Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Любовь к мудрости Первое определение дал Пифагор

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.1.2022

1.Философия (с греч «Любовь к мудрости») Первое определение дал Пифагор. Он говорил, что мудрость дана лишь богам, человек может лишь ее любить.

Предметом философского познания является мир как целое, вся действительность. Философия изучает и внутренний и внешний мир человека, его взаимодействие с миром.

Основные разделы:

1) Онтология (учение о бытие)

2) Гносеология (учение о познании)

3) Антропология (учение о человеке)

4) Аксиология (учение о ценностях)

5) Социальная философия (учение об обществе)

6) Этика (учение о нравственности)

7) Эстетика (учение о прекрасном)

8) философия истории

Что первично: материя или сознание? В зависимости от решения выделяют два философских направления:

а) материализм – основа мира – материя

б) идеализм – идеальное начало

Аристотель считал, что человека побуждает философствовать удивление. Рене Декарт – сомнение (принцип Декарта в основе феминалогия) Кьеркегор – отчаяние (основоположник экзистенциализма). Витгенштейн – интеллектуальное замешательство.

Функции философии: мировоззренческая, ценностно-ориентационная, объясняющая, прогностическая, Критическая, Интеграционная, Воспитательная,Терапевтическая.

В современном обществе философия нужна для осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.

2. Философия – это мировоззрение, в формировании которой руководящую роль играет духовная способность мышление, разум человека.

Мировоззрение – знание о мире, целостная система знаний.

Основные типы мировоззрения:

1) мифическое

2) религиозное

3) философское

Мифическое. Было самым ранним. Центром для многих народов являлся мотив о происхождении мира, людей, богов. В них содержалось описание обрядов, ценные практические указания. Мифы являлись реальностью, в них верили. В них имеются зачатки науки, морали, культуры. В формировании мифов играли роль воображение, разум, вера.

Религиозное. Опирается главным образом на духовную способность человека – веру. Доводом разума отводится второстепенная роль. Большая роль – переживания, страх перед богом, надежда, сознательная личная вера человека. А в мифах вера человека бессознательна. В религии сфера божественного удалена от мирского, а в мифах божественное и мирское слито вместе.

Философское. Главную роль играет мышление, разум, самокритичность. Для философии не существует священных, неприкасаемых догматов, есть идеи и принципы, которые имеют разную степень обоснованности. Строгость и последовательность мышления, каждое философское утверждение обосновывалось на разумных доводах. Язык философии – язык понятий. Творческая природа философского мировоззрения – философия не стоит на месте, не останавливается на достигнутом. Ф.М. никогда не имело широкого распределения, оно имеет элитарный характер. Требует от человека значительных усилий. Философия трудная и узкоспециализированная наука.

3.Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму.

Материализм:

1)материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего.

2)Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась.

3) Диалектический материализм (Маркс и Энгельс): Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности Идеализма:

1)Объективный идеализм – провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель)

2)Субъективный идеализм (Беркли): утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. (Дж.Беркли). крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания признается инстинкт, вера, откровение и тд, а само бытие рассматривается как иррациональное.

4. Философия начиналась с поиска ответа на вопрос - о происхождения мира. Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями милетской школы: Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром Гераклитом.

Первоначало мыслилось ими как нечто единое с природой. Сама природа рассматривается ими как причина всего сущего.

Фалес таким началом считал воду, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла были символами всеобщего. Они были не просто вещественными, но также и разумными, даже божественными. Натурфилософское представление о первоначале было внутренне противоречивым и в дальнейшем тупиковым ходом развития мысли.

Более абстрактным было учение о первоначале у пифагорейцев. Они объясняли всю структуру мироздания с помощью числа как первоначала. Познание природы для них было возможно только через познание числа и числовых отношений.

5. Сократ — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами, и сущностью знания. Вопросы этики — вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметом бесед Сократа.

Сократический метод Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно — диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Для Сократа философия — это рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению того, что представляет это явление, то есть к определению его сущности.

6. Платон. Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах "Государство", "Политик" и "Законы". Суть их в следующем:

1. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство.

2. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов.

3. Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).

4. Философ утверждал, что идеальное общество состоит из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, ремесленников.

Аристотель. Ученик Платона. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Критиковал своего учителя. Свои выводы философ изложил в работе "Политика":

1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.

2. В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как "политического животного".

3. Главная цель государства - достижение "лучшей жизни". Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.

7. Буддизм возник в 6 в. до н.э. Основатель – индийский принц - Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды. Особенность этого учения – этико-практическая направленность. В основе буддизма «четыре благородные истины»:

1) существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием

2) существует причины страдания, которой является жажда, ведущая через радости к перерождению;

3) сущ. освобождение от страдания, устранение причин страдания (устранение жажды)

4) существует путь, ведущий к освобождению от страданий, кот отвергает как жизнь так и путь самоистязания.

Конфуцианство одно из наиб важных направлений развития китайской философии. Основатель – Конфуций (551-479 до н.э.). Конфуция мало интересуют проблемы материального мира и космогонии. Небо Конфуций рассматривает прежде всего в связи с человеком, а не природой, именно человек явл главным предметом философии. В центре его учения – человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Конфуций гл внимание уделяет вопросам воспитания идеального человека, которое должно осуществляться в духе уважения к окр людям и обществу. В основе всех общественных норм поведения и воспитания у Конфуция находится религиозный ритуал.

Даосизм(дао – путь)- важнейшая философская школа в Китае, возникшая во второй пол 1 тыс. до н.э. Основатель – Лао-цзы. В центре учения – категория дао. Дао – невидимый всеобщий естественный закон природы, чел общества, поведения и мышления индивида. Дао неотделим от материального мира и управляет им. Соблюдая закон дао, человек может бездействовать. Поэтому недеяние и явл одной из осн и центр идей даосизма, именно она приводит к счастью, полной свободе.

8. Патристика (17 век) - христианская философия на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона. Крупнейшим философом периода патристики был Августин Аврелий. Главная заслуга Августина в том, что он разработал теологию христианства. Два труда «исповедь» и «О граде Божьем». В центре его внимания – проблемы бытия, исторического прогресса и человеческой личности. Большое место в философии Августина заняли и проблемы антропологии, природы человеческой личности. Природа человека, по его мнению, двойственна. Главная способность человеческого духа – его способность верить в Бога. Это высшая из всех человеческих способностей. Но она не является единственной. Другая духовная ценность – разум, мышление, с помощью которого человек способен познавать природу и общество. Однако разум лишь подкрепляет положения веры, но сам истины найти не может.

Ценность антропологической концепции Августина состоит в том, что в ней впервые было четко сказано о равенстве людей, об уникальных способностях и возможностях человека и о его ответственности перед Богом и другими людьми за свои дела.

9. Схоластика – 9 – 15 вв. на этапе схоластики осуществляется разработка и систематизация основных понятий христианской философии под решающим влиянием философского наследия Аристотеля.

Наиболее ярким представителем этого периода является Фома Аквинский. Главные положения созданной им философской системы составляют основу католической философии – неотомизма. Важнейшая его заслуга – разработка одной из центр проблем средневековой философии – проблемы соотношения религии и науки, веры и разума.

Вера выше разума. Главное внимание Аквинский уделял рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С этой целью он разработал пять широко известных доказательств бытия Бога.

Особенность периода – спор об универсалиях. Спор привел к формированию 2-х позиций:

  1.  номинализм - позиция, полагающая, что универсалии существуют только в уме человека, т.е. имена, которые человек дает вещам и ничего более. Всеобщие понятия не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только формы мысли.
  2.  реализм - позиция, считающая, что наиболее значимыми является не индивидуальные, а общие понятия, обозначающие род, класс, вид, к которым относятся те или иные отдельные предметы, а также понятия сущности.

10. Особенности рационализма связаны с ориентацией на математику как идеал научного знания. Рационалисты считали, что подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им, т.к. чувственный опыт ненадежен.

У истоков рационализма – философия французского ученого Р.Декарта (1596-1650). Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. В основании человеческого знания лежит философия, или метафизика. Любое утверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненно, одно: «Мыслю, следовательно, существую». Это и есть основа философии Декарта. Философия Декарта получила название дуалистической (т.к. постулируется существование двух субстанций – материальной, кот. обладает протяженностью, и духовной, кот. обладает мышлением).

Лейбниц отверг дуалистическую трактовку бытия Декарта. Он противопоставил ей плюралистическую концепцию бытия – монад. Монада, по Лейбницу, - не что иное, как простая субстанция, кот входит в состав сложных: простая, значит, не имеющая частей. Т.е., субстанция должна обладать абсолютной простотой и неделимостью. Лейбниц приходит к выводу о существовании множества простых субстанций. Каждая монада представляет собой некий замкнутый мир, отражая в себе при этом весь мировой порядок. Монады как субстанции вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем.

11. Философское направление - эмпиризм (от греч. empiria опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений.

Родоначальником эмпиризма был английский философ Бэкон (1561-1626), который был убежден, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. «Знание - сила». «Мы столько можем, сколько знаем». Бэкон разработал классификацию наук. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии. Главное затруднение в познании природы – в уме человека.

Дж. Беркли (1685-1753). Исходный пункт субъективно-идеалистической концепции становится критика учения Локка о первичных и вторичных качествах. Он считает ошибочным взгляд, согласно которому первичные качества объективны, а вторичные субъективны. По Беркли, все качества вторичны. Между первичными и вторичными качествами нет различия, и те и другие явл ощущениями. Ощущений же вне разума нет. Поэтому вне сознания ничего нет. Центральный принцип его философии: «существовать значит быть воспринимаемым».

12. Основной чертой философии Канта является компромисс, между идеализмом и материализмом.

Заслуга Канта в т.познания заключается в том, что он установил недостаточность аналитического метода познания и поставил вопрос о роли синтеза. В научном исследовании заслугой Канта являются и черты диалектики, присущие его т.познания.  Кант строит свою гносеологическую систему. По этой системе у человека три познавательные способности: чувственность, рассудок и разум. Чувственность – познание мира с помощью ощущений. Рассудок – способность логического мышления. Разум выходит за пределы познавательных возможностей человека

Этика. Кант разработал всеобщий закон нравственности, так называемый  категорический  императив (обязательное поведение), суть его сводится к следующему: каждый человек независимо от его положения в обществе должен поступать так, чтобы его поступок могли бы совершить и все другие.

13. Гегель впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, в идеалистической форме, законы и категории диалектики.

1. Закон перехода количественных отношений в качественные .

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью.

14. Русская философия предстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния, в результате которого возникли две идейные программы: западничество и славянофильство.

К философскому направлению “ Западники “ принадлежали великие личности:

П. Я. Чаадаев  и Н. В. Станкевич которые считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия - католицизм.

К философскому направлению “Славянофилы” принадлежали :

И. В. Киреевский и А. С. Хомяков Стремились обосновать необходимость особого пути развития России. Русские могут рассчитывать на прогресс, т.к. истинной религией является православие, а основа общественной жизни это религия народа, определяющая характер его мышления.

15. Позитивизм — направление, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Основная цель позитивизма — борьба с метафизикой.

Характеризуя первый этап позитивизма, следует отметить стремление его основателей Конта и Спенсера не столько противопоставить науку философии, сколько выявить позитивную составляющую социального знания.

При анализе второго этапа позитивизма (махизм) следует раскрыть основной постулат махизма "Мир сквозь призму ощущений" и особо подчеркнуть его крайне субъективистский характер.

Раскрывая сущность третьего этапа позитивизма (неопозитивизм). Необходимо отметить важность логико-лингвинистического метода в решении проблемы знания и языка

16. Философия жизни - это философское направление конца 19 — начала 20 вв., основным понятием и предметом философствования в котором является понятие «жизнь» как, во-первых, органическая целостность и во-вторых — творческая динамика бытия. Основные способы познания — иррационализм и интуиция. Жизнь целостна и находится в непрерывном становлении.

НИЦШЕ Фридрих  — немецкий философ, представитель философии жизни, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

Ницше чужды всякие попытки построения философской системы. Мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же». Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник философии жизни.

ШОПЕНГАУЭР Артур — немецкий философ-иррационалист, тяготел к немецкому романтизму и к мистике. Шопенгауэр оспаривал само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Его бессознательное — универсальная иррациональная стихия, неподвластная никаким рациональным методам исследования. Интеллект — это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима.

17. Экзистенциализм исходит из единичности человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченностью, страхом, сознанием конечности бытия. Единственная подлинная действительность для экзистенциалистов — это бытие человеческой личности.

СAPTP Жан Поль (1905—1980) — французский философ и писатель, представитель экзистенциализма. Основные проблемы его философских размышлений — суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности, специфичность человеческого существования как «принципиальной неполноты» и самосознательности, случайность нашего бытия в мире. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли.

Альбер Камю. Сам Камю не считал себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом. Тем не менее, работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим, его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжелым заболеванием (постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства. Полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности.

18. Бытие - это основная философская категория, обозначающая реальность, все существующее. Это понятие охватывает все то, что только имеет место «Быть». При этом в понятии бытия выделяют следующие его формы:

1)материальное бытие (бытие вещей, предметов),

2)идеальное бытие (бытие мыслей, «понятий»),

3)социальное бытие (бытие материального и идеального в человеке, единой взаимосвязи, получившей свое отражение в человеке).

Бытие мира есть единое и самотождественное, непрерывно становящееся (Парменид).

Бытие есть сущее противостоящее и предстоящее знанию (Бердяев).

Бытие есть отражение духовных субстанций-монад (Декарт, Лейбниц)

Бытие не есть свойство вещей, это общий способ связи наших понятий и суждений (Кант)

Бытие есть деятельность абсолютного "Я" (эгоцентризм, субъективный идеализм Фихте)

Бытие есть восхождение духа к самому себе (Гегель).

Существование – это бытие, которого коснулся акт сознания. Существование не отделимо от познающего его сознания. И если удалить сознание, то существование перейдет в бытие.

19. Материя - объективная реальность данная нам в ощущениях. Материя – одна из самых общих категорий нашего мышления. Также, материя - философская категория, обозначающая субстанцию, первоначало, объективную реальность.  

Стадии. 1-я стадия связана с пониманием материального первоначала субстанции как вещества. Эта стадия относится ко времени учения первых древнегреческих ученых. Огонь, вода, воздух, земля- первоосновы. 2-я  стадия – с пониманием первоначала субстанции как свойство. Эпоха нового времени период зарождения классической науки- время возникновения 2 стадии. Масса, протяженность, атомы носители свойств. 3-я стадия понимание материи как отношения. 19-20 века в условиях фундаментальной революции в естествознании. Материя через отношения к сознанию. Материя объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Тезисы о материи (сторонники матер-ма) Материя вечна и бесконечна. Материя неуничтожима и несотворима. Уничтожаются и создаются лишь отдельные виды материи, а не сама материя. Материя не исчерпаема,  т.е. до конца не познаваема.

20. Движение- любое изменение вообще,начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением.Движение есть атрибут материи,неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не может быть абсолютно неподвижного материального объекта. Покой- противоположно движению (отсутствие движения).Любой движущийся предмет до определенного времени сохраняет свою качественную определенность, стабильность внутренней структуры, т.е некоторое постоянство, неизменность. Это непременное условие существования любой вещи. Т.о-движение и покой диаликтически противоречивые свойства материального объекта. Не существует материи без движения как и наоборот. Развитие- необратимое качественное изменение .Оно бывает прогрессивным – проистекающим с нарастанием сложности и упорядоченности объекта и регрессивным – деградация объекта, его распад, гибель. Энгельс выделил 5 основных форм движения:

1. Механическая;

2. Физическая;

3. Химическая;

4. Биологическая;

5. Социальная

21. Пространство есть категория для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов. Время-категория для обозначения длительности существования и последовательности смены состояний всех матер-х объектов.

В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и времени сложились в виде двух концепций, названных впоследствии субстанциональной и реляционной. Первая концепция допускала существование пространства как некоторой пустоты, не связанной с материальными предметами. При этом считалось также, что время представляет собой самостоятельную сущность, не связанную с материей и пространством. Наоборот, с точки зрения второй концепции, не мыслились пространство и время, оторванные от вещей. В науке до конца 19 и нач 20 в. господствовала первая концепция.

Эйнштейн создал теорию относительности в которой рассматривал относительность, пространство и время. С точки зрения специальной теории относительности , два события, одновременные в одной инерциальной системе отсчета, будут неодновременными в другой системе, движущейся относительно первой. Дальнейшее развитие представлений о пространстве и времени и их взаимосвязи с материей связано с возникновением общей теории относительности: пространство и время как формы существования материи должны быть неразрывно связаны с материей и ее свойствами.

22. Идеалистический подход рассматривает сознание в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Такой взгляд был у античных философов.

Материализм, исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира. Сознание при всей его сложности не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым.

Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание : самочувствие, принадлежность к сообществу, возникновение «Я».

23. Бессознательное – когда объект не осознает мотив действий.

Фрейд представил бессознательное как силу, которая противостоит сознанию. Психика человека состоит из 3 пластов: 1- Оно- в нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти. 2- Я (эго) – небольшой слой сознательного, 3- сверх-Я- идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. Человек по Фрейду – эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Юнг выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское Оно. Он выделил в нем помимо личностного бессознательного, еще и коллективное бессознательное, которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляет общечеловеческие первообразы – архетипы. Человек – прежде всего существо архетипное.

24. Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Решение этой проблемы порождало серьезные трудности. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители (скептицизм, агностицизм). Диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно: наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности.

Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.

Понимание — психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта. Способность видеть причинно-следственные связи.

25. Философия выделяет два различных вида познания: чувственное и рациональное.

Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

1. ощущение –процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их воздействия на наши органы чувств.

2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств.

Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Основные формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.

Истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.

Сенсуализм (представители – Локк, Гоббс, Беркли) - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».

Рационализм (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют - интуицией.

26. Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно.

Конвенциональная концепция истины считает истинное знание результатом конвенции, соглашения. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.

Когерентная концепция истины. Она сводит вопрос об истине к проблеме когерентности, то есть непротиворечивости знаний. Соответствие знаний действительности может быть установлена только через когерентность, которая выступает в качестве критерия истины.

Прагматическая концепция истины. Представители прагматизма подчёркивают роль практической активности в познании. "Наши убеждения влияют на наши действия. Если это влияние делает действие эффективным, то наши убеждения являются истинными".

27. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина- это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина - это точное, полное, наиболее исчерпывающее отражение объекта познания. Под АИ надо понимать и те моменты, которые в дальнейшем не будут отброшены как ошибочные. Процесс постижения истины идет через относительные истины, относительно верные отражения объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта. В то же время истина конкретна, поскольку истина сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность.

Критерии:

ясность (критерий этот субъективен, поэтому ненадежен);

истинно то, что признается большинством. (Критерий абсолютно ненадежен);

истинно то, что полезно;

основным критерием истины является практика, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей;

непротиворечивость знания;

простота – хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов внутреннее изящество, гармоничность, красота и даже остроумие предполагаемых гипотез.

28. Обыденно-практическое познание. Этот вид познавательной деятельности основывается на опыте, который человек приобретает осуществляется разного рода деятельностью. Результатом выступают привычки убеждения верования.

Мифическое познание. Особенности своеобразие мифического мировосприятия: природа с точки зрения мифа - арена усилий, действие борющихся сил. Схватка этих сил проявляется в природных явлениях.

Религиозное познание. Истина бог. Способ раскрытия истины откровение. Откровение момент раскрытия истины которая с одной стороны результат напряженного самоуглубления человека с другой стороны божья благодать. Цель практического религиозного познания внутренне преображение человека открывающего ему доступ к истине к богу, т.е. нужно прийти к вере.

Художественное познание. Проявляет себя через предметы искусства, т.е. через результат познавательной деятельности. Искусство заключает в себе познание мира и самопознания. Искусство овеществление души. Истина отождествляется с красотой.

Философское познание. Как и в научном познании в философии используется строгий язык понятий. Истинное справедливое. Ограничивается решением познавательных задач. Одна из главнейших функций философии духовное преображение человека. Способ раскрытия это не только разум, а также переживания нравственные искания тревоги эмоции.

Научное познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Научному познанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов.

29. Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной реальности. Наука - это систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий. Наука как бы создает параллельный реальному идеальный мир, в котором и отражает его основные св-ва и закономерности. Однако наука воспроизводит жизнь не полностью, не в подробностях, а отражает только лишь его существенные стороны.

Отличительными чертами научного познания являются:

Систематизированность (одни положения логически выводятся из других)

Оъектами НП являются не сами по себе предметы и явления реального мира, а идеализированные модели их.

Наука располагает своим языком и понятиями.

Подготовку научных кадров осуществляют спец. учебные заведения.

30. Проблема - это форма знания, содержание которой является то , что еще не познан человеком, что следует понять: «Знание о незнании» Проблема включает в себя два момента - постановка задачи и ее решение.

Гипотеза - форма знания, содержащая предположения, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которых нуждается в док-ве.

Теория - наиболее развитая форм, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области знаний.

Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический. а обоих из них участвуют чувственное и рациональное познание. Оба уровня научного познания имеют свои методы и средства познания. Между ними (опыт и теория) существует двусторонняя связь. Границы между этими уровнями относительны и исторически условны. Методы, используемые в эмпирическом и теоретическом познании (обобщение, абстрагирование, анализ и синтез) и схожие с ними методы (дедукция и индукция, моделирование и идеализация).

31. Общенаучный метод познания

Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.

Индукция- способ рассуждения или метод получения знаний, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция может полной и неполной.

Дедукция –способ рассуждения или метод движения знания от частного, т. е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях.

Аналогия – прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предложить их сходство и в других признаках.

Метод моделирования основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на объект.

32. Эмпирический метод познания.

Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования.

Эксперимент в отличие от наблюдения- это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Различают несколько видов эксперимента:

1. качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предполагаемых теории явлений.

2. измерительный или количественный, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства предмета, процесса.

3. особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент

4. социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.

33. Теоретический метод познания.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Идеализация (метод идеализированного объекта) - мысленный эксперимент с идеализированным объектом, который как бы заменяет реальный эксперимент с реальным объектом; методы построения теории; методы логического и исторического исследования.

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ метод — способ построения теории, при котором некоторые истинные утверждения избираются в качестве исходных положений (аксиом), из которых затем логическим путем выводятся и доказываются.

ГИПОТЕТИКО – ДЕДУКТИВНЫЙ метод - система методологических приемов, состоящая в выдвижении некоторых утверждений в качестве гипотез и проверке этих гипотез путем вывода из них, в совокупности с др. имеющимися у нас знаниями, следствий и сопоставления этих последних с фактами. Только достаточно длительный процесс испытания гипотезы может привести к обоснованному ее принятию или опровержению.

34. Диалектика – это наука о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления и познания. Его сущность в том, что на использовании объективных законов диалектики вырабатывается субъективный метод познания окружающей действительности.

Основные принципы Д:

1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие.

2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обуславливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.

3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения – внутренне противоречие.

Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи.

«Три закона диалектики» (Энгельс): 1. Закон перехода количественных изменений в качественные; 2. Закон единства и борьбы противоположностей; 3. Закон отрицания отрицания.

35. Отдельное - относительно обособленное образование - тело, вещь, явление, процесс, событие. Единичное - это индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному. Общее - существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Отдельное - это-вещь в целом, и именно ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое.

Сущность и явление: Категории "сущность" и "явление" необходимы для выработки правильного представления о процессе познания. Начинается познание с того, что в процессах и вещах доступно непосредственному чувственному восприятию. Эта внешняя и сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов называется явлением. У всех вещей и процессов есть и внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона, относительно скрытая за явлениями и недоступная непосредственному восприятию. Она представляет собой их сущность - основу объекта и главное в нем, единство внутренних, необходимых сторон и связей Сущность обычно выступает как общее, а явление - как единичное, индивидуальное.

36. Диалектика категорий, выражающих связи детерминации

Причинное основание – совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Практический опыт показал, что во многих случаях установить источник происходящих в мире изменений – явление, повлекшее за собой другое явление. Первое из них назвали причиной второе следствием.

Случайность – понятие, полярное необходимости. Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных альтернативных следствий. При этом то, какой именно вариант связи осуществится, зависит от стечения обстоятельств, от не поддающихся точному учету и анализу условий.

Возможность (вероятность) – мера возможности наступления случайного события. Случайность и необходимость относительны: то, что является случайностью в одном случае является необходимостью в другом. Если явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Таким образом, возможность и действительность – две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении.

37. Диалектика категорий, выражающих структурные связи

Содержание и форма: Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющий основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Содержание и форма понятия диалектические. В человеческой деятельности понятие формы связано с понятием правил (ГОСТ).

Часть и целое: Под частями понимали такие предметы, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета. Целостность выступает как обобщенная характеристика объектов, обладающих сложным внутренним строением.

Элемент, структура, система:

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией.

Элемент – неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов.

Структура – относительно устойчивый способ-закон связи элементов того или иного сложного целого, отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта.

38. Важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения человека и мира.

Философия была бы неполной и односторонней, если бы она абстрагировалась от человека, а значит, и от общества, ограничивая свои интересы исследованием ненаселенной людьми природы. Все это превращает системное философско-социологическое осмысление общества и исторического процесса в абсолютно необходимую и притом органически составную часть философии.

Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть.

Общество - особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди.

В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении. наряду с общими, особенным и специфическим законам. Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий.

Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно развитой форме, выявить законы его движения.

39. Общество как целостная и саморазвивающаяся система

Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи.

Рассмотрение общества как системы означает :

1) Необходимость дать его структурно-функциональный анализ.

2) Рассмотреть его как динамическую саморазвивающуюся систему.

Охарактеризовать общество как саморазвивающуюся целостную систему - значит выявить в ней самой предпосылки к развитию, а также то, что общество не является простой суммой индивидов, а есть новая качественная определенность для которой характерно подчинение объективным законам развития общества. Рассмотрение общества как системы предполагает выявление элементов этой системы, ее первокирпичиков. Таким первокирпичиком является человек и его деятельность.

Сферы жизни общества - экономическая, социальная, политическая, духовная. Эти сферы существуют в любом обществе. Они в свою очередь могут делиться на составные, которые также делимы. Выделив эти основные сферы и продолжая раскрывать их дальше, получим полный структурный анализ.

40. Общественное производство и его структура

Целостное представление о жизни общества дает рассмотрение только 3 сферы общественной жизни: Социальная, Экономическая и Политическая.

Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, которая в совокупности с вышеуказанными сферами, определяет специфику общества во всей его целостности. Истоки духовной жизни общества коренятся в двойственной природе общества. Человек - не просто биологическое, но и социальное существо. Для удовлетворения своих потребностей он не приспосабливается к природе , а активно воздействует на нее. Для удовлетворения духовных потребностей служит духовное пр-во.

Духовное пр-во- осуществляется не с реальными предметами, а с их идеальными заменителями: образами, символами, законами. ДП - это пр-во духовных идей, теорий, дух ценностей. ДП - это мыслительная деятельность людей, происходящая во внутреннем, т.е. идеальном мире человека, который представляет собой отражение реального мира.

Материальное пр-во - это деятельность людей, направленная на природные процессы с целью удовлетворить человеческих потребностей. Рез-том материального пр-ва являются материальные вещи.

41. Материальное производство — производство, непосредственным образом связанное с изготовлением вещественных ценностей и с оказанием материальных услуг. Целью материального производства является выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе общественного производства, обмена, распределения материальных благ и услуг. В структуре производственных отношений выделяются технико-экономические и социально-экономические отношения. Первые отражают организацию производительных сил, особенности определенного этапа развития факторов производства и их общественной комбинации.

Социально-экономические отношения, являясь стержневым ядром производственных отношений, определяют общественную форму производства (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая).

Производительные силы - средства производства и люди, обладающие определенным производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие. Таким образом, люди — основной элемент производительных сил общества. Производительные силы выступают в качестве ведущей стороны общественного производства.

Производительные силы в совокупности с производственными отношениями представляют собой способ производства.

42.Социальная структура рассматривается в широком и узком смысле слова.

Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам.

Социальная структура в узком смысле слова - это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии.

Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество.

Классы – большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-экономические и психологические характеристики, ценностные ориентации, свой “кодекс” поведения.

Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса.

Теория социальной стратификации -  обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества со своих особых позиций. Основным ключевым понятием теории социальной стратификации является понятие страта как главного и конечного элемента социальной структуры.

Измеряются и выделяются страты по различным критериям и признакам (занятость, доходы, бытовые условия, образование, религиозные убеждения и т.д.).

Различают одномерную, т.е. осуществляемую по какому-то одному признаку, и многомерную структуру, основанную на ряде признаков стратификацию.

Социальная стратификация позволяет достаточно детально изучать, причем с различных позиций, социальную дифференциацию, внутреннее расслоение в обществе и сложную систему связей между стратами, прослеживать противоположные потоки социальной мобильности и т.д. Из недостатков этого подхода следует отметить известную произвольность выбора признаков и критериев выделения страт, а наряду с этим и отсутствие должного внимания к основным разрезам социальной структуры, очерченным выше.

43. СЕМЬЯ - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения. Несколько семей, вступивших в союз, образуют РОД. Роды объединялись в кланы. КЛАН - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Несколько кланов, объединившись, составляют племя. ПЛЕМЯ - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями.

НАРОДНОСТЬ - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют особую языковую, территориальную, экономическую и культурную общность.

НАЦИЯ - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

44.Любое общество не может функционировать без управления, но его формы и содержание в различные периоды истории весьма существенно отличаются. Так, родовая община не знала политических отношений и политического регулирования, управление в ней осуществлялось как самоуправление, общественная жизнь регламентировалась традициями, обычаями и авторитетом старейшин. Распад родового строя и разделение общества на классы разрушили прежнюю социальную организацию. Общий интерес вытесняется интересом экономически господствующего класса, появляются новые отношения и, следовательно, новые механизмы регулирования общественной жизни, связанные с властью. Складывается политическая система общества, ядром которой стало государство.

Политическая власть представляет собой способность личности, класса или социальной группы проводить в жизнь политическую линию в соответствии со своими экономическими, идеологическими и политическими интересами. Политическая власть реализуется в процессе политической деятельности в виде господства и управления, через политические отношения в обществе.

Политическая система представляет собой сложное, многоуровневое динамическое образование. В ней выделяют три составных части: 1) подсистема политических идей, теорий, взглядов, эмоций, чувств, составляющих политическое сознание; 2) подсистема политических отношений между обществом и государством, различными классами и социальными группами, государствами, по поводу власти; 3) подсистема политических институтов, образующих политическую организацию общества: государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации.

Все элементы политической системы взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

45. Государство – есть особая политическая организация принуждения характеризуется наличием публичной власти, права, налогов. Существует множество теорий происхождения государства.

1. Теория общественного договора. (Руссо, Гоббс, Радищев) Считали, что гос-во возникло в результатете общественного договора, сознательно заключенное между людьми.

2. Теория насилия. Именно насилие одних над другими привело к возникновению гос-ва.

3. Психологическая (Шопенгауер). Рассматривал гос-во как рез-т потребности одних людей подчинятся, других - управлять.

4. Классовая теория (Маркс и Энгельс). С их точки зрения гос-во возникает с появлением классового О и разделение О на классы :для поддержания господства одного класса

5. Социально-демократическая. Утв, что гос-во есть естественно-истор инструмент для обеспечения определенного масштаба прав и свобод людей, особенно в условиях соц. неравенствава.

Сущность гос-ва заключается в системе организации полит власти в О направленной на регулирование национальных, соц-полит и др отношений.

Функции Гос-ва подразделяются на

Внутренние:

1. Регулирование взаимоотношений между классами, нациями и т.д.

2. Конституционная функция.

3. Правоохранительная.

4. Функция регулирования экономики в масштабах своей территории.

5. Социальная защита

6.Планирование.

Внешние: Оборонная, Внешнеэкономическая, Дипломатическая.

Возникнув на опр этапе, гос-во постоянно изменяется. Гос-ное управление осущ в различных формах как по способу управления так и по организации национально - территориального устройства.

46. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти.

На текущий момент выделяется три основные формы государственного устройства:

1) Унитарное государство - простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признака суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.

2) Федерация - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

3) Конфедерация - временный союз государств, создаваемых для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства.

47. Политический режим - способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Основными политическими режимами являются:

1.Демократия - политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Либерально-демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения.

2.Авторитаризм - означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами.

3.Тоталитаризм - означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом ,волюнтаризмом , культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную).

Гражданское общество — совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Правовое государство — способ организации общества, при котором обеспечивается

1. господство права;

2. реализуются права и свободы человека;

3. равенство всех перед законом;

4. принцип разделения властей;

5. разрешение конфликтов через справедливый суд.

48. Мораль - один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Мораль в принципе можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.

Сущность как главное и необходимое, как качественная определенность морали: регулятивность, социальность, историчность, социальная неоднородность. Мораль, право, политика – род социальных регуляторов. Цели и средства регуляции – определители единства и различий видов социальной регуляции.

Функции морали:

1. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали.

2. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим.

3. Познавательная функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

4. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности.

5. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации.

6. Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей.

49. Основные этические категории

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло.

Основные проблемы этики:

- Проблема критериев добра и зла

- Проблема смысла жизни и назначения человека

- Проблема справедливости

- Проблема должного

50. Религия - это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его "Я".

О сущности религии и ее происхождении ученые высказывают много различных мнений.

Религия - коллективный невроз навязчивости, массовая иллюзия (Фрейд)

Религия – отражение человеческого бытия (Фейербах)

Религия - фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними (Марксизм)

Богословы же в вопросе о происхождении религии опираются на Священные Писания.

Функции религии:

1. Мировоззренческая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.

2. Политическая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.

3. Культурная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.

4. Нравственно-воспитательная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.

51. Виды религиозного отношения к действительности

Политеизм - это вера в то, что мир и окружающая среда правится и контролируется разным количеством богов и разнообразными божествами.

Монотеизм - это вера в то, что существует только один Бог. Возможно, самой древней монотеистической религией является иудаизм.

Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир.

Деизм - религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Деизм стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога, а не противопоставлять науку и Бога.

Атеизм - неверие в существование каких-либо сверхъестественных сил или существ или отрицание их существования, а также связанное с этим отрицание религии.

Многие критики атеизма утверждают, что атеизм является своеобразной формой религии или веры. Утверждение «Атеизм есть вера», основывают на том, что отрицание существования высших сил требует уверенности в их отсутствии.

Сведение атеизма к религии атеисты опровергают исходя из определения религии как веры в сверхъестественные силы: атеист не имеет веры в сверхъестественное. Религия же требует веры в существование сверхъестественного.

52. Наука является важнейшим видом духовного производства. Это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленной на познание и преобразование объективной реальности. Наука - это систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее сущ закономерные стороны в абстрактно- логической форме понятий. Наука как бы создает параллельный реальному идеальный мир, в котором и отражает его основные свойства и закономерности. Однако наука воспроизводит жизнь не полностью, не в подробностях, а отражает только лишь его существенные стороны. Для того чтобы возник мир науки (а произошло это около 2,5 тысячелетий назад), понадобилось достаточно много самых разнообразных условий — экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных знаний о природе и пр. Появление в этих условиях науки означало радикальную перестройку всего накопленного человечеством знания, приведение его в единую систему.

Наука выполняет след. функции:

1. Познавательная

2. Объяснительная

3. Практически-действенная

4. Прогностическая

5. Мировоззренческая

6. Социальная память.

Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов. Общее что роднит философию и религию - это решение мировоззренческих проблем, но пути и подходы решения этих проблем у них сильно отличаются.

Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии на интеллектуальное постижение.

53. Важнейшим видом духовного производства является искусство. Как и наука, оно представляет собой творение профессионалов — художников, поэтов, музыкантов, т.е. специалистов в области эстетического освоения мира. Этот способ духовного освоения действительности опирается на своеобразный феномен социальной реальности, зафиксированной философией в категории эстетическое.

Будучи одним из видов освоения действительности, искусство не может не следовать общему руслу исторического развития общества. Однако из истории известно, что эпохи расцвета материальной и духовной культур часто не совпадают. Искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность. Искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает чувства, формирует интеллект, пробуждает лучшие стороны души человека, вызывает ощущение эстетической радости.

54. Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества.

Проблема человека решалась по-разному различными философскими школами и направлениями. Особое значение эта проблема имеет в диалектико-материалистической философии. Важность решения проблемы человека связана с тем, что человек это творец истории общества, субъект всего многообразия видов деятельности и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс.

Плеханов писал, что человек это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального.

Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. В истории развития науки ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Как свидетельствует современная наука, в основе исторического бытия и развития человека, обусловливая его сущность, лежит трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Другой аспект этого вопроса состоит в том, что человек — это дитя человеческой истории. Современный человек не взялся «ниоткуда», он есть результат развития общественно-исторического процесса. Иными словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.

Однако человек — не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их. Таким образом, он оказывается в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. В человеке реализуется единство, тождество субъекта и объекта.

55. Человек - это органическое противоречивое единство природного и общественного, однако его сущность социальна. С понятием человек тесно связано понятие индивид. Под индивидом мы понимаем отдельного представителя человеческого рода. Понятия человек и индивид соотносятся как общее и единичное. Индивид  - означает отдельного человека, данную личность, наделенную неповторимыми, индивидуальными свойствами, отличающими ее от других.

Личность - так называли индивида уже в период античности, т.к. он является не только природным организмом, но выступает и в социальном качестве. Личность - это результат исторического и индивидуального развития в конкретных социальных условиях. Личность - субъект и творец общественной истории. Сущность личности определяется развитостью общества. Личность несет в себе черты цивилизации, исторической эпохи и определенного образа жизни.

Формирование личности - это процесс социализации индивида, преобразовании человеком в деятельности и общении целого комплекса социальных качеств. Деятельность личности осуществляется в конкретной общественной среде, которая определяет и формы этой деятельности, и ее характер.

Развитие личности в современных условиях тесно взаимосвязано с обществом, с методами политического управления, с развитием демократии и построением правового государства, с обеспечением личности определенной роли в обществе. Современная жизнь очень сложна и разнообразна для того, чтобы выразить ее в типах и уровнях развития личности. И все-таки некоторые психологи и философы довольно условно, с учетом теории и практики, выделяют пять уровней развития личности.

В первобытном обществе при низком уровне развития производительных сил, общественной собственности, коллективном труде человек не выделялся из коллектива.

В эпоху рабовладения складывается новый тип личности. Положение личности определяется, прежде всего, ее принадлежностью к тому или иному классу.

В эпоху средневековья личность осознавала себя в рамках христианства, она находилась в общении с персонифицированным богом, была подчинена ему. Это приводило к принижению роли личности.

В эпоху Просвещения высшей инстанцией объявляется разум, определяющий путь развития человека и отношение к общечеловеческим ценностям (признание независимости человеческого разума в деле познания собственной сущности).

С развитием капитализма формируется новый тип личности, для которой характерны энергичность, сила воли, деловитость, практичность, настойчивость, целеустремленность в сочетании с индивидуализмом, эгоизмом, а подчас и с жестокостью.

56. Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

"Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни ( Ж.-П.Сартр.)

Фатализм —   вера в предопределённость бытия. Мировоззрение, в основе которого — убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства.

Волюнтаризм — направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего. Термин «волюнтаризм» был введён в конце XIX века социологом Ф.Тённисом, однако волюнтаристские идеи в этике и в философии выдвигались и раньше А.Шопенгауэром, Ф.Ницше. Или волюнтаризм — стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.

57. Формационный подход рассматривает историю как всемирный процесс. Развитие истории человечества – это необратимый, закономерный процесс. К. Маркс попытался обнаружить эти законы:

1) закон о соответствии уровня развития производит сил и производств отношений.

2) закон смены формации. Каждое общ-во проходит определенные стадии развития.

3) Закон превосходства базиса над надстройкой. Все определяется базисом

Недостаток формационного подхода:  не учитывается, что каждая страна имеет свою культуру, что у каждой – свои особенности.

Общ-но-эк-кая формация – это исторический тип общ-ва который основывается на определенном способе произв-ва и выступает как ступень прогрессивного развития человечества.

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества

Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка.

Базис – это совокупность исторически определенных производственных отношений.

Надстройка - то совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений.

К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация. В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая (социалистическая).

58. В конце 29 - начале 20 века возник культурологический подход к пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной структуре общественной жизни. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга "культурно-исторические типы" (Данилевский) или "цивилизации" (Шпенглер, Тойнби), проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби.

Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация.

Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности. Цивилизационный подход помогает увидеть историю, не отбрасывая некие варианты, как не отвечающие критериям какой-то одной культуры. Но и цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен некоторых недостатков. В частности, в нем не учитывается связь между различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.

Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером.

Центральное понятие данного подхода — культура.

Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.

Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

59. Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество».

В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа:

Доиндустриальное — определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры — церковь, армия

Индустриальное — определяющей являлась промышленность, главные структуры — корпорация, фирма

Постиндустриальное — определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет, как место их производства и накопления

Аналогично, Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества:

аграрная при переходе к земледелию,

индустриальная во время промышленной революции

информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

60. Проблема исторического прогресса является одной из центральных во всех значительных философских учениях. Но вопрос об историческом прогрессе долгое время трактовался упрощенно - как непрерывное восхождение по пути к совершенству. С середины 19 века ставится вопрос о плате человечества за прогресс в производительных силах, о неоднозначности и противоречивости прогресса в разных сферах общественной жизни. Перед человечеством встала задача научиться сочетать изменения в научно-технической, социальной и духовной сферах, чтобы между ними не разрушалась гармония, чтобы бездумное покорение природы и насилие под историей не подвели людей к краю бездны.

Прогресс - тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Критерии общественного прогресса

Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства.

Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности.

Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы.

Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед все в большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере.

  Глобальными проблемами называют те, которые имеют общечеловеческий характер, затрагивают интересы человечества в целом и каждого отдельного человека практически в любой точке планеты. Все эти проблемы порождены разобщенностью человечества, неравномерностью его развития

Все глобальные проблемы современности можно свести к трем основным группам:

1. Проблемы экономического и политического взаимодействия государств:

а) проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и создания благоприятных условий для социального прогресса всех стран и народов;

б) проблема преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка.

2. Проблемы взаимодействия общества и природы:

а) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды;

б) обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией, продовольствием);

в) освоение Мирового океана и космического пространства.

3. Проблемы взаимоотношений людей и общества:

а) проблема роста народонаселения;

б) проблема охраны и укрепления здоровья людей;

в) проблемы образования и культурного роста.

Только гармонизация отношения человека к природе и к другому человеку, осуществленная в планетарном масштабе, - залог спасения человечества




1. Леди Вейн. Один из его пассажиров Чарльз Эдвард Прендик которого все считали погибшим был подобран в м
2. ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА И РЕКУЛЬТИВАЦИЯ для студентов заочной формы обучения специальности Экология
3. а В результате хронической алкогольной интоксикации развивается алкогольный стеатоз печени
4. Статья- Как правильно оформить прием на работу нового сотрудника
5. Историография, источниковедение, методы исторического исследования.html
6. Вариант 1 1. Внешнеторговый оборот страны представляет собой А
7. Реферат- Оплата труда гражданских служащих
8. демократическому
9. стратегии Ричард Румельт В начале статьи автор утверждает что оценка стратегии которую использует ко
10. ТЕМАТИЗАЦИИ ВИДОВ РЕЛИГИЙ
11. розыскной деятельности Актуальность темы исследования
12. ФІЛОСОФІЯ для студентів денної і заочної форми навчання галузі знань 0305 Економіка та підприємни
13. лист на надувные лодки Наименование Вес кг
14. Еноляты лития Конденсации Клайзена и Дикмана
15. Реферат- Личный бренд, как нематериальный актив специалиста
16. ТЕМА Классификация- Анатомическая- Центральная А
17. темам Списки историографии
18. Эксплуатация машин
19. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук К
20. Основы организации учета затрат и калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг