобретательны и находчивы. В этом отношении они отчасти напоминают коротышек трилогии Николая Носова, где техническое изобретательство тоже играет существенную роль, привлекая пристальное внимание ребят.

Такая близость мотива не снижает оригинальности сказочного сюжета Эдуарда Успенского - ведь он строится на совсем иной основе. Основа эта еще более эксцентрична, чем у Носова, но, кажется, в такой же мере вводится в русло игры.

Детская игра всегда остается первоосновой и даже сущностью сказочных повестей Успенского. Игра современная, где все возможно: и "неизвестно кто" - Чебурашка; и кот, научившийся говорить в бытность свою питомцем профессора - специалиста но языку животных, да вдобавок кот бывалый, бывший мореход, в тельняшке; и трактор, заряжающийся не бензином, а, скажем, картофелем, и поющая романсы корова с кошачьим именем Мурка; и старейший часовой мастер - крохотный гарантийный Иван Иванович Буре со своей строптивом кукушкой...

В аспекте игры надо принимать и сказочные характеры Эдуарда Успенского.

В сказке "Дядя Федор, пес и кот" (1974) возникает почтальон Печкин, персонаж, в общем, антипатичный, своеобразное детское воплощение бюрократизма.

Однако в конце повествования Печкин, получив подарок, мгновенно переродился. Он стал хорошим и полюбил животных. Неуместная по обычным художественным критериям такая перековка бюрократа закономерна по законам игры. Нельзя не увидеть здесь отголоска известной Чуковской истории о злодее-Бармалее, который, побывав в унылом животе Крокодила, превращается в добродушнейшего и детолюбивого пирожника. Нельзя не вспомнить и лунного собственника Скуперфильда из носовской трилогии о Незнайке - этого бездушного толстосума, лишившегося своих богатств и поступившего работать на собственную фабрику.

Билет №24

Историческая литература включает в себя всё многообразие книг на исторические темы. Художественное допущение в исторической литературе обязательно обрамлено картиной прошедшей эпохи как её видят профессиональные историки. Ранние исторические романы послужили серьёзным инструментом для привлечения общественного внимания к истории Средневековья.

Основоположником и первым классиком жанра исторической литературы в европейской культуре был Вальтер Скотт. Жанр получил расцвет в эпоху романтизма и сохранял популярность в последующие периоды.

В XX веке историческая литература стала делиться на несколько ветвей. Основными субжанрами стали исторический детектив, исторический сентиментальный роман и альтернативная история.

Имя Сергея Алексеева в читательском сознании прочно связано с исторической литературой. К разным периодам российской истории обращается он в своем творчестве, сделав своим девизом слова Пушкина: «Гордиться славою предков можно и должно». как писатель Сергей Алексеев также прославился не только на родине, но и далеко за ее пределами. Его самую первую книгу с середины 50-х годов читали все дети, потому что это был учебник по истории СССР для начальных классов, написанный в содружестве с историком В.Г.Карцевым. А первая его художественная книга – «Небывалое бывает» – сразу полюбилась юным читателям, так же, как и множество других рассказов и повестей, раскрывающих события четырех веков российской истории – с середины XVI до середины XX века. Редкостный дар позволяет автору книг о далеком прошлом увлекать читателей своим повествованием, о чем бы он ни рассказывал – о восстании Пугачева  в “Жизни и смерти Гришатки Соколова”,  или о походах великого русского полководца в “Рассказах о Суворове и русских солдатах”, о подвиге народа во время Отечественной войны 1812 года (“Птица-Слава”) или об эпизодах из жизни основателя советского государства («Снегирь», «Секретная просьба»)…

Для писателя дороже всего идеи патриотизма, верности Родине, о ком бы он ни рассказывал: о великих русских полководцах, простых солдатах или деревенских ребятишках.

Все герои С. Алексеева обладают умом, смекалкой, физической силой, верностью слову. Так, в цикле рассказов о Петре Первом «Небывалое бывает» писатель не только восхищается военным искусством царя, но и показывает его в самые прозаические моменты: русская армия шла к Нарве, но из-за проливных дождей размыло дороги, увязли в грязи русские пушки. «Вдруг смотрят солдаты… командир бомбардирской роты. Рост у капитана громадный, метра два, лицо круглое, глаза большие, на губе, словно наклеенные, черные, как смоль, усы».

Ждали солдаты, что капитан станет ругаться, а он «снял нарядный, с красными отворотами кафтан и полез под колеса. Поднатужился капитан, подхватил богатырскими плечами пушку. Солдаты даже крякнули от удивления. Подбежали, навалились. Дрогнула пушка, вышло колесо из пролома, стала на ровное место. И только потом узнали солдаты, что это был вовсе не бомбардирский капитан, а сам государь Петр Алексеевич.”

В рассказах и повестях С. Алексеева богатый познавательный материал, но подан он так наглядно и образно, что вызывает у читателей острый интерес к историческим событиям, будь это описание царских забав юного Петра, когда его «потешные полки» были совсем как настоящие, и оружие у солдат было настоящее, и пушки были, только ядер не было, и стреляли пушки «пареной репой». Или вдохновенные, яркие портреты дворян — руководителей восстания декабристов.

Повесть С. Алексеева «Декабристы» — лучшее из всего написанного им. Выразительный язык, короткие динамичные фразы, большое количество глаголов, придающих энергию событиям, удачные концовки глав, вызывающие особый интерес к тому, что будет в следующей главе. Даже названия глав: «Барабанщики бьют тревогу», «Стоят на ветру солдаты», «Выстрел Каховского», «Непокорный взвод», «Жив, не убит солдат» усиливают интерес к описываемым историческим событиям.

Все эти особенности делают книгу равноправной среди других исторических произведений о декабристах, таких, как «Кюхля», «Черниговский полк ждет» Ю.Тынянова, «Черниговцы» А. Слонимского, «Из искры пламя» С.Голубова и других. Но при этом повесть доступна детям 10-11 лет.

В своих произведениях С.Алексеев широко пользуется приемами устного народного творчества. Многие его рассказы построены в форме сказа, в конце всегда присутствует четкий вывод, похожий на афоризм.

Многие книги Алексеева посвящены Великой Отечественной  войне: «Богатырские фамилии», «Двенадцать тополей», «Идёт война народная», «Орлович – Воронович», «Пять поклонов сталинградцам», «От Москвы до Берлина», «Они защищали Москву», «Последний штурм».

Билет №25

Справочная литература представляет собой отобранные под определенным углом зрения сведения из различных областей культуры, науки и техники с целью дополнения и углубления школьных программ; одна из ее задач - формирование системы знаний человека (личный тезаурус), их структурирование, отражение связей между ними. Эта литература учит собственно процессу познания - методике овладения знаниями и навыками, особенностям их использования, расширяет кругозор читателя, формирует содержание информационной культуры личности. В отличие от «взрослой», предназначенной для быстрого наведения справок и поиска конкретных сведений, справочная литература для детей, как правило, предполагает «сплошное» последовательное чтение, поэтому ее можно назвать литературой для чтения, призванной дать представление о системе научного знания. Справочная литература включает в себя разнообразные виды энциклопедий, словарей и справочников. Предназначена справочная литература не для повседневного чтения, а для эпизодического использования при наведении справок, для получения конкретного ответа на вопрос читать.


Билет 26

 Мой любимый детский писатель это Агния Барто.Она мне нравится за её талант писать детские стихи и рассказы.Самый первый стих который я услышала это был "идёт бычок качается".У меня даже есть книжка которая посвещается Агние Барто там очень стихов и рассказов для маленьких  детей.Эти все стихи очень красивы своим содержанием они и о прероде и о детях.Поэтому Агния Барто мой любимый.

детский писатель! 


 

 



Диплом на заказ


1. Тема уроку- Entertinment Підтема- Types of entertinment Цілі уроку- Практична- 1 розвиток навичок аудіювання;.
2. порядок формирования использования и отражения в учете фондов накопления и потребления
3. Наследование по закону согласно римскому частному праву
4. Какое доказательство есть тому что мы совершаем первые четыре ракаата пятничной молитвы Ардак Аскерулы
5.  Проблемы онтологии и теории познания 1
6. Абиссинская литература
7. Воно захищає підприємство від втрат унаслідок пошкодження або знищення майна через непередбачувані випадк.html
8. тематического факта дневного отделения группы ИНФ970 Авилова Виталия Евгеньевича Научный руководит
9. Моя умма разделиться на семьдесят три ветви
10. а це SIMD англ Single Instruction Multiple Dt Одна інструкція багато даних набір інструкцій розроблених Intel і вперше пр
11. Нейрофизиологические корреляты сознания и речи
12. Реферат на тему ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР
13. Спорные территории Японии и России
14. Принятие решения потребителем
15. Проектирование и обустройство многоуровневой дорожной развязки
16. Национальный проект здоровье направления и результаты
17. і у мене забрали тебе а в метелика крила
18. тематизация знаний создание архива данных; извлечения данных из архива; учета объемов файлов при их хранении
19. ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования
20. Анализ показателей качества водки